- Модель развития советской культуры, сложившаяся в первые послереволюционные десятилетия, представление власти о функциях художника в обществе, а художника - о роли творца в истории и задачах творчества, предопределила противоречивые отношения художественной интеллигенции и власти на протяжении всей советской истории, тип политического режима спровоцировал их конфликтность, его временные вариации меняли лишь формы их проявления.
- В изучаемый период система сохранила административно-командную сущность, партийное руководство оставалось, по-прежнему, важнейшим фактором развития культуры, однако на протяжении 1964-1985 гг. курс власти заметно менялся. Усилившаяся с приходом к власти Л.И.Брежнева в 1964г. жесткая линия руководства культурой в 1970-е гг. в какой-то мере уступила место более либеральной тенденции, когда власть была вынуждена отчасти допустить существование подконтрольных, альтернативных официальным, форм культуры. Однако, власть оказалась интеллектуально и информационно не готова воспринимать растущее многообразие культуры, что привело на рубеже 1970-1980-х гг. к нарастанию охранительных тенденций и возвращению репрессивных механизмов управления культурой. Результаты процесса трансформации власти стали очевидными к середине 1980-х гг., что явилось одним из факторов кризиса советской политической системы.
- Важнейшей тенденцией развития политической системы 1964-1985 гг. явилось смещение традиционных функций отдельных звеньев, составляющих так называемый «властный треугольник»: ЦК КПСС, КГБ при СМ СССР и Главное управление по охране государственных тайн в печати при СМ СССР. Наблюдалось повышение роли двух последних органов в выработке стратегии власти в сфере художественной культуры.
- Можно говорить о формировании нового стиля партийно-государственного руководства сферой художественной культуры. При сохранении функций строгого контроля, этот стиль в отдельных аспектах отличался некоторым внешним либерализмом. Это обусловило специфику методов проведения художественной политики. В изменившейся ситуации особое значение приобрел «личный фактор», что свидетельствовало о неоднородности системы, внутри которой наряду с консервативными могли присутствовать и реформаторские настроения.
- Период 1964-1985 гг. характеризовался особой спецификой взаимоотношений центра и регионов. С одной стороны, преобладала политика централизации, в соответствии с которой механизм выполнения партийно-государственных решений на местах был четко отработан. С другой стороны, в некоторых аспектах обозначилась тенденция к децентрализации, к фактическому усилению роли местных органов власти при решении конкретных вопросов культурного развития региона. Выросла роль субъективных предпочтений партийных чиновников при определении культурных приоритетов развития областей, напрямую зависящих от их уровня образования и художественного вкуса и др.
- Изучение архивных документов создает более сложную (нежели только прямое реагирование и централизованное подчинение) картину взаимодействия центральной и региональной власти в указанный период. Можно утверждать, что в изучаемый период сформировалась «технология влияния» регионального партийно-государственного чиновничества на официальную художественную политику.
- Многообразие культурного развития становится причиной внутренней дифференциации в среде художественной интеллигенции и выработки различных моделей ее поведения по отношению к власти - от служения до открытого конфликта. В целом же преобладающей формой взаимоотношений художника и власти в 1964-1985 гг. можно назвать «скрытый конфликт», который, с одной стороны, вызывал к жизни внешне цивилизованные, но скрыто оппозиционные формы культуры («эзопов язык» литературы и искусства), с другой спровоцировал появление обширного пласта «другой культуры», существующей параллельно официальной.
- Мироощущение и самосознание художественной интеллигенции изучаемой эпохи - уникальный культурный феномен. Самоопределение художественной интеллигенции чрезвычайно многопланово и включало в себя размышления о различных сторонах действительности: от осмысления сущности исторического времени и своего места в нем до переживания художественной интеллигенцией особенностей повседневной жизни как «культуротворческой» деятельности.
- Сложность историко-культурной ситуации изучаемой эпохи связана с тем, что в ее границах одновременно реализовывались два поколения - «шестидесятники», сохранившие возвышенное отношение к социалистической идее и пытавшиеся как художественными, так и политическими средствами способствовать ее реализации и «семидесятники», которым в большей степени был свойственен скепсис в отношении эффективности диалога художника и власти.
- Специфика взаимоотношений власти и художественной интеллигенции в 1964-1985гг. является значимым показателем характера и динамики развития советской политической системы на последнем этапе ее существования. Несмотря на то, что определенной частью партийно-государственного руководства осознавалась необходимость реформирования системы, в целом она оказалась недостаточно мобильной для того, чтобы управлять меняющейся ситуацией в сфере культуры и контролировать изменения в сознании как художественной интеллигенции, так и всего общества.
1.Раскатова Е. М. Советская власть и художественная интеллигенция: логика конфликта (конец 1960-х – начало 1980-х гг.): Монография. Иваново: Иван. гос. ун-т., 2009. 329 с. 19,07 п. л.
2.Раскатова Е. М. Власть и художественная культура российской провинции в эпоху позднего социализма (на материалах Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей): Монография. Иваново: Иван. гос. хим.-технол. ун-т, 2010. 165 с. 8,6 п. л.
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в Перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации
3.Раскатова Е. М. Отдел культуры ЦК КПСС и художественная интеллигенция: о новом стиле советской номенклатуры в конце 1960-х – начале 1980-х гг. // Вестник Омского университета: научный журнал. Омск, 2010. № 3. С. 44-51. 0,65 п. л.
4.Раскатова Е. М. Главное управление по охране государственных тайн в печати при СМ СССР (Главлит) и новые реалии художественной жизни в конце 1960-х – начале 1980-х гг. // Интеллигенция и мир. Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. Иваново, 2010. № 2. С. 62-79. 0,9 п. л.
5.Раскатова Е. М. Министерство культуры РСФСР в системе советской власти: особенности реализации приоритетных государственных программ в 1970 гг. // Вестник Поморского университета. Серия. Гуманитарные и социальные науки. Архангельск, 2010. № 2. С. 22-29. 0,45 п. л.
6.Раскатова Е. М. «Бедными были мы все. Не одинаково…»: Экономическое положение художественной интеллигенции в эпоху позднего социализма // Вестник Поморского университета. Серия. Гуманитарные и социальные науки. Архангельск, 2009. № 1. С. 39-49. 0,8 п. л.
7.Раскатова Е. М. «Заграница» и проблемы самосознания советского художника семидесятых // Личность. Культура Общество: Международный журнал социальных и гуманитарных наук. Т. X. Вып. 1 (40). М.: 2008. С. 343-352. 0,9 п. л.
8.Раскатова Е. М. «Другое искусство» в контексте времени: проблема толерантности российского общества // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. № 34. Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург, 2005. Вып. 17. С. 72-81. 0,7 п. л.
9.Раскатова Е. М. Время и власть в мемуарных текстах художественной интеллигенции 1970-х годов // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2005. Вып. 2. С. 103-108. 0,6 п. л.
Статьи
10.Раскатова Е. М. О некоторых особенностях официальной художественной политики 1970-х годов (На материалах архива отдела культуры ЦК КПСС) // Проблемы методологии истории интеллигенции: поиск новых подходов. Межвузовский сборник научных трудов. ИвГУ, 1995. С. 108-114. 0,4 п. л.
11.Раскатова Е. М. Художественная интеллигенция российской провинции: к оценке деятельности в 70-е годы XX века // Интеллигенция России: уроки истории и современность. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1996. С. 123-133. 0,6 п. л.
12.Раскатова Е. М. К вопросу о необратимости демократических процессов в художественной жизни страны // Некоторые современные вопросы анализа российской интеллигенции. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1997. С. 144-154. 0,6 п. л.
13.Иванова Н. К., Раскатова Е. М. Об особенностях языка политических документов // Проблемы межкультурной коммуникации (лингвистические, социологические и культурологические аспекты). Межвузовский сборник научных трудов. Иваново: ИвГУ, 2000. С. 210-221. 0,5 п. л., авт. вклад - 0,4 п. л.
14.Раскатова Е. М. «Свободный художник» в условиях тоталитарной культуры // Интеллигенция и мир. Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. Иваново, 2001. № 2/3. С. 68-74. 0,6 п. л.
15.Раскатова Е. М. Художественная интеллигенция и Советская власть: о возможности диалога в конце 1960-х – середине 1980-х годов // Социокультурные проблемы истории и современного развития российской провинции. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново: ИГЭУ. 2002. С. 126-136. 0,66 п. л.
16.Миловзорова М. А., Раскатова Е. М. «О поведении режиссера Любимова…». (К истории создания спектакля «Владимир Высоцкий» Театром на Таганке) // Толерантность и агрессивность в истории и современности. Материалы круглого стола (Иваново, 25 июня 2002 г.). Иваново: ИвГУ, 2002. С. 98-109. 0,9 п. л., авт. вклад - 0,7 п. л.
17.Миловзорова М. А., Раскатова Е. М. Современная художественная культура провинции: способы самоидентификации // Глобализация и локальная культура. Сб. научных статей. М.: РГГУ, 2002. С. 127-136. 0,7 п. л., авт. вклад - 0,3 п. л.
18.Раскатова Е. М. «Зачем вам это нужно?»: духовные поиски художественной интеллигенции 1960 – 1970-х годов и реакция власти // Церковь, государство и общество в истории России ХХ века. Материалы IV Международной научной конференции (Иваново, 8-9 декабря 2004 г.) Иваново: ИвГУ, 2004. С. 213-220. 0,4 п. л.
19.Раскатова Е. М. Неофициальное искусство «семидесятых»: особенности повседневности // Региональное приложение к журналу «Современные наукоемкие технологии». Иваново: ИГХТУ. 2005. № 1-2. С. 16-26. 0,7 п. л.
20.Раскатова Е. М. «Жемчужина провинциальной культуры»: власть и палехский художественный промысел в 1970-е годы // Интеллигенция и мир. Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук, 2006. № 1. С. 46-69. 0,84 п. л.
21.Раскатова Е. М. «Борьба за сохранение национального культурного наследия»: идеологические новации власти в 1970-е годы и художественная интеллигенция // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. Научный журнал. Вып. 1. Иваново, 2006. С. 32-41. 0,7 п. л.
22.Раскатова Е. М. Художественная интеллигенция и власть российской провинции в 70-е гг. ХХ в.: специфика диалога // Культура и интеллигенция меняющихся регионов России: ХХ век. Интеллектуальные диалоги: XXI век. Россия – Сибирь – Казахстан: Материалы VI Всероссийской научной и научно-практической конференции с международным участием (Омск, 3-5 октября 2006 г.). Омск: Международный институт стратегического проектирования, 2006. В 2-х ч. Ч. 2. С. 112-118. 0,25 п. л.
23.Раскатова Е. М. «Культурное одиночество»: о некоторых особенностях самосознания интеллигенции российской провинции // Социум: проблемы, анализ, интерпретации. (Сборник научных трудов). Вып. V. М.: МПГУ, 2006. C. 389-408. 1,17 п. л.
24.Раскатова Е. М. Театр и власть в провинциальном городе 1970-х годов // История и культура городов России: от традиции к модернизации: Материалы Всероссийского научного конгресса, посвященного 290-летию города Омска (Омск, 12-14 декабря 2006 г.) / Отв. ред. Д.А. Алисов, Ю.Р. Горелова, Н.А. Томилов. Омск: ООО "Издательский дом "Наука"", 2006. С. 221-223. 0,25 п. л.
25.Раскатова Е. М. О стратегии власти в сфере культуры в эпоху позднего социализма: КГБ и художественная интеллигенция // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. Научный журнал. Вып. 2. Иваново, 2007. С. 46-59. 1,0 п. л.
26.Раскатова Е. М. Власть и художественная культура «семидесятых»: тенденции и парадоксы современных исследований // Советская культура: проблемы теоретического осмысления. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 20 июня 2008 г. СПб.: «Петрополис», 2008. С. 225-232. 0,65 п. л.
27.Раскатова Е. М. Вынужденная эмиграция А. Тарковского и самосознание отечественной художественной интеллигенции позднего социализма // Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре: Сб. статей. (По материалам международной научно-теоретической конференции) / Ред.-сост. Е. Цымбал, В. Океанский. М., Иваново: Талка, 2008. С. 153-162. 0,5 п. л.
28.Раскатова Е. М. 1968 год и проблема исторического самоопределения советской художественной интеллигенции // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета: Научный журнал. Вып. 3. Иваново, 2008. С. 49-62. 1,0 п. л.
29.Миловзорова М. А., Раскатова Е. М. Власть и художник в эпоху позднего социализма: парадокс М. Ф. Шатрова // Социогуманитарные науки: XXI век: (Сборник научных трудов). Вып. II. М.: МПГУ, 2009. С. 207-220. 0,9 п. л., авт. вклад - 0,6 п. л.
30.Раскатова Е. М. Власть и художественная интеллигенция позднего социализма: методологические ракурсы современного изучения проблемы // Интеллигенция и мир. Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. Иваново, 2009. № 2. С. 85-97. 0,5 п. л.
31.Раскатова Е. М. «…Поворотный пункт в течении художественной жизни со многими последствиями»: «Бульдозерная выставка» 1974 года как форма диалога художественной интеллигенции с властью // Вестник Гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. Научный журнал. Вып. 4. Иваново, 2009. С. 138-148. 0,6 п. л.
Тезисы докладов
32.Раскатова Е. М. Подвижники культуры // Интеллигенция России: традиции и новации. Тезисы докладов межгосударственной научно-теоретической конференции ИвГУ. Иваново, 1997. С. 251-252. 0,1 п. л.
33.Раскатова Е. М. Художественная интеллигенция провинции: проблемы участия в сохранении культурной среды // Интеллигент в провинции. Вып. 2. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1997. С. 71-72. 0,1 п. л.
34.Раскатова Е. М. Отечественная художественная интеллигенция и реалии ХХ века // Интеллигенция в России в конце ХХ века: система духовных ценностей в исторической динамике. Тезисы докладов Всероссийской научной конференция. Екатеринбург, 1998. С. 77-80. 0,15 п. л.
35.Раскатова Е. М. Инакомыслие как нравственный выбор интеллигенции // Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее. Тезисы докладов международной научно-теоретической конференции (Иваново, 23-25 сентября 1998 г.). Иваново, 1998. С. 138-140. 0,15 п. л.
36.Раскатова Е. М. Культурные акции художественной интеллигенции 1970-х годов и реакция Системы // Социокультурная динамика России: II социологические чтения. Материалы региональной научной конференции (Иваново, 10-11 декабря 1998 г.). Иваново: ИГХТУ, 1998. С. 84-86. 0,15 п. л.
37.Раскатова Е. М. Художественная интеллигенция и социалистические преобразования: трагедия ответственности // Интеллигенция России в истории ХХ века: неоконченные споры. К 90-летию сборника «Вехи». Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции (Екатеринбург, 24-25 декабря 1998 г.). Екатеринбург, 1998. С. 237-238. 0,1 п. л.
38.Раскатова Е. М. Свободный выбор художника в условиях тотальной несвободы // Интеллигенция России в ХХ веке и проблема выбора. Материалы «круглого стола» Всероссийской конференции «Интеллигенция России в истории ХХ века: неоконченные споры». Екатеринбург, УрГУ. 1999. С. 73-75. 0,2 п. л.
39.Раскатова Е. М. О гуманистических функциях спецкурса «Культура в судьбах российской интеллигенции» // Интеллигентоведение. Проблемы становления нового вузовского курса. Материалы межгосударственной заочной научно-методической конференции Иваново, 2000. С. 66-67. 0,1 п. л.
40.Раскатова Е. М. К вопросу об участии отечественной художественной интеллигенции в политических конфликтах (1960-е – 70-е годы) // Политические конфликты в прошлом и настоящем. Материалы всероссийской научной конференции (Иваново, 24-26 апреля 2001). Иваново: ИвГУ, 2001. С. 115-116. 0,1 п. л.
41.Раскатова Е. М. «Власть и художественная интеллигенция» как исследовательская проблема в отечественной литературе 1990-х – нач. 2000 г. // Культура и интеллигенция России ХХ в. как исследовательская проблема: итоги и перспективы изучения: Тезисы докладов научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения проф. Л.М. Зак и 70-летию со дня рождения проф. В.Г. Чуфарова (Екатеринбург, 30-31 мая 2003 г.). Екатеринбург. УрГУ, 2003. С. 162-164. 0,15 п. л.
42.Раскатова Е. М. Официальная художественная политика в конце 1960-х – начале 1980-х годов: центр и провинция – механизм обратной связи // Культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец XIX в. – начало XXI в.). Материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием (Омск, 29 сентября – 3 октября 2003 г.). Омск, ОмГУ, 2003. С. 323-325. 0,15 п. л.
43.Раскатова Е. М. Власть и художественная интеллигенция в культурной модели социалистического общества // Российская история XX века: проблемы науки и образования. Материалы научной конференции (Москва, 15-16 сентября 2004 г.) М.: МПГУ, 2004. С. 303-305. 0,15 п. л.
44.Раскатова Е. М. О некоторых моделях поведения отечественной художественной интеллигенции 1970-х годов // Интеллигенция России и Запада в ХХ-XXI вв.: выбор и реализация путей общественного развития. Материалы научной конференции (Екатеринбург, 28-30 мая 2004 г.). Екатеринбург: УрГУ. 2004. С. 39-40. 0,1 п. л.
45.Раскатова Е. М. Советская высшая школа и официальная идеология: к истории «личного дела» Венедикта Ерофеева // Социум: проблемы, анализ, интерпретации. (Сб. научных трудов). Вып. IV. М.:МПГУ, 2005. С. 165-168. 0,2 п. л.
46.Раскатова Е. М. Власть и художественная интеллигенция в эпоху позднего социализма: к вопросу о возникновении нового стиля отношений в 1970-е годы // Политическая культура интеллигенции и её место и роль в жизни общества. Материалы XVII международной научно-теоретической конференции (Иваново, 21-23 сентября 2006 г.) Иваново: ИвГУ, 2006. С. 255-257. 0,15 п. л.