Научная тема: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ И КОММУНАЛЬНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Реформа ранее единого жилищно-коммунального хозяйства страны должна принципиально разделяться на две сущностно различные части: реформу управления организациями коммунальных комплексов и реформу отношений в жилищной сфере, в первую очередь, реформу управления многоквартирными жилыми домами; требуется модификация норм различных отраслей права - не только частного, как это имеет место в настоящее время, но и публичного, поскольку роль публичной власти в управлении реформированием остается значительной.
  2. Необходимо законодательное закрепление понятия «управление жилой недвижимостью», без нормативного определения которого невозможно зафиксировать цели управления. Управление жилой недвижимостью есть основанная на законе, организующая деятельность собственников (объединений собственников) жилых помещений в многоквартирных жилых домах, управляющих организаций, действующих в установленных законом случаях на профессиональной основе, а также деятельность публичной власти, направленная на повышение стоимости и ликвидности доверенного управляющим имущества - общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений.
  3. В сфере управления жилой недвижимостью и коммунальными комплексами в основном сложился de facto самостоятельный административно-правовой режим, который является неотъемлемой составной частью комплексного административно-правового режима управления экономической сферой. Данный режим есть урегулированный главным образом нормами административного права порядок осуществления публичной властью управленческой деятельности, обеспечивающей бесперебойное функционирование, модернизацию и развитие коммунальных комплексов, направленный на обеспечение органического сочетания интересов граждан и хозяйствующих субъектов.
  4. Договоры управления многоквартирными домами, договоры купли-продажи коммунальных ресурсов и договоры предоставления коммунальных услуг в силу их специфики должны быть отнесены законом к категории публичных договоров, для которых Правительство Российской Федерации, реализуя предусмотренное ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочие по регулированию экономических процессов, должно издать правила, предусматривающие условия договоров обязательные для собственников помещений, управляющих компаний, поставщиков коммунальных ресурсов. Заключение таких договоров, обобщающих с целью защиты законных прав и интересов всех сторон договоров нормы и публичного (в первую очередь - административного), и частного права (предусматривающего «свободу договоров»), должно быть обязательным для его сторон.
  5. Правительству Российской Федерации в рамках реализации его полномочий по регулированию экономических процессов, закрепленных в ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», следует разработать и утвердить состав услуг, являющихся неотъемлемыми частями всех процессов коммунального ресурсоснабжения, предусмотрев в их составе услуги энергосервиса, в частности, услуги по измерению потребления коммунальных ресурсов. Следует также предусмотреть возможность включения стоимости новых услуг в состав жилищных субсидий и компенсаций льгот по оплате коммунальных ресурсов. Кроме того, Правительству Российской Федерации следует обеспечить разработку единой для всех видов ресурсов методологии оценки доступности платы за ресурсы для различных групп потребителей с учетом возможной дифференциации тарифов и доступных бюджетных субсидий.
  6. Решение жилищной проблемы в России возможно только на основе развития института государственно-частного партнерства, которое должно строиться на основе соглашений, заключенных между публичной властью и частным бизнесом. Такие соглашения, исходя из их правовой природы, являются административными договорами. В качестве обязательств публичной власти в соглашении должны быть закреплены гарантии по исполнению обязательств по бюджетному финансированию строительства объектов коммунальной инфраструктуры, выплат субсидий, которые должны предусматриваться договорами социальной аренды. В сфере строительства социального жилья условия соглашений государственно-частного партнерства могут и должны устанавливаться в Постановлениях Правительства Российской Федерации, т.е. нормативно, что позволит сделать их условия типовыми.
  7. Реформирование управления жилой недвижимостью и коммунальными комплексами должно быть основано на четком разделении деятельности в данных сферах экономики на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности; к числу последних следует отнести услуги энергосервиса, биллинга (подготовка счетов по данным измерений установленными счетчиками количества ресурсов и услуг). Государственное регулирование (в основном - тарифное) должно сохраняться только применительно к естественно-монопольным видам деятельности в указанных сферах.
  8. Ресурсосбережение является одной из главных целей реформирования управления многоквартирными домами, достижение которой возможно только на основе нормативного закрепления юридической обязанности установки и использования счетчиков коммунальных ресурсов и услуг. Такая обязанность, равно как и ответственность (административная, финансовая) за ее неисполнение - важный элемент административно-правового режима управления коммунальными комплексами, на управляющих которыми и должны возлагаться указанные обязанности.
  9. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, несовершенны. Предложено заменить указанные Правила «Регламентом работы управляющих многоквартирными домами», в котором будут детально урегулированы не только отношениями с потребителями коммунальных услуг, но и отношения с органами местного самоуправления, в том числе установлена юридическая ответственность последних за полную и своевременную выплату всех видов компенсаций стоимости коммунальных услуг, предусмотренных законами о соответствующих бюджетах.
  10. Публичное управление ресурсоснабжением является одним из механизмов обеспечения административно-правового режима управления жилой недвижимостью и коммунальными комплексами, под которым следует понимать деятельность публичной власти и ее должностных лиц по разработке, принятию и обеспечению исполнения правовых норм, регулирующих те новые общественные отношения, которые возникают при заключении гражданско-правовых договоров купли-продажи ресурсов и услуг; новые административно-правовые нормы должны обеспечивать заключение и исполнение договоров между юридическими лицами, а также физическими лицами, являющимися участниками процессов производства, транспортировки, переработки и потребления коммунальных ресурсов, предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах.
  11. Исполнительные органы местного самоуправления должны заключать и подписывать с управляющими жилой недвижимостью соглашения о реструктуризации ранее неисполненных обязательств публичной власти. Такие соглашения являются самостоятельным видом административного договора, по которому бюджетными гарантиями на федеральном, региональном и местном уровнях должны быть обеспечены обязательства исполнительных органов местного самоуправления. Эти соглашения позволят привлечь капиталы с финансовых рынков для исполнения в полном объеме обязательств по капитальным ремонтам многоквартирных домов, для выполнения которых недостаточно средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования ЖКХ».
  12. В целях обеспечения реализации конституционного права граждан на жилище и создания органами государственной, прежде всего, исполнительной власти и местного самоуправления благоприятных условий для его осуществления, обосновано положение о необходимости разработки проектов федеральных законов «О жилищном обслуживании в Российской Федерации» и «О социальном жилье». Приведенные в диссертации рекомендации могут служить основой для ряда новых научно-исследовательских направлений правового анализа изменяющихся правоотношений (как в жилищной сфере, так и коммунальных комплексах), их обобщения и подготовки проектов новых законов и иных нормативных правовых актов.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия:

1. Широков А.В. Многоквартирные дома. Правовые основы управления// Спб.: «Академический проект», Издательство ДНК, 2007. - 14 п.л.

2. Широков А.В. Жилищный Кодекс РФ. Риски перехода// СПб.: Академический проект, 2006. - 11 п.л.

3. Широков А.В., Попов А.И. Административно-правовое регулирование функционирования и развития городского хозяйства Москвы// – М.: Социум, 2002. - 15,3 п.л. (соавторство не разделено).

4. Широков А.В. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ // М.: «КОНСАЛТБАКИР». 2006. - 0,8 п.л. (в составе авторского коллектива, под общей редакцией Н.В.Федосеева).

Статьи, в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, которые рекомендованы ВАК для публикации основных научных результатов:

5. Широков А.В. Задачи административно-правого регулирования управления многоквартирными домами // Государство и право. – 2008. - № 3. – 0,7 п.л.

6. Широков А.В. Провалы нормативной базы энергосбережения // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2008. - № 1. – 0,5 п.л.

7. Широков А.В. Конституционное право на жилье и «социальное жилье» в России // Право и политика. – 2008. - № 3. – 0,5 п.л.

8. Широков А.В. Барьеры для коррупции в сфере строительства жилой недвижимости // Право и политика. – 2008. - № 4. – 0,5 п.л.

9. Широков А.В. Возможно ли «социальное жилье» в России // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 11.- 0,7 п.л.

10. Широков А.В. Новый закон и старые проблемы // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2008. - № 3. – 0,3 п.л.

11. Широков А.В. Административно-правое регулирование деятельности по оказанию услуг собственникам жилья и управляющим многоквартирными домами // Хозяйство и право. – 2008. - № 10 - 0,3 п.л.

12. Широков А.В. Административно-правовое регулирование государственно-частных партнерств для реформирования управления организациями коммунальных комплексов // Законодательство. – 2008. - № 10 – 0,5 п.л.

Статьи в иных изданиях:

13. Широков А.В. Административный договор как форма регулирования государственно-частных партнерств // Административное и муниципальное право. – 2008. - № 12. – 0,7 п.л.

14. Широков А.В. О «социальном жилье» в России // Председатель ТСЖ. – 2008. - № 11. – 0,4 п.л.

15. Широков А.В. Договор – рычаг реформы // Экономические стратегии. 2008. - № 3. – 0.7 п.л.

16. Широков А.В. Как нам решать жилищную проблему в России // Труды Вольного экономического общества. 2008. Том 97. - 0,7 п.л.

17. Широков А.В. Договор управления многоквартирным домом должен быть публичным // Председатель ТСЖ. – 2008. - № 8.– 0,4 п.л.

18. Широков А.В. Энергосбережению нужна эффективная законодательная поддержка // Сборник научных трудов Московского института Государственного и корпоративного управления «Управление экономическими и социальными системами». – М.: МИГКУ.- 2008. - 0,7 п.л.

19. Широков А.В. Профессиональная организация учета // Коммунальный комплекс России. - 2008. - № 4. – 0,7 п.л.

20. Широков А.В. Социальное жилье как форма ликвидации социального неравенства // Материалы I международного социалистического форума «Решение социальных проблем XXI века – социалистическая альтернатива». - М.: Ключ-С. – 2008. – 0,5 п.л.

21. Широков А.В. Государственно-частное партнерство заслон коррупции? // III Всероссийский форум руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства; Информационно-консалтинговая компания «Международный Деловой Центр». - М.: - 2007. - 0,8 п.л.

22. Широков А.В. Час «Х» для ресурсосбережения // ЖКХ Технология и оборудование отраслевой специализированный журнал.- 2007.- № 12. – 0,4 п.л.

23. Широков А.В. Государственно-частное партнерство для капитальных ремонтов домов // Сборник научных трудов Московского института Государственного и корпоративного управления «Ключевые проблемы корпоративного управления в современной России»; -М.: МИГКУ.- 2007. - 0,5 п.л.

24. Широков А.В. Возможен ли в России справедливый «квартирный ответ»? // Эксперт навигатор. - 2007.- № 9 - 0.4 п.л.

25. Широков А.В. Справедливая жилищная политика // Материалы круглого стола; -М.: - Ключ-С, - 2007. - 0,5 п.л.

26. Широков А.В. Тарифы и счетчики коммунальных ресурсов // Реформа ЖКХ. - 2007.- № 5 - 0,5 п.л.

27. Широков А.В. Возможен ли в России справедливый «квартирный ответ»? // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2007.- № 9 - 0,5 п.л.

28. Широков А.В. Водосчетчики в Москве // Коммунальный комплекс России. - 2007. - № 5, № 6. - 1,0 п.л.

29. Широков А.В. Учет коммунальных ресурсов и услуг //Научно-практическая конференция «Система управления жилищным фондом России; Информационно-консалтинговая компания «Международный Деловой Центр»; - М.: - 2007. - 0,8 п.л.

30. Широков А.В. Некоторые аспекты управления собственностью в жилищно-коммунальной сфере города Москвы// Научно-практическая конференция «Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития». - М.: - 2007. - 0,3 п.л.

31. Широков А.В. Об ошибках «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» // Научно-практическая конференция «Проблемы учета коммунальных ресурсов»; - М.; - 2007. - 0,5 п.л.

32. Широков А.В. Поквартирный учет: проблемы и решения // Коммунальный комплекс России. - 2007.- № 3 - 0,3 п.л.

33. Широков А.В. Организация измерений потребления энергоресурсов // Энергоэффективность Волгоградской области. – 2006. - № 1 – 0,5 п.л.

34. Широков А.В. Правовые основы энергоучета // Коммунальный комплекс России. - 2006. – № 11 – 0,6 п.л.

35. Широков А.В. Жилищный Кодекс РФ и «прямые расчеты» // ІІ Всероссийская конференция руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства; Информационно-консалтинговая фирма «Международный Деловой Центр». - М.: - 2006. – 0,5п.л.

36. Широков А.В. Риски перехода к новым формам управления многоквартирными домами // ІІ Всероссийская конференция руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства; Информационно-консалтинговая фирма «Международный Деловой Центр»; - М.: - 2006.– 0,4 п.л.

37. Широков А.В. Как настроить энергосбережение // Энергосбережение. - 2006.- № 5, № 6. - 1,0 п.л.

38. Широков А.В. Риски перехода // Реформа ЖКХ. - 2006.- № 3 - 1,0 п.л.

39. Широков А.В. Организация измерений потребления энергоресурсов. Несколько ответов на вопросы об измерениях потребления энергоресурсов // Энергосбережение. - 2006.- № 2, № 3 - 1,0 п.л.

40. Широков А.В. Проблемы управления реформой в жилищной сфере // ІІ Всероссийская конференция руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства; Информационно-консалтинговая фирма «Международный Деловой Центр». - М.: - 2005 (http://www.irbc.ru) - 0,5 п.л.

41. Широков А.В. Современное управление жилищным фондом Москвы и некоторые замечания по внедрению Жилищного Кодекса // Сборник докладов, III Международная конференция «Модернизация жилищно-коммунального комплекса России-2005», Санкт-Петербург, ноябрь 2005. - 0,3 п.л.

42. Широков А.В. Как можно преодолеть сложности привлечения инвестиций // Сборник докладов, III Международная конференция «Модернизация жилищно-коммунального комплекса России-2005». Санкт-Петербург. - ноябрь 2005. - 0,3 п.л.

43. Широков А.В. Пора начинать реформы в жилищной сфере // Энергосбережение. - 2005.- № 10 – 0,5 п.л

44. Широков А.В. Правда и вымыслы о счетчиках // Энергосбережение.- 2005.- № 10 – 0,7 п.л.

45. Широков А.В. Содержание общеобразовательных программ повышения квалификации специалистов малых предприятий жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы // Сборник докладов 27-28 ноября 2003 года МЦ Голицыно. - М. 2003. / Учебно-методическая конференция «Опыт подготовки финансовых и управленческих кадров для рыночной экономики: проблемы и перспективы» 27-28 ноября 2003 года. УМЦ Голицыно. Сборник докладов - 0,3 п.л.

46. Широков А.В. Реформа жилищно-коммунального хозяйства // Опыт управления городским хозяйством на примере Москвы и городов Германии. По материалам международных научных конференций. - М.: Московский городской институт управления Правительства Москвы, 2003. - 0,3 п.л.

47. Широков А.В. Как нам обустроить Москву водосчетчиками // Энергосбережение. - 2003. - № 4 - 0,8 п.л.

48. Широков А.В. Проблема оснащения водосчетчиками жилых зданий Москвы // Сантехника. - 2003.- № 4 - 0,5 п.л.

49. Широков А.В. Административно-правовая реформа системы управления // Проблемы становления президентской республики в современной России: Теория и практика. – М.: 2001. - 0,3 п.л.