Научная тема: «ЯРОСЛАВСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА. АНАЛИЗ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ДЕМИДОВСКОГО ЛИЦЕЯ»
Специальность: 12.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Начало ярославской юридической школе было положено основанием в 1803 г. по инициативе П.Г.Демидова Ярославского высших наук училища, имевшего в соответствии с Уставом 1805 г. статус университета. Это учебное заведение, не разделяясь на факультеты, целенаправленно осуществляло подготовку своих воспитанников и по юридической специальности, что относится к наименее изученным аспектам его деятельности. Труды ученых-юристов училища внесли заметный вклад в историю российского правоведения первой трети XIX столетия.
  2. Преобразованное в 1803 г. в лицей камерального профиля, учебное заведение имени П.Г. Демидова продолжало оставаться в основном юридическим. Блок изучавшихся в нем правоведческих дисциплин был самым крупным и монолитным, тогда как предметам камерального цикла отводилось меньше академических часов, к тому же они не имели органического единства.
  3. Камерализация образования имела целью прямое приготовление чиновников для управления государственными имуществами, совокупность которых именовалась «национальной камерой», отсюда название - камералистика. Этой идее немецкого происхождения министерством народного просвещения придавалось глобальное значение. В 40-е годы XIX века на юридических факультетах всех российских университетов, за исключением Московского, были созданы камеральные отделения. Методологическая несостоятельность камерализации - в неконцептуальном, искусственном соединении в учебном плане юридических дисциплин с не имеющими с ними «родства» лесоводства, сельского хозяйства, минералогии, физики и др., что лишало образовательный процесс его стержневой направленности. Результатом этой многопрофильной подготовки лицеистов была их общая и специальная недоученность. Несмотря на органическое неустройство камерального лицея, работы его профессоров, академические традиции являют собой определенный вклад в становление ярославской юридической школы.
  4. Преобразование Лицея в 1868 г. в чисто юридическое учебное заведение было по сути актом отрицания немецкой идеи камерализации образования, официального признания ее несостоятельности. Начиная с 70-х годов XIX века, Лицей обретает и последовательно закрепляет за собой значение одного из крупнейших центров российского юридического образования и науки. Являясь высшим учебным заведением университетского профиля, он по числу студентов-юристов и по научному потенциалу уступал только столичным университетам. Лицей последовательно прокладывал новые пути в плане совершенствования системы юридического образования. Он первым из российских университетов ввел преподавание всеобщей истории права, придал самостоятельное значение торговому праву. В Лицее более широко изучалось римское право. Для него (Лицея) характерно устойчивое следование традициям. В отличие от других университетов императорской России, Лицей на протяжении всей истории существования сохранял право присуждать лучшим из выпускников кандидатские степени.
  5. Сложившаяся в Ярославле методологически обоснованная концепция юридического образования имела направленность на исключительно научное формирование юристов широкого профиля. Образовательному процессу придавался строго юридический характер. Директор и Совет Лицея были принципиально против включения в учебный план органически не связанных с юриспруденцией дисциплин, исходя из того, что их введение в учебный процесс лишает юридическую школу ее единства и полноты, ведет к сокращению объема получаемых студентами юридических сведений. Эта точка зрения нашла свое закрепление в Уставе 1874 г., разработанном при активном участии директора и Совета Лицея.
  6. Высокие научно-практические достижения Лицея обеспечивались: органичным сочетанием лекционных и практических занятий; эффективным внедрением трудов профессоров в учебные «программы»; хорошо отлаженной системой взаимодействия преподавателей в учебном процессе, значительным уровнем его методического обеспечения; историко-догматическим построением всех лекционных курсов; приданием развитию юридического мышления значения главной составляющей подготовки правоведа; системно и научно обоснованным преподаванием всеобщей истории права; основательным изучением римского права; чтением спецкурсов уголовной политики и истории юридической литературы; привлечением студентов к переводам на русский язык трудов зарубежных юристов; сохранением верности традициям, в числе которых поочередные выступления профессоров с актовыми речами и публикация их вступительных лекций; научно поставленной аттестацией молодых ученых, привлекаемых к преподаванию на условиях почасовой оплаты, содержащей как обязательное условие для допуска к преподавательской деятельности получение звания приват-доцента, что было сопряжено с прочтением на Совете Лицея двух пробных лекций и защитой диссертации pro venia legendi. Обладание званием приват-доцента утверждало преподавателя в определенном научно-педагогическом статусе.
  7. Высокие научно-педагогические достижения в значительной степени обусловлены постоянным совершенствованием издательской базы Лицея, учреждением в 1872 г. и регулярным выпуском повременного сборника под названием «Временник Демидовского юридического лицея», являвшегося двигателем прогресса научного знания, юридической и педагогической мысли. Каждая из печатавшихся в его книгах «Летописей», т.е. директорских отчетов за истекший учебный год, представляет собой солидный педагогический труд. Кроме того, выпускалась «Юридическая библиография». Это был единственный в России юридический библиографический журнал и одно из самых лучших изданий в области библиографии. Издавались также «Юридические записки» для печатания небольших по объему (до трех печатных листов) научных работ профессоров. К началу XX столетия Лицей становится самым богатым по своим изданиям высшим учебным заведением России. В фондах фундаментальной библиотеки Лицея к 1914 г. числилось свыше 53 тысяч томов научной и учебной литературы.
  8. Существенно отличается от современной действовавшая в Лицее система итоговой проверки знаний, предоставлявшая студенту большую свободу при большей с его стороны ответственности. Суть ее состояла в том, что лицеист получал возможность переносить экзамен с одного срока на другой, сдавать экзамен по частям, но ставился в необходимость в период сессии каждодневно отчитываться в своих знаниях по одному из предметов, определенных им же для сдачи. Эта система строго ориентировала студента на постоянную работу в течение года, отнимая надежду на восполнение пробелов в знаниях в ходе экзаменационной сессии. Экзамену придавалось значение важного педагогического средства.
  9. Успех дела во многом обеспечивался умеренно строгим и разумно консервативным характером учебно-воспитательного процесса, воспитательной направленностью профессорских лекций, постоянным нравственным воздействием преподавателей на студенческую аудиторию. Особо значимы в этом отношении обращения директора М.Н. Капустина к лицеистам, его наставления на «честное дело жизни». Формируя атмосферу взаимного доверия педагогов и студентов, он совершенно негативно относился к процветавшей в те времена, особенно в Соединенных Штатах Америки, пресловутой свободе обучения, отводил важное место в системе воспитательных мер укреплению учебной дисциплины. Некоторые его высказывания по этому поводу достигают степени педагогических постулатов. В воспитательных целях в Лицее практиковалось проведение торжественных актов с участием выпускников Лицея и вновь принятых студентов. Многое значила в плане воспитательном и непрерываемая связь окончивших Лицей с альма-матер. Дореволюционная высшая школа именовала своих питомцев не выпускниками, а воспитанниками, вкладывая в это слово глубокий педагогический смысл. Ей была совершенно чужда такая популистская мера как выставление студентами оценок преподавателям.
  10. Научные исследования, проведенные в Лицее, по мнению диссертанта, образуют отдельную юридическую школу в системе российского правоведения. В работах ученых Лицея были сформулированы и обоснованы оригинальные, творческие решения по ряду актуальных проблем права и государства, наиболее ярко характеризующие его ведущую роль в развитии правовой науки. В числе важнейших научных достижений Лицея, определяющих его специфику как самостоятельной научной школы, надлежит выделить, прежде всего, разработку проблем правопонимания с позиций индивидуалистического подхода, критику недостаточности позитивистского правопонимания, разработку и внедрение в практику научных исследований социологического подхода к праву, органичное сочетание теоретико-юридических и исторических подходов к изучению российского и зарубежного опыта, последовательный курс на гуманизацию международного и российского законодательства, а также всемерное расширение свободы и прав человека, эффективное исполнение юридических обязанностей.
  11. Многоаспектный и весомый вклад преподавателей Лицея в развитие правовой науки, наиболее заметно проявившийся в разработке актуальных вопросов общей теории и истории российского права и государства, отраслевых юридических наук (государственного, гражданского, уголовного, административного и др.), характеризовался дальнейшим развитием и совершенствованием понятийного аппарата правоведения, методологии научных правовых исследований, обоснованием перспективных путей совершенствования юридического образования. Плеяду наиболее талантливых представителей научной школы Лицея, способствовавших развитию и процветанию российской правовой науки в конце ХIХ - начале ХХ в., по мнению диссертанта, составили: М.Ф. Владимирский-Буданов, И.И. Дитятин, Н.Л. Дювернуа, М.В. Духовской, М.Н. Капустин, А.Е. Назимов, Н.К. Нелидов, Б.А. Кистяковский, А.А. Пионтковский, Л.С. Таль, В.Н. Ширяев.
  12. Становление и развитие российской историко-правовой науки тесно связано с выдающимися достижениями ярославских юристов в разработке ее важнейшей проблематики. Профессору Лицея М.Ф. Владимирскому-Буданову принадлежит заслуга составления первой «Хрестоматии по истории русского права», в которой систематизированы и обстоятельно прокомментированы основные источники русского права, введено ставшее общепринятым деление Судебника 1497 г. на статьи. И.И. Дитятиным проведено самое капитальное историческое исследование проблем городского управления и самоуправления в императорской России. Невозможно переоценить важность вклада, внесенного в развитие истории русского права специалистами в области отраслевых юридических наук. Так, цивилистом Н.Л. Дювернуа в труде «Источники права и суд в древней России» воссоздана целостная картина юридического быта Древней Руси, всесторонне раскрыт правовой смысл послушества как свидетельства доброй славы; в трудах административиста И.Я. Гурлянда дана новая трактовка проблем, связанных с возникновением и предназначением ямской гоньбы в Московском государстве. М.Н. Капустин является основателем науки «Всеобщей истории права», получившей дальнейшее развитие в работах преподавателей Лицея В.Г. Щеглова, С.П. Покровского и В.В. Сокольского. Вклад последнего в эту науку представляет собой убедительное научное свидетельствование в пользу существования в первобытных обществах произведений сознательного правотворчества, образования целых классов лиц, занимавшихся формулированием и систематизацией народного права.
  13. Ведущими представителями теории права и государства: Б.А. Кистяковским, Ф.В. Тарановским, А.Л. Байковым, в период их работы в Лицее, были предприняты успешные попытки по преодолению господствовавшего среди российских правоведов нормативистско-позитивистского подхода к пониманию права, по раскрытию его природы и сущности как социального и психического явления. Среди научных приоритетов методологическое обоснование Б.А. Кистяковским идеи самоценного права, правомерности существования нескольких его понятий, развитие им и Н.И. Палиенко идей правовой государственности, видения ее действенной силы в верховенстве общественного правосознания, неподвластности государству сферы прав и свобод личности. Б.А. Кистяковскому принадлежит первая основательная постановка вопроса о социалистическом правовом государстве. В теоретическом активе ярославской юридической школы - монография В.Г. Щеглова, посвященная соотношению права и нравственности.
  14. В области исследования публичных отраслей права значение приоритетов имеют следующие научные достижения: развитие Н.К. Нелидовым социологического направления государствоведения, обоснование им юридических и политических начал государственной гражданской службы; выявление А.Е. Назимовым на частном примере Пруссии причинных связей и закономерностей поступательных и реакционных движений в западноевропейских государствах, научное прогнозирование на этой основе новых революционных потрясений старого мира; всестороннее исследование Н.И. Палиенко природы суверенитета и его правового значения; определение Э.Н. Берендтсом и И.Т. Тарасовым места административного права в системе юридических наук, раскрытие последним позитивного воздействия идей правового государства на формирование науки финансового права; разработка Н.С. Суворовым системы церковного права.
  15. В области римского, гражданского права и гражданского процесса уровень научных приоритетов имеют следующие положения: предпринятая Н.Л. Дювернуа основательная попытка по-новому, на широком историческом фоне раскрыть природу и сущность корреалитета; отличная от общепринятой трактовка Д.И. Азаревичем римского патрицианства как имеющего своим источником сенаторство, а не принадлежность к знатному роду; разрешение проблемы зависимости размера возмещаемых убытков потерпевшему от степени его вины в трудах Т.М. Яблочкова; разработка А.А. Борзенко основ железнодорожного права; отстаивание В.М. Гордоном понимания гражданского процесса как правоотношения, имеющего трехчленный состав. Особую ценность представляют выводы и положения Л.С. Таля о признании совокупности норм, регулирующие отношения между работодателем и работником по найму, как самостоятельной отрасли - трудового права.
  16. Высокий уровень российской уголовно-правовой мысли конца XIX - начала XX в. связан с интенсивностью и новаторством научного поиска криминалистов Лицея. Самым выдающимся достижением криминалистики этого периода является основание М.В. Духовским социологического направления науки уголовного права, которое получило дальнейшее развитие во вступительной лекции А.А. Пионтковского и «Курсе уголовной политики» М.П. Чубинского. Именно в трудах этих ученых был наиболее остро и аргументированно поставлен вопрос об органичном соединении уголовной догматики, криминологии и уголовной политики как необходимых условиях успешной борьбы с преступностью. В числе приоритетно значимых научных достижений - проведение Н.Д. Сергеевским самого полного и логически завершенного исследования теории причинной связи в уголовном праве, А.К. Вульфертом - лучшего критического анализа изысканий итальянской антрополого-позитивной школы уголовного права, Г.С. Фельдштейном - самого глубокого экскурса в историю науки уголовного права. В.Н.Ширяев являлся крупнейшим российским исследователем института должностных преступлений.
  17. Некоторые из трудов преподавателей Лицея имеют значение реального вклада в обеспечение торжества правосудия. Среди них монография Т.М. Яблочкова «Влияние вины потерпевшего на размер возмещаемых ему убытков». В этой работе на основе анализа судебных ошибок ученый доказывает несостоятельность избрания принципа вины потерпевшего в качестве масштаба разложения убытков между сторонами и отводит роль такого масштаба принципу каузальности. В другой работе («Понятие непреодолимой силы в гражданском праве») им обосновывается как главная причина вынесения неправосудных решений неусвоение судьями сущности принципа профессионального риска. В статье «Право расспроса» ученым раскрывается процессуальное значение этого института, зачастую игнорируемого судьями как заключающего в себе элемент следственного порядка, для обеспечения торжества подлинного, а не формального правосудия. Статья Т.М. Яблочкова «Патриотизм в правосудии» содержит прямой призыв ко всем российским судьям не исполнять решение общего собрания Правительствующего Сената от 9 февраля 1915 г., лишившего прав судебной защиты пребывавших в России подданных воюющих с нею государств. Прямое отношение к практике осуществления правосудия имеет работа приват-доцента Лицея Д.Н. Стефановского «Очерк теории относимости доказательств», в которой обосновывается необходимость ограничения области исследования в судебном процессе строго необходимым кругом фактов и доказательств. В этой связи необходимо отметить и отстаивание В.Н. Ширяевым непреходящей значимости общечеловеческих норм и ценностей правосудия. Все эти достижения дают основание рассматривать наличие в Лицее самостоятельных научных школ.
  18. Одним из важнейших условий успешной научно-педагогической деятельности Лицея по подготовке юридических кадров и развитию правовой науки является система академических свобод, предоставленных его профессорско-преподавательскому составу. В числе этих свобод полная самостоятельность преподавателей в построении лекционных курсов, в выборе форм практических занятий со студентами, в определении тематики курсовых и конкурсных работ. Совет Лицея принимал непосредственное участие в разработке Устава учебного заведения, Правил для студентов, присуждал звания приват-доцента внештатным преподавателям, кандидатские степени наиболее отличившимся выпускникам, награждал медалями за лучшие конкурсные сочинения. Именно творческими усилиями дирекции и Совета Лицея, концептуальной продуманностью, разумностью от них исходивших педагогических, организационных и иных мер, а не циркулярами министерства народного просвещения, было определено становление Лицея и его развитие как одного из ведущих юридических образовательных учреждений дореволюционной России.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1.Егоров С.А. Научное служение товарища прокурора ярославского окружного суда // Законность. – 2008. – № 12. – С. 48-49. – 0,15 п.л.

2.Егоров С.А. Историко-правовые изыскания В. Сокольского // Законность. – 2006. – № 11. – С. 60-62. – 0,3 п.л.

3.Егоров С.А. Юрист должен быть юристом, а не чем-то около // Законность. – 2006. – № 1. – С. 39-40. – 0,2 п.л.

4.Егоров С.А. Профессор церковного права Н.С. Суворов // Законность. – 2005. – № 6. – С. 58-61. – 0,4 п.л.

5.Егоров С.А. Кузница юристов // Законность. – 2003. – № 6. – С. 51-52. – 0,2 п.л.

6.Егоров С.А. В.Н. Ширяев. Научное и общественное служение // Государство и право. – 2003. – № 5. – С. 69-75. – 0,8 п.л.

7.Егоров С.А. Он боролся за торжество правосудия // Законность. – 2002. – № 12. – С. 48-50. – 0,4 п.л.

8.Егоров С.А. Научное наследие цивилиста В.Н. Никольского // Журнал российского права. – 2002. – № 9. – С. 156-164. – 0,8 п.л.

9.Егоров С.А. Научное наследие цивилиста // Законность. – 2001. – № 12. – С. 51-53. – 0,4 п.л.

10.Егоров С.А. Научное и общественное служение цивилиста А.А. Борзенко // Законность. – 2001. – № 3. – С. 54-56. – 0,5 п.л.

11.Егоров С.А. Выдающийся русский юрист А.Е. Назимов // Государство и право. – 2000. – № 2. – С. 115-121. – 0,8 п.л.

12.Егоров С.А. Проблема правового государства в трудах Н. Полянского // Законность. – 1999. – № 7. – С. 37-40. – 0,5 п.л.

13.Егоров С.А. Пионер уголовной политики // Журнал российского права. – 1998. – № 7. – С. 142-151. – 0,9 п.л.

14.Егоров С.А. Отец условного осуждения // Законность. – 1998. – № 3. – С. 54-57. – 0,5 п.л.

15.Егоров С.А. М.Н.Капустин как историк и теоретик права // Журнал российского права. – 1997. – № 8. – С. 146-151. – 0,7 п.л.

16.Егоров С.А. Видный дореволюционный криминалист А.К. Вульферт // Законность. – 1997. – № 2. – С. 42-46. – 0,5 п.л.

Публикации в других научных изданиях:

17.Егоров С.А. На честное дело жизни: Ярославская юридическая школа. – Ярославль: Верхняя Волга, 1997. – 288 с. – 22,9 п.л.

18.Егоров С.А., Рутковский М.А., Сретенский Л.В., Чукарев А.Г. Имени Демидова: Ярославский университет в его прошлом и настоящем / Под научной и общей ред. В.Т. Анискова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 1995. – 536 с. – 32,15 п.л. / 10, 5 п.л.

19.Егоров С.А. Ярославское высших наук училище: (страницы из истории высшего образования). – Ярославль: Верхневолжское кн. изд-во,1980. – 80 с. – 4,2 п.л.

20.Егоров С.А., Чувакова Л.А. Система подготовки кадров для государственной гражданской службы в Российской империи первой половины XIX столетия // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: Сб. науч. тр. / Отв. ред. проф. В.Н. Карташов. – Ярославль: Яросл. гос. ун-т., 2007. – Вып. 7. – Ч. 1. – С. 37-50. – 0,8 п.л. / 0,4 п.л.

21.Егоров С.А. Социологическая концепция права как выдающееся достижение российской юридической мысли // Проблемы теории современного российского права. Сборник научных трудов. Серия: Право. Выпуск III / Под ред. акад. РАЕН, проф. Н.В. Щербаковой. – Москва-Ярославль, 2006. – С. 158-164. – 0,4 п.л.

22.Егоров С.А. Историческое обозрение научной жизни Ярославского высшего учебного заведения им. П.Г. Демидова // Вестник Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Серия Экономика. Юриспруденция. – 2006. – № 1. – С. 56-63. – 0,8 п.л.

23.Егоров С.А. Вклад Демидовского юридического лицея в становление и развитие социологического направления науки уголовного права // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: Сб. научн. тр. / Отв. ред. проф. В.Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2006. – Вып. 6. – С. 12-15. – 0,3 п.л.

24.Егоров С.А. Обаяние личности ученого (этюд о выдающемся русском юристе А.Е. Назимове) // Материалы международной научной конференции (18-23 ноября 2004 г.), посвященной 100-летию со дня основания Императорского Русского Музыкального Общества. Третьи Алмазовские чтения. Роль личности в развитии культуры провинциального города. – Ярославль: Ремдер, 2005. – С. 288-291. – 0,2 п.л.

25.Егоров С.А. Выдающийся государствовед и теоретик права Н.И. Палиенко // Проблемы теории права и государства, истории политико-правовой мысли (Сборник работ учеников, друзей коллег профессора О.Э. Лейста). – Алматы: АЮ-ВШП «Эдилет», 2005. – С. 318-326. – 0,9 п.л.

26.Егоров С.А. Первые шаги юридического образования в России // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: Сб. научных тр. / Отв. ред. проф. В.Н. Карташов: Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2005. – Вып. 5. – С. 38-43. – 0,4 п.л.

27.Егоров С.А. Место дисциплин историко-правового цикла в системе юридического образования // Актуальные проблемы государства и права: Материалы Всерос. науч.-теоретич. семинара / Отв. ред. Е.Л. Поцелуев. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. – С. 23-28. – 0,4 п.л.

28.Егоров С.А. Концепция юридического образования в трактовке выдающегося педагога высшей школы М.Н. Капустина // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып.4. В трех томах. Том 3. – М.: Издательская группа «Юрист», 2004. – С. 752-754. – 0,2 п.л.

29.Егоров С.А. Рациональный путь совершенствования юридического образования // Юридическое образование и наука. – 2004. – № 3. – С. 2-6. – 0,7 п.л.

30.Егоров С.А. Проблема формирования личности юриста в трудах видных педагогов высшей школы М.Н. Капустина и С.М. Шпилевского // Материалы юбилейной всероссийской научной конференции «Два века юридической науки и образования в Казанском университете» (г. Казань, 13-14 мая 2004 г.). – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – С. 49-54.

31.Егоров С.А. Научно-педагогическая и организаторская деятельность М.Н. Капустина в плане совершенствования форм учебного процесса // Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова / Под ред. В.Н. Карташова, Л.Л. Кругликова, В.В. Бутнева; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2004. – Вып. 8. – С. 40-50. – 0,8 п.л.

32.Егоров С.А. Демидовское высших наук училище – Ярославский университет // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 200-летию Ярославского государственного университета им П.Г. Демидова, 30-31 октября 2003 г. / Отв. за выпуск проф. М.В. Лушникова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2003. – С. 84-89. – 0,7 п.л.

33.Егоров С.А. Великий русский юрист Б.А. Кистяковский (1869-1920) // Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова / Под ред. В.Н. Карташова, Л.Л. Кругликова, В.В. Бутнева; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2003. – Вып. 7. – С. 23-31. – 0,7 п.л.

34.Егоров С.А. У истоков высшей школы Ярославского края // Очерки истории высшей школы Ярославского края / Отв. ред. д-р исторических наук, проф. A.M. Селиванов; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2003. – С. 11-27. – 0,9 п.л.

35.Егоров С.А. Изучение и преподавание римского права в Демидовском юридическом лицее // Forum Bomnum. Доклады III Международной конференции «Римское частное и публичное право: многовековой опыт развития европейского права». Ярославль-Москва, 25-30 июня 2003 г. / Отв. ред. В.В. Дементьева. – М: Инфомедиа Паблишерз, 2003. – С. 126-131. – 0,5 п.л.

36.Егоров С.А. Проблемы международно-правового сотрудничества в трудах представителей Ярославской юридической школы // Российская и европейские правозащитные системы: соотношения и проблемы гармонизации: Сборник статей / Под ред. доктора юридических наук, профессора, академика РАЕН и ПАНИ, заслуженного деятеля науки РФ В.М. Баранова. – Нижний Новгород, 2003. – С. 68-73. – 0,5 п.л.

37.Егоров С.А. Вклад Демидовского юридического лицея в разработку проблем государственного права // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Серия 3: правоведение. – Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2003. – С. 22-34. –

0,9 п.л.

38.Егоров С.А. Юридическому образованию – концептуальную основу // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 2. В 2-х томах. Том 2. – М.: Издательская группа «Юрист», 2002. – С. 723-727. – 0,5 п.л.

39.Егоров С.А. Проблема взаимодействия отечественного и международного гражданского процессуального права в трудах Т.М. Яблочкова // Журнал международного частного права. – 2002. – № 1 (35). – С. 3-8. – 0,5 п.л.

40.Егоров С.А. Цивилист Н.Л. Дювернуа как историк права // Юридическое образование и наука: исторический срез. Уральские историко-юридические чтения (Всероссийская научная конференция). Сессия вторая. 14-15 мая 2002 г. Доклады и сообщения. – Екатеринбург, 2002. – С. 49-54. – 0,5 п.л.

41.Егоров С.А. «Зигзаги» юридического образования в России // Юридическая наука и развитие российского государства и права: Тез. докл. научн.-практ. конф. (Пермь, 11-12 октября 2001 г.). – Пермь: Перм. ун-т., 2002. – С. 35-37. – 0,2 п.л.

42.Егоров С.А. Юридическое образование в России в первой половине XIX века // Новая правовая мысль. – 2002. – № 1. – С. 54-58. – 0,5 п.л.

43.Егоров С.А. Развитие юридического мышления – главная составляющая подготовки правоведа // Юрист XXI века (задачи, тенденции, перспективы): Материалы научно-практической конференции / Под ред. Ф.В. Глазырина. – Волгоград: Издательская группа ВРОМСЮ, 2001. – С. 21-23. – 0,2 п.л.

44.Егоров С.А. Доктор полицейского права И.Я. Гурлянд // Юридические записки Ярославского юридического университета им. П.Г. Демидова / Под ред. В.Н. Карташова, Л.Л. Кругликова, В.В. Бутнева: Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2000. – Вып. 4. – С. 44-53. – 0,8 п.л.

45.Егоров С.А. Видный представитель Ярославской юридической школы В.Г. Щеглов // Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова / Под ред. В.Н. Карташова, Л.Л. Кругликова,

В.В. Бутнева: Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 1998. – Вып. 2. – С. 62-71. – 0,8 п.л.

46.Егоров С.А., Лысенко О.Ю. Суд присяжных в оценке представителей ярославской юридической школы // Для великого блага Отечества...: Демидовские чтения. – Ярославль, 1998. – С. 58-60. – 0,2 п.л. / 0,1 п. л.

47.Егоров С.А. Научные приоритеты Демидовского юридического лицея // Для великого блага Отечества...: Демидовские чтения / Под ред. A.M. Селиванова. – Ярославль, 1998. – С. 41-42. – 0,2 п.л.

48.Егоров С.А. Временник Демидовского юридического лицея // Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова / Под ред. В.Н. Карташова, Л.Л. Кругликова, В.В. Бутнева: Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 1997. – Вып. I. – С. 7-18. – 0,8 п.л.

49.Егоров С.А. Идеи православия в академической и общественной жизни учебного заведения имени П.Г. Демидова // Культура. Образование. Православие: Сб. материалов региональной науч.-практ. конф. / Под ред. A.M. Селиванова, Н. Лихоманова, Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 1996. – С. 87-90. – 0,3 п.л.

50.Егоров С.А. Н.И. Палиенко как теоретик правового государства // Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы: Тезисы международного научного конгресса. – Санкт-Петербург, 15-17 мая 1996 г. Том III. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – С. 100-102. – 0,2 п.л.

51.Егоров С.А. Критика И.И. Дитятиным бюрократических начал российского городского самоуправления // Городское самоуправление и государственная власть: история, политика, экономика, право. Материалы заседания Российского «Круглого стола» 27-28 июня 1995 г. / Под ред. Н.В. Щербаковой. – Ярославль, 1995. – С. 9-12. – 0,3 п.л.

52.Егоров С.А. Профессор естественного и народного прав //Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. Юриспруденция: Тезисы юбилейной конференции. – Ярославль, 1995. – С. 5-7. – 0,2 п.л.

53.Егоров С.А. Некоторые черты концепции юридического образования (по материалам Демидовского юридического лицея) // Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного образования: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции / Под ред. Н.Э. Касаткиной. – Кемерово: АОЗТ «Кузбассвузиздат», 1995. – С. 229-232. – 0,3 п.л.

54.Егоров С.А. Ярославский Демидовский лицей: страницы истории // Высшее образование в России: история, проблемы, перспективы: Тез. докл. международной науч. конф. / Отв. ред. A.M. Селиванов; Ярославский гос. ун-т. – Ярославль, 1994. – Вып. 1. – С. 3-7. – 0,3 п.л.

55.Егоров С.А., Щербакова Н.В. Разработка категорий уголовного права и процесса А.П. Чебышевым-Дмитриевым // Категориальный аппарат уголовного права и процесса. Сборник научных трудов / Под ред. Е.В. Благова. – Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1993. – С. 143-146. – 0,2 п.л. / 0,1 п.л.

56.Егоров С.А. Новое «восхождение» Г.И. Солнцева // Социалистическая законность. – 1990. – № 11. – С. 70-71. – 0,3 п.л.

57.Егоров С.А. Ярославская юридическая школа // Советское государство и право. – 1988. – № 11. – С. 131-137. – 0,8 п.л.

58.Егоров С.А. На поприще юридическом // Социалистическая законность. – 1988. – № 3. – С. 57-59. – 0,4 п.л.

59.Егоров С.А. М.Н. Капустин – видный русский юрист // Социалистическая законность. – 1986. – № 8. – С. 59-61. – 0,3 п.л.

60.Егоров С.А. Н.Н. Полянский в Ярославле // Социалистическая законность. – 1985. – № 1. – С. 61-62. – 0,2 п.л.59.