- Источники права социального обеспечения являются визитной карточкой отрасли, в них закладываются все достоинства и недостатки социально-обеспечительных отношений. Качество нормативных правовых актов затрагивает интересы всего населения (пенсионные законы, о монетизации льгот, социальном обслуживании, медицинской помощи), поэтому должна быть установлена персонифицированная ответственность за разработку, принятие, применение законов.
- В настоящее время 70 процентов принимаемых законов - это внесение изменений в ранее принятые законы, что свидетельствует о низком уровне правотворческой деятельности, нарушении принципов сохранения стабильности правового пространства, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
- Системообразующие источники права социального обеспечения должны содержать цели и задачи вводимого правового регулирования, раскрытие основополагающих понятий, обеспечение равенства социальных прав для всех, гарантированности определенного социального стандарта, предоставление субъектам правоотношений возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям.
- Расширение предмета права социального обеспечения, появление новых видов социальных выплат, услуг увеличивает количество источников права, что обуславливает необходимость их системности, соподчиненности, непротиворечивости, скоординированности, разработки единой, научно-обоснованной социальной концепции, отвечающей международным стандартам, направленной на решение ключевых проблем в праве социального обеспечения и, прежде всего, на гарантии реализации права человека на жизнь, на достойный ее уровень.
- Право социального обеспечения, несмотря на огромный массив нормативных правовых актов в сфере социальной защиты человека, не должно раствориться, преобразоваться, трансформироваться в социальное право с безграничным, не определенным собственным предметом и методом правового регулирования. Размывание этой самостоятельной, общепризнанной отрасли приведет к снижению эффективности правового регулирования, хаосу и в конечном итоге к тому, что социальная система станет неуправляемой.
- На современном этапе назрела крайняя необходимость, и появились предпосылки проведения кодификации в законодательстве о социальном обеспечении. Окончательное решение данной проблемы в ближайшее время затруднено в силу ее сложности, бесконечных непродуманных, спонтанных, экспериментальных реформ, индифферентности законодательных органов, в связи с чем целесообразна поэтапная систематизация источников по отдельным видам социального обеспечения, примеры чему уже имеются (законы о детских пособиях, об охране здоровья, социальном обслуживании), обсуждение проекта Пенсионного кодекса РФ.
- В условиях, когда социальная защищенность человека зависит от места его жительства, степени социально-экономического развития региона проживания, возможности бюджета и усиливающейся тенденции передачи на уровень субъектов РФ все большего числа социальных выплат и услуг, представляется чрезвычайно важным принятие в первую очередь кодифицированного системообразующего акта на уровне федерации в виде Основ законодательства о социальном обеспечении, закрепляющих единый социальный стандарт по уровню, видам, условиям обеспечения, который не может быть понижен в субъектах РФ ни при каких обстоятельствах, и разграничивающих компетенцию в сфере правового регулирования социального обеспечения. Это позволит снизить существующее научно необоснованное расслоение в социальном обеспечении, избавиться от усмотренческого подхода, и тем самым снять социальную напряженность в обществе.
- Реалии сегодняшнего дня таковы, что процесс защиты человека в трудных жизненных ситуациях является многоуровневым, что находит непосредственное отражение в источниках права. Это уровень федерации, региона, муниципалитета, социально-партнерских соглашений, коллективного договора, индивидуального трудового договора. Сочетание государственного регулирования с договорным будет возрастать, при этом не должно быть подмены одного источника другим, все, что ниже федерального стандарта, может рассматриваться лишь в качестве дополнительного обеспечения, направленного на повышение качества жизни, но не вместо этого стандарта.
- Эффективная система защиты прав человека на различных уровнях предполагает внимание законодателя к закреплению финансовых обязательств по реализации передаваемых Российской Федерацией полномочий в сфере социального обеспечения. С целью сохранения гарантированного социального стандарта, принципа равноправия граждан, проживающих в разных регионах, субъекты социально-обеспечительных отношений должны располагать достаточными финансовыми средствами.
- В целях повышения уровня гарантий социальных прав человека, создания равных возможностей в получении государственной помощи и поддержки, первичные нормы по основным видам социального обеспечения должны содержаться, прежде всего, в законах. Иные нормативные правовые акты должны закреплять лишь правовой механизм их реализации.
- Разработка источников права социального обеспечения, отвечающих критериям социального государства, общепризнанным принципам и нормам международного права, в качестве основной цели предполагает не борьбу с бедностью, а предупреждение обнищания, создание условий жизни, достойной человека как личности, а не на уровне прожиточного минимума (физиологических потребностей).
- Исследование содержания источников права социального обеспечения позволило сделать вывод об отсутствии системности, эволюционности, скоординированности решения проблем в данной сфере. Так, вновь принятые законы, с одной стороны, направлены на повышение социальной защищенности семей с детьми, предусматривают расширение круга лиц, видов пособий, повышение их размеров, а с другой - существенно ограничивают сроки ухода за больным ребенком с выплатой пособия по временной нетрудоспособности по сравнению с ранее действовавшими; противоречат Трудовому кодексу РФ (ст. 256). Об этом свидетельствуют и решения, связанные с изменением размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, введение единого социального налога и др. Представляется крайне важным проведение правовой, научной экспертизы проектов источников права на соответствие их общим принципам, целям, идеологии, концепции поставленной задачи, что позволит законодателю избежать взаимоисключающих положений и обеспечить бесконфликтное правовое регулирование отношений.
- Требуется более углубленное, взаимопроникающее, заинтересованное сотрудничество правотворческих органов с наукой, обладающей комплексным, системным подходом к изучению не только российского, но и международного, зарубежного законодательства, имеющей теоретические и практические наработки по важнейшим вопросам социального обеспечения, по разработке проектов законов, по перспективам развития отрасли. Законы должны быть наукоемкими.
- Утрачивается традиция приведения в соответствие с вновь принятыми источниками права ранее действовавшего законодательства и своевременной публикации перечня утративших силу нормативных правовых актов, что вызывает большие сложности в правоприменении. Полагаем, что неукоснительное соблюдение соответствующих требований в процессе подготовки проектов нормативных актов крайне необходимо. При этом до вступления закона в силу должен быть принят весь пакет соответствующих подзаконных нормативных актов.
- Практика применения законодательства показывает большие трудности, а в некоторых случаях и недоступность бесплатного получения различных видов социального обеспечения (жизненно необходимых лекарственных средств, медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, технических средств реабилитации и др.), гарантированных государством. Представляется, что в законе следует предусмотреть возможность приобретения в исключительных случаях социальных услуг за собственные средства с последующей обязательной, своевременной компенсацией по упрощенной процедуре. Данная норма позволит реально гарантировать соответствующее право.
1.Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Монография - М.: Проспект, 2009 – 12 п.л.
2.Кобзева С.И. Право социального обеспечения. Сборник нормативных правовых актов – М., Проспект, 2009 – 40,0 п.л. – (Вклад автора 12,5 п.л.)
3.Кобзева С.И. Право социального обеспечения России. Практикум - Учебное пособие - М., Проспект, 2008 – 12 п.л. – (Вклад автора 1,2 п.л.)
4.Кобзева С.И. Право социального обеспечения России - Учебное пособие - М., Кнорус, 2008 – 40 п.л. – (Вклад автора 12,5 п.л.)
5.Кобзева С.И. Право социального обеспечения России – Учебник - М., Проспект, 2007 – 35 п.л. – (Вклад автора 8,0 п.л.)
6.Кобзева С.И. Программа курса магистерской подготовки «Социальные выплаты - М., МГЮА, 2007 – 2,8 п.л. – (Вклад автора 1,4 п.л.)
7.Кобзева С.И. Право социального обеспечения России – Учебник - М., Проспект, 2006 – 35 п.л. – (Вклад автора 9,0 п.л.)
8.Кобзева С.И. Право социального обеспечения – Учебное пособие - М., Кнорус, 2005 – 33 п.л. – (Вклад автора 11,0 п.л.)
9.Кобзева С.И. Право социального обеспечения – Учебник - М., Кнорус, 2004 – 24 п.л. – (Вклад автора 8,0 п.л.)
10.Кобзева С.И. Право социального обеспечения – Учебник - М., Проспект, 2004 – 30,5 п.л. – (Вклад автора 6,1 п.л.)
11.Кобзева С.И. Право социального обеспечения – Учебное пособие - М., Юристъ, 2001 – 51 п.л. – (Вклад автора 15,0 п.л.)
12.Кобзева С.И. Право социального обеспечения – Учебник - М., Проспект, 2001 – 20,5 п.л. – (Вклад автора 5,0 п.л.)
13.Кобзева С.И. Право социального обеспечения – Учебное пособие - М., Проспект, 1999 – 21,5 п.л. – (Вклад автора 5,5 п.л.)
14.Кобзева С.И. Право социального обеспечения – Учебное пособие - М., Нолидж, 1997 – 36,0 п.л. – (Вклад автора 10,0 п.л.)
15.Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов - М., Новый юрист, 1997 – 35,0 п.л. – (Вклад автора 5,0 п.л.)
16.Кобзева С.И. Материалы в помощь слушателям системы повышения квалификации, изучающим закон СССР «О трудовых коллективах» – М., Т-К «Измайлово», 1984 – 2,0 п.л. – (Вклад автора 1,0 п.л.)
Статьи, опубликованные в журналах и рекомендуемых ВАК России:
17.Кобзева С.И. К вопросу о пенсионном законодательстве России // Российское правосудие. 2009. № 3 - 0,4 п.л.
18.Кобзева С.И. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник права социального обеспечения. // Lex Russica. № 3, 2008 – 1,1 п.л.
19.Кобзева С.И. Указы в системе источников права // Право и государство: теория и практика. 2008. № 12 - 0,4 п.л.
20.Кобзева С.И. Закон как источник права социального обеспечения // Вестник российской правовой академии. 2008. № 3 - 0,4 п.л.
21.Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения // Российское правосудие. 2008. № 4 (24) - 0,6 п.л.
22.Кобзева С.И. О доктринальных источниках права // Право и государство: теория и практика. 2007. № 7 - 0,6 п.л.
23.Кобзева С.И. Международные источники права социального обеспечения // Право и государство: теория и практика. 2007. № 4 – 0,7 п.л.
24.Кобзева С.И. К вопросу об источниках права социального обеспечения // Lex Russica. 2006. № 3 - 0,8 п.л.
Научные доклады, тезисы, опубликованные в материалах международных и всероссийских конференций, приравненные Положением о порядке присуждения ученых степеней (п. 11), утвержденным Постановлением Правительства РФ № 227 от 20 апреля 2007 г. к опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации
25.Кобзева С.И. Повышение качества источников права социального обеспечения – гарантия реализации права на жизнь // Материалы Международной научно-практической конференции. - М., Проспект, 2008 – 0,4 п.л.
26.Кобзева С.И. Гарантии реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Тезисы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., Проспект, 2004 – 0,3 п.л.
27.Кобзева С.И. Новое законодательство о пенсиях // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., Проспект, 2003 – 0,3 п.л.
Научные статьи, опубликованные в прочих изданиях:
28.Кобзева С.И. Новое законодательство о пособиях по временной нетрудоспособности // Справочник кадровика. 2007. № 4 – 1,3 п.л.
29.Кобзева С.И. Правовое регулирование пособий. Настольная книга кадровика: юридический аспект // М.: МЦФР. 2004.– 37,8 п.л. (Вклад автора – 1,4 п.л.)
30.Кобзева С.И. Новое законодательство о трудовом стаже // Справочник кадровика. 2003. № 3 – 0,5 п.л.
31.Кобзева С.И. Государственные пособия гражданам, имеющим детей // Справочник кадровика. 2002. № 8 – 0,5 п.л.
32.Кобзева С.И. В интересах государства // Социальное обеспечение. 1981. № 4 – 0,3 п.л.
33.Кобзева С.И. Обзор материалов о порядке возмещения ущерба, причиненного здоровью рабочих и служащих в СССР и других социалистических странах. Брошюра. // М.: НИИтруда Госкомтруда СССР. 1980 – 4,9 п.л. – (Вклад автора 2,3 п.л.)
34.Кобзева С.И. Забота о ветеранах // Социальное обеспечение. 1978. № 3 – 0,3 п.л.
35.Кобзева С.И. По законам социализма // Социальное обеспечение. 1977. № 8 – 0,2 п.л. – (Вклад автора 0,1 п.л.)
36.Кобзева С.И. Заботу чувствует и стар и млад // Социальное обеспечение. 1977. № 3 – 0,3 п.л.
37.Кобзева С.И. Пенсионное обеспечение трудящихся в ГДР // Узбекистан социалтаминоти. 1976. № 3 – 0,4 п.л.
38.Кобзева С.И. Положение женщин в двух немецких государствах // Социальное обеспечение. 1976. № 3 – 0,3 п.л. (Вклад автора 0,2 п.л.)
39.Кобзева С.И. Право на пенсию в ГДР // Советская юстиция. 1975. № 15 – 0,3 п.л.
40.Кобзева С.И. Новая важная мера // Социальное обеспечение. 1975. № 11 – 0,2 п.л.
41.Кобзева С.И. Работа приносит радость // Социальное обеспечение. 1975. № 1 – 0,3 п.л.
42.Кобзева С.И. Противоположность тенденций развития социального страхования в ГДР и ФРГ // Сборник научных трудов. М.: ЦИЭТИН. Выпуск VII. 1975 – 0,7 п.л. (Вклад автора 0,4 п.л.)
43.Кобзева С.И. Пенсионное обеспечение в ГДР, ЧССР. Брошюра // Обзор пенсионного обеспечения рабочих и служащих в социалистических странах Европы. М.: ЦБНТИ, МСО РСФСР. Выпуск 10. 1975. – 1,0 п.л.