- Власть преследовала в Калмыцкой степи цели административной интеграции. Совмещение задач интеграции и учета этнических традиций в региональной политике достигалось за счет эшелонирования различных реформ во времени, поэтому возникла поэтапная модель развития интеграции калмыцкого народа с учетом особенностей характера и темпов модернизации традиционного общества.
- Государство использовало непрямые формы правления, сохраняло в организации жизни в Калмыцкой степи традиционные формы легитимации в XVIII в. Хотя они были значительно подорваны административными преобразованиями первой половины XIX в. и реформой 1892 г., однако сохранились вплоть до 1917 г.
- В контактной ситуации в регионе взаимодействовали как активные акторы власть, традиционная калмыцкая элита, местные чиновники, переселенцы. Оказывали влияние на развитие контактной ситуации и акторы, находящие за пределами Калмыцкой степи: крымский хан, турецкий султан, китайский император, Далай-лама, а также соседние кочевые народы и казаки.
- Традиционная калмыцкая элита сыграла важную роль в интеграционном процессе, который отличался нелинейным характером, сопровождался разрывами, связанными с ростом сепаратизма. Последовательное ограничение прав региональной элиты привело ее к эксплуатации этнополитических проблем. В 1771 г. нойоны оказались в роли «этнических антрепренеров», инициировавших негативную этническую мобилизацию - исход в Китай.
- В XIX в. с наступлением времени политической стабилизации уменьшились угрозы этнического сепаратизма. Исход калмыков 1771 г. породил так называемый «кризис идентичности» и стимулировал сплочение калмыков в рамках традиционных общностей - этнической, этнополитических, конфессиональных. Если в первой половине XIX в. этническое самосознание реализовывалось в сфере бытовой культуры, то в эпоху модернизации оно стало быстро перемещаться в политическую сферу. Представители традиционной элиты с трибуны Государственной думы заявили о необходимости отмены системы попечительства и создании национальной автономии. Вместе с тем, они инициировали переход от традиционных форм самоидентификации калмыков к новым, национально-гражданским.
- Под влиянием сил модернизации привилегированный слой традиционного калмыцкого общества медленно эволюционировал в социально-политическую группу переходного типа. Хотя она по-прежнему характеризовалась как традиционная, но уже обладала способностью вырабатывать свои собственные системные характеристики, образуя новый механизм самовоспроизводства и поддержания стабильности.
- Первыми в калмыцком обществе приспосабливались к требованиям модернизации представители традиционной элиты, которые, казалось бы, напротив должны были выступать в качестве консервативной силы. Существенные перемены произошли в их социокультурном облике: уровне образования, образе жизни, политическом поведении. Показателем гражданской позиции нойонов стала благотворительная деятельность и меценатство.
- В ответ на вызовы модернизации традиционная калмыцкая элита сформировала адаптационно-деятельностную модель культуры, в которой нашел отражение процесс социально-культурной стандартизации и актуализация этнокультурной самобытности.
- Очевидно, что калмыцкая модель модернизации имела целый ряд специфических особенностей, обусловленных динамикой местного исторического процесса.
- Формирование калмыцкой интеллигенции в последней трети XIX - начале XX в., включавшей в первую очередь представителей традиционной элиты, свидетельствовало о важных внутренних изменениях, связанных с модернизационными процессами в регионе. Привилегированное положение нойонов способствовало развитию инноваций в калмыцком обществе, упорядочению новационного процесса.
1.Дорджиева Е.В. Исход калмыков в Китай в 1771 году. – Ростов-на-Дону: Изда-тельство СКНЦ ВШ, 2002. – 212 с. (13,5 п. л.)
2. Дорджиева Е.В. Традиционная калмыцкая элита в пространстве Российской им-перии в XVIII – начале XX века. – М.: Прометей, 2007. – 426 с. (26,75 п.л.)
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов докторских диссертаций
3.Дорджиева Е.В. Власть и традиционная калмыцкая элита в XVIII в. (открытая ин-теракция и скрытые транскрипты) // Власть. – 2009. - № 4 – С. 131-135 (0,4 п.л.)
4.Дорджиева Е.В. Традиция и модернизация в Калмыкии в XIX – начале XX в. // Известия Алтайского государственного университета. – 2008. - № 4/5. – С. 49-52 (0,4 п.л.).
5.Дорджиева Е.В. Конфессиональный вопрос в имперской политике по отношению к традиционной калмыцкой элите в XVIII веке // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2008. – Том 10. - № 4 (26). – C. 975-982 (0,7 п. л.)
6.Дорджиева Е.В. Калмыцкая знатная семья в XVIII – начале XX века // Преподава-тель XXI век. – 2008. - № 4. – С. 124-131 (0, 7 п.л.)
7.Дорджиева Е.В. Центральная власть и традиционная калмыцкая элита в Россий-ской империи в XVIII-начале XX века // Регионология. – 2008. - № 2. – С.300-311 (0,9 п.л.)
8.Дорджиева Е.В. Идентичность традиционной калмыцкой элиты в Российской им-перии в XVIII – начале XX века // Традиционная культура. – 2008. - № 1 (29). – С. 74-86 (0,9 п.л.)
9.Дорджиева Е.В. Имперская политика по отношению к региональным элитам в первой половине XVIII века: конфессиональный вопрос в Калмыкии // Федерализм. – 2008. - № 1(49). – С. 165-176 (0,9 п.л.)
10.Дорджиева Е.В. Калмыцкие нойоны и зайсанги на российской военной службе в XVII – начале XX века // Военно-исторический журнал. – 2007. - № 9. – С.58-62(0,4 п.л.)
11.Дорджиева Е.В. Адаптационно-деятельностные модели культуры традиционной калмыцкой элиты в Российской империи в XVIII- XX вв. // Вестник Российского уни-верситета дружбы народов. Серия «Истории России». – 2007. - № 1. – С. 104-116 (0,9 п.л.)
Научные публикации
12.Дорджиева Е.В. Имперская политика образования инородцев и ее результаты в Калмыцкой степи // Государство и развитие образования в России XVIII – XX вв.: политика, институты, личности. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. – М.: РУДН, 2009. – С. 380-391 (0,9 п.л.)
13.Дорджиева Е.В. Миграция как средство преодоления регионального кризиса: ис-тория и современность// Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конфе-ренции с международным участием. – Елабуга: изд-во ЕГГУ, 2009. – С. 184-188 (0,4 п.л.).
14.Дорджиева Е.В. Интеграционные проблемы школьной политики в Калмыцкой степи Российской империи в XVIII – начале XX века // Актуальные проблемы исто-рической науки. Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. – Вып. 6. – Пенза: ГУМНИЦ, 2009. – С. 87-91 (0,4 п.л.).
15.Дорджиева Е.В. Математические методы в изучении генеалогии калмыцкой элиты в России в XVIII - начале XX в. // Федерация.- 2008. - №11-12 (54-55) . – С. 52-55 (0,4 п.л.)
16.Дорджиева Е.В. Региональная модель модернизации: Калмыкия в XIX – начале XX века // Историческая наука и российское образование (актуальные проблемы). Научные чтения памяти В.Г. Тюкавкина и А.Г. Кузьмина. Ч. 1. - М.: Прометей, 2008. – С.125-135 (0,8 п.л.)
17.Дорджиева Е.В. Проблема обеспеченности бюрократическим потенциалом нерус-ских окраин Российской империи (на примере Калмыцкой степи в XIX –начале XX в.) // Бюрократы и бюрократия в России в XIX и XX веках: общее и особенное. Мате-риалы XII Всероссийской научно-практической конференции. М.: РУДН, 2008. – С. 146-155 (0,7 п.л.)
18.Дорджиева Е.В. Власть в системе политических представлений традиционной калмыцкой элиты в Российской империи в XVIII – XX веках // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Вып. XXXVII. – М.: Прометей, 2007. – С . 68-86 (0,6 п.л.)
19.Дорджиева Е.В. Образы власти в глазах традиционной калмыцкой элиты в начале XX в. // Российский политический менталитет: образ власти в глазах общества XX в. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. М.: РУДН, 2007. – С. 78-86 (0,6 п.л.)
20.Дорджиева Е.В. Эволюция взаимоотношений центральной и калмыцкой элит в Российской империи в XVIII – начале XX вв. // Россия-СССР-СНГ: от единства к распаду. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. М.:РУДН, 2006. –С. 36-45(0,7 п.л.) 21.Дорджиева Е.В. Составление, предисловие, комментарии // Буддисты в Российской империи в 1917 году (законодательство, описания). – Элиста: КГУ, 2004. (0,4 п.л.)
22.Дорджиева Е.В. Психологическая и социокультурная адаптация калмыков к из-менившимся условиям их существования в период депортации 1943-1957 гг. // Наци-ональная политика Советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения. Материалы международной научной конференции. – Элиста: КГУ, 2003. – С. 29-31 (0, 3 п.л.)
23.Дорджиева Е.В. Экология, природная среда и культура калмыков: проблемы со-пряженности // Народная культура: личность, творчество, досуг (Этнокультурный и творческий потенциал личности в пространстве досуга): Сборник статей и материалов Всероссийской научной конференции.– Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2003. – С. 32-34. (0,2 п.л.)
24.Дорджиева Е.В. Освоение Российским государством Степи в XVI-XVIII вв. (под-чинение башкир, калмыков, ногайских и крымских татар) // Образование и развитие многонационального государства в России: сущность, формы и значение. Сборник материалов российской научной конференции. – Элиста: КГУ, 2002. – С. 36-39 (0,2 п.л.)
25.Дорджиева Е.В., Яшаева В.А. Развитие этнического самосознания в онтогенезе и задачи национальной школы // Межнациональные отношения в Республике Калмы-кия: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. - Элиста, 2002. - С. 139-146. (0,5 п.л.; авторский вклад – 0,4 п.л.)
26.Дорджиева Е.В.Далай-лама VII Галсан-Джамцо и его роль в подготовке «торгоут-ского побега» 1771 г.//Материальные и духовные основы калмыцкой государственно-сти в составе России: Сборник материалов международной научной конференции.– Элиста: КГУ,2002.–С.64-67.(0,3 п.л.)
27. Дорджиева Е.В. Роль В.Н. Татищева в ограничении ханской власти в Калмыкии в 1741-1745 гг. // Татищевские чтения: Сборник материалов российской научной конференции. – Тольятти, 2002. – С.61-65 (0,4 п.л.)
28.Дорджиева Е.В. Призыв наместника Убаши прозвучал как приказ. Об организации исхода калмыков в Китай в 1771 году // Известия Калмыкии. – 2002, 22 мая. – С. 3 (0,2 п.л.)
29. Дорджиева Е.В. Этническое самосознание калмыков: трансформация его струк-туры // Динамика ценностных и культурных ориентаций народов Калмыкии: Сборник научных трудов.– Элиста: КГУ, 2001. – С. 49-55. (0,5 п.л.)
30.Дорджиева Е.В. Откочевка большей части калмыков в Джунгарию в 1771 г.: роль Тибета // Актуальные проблемы экономики, истории, права Калмыкии: Сборник научных трудов. – Элиста: КГУ, 2001. – С. 18-19. (0, 2 п.л.)
31.Дорджиева Е.В. Природные и географические факторы в истории Калмыкии в XVII-XVIII вв. // Вестник Калмыцкого университета. Серия: История. Экономика. Право. Вып. 1.– Элиста: изд-во КГУ, 2000. – С. 29-35. (0,5 п.л.)
32.Дорджиева Е.В. Социальная роль традиции и обычаев в откочевке калмыков в 1771 г. из России в Китай // Традиции и обычаи народов России. Вторая российская конференция с международным участием: тезисы докладов и сообщений. Т. 1. – СПб., 2000. – С. 104-108. (0,4 п.л.)
33.Дорджиева Е.В. Психологическое состояние калмыцкого общества накануне от-кочевки в Джунгарию в 1771 г. // Тезисы докладов Северо-Кавказской региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых “ Перспектива-2000”. – Нальчик, 2000. – С. 40-43. (0,3 п.л.)
34.Дорджиева Е.В. Волжские калмыки в составе Цинской империи в конце 18 в. // Теегин Герл. – Элиста, 1999. - № 5. – С. 95-102. (0,5 п.л.)
35.Дорджиева Е.В. Откочевка части калмыков из России в Китай в отечественной и зарубежной историографии // Проблемы отечественной и всеобщей истории: Сборник научных трудов. Вып 3. – Элиста: КГУ, 1998. С. 95-102. (0,4 п.л.)
36.Дорджиева Е.В. Влияние социокультурных факторов на формирование ментали-тета калмыцкого народа // Гегярлт: научно-теоретический журнал. – Элиста, 1998. – № 2. – С. 9-16. (0,4 п.л.)
37.Дорджиева Е.В. О причинах событий 1771 г. в Калмыкии // Проблемы всеобщей и отечественной истории: Сборник научных трудов. Вып. 2. – Элиста: КГУ, 1997. - С. 22-29. (0, 5 п.л.)