- Социально-философский анализ сущности и структуры национального самосознания, особенностей его формирования и развития предполагает комплексное использование основных положений примордиализма, конструктивизма и инструментализма, которые, находясь между собой в когерентных отношениях, образуют системную триаду.
- Национальное самосознание как идеальная основа существования нации, ее субъективное качество представляет собой сложную иерархически структурированную систему, уровни которой образуют самостоятельные подсистемы. Когнитивный уровень содержит этносоциальные представления, складывающиеся на основе иррационального противопоставления «Мы - Они». Эмоционально-ценностный уровень - чувства, оценки, ценности. Регулятивный уровень - интересы, идеи, идеология. Иерархические уровни обладают проникающей способностью, образуя вертикальные взаимосвязи. Между рядоположенными элементами уровней, которые включают в себя примордиальные элементы, элементы рационального выбора и социального конструирования, образуются горизонтальные взаимосвязи. Когерентные связи создают необходимые и достаточные условия функционирования всей системы - национального самосознания. Многосвязная структура, имея вид полного направленного графа, повышает эффективность функционирования системы за счет наличия кратчайших путей к вершине графа - аттрактору (точке притяжения).
- Национальное самосознание является системой, эволюция которой представляет собой периодический процесс взаимоперехода от хаоса к порядку, чередование периодов саморегуляции и самоорганизации. Саморегуляция предполагает действие уравновешивающей (отрицательной) обратной связи, которая позволяет системе адаптироваться к внешней среде и сохранить свое интегральное качество. В национальном самосознании мобилизуются такие элементы, комбинации которых создают порядок. Национально-специфическое и национально-приобретенное представляет собой целостное единство, находясь в динамическом равновесии. Механизм обратных связей в национальном самосознании позволяет заимствования адаптировать к национально-специфическому. Рациональные средства описания и объяснения социальных фактов преобладают над бессознательными. Эволюционными процессами управляют детерминистические закономерности. Когда внешние воздействия превышают допустимый уровень, в системе возникает положительная обратная связь, которая выводит ее из состояния равновесия. Когерентные связи между уровнями системы разрываются. Возросшая энтропия инструментальных компонентов активизирует примордиальные силы. Управляющие параметры становятся дисфункциональными. Функцию описания и объяснения новых социальных фактов берет на себя бессознательное. В процессе самоорганизации национального самосознания когерентные действия его активных элементов, в том числе маргинальных, приводят к спонтанному возникновению новой организации.
- Национальное самосознание как открытая система осуществляет постоянный обмен со средой информацией, что является необходимым условием его существования в исторической перспективе. В российской действительности под влиянием внешних и внутренних факторов сформировалось традиционное самосознание. Русская специфика, которая проецируется не только на прошлое, но и настоящее, заключается в следующем:- правовой игилизм, стремление действовать не по закону, а по совести;- неукорененность;- максимализм и сочетание противоположностей;- милитаризация образа жизни;- коммуникабельность, открытость, стремление собрать вокруг себя не только «своих», но и чужих».- приоритет духовного над материальным, устойчивое представление о том, что все должно иметь нравственное измерение;- ориентированность на ценности и потребности коллектива, на идеалы справедливости, равенства, служения государству;- православная вера - основа осознания единства;-этакратические представления, для которых характерны легитимность всевластия государства, отношение к власти как к инструменту интеграции и стабильности общества;- преобладание архетипов в национальном самосознании, слабая способность к самоорганизации. Специфика русского самосознания отражается и в восприятии личности через категорию не «частное», а «общее». В представлениях русских личность - это герои, совершившие не малые, а большие дела во имя своего народа.
- При изменении основ бытия нации национальное самосознание переходит в неустойчивое состояние. В период неустойчивого состояния национального самосознания представления и деятельность исторических личностей способствовали тому, что в структуре русского национального самосознания идея политического и духовного единства стала доминирующей. Выходом из кризиса был поиск синтеза между идеей государственности и ценностью личности. Иерерхизация русского национального самосознания возможна при условии соблюдения принципа дополнительности между идеей политического единства и ценностью личности. Мерой их совместимости является общественный интерес, что предполагает развитие гражданского общества в процессе модернизации.
- Противоречивое сочетание традиционализма и либерализма характеризует процесс самоорганизации национального самосознания в условиях современной модернизации. Укрепление патрон-клиентских отношений с государством приведет к деиерархизации структуры национального самосознания, а преодоление патернализма через развитие гражданского общества - к иерархизации. Стремление к обретению устойчивости приводит ко вторичной традиционализации, которая под воздействием либерализма приобретает ситуативный характер и прагматическую направленность. Новые альтернативы возможного развития связаны с либеральной составляющей самосознания, которая трансформируется под воздействием традиционализма и трансисторических структур, создающих эффект зависимости от предшествующего развития. Переосмысление таких традиционных представлений и ценностей как коллективизм и общинность, идеал справедливости и идеал служения государству, будет способствовать эффективной модернизации российского общества. Национальная идея, способствующая иерерхизации национального самосознания, с учетом цивилизационной специфики России представляет собой системную триаду, элементами которой являются идея политического и духовного единства, идеал справедливости и ценность личности.
- Существенное влияние на развитие национального самосознания оказывает взаимодействие наций. Стремление к изоляционизму, характерное в том случае, когда в национальном самосознании преобладает национально-специфическое, способствует росту энтропии (меры хаоса). Постоянные межкультурные контакты приводят к появлению национально-приобретенного, которое представляет собой неспецифические хаотические факторы влияния внешней среды и отражает активизацию таких этносоциальных процессов как интеграция и ассимиляция. С помощью национально-приобретенного при сохранении национально-специфического национальное самосознание адаптируется к коммуникативному пространству. Сохранение полиэтничного пространства России (меры хаоса во внешней среде) является необходимым условием устойчивости русского национального самосознания и успешной гражданской интеграции, которая предполагает отождествление индивида со своими согражданами, ответственность за судьбу страны и соединяет в себе как традиционалистские (этнонационалистические), так и модернистские (интегративные) тенденции.
- Совокупность образов со стороны «Других» проецируется на восприятие собственной нации. В связи с геополитическим положением России на русское национальное самосознание влияние оказывают представления о них «Запада» и «Востока». В зависимости от образа России выстраиваемым «Западом» и «Востоком» происходит коррекция собственного восприятия и построение различных моделей поведения в процессе межкультурной коммуникации. Наличие в русском национальном самосознании двух крайностей: заниженной самооценке по отношению к Западу и завышенной - по отношению к Востоку - свидетельство его неразвитости.
- Переселенческие национальные сообщества (диаспоры) выступают особым общественным институтом, целью которого является сохранение и развитие самосознания национальной общности. Российская диаспора на постсоветском пространстве характеризуется аморфностью, социальной, этнической, политической и религиозной неоднородностью, что снижает ее адаптационные возможности. Диаспоре свойственна высокая степень ассоциирования, которая способствует мультимедийности национального самосознания диаспоры. Представители российской диаспоры, проживая в различных социокультурных пространствах, отличаются набором вариативных характеристик в национальном самосознании, расширяя его функциональные возможности. Способ, посредством которого осуществляется обмен информацией между диаспорой и материнским национальным сообществом, влияет на характер воздействий, которые могут привести как к иерерхизации, так и к деиерархизации самосознания нации.
2.Ладыгина О.В. Этнополитическое обеспечение системной модернизации в России // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Особенности постсоветских трансформационных процессов» /под ред. Р.Г. Яновского, Г.Б. Кошарной.- Пенза: Приволжский дом знаний, 2004.( 0,2 п.л.)
3.Ладыгина О.В. Значение основ национальной идентичности в модернизационном процессе современного российского общества // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов. Вып. XIV. - М.: «Век книги», 2005. (0.4 п.л.)
4.Ладыгина О.В. Нация как субъект деятельности// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов. Вып. XIV. - М.: «Век книги», 2005.( 0,2 п.л.)
5.Ладыгина О.В. Проблема соотношения понятий «национализм» и «патриотизм»// Вузовская наука сегодня. Сборник научных трудов IV межвузовской научно-практической конференции.- Ставрополь:СФ МГУПИ, ООО «Мир данных», 2006. (0.4 п.л.)
6.Ладыгина О.В. Национальная идентичность в современном социуме// Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов / под общей ред. Проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 15. – Воронеж: ВГПУ, 2008.(0,6 п.л.)
7.Дубинин А.Н., Ладыгина О.В. Национальное самосознание в контексте современных социальных процессов. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство «Мысль», 2008. (8,5 п.л.).
8.Ладыгина О.В. Национальная специфика и ее отражение в пословицах и поговорках русского языка// Актуальные проблемы филологии и культурологии. Материалы международной конференции, посвященной Дням русского языка и культуры в Республике Таджикистан. Душанбе: РТСУ, 2009. (0.4 п.л.)
9.Ладыгина О.В. Теоретико-методологические основы и социальная специфика изучения сложноорганизованных систем// Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия «Философия и право». 2009. №2. (1 п.л.)
10.Ладыгина О.В. Структура национального самосознания как сложноорганизованной системы// Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия «Философия и право» 2009. №4. (1 п.л.)
11.Ладыгина О.В. Влияние колонизационной структуры на социентальные системы российского общества//Вестник Таджикского Национального Университета. Душанбе 2009. №6(54).(0,7 п.л.)
12.Ладыгина О.В. Трансформация национального самосознания в условиях модернизации// Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия «Философия и право» 2010. №1. (1 п.л.)
13.Ладыгина О.В. Этнический статус российской диаспоры на постсоветском пространстве// Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия «Философия и право» 2010. №2. (0,6 п.л.)
14.Ладыгина О.В. Мировоззренческие основы восприятия России как значимого «Другого» в коммуникативном пространстве Запада и Востока// Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия «Философия и право» 2010. №3. (0,9 п.л.)
15.Ладыгина О.В. Влияние природно-географических факторов на формирование трансисторических структур и особенностей русского самосознания// Вестник Таджикского Национального Университета. Душанбе. 2010. №4 (61) часть II. (0,9 п.л.)
16.Ладыгина О.В. Самоорганизация национального самосознания: теория и практика. Душанбе. «Дониш». 2010. (11 п.л.)