Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: Ф. НИЦШЕ И ПОСТМОДЕРНИЗМ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Идеи о культуре, содержащиеся в творчества Ф. Ницше, выявили неспособность рационалистической философии культуры в лице ряда просветителей и представителей классической немецкой философии объяснять имевшие место к концу XIX века характеристики и тенденции самоопределения человека и его мира. Введение Ф. Ницше понятий «жизнь», «воля к власти», «творчество», а также эстетических параметров существования человека, последующие за этим ход рассуждений и выводы позволяют содержательно определить пути преодоления классической философии культуры и начало традиции осмысления кризиса культуры, что и выводит на формирование новой культурологической парадигмы.
  2. Философия жизни Ницше позволила сформулировать и обосновать его основные культурологические идеи: осуществление воли к власти как деятельностная основа культуры, кризис христианской морали как исходный объяснительный принцип в осмыслении состояния культуры, роль идеи сверхчеловека в осмыслении субъекта культуры, диалектика массового и элитарного, «нигилизм» и «переоценка ценностей», кризис Западной культуры. Зафиксированная немецким мыслителем неклассическая, иррационалистическая интерпретация культуры, посредством особых знаков, образов и мифов, уводит от базовых положений философии культуры «подготавливая почву» для новой науки о культуре.
  3. Диалектикой аполлоновского и дионисийского начал в культуре Ницше объясняет противоречивость жизни и культуры, отдавая предпочтение дионисийскому началу. Аполлоновское начало в культуре уместно отождествить с пониманием культуры в философии культуры - это рационализм, гуманизм, спекулятивность, непротиворечивость. А дионисийское начало - одна из основ «философии жизни», буйство и полнота жизни, мощь чувственности, отказ от светлого и возвышенного, но спекулятивного в культуре в пользу реальной жизненности. В предпочтении Ницше дионисийского начала в культуре видится теоретическая предпосылка для более широкой интерпретации феномена культуры, которая реализуется уже в рамках культурологии.
  4. Немецкий мыслитель закладывает основы новой культурологической парадигмы не только, по сути, содержанию своих идей, но и по форме их изложения. Его яркая эссеистика и моделирование нетривиальных, нелинейных текстов становится революционным способом постановки проблем и поиска их решений. Через столетие представители постмодернизма стали наследниками и продолжателями, как содержательного разнообразия творчества Ницше, так и неординарной стилистики, ставшей фирменным знаком интеллектуалов последней трети прошлого века.
  5. Роль Ницше можно рассматривать как промежуточную, переходную между новоевропейской моделью дискурса и постмодернистской. Содержательный анализ творчества Ницше и некоторых типичных представителей постмодернизма свидетельствует, что их понимание дискурса строится на ницшевских идеях плюрализма, неоднозначности и принципиальной открытости для творчества. Постмодерн начинает свое доминирование с отрицания всех основоположений модернизма, наследуя, в том числе, и культурологический поворот, подготовленный Ницше.
  6. Фигура Ницше для Ю. Хабермаса представляется промежуточной при переходе от модерна к постмодерну. Ницше, по мнению Хабермаса, является родоначальником одного из типов дискурса модерна, той линии, которая идет к Хайдеггеру и Деррида. Характерной чертой модерна является распад трех сфер культурной жизни научной, моральной и эстетической. Весь проект модерна, в данном случае - это ответ на этот вызов, поиск объединяющих начал. Ницше искал объединяющее начало в искусстве и мифологии. То есть певец Заратустры отводит искусству функцию объединяющего не только художественного, но и морального и постигающего начала. Мифология и искусство приходят на смену религии, поэт на смену философу. В этом направлении будет выстраиваться критика модерна у последователей Ницше (Хайдеггер, Деррида) и других критиков рациональности культуры эпохи Просвещения. Объединяющим Ницше и постмодернизм, с точки зрения Хабермаса, становится смешение литературного и философского жанров, что и иллюстрирует наследование постмодернизмом культурологического посыла немецкого философа.
  7. Теоретические поиски сущности культуры постмодерна у Ж-Ф. Лиотара связаны с образом мышления Ницше, с его идеями о кризисе метафизических основ философии культуры, выраженном в таких концептах как «нигилизм», «декаданс», «перспективизм» «смерть Бога». Представители постмодернизма во главе с Лиотаром, двигаются по пути, уже частично «расчищенному» предшественниками, и понимание кризисности культуры в постмодернизме находит свои формальные и сущностные основы в философии жизни Ницше. Теория культуры Лиотара провозглашает в качестве основных характеристик нестабильность, нелинейность, принципиальный плюрализм, отказ от тотальности познания и бытия, подобные характеристики говорят о том, что французский мыслитель работает в плоскости культурологической парадигмы, заложенной еще Ницше.
  8. Ж. Делез, занимаясь анализом идей Ницше о культуре, возводит их в ранг концептов постмодернистского дискурса. Рассматривая идеи Ницше он, не только осуществляет их анализ, но трансформирует их в концепты - важнейшие смыслосодержащие понятия своей теории. Делез объявляет Ницше философом различия, закладывающим основы современного мышления, базирующегося на генеалогическом методе познания с его стремлением к тонкому анализу, различающему нюансы и обертона. Французский исследователь особо выделяет у Ницше такие темы как телесность, плюрализм в трактовке воли, критика философии тождества, смерть бога и др. Существует содержательная связь между теоретическим наследием Ницше и культурологическими идеями М. Фуко. Эта связь прослеживается и в отношении культурологического поворота, подготовленного немецким мыслителем. Философия жизни Ницше, понятая французским мыслителем как философия воли, становится одним из генераторов идей для осмысления процессов и технологий, связанных с развитием системы контроля власти над обществом. В данном отношении Фуко наиболее близок к Ницше, так как их роднит обращение к проблеме телесности, связанное с биологизаторством, свойственным философии жизни. Подобные трактовки теоретического наследия Ницше идут в разрез с основными положениями спекулятивной философии культуры и могут считаться вариантом культурологизирования.
  9. Важнейшие концепты философии жизни Ницше были использованы Ж. Деррида в качестве антиметафизической интерпретации культуры для обоснования принципа деконструкции. К таковым относится критика западной метафизической линии от Сократа до Гегеля, пересмотр понятия истины в сторону релятивизма и конвенционализма, концепция философа-артиста «танец с ручкой в руке», риторическое и филологическое вопрошание, радикализация концепций интерпретации, перспективы, оценивания, различия. Когда Деррида, выступает со своей радикальной критикой «западной логоцентрической традиции», он опирается на антиметафизический посыл идей о культуре Ницше, что может быть охарактеризовано как один из путей формирования культурологии.
  10. Восприятие ницшевских идей постмодернизмом в определенной степени противоречиво. Данное положение доказывает то обстоятельство, что теоретико-мировоззренческое наследство Ницше как бы не вмещается в исследования Рорти, в его представления о кризисе классической философии, в модель грядущей «пост-философской» культуры. Такая противоречивость восприятия, характерна не только в отношении Рорти, она может быть отнесена и к другим представителям постмодернизма. Немецкий философ не стал для постмодернистов простым образцом для подражания - теоретико-мировоззренческое наследие Ницше перерабатывается и творчески используется как материал при создании новейших, «прорывных» подходов и концепций, находящихся на грани различных дисциплин и традиций. Одним из последствий подобных «прорывных» концепций является переход от абстрактных размышлений о культуре в философии культуры к осмыслению конкретного многообразия и полифонии характерного уже для культурологии
Список опубликованных работ
Монографии

1.Ирицян Г.Э. Ф. Ницше и осмысление культуры постмодерна. Пятигорск-Новороссийск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2008. - 6,75 п.л.

2.Ирицян Г.Э. Критика философии культуры: Ф. Ницше и дискурсы постмодерна. Пятигорск-Новороссийск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2010. – 14,5 п.л.

Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК

3.Ирицян Г.Э. Культура постмодерна и постмодернистские идеи Ф. Ницше. // Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. № 3, Краснодар, Краснодарский государственный университет культуры и искусств. 2006. – 0,4 п.л.

4.Ирицян Г.Э. Моделирование текстов Ф. Ницше как стилистический постмодернизм. // Научно-образовательное издание: Социально-гуманитарные знания. Региональный выпуск. Краснодар, 2009. – 0,4 п.л.

5. «Философия жизни» Ф. Ницше как начало формирования теории кризиса культуры. // Вестник Адыгейского государственного университета. Выпуск 3. Майкоп, 2009. – 0,4 п.л.

6.Ирицян Г.Э. Культурологические идеи Ф. Ницше как осознание кризиса культуры. // Научно-образовательное издание: Социально-гуманитарные знания. № 8. 2009. – 0,4 п.л.

7.Ирицян Г.Э. Осмысление Ф. Ницше кризиса культуры в практике постмодернистского мышления: оценка Ю. Хабермаса. // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. Выпуск №1 2010. – 0,5 п.л.

8.Ирицян Г.Э. Основы осмысления кризиса культуры: Ф. Ницше и постмодернизм. // Вестник Адыгейского государственного университета. Выпуск 2. Майкоп, 2010. – 0,5 п.л.

9.Ирицян Г.Э. Дионисизм Ф. Ницше как новая культурологическая парадигма. // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. Выпуск №2 2010. – 0,5 п.л.

10.Ирицян Г.Э. «Нигилизм» Ф. Ницше как фиксация кризиса культуры. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Выпуск 3. Ростов-на-Дону, 2010. – 0,5 п.л.

Статьи и материалы научных конференций

11.Ирицян Г.Э. Фридрих Ницше как философ культуры. // Материалы второй научно-методической конференции НФ Московского Гуманитарно-Экономического Института: Наука и знание. Новороссийск, РИО НГМА. 2000. – 0,2 п.л.

12.Ирицян Г.Э. Постмодерн как состояние современной культуры. // Материалы третьей научно-методической конференции НФ МГЭИ: Наука и знание. Новороссийск, РИО НГМА. 2001. – 0,2 п.л.

13.Ирицян Г.Э. Фридрих Ницше и переход от философии культуры к культурологии. // Материалы четвертой научно-методической конференции НФ МГЭИ: Наука и знание. Новороссийск, РИО НГМА. 2002. – 0,3 п.л.

14.Ирицян Г.Э. Фридрих Ницше и становление культурологии. Ученые записки Ростовского института защиты предпринимателя. Выпуск 6. Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та. 2002. – 0,2

15. Ирицян Г.Э. Фридрих Ницше как разрушитель классической модели культуры. // Материалы третьего Российского философского конгресса: Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Т. 2. Ростов-на-Дону, Изд-во СКНЦ ВШ 2002. – 0,1 п.л.

16. Ирицян Г.Э. «Высшая культура» Ф. Ницше и «универсальное господство» Р. Дарендорфа: сравнительный анализ. // Материалы пятой научно-методической конференции НФ МГЭИ: Наука и знание. Новороссийск, РИО НГМА. 2003. – 0,2 п.л.

17. Ирицян Г.Э. Ценностно-деятельностное осмысление культуры у Ф. Ницше. // Материалы научно-практической конференции преподавателей НФ ПГЛУ по итогам НИР в 2002. Пятигорск, Из-во ПГЛУ. 2003. – 0,2 п.л.

18. Ирицян Г.Э. «Единственный» и «сверхчеловек»: М. Штирнер и Ф. Ницше. // Материалы второй межвузовской научно-практической конференции. НФ ПГЛУ: Совершенствование методики вузовского преподавания как условие модернизации высшего образования. Пятигорск, Из-во ПГЛУ. 2003. – 0,2 п.л.

19. Ирицян Г.Э. Кризис гуманизма и Ф. Ницше. // Сборник научных трудов НГМА. Выпуск 8. Новороссийск, РИО НГМА. 2003. – 0,3 п.л.

20. Ирицян Г.Э. «Одномерный человек» Г. Маркузе: критика политической культуры современного общества. // Материалы 3-й межвузовской научно-практической конф. НФ ПГЛУ: Совершенствование методики вузовского преподавания как условие модернизации высшего образования. Пятигорск, Из-во ПГЛУ. 2004. - 0,2 п.л.

21. Ирицян Г.Э. Власть элиты и восстание масс: Ф. Ницше и Х. Ортега-и-Гассет. // Сборник научных статей № 3. Нальчик-Армавир. Издательский центр Армавирского Лингвистического Университета Армавир. 2004. – 0,4 п.л.

22.Ирицян Г.Э. Ф. Ницше и культура постмодерна. // Материалы межвузовской научно-практической конференция НФ КА МВД РФ: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на Северном Кавказе. Новороссийск, РИС КА МВД РФ. Краснодар. 2004. – 0,2 п.л.

23. Ирицян Г.Э. Неогуманизм или моральные доктрины Ф. Ницше и Э. Фромма. // Материалы научно-практической конференции преподавателей НФ ПГЛУ по итогам научно-исследовательской работы в 2004. Пятигорск – Новороссийск, Изд-во ПГЛУ. 2005. - 0,2 п.л.

24. Ирицян Г.Э. Модернизм и постмодернизм в политической культуре: Н. Макиавелли и Ф. Ницше. // Материалы 4-й межвузовской научно-практической конференции НФ ПГЛУ: Совершенствование методики преподавания как условие модернизации высшего профессионального образования. Пятигорск – Новороссийск, Изд-во ПГЛУ. 2005. - 0,2 п.л.

25. Ирицян Г.Э. Модерн и постмодерн: Н. Макиавелли, Ф. Ницше и Ф. Фукуяма. // Материалы межвузовской научно-практическая конф. НФ КА МВД РФ: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на Северном Кавказе. Новороссийск, РИС КА МВД РФ. Краснодар. 2005. - 0,2 п.л.

26. Ирицян Г.Э. Культурологические идеи Ф. Ницше и постмодернизм. // Материалы 5-й межвузовской научно-практической конференции. НФ ПГЛУ: Совершенствование методики преподавания как условие модернизации высшего профессионального образования. Пятигорск – Новороссийск, Изд-во ПГЛУ. 2006. - 0,2 п.л.

27. Ирицян Г.Э. Либерализация общественной жизни и социальная философия Ф.Ницше и Х. Ортега-и-Гассета. // Научный журнал Армавирского Филиала Краснодарского Краевого Института дополнительного профессионального педагогического образования: Синергетика образования. Армавир, РИС АФ ККИдппо. 2007. – 0,4 п.л.

28. Ирицян Г.Э. Стилистический прорыв в постмодернизм: Ф. Ницше и классическая философия культуры. // Материалы 6-й межвузовской научно-практической конференции. НФ ПГЛУ: Совершенствование методики преподавания как условие модернизации высшего профессионального образования. Пятигорск – Новороссийск, Изд-во ПГЛУ. 2007. - 0,2 п.л.

29. Ирицян Г.Э. Постмодернистская стилистика Ф. Ницше. // Материалы 5-го Международного конгресса: Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум 6-й. Пятигорск, Изд-во ПГЛУ. 2007. – 0,3 п.л.

30. Ирицян Г.Э. Ф. Ницше и социализм. // Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции: Культура и власть. Пенза, Изд-во Пензенского Государственного педагогического Университета. 2007. - 0,2 п.л.

31. Ирицян Г.Э. Сравнительный анализ политической культуры лидерства Ф. Ницше и М. Вебера. // Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции: Традиционное, современное и переходное в Российском обществе. Пенза, Изд-во ПГПУ. 2007. - 0,2 п.л.

32.Ирицян Г.Э. Критика Ф. Ницше метафизических основ понимания культуры как опора постмодернизма. // Материалы 7-й региональной научно-технической конференции: Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России. Часть 2. Новороссийск. 2008. - 0,2 п.л.

33. Ирицян Г.Э. Культура постмодерна и виртуальная экономика. // Материалы научно-практической конференции преподавателей НФ ПГЛУ по итогам научно-исследовательской работы в 2008 году. Пятигорск-Новороссийск. Изд-во ПГЛУ. 2009. - 0,3 п.л.

34. Ирицян Г.Э. Нигилизм и «вечное возвращение» Ф. Ницше как осознание кризиса культуры. // Материалы межвузовской научно-практической конференции: Совершенствование методики вузовского преподавания как условие повышения качества профессионально-творческой подготовки студентов. Пятигорск-Новоросссийск, Изд-во ПГЛУ. 2009. – 0,3 п.л.

35. Ирицян Г.Э. Культурологические идеи Ф. Ницше и культура постмодерна. // Материалы 5-го Российского философского конгресса Наука. Философия. Общество. Т. 2. Новосибирск 2009. - 0,1 п.л.

36. Ирицян Г.Э. Осмысление кризиса культуры от Ф. Ницше к М. Хайдеггеру. // Материалы международной научной конференции «Философия М. Хайдеггера и современность». Краснодар 2009. – 0,3 п.л.

37. Ирицян Г.Э. Осмысление кризиса культуры от Ф. Ницше к постмодернизму. // Материалы III Международной научно-теоретической конференции «Социально-политические и культурные проблемы современности». Симферополь, 2010. – 0,3 п.л.

38. Ирицян Г.Э. Ф. Ницше, постмодернизм и традиция осмысления кризиса культуры. // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества». Новосибирск, 2010. – 0,3 п.л.