- Информационная подготовка студентов вузов экономического профиля направлена на непрерывное формирование у них информационной культуры, которая представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, позволяющее: - эффективно взаимодействовать с социально-информационной средой общества; - проводить поисковую исследовательскую деятельность с использованием информационных и коммуникационных технологий;- строить информационные модели изучаемых процессов и явлений и анализировать эти модели с помощью автоматизированных информационных систем;- осознавать правовую ответственность за совершаемые действия с помощью информационных и коммуникационных технологий;- знать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий и уметь использовать эти возможности в профессиональной деятельности. Нами выделены следующие компоненты информационной культуры специалиста экономического профиля: социальный компонент, который определяет культуру поведения в информационном обществе, осознание личной ответственности за характер распространяемой информации, систему внутренних принципов и убеждений, препятствующих распространению социально-деструктивной экономической информации и дезинформации, манипулированию сознанием людей; коммуникативный компонент, который характеризует культуру поисковой и исследовательской деятельности по профессиональным проблемам с использованием информационных и коммуникационных технологий, ответственное отношение к экономическому сотрудничеству, деловым контактам посредством информационных и коммуникационных технологий, умение работать в группе через компьютерные сети; моделирующий компонент, который заключается в умении обобщать, систематизировать новое знание из уже усвоенного, выявлять связи и отношения между отдельными элементами экономического знания, в умении строить и анализировать информационные модели изучаемых процессов с помощью автоматизированных информационных систем; правовой компонент, который заключается в культуре защиты информации от субъектов информационных отношений, в осознанной правовой ответственности за совершаемые действия с помощью информационных и коммуникационных технологий, в соблюдении авторских прав разработчиков программных продуктов, в знании правовых норм и принципов заключения экономических договоров, в соблюдении законов социально-экономической деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий; профессиональный компонент, который заключается в культуре применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: системном владении профессионально-информационными знаниями, информационными технологиями, стандартизированным и профессионально-специализированным программным обеспечением и в умении использовать их в процессе принятия решений в профессиональной деятельности.
- Концепция методической системы формирования информационной культуры студентов вуза экономического профиля основана на идее непрерывного формирования в высшей школе информационной культуры студентов как при изучении дисциплин информационной подготовки, так и дисциплин профессиональной подготовки. Концепция раскрывается через следующие идеи: в процессе обучения студентов вузов необходимо формировать у них информационную культуру как базовое профессионально-личностное качество специалиста; содержание предмета информатика и дисциплин информационного цикла в вузах экономического профиля должно быть структурировано согласно концептуальным линиям непрерывного формирования информационной культуры у студентов экономического профиля; содержательное наполнение выделенных линий должно предусматривать помимо содержания информационных дисциплин включение вопросов информационной подготовки в соответствующие темы профессиональных дисциплин.
- В основу методической системы формирования информационной культуры положена система уточненных принципов: принцип информационной обусловленности предписывает четкое определение условий применения информационных технологий в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения; принцип информационной системности и целостности - в процессе обучения информационная культура формируется как система компонентов; информационная культура как целое обладает свойствами, которых нет у компонентов. Эти системные свойства формируются при взаимодействии компонентов путем усиления и проявления одних свойств одновременно с ослаблением и сокрытием других. Таким образом, информационная культура как система компонентов - не множество подсистем (элементов), а некая целостность; принцип междисциплинарной интеграции предполагает реализацию интеграции курса информатики с дисциплинами профессиональной подготовки на основе выделения связеобразующих элементов содержания в целях формирования информационной культуры студентов вуза экономического профиля.
- Модель методической системы формирования информационной культуры студентов вуза экономического профиля, построенная на системе общедидактических и уточненных принципов, представляет процесс информационной подготовки как совокупности структурных компонентов: мотивационно-целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного.
- Методическая система формирования информационной культуры студентов вуза экономического профиля включает структурные компоненты: цели, содержание, методы и средства, организационные формы. Система целей является системообразующим элементом и включает цели: образовательную - повышение подготовленности студентов в области информатики; развивающую - формирование информационной культуры студентов, профессиональную - формирование профессиональной информационной культуры студентов. Содержание курса информатики, дисциплин информационного цикла и профессиональных дисциплин представлено в виде сквозных содержательных линий непрерывного формирования информационной культуры студентов вуза экономического профиля. Формирование информационной культуры происходит непрерывно с первого курса по пятый и предполагает использование авторских методик проведения практических и лабораторных занятий по информационным и профессиональным дисциплинам. Методы, формы и средства обучения информатике, дисциплинам информационного цикла и цикла и профессиональным дисциплинам, доминирующие в зависимости от специальности подготовки студентов, объединены в авторские методики: методика формирования социального компонента информационной культуры, методика формирования коммуникативного компонента информационной культуры, методика формирования моделирующего компонента информационной культуры, методика формирования правового компонента информационной культуры, методика формирования профессионального компонента информационной культуры.
1.Груздева, М.Л. Обучение дисциплинам информационного цикла студентов вуза – будущих бухгалтеров [Текст]: монография/ М.Л. Груздева, А.А. Евсеева, А.А. Червова. – Н.Новгород: ВГИПУ. – 2006. – 148 с. 9,25 п.л. IBSN – 5-88820-326-2 (авт. вклад 75%)
2.Груздева, М.Л. Профессионально-иноязычная подготовка студентов экономических специальностей вузов в области информационных дисциплин [Текст]: монография/ М.Л. Груздева, О.Г Красикова. – Н.Новгород: ВГИПУ. – 2008. – 130 с. 8,13 п.л. IBSN – 978-5-88820-471-9 (авт. вклад 80%)
3.Груздева, М.Л. Проблемы и перспективы обучения информатике в школе и вузе [Текст]: монография/ М.Л. Груздева. – Н.Новгород: ВГИПУ. – 2009. – 121 с. 7,6 п.л. IBSN – 5-88820-326-2
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ
4.Груздева, М.Л. Дополнительное информационное образование в системе повышения квалификации специалистов [Текст] / М.Л. Груздева // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 10 С. 52–55 0,25 п.л.
5.Груздева, М.Л. Особенности информационной подготовки студентов вуза - будущих бухгалтеров [Текст] / М.Л. Груздева, А.А. Червова // Наука и школа. – 2007. – №4. - С. 55–58. 0,25 п.л. (авт. вклад 80%)
6.Груздева, М.Л Особенности информационной подготовки студентов-бухгалтеров к профессиональной деятельности [Текст] / М.Л. Груздева // Информатика и образование. – 2007 – № 12. С. 109–113. 0,3 п.л.
7.Груздева, М.Л Создание профессионально-ориентированной среды для информационной подготовки студентов вуза - будущих менеджеров [Текст] / М.Л. Груздева // Наука и школа. – 2008. – № 3 – С. 25–28. 0,25 п.л.
8.Груздева, М.Л Педагогические условия формирования информационной культуры студентов экономических специальностей вуза [Текст] / М.Л. Груздева // Наука и школа. – 2008. – № 6 – С. 52–54. 0,2 п.л.
9.Груздева, М.Л Информационные технологии как средство автоматизации учебной деятельности студентов экономических специальностей [Текст] / М.Л. Груздева // Информатика и образование. – 2009 – № 2. С. 126–130. 0,3 п.л.
10.Груздева, М.Л Концепция формирования информационной культуры специалистов экономического профиля [Текст] / М.Л. Груздева // Наука и школа. – 2009. – № 2 – С. 62–67. 0,38 п.л.
11.Груздева, М.Л Формирование информационной культуры специалистов экономического профиля [Текст] М.Л. Груздева // Казанский педагогический журнал. – 2009. – №–6 С.69–75. 0,5 п.л.
12.Груздева, М.Л Формирование информационной культуры студентов вузов [Текст] / М.Л. Груздева // Вестник ВятГГУ, 2009. – № 2 – С. 75–78. 0,3 п.л.
13.Груздева, М.Л Теоретические основы и практическая реализация формирования информационной культуры студентов экономических специальностей [Текст]/ М.Л. Груздева // Наука и школа. – 2009. – № 5. С. 11–16. 0,4 п.л.
14.Груздева, М.Л Вопросы методики формирования профессиональной информационной культуры студентов вузов экономического профиля [Текст] / М.Л. Груздева // Информатика и образование. – 2010. – № 12. С. 102–105. 0,3 п.л.
Учебно-методические пособия, методические рекомендации
15.Груздева, М.Л. Информационные технологии: технологии обработки числовых и текстовых данных приложениями Microsoft Office, технологии мультимедиа [Текст] Учебно-методическое пособие /М.Л. Груздева – Н.Новгород: ВГИПА, 2002.– 241 с. 15,1 п.л.
16.Груздева, М.Л. Лабораторный практикум по информатике для студентов специальности «Бухгалтерский учет и аудит [Текст] Учебно-методическое пособие /М.Л. Груздева, А.А. Евсеева – Н.Новгород: ВГИПУ, 2006.– 124 с. авт. 6,2 п.л. (авт. вклад 80 %)
17.Груздева, М.Л. Экономические и инженерные расчеты в среде MathCAD [Текст] Учебное пособие с грифом УМО /М.Л. Груздева, А.А. Червова – Н.Новгород: ВГИПУ, 2006.– 88с. авт. 4,4 п.л. (авт. вклад 80 %).
18.Груздева, М.Л. Экономические расчеты с использованием табличного процессора Excel и математической системы MathCAD [Текст] Учебное пособие с грифом УМО /М.Л. Груздева – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008.– 154 с. 9,6 п.л.
19.Груздева, М.Л. Информационные технологии для менеджеров [Текст] Учебное пособие /М.Л. Груздева – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009.– 115 с. 7,2 п.л.
20.Груздева, М.Л. Проектирование интегративно-педагогической системы в профессиональных учебных заведениях [Текст] Учебное пособие /М.Л. Груздева, А.В. Чанчина – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009.– 81 с. 5 п.л. (авт. вклад 80 %).
Статьи в журналах, сборниках научных трудов
21.Груздева, М.Л. Создание виртуальной лаборатории – путь активизации учебного процесса [Текст] / М.Л. Груздева // Сборник научных трудов. Серия «Проблемы применения обучающих информационных технологий в вузе». – Н. Новгород: ВГИПА, 2002. – Вып. 5, Часть 2. – С. 38–41. 0,25 п.л.
22.Груздева, М.Л. Применение виртуальной лаборатории при обучении естественнонаучным дисциплинам [Текст] / М.Л. Груздева, А.А. Толстенева, А.А. Червова // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: конкурс грантов 2002 года: Сб. реф. избр. работ. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. – С.41–44. 0,3 п.л. (авт. вкл. 50%).
23.Груздева, М.Л. Изучение программы MathCAD как средства реализации непрерывного обучения информационным технологиям в вузе [Текст] / М.Л. Груздева // Вестник ВГИПУ: Научно-методический журнал. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. – Вып.2. –С.74–76. 0,2 п.л.
24.Груздева, М.Л. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза - будущих бухгалтеров [Текст] / М.Л. Груздева // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: материалы VIII международной научно-методической конференции- Т.2. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2006.-С.138-144. 0,4 п.л.
25.Груздева, М.Л. К вопросу формирования информационной культуры специалистов экономического профиля [Текст] / М.Л. Груздева // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник научных трудов Н.Новгород: НГЛУ 2007. – – Вып. 5. – С.68–71. 0,25 п.л.
26.Груздева, М.Л. К вопросу информационной подготовки студентов вуза – будущих менеджеров [Текст] / М.Л. Груздева // Развитие творческого наследия С.Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Т.4 – Н.Новгород: ВГИПУ 2007.-С.27-34. 0,5 п.л.
27.Груздева, М.Л. Содержание понятия «информационная культура» [Текст] / М.Л. Груздева // Приволжский научный журнал. № 1 – Н.Новгород: НГАСУ 2008. С.178 – 183. 0,4 п.л.
28.Груздева, М.Л. Об информационной культуре специалиста [Текст] / М.Л. Груздева // Вестник ВГИПУ: Научно-методический журнал. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – Вып.5. –С.126–132. 0,45 п.л.
29.Груздева, М.Л. Автоматизация учебной деятельности студентов экономических специальностей с использованием программ MathCad и Excel [Текст] / М.Л. Груздева // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Сборник научных трудов Х Международной научно- методической конференции – Н.Новгород: ВГИПУ. 2009.-С.39-45. 0,45 п.л.
30.Груздева, М.Л. Особенности формирования информационной культуры специалистов экономического профиля [Текст] / М.Л. Груздева // Вестник ВГИПУ: Научно-методический журнал. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – Вып. 6. –С.8–14. 0,45 п.л.
31.Груздева, М.Л. Формирование профессиональной информационной культуры как компонента информационной культуры специалиста [Текст] / М.Л. Груздева // http://www.vgipu.ru
32.Груздева, М.Л. Вопросы формирования профессиональной информационной культуры студентов вузов экономического профиля [Текст] / М.Л. Груздева // Вестник НГТТИ. Набережные Челны: НГТТИ № 3 2010. С.
33.Груздева М.Л. Социальный аспект информационной культуры студентов вузов [Текст] / М.Л. Груздева// Вестник развития науки и образования. М.: Наука образования. – 2010. – № 6. С.
Материалы научных конференций
34.Груздева, М.Л. Профессионально-ориентированный лабораторный практикум [Текст] / М.Л. Груздева, А.А. Толстенева // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тез. докл. IV международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. – Н. Новгород: ВГИПА, 2003. - С. 96-97. 0,12 п.л. (авт. вкл. 50%)
35.Груздева, М.Л. Компьютерные технологии в образовании [Текст] / М.Л. Груздева // Использование информационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов: тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. – Н.Новгород: ВГИПА, 2003. – С.10-13. 0,25 п.л.
36.Груздева, М.Л. Компьютерная лаборатория как учебный мультимедиа комплекс [Текст] / М.Л. Груздева // Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды VI Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов – Н. Новгород: ВГИПА, 2004. - С. 349-350. 0,12 п.л.
37.Груздева, М.Л. Некоторые аспекты использования программ Excel, MathCad и MathLAB при проведении математических и технических расчетов [Текст] / М.Л. Груздева // Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды VI Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов – Н. Новгород: ВГИПА, 2005. - С. 26-27. 0,12 п.л.
38.Груздева, М.Л. Преимущества программы MathCAD при проведении численных расчетов и символьных вычислений [Текст] / М.Л. Груздева // Использование информационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов: тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. – Н.Новгород: ВГИПА, 2005. – С.45-46. 0,12 п.л.
39.Груздева, М.Л. О компетентностном подходе [Текст] / М.Л. Груздева // Образовательные стратегии и практика научной подготовки кадров: современный взгляд: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007.– С.39–42. 0,25 п.л.
40.Груздева, М.Л. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов вуза [Текст] / М.Л. Груздева // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Материалы IХ Международной научно- методической конференции – Н.Новгород: ВГИПУ 2008.-С.39-42.
41.Груздева, М.Л. Особенности обучения информатике будущих бухгалтеров [Текст] / М.Л. Груздева // Академический Журнал Западной Сибири № 2, 2008. Актуальные вопросы педагогики: Материалы конференции с международным участием – Прага: 2008.-С.14-15.
42.Груздева, М.Л. Интеграция содержания профессионального образования в работах А.П. Беляевой [Текст] / М.Л. Груздева // Научное педагогическое наследие А.П. Беляевой в системе профессионального и инженерно-педагогического образования в России: Материалы II Всероссийской научно- методической конференции – Н.Новгород: ВГИПУ 2008.-С.63-65.
43.Груздева, М.Л. Процесс формирования информационной культуры студентов экономических специальностей [Текст] / М.Л. Груздева // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства» Труды VI межвузовской научно-практической конференции – Н.Новгород: ВГИПУ 2009. - С.63-65
44.Груздева, М.Л. Информационная образовательная среда вуза как составная часть среды обучения [Текст] / М.Л. Груздева // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Материалы IХ Международной научно- методической конференции – Н.Новгород: ВГИПУ 2010. - С.39-42.
45.Груздева, М.Л. Концепция методической системы формирования информационной культуры студентов вузов [Текст] / М.Л. Груздева // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства» Труды VII межвузовской научно-практической конференции – Н.Новгород: ВГИПУ 2010. - С.79-85.