- Современное государство играет значительную роль в регулировании рынка, но его регулирующая роль, пределы вмешательства в частноправовую сферу в правовых системах различных государств неодинаковы. Эта роль во многом зависит от экономического потенциала государства, экономической политики и защиты собственных интересов, конечно, при условии соблюдения конституционных основ. Вмешательство государства сегодня стало атрибутом любой развитой экономической системы. Таковы, например, англосаксонская, романская, скандинавская, восточно-азиатская и, возможно, российская модели рынка. Масштабы государственного регулирования предпринимательства, его конкретные формы и методы в разных странах, безусловно, неодинаковы. Они отражают историю, традиции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геополитическое положение и многие другие факторы. Но, учитывая, что экономические законы, по которым развивается рынок, носят во многом универсальный характер, следует признать, что сферы имущественного оборота, в которые обычно вмешивается государство, достаточно традиционны, хотя оправданность, пределы и эффективность подобного вмешательства элементов в частноправовую сферу различны.
- Содержательно роль права в регулировании экономики в современных обществах с рыночной экономикой можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, а право - это средство достижения социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя и изменяя ее. По сути, принимая во внимание указанную роль права по регулированию экономических процессов и учитывая относительную самостоятельность правовых институтов и средств от сиюминутных особенностей переходного периода, можно говорить о том, что право институционально оформляет (облачает в правовую форму) существующие экономические отношения в обществе, придает рыночным механизмам статус правовых отношений, а это позволяет праву влиять на развитие таких отношений, осуществлять их охрану присущими ему специфическими средствами.
- Экономическая функция государства представляет собой деятельность органов государственной власти по обеспечению надлежащих условий для возможности реализации всеми субъектами экономической деятельности своих прав и законных интересов.
- Роль государства в рыночной экономике проявляется через систему структурных элементов экономической функции: а) создание правовой основы для принятия экономических решений - государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие экономическую деятельность, определяет права и обязанности граждан; б) стабилизация экономики - органы государственной власти направляют бюджетно-налоговую и кредитно-денежную деятельность для преодоления спада производства, снижения темпов инфляции, уменьшения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты; в) социально-ориентированное распределение ресурсов - государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор, создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.; г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии - государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.
- Усложнение в ходе исторического развития экономических связей, зарождение и становление рыночных механизмов предопределяют необходимость государственно-правового воздействия на экономические процессы, а также трансформацию российской государственности.
- Государственно-правовое регулирование экономической системы имеет пределы. Государство вмешивается в рыночную экономику посредством правовой регламентации с учетом как собственных интересов, так и интересов субъектов хозяйственной деятельности. Основная функция государства при этом - обеспечение баланса интересов.
- Основой экономической реформы в современной России должны стать постепенные преобразования действующих институтов: государственного управления, финансовой системы, прав собственности, социальной инфраструктуры. Системные (институциональные) преобразования - это единственная возможность создать опорные точки будущего экономического роста. Вся политика государственной власти в этой сфере должна быть ориентирована на создание условий для выхода из кризиса с сохранением потенциала будущего роста. Это особенно важно, если учесть, что системные изменения носят, как правило, необратимый характер.
- Трансформация экономической политики (или ее составляющих -денежно-кредитной и финансовой) должна осуществляться только при условии проведения реальных преобразований в институциональной сфере, ориентированных на сокращение государственного вмешательства в экономику. Поэтому экономическая политика государства должна быть подчинена решению главной задачи - созданию конкурентной рыночной экономики, базирующейся на ресурсном и научно-техническом потенциале России.
- Исследование взаимозависимости системы обеспечения экономической безопасности (как одной из основных функций государства) и форм государственного регулирования сферы экономики предопределяет изучение ее именно с позиций системного подхода, так как система обеспечения безопасности призвана защищать жизненно важные интересы личности, общества и государства, а последние, по мнению автора, должны представлять собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития человека, общества и государства, именно человека, а не личности. Безопасность, в том числе и экономическая, ее понятие, с нашей точки зрения, должны рассматриваться с позиций приоритета общечеловеческих ценностей, а сама деятельность по обеспечению безопасности человека, общества и государства - в качестве объективной необходимости, имеющей общесоциально-экономическую и нравственную ценность, непосредственно юридическую значимость.
- В эффективной системе государственного финансового контроля заинтересованы все субъекты бюджетной политики и бюджетного процессаРоссийской Федерации, поскольку соблюдение бюджетной дисциплины позволит обеспечить интересы российского государства, общества, отдельного гражданина, будет способствовать экономической безопасности государства и, в конечном счете, усилению власти, т.к. соблюдение принципов законности в финансовой сфере не самоцель, а основание для создания мощного процветающего государства во благо его граждан. Для этого необходимо дальнейшее развитие демократии, строительство гражданского общества и правового государство. Только в развитом гражданском обществе и правовом государстве возможен эффективный социальный контроль и действенный государственный финансовый контроль.
- Анализ основных форм и методов воздействия государственно-правовых предписаний, содействующих возникновению и формированию рыночных отношений в России, обосновывает тезис о необходимости сохранения ведущей роли государства в регулировании экономических процессов в переходном состоянии общества, что диктуется четырьмя обстоятельствами: во-первых, только государство, как официальный представитель общества, способно проводить в жизнь определенную экономическую политику в масштабе всей страны; во-вторых, только государство обладает таким универсальным средством управления делами общества как законодательство и, в силу этого, устанавливать правовой режим экономических отношений, закреплять правовые основы функционирования рынка; в-третьих, государство располагает специальным аппаратом охраны и защиты института собственности, обладает монополией на осуществление принуждения в этих целях; в-четвертых, государство аккумулирует в своих руках (через государственный бюджет) средства для обеспечения национальной экономической безопасности.
- Современный этап развития российского государства характеризуется как переходный, государство решает следующие важные задачи в сфере экономики: создание системы регулирования рыночной экономики, демонополизация различных сфер и формирование здоровой конкурентной среды, эффективное преобразование наиболее важных государственных систем - налоговой, кредитной, бюджетной, денежно-кредитной и т.д. Направления, формы и методы, механизм деятельности государства не остаются неизменными, вместе с развитием общества, изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение и уточнение функций государства.
1.Хусаинов З.Ф. Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации / З.Ф. Хусаинов // Ученые Записки Казанского государственного университета. Том 149. Кн.6. Серия «Гуманитарные науки». – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. – С.95-116. (1,3 п.л.).
2.Хусаинов З.Ф. Политико-правовая сущность, содержание и характеристика государственной экономической политики / З.Ф. Хусаинов // «Чёрные дыры» в российском законодательстве. Юридический журнал (“Black Holes” in Russian Legislation). - 2008. - № 2 – С. 94-95 (0,125 п.л.).
3.Хусаинов З.Ф. Экономическая политика: проблема понимания / З.Ф. Хусаинов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. - № 2. - С.49-51 (0,15 п.л.).
4.Хусаинов З.Ф. Правовое регулирование экономических процессов в федеративном государстве / З.Ф. Хусаинов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. - № 3. - С.69-71 (0,15 п.л.).
5.Хусаинов З.Ф. Государственно-правовое регулирование социаль-но-экономического развития: постановка проблемы / З.Ф. Хусаинов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. - № 4. - С.82-84 (0,25 п.л.).
6.Хусаинов З.Ф. Механизм обеспечения экономической безопасности общества и государства в процессе создания основ рыночной экономики в России / З.Ф. Хусаинов // Ученые Записки Казанского государственного университета. Том 150. Кн.5. Серия «Гуманитарные науки». – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2008. – С.85-99 (0,95 п.л.)
7.Хусаинов З.Ф. Методы государственного регулирования экономических отношений: проблемы теории и практики / З.Ф. Хусаинов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. - № 5. - С.72-74 (0,15 п.л.).
Монографии:
8.Хусаинов З.Ф. Функциональная характеристика экономической деятельности государства (вопросы теории и практики) / З.Ф. Хусаинов. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. (9, 2 п.л.).
9.Хусаинов З.Ф. Экономическая функция Российской государственности: вопросы теории, истории и политико-правовой практики / З.Ф. Хусаинов. – М.: Изд-во «Nota Bene», 2007. - 16 п.л.
10.Хусаинов З.Ф. Экономико-правовая политика Российской Федерации на современном этапе / З.Ф. Хусаинов // Проблемы права и экономики / под ред. З.М. Фаткудинова, Р.Н. Салиевой. - Казань: Познание, 2008. - С.5-50 (2,8 п.л.).
11.Хусаинов З.Ф. Экономическая функция российской государствен-ности: социально-правовые и политические аспекты / З.Ф. Хусаинов. – Ка-зань: Изд-во Казанск. ун-та, 2008. – 296с. (17,2 п.л.).
Работы, опубликованные в иных изданиях:
12.Хусаинов З.Ф. Экономическая функция государства: основные подходы к определению понятия и сущности / З.Ф. Хусаинов // Правоохранительная деятельность в России: теория и практика: сб. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей / под общ. ред. В.П. Сальникова. - Вып. 11 - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. – С.18-22 (0,4 п.л.).
13.Хусаинов З.Ф. Экономическая система современной России: политико-правовые и социально-экономические проблемы / З.Ф. Хусаинов // Проблемы развития современного общества и правоохранительные органы: сб. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей / под общ. ред. В.П. Сальникова. - Вып. 12. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. – С.27-29 (0,3 п.л.).
14.Хусаинов З.Ф. Природа и содержание экономической функ-ции государства, формы ее реализации: научный доклад / З.Ф. Хусаинов.- Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 44 с. (2,8 п.л.).
15.Хусаинов З.Ф. Теоретико-методологические аспекты исследова-ния экономической системы общества: научный доклад / З.Ф. Хусаинов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 36 с. (2,3 п.л.).
16.Хусаинов З.Ф. Государственно-правовое регулирование экономических отношений: историко-правовой аспект: научный доклад / З.Ф. Хусаинов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 44с. (2,7 п.л.).
17.Хусаинов З.Ф. Экономическая глобализация: понятие, сущность и правовые формы: научный доклад / З.Ф. Хусаинов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 72 с. (4,5 п.л.).
18.Хусаинов З.Ф. Право собственности в условиях глобализации государственно-правовой системы: научный доклад / З.Ф. Хусаинов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 20 с. (1,2 п.л.).
19.Хусаинов З.Ф. Государственная экономическая политика в условиях глобализации: политико-правовая сущность, содержание и характеристика: научный доклад / З.Ф. Хусаинов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 52 с. (3,2 п.л.).
20.Хусаинов З.Ф. Государственно-правовое регулирование института собственности: экономические и социальные аспекты: научный доклад / З.Ф. Хусаинов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 52 с. (3,2 п.л.).
21.Хусаинов З.Ф. К вопросу об экономико-правовом понимании глобализации / З.Ф. Хусаинов // Сборник статей по итогам всероссийской научной конференции «Миграционная политика в контексте экономической безопасности России» (27 февраля 2008 г.). – М.: Изд-во Академии экономической безопасности МВД России, 2008. – С.34-38 (0,3 п.л.).
22.Хусаинов З.Ф. Государство и право в переходный период: роль в становлении новой экономики / З.Ф. Хусаинов // Сборник статей по итогам межвузовской всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Основные направления развития экономики России и новые зада-чи обеспечения экономической безопасности и противодействия экономи-ческой преступности» (16 апреля 2008 г.). - М.: Изд-во Академии экономической безопасности МВД России, 2008. - С. 45-49 (0,3 п.л.).
23.Хусаинов З.Ф. Экономические противоречия и экономическая безопасность государства / З.Ф. Хусаинов // Актуальные проблемы юридической науки: сб. науч. тр. - Вып.5. – Тольятти: ТГУ, 2008. - С.169-183 (0,85 п.л.).
24.Хусаинов З.Ф. Национальная экономика – основа экономической системы общества и государства / З.Ф. Хусаинов // Актуальные проблемы юридической науки: сб. науч. тр. - Вып.5. – Тольятти: ТГУ, 2008. - С.184-194 (0,65 п.л.).