- подготовка к формированию ЗСЖ клиентов - это существенная и востребованная в социальной практике компонента профессиональной подготовки специалиста социальной работы, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности, компетентности в деятельности по сохранению (восстановлению) физического, психического и социального здоровья клиента, культуры здоровья будущего специалиста; обладающая способностью увязывать знания и умения, приобретенные в рамках дисциплин общекультурного, медицинского, психолого-педагогического и социального содержания, с закономерными личностными изменениями, происходящими в связи с включением в практико-ориентированную и здоровьесберегающую деятельность, и достигать на основе этого интегративного результата - высокопродуктивной деятельности специалиста социальной работы по формированию здорового стиля жизни клиентов;
- подготовка специалистов социальной работы к формированию ЗСЖ личности осуществляется в русле ведущих тенденций модернизации системы социального образования и сопряженных с ними принципов: интернационализации (принципы открытости, универсальности), фундаментализации (преемственности, интеграции-дифференциации), гуманизации (аксиологизации, гуманитаризации образовательного пространства, диалогичности, ориентации на самоактуализацию), обеспечения качества подготовки (рефлексивности, технологичности), профессионально-личностного развития специалиста (субъектности, включения в здоровьесберегающую деятельность), опережающего характера подготовки (универсальности, технологичности, открытости), которые определяют и нормируют целевые, содержательные, пространственно-временные, процессуальные и результативные аспекты профессиональной подготовки;
- интегративный эффект профессиональной подготовки оценивается посредством мониторинговой диагностики уровня готовности студентов к формированию здорового стиля жизни, уровня их компетентности в решении профессиональных валеозач и уровня культуры здоровья будущего специалиста, по совокупности критериев: мотивационному, гностическому, операциональному, креативному, компетентностному, ценностно-мировоззренческому, инструментально-практическому, личностно-созидательному;
- для успешного осуществления процесса профессиональной подготовки будущих социальных работников к здоровьесберегающей деятельности требуется соблюдение следующих педагогических условий: формирование профессиональных ценностных ориентаций с учетом интерпретации здоровья и здорового стиля жизни клиента как базовой профессиональной ценности; усиление здоровьесберегающей направленности содержания образования, обогащения его достижениями современной научной мысли по проблемам здоровья и здорового образа жизни, передовым опытом в области здравотворчества; утверждение приоритета личностно-ориентированного обучения, оснащение учебного процесса практико-ориентированными, здоровьесберегающими технологиями, позволяющими выстраивать профессиональный диалог, актуализирующий стремление студента к саморазвитию в процессе решения здоровьесберегающих задач и осуществления здоровьесберегающей деятельности; обеспечение этапного характера процесса подготовки, основанного на осознании студентом личностной значимости здорового стиля жизни, развитии субъектности и понимании его профессиональной значимости, освоении технологий улучшения здоровья и рациональной организации жизнедеятельности, реализации профессионального взаимодействия, ориентированного на формирование здорового стиля жизни клиента как способа его самоактуализации в условиях трудной жизненной ситуации;
- внедрение инновационной модели подготовки специалистов социальной работы к формированию ЗСЖ способствует их полноценному включению в процесс содействия здоровью населения и реализации потенциала социальной работы, связанного с возможностью комплексного междисциплинарного подхода в здоровьеобеспечении; ориентированностью на те группы населения, где изначально присутствуют факторы риска здоровью (малообеспеченные, инвалиды, пожилые, безработные и др.); одновременным воздействием на личность, группу, социум в соответствии с полифакторной детерминацией здорового стиля жизни;
- здоровье, здоровый образ и здоровый стиль жизни, дефинируемые в контексте функциональной, эвдемонической, адаптационной, синергетической концепций, интегрируются в понятийное пространство социальной работы как цели-средства, фокусируя внимание на ее социально-педагогических аспектах, связанных с развитием личности клиента в процессе творческого усвоения и воспроизводства в индивидуальной жизнедеятельности культурных образцов здорового образа жизни, и улучшением вследствие этого качества жизни клиента и его социального функционирования;
- стиль жизни клиента социальной работы оценивается как здоровый, если обеспечивает минимизацию рисков здоровью, обусловленных трудной жизненной ситуацией, и актуализацию внутреннего потенциала личности для ее преодоления;
- формирование ЗСЖ клиента осуществляется с учетом его инвариантной структуры в составе ценностно-смыслового, деятельностно-содержательного, социально-ролевого и социально-временного блоков, гендерной, возрастной, индивидуально-типологической специфики, полифакторной детерминации; на основе социально-педагогической технологии общего типа; предполагает разработку функционально-содержательных основ соответствующей деятельности специалиста социальной работы и критериев ее результативности, обоснование принципов (ценностно-содержательных, социопсихологических, технологических) и необходимых социально-педагогических условий.
1. Авчинникова, С.О. Подготовка специалистов социальной работы к обеспечению здорового стиля жизни клиентов / С.О. Авчинникова. – Смоленск: Издательство «Смоленская городская типография», 2009. – 272 с. (17 п.л.).
2. Авчинникова, С.О. Формирование здорового стиля жизни старшеклассников / С.О. Авчинникова/ Под ред. Н.Е. Мажара. – Смоленск: Универсум, 2002. – 164 с. (10,4 п.л.).
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК
3. Авчинникова, С.О. Подготовка специалистов социальной работы к здоровьесберегающей деятельности / С.О. Авчинникова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 3. – С. 23-30. (0,45 п.л.).
4. Авчинникова, С.О. Здоровьесберегающая деятельность как условие формирования валеологической компетентности будущих специалистов социальной работы / С.О. Авчинникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск: издательство ТГПУ. – 2010. – №1 (91). – С.79-81. (0,4 п.л.).
5. Авчинникова, С.О. Валеологизация подготовки специалистов социальной работы: содержательный компонент / С.О. Авчинникова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7(19). – С. 186-189. (0,35 п.л.).
6. Авчинникова, С.О. Технологическое обеспечение профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы к здоровьесберегающей деятельности / С.О. Авчинникова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – №4 (3). – С.67-73. (0,76 п.л.).
7. Авчинникова, С.О. Вопросы здоровья и здорового образа жизни в подготовке специалистов социальной работы / С.О. Авчинникова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – М., 2007. – №2. – С.48-51. (0,35 п.л.).
8. Авчинникова, С.О. Принципы формирования здорового образа жизни / С.О. Авчинникова // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – М., 2006. – №.8. – С. 22-25. (0,25 п.л.).
9. Авчинникова, С.О. Гендерные аспекты здорового образа жизни / С.О. Авчинникова // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – М., 2006. – №. 5. – С. 45-49. (3 п.л.).
10. Авчинникова, С.О. Формирование здорового образа жизни как направление социальной работы / С.О. Авчинникова. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – М. , 2006. – № 6. – С.25-28. (0,35 п.л.).
11. Авчинникова, С.О. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни», «здоровый стиль жизни» / С.О. Авчинникова, М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. – М., 2004. – №11. – С. 2-8. (0,8 п.л., из них авторские 50%).
Учебные пособия, методические рекомендации, учебно-методические материалы
12. Авчинникова, С.О. Формирование здорового стиля жизни клиентов социальной работы: учебное пособие / С.О. Авчинникова. – Смоленск: Универсум, 2009. –100 с. (6,25 п.л.).
13. Авчинникова, С.О. Диагностический инструментарий в социальной работе с семьей: учебно-методическое пособие / С.О. Авчинникова / Смоленск: Универсум, 2005. – 82 с. (5,5 п.л.).
14. Авчинникова, С.О. Гендерология и феминология: учебно-методическое пособие / С.О. Авчинникова / Смоленск: Универсум, 2005. – 34 с. (2.п.л.).
15. Авчинникова С.О. Креативные техники в социальной работе с семьей и детьми / С.О. Авчинникова, Е.Н. Мажар / Смоленск: Универсум, 2004. – 256 с. (16 п.л., из них авторские 50%).
16. Правила здорового образа жизни / Под ред. проф. Е.Г. Жука. – Смоленск: Универсум, 2004г. – 114с.(6,5 п.л., из них авторские 20%).
17. Авчинникова, С.О. Организация охраны материнства и детства / С.О. Авчинникова / Смоленск: Универсум, 2003. – 92 с.(5,75 п.л.).
18. Общедоступное руководство по здоровому образу жизни / Под ред. проф. Е.Г. Жука. – Смоленск: Универсум, 2003. – 184с. (11,5 п.л. из них авторские 10%).
Статьи в журналах и сборниках научных трудов
19. Авчинникова, С.О. Деятельность специалиста социальной работы по формированию здорового стиля жизни клиентов: анализ содержания и функций / С.О. Авчинникова // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. – 2010. Т.2. - №2(6). – С.63-72. (0,6 п.л.).
20. Авчинникова, С.О. Модель профессиональной подготовки специалистов социальной работы к здоровьесберегающей деятельности / С.О. Авчинникова / Университетский вестник. – 2009. – №1(14). – С.9-14. (0,45 п.л.).
21. Авчинникова, С.О. Конструирование и реализация модели профессиональной подготовки специалистов социальной работы к обеспечению здорового стиля жизни клиентов / С.О. Авчинникова // Новые технологии обучения: материалы 6 Международной конференции. Духовно-нравственное воспитание и профессионализм личности в современных условиях. Спец. выпуск № 60 / Институт инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки Украины, Академия международного сотрудничества по креативной педагогике. – Киев-Винница, 2009. – С. 19-27. (0,5 п.л.).
22. Авчинникова, С.О. Педагогические условия подготовки специалистов социальной работы к здоровьесберегающей деятельности / С.О. Авчинникова // Педагогика здоровья. – 2008. – №1. – С.44-48. (0,4 п.л.).
23. Авчинникова, С.О. Категории «здоровье» и «здоровый образ жизни» в учебных изданиях по социальной работе / С.О. Авчинникова // Университетский вестник. – 2007. – № 1 (13). – С. 59-63. (0.35 п.л.).
24. Авчинникова, С.О.Состояние и проблемы профессиональной подготовки специалистов социальной работы к формированию здорового стиля жизни клиентов/ С.О. Авчинникова / Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник научных статей – Смоленск: Универсум, 2007г. – С. 88-90. (0.25 п.л.).
25. Авчинникова, С.О. Аксиологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной работы к формированию здорового стиля жизни клиентов / С.О. Авчинникова / Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста: сб. науч. тр. / Стерлитамак. гос. пед. академия; отв. ред. А.С. Назыров. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2006. – С. 3-7.(0,3 п.л.).
26. Авчинникова, С.О. Возрастные аспекты здорового стиля жизни / С.О. Авчинникова / Здоровый образ жизни для всех возрастов: сборник научных статей (по материалам всероссийской научно-практической конференции. Саратов 23 ноября 2006г.) Под редакцией д.с.н. М.Э. Елютиной. – Саратов: издат. центр «Наука», 2007. – С. 28-32. (0,3 п.л.).
27. Авчинникова, С.О. Здоровый образ жизни как приоритетное направление в практике социальной работы / С.О. Авчинникова / Современные социально-медицинские технологии: сборник статей по материалам Всероссийского постоянно действующего научного семинара «Социально-медицинские технологии работы с населением» - Ижевск, 2006. – С.87-94. (0,4 п.л.).
28. Авчинникова, С.О. Компетентностный подход в подготовке специалиста социальной работы / С.О. Авчинникова / Актуальные проблемы философии, психологии и социальной работы: сборник научных статей. – Смоленск: Универсум, 2006. – С. 122-127. (0,35 п.л.).
29. Авчинникова, С.О. Здоровый образ жизни как социальная ценность / С.О. Авчинникова / Ценности и оценки: проблемы философии и науки: сборник научных статей. Вып. 2. – Смоленск: Универсум, 2006. – С.3-5. (0,2 п.л.).
30. Авчинникова, С.О. Формирование здорового стиля жизни как способа самоактуализации личности / С.О. Авчинникова // Вестник образования и развития науки РАЕН. - 2002. - № 62. - С. 56-62. (0,5 п.л.).
31. Авчинникова, С.О. Здоровый стиль жизни старшеклассника как педагогическая проблема / С.О. Авчинникова // Вестник Смоленской медицинской академии. - Смоленск, 2000. - № 3. - С. 129-131. (0.35 п.л.).
Материалы докладов и выступлений на Международных и других научно-практических конференциях
32. Авчинникова, С.О. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы к формированию здорового стиля жизни клиентов / С.О. Авчинникова / Конкурс молодых ученых: сборник материалов. – Смоленск: Изд-во «Смоленская городская типография», 2009. – С. 83-87. (0, 25 п.л.).
33. Авчинникова, С.О. Социальные ограничения в реализации здорового стиля жизни / С.О. Авчинникова / Актуальные вопросы реабилитации в XXI веке (медицинские, социальные, психолого-педагогические, правовые и организационные аспекты). Материалы II региональной научно-практической конференции. – Москва-Калуга-Смоленск, 2009. – С.189-195. (0,35 п.л.).
34. Авчинникова, С.О. Культурологический подход как методологическое обоснование подготовки специалистов социальной работы к формированию здорового стиля жизни клиентов / С.О. Авчинникова / Пути, тенденции, направления развития социальной сферы: материалы II Междунар. научно-практич. конф/ Научн. ред. А.П. Орлова. – Витебск: УО «ВГУ им. Машерова», 2009. – С. 11-14. (0.5 п.л.).
35. Авчинникова, С.О. Здоровый образ жизни в практике социальной работы: значимость и успешность решения проблемы / С.О. Авчинникова / Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: материалы II Международной научно-практической конференции (18-20 мая2009г, г. Смоленск) / Под ред. Г.Н. Греца, Т.М. Брук, Д.Ф. Палецкого. – Смоленск: СГАФКСТ, 2009. – С.124-128. (0,35 п.л.).
36. Авчинникова, С.О. Проектирование содержания профессиональной подготовки специалистов социальной работы на основе современных подходов/ С.О. Авчинникова / XV Кирилло-Мефодиевские чтения: мат. научно-практ. конф. (Смоленск, 23 мая 2009г): в 2-х т. Том 1. – Смоленск: Издательство СГУ, 2009. – С. 5-11.(0,35 п.л.).
37. Авчинникова, С.О. Стиль жизни в контексте адаптационной концепции здоровья / С.О. Авчинникова / Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 18-21 февраля 2008г: в 2т./ науч. ред. А.Б. Мулик. – Т. 1 С. 78-83. (0,3 п.л.).
38. Авчинникова, С.О. Ведущие тенденции подготовки специалистов социальной работы к здоровьесберегающей деятельности / С.О. Авчинникова / XIV Кирилло-Мефодиевские чтения: материалы научно-практической конференции (Смоленск 23 мая 2008г.). Том 2. – Смоленск: Издательство СГУ, 2008. – С.5-11.(0,4 п.л.).
39. Авчинникова, С.О. Содержание диагностико-прогностического этапа технологии формирования здорового стиля жизни клиента социальной работы/ С.О. Авчинникова/ Здоровье и здоровый образ жизни: состояние и перспективы/ Под ред. Т.В. Косенковой, Ю.П. Мизерницкого, Н.Е. Мажара. - Смоленск, 2008. – С.20-22. (0,2 п.л.).
40. Авчинникова, С.О. Здоровьесберегающие технологии как составляющая социально-технологической культуры специалиста социальной работы / С.О. Авчинникова / Здоровый образ жизни – основополагающий фактор укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Смоленск 10-11 июня 2008г. – Смоленск: СГМА, 2008. – С.5-6. (0,25 п.л.).
41. Авчинникова, С.О. Содействие решению социальных проблем студенческой молодежи в учреждениях высшего профессионального образования г. Смоленска / С.О. Авчинникова, Е.Н. Гусева / Молодежь в социокультурной среде регионов. Материалы Межвузовской научно-практической конференции 25-26 марта 2008г. – Смоленск: Универсум, 2008. – С. 9-14. (0.3 п.л., из них авторские 70%).
42. Авчинникова, С.О. Здоровый стиль жизни молодежи как показатель ее успешной социализации / С.О. Авчинникова / Молодежь в социокультурной среде регионов. Материалы Межвузовской научно-практической конференции 25-26 марта 2008г. – Смоленск: Универсум, 2008. – С. 3-8. (0,3 п.л.).
43. Авчинникова, С.О. Социально-педагогические условия формирования здорового стиля жизни клиентов социальной работы / С.О. Авчинникова / Здоровье и здоровый образ жизни: состояние и перспективы (медико-психологические, социальные, правовые и экологические аспекты) / Под ред. Н.Е. Мажара, Т.В. Косенковой, Ю.Л. Мизерницкого. – Смоленск, 2007. – С.52-56. (0,25 п.л.).
44. Авчинникова, С.О. Социальный маркетинг в формировании здорового стиля жизни различных клиентальных групп как инновационное направление социальной работы / С.О. Авчинникова / Социальная работа: традиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции / Под общей ред. Биктимирова Т.З., Шмелевой Н.Б. – Ульяновск, Ул ГУ, 2006. – С.26-28. (0,2 п.л.).
45. Авчинникова, С.О. Интегративный подход в подготовке специалистов социальной работы к формированию здорового стиля жизни клиентов / С.О. Авчинникова / Социальные трансформации (Выпуск 11): Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: Механизмы научного и социокультурного взаимодействия (Феномен образования)». – Смоленск: СмолГУ, 2006. С. 5-10. (0,3 п.л.).
46. Авчинникова, С.О. Ресурсы социальной работы в формировании здорового образа жизни /С.О. Авчинникова / Ресурсы социальной работы в XXI веке / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Анохиной, М.Н. Максимовой. – Казань: КГМУ, 2006. – 226с; С. 9-11. (0,2п.л.).
47. Авчинникова, С.О. Здоровый образ жизни: эволюция подходов и определений / С.О. Авчинникова / Здоровье и здоровый образ жизни: состояние и перспективы (методологические и медико-психологические аспекты) / Под ред. Н.Е. Мажара, Т.В. Косенковой, Ю.Л. Мизерницкого – Смоленск: Универсум, 2006. – С.33-40. (0,45 п.л.).
48. Авчинникова, С.О. Потребностно-мотивационная структура здорового стиля жизни / С.О. Авчинникова / Физическая культура и спорт – основополагающий фактор воспитания здорового образа жизни, укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний. Материалы междунар. научно-практич. конференции, Смоленск 15-16 сентября, 2006г. – Смоленск, 2006. – С.7-9. (0,3 п.л.).
49. Авчинникова, С.О. Здоровый стиль жизни в понятийном пространстве и целевых ориентациях социальной работы / С.О. Авчинникова / Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России: сборник материалов конференции. – Смоленск: Универсум, 2006. – С. 3-10. (0,45 п.л.)
50. Авчинникова, С.О. Феномен здоровья в профессиональной аксиосфере специалиста по социальной работе / С.О. Авчинникова / Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции 11-12апреля 2006г. / Российский государственный профессионально-педагогический университет/ Под общ. ред. К.В. Кузьмина. Екатеринбург, 2006. – Вып 1. – С. 18-22. (0,35 п.л.)
51. Авчинникова, С.О. Гигиеническое обучение в профессиональной подготовке специалиста по социальной работе / С.О. Авчинникова / Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков, молодежи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: из-во Научного Центра Здоровья детей РАМН., 2006, – С. 15. (0,1 п.л.)
52. Авчинникова, С.О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ВУЗа / С.О. Авчинникова / Современные педагогические технологии в образовательном процессе ВУЗа: материалы межвузовской научно-практической конференции. – Смоленск: Издание академии, 2006. – С.7-11.(0,3 п.л.).
53. Авчинникова. С.О. Социокультурные детерминанты стиля жизни личности / С.О. Авчинникова / Третьи Авраамиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1-2ноября 2005г. – Смоленск: Универсум, 2005. – С. 239-243. (0, 25 п.л.).
54. Авчинникова. С.О. Качество материнства в аспекте здорового образа жизни ребенка / С.О. Авчинникова, М.С. Зайцева / Методологические и медико-психологические аспекты здоровья и здорового образа жизни: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Смоленск: Универсум, 2005. – С.293-298. (0, 3 п.л., из них авторские 65%).
55.Авчинникова, С.О. Стиль жизни как междисциплинарная категория / С.О. Авчинникова / Индивидуальность в современном мире: материалы 4-ой международной научно-практической конференции/ Под ред. Н.Е. Мажара, В.В.Селиванова. – Смоленск: Универсум, 2005. – С. 89-95. (0, 4 п.л.).
56. Авчинникова, С.О. Академизм или прагматизм: дидактические искания в подготовке специалистов по социальной работе в СГУ / С.О. Авчинникова / Практика - путь к профессионализму: партнерство университетов и социальных учреждений в подготовке социальных работников: материалы международной научно-практической конференции (29-30 ноября 2004г.)/ под ред. А.В. Старшиновой. – Екатеринбург: УрГУ, 2005. – С. 166-170. (0, 4 п.л.).
57. Авчинникова, С.О. Стиль жизни как воспитательная мишень в процессе подготовки специалиста социального профиля / С.О. Авчинникова /Методологические и медико-психологические аспекты здорового образа жизни: материалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. Косенковой Т.В., Цепова А.Л. – Смоленск: Универсум, 2004. – С. 3-8. (0,35 п.л.).
58. Авчинникова, С.О. Стиль жизни как воспитательная компонента в процессе подготовки специалиста по социальной работе в вузе / С.О. Авчинникова / III Всероссийский научно-педагогический социальный конгресс Воспитательная работа в современном вузе: проблемы, направления и пути совершенствования 7 мая 2003г. – М.: из-во МГСУ «Союз», 2004г. – С. 52-59. (0,45 п.л.).
59. Авчинникова, С.О. Интегрирующая функция социальной работы в формировании здорового образа жизни / С.О. Авчинникова / Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: материалы международной научно-практической конференции (17-20мая 2004г) / Под ред. Т.М. Брук. – Смоленск: СГИФК, 2004. – С. 86-88. (0, 2 п.л.).
60. Авчинникова, С.О. Кадровый потенциал социальной сферы Смоленской области: потребности и возможности региона / С.О. Авчинникова / Социально-экологическая безопасность развития Смоленской области: материалы региональной научно-практической конференции. В 3-х. т. Том 3. / Под ред. С.О.Авчинниковой. – Смоленск: Универсум, 2003. – С. 5-12. (0,35 п.л.).
61. Авчинникова, С.О. Осмысление креативности в контексте социальной работы / С.О. Авчинникова / Креативные технологии в социальной работе: материалы семинара-презентации – Смоленск: Универсум, 2003. – С. 3-18. (0,9 п.л.).
62. Авчинникова, С.О. Изучение знаниевой и мотивационно-ценностной готовности старшеклассников к реализации здорового образа жизни / С.О. Авчинникова / Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения центрального региона России: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Смоленск, 2002. – С.356-360. (0,3 п.л.).
63. Авчинникова, С.О. Реализация потенциала здорового образа жизни в повседневной жизнедеятельности старшеклассников / С.О. Авчинникова / Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения центрального региона России: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Смоленск, 2002. – С.353-356. (0. 25 п.л.).
64. Авчинникова, С.О. Валеологическая культура семьи в фокусе социальной работы / С.О. Авчинникова / Методологические и медико-психологические аспекты здорового образа жизни: материалы I межвузовской научно-практической конференции. – Смоленск: Универсум, 2002. – С.5-8. (0, 2 п.л.).
65. Авчинникова, С.О. Диагностика уровня психологического комфорта старшеклассников / С.О. Авчинникова / Кирилло-Мефодиевские чтения: сб. науч. тр./ отв. ред. Н.Е. Мажар. – Смоленск: Универсум, 2001. – С. 116-125. (0,6 п.л.).
66. Авчинникова, С.О. Место здоровья в иерархии ценностей современного школьника / С.О. Авчинникова / Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности: материалы международной научной конференции молодых ученых. – Смоленск: СГИИ, 2001. – С. 334-337. (0,3 п.л.).
67. Авчинникова, С.О. Здоровый стиль жизни школьника - производная культуры и творчества / С.О. Авчинникова / Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч.2. – Смоленск: СГИИ, 2000. – С. 157-162. (0,3 п.л.).