Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ»
Специальность: 08.00.01
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Обоснована методология исследования государственного сектора на основе применения целостного подхода, позволяющего: а) рассматривать объект исследования, и как относительно самостоятельную часть экономики, обладающую собственными свойствами, и как составной элемент целого, упорядочивающий системные связи и обеспечивающий ее целостность, эффективность и социальную справедливость; б) определить место и роль государственного сектора в современной рыночной экономике, которая задается обществом и состоит в необходимости создания социального хозяйства; в) проанализировать исторический контекст развития государственного сектора в конкретной социально-политической среде, формирующей модель управления объектами, принадлежащими государству, и на этой основе определить особенности российской модели государственного сектора.
  2. Выявлено, что основной функцией государственного сектора является реализация власти государства в хозяйстве, проявляющейся не только в предпринимательской активности государства, но и в воздействии государства на частных производителей, как через систему государственного регулирования, так и через изменение структуры отраслевых рынков, в результате приобретения ключевых объектов собственности и изменения размеров государственного сектора.
  3. Уточнено содержание понятия «государственный сектор» и на этой основе проведено разграничение категорий «государственный сектор» и «государственная собственность». Показано, что государственный сектор как часть государственной собственности, представляя совокупность экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность от имени государства на основе вовлечения объектов государственной собственности в процесс общественного воспроизводства, имеет разные сферы в экономике (сфера реальной экономики, финансовая сфера и т.д.), что позволяет выработать научно-обоснованный подход к обоснованию его границ.
  4. Выявлена специфика экономических отношений, складывающихся в государственном секторе, характеризующаяся тем, что эти отношения в экономике смешанного типа носят двойственный характер, формируясь под влиянием как государственного прямого, так и рыночного механизмов регулирования. Двойственный характер экономических отношений позволяет выдвинуть гипотезу о возможности совмещения плановых и рыночных начал в управлении государственным сектором. Доказано, что противоречивое развитие этих отношений, основанное на активном применении рыночных принципов хозяйствования, создает дополнительное конкурентное преимущество государственному сектору, а игнорирование его приводит к неэффективному функционированию объектов государственного сектора в рыночной среде.
  5. Проведена классификация объектов государственного сектора по степени их интеграции в рыночную систему отношений, позволяющая определить степень присутствия рыночной компоненты в функционировании государственных объектов для выработки адекватных механизмов управления ими. Показан неоднородный состав государственного сектора в России и обоснована неправомерность выделения новой государственной структуры - некоммерческих государственных корпораций в качестве объекта государственного сектора, ввиду неопределенности формы собственности государственных корпораций и теневого управления государственной собственностью.
  6. Раскрыта сущность государственного предпринимательства как особого типа предпринимательской деятельности и на этой основе сформулированы предложения по совершенствованию деятельности государственных предприятий. Обосновано положение о том, что государственное предпринимательство представляет более рисковую деятельность по сравнению с частным предпринимательством, вследствие действия особых рисков, связанных со сложной системой вплетения государственных предприятий в рыночную среду (институциональное несовершенство рынков, общественное обременение, условная обособленность, слабые стимулы, недофинансирование, неполнота и несвоевременность информации, изменение менеджмента и стратегии развития объекта и др.). Эти риски снижают мотивацию экономических субъектов к улучшению экономической деятельности, что требует изменений в функционировании государственных структур на основе повышения степени их обособленности и мотивации.
  7. Определен характер управления государственным сектором в России на современном этапе. Доказано, что управление носит тоталитарный характер поскольку деятельность многих государственных структур расходится с общественными интересами, общество не принимает участия в управлении, а объекты государственной собственности используются в интересах власти, что выражается в дальнейшем огосударствлении экономики; создании объектов псевдо-государственной собственности (государственные корпорации в форме некоммерческих организаций); сохранении института государственных директоров; теневом управлении государственным имуществом; слабой взаимосвязи затрат с результатами хозяйственной деятельности; распределении доходов государства от деятельности акционерных обществ с государственным капиталом в пользу руководящего звена.
  8. Разработаны концептуальные основы нового подхода к управлению государственным сектором и рекомендации по совершенствованию системы управления государственным имуществом в России. Доказано, что главной целью управления государственным сектором является его формирование на базе функциональных объектов собственности для обеспечения создания социального хозяйства и поддержания целостности национальной экономики. Новые принципы управления государственным сектором заключаются в усилении коллективных начал в управлении на основе развития эффективного государственного аудита; более активном использовании института независимых директоров; повышении прозрачности управления объектами государственной собственности, максимально защищенного от коррупции; усилении взаимосвязи затрат с результатами при оценке эффективности деятельности государственных структур. Реализация новых принципов позволит преодолеть недостатки управления собственностью государства и приблизить управление государственным сектором к демократической модели.
Список опубликованных работ
Монографии и главы в монографиях

1. Кононкова Н.П. Теория и практика государственной собственности. – М.: МАКС Пресс, 2010 – 9,3 п.л.

2. Кононкова Н.П. Государственный сектор экономики: вопросы теории и современной российской практики. – М.: Изд-во Университетский гуманитарный лицей, 2010 – 10 п.л.

3. Кононкова Н.П. Субрегиональные формы экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. – М.: ТЕИС, 2005.-3,0 п.л.

4. Кононкова Н.П. Влияние институциональной среды на развитие малого бизнеса / В кн.: Институциональные преобразования в экономике России. - М.: МАКС Пресс, 2007. – 0,5 п.л.

5. Кононкова Н.П. Государственная политика в сфере управления государственным сектором / В кн.: Государственное регулирование экономики. - М.: Изд-во Университетский гуманитарный лицей, 2010. – 1 п.л.

6. Кононкова Н.П. Механизм государственного регулирования экономики / В кн.: Государственное регулирование экономики. - М.: Изд-во Университетский гуманитарный лицей, 2010. – 1 п.л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

7. Кононкова Н.П. Новая роль государственной собственности в экономике России // Государственная служба. - М., 2007. - № 6 – 0,7 п.л.

8. Кононкова Н.П. Проблемы государственного регулирования экономики // Вестник МГУ, Сер. 21 Управление (Государство и общество). – М., 2008. - № 2 – 1 п.л.

9. Кононкова Н.П. К новой теоретической трактовке государственного сектора современной экономики // Российский экономический журнал. – М., 2010. - №4. – 1 п.л.

10. Кононкова Н.П. Государственная собственность и государственный сектор в национальной экономике // Вестник Института экономики РАН. – М., 2010. - №4. – 0,8 п.л.

11. Кононкова Н.П. Государственный сектор российской экономики: возможности предпринимательства // Экономические науки. – М., 2010. - №6. – 0,5 п.л.

12. Кононкова Н.П., Кононков П.Ф. Естественные монополии как объект государственной собственности // Вестник МГУ, Сер. 6 Экономика. – М., 2008. - № 6 – 0,6 п.л. (0,3 п.л. авт.).

13. Кононкова Н.П. Формы собственности государственных корпораций // Вестник МГУ, Сер. 21 Управление (Государство и общество). – М., 2009. - №4 – 0,7 п.л.

14. Кононкова Н.П. Управление государственной собственностью в современных условиях // Вестник МГУ, Сер. 21 Управление (Государство и общество). – М., 2010. - №3. – 0,7 п.л.

15. Кононкова Н.П. Государственная собственность как инструмент государственного регулирования экономики / Государственное управление в ХХI веке: традиции и инновации: 5-я Международная конференция факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова - М., 2007. – Т.1. (аннотирована в журнале, рекомендованном ВАК: Вестник МГУ, Сер. 21 Управление (Государство и общество). – М., 2008. - № 3. – 0,7 п.л.

16. Кононкова Н.П. К вопросу о государственном секторе экономики // Вестник Челяб. гос. ун-та. – Челябинск, 2010. - № 25. - Вып.27. - 0,5 п.л.

Публикации в других изданиях

17. Кононкова Н.П. Повышение эффективности прямых связей / Основные направления совершенствования хозяйственного механизма. – М., ИЭ АН СССР, 1985. – 0,5 п.л.

18. Кононкова Н.П. Непосредственно-общественные формы труда / Актуальные проблемы экономического развития на современном этапе. Депонировано в ИНИОН АН СССР. – М.: ИНИОН, 1981. - № 6885. – 0,7 п.л.

19. Кононкова Н.П. Отличительные черты российского рынка труда и политика занятости / Рынок рабочей силы в переходный период. – М.: ИНИОН РАН, 1999. – 0,5 п.л.

20. Кононкова Н.П. Регулирование естественных монополий в переходной экономике России / Проблема монополии в переходной экономике. - М.: ИНИОН РАН, 1999. – 1,0 п.л.

21. Кононкова Н.П. Проблемы банковского кредитования российских промышленных предприятий / Банковская система России: проблемы и перспективы развития. - М.: ИНИОН РАН, 1999. – 2,1 п.л.

22. Кононкова Н.П. Финансовый кризис в Бразилии // Банковское дело: зарубежный опыт. – М., 1999. - № 2. – 0,52 п.л.

23. Кононкова Н.П. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти в переходной экономике России / Субъекты Российской Федерации: законодательство, органы власти и управления. - М.: ИНИОН РАН, 2000. – 0,9 п.л.

24. Кононкова Н.П. Общая характеристика экономических реформ в регионах / Экономические реформы в России: региональный аспект. - М.: ИНИОН РАН, 2000. – 1,2 п.л.

25. Кононкова Н.П. Экологические проблемы мегаполиса (на прим. г.Москвы) / Мегаполис на рубеже веков: социально-экономические и экологические аспекты. - М.: ИНИОН РАН, 2000. – 1,0 п.л.

26. Кононкова Н.П. Реформы 90-х гг. в работах экономистов-сторонников постепенного реформирования / Десять лет российских экономических реформ. – М.: ИНИОН РАН, 2001. – 1,0 п.л.

27. Кононкова Н.П. Развитие малого бизнеса и экономический рост / Экономический рост в России: проблемы и перспективы. – М.: ИНИОН РАН, 2004. – 0,9 п.л.

28. Кононкова Н.П. Реформа жилищно-коммунального хозяйства / Социальная политика и социальные реформы в России (2000-2003 гг.). – М.: ИНИОН РАН, 2004. – 1,0 п.л.

29. Кононкова Н.П. Словакия задает темп реформам в Европе // Банковское дело: зарубежный опыт. – М., 2004. - № 2. – 0,25 п.л.

30. Кононкова Н.П. ЕврАзЭС как новая форма регионального сотрудничества / Россия в поисках новых форм регионального сотрудничества. - М.: ИНИОН РАН, 2005. – 1,0 п.л.

31. Кононкова Н.П. Государственные корпорации: сущность и функции // Государственное управление в ХХI веке: традиции и инновации. – М.: МАКС Пресс, 2008. – Т.1. – 0,7 п.л.

32. Кононкова Н.П. Теоретические предпосылки исследования государственной собственности / Социально-экономические приоритеты развития России. Материалы Международной научно-практической конференции 2 июня 2008. – М., 2009 г.- 0,7 п.л.

33. Кононкова Н.П. Управление государственной собственностью: новые подходы / Государственное управление в ХХI веке: традиции и инновации. – М.: МАКС Пресс, 2009. – Т.1. – 0,7 п.л.

34. Кононкова Н.П. Управление государственной собственностью. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Университетский гуманитарный лицей, 2010. – 4 п.л.

35. Кононкова Н.П. Современные тенденции развития государственного предпринимательства в России / Государственное управление в ХХI веке: традиции и инновации. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – Т.3. – 0,7 п.л.