Научная тема: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Выдвигается и аргументируется идея о том, что лицензионное право является подинститутом административного права России, представляющим собой совокупность норм, регулирующих обособленную группу общественных отношений, возникающих в связи с применением лицензирования как формы императивного воздействия уполномоченных органов государственного управления на хозяйствующие субъекты, исходя из публичных интересов общества и государства, с целью приведения субъективных интересов хозяйствующих субъектов в соответствие с интересами общественного и государственного блага. Применяемый в лицензионных правоотношениях императивный метод регулирования определяет их правовую природу, в значительной степени ограничивая автономию воли их субъектов, предписывая им определенную модель поведения либо запрещая какие-либо юридически значимые действия.
  2. Обосновывается положение о том, что лицензирование является одной из форм контрольно-разрешительной деятельности государства, а отношения, регулируемые лицензионным правом как подотраслью административного права, носят характер властеотношений, возникающих между лицензирующим органом и субъектом лицензируемого вида деятельности. С принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в России утвердилась система принципов лицензионного права как подотраслью административного права, к которым следует относить: обеспечение единства экономического пространства на территории России; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории России; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Системность и структурированность этих принципов является одной из гарантий их должной реализации на практике.
  3. Выдвигается положение о том, что лицензионные правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами лицензионного права (системой корреспондирующих друг другу прав и обязанностей лицензиатов и лицензиаров) и удовлетворяющие следующим признакам:- лицензионное правоотношение должно быть предусмотрено законодательством о лицензировании, оно возникает, изменяется и прекращается на основе правовых норм, которые непосредственно порождают лицензионные правоотношения и сами реализуются через них;- содержание лицензионного правоотношения составляют субъективные права и обязанности его субъектов (лицензиата и лицензиара); при этом указанные права и обязанности в лицензионном правоотношении всегда носят встречный характер, т.е. формируют двустороннюю связь между субъектами (как правило, на основе императивного метода со стороны лицензиара);- лицензионное правоотношение носит волевой характер, так как в нем, во-первых, отражается государственная воля (посредством принятия нормы, регулирующей данный вид общественных отношений, а также посредством применения мер ответственности, санкций), а во-вторых, проявляется встречная воля его участников, без волеизъявления которых существование самого лицензионного правоотношения невозможно.
  4. Режим лицензирования как разновидность административно-правовых режимов представляет собой совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, главным образом, в экономической сфере путем осуществления субъектами этих отношений контрольно-разрешительных мероприятий в отношении отдельных видов деятельности в целях соблюдения хозяйствующими субъектами публичных интересов в процессе их осуществления.
  5. Лицензирование следует рассматривать как составную часть разрешительной системы (правовой инструмент ее осуществления). Оно представляет собой специфический административно-правовой метод государственно-управленческой деятельности и государственного регулирования. Являясь составной частью разрешительной системы, лицензирование в общих чертах повторяет ее целевое предназначение, связанное с непосредственным обеспечением государственно-правового порядка, прежде всего, в сфере экономики. Целесообразно наделить органы исполнительной власти субъектов РФ в области лицензирования полномочиями по разработке и участию в обсуждении проектов административных регламентов по лицензированию отдельных видов деятельности.
  6. Лицензионный контроль представляет собой административно-правовую процедуру, направленную на выявление возможных составов правонарушений в сфере лицензирования, и их предотвращение, состоящую из стадии получения контролирующим субъектом необходимой информации, стадии правовой квалификации и стадии принятия решения о применении к лицензиату мер административного принуждения. Наряду с существующими стадиями процедуры выдачи лицензий (подача необходимых документов в лицензирующий орган; проверка и рассмотрение представленных документов; назначение и проведение предлицензионной экспертизы; принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче; оформление и выдача лицензии) необходимо выделить еще одну (факультативную) стадию - проведение независимой экспертизы при обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии. Порядок ее проведения и оплаты должен особо оговариваться в административных регламентах по лицензированию конкретных видов деятельности.
  7. Обосновывается положение о том, что в качестве правовых процедур лицензионного производства выступают закрепленные в законодательстве общие и факультативные стадии осуществления лицензионной процедуры: возбуждение лицензионного производства, принятие решения о выдаче лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществление надзора, применение мер административного принуждения за несоблюдение лицензионных требований, в частности, приостановление и аннулирование лицензии. Лицензионное производство также образуют специальные стадии - совокупность объединенных в определенные этапы конкретных действий субъектов лицензионных отношений, регламентированных законодательными и подзаконными актами и ориентированных на достижение внутристадийных (промежуточных) целей.
  8. Механизм лицензирования в сфере социальных отношений включает в себя несколько административно-правовых режимов, реализуемых в рамках государственной системы социального обеспечения: режим пенсионного обеспечения, режим социального страхования, режим медицинского страхования, режим социального обслуживания, режим минимальной заработной платы и минимального прожиточного уровня, режим социальной защиты инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, режим возмещения вреда, причиненного в результате природных и техногенных катаклизмов и др.
  9. В Федеральном законе от 8августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» четко не указывается, каким образом осуществляется законодательное регулирование специальных лицензионных режимов. Обосновывается положение о том, что необходимо изложить часть 2 статьи 1 Федерального закона от 8августа 2001 г. № 128-ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности» в следующей редакции: «Действие настоящего Федерального закона не распространяется на виды деятельности, регулирование которых осуществляется специальным законодательством Российской Федерации».
  10. Аргументируется положение о том, что совершенствованию правового регулирования лицензионной деятельности в России должно способствовать скорейшее принятие Лицензионного кодекса РФ, особое место в котором должны занять нормы, регулирующие и устанавливающие:- основные понятия и принципы осуществления лицензирования;- полномочия Российской Федерации и ее субъектов при предоставлении, приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензий;- закрытый перечень видов деятельности, для осуществления которых необходима лицензия (по отраслям государственного управления); - правовые и организационные процедуры лицензионного производства, формы и методы обеспечения законности в сфере лицензирования и др.
  11. Предлагается в рамках Лицензионного кодекса РФ разработать специальную главу, посвященную вопросам проведения экспертизы. К таким вопросам следует отнести: установление предельного размера платы за проведение экспертизы, кратного определенному количеству минимальных размеров оплаты труда (при этом следует исходить из реальных затрат на проведение экспертизы); состав экспертной комиссии, предусмотрев запрет на включение в нее лиц, так али иначе заинтересованных в деятельности соискателя лицензии; порядок и сроки проведения экспертизы; порядок принятия и сила решения экспертной комиссии и др.
  12. Обосновывается вывод о том, что в современную российскую практику необходимо внедрять принцип «свободного входа и полной ответственности за недобросовестное поведение на рынке». Нельзя отменять систему лицензирования тех видов деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России.
  13. Сделан вывод о необходимости, учитывая положительный опыт Белоруссии[1], внесения в норму статьи 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следующего изменения: фразу «может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан» заменить на «может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб...», изложив статью 4 в следующей редакции: «К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может причинить вред жизни и здоровью граждан (выделено мной. - А.Б.), нанести ущерб обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием». Такое законодательное сужение понятия «прав и законных интересов» граждан до самого ценного - их «жизни и здоровья» способно существенно сузить круг лицензируемых видов деятельности, а значит - коррумпированность чиновников и взяткоемкость в данной сфере.
Список опубликованных работ
1.Багандов А.Б. Лицензирование как административно-правовой режим // «Черные дыры» в российском законодательстве. — 2005. — № 1. — 3 п.л.

2.Багандов А.Б. Лицензирование как правовая и государственно-управленческая категория // Законодательство и экономика. — 2005. — № 10. — 1,3 п.л.

3.Багандов А.Б. Лицензионное право как подотрасль административного права Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. — 2005. — № 2. — 3 п.л.

4.Багандов А.Б. Особенности осуществления лицензирующими органами правореализующей деятельности и лицензионный контроль // Законодательство и экономика. — 2006. — № 1. — 1,2 п.л.

5.Багандов А.Б. Общий порядок получения лицензий // Современное право. — 2006. — № 4. — 1,2 п.л.

6.Багандов А.Б. Лицензионное производство как вид административного производства в структуре административного процесса // Современное право. — 2008. — № 10(1). — 1,0 п.л.

7.Багандов А.Б. Лицензирование как административно-правовая форма деятельности органов исполнительной власти России // Современное право. — 2008. — № 11(1). — 0,5 п.л.

Монографии:

8.Багандов А.Б. Лицензирование юридических лиц: Монография. — М., 2000. — 8 п.л.

9.Багандов А.Б. Административно-правовое регулирование лицензируемых отношений в России: теоретико-правовые основы, современное состояние и перспективы: Монография. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. — 18,6 п.л.

Учебники и учебно-методические пособия:

10.Багандов А.Б. Лицензионное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. — М.: Эксмо, 2004. — 40 п.л.

11.Багандов А.Б. Лицензионное право России: теория, законодатель-ство, практика: Учебное пособие. — М., 2005. — 16 п.л.

Работы, опубликованные в иных рецензируемых научных изданиях:

12.Багандов А.Б. Лицензирование в России // Сборник трудов аспирантов и соискателей. — 2001. — Вып. 3. — 0,5 п.л.

13.Багандов А.Б. Лицензионное право как институт административного права: Материалы конференции // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики на современном этапе. — Калининград, 2004. — 1,2 п.л.

14.Багандов А.Б. Новый закон о лицензировании // Право и жизнь. — 2001. — № 43. — 0,6 п.л.

15.Багандов А.Б. К вопросу о понятии лицензирования // Право и жизнь. — 2002. — № 46 (3). — 0,6 п.л.

16.Багандов А.Б. Лицензионные правоотношения: структура, особен-ности, признаки, виды // Право и жизнь. — 2003. — № 64 (12). — 0,9 п.л.

17.Багандов А.Б. О правовой природе лицензирования // Право и жизнь. — 2003. — № 59 (7). — 0,5 п.л.

18.Багандов А.Б. Лицензирование деятельности, работ и услуг в области использования атомной энергии // Право и жизнь. — 2003. — № 63 (11). — 0,8 п.л.

19.Багандов А.Б. Принципы лицензионного права // Право и жизнь. — 2004. — № 65 (1). — 0,9 п.л.

20.Багандов А.Б. Система источников лицензионного права Россий-ской Федерации // Право и жизнь. — 2004. — № 77 (13). — 0,8 п.л.

21.Багандов А.Б. Субъекты и объекты лицензионных правоотношений // Право и жизнь. — 2008. — № 125 (8). — 0,5 п.л.

22.Багандов А.Б. Правовая природа лицензирования и его место в административном праве России // Право и жизнь. — 2008. — № 126 (9). — 0,6 п.л.

23.Багандов А.Б. Правореализующая деятельность лицензирующих органов и лицензионный контроль в современной России: Материалы Всероссийской межвузовской конференции // Права человека: вопросы истории и теории. — СПб., 2004. — 1,2 п.л.

24.Багандов А.Б. Система лицензирования в механизме воздействия на поведение субъектов правовых отношений: Материалы Всероссийской научной конференции // Стабилизация общественных отношений в Российской Федерации: правовые аспекты. — М., 2004. — 0,8 п.л.

25.Багандов А.Б. Лицензионный режим и права человека в России: Материалы международной научно-практической конференции // Обеспече-ние прав и свобод человека и гражданина. — Тюмень, 2005. — 0,3 п.л.

26.Багандов А.Б. Лицензионное производство как вид административного производства: Материалы международной научно-практической конференции // Проблемы теории и практики защиты прав человека в условиях формирования гражданского общества. — Одесса, 2005. — 0,7 п.л.

27.Багандов А.Б. Особенности лицензирования деятельности по производству элитных семян (семян элиты) // Право и жизнь. — 2005. — № 79 (2). — 0,8 п.л.

28.Багандов А.Б. Особенности лицензирования космической деятель-ности, а также деятельности по разработке, производству, ремонту и использованию авиационной технике, в том числе авиационной технике двойного назначения // Право и жизнь. — 2005. — № 78 (1). — 1 п.л.

29.Багандов А.Б. Влияние государственной политики на механизм лицензирования: Материалы круглого стола // Проблемы эффективности законодательства в современных условиях. — М., 2005. — 1,2 п.л.

30.Багандов А.Б. К вопросу о систематизации и кодификации лицензионного законодательства России: Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей и молодых ученых-юристов // Российское право в период социальных реформ. — Казань, 2006. —0,4 п.л.

31.Багандов А. Развитие лицензионного законодательства на феде-ральном и региональном уровнях // Право и жизнь. — 2006. — № 93 (3). — 0,6 п.л.

32.Багандов А. Система лицензирования в механизме воздействия на поведение субъектов правовых отношений // Право и жизнь. — 2006. — № 94 (4). — 0,5 п.л.

33.Багандов А. Перспективы систематизации и кодификации лицензи-онного законодательства // Право и жизнь. — 2006. — № 95 (5). — 0,7 п.л.

34.Багандов А. Пути сокращения форм лицензируемой деятельности // Право и жизнь. — 2006. — № 96 (6). — 0,5 п.л.