- Общие вопросы касающиеся базовых понятий связанных с федеративными отношениями:
- Определение федерализма как сложной социально-политической, упорядоченной в правовом отношении, системы жизнедеятельности; многомерной политико-правовой категории, включающей фундаментальные принципы, режим, форму государственного устройства и другие институты политической системы, позволяющие обеспечивать единство власти и разделение политико-властных полномочий между различными ее субъектами и уровнями в целях гармонизации политико-властных отношений.
- Принципы федерализма представляют собой исходные концептуальные положения теории федерализма и федеративного государственно-территориального устройства, интегрирующие в себе идеальные представления и нормативные предписания об организации и функционировании системы государственно-правовых отношений на общегосударственном и региональном уровнях в их взаимодействии и сбалансировании интересов. Они определяют сущность и содержание федеративного устройства того или иного государства.
- Теоретические выводы, характеризующие российский федерализм:
- Конституционная модель отечественного федерализма в целом может быть отнесена к «классическому типу», поскольку содержит конституционные механизмы разделения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а разграничение компетенции между органами детализируется текущим законодательством.
- Заключение о том, что российский конституционный федерализм представляет собой синтез органично сочетающихся элементов зарубежного федеративного строительства с отечественным традиционализмом, увязанных с современными реалиями, что в свою очередь позволяет ему видоизменяться в зависимости от государственно-правовых форм и механизмов.
- В Российской Федерации в настоящее время сложилась ситуация, характеризующаяся сочетанием двух суверенитетов в рамках одного федеративного государства.
- В российской конституционно-правовой теории и практике нет единого понятия и системного перечня принципов российского федерализма. Вместе с тем анализ концепции федеративного устройства России позволяет выявить круг принципов построения и функционирования РФ:- принципы равноправия и самоопределения народов; - добровольности вхождения в состав Российской Федерации территориальных образований (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов) на основе конституции; - смешанный территориальный и национально-территориальный характер построения федеративного государства;- признания государственного суверенитета РФ; - равноправия субъектов РФ; - единства системы государственной власти в РФ; - единства правового и экономического пространства; - разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ, который является базовым и одновременно системообразующим принципом российского федерализма.
- Теоретические выводы, касающиеся механизма реализации федеративных отношений:
- Положение о том, что Конституция Российской Федерации установила современную модель разграничения предметов ведения, однако круг вопросов, которые отнесены к совместному ведению Федерации и ее субъектов является наиболее уязвимым. Проведенный анализ свидетельствует о необходимости принятия мер, направленных на устранение политико-правовых противоречий и совершенствование конституционных норм касающихся данного вопроса.
- Правовая основа обеспечения единства конституционного законодательства Российской Федерации характеризуется следующими конституционными признаками: а) закреплением юридического верховенства Конституции РФ на всей территории страны; б) определением сфер исключительной и совместной компетенции РФ и ее субъектов;в) гарантированностью в рамках установленных Конституцией РФ пределов самостоятельности субъектов РФ в сфере законодательства; г) введением договоров и соглашений между РФ и ее субъектами в число источников конституционного права и возможностью в этой связи договорно-правового регулирования внутрифедеративных отношений.
- Вывод о целесообразности выработки единых критериев к определению политико-правового статуса субъектов Российской Федерации, базирующегося на конституционном принципе равноправия, подкрепленном приоритетностью норм федерального по отношению к региональному законодательству, поскольку процесс заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и образуемыми ими органами нуждается в действенных механизмах юридической регламентации.
- Вывод о том, что новый федеральный закон, регламентирующий порядок назначения главы субъекта Российской Федерации, противоречит конституционным нормам, не соответствует принципам демократического и федеративного государства, способствует сверхконцентрации власти в одних руках. Данный закон открывает фактические правовые возможности для злоупотребления Президентом РФ правом роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ, например, предлагая кандидатуру, заведомо непригодную для должности руководителя субъекта Российской Федерации.
- Выступая в качестве органов самостоятельной конституционной ветви государственной власти - судебной, суды субъектов Российской Федерации участвуют в федеративных процессах (отношениях) через осуществление конституционного, гражданского, административного, уголовного, а также арбитражного судопроизводства, выполняя тем самым защиту конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.
- Совершенствование субъектного состава Российской Федерации объективно назрело, при этом основным требованием при образовании нового субъекта должно быть добровольность и равноправие объединяющихся субъектов Федерации.
- В Российской Федерации принципы территориальной организации структур исполнительной власти и соответственно принципы территориального взаимодействия структур, создаваемых органами публичной власти, в федеральном законодательстве не установлены. Это связано с тем, что в теории конституционного права не проработан вопрос о возможных вариантах развития взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления, не выявлены их сущностные черты, не определена специфика, а также не предложена оптимальная модель взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления для России.
- Законодательные предложения, вытекающие из результатов исследования правовых основ развития федеративных отношений с учетом особенностей и тенденций развития отечественного федерализма:упорядочить правотворческую деятельность субъектов Российской Федерации, определив главенствующую роль конституционных норм, ратифицированного международного и федерального законодательства; ускорить переход от «договорных» к «конституционной» модели федерализма; завершить основные этапы правовой реформы в Российской Федерации с целью повышения эффективности функционирования публично-правовых институтов и ответственности в системе государственного и муниципального управления; разработать действенные правовые механизмы, способствующие упорядочению «вертикальных связей» и утверждению модели федерализма, при которой законодательная власть была бы подлинно народной, судебная - подзаконной, исполнительная - эффективной; в связи с наметившейся тенденцией укрупнения регионов на данный момент функционирование института федеральных округов представляется нецелесообразным, поэтому федеральные округа следует ликвидировать или довести их до статуса субъектов федерации (где это возможно); необходимо принять специальный федеральный закон об общих принципах административного территориального устройства Российской Федерации; существующие проблемы правовой регламентации компетенции местного самоуправления могут быть разрешены путем принятия единого федерального закона о компетенции местного самоуправления.
1.Симонян Г.Р. Механизм обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти // Журнал Российского права. М., 2006, № 3, 0,8 п.л.
2.Симонян Г.Р. Федерализация политико-властных отношений в демо-кратических государствах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. М., 2006, № 2, 0,8 п.л.
3.Симонян Г.Р. Конституционно-правовые принципы федерализма в Российской Федерации // Закон. 2006, № 6, 0,5 п.л.
4.Симонян Г.Р. Конституционно-правовая модель российского федера-лизма // Законодательство и экономика. М., 2006, № 6, 0,9 п.л.
5.Симонян Г.Р. Содержание понятия «вопросы ведения» и его соотношение с компетенцией субъектов и полномочиями региональных органов государственной власти // Современное право. М., 2006, № 12,1,0 п.л.
6.Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства совре-менного российского федеративного государства // Законы России: опыт, анализ, практика. М., 2007, № 3, 0,7 п.л.
7.Симонян Г.Р. Общегосударственное значение вопросов исключитель-ного ведения Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. М., 2007, № 21, 0,7 п.л.
8.Симонян Г.Р. Особенности взаимоотношений государственной вла-сти и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. М., 2008, № 1, 0,9 п.л.
9.Симонян Г.Р. Современные проблемы административно-территориального устройства Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. М., 2008, № 3, 0,7 п.л.
10.Симонян Г.Р. Разделение государственной власти - основа россий-ского федерализма // Современное право. М., 2008, № 2(1), 0,4 п.л.
11.Симонян Г.Р. Разграничение предметов ведения как основа разделения властей в Российской Федерации // Современное право. М., 2008, № 1(1), 0,5 п.л.
Монографии и иные научные издания:
12.Симонян Г.Р. Институты конституционного права: вопросы теории. М., ИЗиСП, 2008, 3,2 п.л.
13.Симонян Г.Р. Особенности развития федеративных отношений на современном этапе централизации государственной власти в России (регио-нально правовой аспект) Часть 1., М., Манускрипт, 2007,11,0 п.л.
14.Симонян Г.Р. Особенности развития федеративных отношений на современном этапе централизации государственной власти в России (регио-нально правовой аспект) Часть 2., М., Манускрипт, 2007,13,0 п.л.
15.Симонян Г.Р. Политико-правовые основы развития федерализма в современной России. М., Юристъ, 2003, 6,5 п.л.
16.Симонян Г.Р. Бои без правил на политическом поле (анализ практики избирательного законодательства). М., 2003, 5,2 п.л.
17.Симонян Г.Р. Предметы ведения и полномочия в условиях федерализации межрегиональных отношений. М., 2001, 2,5 п.л.
Учебники и учебные пособия:
18.Конституционное право России: Учебник/ Под редакцией д-ра юрид. наук, проф. Постникова А. Е. М.: Проспект, 2007, 31,5/0,8 п.л.
19.Симонян Г.Р. Если вы - налогоплательщик: Учебно-практическое пособие. М.: Олимп, 2000, 4,8 п.л.
Работы, опубликованные в иных рецензируемых научных изданиях:
20.Симонян Г.Р. Историко-политологические истоки отечественного федерализма // Материалы международной конференции «Глобализации политического пространства на рубеже нового тысячелетия». - М., 2000, 0,2 п.л.
21.Симонян Г.Р. Правовое регулирование отношений между субъектами государственного управления в федеративных и унитарных государствах: опыт сравнительного правоведения России и Армении // Материалы международной конференции «Перспективы интеграционной политики России на постсоветском пространстве». - М., 2000, 0,2 п.л.
22.Симонян Г.Р. Финансовую полицию вызывали? // Российская юсти-ция. - М., 1995, № 7, 0,5 п.л.
23.Симонян Г.Р. Криминальный калейдоскоп // Человек и право. - М., 1995, № 16, 0,6 п.л.
24.Симонян Г.Р. Без права на ошибку // Человек и закон. - М., 1988, № 5, 0,5 п.л.
25.Симонян Г.Р. Гуманно и справедливо // Хозяйство и право. - М., 1988, № 2, 0,2 п.л.
26.Симонян Г.Р. Ровесник революции // Советская юстиция. - М., 1987, № 21, 0,5 п.л.
27.Симонян Г.Р. Госприемка // Хозяйство и право. - М., 1987, № 10, 0,6 п.л.
28.Симонян Г.Р. Внимание: бесхозяйственность! // Советская юстиция. - М., 1987, № 14, 0,4 п.л.
29.Симонян Г.Р. Народный избранник // Советская юстиция. - М., 1987, № 10, 0,5 п.л.