- Утверждается, что государственное управление на уровне федерального округа представляет собой деятельность государственных органов на уровне федерального округа по реализации принадлежащих им полномочий. Государственным органом на уровне федерального округа является территориальный орган федерального государственного органа (представительство) или структурное подразделение (представитель) центрального аппарата федерального государственного органа, созданные в соответствии с федеральным законодательством федеральным государственным органом, действующие в рамках предоставленных полномочий, распространяющихся на определенную пространственно-территориальную единицу России - федеральный округ, и подотчетные федеральному государственному органу. Государственные органы на уровне федерального округа - федеральные государственные структуры, реализующие функции отдельных федеральных государственных органов на соответствующем управленческом уровне. Правовые отношения, возникающие в процессе создания, организации и деятельности государственных органов на уровне федерального округа, являются административными.
- Констатируется существование на уровне федерального округа двух основных тенденций. Первая тенденция состоит в учреждении и функционировании государственных органов на уровне федерального округа. Реорганизация затронула органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции, бывшие межрегиональные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, полномочия которых распространялись на территории граничащих друг с другом субъектов России или их частей, а также федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Создание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на уровне федерального округа представляет собой горизонтальную деконцентрацию властных полномочий. Структура, компетенция и организация деятельности органов исполнительной власти на уровне федерального округа различаются, что обусловлено задачами и функциями федеральных государственных органов и зависит от того, являются ли они подразделениями центральных аппаратов или территориальными органами. Отличия внутреннего устройства и отчасти полномочий органов исполнительной власти на уровне федерального округа одного федерального органа между собой определены специфическими проблемами, существующими в тех или иных федеральных округах, видением руководства путей и способов их решения. В целом в вопросах учреждения и функционирования федеральных органов исполнительной власти на уровне федерального округа прослеживается формальный подход, несовершенство и декларативность их правовой основы. Статус таких органов зачастую необоснованно занижен, деятельность малоэффективна. Главная проблема - отсутствие унификации в построении и правовом статусе государственных органов на уровне федерального округа. Вторая тенденция во многом предопределена первой и характеризуется созданием на уровне федерального округа негосударственных структур.
- Доказывается наличие объективных и субъективных причин, препятствующих усилению и упрочению взаимодействия и интеграции государственных органов на уровне федерального округа. Особенности построения, неопределенность правового статуса и иерархического положения ряда государственных органов исполнительной власти на уровне федерального округа затрудняют взаимодействие как между ними, так и между иными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также негосударственными структурами. Тем не менее на уровне федерального округа начали создаваться в определенной мере самостоятельные управленческие и иные структуры с устоявшимися взаимными и многосторонними связями.
- Аргументируется, что осуществляемая в Российской Федерации административная реформа имеет во многом избирательный, фрагментарный характер не только применительно к государственным органам, относящимся к различным структурам, но и к уровням публичного управления. Если в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ее отдельные элементы проводятся уже сейчас, то на уровне федерального округа обозначились лишь контуры предстоящих преобразований. Управленческий эффект, связанный с учреждением территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на уровне федерального округа, не достигнут из-за незавершенности данного процесса. В этой связи обосновывается необходимость проведения реформы территориального управления, которая состоит в создании и функционировании территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на уровне федерального округа при одновременной ликвидации (реорганизации) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Образование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации оправдано лишь в том случае, если единая система исполнительной власти не в состоянии обеспечить действенное исполнение полномочий Российской Федерации на местах. Вопросы федеральных органов исполнительной власти на уровне федерального округа следует отразить в предлагаемом к принятию федеральном законе «Об административно-управленческих округах в Российской Федерации».
- Обосновывается, что создание правительств федеральных округов, придание полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах или специальным (полномочным) представителям Правительства РФ и их аппаратам статуса администраций федеральных округов с наделением их исполнительно-распорядительными полномочиями и утверждением бюджетов для каждого из семи федеральных округов нецелесообразно. В противном случае это либо приведет к нарушению принципа разделения властей или ведомственной вертикали органов исполнительной власти (единства системы исполнительной власти), либо может спровоцировать сепаратизм федеральных округов. Не ясны круг полномочий правительств федеральных округов как предположительно органов общей компетенции, механизмы взаимодействия их с Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также степень подчинения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти как их центральным аппаратам, так и правительствам федеральных округов. При этом будет затруднено взаимодействие центральных и территориальных федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а на федеральные государственные органы возложена ответственность за просчеты в сфере регионального развития, допущенные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Отмечается, что закрепление правового статуса полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах нормами подзаконных правовых актов является недостаточным, не вполне отвечающим их значимости. Положения предлагаемого к принятию федерального закона «Об административно-управленческих округах в Российской Федерации» могут восполнить данный пробел и закрепить основные элементы правового статуса полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а также определить ключевые направления их деятельности, основы взаимодействия как между ними, так и с иными публичными органами, негосударственными структурами. Вместе с тем ошибочно было бы полностью отказаться от практики издания подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные сферы деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и детализирующих федеральный закон. В противном случае глава государства будет фактически лишен возможности оперативной модернизации своих структур на территориальном уровне, ограничен в правомочиях в области формирования Администрации Президента РФ, назначения и освобождения полномочных представителей Президента РФ.
- Вносятся предложения, направленные на совершенствование правового статуса полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, в частности об установлении дополнительных условий для назначения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах на должность. Такие требования могут быть сформулированы в утвержденном Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (далее - Положение о полномочном представителе) следующим образом: «Полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе может быть назначен гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет». Целесообразно детализировать федеральное законодательство и четко определить «зависимость» полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах от главы государства, указать в Положении о полномочном представителе, что досрочное прекращение исполнения полномочий Президента РФ, отрешение его от должности влечет за собой освобождение от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; полномочные представители Президента РФ в федеральных округах слагают свои полномочия перед вновь избранным главой государства.
- Указывается на то, что, выступая структурными элементами своеобразного государственного образования - президентуры, аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах совместно с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах способствуют осуществлению полномочий Президента РФ на межтерриториальном и региональном уровнях. По своей правовой природе полномочные представители Президента РФ в федеральных округах вместе со своими аппаратами являются рабочими, вспомогательными структурами главы государства на местах общей компетенции. Они представляют собой обособленные структурные подразделения и должностные лица Администрации Президента РФ. Таким образом, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах в совокупности со своими аппаратами образуют территориальные президентские государственные структуры (органы), целью деятельности которых выступает обеспечение реализации основных задач и функций главы государства на местах.
- Делается вывод о том, что административная реформа в России должна решать не только проблемы организации и деятельности органов исполнительной власти. Не менее острыми являются и вопросы совершенствования президентских структур, их взаимодействия с иными публичными органами, институтами гражданского общества, устранения дублирования функций внутри аппарата главы государства. В этой связи назрела необходимость в оптимизации аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, заключающейся, в частности, в принятии регламентов аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; создании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов в аппаратах полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; реорганизации должностей главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
- Определяется, что содержание задач, функций и прав полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а также механизмы их взаимодействия с иными публичными органами и негосударственными структурами обусловлены местом Президента РФ в системе разделения властей, его статусом и значением как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, а также должностного лица, занимающего доминирующее положение в системе органов публичного управления в Российской Федерации. Как глава государства Президент РФ вынужден в ряде случаев принимать на себя функции исполнительной власти на своем уровне. Точно так же и полномочные представители Президента РФ в федеральных округах зачастую поставлены перед такой же необходимостью на местном уровне в силу недостаточной эффективности работы органов исполнительной власти в современной России. Полномочия полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в основе своей сконцентрированы на решении вопросов стратегического значения, обеспечения национальной безопасности и имеют полифункциональную направленность, а их правовой статус «вторичен» по отношению к правовому статусу Президента РФ. При этом административно-правовой статус полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе выше, чем статус его коллег, что обусловлено необходимостью решения в Северо-Кавказском регионе некоторых проблем в сфере государственного строительства, не свойственных, по крайней мере в таких масштабах, для остальной территории страны. В данной особенности состоит схожесть его правового статуса со статусом наместника на Кавказе в царской России.
- Устанавливается, что решение основных задач, поставленных главой государства перед полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, а также реализация возложенных на них функций трудноосуществимы, а в ряде случаев невозможны без участия в этом процессе иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, граждан. В этой связи важное значение приобретает деятельность консультативных и совещательных органов при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах, которые могут быть условно разделены на три группы: органы, создание и деятельность которых в обязательном порядке не предусмотрены федеральным законодательством (учреждаются полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по собственному усмотрению); органы, создание и деятельность которых в обязательном порядке предусмотрены федеральным законодательством (усмотрение полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах исключается); органы, создание которых предусмотрено федеральным законодательством, а вопросы деятельности определяются полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах. Необходима кодификация правовых актов, регламентирующих статус консультативных и совещательных органов при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах, результатом которой должна стать унифицированная и непротиворечивая основа их функционирования. Таким актом может стать федеральный закон «Об административно-управленческих округах в Российской Федерации».
- Формулируются рекомендации, способствующие повышению эффективности деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, в частности о наделении их, во-первых, функцией внесения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований представлений в случае противоречия принятых ими нормативных правовых актов Конституции РФ и федеральному законодательству, а равно предписаний в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти муниципальных образований в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения ими федеральных правовых актов и вступивших в законную силу решений федеральных судов; во-вторых, правом правотворческой инициативы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований, а также внесения высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, высшим органам исполнительной власти субъектов России, исполнительным органам муниципальных образований предложений и рекомендаций о целесообразности принятия ими того или иного правового акта, внесения в него изменений или отмены; в-третьих, функцией внесения Президенту РФ, Правительству РФ предложений об отмене правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина; в-четвертых, правом внесения Президенту РФ представлений о награждении государственными наградами России, Почетной грамотой Президента РФ или поощрении в виде объявления благодарности Президента РФ руководителей территориальных органов федеральных государственных органов, а также глав муниципальных образований; в-пятых, правом внесения в государственные и муниципальные органы предложений по рационализации, совершенствованию их системы, структуры и повышению эффективности деятельности, а также рекомендации высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации кандидатур для назначения на должности руководителей органов исполнительной власти субъектов России.
- Приводятся доводы о нецелесообразности реорганизации института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в институт полномочных представителей Правительства РФ в федеральных округах. Во-первых, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах выполняют задачи и функции, не свойственные иным государственным органам и не могущие быть эффективно реализованными полномочными представителями Правительства РФ в федеральных округах. Во-вторых, осуществление полномочий (особенно контрольных) Президента РФ на местах будет серьезно затруднено, в то время как произойдет значительное и, скорее всего, конфликтное перераспределение полномочий между государственными органами исполнительной власти. В-третьих, полномочные представители Правительства РФ в федеральных округах не смогут в должной мере координировать и тем более контролировать работу территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент РФ, а равно территориальных органов иных федеральных государственных органов и структур, обладающих ярко выраженной спецификой правового статуса. В-четвертых, возникнет проблема неопределенности правового статуса полномочных представителей Правительства РФ в федеральных округах. В-пятых, на сегодняшний день отсутствуют серьезные причины для такой кардинальной модернизации территориального управления, разрыва сложившихся и отработанных управленческих связей. В-шестых, отчасти опыт функционирования полномочных представителей Правительства РФ в федеральных округах уже существует в виде деятельности представительств Правительства РФ в определенных субъектах Российской Федерации, работа которых не имела должного результата.
- Удостоверяется, что федеральные округа не являются субъектами Российской Федерации, не вносят каких-либо изменений в государственное устройство России, в правовой статус субъектов Российской Федерации, не меняют их территориальных границ. Объединение субъектов Российской Федерации в федеральные округа носит формальный, абстрактный характер. Сегодня федеральные округа выступают управленческим уровнем, территориальной сферой деятельности соответствующих государственных органов. Вместе с тем централизованное и в большинстве своем единообразное управленческое воздействие федеральных государственных органов на процессы в федеральных округах так или иначе способствует формированию на их основе неких с юридической точки зрения условных (во всяком случае пока), но тем не менее территориальных образований, теоретически могущих именоваться прототерриториальными образованиями.
- Подчеркивается необходимость оптимизации федеральных округов, состоящей в увеличении их общего количества и изменении структуры некоторых из них. Перспективным видится, во-первых, образовать на территории сегодняшнего Сибирского федерального округа два федеральных округа - Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский - с центрами в городах Новосибирске и Иркутске соответственно; во-вторых, создать на территории нынешнего Дальневосточного федерального округа также два федеральных округа - Юго-Восточный и Северо-Восточный - с центрами в городах Хабаровске и Магадане. Республики Удмуртия, Башкортостан, Пермский край, Оренбургская область должны войти в Уральский федеральный округ и, следовательно, выйти из Приволжского федерального округа. Тюменская область, Ханты-Мансийский (Югра) и Ямало-Ненецкий автономные округа должны выйти из Уральского федерального округа и войти в создаваемый Западно-Сибирский федеральный округ. Принципы образования, структуру и пространственно-территориальные пределы федеральных округов следует отразить в федеральном законе «Об административно-управленческих округах в Российской Федерации».
1. Становление и развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах / К. В. Черкасов ; под ред. П. П. Сергуна. — Саратов : СЮИ МВД России, 2006. — 9,25 п. л.
2. Институт полномочных представителей Президента Россий-ской Федерации в федеральных округах: состояние и перспективы раз-вития / К. В. Черкасов ; под ред. П. П. Сергуна. — Саратов : РПА Ми-нюста России, 2007. — 8,5 п. л.
3. Система органов государственной власти и управления на уровне федерального округа / К. В. Черкасов ; под ред. П. П. Сергуна. — Саратов : РПА Минюста России, 2008. — 22,1 п. л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных жур-налах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии
4. О вопросе институционализации правового статуса полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах / К. В. Черкасов // Российская юстиция. — 2006. — № 9. — 0,25 п. л.
5. Вопросы трансформации правового статуса полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах / К. В. Черкасов, П. П. Сергун // Вестник Саратовской государ-ственной академии права. — 2006. — № 4 (49). — 0,5 п. л. / 0,25 п. л.
6. Главный федеральный инспектор и федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Феде-рации в федеральном округе: вопросы функционирования на совре-менном этапе / К. В. Черкасов // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2006. — № 50 (юбилейный выпуск). — 0,5 п. л.
7. Органы конституционной юстиции на уровне федерального округа: перспективы становления / К. В. Черкасов // Российская юсти-ция. — 2007. — № 1. — 0,25 п. л.
8. Федеральные округа как территориальная сфера деятельности полномочных представителей Президента РФ: состояние и перспективы развития системы / К. В. Черкасов // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 3. — 0,5 п. л.
9. К вопросу о консультативных и совещательных органах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах / К. В. Черкасов // Право и политика. — 2007. — № 6. — 0,6 п. л.
10. Об учреждении в федеральных округах самостоятельного уровня власти / К. В. Черкасов // Закон и право. — 2007. — № 5. — 0,15 п. л.
11. К вопросу о территориальной сфере деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах / К. В. Черкасов // Современное право. — 2007. — № 5. — 0,3 п. л.
12. К вопросу о задачах полномочных представителей Прези-дента Российской Федерации в федеральных округах / К. В. Черкасов // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 2. — 0,15 п. л.
13. Институт представителей главы государства на местах в России и за рубежом / К. В. Черкасов // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 4. — 0,15 п. л.
14. О месте полномочных представителей Президента Россий-ской Федерации в федеральных округах в системе и структуре Адми-нистрации Президента Российской Федерации / К. В. Черкасов // «Чер-ные дыры» в российском законодательстве. — 2007. — № 5. — 0,3 п. л.
15. Совершенствование системы государственного территори-ального управления в Российской Федерации / К. В. Черкасов // Со-временное право. — 2007. — № 11. — 0,45 п. л.
16. Еще раз о «назначении» глав регионов или о повышении эф-фективности функционирования территориальных органов президентской вертикали власти в ракурсе административной реформы / К. В. Черкасов // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 8. — 0,3 п. л.
17. Представители главы государства на местах в дореволюци-онной и современной России: общее и особенное в правовом статусе / К. В. Черкасов // «Черные дыры» в российском законодательстве. — 2008. — № 1. — 0,25 п. л.
18. О сущности института полномочных представителей Прези-дента РФ в федеральных округах / К. В. Черкасов // Закон и право. — 2008. — № 3. — 0,15 п. л.
19. Взаимодействие полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с управлениями Минюста России по федеральным округам / К. В. Черкасов // Современное право. — 2008. —
№ 4. — 0,3 п. л.
20. Вопросы деконцентрации государственно-территориального управления в России (на опыте федерального округа) / К. В. Черкасов // «Черные дыры» в российском законодатель-стве. — 2008. — № 2. — 0,2 п. л.
21. Система органов исполнительной власти на уровне феде-рального округа: вопросы построения и развития / К. В. Черкасов // Российская юстиция. — 2008. — № 6. — 0,4 п. л.
22. Институт полномочных представителей Президента РФ в фе-деральных округах: характеристика и место в системе государст-венной власти России / К. В. Черкасов // Современное право. — 2008. — № 7. — 0,45 п. л.
23. Вопросы построения системы территориального управления в период от Петра I до Екатерины II / К. В. Черкасов // «Черные дыры» в российском законодательстве. — 2008. — № 3. — 0,3 п. л.
24. Федеральные округа в механизме модернизации современ-ного российского федерализма / К. В. Черкасов // Журнал российского права. — 2008. — № 8. — 0,5 п. л.
25. Координация как основное направление деятельности пол-номочных представителей Президента Российской Федерации в феде-ральных округах / К. В. Черкасов // «Черные дыры» в российском зако-нодательстве. — 2008. — № 4. — 0,25 п. л.
26. Некоторые вопросы организации и перспективы функциони-рования органов государственной власти и управления на уровне фе-дерального округа / К. В. Черкасов // Конституционное и муниципаль-ное право. — 2008. — № 16. — 0,5 п. л.
27. Постановление Правительства Российской Федерации от
28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организа-ции федеральных органов исполнительной власти»: некоторые вопро-сы совершенствования правовых предписаний / К. В. Черкасов // Рос-сийская юстиция. — 2008. — № 9. — 0,4 п. л.
28. Федеральные округа: сущность и место в федеративном устройстве России / К. В. Черкасов // Государство и право. — 2008. — № 12. — 1,1 п. л.
Статьи, опубликованные в центральных (федеральных) периоди-ческих изданиях
29. Становление и развитие института полномочных представи-телей Президента Российской Федерации в федеральных округах в современной России: этап первый (1990—1993 гг.) / К. В. Черкасов // Политика и общество. — 2007. — № 5. — 0,6 п. л.
30. Становление и развитие института полномочных представи-телей Президента Российской Федерации в федеральных округах в современной России: этап второй (1993—1997 гг.) / К. В. Черкасов // Политика и общество. — 2007. — № 9. — 0,5 п. л.
31. Становление и развитие института полномочных представи-телей Президента Российской Федерации в федеральных округах в современной России: этап третий (1997—2000 гг.) / К. В. Черкасов // Политика и общество. — 2007. — № 12. — 0,5 п. л.
32. Административная реформа на уровне федерального округа: реальность и обозримые перспективы / К. В. Черкасов // Правовая по-литика и правовая жизнь. — 2007. — № 2. — 0,1 п. л.
33. К вопросу о месте полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в структуре государ-ственной службы России / К. В. Черкасов // Государственная власть и местное самоуправление. — 2007. — № 12. — 0,4 п. л.
34. К вопросу об аппарате полномочного представителя Прези-дента Российской Федерации в федеральном округе / К. В. Черкасов // Административное и муниципальное право. — 2008. — № 2. — 0,5 п. л.
35. Федеральные округа в государственном устройстве России / К. В. Черкасов // Правовая культура. — 2008. — № 1. — 0,8 п. л.
36. Органы исполнительной власти на уровне федерального округа: организационно-правовые основы функционирования / К. В. Черкасов, А. А. Рождествина // Административное и муниципальное право. — 2008. — № 6. — 1,25 п. л. / 1 п. л.
37. К вопросу о поступлении на государственную гражданскую службу в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе / К. В. Черкасов, А. А. Рождествина // Административное право. — 2008. — № 2. — 0,35 п. л. / 0,2 п. л.
38. Административно-правовой статус заместителей и помощ-ников полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах / К. В. Черкасов // Административное и муниципальное право. — 2008. — № 8. — 0,35 п. л.
39. Некоторые аспекты повышения эффективности функционирования полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах / К. В. Черкасов // Гражданин и право. — 2008. — № 9. — 0,8 п. л.
40. К вопросу о содержании понятия «государственное управле-ние» в российской юридической науке / К. В. Черкасов // Администра-тивное и муниципальное право. — 2008. — № 11. — 0,5 п. л.
Статьи, опубликованные в материалах всероссийских и междуна-родных конференций
41. Об институте полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе / К. В. Черкасов // Конституционные чтения : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. канд. юрид. наук Г. Н. Комкова. — Са-ратов : Поволж. акад. гос. службы, 2002. — Вып. 3. — Ч. 2. — 0,6 п. л.
42. Вопросы конституционно-правового статуса института пол-номочных представителей Президента Российской Федерации в феде-ральных округах / К. В. Черкасов // Конституция Российской Федера-ции и современное законодательство: проблемы реализации и тенден-ции развития (к 10-летию Конституции России) : международ. науч.-практ. конф. (1—3 октября 2003 г.) : в 3 ч. / под ред. А. И. Демидова, В. Т. Кабышева. — Саратов : Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государст-венная академия права», 2004. — Ч. 2. — 0,2 п. л.
43. Вопросы взаимодействия полномочных представителей Пре-зидента Российской Федерации в федеральных округах с органами местного самоуправления / К. В. Черкасов // Местное самоуправление в системе публичной власти: российский и мировой опыт : сб. науч. тр. / отв. ред. д-р ист. наук, проф. С. Ю. Наумов. — Саратов : Поволж. акад. гос. службы, 2004. — 0,2 п. л.
44. Федеральные округа и перспективы изменения административно-территориального деления России / К. В. Черкасов // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Правоотношения и юридическая ответственность : материалы международ. науч. конф. / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. В. А. Якушин, д-р юрид. наук, проф. Р. Л. Хачатуров. — Тольятти : Волж. ун-т им. В. Н. Татищева, 2005. — Ч. 1. — 0,3 п. л.
45. Институт представительства главы государства на местах в дореволюционной и современной России / К. В. Черкасов // 35 лет Рос-сийской правовой академии Министерства юстиции Российской Феде-рации и ее роль в развитии юридического образования : материалы международ. науч.-практ. конф. (Москва, 13 октября 2005 г.) : в 2 т. / отв. ред. заслуженный юрист РФ, д-р юрид. наук, профессор И. Э. Зве-чаровский. — М. : РПА МЮ РФ, 2005. — Т. 1. — 0,6 п. л.
46. Вопросы сущностной характеристики системы федеральных округов в России / К. В. Черкасов // Право и политика: история и современность : материалы международ. науч. конф. (сентябрь 2005 г.) / отв. ред.
В. В. Кожевников. — Омск : Омск. акад. МВД России, 2006. — 0,3 п. л.
47. Перспективы развития системы федеральных округов на со-временном этапе / К. В. Черкасов // Международные юридические чте-ния : материалы науч.-практ. конф. (12 апреля 2006 г.). — Ч. 2 / отв. ред. Ю. В. Деришев, А. И. Казанник, Ю. П. Соловей. — Омск : Изд-во Омск. юрид. ин-та, 2006. — 0,4 п. л.
48. Институт полномочных представителей Президента Россий-ской Федерации в федеральных округах — механизм стратегического управления социально-экономическим развитием регионов / К. В. Чер-касов // Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. О. А. Лузгиной.— Пенза : РИО ПГСХА, 2007. — 0,15 п. л.
49. К вопросу об организации системы территориального управления на Руси в допетровскую эпоху / К. В. Черкасов // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / ред. кол. : С. Г. Емельянов [и др.] ; Курск. гос. техн. ун-т. — Курск, 2007. — 0,2 п. л.
50. Полномочные представители Президента Российской Феде-рации в федеральных округах в механизме обеспечения единого правового пространства России / К. В. Черкасов // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Правоотношения и юридическая ответственность : материалы международ. науч. конф. / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. В. А. Якушин, д-р юрид. наук, проф. Р. Л. Хачатуров. — Тольятти : Волж. ун-т им. В. Н. Татищева, 2007. — 0,35 п. л.
51. К вопросу о причинах учреждения института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах / К. В. Черкасов // Вопросы теории и практики российской правовой науки : сб. ст. III международ. науч.-практ. конф. / под ред. канд. юрид. наук Г. В. Синцова. — Пенза : АНОО «Приволжский Дом знаний», 2007. — 0,15 п.л.
52. К вопросу об укрупненном управлении территорией Сибири в дореволюционной и современной России / К. В. Черкасов // Государ-ственное и муниципальное управление в Сибири: состояние и перспек-тивы. Государство и право : материалы международ. науч.-практ. конф. (26—27 февраля 2007 года, г. Новосибирск) / отв. ред. И. В. Князева. — Новосибирск : СибАГС, 2007. — 0,25 п. л.
53. Полномочные представители Президента Российской Феде-рации в федеральных округах и комиссары Временного правительства: исторические параллели / К. В. Черкасов // Вузовская наука — региону : материалы пятой Всерос. науч.-техн. конф. : в 2 т. / отв. ред. д-р хим. наук, проф., проректор по НИР В. А. Шорин.— Вологда : ВоГТУ, 2007. — Т. 2. — 0,15 п. л.
54. Полномочные и специальные представители Президента Российской Федерации на местах в механизме государственного управления России: вопросы соотношения / К. В. Черкасов // Совре-менный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие : сб. ст. VII международ. науч.-метод. конф. / под ред. д–ра экон. наук, проф. Б. Н. Герасимова. — Пенза : АНОО «Приволжский Дом знаний», 2007. — 0,15 п.л.
55. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе как элемент механизма обеспечения устойчивого развития муниципальных образований — городов России / К. В. Черкасов // Проблемы устойчивого развития городов : сб. ст. участников IV международ. науч.-практ. конф. — Т. 1 / отв. ред. К. В. Криничанский. — Миасс : Геотур, 2007. — 0,2 п. л.
56. К вопросу о сущности системы федеральных округов в Рос-сии и за рубежом: сравнительный анализ / К. В. Черкасов // Вторые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 9—10 ноября 2006 г.) : сб. ст. : в 8 кн. — Кн. 2 : Проблемы конституционного и международ-ного права / отв. ред. В. А. Виноградов ; ГОУ ВПО РПА Минюста Рос-сии. — М. : РПА МЮ РФ, 2007. — 0,25 п. л.
57. К вопросу о реализации права граждан на обращение в органы президентской властной вертикали / К. В. Черкасов // Право граждан на обращение: проблемы теории, нормативного регулирования и практики : материалы международ. науч.-практ. конф. (28 февраля 2007 г.). — М. : Моск. ин-т права, 2007. — 0,15 п. л.
58. Полномочные представители Президента Российской Феде-рации в федеральных округах как инструмент антикризисного ме-неджмента территориальным развитием / К. В. Черкасов // Теория и практика антикризисного менеджмента : сб. ст. V международ. науч.-практ. конф. / под ред. д-ра экон. наук, проф. С. П. Бурланкова, д-ра экон. наук, проф. Н. Г. Тарасова, канд. техн. наук., доц. О. Е. Чуфисто-ва. — Пенза : АНОО «Приволжский Дом знаний», 2007. — 0,15 п. л.
59. Федеральные округа и иные надсубъектные образования в Российской Федерации: сравнительный анализ / К. В. Черкасов // Этапы модернизации государственно-правовых систем стран СНГ (опыт, реалии, перспективы) : материалы международ. науч.-практ. конф. / под общ ред. канд. юрид. наук, д-ра ист. наук, проф. К. Д. Жоломана, канд. ист. наук, доц. Р. С. Арына.— Павлодар : «КГЮУ» ПГЮИ, 2007. — 0,35 п. л.
60. Правительство на уровне федерального округа: необходимость создания или абсурдность существования / К. В. Черкасов // Современная российская государственность: теоретические и конституционно-правовые аспекты / М-во образования и науки РФ, МГУ им. Н. П. Огарева ; [под общ. ред. проф. А. Р. Еремина]. — Саранск, 2007. — 0,3 п. л.
61. О правовом статусе Комиссии по вопросам улучшения социально-экономического положения в Южном федеральном округе / К. В. Черкасов // Тенденции развития современного права: теоретические и практические проблемы : сб. ст. (по материалам международ. науч.-практ. конф.
18 мая 2007 года) : в 3 т. — Краснодар, 2007. — Т. 3. — 0,25 п. л.
62. Реализация административной реформы на уровне федерального округа / К. В. Черкасов // Качество государственного и муниципального управления как фактор конкурентоспособности российских регионов : сб. науч. тр. / отв. ред. д-р ист. наук, проф. С. Ю. Наумов. — Саратов : Поволж. акад. гос. службы, 2007. — 0,2 п. л.
63. Вопросы повышения эффективности деятельности полно-мочных представителей Президента Российской Федерации в феде-ральных округах в сфере взаимодействия с иными органами публичной власти / К. В. Черкасов // Федерализм и регионализм: приоритеты XXI века : материалы международ. науч. конф. / под общ. ред. канд. юрид. наук, доц. М. А. Миндзаева. — Владикавказ : Владикавказ. ин-т управления, 2007. — 0,4 п. л.
64. К вопросу о взаимодействии органов президентской власт-ной вертикали с институтами гражданского общества в Российской Федерации / К. В. Черкасов // Проблемы становления гражданского общества в России (14—15 мая 2006 г., Йошкар-Ола) : материалы Все-рос. науч. конф. студентов и молодых ученых / председ. ред. кол. д-р филос. наук, проф. Г. М. Пурынычева. — Йошкар-Ола : Марийск. гос. техн. ун-т, 2007. — 0,3 п. л.
65. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе и подразделение Генеральной прокуратуры РФ в федеральном округе: вопросы взаимодействия / К. В. Черкасов // Конституционные чтения : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. д-р ист. наук, проф. С. Ю. Наумов. — Саратов : Поволж. акад. гос. службы, 2007. — Вып. 8. — 0,25 п. л.
66. К вопросу о совершенствовании правового статуса органов президентской властной вертикали в России / К. В. Черкасов // Акту-альные вопросы государства и гражданского общества на современном этапе : материалы международ. науч.-практ. конф. (10—11 апреля 2007 года). / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. З. И. Еникеев. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2007. — Ч. 11. — 0,25 п. л.
67. Об укрупненном территориальном управлении в советской России / К. В. Черкасов // Инновации в государстве и праве России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 19—20 ап-реля 2007 г.) : в 2 ч. / отв. ред. А. В. Петров. — Н. Новгород : Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 2007. — Ч. 1. — 0,4 п. л.
68. Вопросы становления системы судов общей юрисдикции на уровне федерального округа / К. В. Черкасов // Приоритетные направ-ления развития правового государства : материалы международ. науч.-практ. конф. / отв. ред. канд. юрид. наук, проф. В. П. Колесова. — Барнаул : Изд-во ААЭП, 2008. — 0,15 п. л.
69. К вопросу о возможности учреждения на уровне федерального округа органа законодательной (представительной) власти / К. В. Черкасов // Третьи Всероссийские Державинские чтения (Москва, 14—15 декабря 2007 г.) : сб. ст. : в 8 кн. — Кн. 2 : Проблемы конституционного и международного права / отв. ред. В. А. Виногра-дов ; ГОУ ВПО РПА Минюста России. — М. : РПА МЮ РФ, 2008. — 0,25 п. л.
70. К вопросу об основных направлениях деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах: компетенционно-функциональный анализ / К. В. Черкасов // Науч. тр. / Рос. академия юрид. наук. — Вып. 8 : в 3 т. / отв. ред. В. В. Гриб — М. : Изд. группа «Юрист», 2008. — Т. 1. — 0,3 п. л.