Научная тема: «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»
Специальность: 12.00.02
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Общие вопросы касающиеся базовых понятий связанных с федеративными отношениями:
  2. Определение федерализма как сложной социально-политической, упорядоченной в правовом отношении, системы жизнедеятельности; многомерной политико-правовой категории, включающей фундаментальные принципы, режим, форму государственного устройства и другие институты политической системы, позволяющие обеспечивать единство власти и разделение политико-властных полномочий между различными ее субъектами и уровнями в целях гармонизации политико-властных отношений.
  3. Принципы федерализма представляют собой исходные концептуальные положения теории федерализма и федеративного государственно-территориального устройства, интегрирующие в себе идеальные представления и нормативные предписания об организации и функционировании системы государственно-правовых отношений на общегосударственном и региональном уровнях в их взаимодействии и сбалансировании интересов. Они определяют сущность и содержание федеративного устройства того или иного государства.
  4. Теоретические выводы, характеризующие российский федерализм:
  5. Конституционная модель отечественного федерализма в целом может быть отнесена к «классическому типу», поскольку содержит конституционные механизмы разделения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а разграничение компетенции между органами детализируется текущим законодательством.
  6. Заключение о том, что российский конституционный федерализм представляет собой синтез органично сочетающихся элементов зарубежного федеративного строительства с отечественным традиционализмом, увязанных с современными реалиями, что в свою очередь позволяет ему видоизменяться в зависимости от государственно-правовых форм и механизмов.
  7. В Российской Федерации в настоящее время сложилась ситуация, характеризующаяся сочетанием двух суверенитетов в рамках одного федеративного государства.
  8. В российской конституционно-правовой теории и практике нет единого понятия и системного перечня принципов российского федерализма. Вместе с тем анализ концепции федеративного устройства России позволяет выявить круг принципов построения и функционирования РФ:- принципы равноправия и самоопределения народов; - добровольности вхождения в состав Российской Федерации территориальных образований (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов) на основе конституции; - смешанный территориальный и национально-территориальный характер построения федеративного государства;- признания государственного суверенитета РФ; - равноправия субъектов РФ; - единства системы государственной власти в РФ; - единства правового и экономического пространства; - разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ, который является базовым и одновременно системообразующим принципом российского федерализма.
  9. Теоретические выводы, касающиеся механизма реализации федеративных отношений:
  10. Положение о том, что Конституция Российской Федерации установила современную модель разграничения предметов ведения, однако круг вопросов, которые отнесены к совместному ведению Федерации и ее субъектов является наиболее уязвимым. Проведенный анализ свидетельствует о необходимости принятия мер, направленных на устранение политико-правовых противоречий и совершенствование конституционных норм касающихся данного вопроса.
  11. Правовая основа обеспечения единства конституционного законодательства Российской Федерации характеризуется следующими конституционными признаками: а) закреплением юридического верховенства Конституции РФ на всей территории страны; б) определением сфер исключительной и совместной компетенции РФ и ее субъектов;в) гарантированностью в рамках установленных Конституцией РФ пределов самостоятельности субъектов РФ в сфере законодательства; г) введением договоров и соглашений между РФ и ее субъектами в число источников конституционного права и возможностью в этой связи договорно-правового регулирования внутрифедеративных отношений.
  12. Вывод о целесообразности выработки единых критериев к определению политико-правового статуса субъектов Российской Федерации, базирующегося на конституционном принципе равноправия, подкрепленном приоритетностью норм федерального по отношению к региональному законодательству, поскольку процесс заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и образуемыми ими органами нуждается в действенных механизмах юридической регламентации.
  13. Вывод о том, что новый федеральный закон, регламентирующий порядок назначения главы субъекта Российской Федерации, противоречит конституционным нормам, не соответствует принципам демократического и федеративного государства, способствует сверхконцентрации власти в одних руках. Данный закон открывает фактические правовые возможности для злоупотребления Президентом РФ правом роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ, например, предлагая кандидатуру, заведомо непригодную для должности руководителя субъекта Российской Федерации.
  14. Выступая в качестве органов самостоятельной конституционной ветви государственной власти - судебной, суды субъектов Российской Федерации участвуют в федеративных процессах (отношениях) через осуществление конституционного, гражданского, административного, уголовного, а также арбитражного судопроизводства, выполняя тем самым защиту конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.
  15. Совершенствование субъектного состава Российской Федерации объективно назрело, при этом основным требованием при образовании нового субъекта должно быть добровольность и равноправие объединяющихся субъектов Федерации.
  16. В Российской Федерации принципы территориальной организации структур исполнительной власти и соответственно принципы территориального взаимодействия структур, создаваемых органами публичной власти, в федеральном законодательстве не установлены. Это связано с тем, что в теории конституционного права не проработан вопрос о возможных вариантах развития взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления, не выявлены их сущностные черты, не определена специфика, а также не предложена оптимальная модель взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления для России.
  17. Законодательные предложения, вытекающие из результатов исследования правовых основ развития федеративных отношений с учетом особенностей и тенденций развития отечественного федерализма:упорядочить правотворческую деятельность субъектов Российской Федерации, определив главенствующую роль конституционных норм, ратифицированного международного и федерального законодательства; ускорить переход от «договорных» к «конституционной» модели федерализма; завершить основные этапы правовой реформы в Российской Федерации с целью повышения эффективности функционирования публично-правовых институтов и ответственности в системе государственного и муниципального управления; разработать действенные правовые механизмы, способствующие упорядочению «вертикальных связей» и утверждению модели федерализма, при которой законодательная власть была бы подлинно народной, судебная - подзаконной, исполнительная - эффективной; в связи с наметившейся тенденцией укрупнения регионов на данный момент функционирование института федеральных округов представляется нецелесообразным, поэтому федеральные округа следует ликвидировать или довести их до статуса субъектов федерации (где это возможно); необходимо принять специальный федеральный закон об общих принципах административного территориального устройства Российской Федерации; существующие проблемы правовой регламентации компетенции местного самоуправления могут быть разрешены путем принятия единого федерального закона о компетенции местного самоуправления.
Список опубликованных работ
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:

1.Симонян Г.Р. Механизм обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти // Журнал Российского права. М., 2006, № 3, 0,8 п.л.

2.Симонян Г.Р. Федерализация политико-властных отношений в демо-кратических государствах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. М., 2006, № 2, 0,8 п.л.

3.Симонян Г.Р. Конституционно-правовые принципы федерализма в Российской Федерации // Закон. 2006, № 6, 0,5 п.л.

4.Симонян Г.Р. Конституционно-правовая модель российского федера-лизма // Законодательство и экономика. М., 2006, № 6, 0,9 п.л.

5.Симонян Г.Р. Содержание понятия «вопросы ведения» и его соотношение с компетенцией субъектов и полномочиями региональных органов государственной власти // Современное право. М., 2006, № 12,1,0 п.л.

6.Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства совре-менного российского федеративного государства // Законы России: опыт, анализ, практика. М., 2007, № 3, 0,7 п.л.

7.Симонян Г.Р. Общегосударственное значение вопросов исключитель-ного ведения Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. М., 2007, № 21, 0,7 п.л.

8.Симонян Г.Р. Особенности взаимоотношений государственной вла-сти и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. М., 2008, № 1, 0,9 п.л.

9.Симонян Г.Р. Современные проблемы административно-территориального устройства Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. М., 2008, № 3, 0,7 п.л.

10.Симонян Г.Р. Разделение государственной власти - основа россий-ского федерализма // Современное право. М., 2008, № 2(1), 0,4 п.л.

11.Симонян Г.Р. Разграничение предметов ведения как основа разделения властей в Российской Федерации // Современное право. М., 2008, № 1(1), 0,5 п.л.

Монографии и иные научные издания:

12.Симонян Г.Р. Институты конституционного права: вопросы теории. М., ИЗиСП, 2008, 3,2 п.л.

13.Симонян Г.Р. Особенности развития федеративных отношений на современном этапе централизации государственной власти в России (регио-нально правовой аспект) Часть 1., М., Манускрипт, 2007,11,0 п.л.

14.Симонян Г.Р. Особенности развития федеративных отношений на современном этапе централизации государственной власти в России (регио-нально правовой аспект) Часть 2., М., Манускрипт, 2007,13,0 п.л.

15.Симонян Г.Р. Политико-правовые основы развития федерализма в современной России. М., Юристъ, 2003, 6,5 п.л.

16.Симонян Г.Р. Бои без правил на политическом поле (анализ практики избирательного законодательства). М., 2003, 5,2 п.л.

17.Симонян Г.Р. Предметы ведения и полномочия в условиях федерализации межрегиональных отношений. М., 2001, 2,5 п.л.

Учебники и учебные пособия:

18.Конституционное право России: Учебник/ Под редакцией д-ра юрид. наук, проф. Постникова А. Е. М.: Проспект, 2007, 31,5/0,8 п.л.

19.Симонян Г.Р. Если вы - налогоплательщик: Учебно-практическое пособие. М.: Олимп, 2000, 4,8 п.л.

Работы, опубликованные в иных рецензируемых научных изданиях:

20.Симонян Г.Р. Историко-политологические истоки отечественного федерализма // Материалы международной конференции «Глобализации политического пространства на рубеже нового тысячелетия». - М., 2000, 0,2 п.л.

21.Симонян Г.Р. Правовое регулирование отношений между субъектами государственного управления в федеративных и унитарных государствах: опыт сравнительного правоведения России и Армении // Материалы международной конференции «Перспективы интеграционной политики России на постсоветском пространстве». - М., 2000, 0,2 п.л.

22.Симонян Г.Р. Финансовую полицию вызывали? // Российская юсти-ция. - М., 1995, № 7, 0,5 п.л.

23.Симонян Г.Р. Криминальный калейдоскоп // Человек и право. - М., 1995, № 16, 0,6 п.л.

24.Симонян Г.Р. Без права на ошибку // Человек и закон. - М., 1988, № 5, 0,5 п.л.

25.Симонян Г.Р. Гуманно и справедливо // Хозяйство и право. - М., 1988, № 2, 0,2 п.л.

26.Симонян Г.Р. Ровесник революции // Советская юстиция. - М., 1987, № 21, 0,5 п.л.

27.Симонян Г.Р. Госприемка // Хозяйство и право. - М., 1987, № 10, 0,6 п.л.

28.Симонян Г.Р. Внимание: бесхозяйственность! // Советская юстиция. - М., 1987, № 14, 0,4 п.л.

29.Симонян Г.Р. Народный избранник // Советская юстиция. - М., 1987, № 10, 0,5 п.л.