- С позиций системного подхода и на основе целенаправленного отбора надежной и достоверной информации, ее группировки и обобщения, сравнительной оценки достижения целевых индикаторов по важнейшим направлениям модернизации, в работе впервые комплексно проанализированы процессы и результаты современного этапа модернизации общего образования, выявлены основные проблемы развития систем общего образования на данном этапе, обусловленные, прежде всего, несовершенством действующих в этой сфере механизмов управления. В частности, к наиболее значимым проблемам относятся: хроническая нестабильность функционирования образовательных учреждений, препятствующая достижению высокого качества образования; концептуальная противоречивость и экономическая неравноценность реализуемых инноваций; селективность ресурсной поддержки, приводящая к расслоению по уровню развития отдельных образовательных учреждений и территорий, к снижению доступности качественных образовательных услуг; отсутствие широкой социальной базы для проводимых реформ в сфере образования из-за рассогласования ценностных ориентиров реформаторов и общества; несформированность единой системы управления процессами развития российского образования; недостаточная эффективность государственных мер по снижению и предотвращению социальных рисков при формировании рынка образовательных услуг; не согласованность отраслевых и территориальных интересов на муниципальном уровне управления и др.
- Выдвинут и обоснован тезис о том, что на современном этапе модернизации общего образования с учетом складывающихся тенденций и уже проявившихся проблем стратегически приоритетными задачами управления являются обеспечение целостности, системности и устойчивости развития образования как альтернатива реализуемым в настоящее время задачам селективной поддержки «точек роста».
- С учетом особой значимости устойчивости развития для современных экономических процессов, неразработанности этого понятия применительно к системам образования, была предложена соответствующая авторская трактовка, базирующаяся на теоретическом анализе и обобщении концепций устойчивого развития в странах с рыночной и переходной экономикой. Устойчивое развитие системы образования определяется как продолжающееся во времени качественное приращение социальной эффективности образования, обеспеченное ростом внутреннего потенциала этой системы. Предложено также сопряженное понятие «управление устойчивым развитием систем образования» как процесс выработки и принятия решений, направленных на создание и поддержание неубывающей ресурсной базы, гармонизацию морфологических, структурных и функциональных характеристик системы образования для повышения ее социальной эффективности.
- На основе анализа современных тенденций в управлении процессами отраслевого и территориального развития, с учетом особой роли муниципального уровня в достижении целей модернизации образования, определены методологические подходы и теоретические основания для разработки новой модели управления развитием муниципальной системы образования в современных социально-экономических условиях: ориентация на развитие образования как важнейшего кластера в структуре стратегически приоритетных зон социально-экономического развития территории; сочетание стратегии модернизации и стратегии опережающего развития муниципальных систем образования; развитие образования как общественного блага за счет повышения его социальной результативности, снижения социальных рисков, компенсации и дополнения государственной политики модернизации; признание социальной ответственности хозяйствующих субъектов как важнейшего фактора развития территориальных систем образования; кооперация и интеграция как приоритетная стратегия организационного поведения для целей социально-экономического развития и средство формирования ресурсной базы развития образования; опора на горизонтально интегрированные схемы муниципального управления взамен вертикально интегрированных.
- Разработана концептуальная модель управления развитием образования на муниципальном уровне как территориально-межотраслевая модель, ориентированная на достижение баланса интересов развития муниципальной территории и сферы образования за счет согласованной реализации стратегий модернизации и опережающего развития систем образования, привлечения консолидированных ресурсов всех субъектов экономической деятельности разных отраслей и форм собственности. Модель представлена как совокупность управленческой концепции, миссии, принципов управления, целей, задач, функций, организационных структур и механизмов управления.
- Обоснована совокупность организационно-экономических механизмов управления, соответствующих предложенной концептуальной модели, включающая: новые инструменты стратегического и программно-целевого управления как организационной основы опережающего развития образования; механизмы кластеризации образовательного пространства для достижения ценностного единства субъектов социально-экономического развития муниципальных территории, эффективного ресурсного управления; новые модели проектного финансирования развития образования для обеспечения его целостности, баланса территориальных и отраслевых интересов; механизмы финансово-экономической стабилизации и снижения социальных рисков для усиления социальной функции образования.
- В качестве новых инструментов стратегического и программно-целевого управления на муниципальном уровне автором разработаны базовая модель муниципальной программы поддержки образовательных учреждений в условиях модернизации и концепция интегрированной территориальной программы развития образования, конкретизирующие направления и структуру действий по двум мега-стратегиям: модернизации и опережающего развития образования.
- Обоснованы и предложены модельные схемы территориальных образовательных кластеров (дошкольного образования, общеобразовательного и профессионального образования) как организационно-экономической формы реализации муниципальной стратегии развития образования, интеграции ресурсов развития.
- Автором обоснованы новые концептуальные подходы к проектному финансированию развития образования, которые направлены не на поддержку точек роста, а на целевую дифференцированную поддержку инноваций с охватом всех групп образовательных учреждений для минимизации их расслоения по условиям деятельности и ресурсному потенциалу, для обеспечения целостности развития территориальной системы образования.
- Предложены механизмы финансово-экономической стабилизации условий деятельности образовательных учреждений, снижения социальных рисков в новых экономических условиях (аутсорсинг; централизация финансовых ресурсов в муниципальных стабилизационных фондах образования; общественные аудит и экспертиза выполнения государственного (муниципального) задания и инновационных проектов; оптимизация структуры нормативов финансирования общего образования).
- Выявлены особенности ресурсного обеспечения инновационных процессов в образовании, обусловленные спецификой отрасли, структурой ресурсного потенциала и способами его формирования для реализации инновационных проектов. Обоснована необходимость совершенствования подходов к управлению ресурсами применительно к задачам развития образования и разработаны предложения по их совершенствованию на муниципальном уровне. Предложен авторский подход к классификации ресурсов по циклу возобновления. Доказана целесообразность использования в комплексе трех классификаций, значимых с позиций управленческого обеспечения базовых характеристик процессов развития образования (системности, целостности, устойчивости), а именно: классификации по экономической сущности ресурсов, по источнику, по циклу возобновления, которые в совокупности обеспечивают основу для планирования и контроля полноты всех видов ресурсов при проектировании и реализации инноваций; многоканальности их поступления, обоснования расчетных сроков реализации инновационных проектов с учетом группы критических по циклу возобновления ресурсов.
- Выявлены и обоснованы институциональные условия реализации предложенной авторской модели управления развитием муниципальных систем образования: местное самоуправление как «заказчик» стратегии развития образования, правовые условия взаимодействия субъектов разных форм собственности и отраслевой принадлежности в интересах развития образования; механизмы коллегиального управления развитием муниципальной системы образования, экономически и организационно обеспечивающие целостность и результативность инновационных процессов; распределение и закрепление властных полномочий по принятию решений в области развития образования; демократические институты, обеспечивающие гражданские права участников образовательного процесса; идеология и социокультурные механизмы регулирования инновационной деятельности; соответствие формальной и неформальной институциональной среды развития образования.
1.Пуденко Т.И. Программно-целевой подход в управлении муниципальными си-стемами образования: монография. – М.: АРЕС. – 2001. – 8 п.л.
2.Пуденко Т.И. Проблемы и механизмы совершенствования контроля в муници-пальных системах общего образования: монография. – М.: АРЕС. – 2003. – 10 п.л.
3.Пуденко Т.И. Управление устойчивым развитием муниципальной системы об-разования в условиях социально-экономических трансформаций: монография. – М.: Граф-дизайн. – 2010. – 8,3 п.л.
Статьи в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК
4.Пуденко Т.И. Оценка спроса в области обучения менеджменту //Вопросы стати-стики. – 1997. – № 6 (в соавторстве, авт. 2, 5 п.л.).
5.Пуденко Т.И. Инновационные процессы в малом предпринимательстве: аспект управления //Вопросы статистики. – 1999. – № 8 (в соавторстве, авт. 2 п.л.).
6.Пуденко Т.И. Правовые проблемы модернизации управления муниципальными системами образования // Известия Российской академии образования. – 2004. - № 1 (0,4 п.л.).
7.Пуденко Т.И. Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения // Профильная школа. – 2007. - №2 (23) (в соавторстве, авт.0,3 п.л.).
8.Пуденко Т.И. Государственная поддержка общеобразовательных учреждений в рамках ПНПО как ресурс развития региональных образовательных систем // Образование и общество. – 2009. - № 3 (1,1 п.л.).
9.Пуденко Т.И. Интеграционные ресурсы развития образования в России // Вест-ник экономической интеграции». – 2010. – № 5 (0, 5 п.л.).
10.Пуденко Т.И. Принципы и подходы к оценке развития систем образования // Среднее профессиональное образование. – 2010. – №3 (0, 4 п.л.).
11.Пуденко Т.И. Стратегическое управление муниципальными системами образо-вания в условиях модернизации // Вестник экономической интеграции». – 2010. – № 6 (0, 6 п.л.).
12.Пуденко Т.И. Участие общества в управлении образованием: современные ак-центы // Образование и общество. – 2010. - № 2 (0,94 п.л.).
13.Пуденко Т.И. Новые экономические механизмы в общем образовании как сред-ство формирования рынка образовательных услуг// «Экономика сегодня и завтра». – 2010. – № 37 (0, 5 п.л.).
14.Пуденко Т.И. Проблемный анализ устойчивости развития школы// Образование и общество. – 2010. - № 7 (в соавторстве, авт. 0,4 п.л.).
15. Пуденко Т.И. Муниципальная образовательная политика в контексте становле-ния рыночных отношений в образовании // «Экономика сегодня и завтра». – 2010. – № 38 (0, 6 п.л.).
Научные статьи, материалы научно-практических конференций и прикладных разработок:
16.Пуденко Т.И., Ерошин В.И., Афанасьева Т.П. Управление системой образования // в кн.: «Основные положения Концепции Кодекса РФ об образовании (Общая часть)» /Под общей и научной редакцией В.М.Сырых, Ю.А.Кудрявцева. - М.: МО РФ, ИЦПКПС. - 2001. – 5 п.л. /авт. 0,3 п.л.
17.Пуденко Т.И., Ерошин В.И., Афанасьева Т.П. Финансовые, налоговые и иные комплексные институты образовательного законодательства // в кн.: «Основные положе-ния Концепции Кодекса РФ об образовании (Общая часть)» /Под общей и научной редак-цией В.М.Сырых, Ю.А.Кудрявцева. - М.: МО РФ, ИЦПКПС. - 2001. – 5 п.л. /авт. 0,3 п.л.
18.Пуденко Т.И. Программно-целевое управление образованием: «новые старые» проблемы // Менеджмент в образовании». – 2002. - № 1. – 0,4 п.л.
19. Пуденко Т.И. Инновационные оргмеханизмы управления качеством общего образования на муниципальном уровне // Совершенствование организационно-экономического механизма управления общеобразовательным комплексом. Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции. КГУ, 22-23 марта 2002 г. – Набережные Чел-ны: Камский издательский дом. - 2002. – 0,9 п.л.
20.Пуденко Т.И. Управление разработкой и реализацией целевых программ в региональных и муниципальных образовательных системах // Сборник материалов науч.-практ. семинара «Методологические проблемы управления реформированием образова-ния», Самара, 23-24 марта 2002 г. – Самара. – 2002.- 0,6 п.л.
21. Пуденко Т.И. Механизмы управления качеством общего образования на муни-ципальном уровне // Менеджмент в образовании». - 2002. - № 2. – 0,7 п.л.
22.Пуденко Т.И., Пафова М.Ф. Эффективность использования ресурсов при реали-зации целевых программ в образовании // Сб. науч. трудов «Экономические проблемы модернизации российского образования». - М.: ИУО РАО. - 2002. – 0,8 п.л./авт. 0,6 п.л.
23.Пуденко Т.И. Социальный заказ муниципальной системе общего образования// Менеджмент в образовании». - 2003. - № 3. – 1,0 п.л.
24.Пуденко Т.И. Модернизация муниципальных систем управления образованием: проблемы и направления преобразований// Сб. науч. трудов «Модернизация российского образования: проблемы управления и экономики». - М.: ИУО РАО. - 2003. – 0,9 п.л.
25.Пуденко Т.И. Проблемы управления муниципальными образовательными си-стемами // «Новые механизмы управления муниципальной системой образования». Мате-риалы окружной конференции 27-28 апреля 2004г. в г. Нижнем Новгороде. – Н. Новгород: Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Нижнего Новгорода. - 2004. – 0,5 п.л.
26.Пуденко Т.И. Участие общественности в модернизации управления образованием на муниципальном уровне//«Демократизация управления образовательными учреждениями и системами: проблемы и перспективы» Материалы междун. науч.-практ. конференции (Москва, 24-26 марта 2004 года). Москва: И-т общего образования МО России. - 2004. – 0,4 п.л.
27.Пуденко Т.И. Интеграционные процессы в образовании как фактор повышения его качества// «Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики». – Казань: КГУ. – 2005. – 0,5 п.л.
28.Пуденко Т.И. Нормативно-правовое обеспечение введения профильного обуче-ния на третьей ступени общего образования//в кн.: Профильное обучение в школе: моде-ли, методы, технологии. - М.: Классикс Стиль. – 2006. – 3,5 п.л.
29.Пуденко Т.И. Ерошин В.И. Финансово-экономические аспекты введения про-фильного обучения //в кн.: Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. - М.: Классикс Стиль. – 2006. – 2,0 п.л./авт. 1 п.л.
30.Пуденко Т.И. Введение профильного обучения: правовые условия и проблемы // Менеджмент в образовании». - 2006. - № 1. – 0,9 п.л.
31. Пуденко Т.И. Немова Н.В. Оценка программ развития школы // Приоритетные национальные проекты. Образование. – 2007. - № 2. – 0,7 п.л./авт. 0,4 п.л.
32.Пуденко Т.И. Калина И.И., Немова Н.В. и др. Результаты мониторинга конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. – М.: АПКи ППРО. – 2007. – 14,25 п.л./авт. 3,4 п.л.
33.Пуденко Т.И. Приоритетный Национальный Проект «Образование»: опыт и итоги двухлетней реализации конкурса общеобразовательных учреждений // ««Сибир-ский учитель». – 2008. – №2 (56) – 1,2 п.л.
34.Пуденко Т.И. Образовательная программа современной школы // Методическая работа в школе». – 2009. - № 2. – 0,8 п.л.
35.Пуденко Т.И. Проблема устойчивости развития образовательных систем и под-ходы к ее решению// Теория активных систем – 2009/ Труды международной научно-практической конференции (17-19 ноября 2009г., Москва). Том II. – М.: ИПУ РАН, 2009. – 0,4 п.л.
36.Пуденко Т.И. Принципы и подходы к оценке развития муниципальных систем образования// В мире научных открытий. – 2010. - № 3 (09). Часть 4. – 0,64 п.л.
37.Пуденко Т.И. Ценностное управление как условие устойчивого развития систем образования// В мире научных открытий. – 2010. - № 5. Часть 3. – 0,3 п.л.
38.Пуденко Т.И. Социальный заказ общему образованию: понятие и технологии// Актуальные проблемы современной науки и образования. – Сибай.: изд-во СИ БГУ. – 2010. – 0,3 п.л.
39.Пуденко Т.И. Опыт оценки эффективности государственной поддержки школ, реализующих инновационные образовательные программы // «Государственное управле-ние в ХХI веке: традиции и инновации» Материалы 8-й международной конференции факультета гос. управления МГУ 26-28 мая 2010 г. – М.: Изд-во Московского университета, 2010. – 0,5 п.л.
40.Пуденко Т.И. Идеологические установки как деструктивный фактор в исследо-вании процессов управления образованием // Идеологические аспекты методологического обеспечения научных исследований: материалы Всерос. методологического семинара (апрель 2010 г., Москва). – М.: МГУП, 2010.- 0,8 п.л.
41.Пуденко Т.И., Казакова Ю.В. Модернизация образования: новая система коор-динат // Материалы Международной конференции «Наука и образование: архитектура, градостроительство и строительство» (6 – 10 сентября 2010, Волгоград). – Волгоград: ВолгГАСУ. – 2010. – 0,63 п.л./авт.0,45 п.л.
Методические пособия и рекомендации
42.Пуденко Т.И. , Афанасьева Т.П., Лазарев В.С. Методические рекомендации по формированию организационных структур региональных органов управления образова-нием. - М: МСП “Лицом к лицу”, 1991. – 2,2 п.л./авт. 0,4 п.л.
43.Пуденко Т.И. , Афанасьева Т.П., Лазарев В.С. Базовая модель региональной и муниципальной программ поддержки малого бизнеса: пособие для руководителей. – М.: ЦСиЭИ, 1998. – 4,2 п.л. /авт. 0,5 п.л.
44.Пуденко Т.И., Лазарев В.С. Как мотивировать продуктивную работу персонала: пособие для руководителей. – М.: ИУО, 2001. – 2,0 п.л./авт. 1,2 п.л.
45.Пуденко Т.И., Буслов Е.В. и др. Рекомендации по нормативно-правовому обес-печению сетевого взаимодействия образовательных учреждений. - М.: СпортАкадем-Пресс, 2005. – 5,9 п.л./авт. 3,7 п.л.