Научная тема: «РЫНОК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»
Специальность: 12.00.03
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Обоснована концепция правового регулирования рынка социальных услуг, базирующаяся на выводе о том, что эффективность механизма правового регулирования данного рынка обусловливается результативным воздействием на имущественные отношения по оказанию социальных услуг цивилистическим инструментарием (правосубъектные, вещно- и обязательственно-правовые средства и ответственность), составляющим его основу, в оптимальном сочетании с публично-правовыми средствами в целях социального содействия лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
  2. Разработан механизм правового регулирования рынка социальных услуг. Его эффективность зависит от совокупности трех групп факторов: а) задающих свойства эффективности механизма, призванного защитить российских граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, от негативного воздействия рыночной экономики; б) определяющих оптимальность использования гражданско-правовых инструментов регулирования рынка социальных услуг для достижения важнейшей социально-экономической задачи; в) обеспечивающих эффективность правовых средств путем обоснования рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и правоприменения в этой сфере.
  3. Рынок социальных услуг как объект правового регулирования представляет собой совокупность рыночных отношений по удовлетворению имущественных потребностей в материальных благах по социальному содействию в преодолении трудной жизненной ситуации на безвозмездной основе или на условиях встречного имущественного представления, что позволяет с правовых позиций выделить в нем три взаимосвязанных компонента: а) концепцию социального содействия, представляющую собой правовую основу рынка социальных услуг, регламентирующую деятельность государства, муниципальных образований, юридических и физических лиц по оказанию социальных услуг, связанную с реализацией идеи максимального использования внутреннего ресурса лица, находящегося в трудной жизненной ситуации; б) объекты - социальные услуги, рассматриваемые автором как родовое понятие, объединяющее социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические, социально-юридические, социально-страховые и другие материальные блага, отвечающие требованиям гражданско-правовой услуги, то есть представляющие собой деятельность или действия, требующие договорного режима вне зависимости от условий ее оказания и оплаты в целях социального содействия лицу в преодолении трудной жизненной ситуации; в) субъекты - услугополучатели (лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации) и услугодатели (предприниматели, юридических лица различной организационно-правовой формы, но в первую очередь в соответствии со спецификой отношений некоммерческих организаций, оказывающие социальные услуги и действующие на рынке не для извлечения прибыли, а с целью реализовать уставные задачи по социальному содействию потребителям этих услуг).
  4. Социальное содействие и социальная поддержка являются базовыми элементами концепции социального сопровождения, призванной выступить альтернативой современной действующей государственной системе социального обслуживания населения. Необходимость введения этих базовых элементов в концепцию вызвана неоднородностью режимов правового регулирования отношений по оказанию социальных услуг. Социальное содействие включает в себя группу отношений по удовлетворению имущественных потребностей в социальных услугах, правовое регулирование которых построено на диспозитивных началах и связано с мобилизацией внутреннего потенциала личности в преодолении трудной жизненной ситуации. В этих отношениях социальная услуга является объектом гражданских прав и нуждается в договорном правовом режиме. Социальная поддержка представляет собой группу отношений, которые в силу их специфики не могут регулироваться частноправовыми средствами, требующих императивно-распределительного режима правового регулирования по социальному обеспечению пенсиями, социальными пособиями, компенсационными выплатами, льготами и материальной помощью лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих возможности справиться с ней самостоятельно.
  5. Правовые нормы о социальном обслуживании образуют комплексный межотраслевой частноправовой институт законодательства, регулирующий два блока общественных отношений: по социальному содействию (оказанию социальных услуг) и социальной поддержке (социальной помощи), требующих различных режимов правового регулирования. Правовой институт социального обслуживания имеет перспективы своего развития в направлении смыкания с материнской отраслью гражданского права. Договор является эффективным средством правового регулирования сферы социального обслуживания вне зависимости от способа оплаты социальных услуг.
  6. Выявлены правовая природа социальных услуг, сфера и пределы их предоставления, предложена авторская классификация услуг по следующим основаниям: а) степени участия государства в предоставлении социальных услуг; б) характеру предоставления услуг; в) виду договора, опосредующего их оказание; г) объекту социальных услуг.
  7. В целях повышения качества социальных услуг необходимо обеспечить равные условия доступа негосударственных и государственных некоммерческих организаций на рынок социальных услуг путем проведения конкурсов на размещение социальных заказов. Механизм ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части предоставления преференций различным видам некоммерческих организаций, в том числе организациям инвалидов, требует доработки. Приоритет в размещении социальных заказов должны иметь не только организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, но и любые объединения инвалидов, независимо от правового статуса, территориальной сферы деятельности и организационно-правовых форм.
  8. Гражданское законодательство необоснованно сужает перечень оснований для ограничения дееспособности гражданина и случаев установления в отношении его попечительства, не учитывая при этом особенности дееспособности лиц пожилого возраста. Вследствие этого необходимо дополнить п. 1 ст. 33 ГК РФ положением о том, что попечительство может устанавливаться также и над дееспособными лицами пожилого возраста, страдающими возрастными психическими расстройствами, в случае невозможности признания судом такого лица недееспособным из-за отсутствия достаточных на то оснований.
  9. Обосновывается вывод о существовании особого рода обязательств в сфере удовлетворения имущественных потребностей граждан в услугах, объединяемых: а) субъектным составом (лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации); б) спецификой предмета договора (оказание социальных услуг); в) специфической социальной направленностью, связанной с мобилизацией внутреннего ресурса личности в преодолении трудной жизненной ситуации, - которые включают в себя группу договоров: об осуществлении опеки и попечительства; о приемной семье; о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Специфическая социальная направленность этих отношений, объединяемая концепцией социального содействия, позволяет классифицировать их в единую группу - «договоров социального содействия». Эти договорные правоотношения представляют собой обязательство об оказании социальных услуг в пользу третьего лица. Его сторонами являются муниципальное образование в лице органа опеки и попечительства, опекун (попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель) и подопечный как третье лицо. Это комплексный договор, состоящий из гражданско- и семейно-правовых элементов, срочный, возмездный, фидуциарный, требующий личного исполнения со стороны опекуна.
  10. Выделение договоров социального содействия обусловливается необходимостью законодательного совершенствования их правового режима и позволяет оптимизировать отношения в сфере оказания социальных услуг без встречного имущественного представления. Необходимо легализовать конструкцию договора социального содействия детям, оставшимся без попечения родителей, как соглашение между организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органом опеки и попечительства в пользу третьего лица - ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
  11. Неоднородность субъектного состава позволяет выделить в группе договоров социального содействия две разновидности: а) детям, оставшимся без попечения родителей; б) дееспособным лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Наиболее эффективной моделью отношений по оказанию услуг дееспособному лицу, находящемуся в трудной жизненной ситуации, является договор социального содействия между этим лицом и исполнителем (учреждением социальной защиты) с участием третьего лица - публично-правового образования (органа опеки и попечительства). Оптимальным основанием для возникновения этих отношений признается конкурс на проведение социального заказа.
  12. Наличие в гражданско-правовых отношениях специфического субъекта - лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, - существенно влияет на изменения правового режима отношений с его участием, которые обозначаются как «элементы социального содействия». Данный подход позволяет выделить в сфере оказания услуг группу договоров с элементами режима социального содействия: а) договор возмездного оказания услуг; б) договор поручения; в) договор доверительного управления имуществом; г) договор агентирования; д) договор личного (добровольного социального) страхования; е) договор пожизненного содержания с иждивением. Обоснованность выделения этой группы договоров в системе гражданских договоров обусловливается тем, что их юридическому режиму присущи следующие черты: а) специфическая направленность договора на достижение экономического и социального результата (социальное содействие в преодолении лицом трудной жизненной ситуации), возможный непредпринимательский характер отношений; б) их особый субъектный состав (обязательное участие лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, а также обязательное или в ряде случаев возможное участие публичного образования в качестве стороны договора); в) предметом договоров является оказание социальных услуг; г) фидуциарный, возможный безвозмездный и неэквивалентный характер исследуемых договорных обязательств; д) иные особые требования, предъявляемые законодательством к договорным отношениям в данной сфере (публичность договоров; заключение договоров путем присоединения; обязательная нотариальная форма или письменное разрешение органов опеки и попечительства для некоторых из них и др.) и обычаями делового оборота (требования к сертификации и стандартизации социальных услуг, устанавливаемые саморегулируемыми организациями услугодателей социальных услуг).
  13. В ряде гражданско-правовых обязательств, не входящих в группу договоров по оказанию услуг, также выявлен особый правовой режим - с элементами социального содействия лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В договорах дарения, мены, купли-продажи, аренды имущества, принадлежащего подопечному на праве собственности и отчуждение которого возможно в исключительных случаях, легально устанавливается специфический правовой режим, который заключается в необходимости получения предварительного письменного разрешения органов опеки и попечительства и в особенностях ответственности в случае нарушения этого требования.
  14. Применение договорного режима социального содействия к различным обязательственным отношениям по оказанию услуг позволяет смоделировать уникальные модификации данных договоров. Разновидностью агентского договора может стать конструкция договора социального агентирования, которая в случае ее легального закрепления будет обладать по сравнению с договором поручения несомненными преимуществами (длящийся характер, осуществление юридических и фактических действий), а участие в этих отношениях органов опеки и попечительства в качестве стороны договора позволит применить к ним правовые нормы о социальном заказе. Оптимальным договор социального агентирования признается в сфере правового регулирования патронажных отношений. Он относится к договорам социального содействия дееспособным лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
  15. Договор пожизненного содержания с иждивением в структуре Гражданского кодекса РФ необоснованно расположен вслед за группой договоров (купли-продажи, мены, дарения), правовой результат которых направлен на передачу имущества, по аналогии с советским гражданским законодательством, где этот договор рассматривался как разновидность договора купли-продажи. В настоящее время нет препятствий для отнесения договора пожизненного содержания с иждивением к группе обязательств по оказанию услуг, так как волеизъявление лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, связывается прежде всего с потребностью в получении содержания в виде социальных услуг, а не с передачей жилого недвижимого имущества, которую следует рассматривать как встречное представление за оказанные услуги.
  16. Эффективность правовых средств в механизме правового регулирования рынка социальных услуг достигается путем устранения всех препятствий на пути достижения результативного воздействия на отношения по удовлетворению имущественных потребностей граждан в социальных услугах. В связи с этим обосновываются научно-практические рекомендации, которые учитываются при разработке авторской концепции проекта ФЗ «О социальных услугах». В основу законопроекта должна быть положена «концепция социального сопровождения». При этом автор исходит из необходимости установления правового режима оказания социальных услуг в зависимости от порядка их оказания. Основным способом заключения договора по предоставлению гарантированных социальных услуг является конкурс на размещение социального заказа, на участие в котором негосударственные организации должны иметь равные права с государственными. В случае оказания социальных услуг, не гарантированных на государственном уровне, эти отношения регулируются рынком. Учитывая специальный правовой статус услугополучателя, в законопроекте предусматриваются дополнительные средства правовой защиты потребителей социальных услуг.
  17. Положения, выводы и рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменения в этой сфере дают основание полагать, что разработано новое научное направление в исследовании категории услуг, которому дано авторское название «социальное содействие лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации». Оригинальность этого направления заключается в выявлении специфического частноправового режима регулирования отношений по оказанию социальных услуг данной категории граждан, оптимальность которого достигается его сочетанием с публично-правовыми элементами («элементами социального содействия»), наличие которых обусловливается гарантированным участием государства в формировании социально-ориентированной рыночной экономики.
Список опубликованных работ
Монографии, учебники и учебные пособия

1.Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2008. – 26 п. л.

2.Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2008. – 18 п. л.

3.Актуальные проблемы гражданского права: Учеб.-методич. пос. Московск. акад. эконом. право, 2008. – 3 п. л.

4.Гражданская правосубъектность участников рынка социальных услуг: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2007. – 10 п. л.

5.Собственность некоммерческих организаций: социально-правовой аспект: Монография / Рязанский филиал Московского ин-та экономики, менеджмента и права, 2007. – 8 п. л. (В соавторстве с Е. П. Лихотниковой, В. Н. Соловьевым).

6.Гражданское право: Учеб. для вузов / Под ред. В. П. Камышанского, Н. М. Коршунова, В. И. Иванова. М.: Эксмо, 2007. Ч. 1. гл. 6. § 1-3, 5-8. – 3,5 п. л.

7.Актуальные вопросы гражданской правосубъектности и права соб-ственности некоммерческих организаций: Монография. М.: Прометей, 2006. – 10 п. л. (В соавторстве с Е. П. Лихотниковой).

8.Гражданская правосубъектность и право собственности некоммерче-ских организаций: Учеб. пос. М.: ИГ «Юрист», 2004. – 10 п. л. (В соавторстве с Е. П. Лихотниковой).

9.Реализация гражданской правосубъектности общественного объединения инвалидов в сфере социальной защиты: Монография. М.: Прометей, 2003. – 14 п. л.

10.Реализация правосубъектности в гражданских правоотношениях: Во-просы теории и практики: Учеб.-методич. комплекс/ Коломенский гос. пед. ин-т, 2003. – 1,5 п. л.

11.Гражданская правосубъектность некоммерческих организаций: Учеб.-методич. комплекс/ Коломенский гос. пед. ин-т, 2003. – 1,5 п. л.

12.Гражданская правосубъектность общественного объединения инвалидов: Монография. М.: Прометей, 2002. – 14,5 п. л.

Публикации в журналах, рецензируемых ВАК РФ

13.О применении норм гражданского законодательства в сфере социального обслуживания // Вестник Саратовской государственной академии права. 2004. № 4. – 0,2 п. л.

14.О повышении эффективности правового регулирования сферы соци-ального обслуживания // Российский судья. 2004. №11. – 0,5 п. л.

15.Социальное обслуживание в условиях рыночной экономики: современные тенденции и перспективы развития // Трудовое право. 2006. № 9. – 0,5 п. л.

16.Правовая природа некоммерческих организаций в сфере социальной защиты инвалидов (фрагменты истории) // История государства и права. 2007. № 7. – 0,5 п. л.

17.Понятие корпорации в доктрине и в практике // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 7. – 0,35 п. л.

18.Некоммерческие организации в гражданско-правовом обеспечении национального проекта «Здоровье» // Юрист. 2007. № 4. – 0,5 п. л.

19.Гражданско-правовая модель рынка социальных услуг // Юридический мир. 2007. № 11. – 0,4 п. л.

20.Правовое обеспечение участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг: актуальные проблемы правотворчества и судебной практики // Российский судья. 2008. № 3. – 0,35 п. л.

21.Гражданско-правовые средства в механизме правового регулирования: вопросы методологии // Право и государство: теория и практика. 2008. № 5 (41). – 0,5 п. л.

22.Пробелы в гражданско-правовом регулировании отношений с участием лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. – 0,25 п. л.

23.Социальное агентирование как средство договорного регулирования патронажных отношений // Семейное и жилищное право. 2008. № 2. – 0,25 п. л.

24.Гражданско-правовое регулирование отношений с участием лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации // Журнал российского права. 2008. № 3. – 0, 5 п. л.

25.Рынок социальных услуг как объект гражданско-правового регулирования // Юрист. 2008. № 3. – 0,3. п. л.

26.Гражданско-правовые средства обеспечения социально-экономических реформ в Российской Федерации: постановка проблемы // Эпос. 2008. № 3 (35). – 0,4 п. л.

27.Договоры социального содействия как система договоров об оказании социальных услуг // Правовое государство. 2008. № 3 (13). – 0,5 п. л.

28.О частноправовой природе социальной услуги // Российский юридический журнал. 2008. № 5. – 0,5 п. л.

29.Договоры об оказании социальных услуг в российском гражданском праве // Российская юстиция. 2008. № 10. – 0,35 п. л.

30.О месте договоров страхования в системе российского договорного права // Юридический мир. 2008. № 10. – 0,35 п. л.

31.Гражданская правосубъектность как научно-правовая категория: соотношение со смежными цивилистическими понятиями // Современное право. 2008. № 12. – 0,4 п. л.

Статьи, тезисы выступлений и докладов на международных

и всероссийских научно-практических конференциях

32.Пути совершенствования правовых основ предпринимательской дея-тельности общественных объединений инвалидов // Актуальные вопросы экономики и права: Межвуз. сб. науч. тр. М.-К: Изд-во., 2000.Вып.1. – 0,5 п. л.

33.Основания возникновения права собственности общественных органи-заций инвалидов // Право собственности: вопросы теории и практики: Сб. матер. межкафедр. семинара. Рязань, 2001. – 0,25 п. л.

34.Практические рекомендации по повышению эффективности граждан-ской правосубъектности общественного объединения инвалидов // Объединение международных усилий по реабилитации участников контртеррористических операций, лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы: проблемы и перспективы: Сб. матер. науч.-практ. конф. (4 декабря 2001 г.).М., Изд-во «СТЭП-Арт», 2002. –0,3 п. л.

35.Гражданско-правовой аспект совершенствования законодательства в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов военной службы // Совершенствование системы медико-социальной реабилитации лиц, пострадавших при выполнении воинского долга в процессе изменения социальной сферы в Российской Федерации: Сб. матер. Междунар. науч.-практич. конф. (18 мая 2002 г.).М., Из-во «СТЭП-Арт»,2002. – 0,25 п. л.

36.Общественное объединение инвалидов как форма социальной защиты инвалидов военной службы (историко-правовой аспект) // Право: теория и практика. 2002. № 2. – 1,25 п. л.

37.Общая характеристика и содержание гражданской правосубъектности // Право: теория и практика. 2002. № 6. – 0,5 п. л.

38.Правовое регулирование предпринимательской деятельности обще-ственного объединения инвалидов // Политика. Власть. Право: Меж-вуз. сб. науч. статей. СПб.: Изд-во юрид. ин-та. 2000. Вып. 3. – 0,25 п. л.

39.Понятие общественного объединения инвалидов // Сб. науч. статей ас-пирантов и соиск. Коломенский гос. пед. ин-т, 2002. Вып. 1. – 0,25 п. л.

40.Совершенствование правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения с участием общественных объединений в сфере социальной защиты инвалидов локальных войн и военных конфликтов // Проблемы развития отечественного и международного гуманитарного права по вопросам реабилитации, защиты жертв вооруженных конфликтов и террористических актов: уроки 23-й годовщины ввода советских войск в Афганистан: Сб. матер. круглого стола. (2 – 4 декабря 2002 г.). М., Изд-во «СТЭП-Арт», 2003. – 0,25п. л.

41.Актуальные проблемы гражданской правосубъектности общественного объединения инвалидов // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Матер III Всерос. науч. конф. молодых ученых. Самара: Самарский университет, 2003. – 0,25 п. л.

42.О роли гражданского права в повышении эффективности системы комплексной реабилитации инвалидов военной службы // Правовые и организационные основы государственного управления и практики комплексной реабилитации лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы: Сб. матер. науч.-практ. конф. (18 мая 2003 г.) М., Изд-во «СТЭП-Арт», 2003. – 0,3 п. л.

43.Имущественная обособленность общественного объединения инвалидов как объект его гражданско-правовой ответственности // Цивилистические записки: Вып. 3: Гражданско-правовая ответственность: проблемы теории и практики. М.: ИГ «Юрист», 2003. – 0,25п. л.

44.Применение договора в сфере социального обслуживания: постановка проблемы. // Научные труды / Рос. акад. юрид. наук. М.: ИГ «Юрист», 2004. Вып. 4. В 3 т. Т. 2. – 0,25п. л.

45.Возможности договора в сфере защиты прав потребителя социальных услуг // Актуальные проблемы защиты прав граждан и юридических лиц: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (10-11 декабря 2003 г.). – Ульяновск: УлГУ, 2004. – 0,25п. л.

46.Унификация модели правового регулирования оборота социальных услуг // Проблемы унификации гражданского законодательства России, Украины, Белоруссии в связи с образованием единого экономического пространства: Матер. междунар. науч.-практ. конф. Белгород: БелГУ, 2004. – 0,25п. л.

47.О соотношении норм гражданского права и права социального обеспечения при регулировании оборота социальных услуг // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Матер. IV Всерос. науч. конф. молодых ученых (23-24 апреля 2004 г.). Самара: Самарский университет, 2004. – 0,25п. л.

48.О применении норм гражданского законодательства в сфере социального обслуживания // Цивилистические записки: Вып. 4: Проблемы кодификации гражданского законодательства. М.: ИГ «Юрист», 2004. – 0,2 п. л.

49.О повышении эффективности правового регулирования сферы социального обслуживания // Социальное и пенсионное право. 2005 г. № 1. – 0,5 п. л.

50.Актуальные вопросы гражданской правосубъектности и права собственности некоммерческих организаций // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Матер. V Междунар. науч. конф. молодых ученых (22-23 апреля 2005 г.). Самара: Самарский универ-ситет, 2005. – 0,2 п. л.

51.О гражданской правосубъектности и праве собственности некоммерче-ских организаций // Актуальные проблемы защиты гражданских прав: Матер. науч.-практ. конф. (19-20 марта 2005 г. ) / Коломенский филиал Московской академии экономики и права, 2005. – 0,2 п. л.

52.Договор в сфере социального обслуживания // Цивилистические запис-ки: Вып. 6: Обязательственное право: актуальные вопросы теории и практики. М.: ИГ «Юрист», 2005.- 0,2. п. л

53.Современные тенденции и перспективы развития социального обслуживания // Современные тенденции развития юридической науки и правоприменительной практики: Сб. матер. Межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 35-летию Института (филиала) МГЮА в г. Кирове: В 2 ч. Киров, 2006. Ч. 2. – 0,3 п. л.

54.Актуальные проблемы правового регулирования социального обслуживания: нетрадиционный подход к решению // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Матер. VI Междунар. науч. конф. молодых ученых (28-29 апреля 2006 г.). Самара: Самарский университет, 2006. – 0,3 п. л.

55.Правовое регулирование социального обслуживания населения: современные тенденции и перспективы развития // Государство, право, личность: история, теория, практика: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (18 февраля 2006 г.)/ Коломенский гос. пед. ин-т, 2006. – 0,25 п. л.

56.Реализация гражданской правосубъектности некоммерческих организаций в сфере социального обслуживания // Частноправовые проблемы взаимодействия материального и процессуального права: Матер. междунар. науч.-практ. конф. (15-16 сентября 2006 г.). Ульяновск, 2006. – 0,25 п. л.

57.Особенности правового положения некоммерческих организаций в сфере социальной защиты: многовековой опыт правоприменения // Цивилистические записки: Вып. 8: Актуальные проблемы наследственного и международного права. М. ИГ «Юрист», 2006.- 0. 25 п. л.

58.Гражданская правосубъектность некоммерческих организаций в соци-альной сфере: теоретические и практические проблемы содержания и реализации // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: Сб. матер. Междунар. науч-практ. конф., посвящ. памяти и 70-летию со дня рождения проф. Я. Ф. Фархтдинова / Казанский гос. ун-т им. В. И. Ульянова - Ленина, 2006. Вып.2. – 0,25 п. л.

59.Правовое регулирование социального обслуживания: реалии и перспективы. // Научные труды / Рос. акад. юрид.наук. М.: ИГ «Юрист», 2006. Выпуск 6. В 3 т. Т. 3. – 0,25 п. л.

60.Договор в сфере социального обслуживания // Социальное и пенсионное право. 2006 г. № 3. – 0,5 п. л.

61.Коллегии ветеранов римских легионов как форма их социальной защиты // Римское частное и публичное право: многовековой опыт развития европейского права: Матер. IV Междунар. конф. (25-30 июня 2006 г. ). Иваново: ИвГУ, 2006. – 0,25 п. л.

62.Социальное обслуживание как комплексный межотраслевой погранич-ный частноправовой институт: реалии и перспективы развития // Про-блемы взаимодействия отраслей частного права: Матер. Междунар. научно-метод. конф. (3-4 марта 2006 г.).Воронеж. гос. ун-т, 2006. –0,5 п. л.

63.Агентский договор как средство регулирования патронажных отноше-ний // Актуальные проблемы гражданского права: Межкафедр. сб. на-уч. статей / Самарская гуманитарная академия, 2006. – 0,25 п. л.

64.Реализация гражданской правосубъектности некоммерческих организаций в социальной сфере // Право и государство в изменяющемся мире: Матер. Всерос. науч. конф., посвящ. памяти проф. О. А. Жидкова. М.: РУДН, 2007. – 0,25 п. л.

65.Договорный режим правового регулирования социального обслуживания // Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. М.: ТК Велюби, Проспект, 2007. – 0,25 п. л.

66.Социальная услуга как объект гражданских прав // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Матер. VII Междунар. науч. конф. молодых ученых (27-28 апреля 2007 г.)./ Самара: «Универс-групп», 2007. – 0,25 п. л.

67.К вопросу о систематизации некоммерческих организаций в российской правовой доктрине и законодательстве // Проблеми цивiльного права та процесу, присвячена пам’яти проф. О. А. Пушкiна: Матер. мiждунар. наук.-практ. конф. (26 травня 2007 г.) . Харькiв: ХНУВС, 2007. – 0,25 п. л.

68.Социальные услуги и частное право // Цивилист. 2007. № 4. – 0,5 п. л.

69.Некоммерческие организации в гражданско-правовом обеспечении национального проекта «Здоровье» // Научные труды / Рос. акад. юрид. наук. М.: ИГ «Юрист», 2007. Вып. 7. В 2 т. Т. 1. – 0,3 п. л.

70.О развитии законодательства о социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов // Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о здравоохранении: Матер. науч.-практ. конф. (20 ноября 2006 г.). М.: ИД «Юриспруденция», 2007. – 0,3 п. л.

71.Понятие корпорации в доктрине и практике // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. / Курский гос. техн. ун-т, 2007. – 0,25 п. л.

72.Социальное агентирование как средство договорного регулирования рынка социальных услуг // Цивилистические записки: Вып. 9: Гражданское право и закон. М.: ИГ «Юрист», 2007. – 0,3. п. л.

73.Рынок социальных услуг как объект гражданско-правового регулирования // Научные труды / Рос. акад. юрид. наук. М.: ИГ «Юрист», 2008. Вып. 8. В 3 т. Т. 2. – 0,3 п. л.

74.Гражданско-правовые средства в механизме правового регулирования // Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права: Сб. статей. М.: ВГНА Минфина РФ, 2008. Вып. 1. – 0,3 п. л.

75.Гражданско-правовая модель рынка социальных услуг // Человек и закон. 2008. № 1. – 0,4 п. л.

76.Право собственности и другие вещно-правовые инструменты регулирования отношений с участием субъектов рынка социальных услуг // Собственность и право собственности субъектов Российской Федерации: Сб. науч. статей участников Междунар. науч.-практ. конф. (16-17 мая 2008 г. / Коломенский гос. пед. институт, 2008. – 0,5 п. л.

77.Социальное агентирование как новелла гражданского законодательства // Актуальные проблемы России и стран СНГ – 2008 г.: Матер. X Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию Южно-Уральского гос. ун-та (3-4 апреля 2008 г.). Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. ун-т., 2008. Ч. 2. – 0,25 п. л.

78.Правовая природа договора социального содействия детям, оставшимся без попечения родителей // Гражданское право. 2008. № ¬ 4. – 0,25 п.л.

79.Об особенностях дееспособности граждан пожилого возраста // Правосубъектность в публичном и частном праве. Ч. 2. (Частное право) / Курский гос. ун-т, 2008. – 0,2 п. л.