Научная тема: «НЕФОРМАЛЬНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ДИСКУРС: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ГРАФФИТИ)»
Специальность: 10.02.19
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Современные студенческие граффити представляют собой системно организованный пласт народной культуры и речевого творчества, демонстрирующий лингвокреативную деятельность неформально организованного студенческого социума. Фазовыми качествами лингвокреативной деятельности являются «условие на входе» и «социальная успешность», первое из которых отражает предварительную заданность речетворческих предпочтений (актуальность предмета интерпретации, аспект видения, степень «разложения» фокализуемого предмета), второе - использование феноменологиче­ских данных языка в соответствии с предпочтениями социума.
  2. Граффити в силу синкретичности феномена образуют особый модус языковой действительности, обладающий «своей» системой средств и способов репрезентаций мира, обеспечивающей узнаваемый стиль последних. Стиль дискурса отражает философское, логическое, эстетическое видение мира, общее для членов социума, и рассматривается как совокупность устойчиво фиксируемых характерных черт социотворчества (языковых, стилистических, тематических, коммуникативных).
  3. Семантические парадигмы неформального студенческого дискурса, коррелируя с языковой семантикой и интерпретативной традицией, демонстрируют специфичный тематический и «предметный» репертуар, ракурс и эмоционально-оценочную маркированность репрезентаций мира. Фокализуемые объекты действительности представлены в дискурсе ключевой лексической парадигмой, порогом квалификации ключевого статуса которой является показатель концентрации семантически и идеографически схожих лексем в «1 % словоупотреблений». Лексемы ключевой парадигмы выступают номинантами «объектов» концептуального пространства дискурса, наиболее актуальными из которых являются концепты «женщина», «мужчина», «человек», «студент». Интерпретативную тенденцию в исследуемом дискурсе составляют табуированные смыслы, семантика негативных оценок, воздействий, создание негативного впечатления о предмете речи или противоречие с ментальными представлениями о нем.
  4. Технологическими принципами студенческого граффитийного речетворчества являются конкуренция с ментальными представлениями о стандартных ситуациях и объектах действительности, сингулярные и оппозитивные репрезентации последних, детабуизация тем и средств их репрезентации, стремление к минимальным формальным расхождениям с известными языковыми средствами при передаче специфичных смыслов. Технология создания отпрецедентных граффити представляет собой систему способов и приемов, использующую потенциал особой концентрации формально-содержательных, стилистических, экспрессивных элементов языка; герменевтический потенциал определенных историй и философских позиций, представленных в культуре этноса; потенциал ритмико-синтаксического клиширования / трансформирования элементов культурного фона, измененных конситуативных и контекстных условий функционирования языковых и речевых стандартов, разного рода трансформаций (звукобуквенных, лексических, синтаксических) и интерпретативов (лексических, синтаксических).
Список опубликованных работ
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1. Жаргон в речи студента / А. Ю. Ларионова // Вестн. УГТУ-УПИ. № 6 [26]. Екатеринбург, 2003. С. 48–52 (0,2 п. л.).

2. Контаминированный характер речи студентов как реакция на влияние социума / А. Ю. Ларионова // Вестн. УГТУ-УПИ. Сер. Филология. № 8 [60]. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. С. 141–149 (0,6 п. л.).

3. Квазифразеологизмы в молодежной субкультуре / А. Ю. Ларионова // Вестн. УГТУ-УПИ. Сер. Филология. № 8 [60]. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. С. 216–226 (0,7 п. л.).

4. «Обманутое ожидание»: о сингулярном принципе построения текста / А. Ю. Ларионова // Вестн. УГТУ-УПИ. Сер. Филология. № 3 (74). Ч. 3: Язык и культура: методика преподавания филологических дисциплин. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. С. 274–286 (0,6 п. л.).

5. О ключевой лексике неформального студенческого дискурса: модель анализа / А. Ю. Ларионова // Вестн. Южноурал. гос. ун-та. Сер. Лингвистика. Вып. 4, № 1 [73]. Челябинск, 2007. С. 16–23 (0,75 п. л.).

6. Студенческое граффити как дискурсивный текст / А. Ю. Ларионова // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2. Гуманитарные науки. Вып. 14, № 53. Екатеринбург, 2007. С. 120–129 (0,85 п. л.).

7. Концепт «мужчина» в студенческих граффити: разнообразие номинаций и социумно специфичная маркированность / А. Ю. Ларионова // Изв. Рос. гос. пед. ун-та имени А. И. Герцена. № 12 (84). Сер. Общественные и гуманитарные науки (философия, история, социология, политология, языкознание, экономика, право, культурология, педагогика, психология, методика обучения): Научный журнал. СПб., 2008. С. 135–147 (1 п. л.).

8. Особенности номинации человека в неформальном студенческом дискурсе / А. Ю. Ларионова // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. № 2. М., 2009. С. 36–44 (0,8 п. л.).

9. О функционировании общих названий человека в студенческом речетворчестве / А. Ю. Ларионова // Вестн. Южноурал. гос. ун-та. Сер. Лингвистика. Вып. 9, № 25 [158]. Челябинск, 2009. С. 18–23 (0,7 п. л.).

Монографии:

10. Неформальный студенческий дискурс в социолингвистическом и лингвокультурологическом аспектах (на материале граффити) : монография / А. Ю. Ларионова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. 392 с. (26,5 п. л.).

Публикации в сборниках научных трудов и материалах научных конференций:

11. Проблема культуры общения – проблема культуры речи / А. Ю. Ларионова // Русский язык и культура (изучение и преподавание). М., 2000. С.59–60 (0,2 п. л.).

12. Речевой этикет: необходимость и реальность / А. Ю. Ларионова // Виноградовские чтения : Прагматические аспекты грамматической и лексической семантики : тез. докл. науч. конф., 2 февраля 2000 г. М., 2000. С. 45 (0,2 п. л.).

13. К вопросу о вербальном имидже человека / А. Ю. Ларионова // Язык и культура: матер. регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2001. С. 40–42 (0,1 п. л.).

14. К вопросу о речевой культуре иностранцев / А. Ю. Ларионова // Лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург: УрГУ, 2001. С. 243–244 (0,2 п. л.).

15. Новый облик устойчивых словосочетаний / А. Ю. Ларионова // Актуальные проблемы русского языка и культуры речи : тез. докл. и сообщ. III Всерос. школы-семинара. Иваново, 2004. С. 71–73 (0,1 п. л.).

16. Коммуникативные предпочтения в речи студентов / А. Ю. Ларионова // Совершенствование языковой компетенции и культуры речи в вузах негуманитарного профиля : сб. науч. тр. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2004. С. 51–59 (0,45 п. л.).

17. Прецедентные тексты в молодежной речи (на материале квазифразеологизмов) / А. Ю. Ларионова // Новая Россия: новые явления в языке и в науке о языке : матер. Всерос. науч. конф. 14–16 2005 г. Екатеринбург, Россия / под ред. Л. Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. С. 454–460 (0,4 п. л.).

18. О социокультурной специфике инноваций в неформальном студенческом дискурсе / А. Ю. Ларионова // Риторика и лингвокультурология : матер. межвуз. науч. конф., посвящ. юбилею Урал. гос. пед. ун-та, Екатеринбург, 25–26 ноября 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. С. 57–63 (0,3 п. л.).

19. Студенческий социум и его дискурс / А. Ю. Ларионова // Речевая коммуникация на современном этапе : социальные, научно-теоретические и дидактические проблемы : матер. международ. науч.-практ. конф. 5–7 апреля 2006 г. Ч. 1. М.: МГУС, 2006. С. 136–141 (0,45 п. л.).

20. Дискурсивная специфика как следствие современного «культурного распредмечивания» / А. Ю. Ларионова // Русистика в условиях глобализации : современное состояние и тенденции : тез. КАПРЯЛ. Пекин, 2006 (0,1 п. л.).

21. О некоторых приемах освоения прецедентных текстов в неофициальном студенческом дискурсе / А. Ю. Ларионова // Русская речь в современном вузе : матер. Второй международ. науч.-практ. интернет-конф. / отв. ред. д. п. н., проф. Б. Г. Бобылев. 15 октября–15 декабря 2005 г., ОрелГТУ. Орел: ОрелГТУ, 2006. С. 98-102 (0,3 п. л.).

22. Отношения предпочтения в дискурсе: аспекты анализа / А. Ю. Ларионова // Изв. УрГПУ. Сер. Лингвистика. Вып. 19 / Урал. гос. пед. ун-т / отв. ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2006. С. 232–247 (1 п. л.).

23. «Территория праздника» в студенческом дискурсе / А. Ю. Ларионова // VERBUM: язык, текст, словарь : сб. науч. тр.: Посвящ. юбилею Л. Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. С. 363–375 (0,7 п. л.).

24. Граффити как синкретичный тип естественной речи (на материале неформального студенческого дискурса) / А. Ю. Ларионова // Докл. Международ. науч.-практ. конф. «Технологии и инновации в педагогике, психологии и лингвистике»: сб. Вып. 7. М.: НОУ МЭЛИ, 2006. С. 421–438 (0,35 п. л.).

25. Актуализация формального плана текста в аспекте дискурсивной специфики социума (на материале граффити) / А. Ю. Ларионова // Мова : Науково-теоретичний часопис з мовознавства. № 11. Одеса: Астропринт, 2006. С. 94–101 (0,75 п. л.).

26. Условия вхождения текста в социум / А. Ю. Ларионова // Классический университет в российском образовательном пространстве : сб. матер. международ. науч.-метод. Конф. 11–12 октября 2006 г. Пермь, 2006. С. 133–134 (0,1 п. л.).

27. Оппозитивность как стиль неформального студенческого дискурса / А. Ю. Ларионова // III международ. науч. конф. «Язык, культура, общество» (Москва, 27–30 сентября 2007 г) : тез. докл. М., 2007. С. 265–266 (0,15 п. л.).

28. О дискурсивной специфике студенческого социотворчества (на материале вторичных текстов) / А. Ю. Ларионова // Теоретическая семантика и системная лексикография: эволюция интерпретаций на рубеже веков : тез. докл. и сообщ. Всерос. науч. конф., посвящ. 80-летию Э. В. Кузнецовой, 8–9 нояб. 2007 г., Екатеринбург, Россия / под ред. Л. Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007 (ХVI Кузнецовские чтения). С. 79–82 (0,2 п. л.).

29. Концепт «женщина» в студенческих граффити / А. Ю. Ларионова // Иностранные языки и литература в международном образовательном пространстве: сб. науч. тр. Т. 1. Екатеринбург, 2007. С. 375–383 (0,45 п. л.).

30. Социолект, дискурс, социум: отношения обусловленности / А. Ю. Ларионова // Инновации в исследованиях русского языка, литературы и культуры. Конф. МАПРЯЛ, Болгария, Пловдив (31.10. – 03.11.2006). Сб. докл. Университетское изд-во «Паисий Хилендарский». Пловдив, 2007. Том 2. С. 55–61 (0,5 п. л.).

31. Контекстно-конситуативное освоение прецедентных текстов в неформальном студенческом дискурсе / А. Ю. Ларионова // Русский язык : человек, культура, коммуникация : сб. статей. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2008. С. 339–344 (0,45 п. л.).

32. Общие названия человека / совокупности людей в студенческих граффити: особенности функционирования / А. Ю. Ларионова // Современная языковая ситуация в свете лингвокреативной деятельности : матер. Международ. науч. конф. «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива» Екатеринбург, 24 апреля 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. С. 95–100 (0,3 п. л.).

33. Дискурсивные реализации слова в аспекте лексикографических и издательских проблем / А. Ю. Ларионова // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы : Матер. Международ. науч.-практ. конф. Вып. 2. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2009. С. 227–233 (0,5 п. л.).

34. О PR-составляющей неформального студенческого дискурса / А. Ю. Ларионова // Связи с общественностью в деловой сфере : коммуникативные, социальные, политические аспекты : матер. Международ. науч.-практ. конф., 22–24 мая 2009 г. Рос. гос. ун-т туризма и сервиса Калинингр. фил. Калининград: ООО «Аксиос», 2009. С. 23–27 (0,4 п. л.).

35. О словарном значении и дискурсивных реализациях ключевых слов / А. Ю. Ларионова // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы – II : сб. тез. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2009. С. 31–33 (0,2 п. л.).

36. Неформальные дискурсивные практики как явление естественной городской речи / А. Ю. Ларионова // Русский язык: человек, культура, коммуникация – II. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2010. С. 72–78 (0,35 п.. л..).

37. Редукция ментальных оснований как фактор субкультурных проявлений в современном речетворчестве (на материале студенческих граффити) / А. Ю. Ларионова // Матер. международ. конф. «Ахановские чтения» под эгидой МАПРЯЛ «Язык  Общество – Время» / науч. ред. Э. Д. Сулейменова. Алматы: Қазақ университеті, 2010. Т. 2. С. 55–59. (0,35 п. л.).