- Государственное управление недропользованием следует рассматривать как специфический вид властной государственной деятельности, содержанием которой является практическая реализация государственных полномочий в обозначенной сфере, направленных на создание условий для комплексного и рационального недропользования и государственный контроль за названной деятельностью. Государственное регулирование недропользования - это воздействие государства на отношения в сфере геологического изучения, разведки месторождений полезных ископаемых, добычи содержащихся в недрах полезных ископаемых, а также использования недр в целях не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, захоронение отходов, а также иные отношения, связанные с пользованием недрами, направленное на обеспечение устойчивого экономического развития в этой сфере, эффективное использование минерально-сырьевого комплекса в интересах нынешнего и будущих поколений народов России, обеспечение конкурентоспособности экономики страны в целом.
- Административно-правовой режим недропользования обусловлен следующими факторами:- режимное регулирование в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых создает условия для формирования специального порядка деятельности хозяйствующих субъектов в данной сфере, необходимые как для устойчивого решения задач в сфере обеспечения экономической безопасности государства, так и для нормального функционирования процесса недропользования в интересах нынешнего и будущих поколений народов России;- публичное управление в сфере недропользования в современных условиях испытывает потребность в особых регулятивных свойствах его административно-правового обеспечения, что позволит эффективно организовывать деятельность Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентство по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в сфере недропользования;- в его рамках субъекты правоотношений (хозяйствующие субъекты, федеральные органы исполнительной власти и др.) имеют возможность эффективного взаимодействия между собой, так как заранее определен легальный порядок действий каждого из них;- он позволяет объединить и дифференцировать административно-правовые нормы и организационные меры, образующие данный режим, в зависимости от характера регулируемых общественных отношений, целей и задач, стоящих как перед федеральными органами исполнительной власти, так и перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Административно-правовой режим недропользования - это совокупность правовых норм и организационных мер, устанавливающих определенный порядок предоставления права пользования недрами в целях геологического изучения, разведки, добычи полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, иных целей, предусмотренных законодательством, а также соответствующее поведение лиц в сфере недропользования в целях обеспечения минерально-сырьевой безопасности государства и его народа. По своему целевому назначению данный режим относится к функциональным административно-правовым режимам и устанавливается для реализации функциональных обязанностей органов государственной власти, действующих в сфере недропользования с целью обеспечения функций государственного управления в указанной сфере.
- Режим недропользования имеет системный характер и представляет собой систему административно-правовых режимов объектов и действий, которые могут быть классифицированы: По стадиям изучения и освоения объектов недропользования: правовой режим предоставления участков недр для целей их геологического изучения; правовой режим предоставления участков недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых; правовой режим предоставления участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. По объектам недропользования:- правовой режим освоения месторождений углеводородного сырья (нефть, газ, газоконденсат);- правовой режим освоения месторождений твердых полезных ископаемых (уголь, металлы и др.);- правовой режим освоения драгоценных металлов и камней (золото, платина, алмазы и др.);- правовой режим освоения месторождений подземных вод;- правовой режим освоения месторождений общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина, галька и др.). По месту залегания полезных ископаемых:- правовой режим изучения и освоения участков недр, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;- правовой режим изучения и освоения участков недр, расположенных в пределах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.
- Законодательно в Российской Федерации установлен особый административно-правовой режим геологической информации о недрах. Она является информацией ограниченного доступа, при этом на определенную ее часть распространяется режим государственной тайны. В целях формирования рынка геологической информации едва ли обоснованно полное отнесение информационных данных к режиму ограниченного доступа. Положения ст. 27 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 №2395 - 1 (в редакции Федерального закона от 03.03.2005 № 27-ФЗ, с изменениями от 18.07.2008 №120-ФЗ) требуют корректировки в части отнесения геологической информации к общедоступной (за исключением информации, которая составляет государственную тайну, перечень которой определяется Правительством Российской Федерации). Представляется не обоснованным чрезмерное ограничение режима доступа и взимание платы за пользование геологической информацией. Законодательно необходимо обеспечить:- открытый доступ к геологической информации вне зависимости от платежеспособности пользователя этой информацией;- рациональное использование и охрану недр за счет использования всей полноты геологической информации при составлении проектов геологического изучения недр, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых;- повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
- Особенность российских соглашений о разделе продукции состоит в широком круге объектов, на которые может распространяться данный правовой режим. Возможность широкого распространения режима соглашений о разделе продукции на все виды полезных ископаемых за исключением алмазов не соответствует сложившейся мировой практике применения указанного режима. По своей сути соглашение о разделе продукции является специальным налоговым режимом, который государство предоставляет в виде своего рода льготы взамен на освоение пользователем недр особо сложных и капиталоемких проектов, либо проектов с граничной рентабельностью. Существенным недостатком данного режима недропользования является несовершенство организационно-правового обеспечения механизма управления данным процессом в Российской Федерации.
- Нормы и принципы правового регулирования, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О недрах», не адаптированы к специфике регулирования отношений недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации. В силу особых условий, экономического и стратегического значения для государства данных объектов целесообразно принятие отдельного закона, учитывающего всю специфику регулирования общественные отношений, возникающих в связи с предоставлением в пользование для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых участков недр континентального шельфа Российской Федерации, определяющего более жесткие требования по государственному контролю за деятельностью недропользователя на континентальном шельфе. Это обусловлено необходимостью соблюдения стратегических и оборонных интересов государства, защиты окружающей среды при пользовании недрами, значимостью ресурсов недр, расположенных континентальном шельфе Российской Федерации для будущих поколений.
- При определении объема полномочий органов государственной власти в сфере недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации, необходимо исходить из того, что ресурсы недр континентального шельфа Российской Федерации являются достоянием всего населения государства, а не только лиц, проживающих на прибрежных территориях. В этой связи целесообразно сохранить за Правительством Российской Федерации весь объем правомочий, связанных с предоставлением права пользования такими объектами. В то же время с учетом негативного влияния работ, связанных с пользованием недрами на окружающую среду, использование при их осуществлении имеющейся береговой инфраструктуры, целесообразно часть налоговых поступлений от деятельности инвестора по освоению ресурсов недр на континентальном шельфе Российской Федерации перечислять в бюджет (бюджеты) прибрежных субъектов Российской Федерации.
- Формирование административно-правовых основ режима недропольования должно проходить в рамках единого, внутренне согласованного правового пространства Российской Федерации. Это возможно лишь при наличии двух уровней законодательства - законодательства Российской Федерации, устанавливающего общие принципы правового регулирования и законодательства субъектов Российской Федерации, определяющего особенности осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами, с учетом специфики субъекта Федерации. Необходима сбалансированность интересов и объема полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование режима недропользования на уровне субъектов Федерации должно осуществляться не только применительно к деятельности, связанной с разведкой и добычей общераспространенных полезных ископаемых, но и охватывать деятельность по разведке и добыче основных видов полезных ископаемых (нефть, газ, золото, платина и др.). Установление административно-правовых основ режима недропользования должно осуществляться одновременно как в интересах всех граждан Российской Федерации, так и с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
- В административно-правовом механизме государственного управления система лицензирования является основным методом административно-правового регулирования отношений между государством и пользователями недр в Российской Федерации и основой возникновения права пользования участками недр. Выявлены и структурированы основные элементы государственной системы лицензирования недропользования, к которым отнесены: государственная собственность на недра; установление требований к субъектному составу пользователей недр; срочность и платность пользования недрами; закрытый перечень оснований для возникновения, приостановления, ограничения и прекращения права пользования недрами; обязательность государственной регистрации лицензии на пользования участком недр, вступление лицензии в силу с момента ее государственной регистрации; законодательное закрепление требований по рациональному и комплексному использованию недр и их охране; закрытый перечень оснований для перехода права пользования недрами от одного субъекта к другому; наличие широкого перечня требований к пользователю недр в части проведения различных государственных экспертиз, законодательного установления требований по проведению работ, связанных с пользованием недрами; государственный контроль и надзор за соблюдением условий лицензий на пользование недрами.
- Минерально-сырьевая безопасность - это комплекс мер, осуществляемых государством, направленных на рациональное использование и охрану недр в интересах нынешнего и будущего поколений граждан Российской Федерации, который включает в себя мероприятия по определению и реализации стратегии изучения и освоения минеральных ресурсов Российской Федерации и ее континентального шельфа, ограничению иностранного участия при освоении уникальных и крупных месторождений полезных ископаемых, созданию фонда резервных участков недр в целях обеспечения минеральным сырьем будущих поколений россиян, проведению научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, направленных на создание отечественной продукции, позволяющей максимально полно, комплексно и рационально осуществлять добычу полезных ископаемых.
- Разработаны предложения по внесению изменений в законодательство о недрах, направленные на его совершенствование и закрепление административно-правовых основ режима недропользования. Предложено принятие федерального закона «О геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации», разработаны предмет, цели, задачи, принципы правового регулирования, основные понятия и положения указанного проекта федерального закона. Определен круг субъектов государственного управления и контроля, их основные полномочия, объекты налогообложения и принципы распределения налогов от использования полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации. Сформулированы изменения в ст. 27 Закона Российской Федерации «О недрах», куда следует ввести понятия «обладатель геологической информации», «автор документированной геологической информации», закрепить право собственности только в отношении информации, которая может быть отнесена к объектам авторских прав, а также установить административно-правовой режим защиты прав обладателя геологической информации. Предлагается внесение изменений в законодательство субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение рационального и комплексного использования недр, условий и порядка предоставления геологической информации, находящейся в собственности субъекта Российской Федерации, порядка взимания платы за пользование недрами, ведения кадастра и баланса запасов полезных ископаемых. Указанные предложения призваны обеспечить сбалансированность интересов и объема полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом правовое закрепление режима недропользования на уровне субъектов Российской Федерации должно осуществляться не только применительно к деятельности, связанной с разведкой и добычей общераспространенных полезных ископаемых, но и охватывать деятельность по разведке и добыче основных видов полезных ископаемых (нефть, газ, золото, платина и др.). Законодательное определение режима недропользования должно осуществляться одновременно как в интересах всех граждан Российской Федерации, так и с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Это предложено обеспечить путем: - четкого определения полномочий каждого из уровней государственной власти, исключив их дублирование; - изменения налогового администрирования (отнесения к доходам субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется деятельность, связанная с пользованием недрами сумм, позволяющих ликвидировать (минимизировать) негативные экологические последствия от проведения работ); - при пользовании недрами предусматривать решение социальных вопросов (обеспечение занятости населения, финансирование образования, здравоохранения, культуры); - развивать отрасли науки и промышленности, напрямую не связанные с добычей полезных ископаемых в целях достижения мультипликативного эффекта.
1.Д.В.Василевская. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах: теория и практика. Монография. – М.: ООО «Нестор Академик Паблишерз», 2007. – 22 п.л.
2.Д.В.Василевская, Д.А.Литуновская. Лицензирование недро-пользования в России: практические проблемы и их решения (коммента-рии и документы). Монография. – М.: Издательство Нефть и газ, 2009. - 20 п.л. (в печати) (авторство не разделено).
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии
3.Д.В.Василевская. Законодательство о недрах: целесообраз-ность кодификации// Закон и право. - 2007. - № 11. - 0,6 п.л.
4.Д.В.Василевская. Кодификация законодательства о недрах: проблемы и перспективы//Закон. – 2007. - № 8. – 0,5 п.л.
5.Д.В.Василевская. Нормативное закрепление права собственности на недра: опыт и тенденции// Журнал российского права. – 2007. - № 8.– 0,6 п.л.
6.Д.В.Василевская. Нормативное закрепление права собственности на недра: опыт и тенденции// «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2007. - № 4 – 0,7 п.л.
7.Д.В.Василевская. Нормативное закрепление права собственности на недра: опыт и тенденции// «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2007. - № 5 – 0,2 п.л.
8.Д.В.Василевская. Нормативное закрепление права собственности на недра: опыт и тенденции развития //Аграрное и земельное право. -2007. - № 8. – 0,9 п.л.
9.Д.В.Василевская. Переоформление лицензий на пользование недрами: типовые проблемы и пути их решения// Хозяйство и право. – 2007.-№ 12. – 0,5 п.л.
10.Д.В.Василевская. Частно-правовые и публично-правовые начала в российском законодательстве о недрах: текущая ситуация и возможные варианты развития //Федерализм. – 2007. - № 12. – 1,0 п.л.
Статьи, опубликованные в материалах межрегиональных, всероссийских и международных конференций
11.Д.В.Василевская. Законодательство о соглашениях о разделе продукции в России и странах СНГ: особенности и пути совершенствования. – Материалы научно-практической конференции «Глобализационные процессы в сфере права: проблемы правового развития России и СНГ». Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. – М., 2001. - 0,7 п.л.
12.Д.В.Василевская. Об основных принципах совершенствовании развития российского законодательства о недрах//Oil & gas transportation in the CIS and Caspian region. 7-th annual major pipeline and export projects conference. 11- 12 October, 2005. The Langham Hotel, London, UK. – 1,0 п.л.
13.Д.В.Василевская. О развитии российского законодательства о недрах. Нефтегаз, энергетика и законодательство. Информационно – правовое издание топливно – энергетического комплекса России и стран СНГ. Выпуск 6 (2008г.). М., 2008.-0,5 п.л.
14.Д.В.Василевская. О совершенствовании законодательства в сфере недропользования // Материалы региональной конференции (Северо – Западный федеральный округ). 27-28 января 2005г., ВСЕГЕИ, Санкт – Петербург. – 1,0 п.л.
15.Д.В.Василевская. О совершенствовании законодательства в сфере недропользования // Нефтегаз, Энергетика и Законодательство Выпуск 4 (2004-2005 гг.). М., 2005.- 0,8п.л.
16.Д.В.Василевская. Проблемы и пути совершенствования рос-сийского законодательства // Материалы Семинара инвестирование канадской горнодобывающей промышленности в России, Торонто, Канада, 9 марта 2005 года. – 0,9 п.л.
17.Д.В.Василевская. Совершенствование законодательства о континентальном шельфе// Нефтегаз, Энергетика и Законодательство. Выпуск 5 (2005-2006 гг.). М., 2006. – 0,9 п.л.
18.М-П.Р.Кулиев, Д.В.Василевская. Соотношение частноправо-вых и публично-правовых начал в российском законодательстве о недрах: история и современные тенденции. – Материалы научно-практической конференции «Государственное строительство и право: традиции и современность». Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М., 2001. - 0,4 п.л. (авторство не разделено).
19.Д.В.Василевская. Состояние нормотворческой работы МПР России и планы по совершенствованию законодательства о недрах на 2007г.// Материалы 6-й Международной научно – практической конференции Проблемы правового регулирования недропользования и энергетики России и СНГ. – 0,4 п.л.
20.Д.В.Василевская. Состояние нормотворческой работы МПР России и планы по совершенствованию законодательства о недрах на 2007г.// Нефтегаз, Энергетика и Законодательство Выпуск 6 (2006-2007 гг.). М., 2007.-0,7 п.л.
Другие публикации
21.Д.В.Василевская. Без спешки. Продлены сроки оформления открытия месторождений// Нефть и капитал. – 2007. - № 9. – 0,3 п.л.
22.Г.Никандров, Д.Василевская, Е.Никандрова. Во благо России и российских производителей // Мировая энергетическая политика. – 2002. - № 9. – 0,6 п.л. (авторство не разделено)
23.Д.В.Василевская. Доступ ограничен. На недра шельфа и крупные месторождения нефти и газа на суше в России смогут претендовать только компании, контролируемые государством. Нефть и капитал. – 2008. - № 9. – 0,4 п.л.
24.Д.В.Василевская. Закон идет на поправку: российское недро-пользование - в промежутке между очередными реформами //Нефть Рос-сии. – 2005. - № 1. – 0,5 п.л.
25.Д.В.Василевская. Защищены ли интересы Российской Федерации в заключенных соглашениях о разделе продукции?// Нефть, газ и бизнес. – 2001. - № 5. – 0,8 п.л.
26.Д.В.Василевская. Концессионное законодательство и его место в российской системе недропользования// Нефть, Газ и Право. – 2001. - № 3. - 0, 3 п.л.
27.Д.В.Василевская. Новые хозяева старых прав //Нефть и Капитал. - 2005. - № 11. – 0,4 п.л.
28.Д.В.Василевская, Н.В.Лаевская, Д.А.Литуновская. Об административных регламентах исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере недропользования// Нефть, Газ. Право. – 2007. - № 3. – 0,6 п.л. (авторство не разделено)
29.Д.В.Василевская. Об изменениях и дополнениях, внесенных в Закон Российской Федерации «О недрах» // Минеральные ресурсы России. - 2004. - № 4. –– 0,8 п.л.
30.Д.В.Василевская. Об основных принципах совершенствования российского законодательства о недрах //Национальная металлургия.- 2005. - Декабрь.- 0,5 п.л.
31.Д.В.Василевская, Н.В.Лаевская, Д.А.Литуновская. Об основ-ных направлениях совершенствования российского законодательства о недрах // Минеральные ресурсы России. - 2007. - № 2. – 0,4 п.л. (авторство не разделено)
32.Д.В.Василевская, Н.В.Лаевская, Д.А.Литуновская. О новом основании переоформления лицензий на пользование участками недр// Минеральные ресурсы России. - 2007. - № 4. - 0,5 п.л. (авторство не разделено)
33.Федоров С.И., Василевская Д.В. О порядке предоставления права пользования участками недр на основании решения Комиссии Федерального агентства по недропользованию// Минеральные ресурсы России.- 2005.- № 1.- 0,5 п.л. (авторство не разделено)
34.Василевская Д.В. О порядке установления факта открытия месторождения полезных ископаемых// Нефть. Газ. Право. - 2005. -№ 2. - 0,3 п.л.
35.Василевская Д., Никандрова Е. О соотношении норм частного и публичного права в российском законодательстве о недрах// Нефть, газ и право - 2002. - № 4. –– 0,3 п.л. (авторство не разделено).
36.Федоров С.И., Василевская Д.В. О порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых //Минеральные ресурсы России. - 2005. - №2. – 0,6 п.л. (авторство не разделено)
37.Василевская Д.В. О развитии российского законодательства о недрах. Нефть, газ, право. – 2008. - №1.- 0,5 п.л.
38.Д.В.Василевская, Н.В.Лаевская, Д.А.Литуновская. О реализа-ции нового законодательства в сфере недропользования. Нефть, газ, право.- 2008. - № 3. – 0,4 п.л. (авторство не разделено)
39.С.И.Федоров, Д.В.Василевская, А.В.Архипов. Освоение ресурсов недр континентального шельфа Российской Федерации: проблемы и пути их преодоления // Нефть, Газ. Право. – 2005. - № 4. - 0,5 п.л. (авторство не разделено)
40.А.Ф.Стругов, Д.В.Василевская, С.В.Гудков. Основные пути и цели совершенствования российского законодательства о недрах // Минеральные ресурсы России. - 2004. - № 2. - 0,5 п.л. (авторство не разделено)
41.Д.В.Василевская, Н.В.Лаевская. Основные направления совершенствования российского законодательства о недрах// Нефть, Газ. Право. – 2007. - № 1. – 0,4 п.л. (авторство не разделено)
42.Д.В.Василевская, А.Н.Винидиктов, Е.Г.Никандрова. Резерв особого назначения. К вопросу о создании государственного фонда ре-зервных месторождений углеводородного сырья в России//Нефть и Капитал. - 2002. - № 10.– 0,5 п.л. (авторство не разделено)
43.Д.В.Василевская, А.Н.Винидиктов, Е.Г.Никандрова. Россий-ская модель соглашений о разделе продукции: особенности и пути совершенствования законодательства//Нефть, газ, право. - 2002. - № 5. - 1,0 п.л. (авторство не разделено)
44.С.И.Федоров, Д.В.Василевская, А.В.Архипов. Российский и зарубежный опыт правового регулирования отношений недропользования на континентальном шельфе // Минеральные ресурсы России. – 2005. - № 4.– 0,7 п.л. (авторство не разделено)
45.Д.В.Василевская. Правовое положение недр в России: историко-правовая ретроспектива// Нефть, газ и бизнес. - 2002. - № 4. – 0,5 п.л.
46.Д.В.Василевская. Правовое регулирование рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и охраны недр//Бурение и нефть. - 2005. - февраль. - 0,5 п.л.
47.Д.В.Василевская, А.В.Архипов. Проблемы исследования и использования минеральных ресурсов Мирового океана // Нефть, газ и право. – 2006. - № 2. -0,4 п.л. (авторство не разделено)
48.Д.В.Василевская, Н.В.Лаевская. Пути совершенствования за-конодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы геологической информации // Нефть, газ, право. - 2008. - № 5. - 0,5 п.л. (авторство не разделено)
49.Д.В.Василевская. Совершенствование законодательства в сфере недропользования// Бурение и нефть - 2005.- июль – август.– 0,4 п.л.
50.D. Vasilevskaya. Task for the immediate future // Oil of Russia. - 2006. - № 1. – 0,7 п.л.
51.Д.В.Василевская, Г.Г.Коварская. Роль и место кафедры горного права РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина в системе нефтегазового образования // Нефть, газ, право. - 2008. - № 6. - 0,5 п.л. (авторство не разделено)