Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»
Специальность: 22.00.04
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Государственная региональная семейная политика представляет собой исторически устойчивую, постоянно воспроизводящуюся и, вместе с тем, развивающуюся форму социальных норм, отношений и действий. Государственная региональная семейная политика является социальным институтом и представляет собой систему трех составляющих - идеологической, организационно-управленческой (или административно-правовой) и экономической. Идеологическая составляющая учитывает доминирующие, исторически сложившиеся в регионе ценности, семейно-брачные нормы, обычаи, традиции, модели поведения, усиливая или ослабляя их влияние на население региона. В Свердловской области среди исторически сложившихся особенностей региональной демографической культуры можно назвать вариативность матримониального поведения, терпимость к добрачным сексуальным связям и рождению внебрачных детей, широкое распространение фактов насилия в отношении детей (детоубийство и подкидывание младенцев), сверхсмертность мужчин и дисбаланс полов, высокую занятость женщин на производстве и высокий процент разводов по инициативе женщин, социальную пассивность и др. Организационно-управленческая (или административно-правовая) составляющая включает нормы в отношении семьи, закрепленные в законодательных актах регионального и местного уровней; государственно-правовые институты регулирования и контроля; общественные организации. Экономическая составляющая представляет собой целевые средства, предусмотренные в бюджетах всех уровней на реализацию мероприятий семейной политики; средства благотворительных фондов, индивидуальные средства граждан, международные гранты, средства пенсионных фондов, фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, фонда социального страхования; корпоративные средства, направленные на поддержку семей сотрудников. Государственная региональная семейная политика направлена на семью как целостный объект, а не на отдельных индивидуумов, и охватывает основные ее функции. Объектом государственной региональной семейной политики является семья как социальный институт, предметом - совокупность специфических проблем семьи, связанных с реализацией ее основных функций. Целью государственной региональной семейной политики является создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, выполнения ею своих основных функций, укрепление и развитие социального института семьи, защита ее интересов и прав, выявление и решение специфических проблем семьи, затрудняющих ее жизнедеятельность. При этом в реализации государственной региональной семейной политики предполагается субъектно-объектный характер взаимодействия семьи и государства. Семья, выступая объектом заботы со стороны государства, реализует и свое активное начало (становится субъектом), определяя то или иное направление семейной политики путем оценки - одобрения или неприятия - действий государства.
  2. Жизнедеятельность современной уральской семьи характеризуется как общими тенденциями и явлениями, присущими в целом Российской Федерации, так и выявленной региональной спецификой, обусловленной, в первую очередь, влиянием географических, природно-климатических и экологических факторов, исторически обусловленных геополитических, экономических и социокультурных особенностей Свердловской области. К региональной специфике можно отнести: высокие (выше, чем в целом по России) показатели половозрастной диспропорции населения; высокие (выше, чем в целом по России) показатели безбрачия, бездетных семей, количества детей, рожденных вне брака; ежегодное уменьшение доли повторных браков и рост численности холостяков обоих полов старше 30 лет; ежегодный рост числа несовершеннолетних матерей; высокий (выше, чем в целом по России) уровень вовлечения женщин в общественное производство (в том числе - на предприятиях тяжелой и химической промышленности с тяжелым физическим трудом); большое количество монородительских семей, где главой является женщина; исторически сложившийся (с советских времен) дисбаланс рождаемости среди представителей рабочих и служащих (традиционно выше уровень рождаемости в семьях рабочих); низкие (ниже, чем в целом по России) показатели здоровья и средней продолжительности жизни членов семей; ежегодный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как в результате социального неблагополучия семьи, так и в результате высокого уровня смертности родителей в трудоспособном возрасте; высокие показатели социально дезадаптированных семей, находящихся на учете в территориальных отраслевых исполнительных органах государственной власти - управлениях социальной защиты населения и комиссиях по делам несовершеннолетних, а также семей, находящихся в социально опасном положении; изменение с начала 90-х годов XX века этнического состава населения региона (уменьшение доли русского населения, увеличение доли коренных народов Урала - башкир, татар, марийцев, удмуртов), что существенно изменяет качественные характеристики населения (общий уровень культуры, внутрисемейная культура, демографическое поведение); негативные социально-экономические последствия миграционных перемещений населения России на территорию Урала на протяжении XVIII - первой половины XX вв. (старообрядцы, беглые крепостные, сосланные каторжане, ссыльные, группы граждан, выполнявших волю государя, а затем партии и правительства в освоении промышленных уральских земель и индустриализации, солдаты и казаки, семьи раскулаченных крестьян, репрессированные и спецпереселенцы в 30-50-е годы XX века, уголовные элементы, военнопленные и др.); отсутствие культуры семьи и семейных отношений (в том числе: культуры предбрачного поведения, культуры воспроизводства семейных традиций и обычаев, культуры демографического поведения, культуры межпоколенного взаимодействия в семье, культуры взаимоотношений в семье в триаде «супруги-родители-дети», культуры сохранения здоровья, педагогической культуры родителей и др.); высокая дифференциация в качестве и уровне жизни семей, проживающих в различных муниципальных образованиях области, отличающихся характером производственной специализации (большое количество депрессивных горно-, лесо- и агропромышленных территорий).
  3. Становление и развитие института государственной региональной семейной политики в Свердловской области в советский период обусловливается, с одной стороны, особенностями политики государства в отношении семьи в целом на территории СССР, с другой стороны - спецификой региона, связанной, в первую очередь, с геополитическими, экономическими и социокультурными особенностями Урала, его территориальной и хозяйственной структурой, а также с региональной системой управления. Урал на протяжении всей своей истории формировался и развивался как особый тип региона общегосударственного значения, определяющее влияние на развитие которого оказывало уникальное экономико-географическое положение, интегрирующее европейскую и азиатскую части страны. С 1917 г. и до конца 70-х гг. регион характеризовался активными изменениями административно-территориального устройства, трансформацией границ, сложным поиском системы регионального управления. Подчиненность региона - лидера в развитии тяжелой индустрии со сложным комплексом перерабатывающих производств - государственной задаче наращивания производительных сил на востоке СССР, нашла отражение и в характере государственной политики в отношении семьи, где население трудоспособного возраста рассматривалось как один из видов ресурсов, необходимых для усиления производственного и военного потенциала страны, обеспечения ее обороноспособности. Производственные задачи формирования «опорного края державы» решались за счет массового использования принудительного труда военнопленных, заключенных, депортированных народов, раскулаченных крестьян. Составляющие сложной уральской экономики- территориальные, административно-организационные, экономические, политические, социальные - развивались асинхронно, часто противоречиво. Периоды промышленного подъема не сопровождались соответствующим повышением качества жизни уральской семьи, при этом региональная семейная политика развивалась по остаточному принципу. Таким образом, в основе изучения особенностей институционализации государственной региональной семейной политики в Свердловской области лежит анализ процессов государственного строительства и связанных с ними тенденций взаимодействия органов государственной власти с семьей в различные исторические периоды развития советского государства.
  4. Государственная региональная семейная политика в Свердловской области в современных условиях формировалась под воздействием общегосударственных и региональных общественно-политических, экономических и социокультурных преобразований на рубеже XX-XXI вв., часто в рамках исключительно мер социальной защиты нуждающихся категорий семей. Социологический анализ доказывает, что отсутствие в регионе законодательного закрепления семейной политики как самостоятельного направления деятельности органов государственной власти, отказ от внесения корректив в ее цели и задачи, принципы и основные направления в соответствии с изменившимися экономическими, политическими и социальными условиями, привели к несоответствию семейной политики современным требованиям развития Свердловской области как крупнейшего региона Российской Федерации и росту семейного неблагополучия на ее территории.
  5. Современный этап развития государственной региональной семейной политики формируется в условиях изменения системы государственного управления, разграничения полномочий между центром и регионами, передачи ответственности за разработку и реализацию мероприятий семейной политики субъектам Российской Федерации. Кроме того, конец первого десятилетия XXI века характеризуется поиском новых магистральных направлений развития страны и ее регионов, позволяющих снимать сложившиеся социально-экономические противоречия. Переход от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному сценарию развития Свердловской области предполагает примат социальных, материальных и духовных интересов ее населения, что ведет к повышению качества человеческого капитала как главного фактора регионального роста. А это, в свою очередь, требует обеспечения благоприятных условий для преодоления негативных демографических тенденций, повышения уровня рождаемости, укрепления социального статуса уральской семьи, сохранения семейных традиций через модернизацию государственной семейной политики в регионе. На современном этапе доминантным направлением государственной региональной семейной политики становится формирование культуры семьи и семейных отношений (нравственной, сексуальной, правовой, бытовой, идеологической). При этом приоритетными являются и такие общие для всей страны направления, как: организация медицинской помощи, медицинской профилактики, медико-санитарной гигиены и просвещения; организация психолого-педагогической помощи и просвещения; организация семейного отдыха, досуга и оздоровления; организация экономической поддержки и трудовой занятости членов семей; организация правовой поддержки и просвещения. Реализацию семейной политики в регионе обеспечивают: социально-экономические, организационно-управленческие, информационно-аналитические, научно-методические, профессионально-кадровые условия. Главными механизмами реализации государственной региональной семейной политики в Свердловской области на современном этапе становятся: развитие форм частно-государственного партнерства (которое предполагает вовлечение всех значимых стейкхолдеров в процесс планирования и реализации семейной политики), стандартизация системы социального обслуживания семьи и детей, проектирование инновационных социальных технологий. Определение новых, в том числе компенсаторных, механизмов государственной региональной семейной политики в Свердловской области в современных условиях осуществляется исходя из долгосрочной и среднесрочной стратегии развития региона. Основными принципами реализации государственной региональной семейной политики становятся: принцип единства семейной политики на всей территории региона, принцип социального участия и социальной ответственности, принцип субсидиарности, принцип комплементарности, принцип мобильности и адаптивности.
  6. Развитие регионов в современных условиях требует изменения подходов к оценке результативности государственной семейной политики - от количественных, характеризующихся объемом выполненных мероприятий и затраченных средств, к качественным - заключающимся в достижении социально значимых изменений в обществе. В условиях ограниченности средств региональных бюджетов подход, основанный на показателях социальной результативности, позволит оптимизировать процессы принятия управленческих решений, планирования и распределения соответствующих ресурсов. Результативность государственной региональной семейной политики может быть измерена на основе кластерной системы социально значимых показателей. В современных условиях такими кластерами могут выступать: демографические характеристики населения, социально-экономическое благополучие населения, характеристика здоровья несовершеннолетних, характеристика репродуктивного здоровья населения, качество предоставления образовательных и социальных услуг, качество организации досуга и оздоровления семей и несовершеннолетних, состояние личной и общественной безопасности. Результативность связана с экономической эффективностью, т.е. отношением использованных ресурсов (затрат) к полученному результату. При этом, в основу мониторинга экономической эффективности могут быть положены такие индикаторы, как: целевые средства, предусмотренные в бюджетах всех уровней на реализацию мероприятий семейной политики; внебюджетные средства (благотворительные фонды, индивидуальные средства граждан, корпоративные средства, направленные на поддержку семей сотрудников, международные гранты и др.); кадровые ресурсы; социальная инфраструктура, ориентированная на семью; целевые программы; социальные проекты. Показатель экономической эффективности, умноженный на показатель результативности, дает показатель эффективности расходов консолидированного бюджета региона на мероприятия государственной региональной семейной политики.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Антропова Ю.Ю. Развитие государственной региональной семейной политики в современных условиях (опыт Свердловской области). – Екатеринбург: Уральское издательство, 2010. – 7,4 п.л.

2. Антропова Ю.Ю. Генезис и динамика развития института государственной семейной политики в Свердловской области. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2009. – 7,8 п.л.

3. Антропова Ю.Ю., Палькина Л.Ф. Проектирование инновационных социальных технологий как механизм реализации государственной семейной политики в Свердловской области. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2008. – 15,5 п.л.

4. Антропова Ю.Ю., Лакия Т.А. Духовно-нравственные аспекты реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации (опыт социального партнерства государственного учреждения социального обслуживания семьи и детей и православного прихода). – Екатеринбург: Уральское издательство, 2008. – 6,0 п.л.

5. Туринский В.Ф., Антропова Ю.Ю. Государственная семейная политика в Свердловской области (региональный опыт социологического анализа). – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007. – 12,5 п.л.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

6. Антропова Ю.Ю. Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в современных условиях (региональный опыт) // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – №19. – 0,7 п.л.

7. Антропова Ю.Ю. Анализ основных тенденций функционирования современной семьи (на примере социологических исследований жизнедеятельности семей, проживающих на территории Свердловской области) // Ученые записки РГСУ. – 2010. – №7 (83). – 0,8 п.л.

8. Антропова Ю.Ю. Проектное управление как инструмент развития системы социального обслуживания населения в современных условиях // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – №1. – 0,94 п.л.

9. Антропова Ю.Ю. «Скрытое» социальное сиротство как характеристика функционирования современной семьи // Государственный университет управления. Вестник университета. Социология и управление персоналом. – 2008. – №8 (46). – 0,75 п.л.

10. Антропова Ю.Ю. Особенности формирования детско-родительских отношений в современной российской семье // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – №9. – 0,4 п.л.

11. Антропова Ю.Ю. Формирование основных демографических характеристик Свердловской области в первой половине XX века (исторический аспект) // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – №8. – 1,6 п.л.

12. Антропова Ю.Ю. Государственная политика в интересах семьи, женщин и детей на Урале в советский период: социологический анализ // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – №4. – 0,6 п.л.

13. Антропова Ю.Ю. Государственная семейная политика в Российской Федерации: опыт, противоречия и перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – №17. – 0,5 п.л.

14. Антропова Ю.Ю. Помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы органов социальной защиты населения Свердловской области // Семья в России. – 2003. – №3. – 0,8 п.л.

Статьи в научных изданиях:

15. Антропова Ю.Ю. Отцами не рождаются // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – №1. – 0,1 п.л.

16. Антропова Ю.Ю. Отцами не рождаются // Вопросы социального обеспечения. – 2006. – №11. – 0,2 п.л.

17. Антропова Ю.Ю. Развитие системы социального обслуживания семьи и детей в Свердловской области: опыт и перспективы // Беспризорность и безнадзорность: исторический опыт и современность. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции 31.05.2006 года. – Екатеринбург, 2006. – 1,0 п.л.

18. Антропова Ю.Ю. Развитие рынка социальных услуг, предоставляемых семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в Свердловской области // Социальная работа. – 2006. – №7. – 0,5 п.л.

19. Антропова Ю.Ю. Концептуальные подходы к разработке государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области // Социальная работа. – 2006. – №6. – 1,1 п.л.

20. Антропова Ю.Ю. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей в Свердловской области // Сборник научных трудов Института социального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. – 1,0 п.л.

21 . Антропова Ю.Ю. Развитие рынка социальных услуг, предоставляемых гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в Свердловской области // Сборник научных трудов Института социального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. – 1,0 п.л.

22. Антропова Ю.Ю. Государственная семейная политика как инструмент сбережения населения Российской Федерации. Сб. тезисов международной научно-практической конференции «Семья и право (к 10-летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации)». – М., 2006. – 0,3 п.л.

23. Антропова Ю.Ю. Государственная региональная семейная политика как инструмент сбережения населения Свердловской области. Сб. тезисов научно-практической конференции «Первый этап реализации Концепции «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года». Итоги. Проблемы. Перспективы». – Екатеринбург, 2006. – 0,2 п.л.

24. Антропова Ю.Ю. Развитие рынка социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания семьи и детей, как условие повышения «качества жизни» граждан Свердловской области // Преодоление бедности и соблюдение толерантности – два вектора политики сбережения населения Свердловской области. Сб. докладов. – Екатеринбург, Правительство Свердловской области, 2005. – 0,4 п.л.

25. Антропова Ю.Ю. Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей по нормализации детско-родительских отношений и сохранению психического и физического здоровья детей в семье // Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции (3–4 февраля 2004 года). – Екатеринбург, 2004. – 0,2 п.л.

26. Антропова Ю.Ю. Развитие рынка социальных услуг как условие повышения «качества жизни» граждан Свердловской области // Сб. материалов Администрации Губернатора Свердловской области. – Екатеринбург, 2004. – 0,4 п.л.

27. Антропова Ю.Ю. Стратегия социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в Свердловской области // Семья XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. – Калининград: Янтарный сказ, 2004. – 0,6 п.л.

28. Антропова Ю.Ю. Деятельность органов управления и учреждений социального обслуживания семьи и детей по оказанию социальной помощи благополучной семье как одно из приоритетных направлений развития системы профилактики детского и семейного неблагополучия. // Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Тез. докл. регион. научно-практ. конференции, Тюмень, 10–11.07.2003 года. – Тюмень: Вектор Бук, 2003. – 0,2 п.л.

29. Антропова Ю.Ю. Особые потребности в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья и характер условий для их качественного удовлетворения в системе социального обслуживания семьи и детей // Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и семей, воспитывающих ребенка-инвалида: Тез. докл. обл. семинара, Екатеринбург, 2002 г. – Екатеринбург: Министерство социальной защиты населения Свердловской области, 2002. – 0,6 п.л.

30. Антропова Ю.Ю. Методические рекомендации к Положению об определении рейтинга учреждений социального обслуживания семьи и детей Свердловской области. – Екатеринбург: Министерство социальной защиты населения Свердловской области, 2002. – 1,0 п.л.

31. Антропова Ю.Ю. Анализ современного состояния системы социального обслуживания семьи и детей в Свердловской области // Опыт работы областного центра социальной помощи семье и детям города Богдановича в решении вопросов детского и семейного неблагополучия. – Екатеринбург: Министерство социальной защиты населения Свердловской области, 2002. – 0,3 п.л.

32. Антропова Ю.Ю., Мурзина И.В. Социальное партнерство в Свердловской области // Партнерство в социальной сфере. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2002. – 0,5 п.л.

33. Антропова Ю.Ю. Анализ современного состояния системы социального обслуживания населения Свердловской области // Взаимодействие органов государственного, муниципального управления и неправительственных организаций в социальном обслуживании населения Свердловской области. – Екатеринбург: Министерство социальной защиты населения Свердловской области, 2002. – 0,3 п.л.

34. Антропова Ю.Ю. Прогнозирование и моделирование в деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей: Сб. метод. рекомендаций. – Екатеринбург: Министерство социальной защиты населения Свердловской области, 2001. – 2,0 п.л.

35. Дерябина В.С., Антропова Ю.Ю. Непрерывное образование женщин: гендерные стереотипы // Обучение в течение всей жизни как фактор модернизации социально-экономического пространства региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 13–14 мая 2010 г. Выпуск 3 / под ред. Е.С. Черепановой. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2010. – 0,2 п.л.

36. Брызгалов М.В., Антропова Ю.Ю. Региональный компонент Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области (концептуальные подходы к разработке и реализации). Часть I. – Екатеринбург, 2005. – 1,9 п.л.

37. Брызгалов М.В., Антропова Ю.Ю. Задачи учреждений социального обслуживания семьи и детей Свердловской области в реализации государственной семейной политики на современном этапе // Опыт работы областного центра социальной помощи семье и детям города Богдановича по организации индивидуальной помощи и поддержки семьям и детям бывших участников вооруженных конфликтов. – Богданович, 2002. – 0,2 п.л.

38. Брызгалов М.В., Антропова Ю.Ю. Социальное партнерство в сфере социального обслуживания семьи и детей Свердловской области: опыт, проблемы, перспективы // Партнерство в социальной сфере. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2002. – 0,3 п.л.