- Идея социального порядка, являясь онтологичной по своей природе, отражает уникальный характер социокультурного развития западной цивилизации. Мифологизация представлений о порядке, установления и нормы формирует эмоционально-образное восприятие действительности, основанное на дихотомичной конструкции: Порядок - Хаос, в которой Порядок предстает как структурность, упорядоченное единство, определенность, оформленность, стройность и закономерность процессов и явлений, в отличие от Хаоса - деструктивного, беспорядочного, неопределенного, бесформенного, бессистемного и непредсказуемого характера явлений и процессов. Категориально оформленная в античной культуре, идея порядка трансформируется в средневековые представления о том, что основание мира находится за пределами чувственно-воспринимаемой реальности. Категория порядка, рассматриваемая в рамках христианской теологии как неизменная, неуничтожимая данность трансцендентного Бога, предопределяет традиционный стиль жизни и стиль мышления, исключающий саму возможность преобразования и реконструкции.
- В Новое время формируются методологические концепты Старого порядка и Нового порядка. Старый порядок фиксируется как период XVIII столетия истории Западной Европы, когда доводятся до абсурда основные обычаи, образ жизни, система ценностей и способ мышления, тесным образом связанные с традиционной организацией общества, в противовес Новому порядку, господство которого проявляется в распространении новой либерально-демократической идеологии, светского мировоззрения, буржуазной системы ценностей, в формировании правовых систем и гражданского общества. Соответственно, социальный порядок рассматривается как упорядоченный комплекс взаимосвязанных социокультурных элементов, обусловленных неповторимостью стилевых характеристик данных культурно-исторических эпох, в которых стиль жизни - проявление бытия эпохи, ее свойств, раскрывающихся в повседневной, ситуативной жизни; стиль мышления - способ отражения и осмысления действительности, включающий категориальный аппарат эпохи, особенности духовной жизни, систему ценностей и стиль мышления индивида.
- Социальный порядок в западноевропейской культуре XVIII - XXI вв. существует в культурно-исторических формах Старого порядка и Нового порядка, онтологически соприсутствующих в XVIII в., сложившихся как сложный механизм взаимодействия социокультурных элементов, составляющих антропологический смысл со-бытия. Старый порядок и Новый порядок характеризуются высшей степенью самосогласованности всех элементов культуры (стилем культуры), основными из которых являются стиль жизни и стиль мышления. Старый порядок - западноевропейский культурно-исторический феномен XVIII в., который проявляется в господствующей манере поведения, культуре быта, формах общения, традиционной этике, семейных отношениях, системе воспитания и образования; а также в понятийном аппарате эпохи, духовной стилистике, системе мировоззренческих ценностей и стиле мышления индивида. Новый порядок - культурно-исторический феномен Западной Европы, формирующийся в процессе буржуазных революций и проявляющийся в стиле жизни и стиле мышления буржуазии как ведущего социального слоя общества.
- Сущность Старого порядка заключается в уникальной системе социокультурных отношений, созданной абсолютизмом XVIII в. с целью сохранения режима, при которых централизованная власть «балансирует» между вторым и третьим сословием, выступая в образе третейского судьи, тем самым, создавая иллюзию порядка и стабильности в обществе. Специфика Старого порядка - в ориентации на доминирующий аристократически-традиционный стиль жизни высших слоев общества; в антиномичности стиля мышления, синтезирующего просветительско-рационалистический и традиционный элементы сознания. Являясь социокультурной средой, носителем Старого порядка, и, обладая неповторимым стилем жизни и стилем мышления, дворянская аристократия создает те отличительные черты общения, бытового уклада, манеры, привычки, моду, образ мысли, которые заимствуются на уровне подражания практически всеми слоями населения, что дает возможность считать Старый порядок единой культурной системой.
- Идея Нового порядка, возникшая на «сломе» традиционной средневековой культуры, оформляется идеологией европейского Просвещения (теория общественного договора, естественно-правовые концепции, теория разделения властей). Ее содержание претерпевает существенную трансформацию в ходе Французской буржуазной революции 1789 г, имеющей общеевропейское значение, и отражается в первых революционных документах, проектах Робеспьера, Сен-Жюста. Утверждение идей о возможном переустройстве «Божественного порядка» позволяет человеку собственноручно моделировать свою жизнь, быт, культуру, строить социальный порядок на разумных началах. Динамика Нового порядка (в цивилизационном развитии Франции) во многом обусловлена конкретно-исторической ситуацией, сложившейся в Европе в XIX в., когда правовая система наполеоновского режима окончательно закрепляет и структурирует новые принципы, отражающие дух буржуазного общества, новую систему отношений, образ жизни и направление мысли.
- Новый порядок становится европейским образцом буржуазной культуры, воплощающей стилевое единство феноменов обыденно-практической жизни и мышления. Демократизация и эгалитаризация как основные характерные признаки Нового порядка, в целом трансформируют стиль жизни людей: направленность деятельности, быт, манеру поведения, общения, семейные отношения, внешний вид людей, костюм, создавая новый этический кодекс эпохи, составляющими элементами которого являются: прагматизм, рационализм, демократизм отношений, направленность деятельности на увеличение капитала, с целью поддержания материального достатка. Унификация стиля жизни, ориентированного на удовлетворение материальных потребностей, создает предпосылки для формирования западного общества потребления, стимулируя массовую потребность в росте производства и потребления, в поддержании прав и свобод, гарантирующих незыблемость социокультурного порядка, культивирующего комфортный образ жизни.
- Стиль мышления буржуазии как ведущего социального слоя Нового порядка включает логический строй, духовную стилистику эпохи, опирается на новую систему ценностей и формирует стиль мышления индивида в соответствии с основными запросами эпохи. Основными категориями эпохи становятся свобода, равенство, естественное право, демократия, собственность, деньги. Общую направленность духовной стилистики определяют: окончательное размежевание религии, философии и науки; рационалистические и эмпирические философские концепции; торжество научного способа познания мира, распространение антицерковных идей, атеизм. Эгалитаризм, индивидуализм, либерализм, прагматизм, рационализм, эгоцентризм превращаются в главные ценности эпохи. Стиль мышления индивида (отчасти как стиль «мышления деньгами»), характеризуется уникальными чертами, заставляя человека развивать творческие способности в предпринимательской деятельности, но в то же время подчиняется жестким правилам экономической жизни, требующей схематизации и стандартизации операций.
- Глобализационные процессы создания единой мировой системы социокультурных, финансово-экономических, политических связей приводят к трансформации идеи Нового порядка. В рамках концепции «золотого» миллиарда осуществляется попытка обоснования необходимости сохранения основ Нового порядка, поддерживающего высокий уровень жизни (в силу физической ограниченности земельных ресурсов) для тех избранных народов, которые следуют идее либеральной демократии. В связи с этим, глобализация рассматривается как безальтернативный путь построения универсальной мировой истории. Напротив, концепция «революции сознания» противопоставляет агрессивному и соревновательному стилю западной культуры модель общества, освободившегося от эгоцентрического, материалистического модуса сознания. Постмодернистский подход интерпретации процессов глобализации, рассматривая современность как период уничтожения ценностей, разрушения иерархии, девальвации моральных установок, абсолютизирует «хаос», в котором человек вынужден жить без привязки к определенному пространству, времени, семье, социальной страте, профессии, политическим взглядам, культурным основаниям. В связи с этим, постмодерн можно интерпретировать как крайнюю, доведенную до абсурда, модель Нового порядка.
- Глобализация современного мира становится условием формирования идеи Нового мирового порядка, которая отражает феномен, порожденный культурно-исторической ситуацией второй половины XX - XXI вв., основными чертами которого являются глобальная политика, экономика, культура и глобальный человек, потребительский стиль жизни и стиль мышления которого воспроизводят «универсальность» западного типа с ориентацией на либерально-демократические ценности. Новый порядок в условиях активизации процессов глобализации, по сути, разрушает собственные основания, эгалитаристские ценности, формируя одноликий футуристический образ миропорядка западного образца, в основе которого универсализм и одномерность.
1. Склярова Е.А. Старый порядок как западноевропейский культурно-исторический феномен. – Ростов-на-Дону: АПСН СКНЦ ВШ, 2006. – 10,25 п.л.
2. Склярова Е.А. Социальный порядок в западной культуре: идея и формы. – Ростов-на-Дону: АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. – 8 п.л.
Коллективные монографии
3. Склярова Е.А. Старый порядок и Новый порядок в Европейской культуре: антропологические аспекты со-бытия. В сб.: Общество как со-бытие: «система» и «жизненный мир»: коллективная монография. – Омск: СИБИТ, 2007.– 1 п.л.
4. Склярова Е.А. Западная мифология порядка: мифо-религиозные представления порядка, справедливости в обществе и жизни человека. В сб.: Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография. Глава XIII. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 0,4 п.л.
5. Склярова Е.А. Стиль мышления европейской аристократии XVII XVIII вв. В сб.: Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография. – Книга 12. Глава XV. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 1,2 п.л.
6. Склярова Е.А. Идея порядка в русском обществе XVII – XVIII вв. В сб.: Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография. – Книга 13. Глава XIII. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 0,4 п.л.
7. Склярова Е.А., Каменева И.Ю. Духовный поиск в эпоху постмодерна: общество и образование. В сб.: Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография. – Книга 19. Глава XXII. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – 0,5 п.л.
Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК для публикации основных научных результатов диссертации
8. Склярова Е.А. Французский двор XVII – XVIII вв. как социокультурная основа Старого порядка // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. – № 2. – 0,3 п.л.
9. Склярова Е.А. Стиль как неотъемлемая характеристика феномена культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. – № 3. – 0,3 п.л.
10. Склярова Е.А. Понятия стиля жизни и стиля мышления в отечественной культурологии // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. – № 4. – 0,3 п.л.
11. Склярова Е.А. Старый порядок как западноевропейский культурный феномен // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. – № 5. – 0,3 п.л.
12. Обаева Е.В., Склярова Е.А. Нравственные регулятивы в условиях глобализации мировых процессов // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ЮФУ, 2007. – № 2. – 0,4 п.л.
13. Склярова Е.А., Обаева Е.В. Современное российское общество: стиль жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ЮФУ, 2007. – № 3. – 0,3 п.л.
14. Обаева Е.В., Склярова Е.А. Современное российское общество: стиль мышления // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ЮФУ, 2007. – № 4. – 0,3 п.л.
15. Склярова Е.А., Обаева Е.В. Россия и глобализация: социокультурный аспект // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ЮФУ, 2007. – № 5. – 0,3 п.л.
16. Склярова Е.А. Новый порядок и Новый Мировой порядок // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ЮФУ, 2010. – № 2. – 0,5 п.л.
17. Склярова Е.А. Философско-культурологические теории Нового порядка // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ЮФУ, 2010. – № 3. – 0,5 п.л.
18. Склярова Е.А. Трансформация идеи и форм социального порядка в западноевропейской культуре XVIII – XXI вв. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – Пятигорск: Научно-исследовательский центр гуманитарных проблем Кавказского региона, 2010. – № 2. – 0,5 п.л.
Публикации в других научных изданиях
19. Мацко Е.А. (Склярова Е.А.). Стиль жизни и стиль мышления феодальной аристократии Западной Европы в эпоху «Старого порядка» (середина XVII-XVIII вв.) // Научная мысль Кавказа. Приложение № 1. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1998. – 0,2 п.л.
20. Склярова Е.А. «Старый порядок» и «Новый порядок» // Научная мысль Кавказа. Приложение № 4. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1999. – 0,2 п.л.
21. Склярова Е.А. Россия и глобализм // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы: сборник статей II международной конференции. – Омск: СИБИТ, 2007. – Ч.2. – 0,3 п.л.
22. Склярова Е.А. Трансформация идеи порядка в западной культуре // Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Современное общество: проблемы и направления развития». – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2007. – 0,4 п.л.
23. Склярова Е.А. Экзистенциальные размышления на тему: «Кто ты – человек III тысячелетия?» // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов. – Выпуск XXXVII. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 0,4 п.л.
24. Склярова Е.А. Глобализм как форма нового порядка // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов. – Выпуск XXXVII. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 0,4 п.л.
25. Склярова Е.А. Идея порядка в западной культуре: от античности к современности // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов. – Выпуск XXXVIII. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 0,4 п.л.
26. Склярова Е.А. Роль «высших слоев» общества как законодателей стиля жизни и стиля мышления в формировании сознания Нового времени // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов. – Выпуск 12. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 0,4 п.л.
27. Склярова Е.А. Национальные особенности культуры быта высших слоев общества Западной Европы XVII – XVIII в.в. // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов. – Выпуск 13. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 0,5 п.л.
28. Склярова Е.А. «Русский коммунизм» как модель Нового порядка XX века // Ученые записки ДЮИ. – Т.34. – Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2008. – 0,9 п.л.
29. Склярова Е.А. Трансформация западных идей Нового порядка в русском обществе I половины XIX в. Ученые записки ДЮИ. – Т.35. – Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2009. – 0,5 п.л.
30. Склярова Е.А. Идея порядка в духовной и обыденно-практической жизни современной России. Современная Россия: проблемы социально-экономического, экологического и духовно-политического развития. Всероссийская научно-практическая конференция, июнь-июль 2009 г. – Волгоград – М.: ООО «Глобус», 2009. – 0,5 п.л.
31. Склярова Е.А. Старый порядок и Новый порядок в современной культуре: аспекты межкультурной коммуникации. Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: VI Международная научно-практическая конференция. – Таганрог: НОУ ВПО ТИУ иЭ, 2009. – 0,4 п.л.
32. Склярова Е.А. Особенности культуры быта западноевропейской буржуазии в эпоху Нового порядка // В мире научных открытий. – №5. Периодическое научное издание. – Красноярск: НИЦ, 2009. – 0,4 п.л.
33. Склярова Е.А., Каменева И.Ю. Университеты и мировые тенденции глобализации // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов. – Выпуск XLIV. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – 0,5 п.л.
34. Склярова Е.А. Идея и формы социального порядка в западной культуре XVIII – XXI вв. // Философские проблемы: вчера, сегодня, завтра: ежегодный сборник научных статей кафедры философии и культурологии РГЭУ “РИНХ”. – Ростов-на-Дону: «РГЭУ “РИНХ”», 2010. – 0,5 п.л.