Научная тема: «АНТИЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОМ КОНТЕКСТЕ»
Специальность: 23.00.02
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Выработка универсального определения экстремизма представляет объективную трудность в связи с многообразием форм проявления этого сложного явления; его исторической изменчивостью; отсутствием четких критериев и обоснованных теоретико-методологических позиций в отношении понимания данного феномена; политической, идеологической и социокультурной ангажированностью дефиниций, вплоть до придания экстремизму позитивных коннотаций. Экстремизм представляет собой деструктивный политико-правовой институт, целенаправленно деформирующий национальную государственность, связанный с публичным выражением и реализацией политическими партиями, религиозными организациями, иными группами и отдельными гражданами идеологии, обосновывающей применение насилия для достижения политических целей, влекущей нарушение прав и свобод граждан, а также совершение действий, направленных на подрыв безопасности государства, его единства и целостности.
  2. Отсутствие консолидированного субъекта экстремистской деятельности в политико-правовом пространстве современной России имплицирует важность вопроса типологизации институциональных субъектов, которая решается в рамках политологического и правового дискурсов, образующих общее проблемное поле. В практическом правоохранительном плане особое значение имеет типология экстремистских организаций, основанная на уровне реализации в их деятельности принципа конспирации (субъекты, открыто декларирующие в программных документах и использующих в практической деятельности экстремистские методы; законспирированные субъекты, скрывающие собственную экстремистскую деятельность; частично законспирированные институциональные субъекты экстремистской деятельности, применяющие как легальные, так и экстремистские, методы в зависимости от складывающейся обстановки). Кроме того, представляется целесообразным различать следующие институциональные субъекты экстремистской деятельности: а) организации, признанные экстремистскими в судебном порядке; б) организации, использующие экстремистские методы достижения политических целей, не признанные экстремистскими в судебном порядке; в) организации, использующие экстремистские методы достижения политических целей, маскируемые религиозными основаниями, но не признанные экстремистскими в судебном порядке; г) криминальные сообщества экстремистской направленности.
  3. Политико-правовые стратегии институциональных субъектов экстремистской деятельности предусматривают ее конечные цели, ради достижения которых создаются экстремистская партия, группа, организация, движение, а также основные многооперационные системные действия для достижения этих целей. В условиях государства переходного типа, обусловливающих дисфункцию системы правоохранительных и идеологических институтов и специфику практики деятельности институциональных субъектов экстремистской деятельности, ставить перед собой цели стратегического характера могут только экстремистские организации, имеющие идеологию, выполняющую духовно-интегративную функцию в отношении их членов; располагающие достаточным человеческим ресурсом, необходимым для преодоления правоохранительных мер, установленных государством; опирающиеся на информационно-пропагандистский аппарат; обеспечивающие формирование привлекательного образа экстремистской структуры, запугивание политических противников и сотрудников правоохранительных органов, а также обладающие значительным объемом финансовых средств, требующихся для осуществления экстремистской (террористической) деятельности.
  4. В переходный период действуют типологически не завершенные, конвергенционные, несбалансированные и нестабильные правовая и политическая системы, призванные обеспечить коренные общественные преобразования и новые целевые ориентации властных элит. В таком политико-правовом пространстве, во-первых, поддержание правового порядка несовместимо с господством целесообразности над законностью, а, во-вторых, правовое регулирование общественных отношений, направленное на превенцию и преодоление противоречий в этой системе, обеспечивается исключительно силой принуждения институтов публичной власти. В этом плане, учитывая низкий уровень развития и стабилизационно-правовой мотивации гражданского общества, только государственные и муниципальные структуры являются реальными институциональными субъектами антиэкстремистской деятельности, способными функционировать в неустойчивом политико-правовом пространстве.
  5. Совершенствование законодательного оформления антиэкстремистской деятельности должно ориентироваться на основные признаки институциональных деформаций: насилие в политических целях, призывы к подобному насилию, нарушение в этих целях законности и порядка, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской либо сходной с ней атрибутики или символики, а также финансирование экстремизма либо призывы к полному или частичному уничтожению какой-либо социальной группы, либо к любым действиям, направленным на попрание прав той или иной социальной группы. Характерными признаками экстремистской мотивации выступают: устрашение, ненависть, вражда, хулиганские побуждения, убежденность в личной или социальной исключительности и превосходстве, антизаконная направленность (принципиальная нелегитимность). В институционально-технологическом плане в политико-правовом механизме противодействия экстремизму в современной России можно выделить следующие группы мер отраслевого воздействия на данный феномен: а) уголовно-правовые и административные меры предупреждения экстремистских проявлений и сопутствующих им преступлений; б) уголовно-правовые и административные меры пресечения данных преступлений; в) меры реализации уголовной и административной ответственности и др.
  6. В рамках модернизационного типа национального политико-правового пространства условиями эффективности политико-правовых технологий противодействия угрозам политического и религиозного экстремизма являются: а) уровень совпадения стратегических и программных целей антиэкстремистской практики институтов федеральной, региональной и муниципальной власти; б) опережающее развитие антиэкстремистского законодательства, позволяющее осуществлять систему превентивных мер; в) наличие системы структурного взаимодействия федеральных и региональных (прежде всего, в национально-государственных и национально-территориальных субъектах федерации) властных элит, институтов гражданского общества, направленного на пресечение проявлений политического и религиозного экстремизма; г) идеологическая обеспеченность антиэкстремистской правовой политики, связанная с достижением необходимого уровня ее легитимности в многонациональном и поликонфессиональном государстве; д) оптимальное сочетание инновационных и традиционных форм антиэкстремистской деятельности правоохранительных органов.
  7. Юридические технологии противодействия финансированию экстремистской деятельности имеют такой же первостепенный характер, как и оперативно-разыскные, следственные или силовые антиэкстремистские действия. В международно-правовом контексте и в рамках современного отечественного законодательства основная задача противодействия финансированию экстремизма состоит в лишении его институциональных субъектов доступа к финансам путем вскрытия и пресечения используемых ими методов получения средств, перекрытия каналов их перемещения и т.д. В условиях глобализации, создающей условия для активного международного движения финансовых ресурсов, важную роль приобретает международное сотрудничество, поскольку работа по противодействию финансированию экстремизма имеет трансграничный характер. Политико-правовой механизм противодействия финансированию экстремистской деятельности включает в себя: а) институциональные субъекты (Федеральное собрание РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ, органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции, спецслужбы и др.); б) финансовый мониторинг как комплекс институтов и технологий по предотвращению легализации средств преступного происхождения (предупреждение легализации преступных доходов), организация деятельности по противодействию «отмыванию» доходов, международное сотрудничество в этой сфере; в) нормативно-правовое и научно-информа-ционное обеспечение технологий противодействия финансированию экстремистских практик.
  8. Концептуализация многоуровневой системы мер противодействия экстремизму и терроризму связана с деятельностью органов публичной власти, имеющей целью оптимизацию общественных отношений в федеральном округе, республике, области (крае), городе, районе, предупреждающей возникновение острых противоречий между населением и властными структурами, между группами граждан различных национальностей и вероисповедания, между разными политическими движениями и др. При построении такой системы в федеративном политико-правовом пространстве наиболее эффективной представляется следующая субъектно-институциональная структура: а) федеральный уровень; б) уровень федерального округа; в) уровень субъекта федерации; г) уровень муниципальных образований, что подтверждается правовой институционализацией и практической реализацией принципов координации, взаимодействия, контроля вышестоящими структурами деятельности нижестоящих. Важнейшим условием успешного решения региональными и федеральными субъектами антиэкстремистских задач будет следование общему для них политико-правовому (ценностному, правокультурному, целевому и т.п.) паттерну, обеспечивающему сочетание системного единства и институционально-организационного, функционального многообразия.
  9. Процессы суверенизации в субъектах федерации сопровождались гипертрофированным ростом этнического самосознания и ксенофобии, увеличением числа сепаратистов и национал-радикалов. Во всех республиках Северо-Кавказского региона в 90-е годы ХХ века проявились сепаратизм, национализм и русофобия, что привело к дискриминации русскоязычного населения, миграционный отток которого из политической, экономической, культурной и иных сфер жизни северокавказского общества сформировал серьезную угрозу безопасности региона, так как именно эти народы способствовали становлению его экономического потенциала, входили в состав руководящих кадров, обеспечивали безопасность и правопорядок. Ответом на эти и иные реформистские вызовы стал рост антимигрантских и антикавказских настроений, спровоцировавший проявления ксенофобии и мигрантофобии. Негативное отношение русского населения к нелегальным мигрантам возникает в силу того, что последние, решая свои проблемы вне правового поля, укрепляют систему коррупционных проявлений в органах государственной власти и управления, правоохранительных и контролирующих структурах, а также способствуют проникновению лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности.
  10. В стратегическом плане важнейшим компонентом политико-правовой превенции ксенофобии и мигрантофобии является разработка системы организационных, научных, культурных и информационно-пропагандистских мер по интеграции мигрантов в принимающее сообщество на основе утверждения общероссийской идентичности и оптимального сочетания государственных и гражданских интересов. В рамках тактического аспекта для этого необходимо: консолидировать органы государственной власти Северо-Кавказского региона вокруг федерального Центра; укрепить взаимодействие федеральных органов исполнитель­ной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации, от­вечающих за вопросы национальной политики, информации и связи с общественными организациями, и выработать консолидированный план действий; разработать федеральную целевую программу по формирова­нию толерантного сознания и профилактике экстремизма и ксенофо­бии в российском обществе; создать в государственных органах исполнительной власти систему многоуровневого социально-политического мониторинга и прогнозирования конфликтных ситуаций на этнической и религиозной почве; выработать меры по организации общественного контроля над региональными и федеральными средствами массой информации.
  11. Информационно-пропагандистские антиэкстремистские технологии - это законодательно оформленная система специальных мер воздействия, осуществляемого органами публичной власти путем распространения сведений об угрозах безопасности, формируемых экстремистской деятельностью, и корректирования ошибочных представлений (убеждений) людей об экстремизме. Объектом информационно-пропагандистских антиэкстремистских технологий являются не оперативные подразделения правоохранительных орга­нов, а различные социальные группы, целенаправленное воздействие на которые способствует разоблачению деструктивной, разрушительной, общественно опасной сущности экстремизма; правовому воспитанию граждан, привитию правового «иммунитета» к попыткам вовлечения в экстремистские и террористические акции; устранение у части населения нравственных, психологических и социальных моти­вов, определяющих сочувственное отношение к террористам в силу этнической, религи­озной или иной общности интересов.
  12. В контексте формирования антиэкстремистских политико-правовых технологий в Российском государстве необходимо концептуально определить роль и место институтов местного самоуправления в системе обеспечения национальной безопасности, что позволит выработать и реализовать целевые программы, направленные на повышение защищенности местных сообществ от деятельности различных экстремистских организаций. На основе учета имеющих место на муниципальном уровне угроз, связанных с экстремистской деятельностью, и необходимости минимизации ее последствий следует конституировать модельный вариант антиэкстремистской и антитеррористической деятельности института местного самоуправления, основанный на следующих политико-правовых приоритетах: а) выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; б) идеологическое, информационное, административное, органи­зационное противодействие формированию у граждан экстремистских намерений; в) создание общегородской (районной) системы оперативного пресечения экстремистских и террористических действий, четкое определение в ней роли и места органов местного самоуправления; г) обеспечение диверсионно уязвимых объектов и мест массового нахождения граждан системами видеоконтроля с выводом информации в единый центр для обеспечения ситуационного анализа; д) создание политико-правовой модели кризисного управления городом на период возникновения угрозы террористического акта до ликвидации причин его последствий; е) повышение общего уровня промышленной безопасности для сни­жения рисков техногенного терроризма.
  13. Конфликтологическая экспертиза содержательной стороны нормативно-правовых актов, касающихся разграничения полномочий по противодействию экстремизму между органами государственной власти и местного самоуправления, позволяет констатировать, что четкого определения для каждого уровня публичной власти соответствующих задач в законодательстве не дается. Зачастую законы трактуют данные проблемы как федеральные, возлагая политико-правовую ответственность на федеральные властные структуры, однако на практике решать указанные проблемы приходится не только федеральному Центру и субъектам федерации, но и муниципалитетам. Поэтому в плане реализации технологий противодействия экстремистской деятельности в российском политико-правовом пространстве целесообразно расширить полномочия муниципалитетов по мирному разрешению возникающих конфликтов и противоречий на соответствующей территории и законодательно оформить механизм их реализации. Тем более, что в соответствии с федеральными законами от 25 ию-ля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления отнесены к числу субъектов противодействия экстремистской и террористической деятельности. Модельный законодательный вариант политико-правового участия органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону в антиэкстремистской и антитеррористической деятельности дает основание заключить об устранении ряда угрозообразующих факторов и повышении в целом уровня безопасности населения муниципального образования.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Воронцов С.А. Антиэкстремистская деятельность российской гос-ударственности в региональном политико-правовом пространстве (на примере Юга России). Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2008. – 192 с.

2. Воронцов С.А., Упорников Р.В.. Информационный экстремизм и экстремистская деятельность в политико-правовом процессе современной России. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2008. – 192 с. (авторство не разде-лено).

3. Воронцов С.А., Косякова М.Е. Политико-правовая превенция экс-треми¬стской деятельности в институционально-технологическом контек-сте. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2008. – 132 с. (авторство не разделено).

Статьи, опубликованные в изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России:

4. Воронцов С.А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки // Философия права. 2007. № 4. – С. 65–71.

5. Воронцов С.А. Об активизации экстремистских проявлений в Рос-сийской Федерации и необходимости совершенствования антиэкстре-мистской деятельности // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 5. – С. 69–75.

6. Воронцов С.А. О новых подходах к координации антиэкстре-мистской и антитеррористической деятельности в Южном федеральном округе // Философия права. 2008. № 1. – С. 106–114.

7. Воронцов С.А. О концептуальном определении роли и места орга-нов местного самоуправления в обеспечении безопасности, противодей-ствии экстремизму и терроризму // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 1. – С. 77–85.

8. Воронцов С.А. Содействие института местного самоуправления силовым структурам в обеспечении безопасности муниципального обра-зования // Власть. 2008. № 3. – С. 17–23.

9. Воронцов С.А. Исламский радикализм – как угроза национальной безопасности современной России // Философия права. 2008. № 2. – С. 94–100.

10. Воронцов С.А. О некоторых подходах к определению понятий «исламский экстремизм» и «исламский терроризм» // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 2. – С. 100–105.

11. Воронцов С.А. О типологической классификации институцио-нальных субъектов экстремистской деятельности в современной России и используемых ими политико-правовых стратегиях и методах // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 4. – С. 71–76.

12. Воронцов С.А. О законодательном определении содействия ор-ганов местного самоуправления силовым структурам в политико-правовом обеспечении безопасности, противодействии экстремизму и терроризму // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 3. – С. 69–75.

13. Воронцов С.А. Политико-правовое моделирование источников финансирования экстремизма при осуществлении антиэкстремистской деятельности // Философия права. 2008. № 4. – С. 55–63.

Учебники и учебные пособия:

14. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. Исто-рия и современность. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. – 640 с.

15. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Рос-сийской Федерации. История и современность. Ростов н/Д: Изд-во «Фе-никс», 1999. – 704 с.

16. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федера-ции. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. – 608 с.

17. Воронцов С.А. Спецслужбы России: Учебник. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2006. – 512 с.

18. Воронцов С.А. Спецслужбы России: Учебник. 2-е изд. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2008. – 511 с.

Статьи в научных изданиях:

19. Воронцов С.А. Ислам и политический экстремизм // Ислам и политика на Северном Кавказе: Сб. науч. статей. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. Вып. 1. – С. 150–158.

20. Воронцов С.А. О некоторых причинах оттока русскоязычного населения из национальных республик Северного Кавказа // Русские на Северном Кавказе: Вызовы XXI века: Сб. статей. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. Вып. 2. – С. 26–35.

21. Воронцов С.А. Оперативно-разыскная деятельность – история и современность // Вопросы государства и права: Сб. науч. статей. Ростов н/Д: Изд-во «Фолиант», 2001. Вып. 3. – С. 131–144.

22. Воронцов С.А. Власть и право в Чечне // Современное положе-ние Чечни: социально-политический аспект: Сб. науч. статей. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. Вып. 4. – С. 44–55.

23. Воронцов С.А. Организованная преступность в Южном феде-ральном округе как геополитический фактор, стимулирующий сепара-тизм // Современные проблемы геополитики Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. Вып. 5. – С. 162–173.

24. Воронцов С.А. О современных тенденциях эволюции терроризма и совершенствовании системы мер обеспечения безопасности личности, общества, государства // Силовые структуры в этнополитических процес-сах на Юге России. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. Вып. 12. –

С. 19–36.

25. Воронцов С.А. Религия как фактор предупреждения девиантного поведения личности // Правоведение: Вопросы теории и практики: Сб. науч. статей. Ростов н/Д, 2002. – С. 43–55.

26. Воронцов С.А. О разработке системы мер по обеспечению без-опасности муниципального образования // Современные проблемы законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия терроризму: Сб. науч. статей. М., 2003. – С. 70–95.

27. Воронцов С.А. О соблюдении прав и свобод человека и гражда-нина при осуществлении оперативно-разыскной деятельности // Пробле-мы становления и развития рыночных отношений в экономике: Сб. науч. статей. Ростов н/Д, 2003. – С. 182–188.

28. Воронцов С.А. О совершенствовании системы мер оперативно-разыскного и общего предупреждения терроризма // Проблемы становле-ния и развития рыночных отношений в экономике: Сб. науч. статей. Ро-стов н/Д, 2003. – С. 178–182.

29. Воронцов С.А. Религия и право в контексте современной политической ситуации в России // Православие в исторических судьбах Юга России: Сб. статей. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. Вып. 16. – С. 44–56.

30. Воронцов С.А. О современных тенденциях эволюции организо-ванной преступности и совершенствовании оперативно-разыскных мер борьбы с ней // Гуманитарность. Коммуникации. Толерантность: Межву-зовский сб. науч. статей. Ростов н/Д: Изд-во «Фолиант», 2003. Т. II. –

С. 205–216.

31. Воронцов С.А. О соотношении оперативно-разыскной деятель-ности правоохранительных органов и контрразведывательной деятельно-сти спецслужб // Правоведение: Вопросы теории и практики: Сб. науч. статей. Ростов н/Д: Изд-во «Фолиант», 2003. – С. 30–35.

32. Воронцов С.А. Система правоохранительных органов Российской Федерации, обеспечивающая контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Правоведение: Вопросы теории и практики:

Сб. науч. статей. Ростов н/Д: ООО «Антей», 2004. Вып. 6. – С. 131–145.

33. Воронцов С.А. О совершенствовании государственных мер по предотвращению легализации (отмывания) доходов, полученных незакон-ными путями // Правоведение: Вопросы теории и практики: Сб. науч. ста-тей. Ростов н/Д: ООО «Антей», 2004. Вып. 6. – С. 22–34.

34. Воронцов С.А. Концепция программы общественной, техноген-ной и экологической безопасности города Ростова-на-Дону // Информационный бюллетень местного самоуправления «Ростов официальный». 2004. 24 июня. – 10 с.

35. Воронцов С.А. О соотношении понятий: разыскные действия, следственные действия, оперативно-разыскные мероприятия // Проблемы юридической науки и образования. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004. –

С. 154–163.

36. Воронцов С.А. О понятии коррупции и ее юридически значимых проявлениях // Модернизация экономики России: торгово-экономический, правовой и социальный аспекты: Сб. науч. статей. Ростов н/Д, 2005. –

С. 45–53.

37. Воронцов С.А. О мерах по активизации информационно-пропа-гандистского противодействия терроризму в Северо-Кавказском регио-

не // Информационный бюллетень Оперативно-координационного управ-ления по Северному Кавказу ФСБ России. Пятигорск, 2006. Вып. № 29. – С. 31-37.

38. Воронцов С.А. О противодействии угрозам государственной без-опасности в субъектах Южного федерального округа // Практика. М.: Научно-исследовательский центр ФСБ России, 2006. Вып. 8. – С. 39–46.

Материалы конгрессов и конференций:

39. Воронцов С.А. Общее и особенное в интегративно-охранитель-ных функциях религиозных и правоохранительных систем // Проблемы личности, общества и государства на рубеже столетий: Матер. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Современный гуманитарный институт, 1999. –

С. 10–16.

40. Воронцов С.А. Роль и место правоохранительных органов РФ в борьбе с религиозным экстремизмом // Актуальные проблемы законода-тельства и правоприменительной практики в современной России: Матер. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Современный гуманитарный институт, 2000. – С. 5–9.

41. Воронцов С.А. Об особенностях борьбы с проявлениями терро-ризма на религиозной основе в субъектах Южного федерального округа // Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в Южном регионе России: Матер. окружной науч.-практ. конф. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 23–31.

42. Воронцов С.А. О некоторых факторах, детерминирующих поли-тический экстремизм в Российской Федерации // Политико-правовая культура и духовность: Матер. региональной науч.-теоретической конф. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001. – С. 247–253.

43. Воронцов С.А. О философско-правовых аспектах государствен-ного террора в СССР в 30-х годах ХХ столетия // Россия в ХХI веке. Про-блемы гуманизации права, экономики и образования: Матер. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Современный гуманитарный институт, 2001. – С. 12–18.

44. Воронцов С.А. Государственная безопасность и права человека // Философия права и вопросы формирования современной государственно-правовой идеологии: Матер. Всероссийской науч.-теоретической конф. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001. – С. 126–131.

45. Воронцов С.А. О роли психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях // Экстремальные ситуации и предельные возможности человека: Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. Ростов н/Д: РГУ, 2001. – С. 82–86.

46. Воронцов С.А. О совершенствовании правовой и религиоведче-ской подготовки студентов-юристов // Научно-методические проблемы преподавания общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специали-зации: Тезисы науч.-методической конф. Ростов н/Д: ЮРГИ, 2001. –

С. 134–137.

47. Воронцов С.А. О противодействии терроризму, камуфлируемому религией // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Ма-тер. Третьего российского философского конгресса. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. Т. 3. – С. 397–398.

48. Воронцов С.А. Методы и формы обучения студентов спецкурсу «Основы оперативно-разыскной деятельности» // Профессия и проблемы образования (теория, методика, практика): Матер. науч.-методической конф. Ростов н/Д: Изд-во «Фолиант», 2002. – С. 23–27.

49. Воронцов С.А. Об оперативно-разыскных и криминологических аспектах предупреждения и пресечения современного терроризма // Со-временные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. – С. 250–255.

50. Воронцов С.А. Об организационно-методическом построении спецкурса «Основы оперативно-разыскной деятельности» // Инновацион-ные процессы в деятельности вуза: содержательный и организационно-методический аспекты: Матер. внутривузовской науч.-методич. конф. Ро-стов н/Д: Изд-во «Фолиант», 2004. – С. 237–240.

51. Воронцов С.А. О некоторых факторах, детерминирующих поли-тический экстремизм // Проблемы воспитания толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде: Матер. Всероссийской науч.-методич. конф. Ростов н/Д, 2005. – С. 47–50.

52. Воронцов С.А. О факторах, способствующих росту экстремизма в России и возможных направлениях совершенствования антиэкстре-мистской деятельности // Актуальные проблемы государственной без-опасности Российской Федерации: Сб. трудов науч. конф. Ростов н/Д: РГУПС, 2008. – С. 5–13.

53. Воронцов С.А. Проникновение преступности в органы власти – как фактор, вызывающий рост экстремизма // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: ФГОУ ВПО РЮИ МВД России, 2008. – С. 5–10.

55. Воронцов С.А. О факторах, способствующих возникновению ксенофобии и мигрантофобии на Юге России // Миграционные процессы на Юге России: реалии, проблемы, перспективы: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2008. Вып. 1. – С. 130–135.