- В работе впервые разработана универсальная концепция модели института референдума, позволяющая дать полную характеристику института референдума в законодательстве любой страны мира. Она основывается на том, что любая процедура проведения референдума, предусмотренная в законодательстве того или иного государства, может быть охарактеризована посредством присвоения ей совокупности конституционно-правовых признаков по ряду критериев: уровень проведения, обязательность проведения, предмет проведения, правовое значение результатов референдума, инициатор процедуры проведения референдума.
- Конституционно-правовая модель института референдума - структурно-содержательная форма, включающая совокупность предусмотренных законодательством государства теоретически возможных ситуаций применения института референдума (структурная часть), а также конституционно-правовые критерии, на основе которых могут быть выявлены индивидуализирующие признаки каждой теоретически возможной ситуации применения института референдума (содержательная часть).
- Подмодель института референдума - составляющий элемент структуры конституционно-правовой модели института референдума в государстве, представляющий собой отдельную предусмотренную законодательством государства теоретически возможную ситуацию проведения референдума, обладающую уникальным набором конституционно-правовых признаков.
- Каждая предусмотренная законодательством процедура референдума может быть расценена как подмодель лишь после определения уникального набора конкретных характеризующих ее признаков на основе следующих конституционно-правовых критериев: уровень проведения; обязательность проведения; предмет проведения, перечень вопросов, которые могут выноситься на всенародное обсуждение; правовое значение результатов референдума, обязательность их учета в своей работе субъектами конституционного права; инициатор процедуры проведения референдума. Выявление конституционно-правовых признаков каждой процедуры референдума на основе вышеприведенных критериев позволяет определить эффективность и реальность подмодели. Кроме того, в ходе исследования выявлены сочетания конституционно-правовых признаков, позволяющие заявлять о неэффективности и нецелесообразности той или иной подмодели, и наоборот, определены наиболее предпочтительные сочетания конституционно-правовых характеристик, позволяющие считать референдум, проводимый на основе той или иной подмодели, действующим институтом непосредственной демократии.
- Степень законодательного регулирования, количество и эффективность подмоделей института референдума существенно различаются в странах мира. Объяснением этому могут служить следующие факторы: принятие конституционных актов в различные временные периоды развития государства и общества (и как следствие - ориентация на решение иных задач); специфическая политическая обстановка в некоторых государствах мира, не позволяющая по ряду причин эффективно использовать институты непосредственной демократии; исторически сложившиеся обычаи и традиции государственной жизни, не предусматривающие проведение всенародных голосований; значительные различия в размере государственной территории, количестве населения, обладающего правом голоса.
- В структуре конституционно-правовой модели института референдума государства в результате изучения соответствующих норм Конституции страны можно выделить от одной до четырех самостоятельных подмоделей института референдума.
- В зависимости от количества подмоделей института референдума, предусмотренных конституционным законодательством, можно выявить государства с однозвенной, двухзвенной, трехзвенной и четырехзвенной моделями института референдума.
- В государствах с однозвенной моделью института референдума иерархическая структура «модель-подмодель» весьма специфична, поскольку содержание конституционно-правовой модели института референдума совпадает с содержанием единственной подмодели. Это особенный, частный случай предлагаемой нами универсальной концепции модели института референдума, поскольку здесь целое (модель) фактически соответствует части (подмодели).
- В конституционном законодательстве стран мира наибольшее распространение получили трехзвенная и четырехзвенная модели института референдума, что объясняется широким кругом вопросов, решаемых посредством всенародного голосования, и, следовательно, наличием в законодательстве ситуаций проведения референдума.
- Исследование конституционно-правовых моделей института референдума в законодательстве сразу нескольких десятков государств позволяет выявить определенные закономерности. Так, например, в абсолютном большинстве исследованных нами государств предусмотрен референдум на общегосударственном уровне. Подавляющее большинство Конституций предусматривают проведение обязательного референдума по вопросам изменения административно-территориального устройства, а также в ходе процедуры полного или частичного пересмотра Конституции. Во многих государствах мира референдум является элементом законодательной процедуры, и граждане могут непосредственно участвовать в законодательном процессе. Кроме того, чрезвычайно редко в законодательстве используется консультативный референдум. В большинстве случаев результаты народного волеизъявления носят императивный характер и не нуждаются в каком-либо последующем утверждении. Инициатива проведения референдума принадлежит, как правило, органам государственной власти. Гораздо реже подобными полномочиями обладают граждане и административно-территориальные образования.
- Модели и подмодели института референдума в некоторых странах мира обладают специфическими особенностями, выделяющими данные ситуации проведения референдума на фоне других. Специфика может заключаться в необычном сочетании конституционно-правовых характеристик, особенностях законодательного закрепления института референдума, исторических особенностях развития государства и т.д. Основным параметром для выявления специфических моделей и подмоделей является именно их нестандартность, несоответствие выявленным закономерностям, непохожесть на аналогичные институты в других странах мира. К числу стран мира со специфическими моделями и подмоделями института референдума можно отнести Великобританию, Исландию, Княжество Лихтенштейн, Королевство Дания, Латвийскую Республику, Республику Албания, Республику Молдова, Республику Узбекистан, ФРГ, Украину, Эстонскую Республику и некоторые другие страны.
- Основываясь на результатах исследования конституционно-правовых моделей института референдума в различных государствах мира, можно сделать вывод о необходимости совершенствования и дальнейшей проработки механизмов закрепления данного института непосредственной демократии в конституционном законодательстве стран мира.
1.Синцов Г.В. Тенденции и противоречия развития института рефе-рендума субъекта Российской Федерации: Монография. Пенза: Изд-во ГОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского», 2006 (13 усл. печ. л.).
2.Синцов Г.В. Референдумное право: Учебное пособие. Пенза: Изд-во ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет», 2007 (7,5 усл. печ. л.).
3.Синцов Г.В. Особенности развития конституционно-правовых мо-делей института референдума в зарубежных странах: Монография. Пенза: Изд-во ГОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2008 (20 усл. печ. л.).
II. Статьи, опубликованные в периодических научных изданиях, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки РФ
4.Синцов Г.В. Исторический путь развития института референдума в России // Вестник РГТУ. № 1(5). – М.: РГТУ, 2004 (0,7 усл. печ. л.).
5.Синцов Г.В. Теория референдума: понятие и соотношение с другими институтами непосредственной демократии // Известия высших учебных заведений Поволжский регион. № 4. – Пенза: ПГПУ, 2005 (0,5 усл. печ. л.).
6.Синцов Г.В. Правовые основы референдума субъекта Российской Федерации // Регионология. № 4. – Саранск: НИИ регионологии, 2005 (0,6 усл. печ. л.).
7.Синцов Г.В. Противоречие содержания понятия референдума // Право и образование. № 3. – Москва: МОСГУ, 2005 (0,5 усл. печ. л.).
8.Синцов Г.В. Референдумы в новейшей истории России // Законодательство и экономика. № 11. – М.: Роспатента, 2005 (0,5 усл. печ. л.).
9.Синцов Г.В. Анализ зарубежной практики становления и развития института референдума // Право и образование. № 6. – М.: Роспатента, 2005 (0,5 усл. печ. л.).
10.Синцов Г.В. О юридической силе законов субъектов Российской Федерации, принятых путем референдума субъекта Российской Федерации // Известия высших учебных заведений Поволжский регион. № 2 (23). – Пенза: ПГУ, 2006 (0,6 усл. печ. л.).
11.Синцов Г.В. Краткий обзор практики проведения «народных» голосований в субъектах Российской Федерации // Регионология. № 4. – Са-ранск: НИИ регионологии, 2006 (0,6 усл. печ. л.).
12.Синцов Г.В. К практике проведения консультативных референдумов (опросов) в субъектах Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. № 2. – М.: 1К-Пресс, 2007 (0,5 усл. печ. л.).
13.Синцов Г.В. История развития института референдума в зарубеж-ных странах после первой мировой войны до начала 1990-х годов // «Черные дыры» в российском законодательстве. № 2. – М.: 1К-Пресс, 2007 (0,5 усл. печ. л.).
14.Синцов Г.В. Конституционно-правовая модель института референдум как структурно-содержательная форма (на примере зарубежных стран) // «Черные дыры» в российском законодательстве. № 4. – М.: 1К-Пресс, 2008 (0,5 усл. печ. л.).
III. Статьи, опубликованные в иных изданиях и сборниках
15.Синцов Г.В. Эволюция института референдума в зарубежных странах // Юридический вестник: межвузовский сборник научных трудов. № 9. – Пенза: ПГПУ, 2002 (0,6 усл. печ. л.).
16.Синцов Г.В. Анализ содержания понятия референдума // Актуаль-ные проблемы политики и права. № 7. – Пенза, Саратов: ПГУ, 2004 (0,5 усл. печ. л.).
17.Синцов Г.В. Становление института референдума в зарубежных странах // Право и жизнь. № 68. – М.: Центр публичного права, 2004 (0,7 усл. печ. л.).
18.Синцов Г.В. Правотоворчество. – Пенза: ПГУ, 2004 (0,7 усл. печ. л.).
19.Синцов Г.В. Особенности развития института референдума в советский период // Гуманитарные проблемы современности: межвузовский сборник научных трудов. № 2. – Москва, Пенза: МИЭМП, 2004 (0,6 усл. печ. л.).
20.Синцов Г.В. Консультативный и императивный референдум // Нормотворчество и право: межвузовский сборник научных трудов. – Пенза: МИЭМП, 2004 (0,5 усл. печ. л.).
21.Синцов Г.В. Институт референдума в советской правовой системе // Юридический вестник: межвузовский сборник научных трудов. № 16. – Пенза: ПГПУ, 2004 (0,5 усл. печ. л.).
22.Синцов Г.В. Консультативный и императивный референдум // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение: межвузовский сборник научных трудов. – Пенза: ПГУ, 2005 (0,5 усл. печ. л.).
23.Синцов Г.В. О некоторых аспектах развития института референдума в СССР // Юридический вестник: межвузовский сборник научных трудов. № 17. – Пенза: ПГПУ, 2005 (0,6 усл. печ. л.).
24.Синцов Г.В. Петиционный и отклоняющий референдум: за и против // Модернизация государства: зарубежный и отечественный опыт: межвузовский сборник научных трудов. – Пенза: ПГУ, 2005 (0,5 усл. печ. л.).
25.Синцов Г.В. Закрепление и распространение института референдума в западных странах: конец ХIX – начало XX века // Актуальные проблемы юридических наук: материалы международной на-учно-практической конференции (Пенза, 2005). – Пенза: ПГСХА, 2005 (0,5 усл. печ. л.).
26.Синцов Г.В. О необходимости проведения референдумов: истори-ко-правовой анализ // Правовая политика государства: теория, история, практика: межвузовский сборник научных трудов. № 2. – Пенза: ПГУ, 2005 (0,5 усл. печ. л.).
27.Синцов Г.В. Всенародное обсуждение или всенародное голосова-ние: институт референдума и первые Конституции СССР // Вестник ИИП. № 1 (16). – Пенза: ПГПУ, 2005. (0,5 усл. печ. л.).
28.Синцов Г.В. Нужен ли референдум современной России? // Феде-ральная Пенза. № 2-3 (22-23). – Пенза: Наш Дом, 2005 (0,6 усл. печ. л.).
29.Синцов Г.В. Референдум или плебисцит? // Юридический вестник: межвузовский сборник научных трудов. № 18. – Пенза: ПГПУ, 2005 (0,5 усл. печ. л.).
30.Синцов Г.В. О некоторых особенностях отдельных видов референдума // Экономико-правовое развитие современной России: межвузовский сборник научных трудов. – М.: МИЭМП, 2005 (0,5 усл. печ. л.).
31.Синцов Г.В. О необходимости проведения референдумов по вопросам формирования органов государственной власти, в том числе недоверия руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Юридический вестник: межвузовский сборник научных трудов. № 19. – Пенза: ПГПУ, 2006 (0,6 усл. печ. л.).
32.Синцов Г.В. К вопросу о проведении референдумов по вопросам административного деления, по экологическим и иным вопросам общест-венной жизни // Актуальные проблемы российского права на современном этапе: материалы V всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2006). – Пенза: Приволжский Дом Знаний, 2006 (0,7 усл. печ. л.).
33.Синцов Г.В. Референдумы в новейшей истории России // Новое о выборах: межвузовский сборник научных трудов – М.: МОСГУ, 2006 (0,5 усл. печ. л.).
34.Синцов Г.В. Уважать мнение народа // Сфера влияния. № 2-3. – Пенза: Наш Дом, 2007 (0,5 усл. печ. л.)
35.Синцов Г.В. Некоторые размышления о роли консультативного референдума в разрешении социальных конфликтов // Научный бюллетень (Научная газета Института истории и права ПГПУ им. В.Г. Белинского). № 1 (5). – Пенза: ПГПУ, 2007 (0,5 усл. печ. л.).
36.Синцов Г.В. Информирование населения о подготовке и проведении референдума // Права человека в России и за рубежом: межвузовский сборник научных трудов. – М.: МНЭПУ, 2007 (0,5 усл. печ. л.).
37.Синцов Г.В. Референдум субъекта Российской Федерации: тенден-ции и противоречия // Известия ПГПУ. № 3 (7). – Пенза: ПГПУ, 2007 (0,5 усл. печ. л.).
38.Синцов Г.В. Особенности развития института референдума за рубежом // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования: материалы международной научно-практической конференции (Пенза, 2007). – Пенза: Приволжский Дом Знаний, 2007 (0,6 усл. печ. л.).
39.Синцов Г.В. Модели института референдума в конституционном законодательстве зарубежных стран // Правовой эксперт. № 3. – Пенза: СЮРПО, 2008 (0,6 усл. печ. л.).