Научная тема: «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Специальность: 22.00.06
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Формирование и развитие гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, а именно о непризнании права реальной социальной силой, о неуважении к нему, об отсутствии должных представлений о важнейших юридических принципах. Сколь бы ни была политически активна личность, она не в состоянии перестать воспринимать происходящие в стране политические события и реагировать на них. Конечно, политика в качестве комплексной социологической и философской категории относится к предмету политологии, но правовая политика скорее область юриспруденции, а точнее общей теории государства и права, а также социологии права. Но названные дисциплины тесно взаимосвязаны особенно по таким ключевым проблемам, как личность, свобода, власть, демократия, политическая система, норма поведения, правосознание, ответственность, правовая культура. Для этого и как основа, и как условие, прежде всего, необходимы высокое правосознание, высокая правовая культура в обществе. Право формирует структуру государства и регулирует взаимоотношения между его основными звеньями. С его помощью определяются место, роль, функции частей государственного механизма.
  2. Правовую культуру можно рассматривать через призму взаимосвязи морали и права. Принципы права реализуются посредством закона, а не морали, однако процесс законного утверждения права предполагает установление определенных соответствий между существующими в обществе принципами морали и ценностями, которые составляют содержание правовой системы и социокультурных норм без которых правовая система не будет законной. Правовая культура создает социально-законные нормы, ценности, образцы и правила поведения, которые определяют правовое поведение граждан. В нормативном плане правовую культуру можно характеризовать как основу правовой жизни общества, которая создает устойчивые формы правового сознания поведения граждан, групп населения общества в целом. Право в целом - это основное средство функционирования любого государства, особенно гражданско-правового, к чему сегодня стремится наше общество. Движение к правовому идеалу связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, созданием противовесов в системе власти, независимостью судов, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона, с эффективной работой правоохранительных органов.
  3. В гражданском обществе правовое сознание является одной из форм сознания общественного, создавая юридическое мировоззрение, а также программы, направленные на совершенствование правовых систем как в стабильных обществах, так и в обществах переходных. Правовое сознание неразрывно связано с правовым образованием. Правовое образование представляет собой неотъемлемую часть культуры гражданина, является условием формирования правосознания. Гражданское общество формирует правовое сознание (позитивное или негативное) независимо от того, происходит это целенаправленно в условиях системы правового образования или стихийно. Однако правовое образование есть залог того, что право будет регулировать жизнь индивида, а не являться препятствием на его пути при реализации личных задач. В условиях современной российской действительности правовое образование должно стать необходимым условием правового развития личности, становления правового демократического государства и гражданского общества, граждане которого будут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Поэтому особое внимание должно уделяться фундаментальной роли права, на котором должно быть основано гражданское общество.
  4. Требования к новой правовой культуре состоят в повышении компетенции её носителей, то есть в стремлении к более обширным и точным знаниям принципов и содержания законодательства со стороны самих граждан; а также в формировании правового поведения, заведомо ориентированного на сознательное и ответственное выполнение норм права, поддержке принципов гуманизма, демократизма и законопослушания в реальном правовом поведении. Всего этого нельзя достичь единовременным изданием декретов или применением репрессивных санкций. Культура, как и природа, имеет свои естественные законы произрастания, и поэтому при всей революционности происходящих в стране перемен применительно к правовой культуре можно корректно говорить только о развитии, но никак не о создании нового. А это развитие, безусловно, подразумевает и сохранение чего-то прежнего, что вовсе не подготовлено для рационалистического правового культивирования. Поэтому нужно заведомо отдавать отчёт и исследователям и практикам-юристам, что правовая культура не просто требует совершенствования, она нуждается в постоянной заботе, в больших осмысленных программах, планомерных действиях государственной власти, правовых учреждений, образовательно-просветительной и воспитательной системы. Формирование правовой культуры российских граждан - серьезный длительный и сложный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни, который включает в себя пропаганду права, изучение прав и обязанностей, изложенных в Конституции РФ, ознакомление с юридически-правовыми нормами и знаниями, а также процесс совершенствования системы правовых актов и конституционных норм. Следовательно, установление новой правовой культуры и новой культуры правоотношений в обществе в будущем зависит от существующей сегодня правовой культуры людей, не только профессионально занимающихся законотворчеством, правоприменительной и правоохранительной деятельностью, но и простых граждан. Их правокультурный уровень определяется тем уровнем культуры, который «господствует» в России сегодня - вот почему в правоохранительной, административной сферах процветает нигилизм, бюрократизм, а порой и криминализация, коррупция.
  5. Правовое образование можно рассматривать как условие получения знаний, формирования индивидуальных способностей и навыков социального функционирования в области права. Оно выполняет две основные функции: передача правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании в отличие от других видов социального воспитания личности. Социокультурные функции образования связаны с решением задач социализации личности. Приобщение человека к социокультурным ценностям (искусству, нравственности, науке, праву, хозяйству) - вот цель любого образования. Поэтому его смысл можно обнаружить не столько в самой образовательной практике, сколько в контексте проблем, которые выходят за её пределы и имеют более широкое социокультурное значение. В воспитании молодежи образование играет огромную роль как важнейшая неотъемлемая составная часть культуры. Еще со времен Петра Великого образование считалось государственной заботой. Но в последние годы государство недостаточно уделяет внимания образованию, науке, культуре, что привело к крайне негативным последствиям. По нашему мнению, к причинам и тенденциям снижения роли и значения образования в жизни российского общества, его влияния на интеллектуальное развитие подрастающего поколения относятся:- отсутствие обоснованной взвешенной политики в области науки и образования;- появление невостребованности интеллектуального потенциала в современном российском обществе;- отсутствие продуманных и научно обоснованных моделей реформирования образования. Конечно же, мы согласны с тем, что необходимо привносить новые веяния в систему образования, но в то же время нужно брать за основу то лучшее, что было в советской системе образования, а не полностью ее разрушать. Иначе произойдет утрата всей нашей системы образования;- недостаточное финансирование из года в год в течение многих лет сферы образования и науки;- не всегда обоснованная тотальная коммерциализация всей системы образования;- зависимость зарплаты преподавателей вузов, особенно в платных учебных заведениях, от материального положения учащихся;- падение престижа профессий в интеллектуальной сфере деятельности, науке и научном обеспечении, образовании, культуре, медицине и т.д.;- резкое снижение уровня жизни населения в целом, особенно рядовых граждан, социальное неравенство, в том числе и в жизненном уровне жителей центра и регионов.
  6. Право становится формой подчинения государства гражданскому обществу, ограничивает государство в пользу свободы индивида, становится реализатором этой свободы. В данном качестве право выступает как основание государственности, а государство представляет собой правовую форму организации и функционирования власти. Государство создает законы в соответствии с требованиями развития объективной свободы в обществе (т.е. требованиями права). Право является производной системой норм от государства, а государство в свою очередь «устанавливает» право в смысле своей силовой защиты и гаранта правоотношений. Независимо от содержания правом считается официальный акт государства, любой закон, даже если он нарушает изначальную естественную свободу индивида. Право не имеет своей собственной и самостоятельной сущности, которая трактуется в рамках понятия ,,государственность´´ как особая воля государства, выраженная в законе. В юридической науке такой тип правового понимания называется законным юридическим позитивизмом, что подразумевает под собой право, которое фактически исходит от государства. Можно прийти к выводу о необходимости дальнейшего развития в России правовой культуры и совершенствования правового образования всех слоёв общества, что, безусловно, обеспечит внутреннюю стабильность и должный уровень национальной безопасности, без чего невозможно развитие правового гражданского общества.
  7. От уровня правового образования зависит правовая культура личности, быстрота превращения социальной и правовой нормы в реальность повседневной деятельности, перевод нормативных требований в привычку. Система правового образования должна подготавливать людей уметь не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать такое общество. Важность изучения правового воспитания и образования обусловлена тем, что в жизнь вступают новые поколения людей, и каждое поколение молодежи усваивает опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений, теории и практики. Правовое образование в Южном федеральном округе будет способствовать стабильному развитию (и молодежи, и региона) в условиях бесконфликтного и толерантного взаимодействия между этносами, властью, правом и молодежью. Правовая культура личности - это единство правовых знаний и умений, уважения к закону, основанное на нравственных и политических убеждениях. По своей динамике правовая культура Юга России характеризуется наличием национальной и социокультурной специфики населения. Явления, происходящие в общественной и политико-экономической жизни страны, приводят к утрате правопорядка в обществе и снижению уровня его правовой культуры. Урегулирование межнациональных отношений на Северном Кавказе - необходимое условие развития правовой культуры населения Юга России.
  8. Проведенный анализ развития правовой культуры одного из народов Северного Кавказа (адыгов) позволяет сделать вывод о существовании и в регионе устойчивого религиозно-правового сознания, выраженного в соединении ислама с традиционными культурно-этическими нормами. Ислам начал функционировать в регионе на фоне существующих традиций и обычаев, зафиксированных в строгих нормах адатов. Возникает сосуществование двух правовых систем, что в результате и составляет правовые начала на Северном Кавказе начиная с середины XIX века. Национально-культурные традиции, адат и шариат[1] на Северном Кавказе являлись важными составляющими процесса формирования и развития духовной, нравственной и интеллектуальной основы кавказского народа. Рассмотрение адата[2] как феномена правовой культуры Северо-Кавказского региона позволяет утверждать, что ему свойственны такие признаки, как неотделимость от народа, консерватизм и обязательность, обусловленные опорой на традиции, культуру личности и высший авторитет обычаев. Северокавказские адаты являлись идеалами, призванными направлять поведение людей. И только после вхождения в российскую правовую систему они приобрели институциональность права с определенными ограничениями. Обычное право связывается со свободой выбора народом своего пути развития, что предполагает определенную возможность сохранения традиционных культур и права, которые являются исторически сложившимися формами соответствующего народа. И что особенно важно в условиях глобализации традиции, обычаи, правовые и судебные институты - это те элементы, посредством которых право народа на свое социокультурное определение наполняется реальным содержанием. В национальной среде адыгов также произошло изменение традиционных социальных и правовых механизмов. В настоящее время между адатом, шариатом и официальным правом существует противоречие, имевшее место на всем протяжении исторического взаимодействия между данными отношениями на Северном Кавказе. В динамических процессах функционирования в XIX - XX вв. в России применение и санкционирование в силу политического характера получал либо адат, либо шариат. Однако важно было их взаимодействие с позитивным правом Российского государства. В результате на Северном Кавказе регулирование общественных отношений осуществляется во взаимодействии норм адатского, мусульманского и российского права, чья регулирующая роль и значимость исторически изменяются, но факт их существования в качестве правовых начал является несомненным в любую историческую эпоху. Сейчас нормы адатского и мусульманского права, регулирующие те или иные процессы, частично либо целиком находящиеся вне государственного контроля, сохраняют свою силу на Северном Кавказе. Данное обстоятельство порождено оторванностью современного российского законодательства от социальной реальности на Северном Кавказе. Р. Давид справедливо заметил, что «там, где перестали применять мусульманское право, ислам больше не существует»[3]. На протяжении веков на Северном Кавказе формировался уникальный феномен - юридический плюрализм: сосуществование адата, шариата и позитивного права. Можно сказать, что опыт и ценности взаимодействия в России культурных, правовых и ценностных систем различных народов в сменяющих друг друга исторических эпохах на основе толерантности являются неоспоримым достоянием правовой культуры России.
  9. Формирование гражданского правового общества необходимо начинать, прежде всего, с правового образования и формирования правовой культуры, как отдельных граждан, так и общества в целом. На основании данных проведенных эмпирических исследований были выявлены факторы правового образования, влияющие на формирование гражданского общества в современной России, в частности это накопление правовых знаний гражданами, которые преодолеют правовое «невежество», нацеленность на применение права только при помощи закона, а также создание установки гражданского правосознания, нацеленной на понимание того, что гражданин является частью правовой культуры и правового сознания. Актуальными направлениями в работе правового образования должны явиться:- проведение юридического всеобуча и переаттестации государственных служащих (в частности депутатов различных уровней законодательной и исполнительной властей); - издание и распространение российских правовых актов, посвященных правам человека и способам их защиты;- включение в образовательные стандарты дисциплин по правам человека, прежде всего, при подготовке юристов, государственных служащих, политологов, социологов.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК

1.Зубова Я.В. Правовое образование и правовое воспитание: вопросы взаимодействия // Вестник АГУ. – Майкоп : Изд-во АГУ, 2006. – № 2. – С. 194 – 197 (0,5 п.л.).

2.Зубова Я.В. Правовой менталитет как социокультурный фактор реформирования современной России // Вестник АГУ.  Майкоп: Изд-во АГУ. – 2008. – № 8. – С. 133 – 139 (0,9 п.л.).

3.Зубова Я.В. Обычное право адыгов – феномен правовой культуры // Социально-гуманитарные знания. – М., 2008.  № 10. – С. 349-358 (1,25 п.л.).

4.Зубова Я.В. Влияние СМИ на формирование правовой культуры граждан // Человек и труд. – М., 2009. – № 4. – С.47 (0,2 п.л.).

5.Зубова Я.В. Культурная ценность правового образования // Человек и труд. – М., 2009. - № 7. – С.45-46. (0,3 п.л.).

6.Зубова Я.В. Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры в России // Вестник АГУ. – Майкоп: Изд-во АГУ. – 2009.  № 2. – С. 88  92 (0,6 п.л.).

7.Зубова Я.В. К вопросу о правовом нигилизме // Человек и труд. – М., 2009.  №. 8. – С. 52  54 (0,4 п.л.).

8.Зубова Я.В. Культура – определяющий фактор бытия // Человек и труд. –М., 2009. - № 10. – С.69. (0,2 п.л.).

9.Зубова Я.В. Значение правового образования в культурном контексте // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – Ростов н/Д., 2010. - № 1 (155). – С. 23  26. (0,5 п.л.).

10. Зубова Я.В. Правовая культура как фактор формирования гражданского общества в современной России // Вестник РУДН. Серия «Социология». – М., 2010. - № 4 – (в печати)

11. Зубова Я.В. Правовое просвещение в области прав и свобод человека и гражданина //Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – Ростов н/Д., 2010. - № 3. – (в печати)

Монографии, научные статьи, тезисы

1.Зубова Я.В. Правовое образование в аксиологическом осмыслении. Монография. – Майкоп : «Аякс», 2007. – 156 с. – (9,75 п.л.).

2.Зубова Я.В. Правовая культура в контексте ценностных взаимодействий. Монография. – Майкоп : «Аякс», 2008. – 156 с. – (9,75 п.л.).

3.Зубова Я.В. Правовое образование и правовая культура. Монография. – Ухта: УГТУ, 2010. – 192 с. (12 п.л.).

4.Зубова Я.В. (в соавторстве с Пичко Н.С.) Культурологические аспекты воспитания как основа формирования личности / Проблемы духовных ценностей в философии и культуре: Монография / Под общ ред. С.С. Чернова. – Книга 2. - Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С. 8 – 63 (гл.1) (3,5 п.л.) (лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2009 г.).

5.Зубова Я.В. Правовая культура как фактор формирования ценностей // Проблемы духовных ценностей в философии и культуре: Монография / Под общ ред. С.С. Чернова. – Книга 2.  Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С. 123 – 132 (п. 3.3 в гл. 3) (0,6 п.л.).

6.Зубова Я.В. Актуальные вопросы правосознания, правовой культуры и правового воспитания. - Майкоп : «Аякс», 2004. – 28 с. (1,75 п.л.).

7.Зубова Я.В. Общество и правовая культура: система ценностей правовой культуры в современном социуме.  Майкоп : «Аякс», 2004.– 33 с. (2,1 п.л.).

8.Зубова Я.В. Правовая культура как основа и условия развития правового сознания в российском обществе // Молодые голоса в науке. – Майкоп : Изд-во АГУ.  2005.  №5 (0,4 п. л.).

9.Зубова Я.В. Политический идеал современного российского общества // Молодые голоса в науке.  Майкоп : Изд-во АГУ.  2005.  №6.  С.7 – 11 ( 0,4 п..л.).

10. Зубова Я.В. Правовая культура граждан: социологический анализ // Молодые голоса в науке. – Майкоп : Изд-во АГУ.  2005.  №6.  С.28 -35 (0,3 п.л.).

11. Зубова Я.В. Право как культурная традиция // Молодые голоса в науке. - Майкоп : Изд-во АГУ.  2006.  №7.  С.15  17 (0,1 п.л.).

12. Зубова Я.В. Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу ,,Правоведение”. - Ухта : Изд-во УГТУ, 2007. - 23 с. (1,4 п.л.).

13. Зубова Я.В., Пичко Н.С. Культура как социальное явление // Современные гуманитарные исследования. – М. - №6.  2008.  С. 285  288 (0,5 п.л.).

14. Зубова Я.В. Правовая культура и правовое образование в современной России // Молодые голоса в науке.  Майкоп : Изд-во АГУ.  №12.  2008. – С. 19 – 28 (0,6 п.л.).

15. Зубова Я.В. Правовой нигилизм // Молодые голоса в науке. – Майкоп : Изд-во АГУ.  №12.  2008. – С. 44  51 (0,4 п.л.).

16.Зубова Я.В. Правовое сознание как основа формирования гражданского общества.  М.: Изд-во ВВИА, 2008.  С. 29  35 (0,4 п.л.).

17. Зубова Я.В. Правовое образование в современной России / Материалы 9 науч.-тех. конф. 15-18 апреля 2008 г. Ч. 2. – Ухта : Изд-во УГТУ, 2008. – С. 268-27 (0,25 п.л.).

18. Зубова Я.В. Нравственное воспитание в системе образования / Третьи научные чтения по актуальным проблемам социальной работы. Ростов-на-Дону, 17 октября 2008 г. – Ростов н/Д., 2008. – С.15  19.(0,25 п.л.).

19. Зубова Я.В. Право как основа формирования и развития правовой культуры // Современные гуманитарные исследования. М., 2008.  №6.  С.164  167 (0,25 п.л.).

20. Зубова Я.В. О своеобразии правовой культуры российского общества // Современные гуманитарные исследования. – М., 2008.  № 6.  С. 161  164 (0,4 п.л.).

21. Зубова Я.В. Нефть республики Коми и имидж России / Материалы межд. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.Г. Чернышова. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008. – № 24. – 240 с. (0,2 п.л.).

22. Зубова Я.В. Правовая культура личности на современном этапе развития России // Вопросы гуманитарных наук.- М., 2009.  № 1.- С.205  209. (0,6 п.л.)

23. Зубова Я.В. Роль СМИ в формировании правовой культуры граждан // Вопросы гуманитарных наук. М. - 2009.  № 1. - С. 209  213 (0,5 п.л.).

24. Зубова Я.В. Северокавказская культура как специфический тип культуры // Молодые голоса в науке.  Майкоп.  2009.  № 13. – С. 5  11 (0,4 п.л.).

25. Зубова Я.В. Кавказ – особенности культурной коммуникации // Вопросы гуманитарных наук.  М. 2009. – № 2. – С. 332  338 (0,9 п.л.)

26. Зубова Я.В. Влияние ценностей современного социума на межкультурную коммуникацию // Вопросы гуманитарных наук. - М. 2009. – № 2. – С. 339 – 345 (0,9 п.л.).

27. Зубова Я.В. Правовая культура личности на современном этапе развития России / Материалы межд. науч.-практ. конф. «Молодежь и социальные проблемы северо-западного региона» / ФГОУВПО «МГТУ» [электр. текст данных]. – Мурманск: МГТУ, 2009. – С.192-196 (0,6 п.л.).

28.Зубова Я.В. Влияние права на формирование и развитие правовой культуры / Материалы XII Всероссийской науч.-практ. конф. (с межд.участием) Гуманитарного университета «Мультикультуральная современность: Урал-Россия-Мир, 2-3 апреля 2009. В 2 т. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. – Т. 2. - С.93-97(0,6 п.л.).

29. Зубова Я.В. Правовое образование как культурная ценность / VI Всероссийская научная конференция молодых ученых и аспирантов «Наука. Образование. Молодежь», Адыгейский государственный университет, 6 – 5 февраля 2009 г. – С. 45-49 (0,25 п.л.).

30. Зубова Я.В. Ценностно-нормативное содержание правовой культуры в современном социуме / Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей международной научной конференции: в 5 т. / под ред. Е.В.Дегтярева, Д.А.Теплых. – Магнитогорск,: МаГУ, 2009.  Вып.4. – Т.4. – С.44  52. (0,6 п.л.).

31. Зубова Я.В. Аксиологическое осмысление правовой культуры / Система ценностей современного социума. Сборник материалов VI Всероссийской науч.-практ. конф. / Под общ. Ред. С.С.Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С. 241-245 (0,6 п.л.).

32. Зубова Я.В. Роль правового образования в российском социокультурном контексте // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск XL. – М., 2009.  С.88-91 (0, 25 п.л.).

33. Зубова Я.В. СМИ и правовая культура граждан // Средства массовой информации в социокультурном пространстве современной России. Сборник статей. – Мурманск: МГТУ, 2008. С.145-151 (0,4 п.л.).

34. Зубова Я.В. Молодежный парламент как фактор формирования правовой культуры молодежи // Современные гуманитарные исследования. – М., 2009.  № 3. С.300  302 (0,75 п.л.).

35. Зубова Я.В. Правовая культура – одна из форм социальной культуры // Современные гуманитарные исследования. – М., 2009.  № 3  С.303-305 (0,75 п.л.).

36. Зубова Я.В. Традиционная культура адыгов как социокультурный этнофеномен // Молодые голоса в науке.. – Майкоп: Ред.-изд. отдел АГУ, 2009.  № 1.  С.15-23 (0, 6 п.л.).

37. Зубова Я.В. (в соавторстве с Пичко Н.С., Хафизовой А.М.) Влияние корпоративной культуры на эффективное управление предприятием // Вопросы гуманитарных наук. – М., 2009.  № 3. С.52  53 (0,25 п.л.).

38. Зубова Я.В. Ценности правовой культуры в контексте социокультурного развития современной России // Вестник ВЭГУ. Серия «Юриспруденция». Уфа. - № 5 (43). – 2009. – С.12  19 (1 п.л.).

39. Зубова Я.В. Гражданское общество и правовая культура: вопросы взаимодействия / Гражданское общество и современность. Материалы международной научно-практической конференции 8-9 октября 2009 г. в Государственной полярной академии. – СПб., 2009. - Т.1. – С.79-85 (0,4 п.л.).

40. Зубова Я.В. Система правового образования как фактор формирования гармоничного общества / Материалы Всерос. науч.-теоретич. конференции «Порой опять гармонией упьюсь…» Проблема гармонии в современных реалиях (к 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина) / Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Анапе. – Краснодар, 2009. – С. 121-124 (0,25 п.л.).

41. Зубова Я.В. Правовая культура в контексте современной российской государственности / Актуальные вопросы современной науки. Сборник научных статей. Выпуск 10 / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С.16  21 (0,4 п.л.).

42. Зубова Я.В. Влияние семьи на формирование правовой культуры личности // Семья – культура – образование в изменяющейся России: матер. Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием, Балашов, 17-18 ноября 2009 г. / Под ред. О.В. Бессчетновой. – Саратов: Научная книга, 2009.  С. 198 – 202 (0,3 п.л.).

43. Зубова Я.В. Культурная ценность правового образования / Современные исследования социальных проблем: сборник статей Общероссийской научно-практической конференции. Вып. 2 «Общественно-социальные и политические исследования» / Под общ. ред. сов. РАЕ Я.А. Максимова – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009. – С.48  51 (0,25 п.л.).

44. Зубова Я.В. Образование как фактор формирования ценностей общества / Духовные ценности в науке, культуре, образовании: сборник материалов научной конференции / Отв. ред. Ю.Ю. Иерусалимский; Яросл. гос. унт-т. – Ярославль: Издательство «Ещё не поздно!», 2009. – С.70  74 (0,3 п.л.).

45. Зубова Я.В. Политическая культура в системе политической коммуникации / Гуманитарные проблемы современности: человек и общество / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Книга 10. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С.75 – 82 (п.4.1 в гл.4) (0,5 п.л.).

46. Зубова Я.В. Формирование межкультурной коммуникации в условиях глобализации // Современные модели в преподавании иностранных языков и культур в контексте менеджмента качества образования. Материалы IV Всероссийской учебно-методической конференции (с международным участием). 15 апреля 2010 г. РГСУ, Социально-гуманитарный факультет, Кафедра иностранных языков для неязыковых факультетов. – РГСУ, 2010. – С. 56-59 (0,25 п.л.).

47. Зубова Я.В. Образование как фактор культурного развития России // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной Году Учителя и 75-летию НГПУ (17-20 февраля 2010 г.) / Под науч. ред. Е.В. Андриенко: в 3 ч. – Часть 2. – Новосибирск : НГПУ, 2010. – С.69-75 (0,44 п.л.).

48. Зубова Я.В. Взаимодействие культур в глобализирующемся мире // Судьбы национальных культур в условиях глобализации. Материалы международной научно-практической конференции 18-19 марта 2010 г. Челябинский государственный университет. Факультет Евразии и Востока. – Челябинск, 2010. – С. 197-200 (0,5 п.л.).

49. Зубова Я.В. Правовая культура как фактор развития государственности в России / Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы II международной науч.-практич. конференции 15-25 января 2010 г. : в 2-х т. Том 2 – Москва, 2010. – С.283-286 (0,5 п.л.).

50. Зубова Я.В. Духовное воспитание как основа развития личности / Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск XLII. – М.: Эконом-Информ, 2010. - С.105-111 (0,44 п.л.).

51. Зубова Я.В. Патриотическое воспитание – фактор развития молодежи // Инновации в патриотическом воспитании: Сборник статей I Всероссийской науч.-практич. конференции с междун. участием 10 июня 2010 г. / Под ред.. Е.Н. Барышникова. – Санкт-Петербург, 2010. – С.85-90 (0,3 п.л.).

52. Zubova Y.V. Tolerance as the factor of development patriotism in the youth // Молодежь в современном мире: проблемы и перспективы: материалы докладов междун. науч.-практ. интернет-конференции (англ. яз.) (24 мая 2010 г.). Ч.2. – Уфа: БИСТ (филиал) АТиСО, 2010. – С.28  30 (0,2 п.л.).