- религия рассмотрена как существенный идеологический институт, обеспечивающий формирование и трансляцию представления о предельной абстракции, являющегося основанием любых идеологических конструкций;
- установлено, что гносеологическим содержанием предмета религиозного сознания (предельной абстракции) является фиксация целостности явлений внешнего мира и сознания, обеспечивающая воспроизводимость, последовательность и целесообразность различных форм человеческой деятельности;
- показано, что особенностью понимания предельной абстракции в религии является внутренне несбалансированное единство абстрактно-всеобщих и чувственно-конкретных характеристик; стремление к преодолению этого дисбаланса находит свое выражение в философском и светском научном мировоззрении,
- на основе предложенного понимания предмета религиозной веры как специфически выраженной формы предельной абстракции определены составляющие элементы религиозного комплекса и дана их развернутая характеристика;
- с учетом теории социального действия предложена теоретическая конструкция социальной системы как способа взаимодействия индивидов с помощью артефактов, специфические особенности которых формируют три основные социальные сферы: экономическую, идеологическую и политическую;
- социокультурный процесс описан не как причинно-следственное отношение, в качестве определяющего элемента которого предлагается одна из социальных сфер, а как сложная система отношений, в которой каждый элемент выполняет свои специфические, не сводимые к другим элементам, функции, изменяющие интенсивность своего проявления;
- социокультурная трансформация представлена как процесс изменений в трех основных сферах общества, заключающийся в выработке нового понимания предельной абстракции базисной идеологической подсистемы, формировании на ее основе новых ценностей и целей экономической и политической деятельности, массовых политических движений, которые их пытаются осуществить, а также последующих изменений социальных институтов;
- одна из важнейших социальных функций религии осмыслена как формирование представления о предельной абстракции, которое приобретает характер высшей ценности и цели социального бытия, трансформируется в ценностные категории экономической и политической доктрин традиционного общества, обеспечивая целостное функционирование всего общества;
- переход от западноевропейского средневекового традиционного общества к обществу модерна показан как процесс социокультурных изменений, сопровождающихся развитием предельной абстракции (от представления трансцендентного бытия, разделяющего высшую ценность и действительность непреодолимой преградой, к представлению высшей ценности, осуществляющейся в эмпирической действительности), которая трансформируется в экономической и политической доктринах как ценности свободного предпринимательства и прав личности;
- социальные трансформации в современной России рассмотрены как локальное выражение одного из этапов глобального перехода от системы национально замкнутых традиционных обществ планеты к системе глобального самоуправляющегося сообщества, сопровождающийся становлением нового представления о предельной абстракции, осмысление которого предполагает соединение усилий светского научного, философского и религиозного мышления.
1. Белогорцев В.Н. Религия и социокультурные трансформации. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. – 5,5 п.л.
2. Белогорцев В.Н. Религия как фактор социокультурных изменений в новое время. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2007. – 5,4 п.л.
3. Белогорцев В.Н. Христианство как фактор социокультурных трансформаций в Западной Европе и России. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2009. – 5.5 п.л.
4. Белогорцев В.Н. Особенности методологии исследования религии и социальных изменений К.Маркса и М.Вебера. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова – книга 21. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – с. 361-373
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертации
5. Белогорцев В.Н. Религия как причина социокультурных изменений. Концепция В. Зомбарта. // Гуманитарные и социально-экономические науки.- Ростов н/Д., 2006, № 10 – 0,75 п.л.
6. Белогорцев В.Н., Евланникова И.В. Христианство и формирование предельной абстракции культуры модерна. // Гуманитарные и социально-экономические науки.- Ростов н/Д., 2006, № 11 – 0,75 п.л.
7. Белогорцев В.Н. Религия и социокультурные трансформации в России: ХХ век. // Гуманитарные и социально-экономические науки.- Ростов н/Д., 2007, № 2 – 0,75 п.л.
8. Белогорцев В.Н. Религиозное сознание и его объект. // Вестник Московского Государственного областного университета. Серия «Философские науки».Москва., 2009, № 1 – 0,85 п.л.
9. Белогорцев В.Н. Религиозный комплекс и его компоненты. // Ученые записки РГСУ. Москва., 2009, № 2 – 0,8 п.л.
10. Белогорцев В.Н., Пономарев П.А. Феномен культуры в контексте теории деятельности. // Вестн. Волгогр. гос.ун-та.Сер.7, Филос.2009. № 1(9)- 0,8 п.л.
11. Белогорцев В.Н. Способно ли православие выполнять идеологическую функцию? //Социологические исследования. 2009. № 11 (307) – 0,8.
12. Белогорцев В.Н. Социокультурный процесс: содержание и закономерности. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2009. №4. – 0,8 п.л. С. 5-12.
Публикации в других научных изданиях
13. Белогорцев В.Н. Религиозное действие: специфика и технология. // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск. 2006, № 10 – 0,8 п.л.
14. Белогорцев В.Н. Идеология реформации и её воздействие на хозяйственную жизнь Западной Европы. // Евразийство: философия, история, политика ( Материалы региональной научно-практической конференции ппс РГЭУ (РИНХ) ). Ростов н/Д., 2006. – 0,3 п.л.
15. Белогорцев В.Н. Социальные изменения и религия. // Труды Всероссийской научно-практической конференции «ТРАНСПОРТ – 2006». РГУПС, Ростов н/Д., 2006. – 0,2 п.л.
16. Белогорцев В.Н. Доктрины богословия периода Реформации и их влияние на социальные отношения. // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы (Сб. научных статей. Вып. 9). Новочеркасская государственная мелиоративная академия. Новочеркасск; Ростов н/Д., 2007. – 0,4 п.л.
17. Белогорцев В.Н. Социокультурный процесс в современной России и религия //Сборник материалов 1У Всероссийской практической конференции «Нравственность и религия». Пенза, 2007. – 0,4 п.л.
18. Белогорцев В.Н. Научная и философская рационализация идеи Бога. // Сб. материалов первой межвузовской научной конференции «Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития». Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007.- 0,5 п.л.
19. Белогорцев В.Н. Доктрины богословия периода Реформации и их влияние на социальные отношения. // Сб.научных статей «Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы». Вып.9. Новочеркасск, Ростов н/Д, 2007 . – 0,4 п.л.
20. Белогорцев В.Н. Понятие культуры и социокультурного процесса и их трактовка в научной литературе. // Сб. научных трудов ЮРГУЭС «Социально-гуманитарные проблемы современности». Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 0,4 п.л.
21. Белогорцев В.Н. О некоторых теоретических аспектах изучения влияния религии на общественные изменения. // Сб. научных трудов ЮРГУЭС «Социально-гуманитарные проблемы современности». Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 0,25 п.л.
22. Белогорцев В.Н. Специфика культуры и её содержание: основные понятия. // Сб. научных трудов ШИ (Ф) ЮРГТУ (НПИ) «Социальная структура и социальные процессы в современном обществе». Вып. 3. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008.– 0,15 п.л.
23. Белогорцев В.Н. Методология исследования содержания религиозного сознания. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы Междунар. науч. – практич. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 8-9 апреля 2009г., г. Шахты: в 2т.- Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009.- 0,25 п.л.
24. Белогорцев В.Н. Содержание понятия «Социокультурный процесс» в контексте Новейшего времени. // Международная Интернет конференция «Актуальные научные разработки – 2009». http: // www. rusnauka. com ( hage_ ru.htm) - 0,25 п.л.
25. Белогорцев В. Н. Религия и социокультурные трансформации: методологические проблемы. // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции, ( г. Шахты, 22 – 23 апреля 2009г.) – Шахты: ГОУ ВПО « ЮРГУЭС», 2009. – 0,25 п.л.
26. Белогорцев В.Н. Понятие архэ как предельное основание мировоззрения. // Социально – гуманитарные проблемы современности: сб.науч. трудов / редкол.: Н.И.Гусев [ и др.]; ГОУ ВПО « ЮРГУЭС». – Шахты, 2010. – 0.2 п.л.