- В рамках диссертационной работы социальная безопасность исследована в качестве теоретико-правовой категории, доказана ее ценность в правовом отношении. Результаты исследования подтверждают принципиальную значимость системного изучения социально-правовых явлений, потребностей общественной практики и осуществления правового воздействия на социальную жизнь.
- В авторской концепции социальная безопасность представлена как государственно-правовой институт, включающий действенный комплекс механизмов и структур по обеспечению и защите основ жизнеустройства, прав и свобод человека, устойчивого социального порядка, сохранению правовых и нравственных ценностей. На основе углубленного историко-правового анализа наследия правовой и политической мысли исследована и раскрыта взаимосвязь социальной безопасности с развитием конкретных государственно-правовых систем.
- Диссертант делает вывод о том, что непременным условием обеспечения социальной безопасности является основанная на международных стандартах правовая политика государства, имеющая целевую, инструментальную и результативную составляющие. Разработанная автором диссертации структурная модель правовой политики в сфере социальной безопасности включает в качестве элементов ее направления, функции, средства реализации, организационно-контрольные меры и критерии эффективности. Диссертант определяет правовую политику государства в сфере социальной безопасности как совокупность юридических норм, институтов и отношений, обеспечивающих правовые условия развития личности, общества и государства.
- Обстоятельное изучение международного опыта нормативного закрепления политики по контролю за оборотом наркотиков, научное осмысление альтернативности ее моделей, практических вопросов правовой политики в сфере оборота наркотиков в странах СНГ позволили диссертанту сделать вывод о том, что различие в подходах государств к проблеме распространения наркомании раскрывает ее правовую и социальную остроту. Анализ зарубежного опыта формирования в государствах законодательных основ политики контроля над наркотиками показал наличие противоборства между тенденцией последовательной антинаркотической политики и толерантным отношением общества к наркотикам. Автор диссертации на основе теории прав человека, базовых принципов прав человека, закрепленных в международно-правовых документах, обосновывает юридическую несостоятельность и социальную опасность принятия закона о легализации наркотиков. Подобный закон нарушил бы основополагающий принцип единства прав и свобод человека на всей территории государства. Диссертант полемизирует с точкой зрения, согласно которой запрет потребления наркотиков будто бы противоречит субъективным правам и интересам. Но влечение к наркотикам является выражением ложного интереса и не может быть предметом субъективного права. Право потреблять наркотики в случае его признания разрушает правовой базис общества и меру разумного социального поведения. Приводя аргументы в доказательство своей позиции, диссертант делает вывод о том, что общественные отношения, возникающие в связи с наркотической зависимостью человека и созданием угрозы для жизни других людей, не могут быть предметом правового регулирования на законодательном уровне.
- Реализация правовой политики в сфере борьбы с наркотиками способствует формированию государственной антинаркотической системы, конкретизируя необходимые направления деятельности на всех уровнях. Диссертант предлагает устойчивую взаимосвязь Государственного антинаркотического комитета с антинаркотическими комиссиями субъектов Российской Федерации дополнить горизонтальной координацией, создав в федеральных округах региональные центры внедрения инновационных разработок с привлечением потенциала институтов гражданского общества. Направленность и приоритеты деятельности подобных центров разработаны автором диссертации на основе практики и позитивных форм антинаркотической работы в российских регионах. Диссертант отстаивает положение о том, что усиление координации антинаркотической деятельности местных, региональных, федеральных структур на организационной и правовой основе создает необходимые основания для действенного функционирования механизмов антинаркотической системы: по управлению антинаркотической деятельностью и контролю за ней; по реализации целевых антинаркотических программ; по межрегиональному и международному сотрудничеству в области противодействия незаконному обороту наркотиков.
- Диссертантом разработана комплексная стратегия борьбы с распространением наркомании и наркопреступности на уровне субъекта Российской Федерации, способная стать основой результативной правовой антинаркотической политики в субъекте, которая включает следующие выявленные и необходимые направления: определение целей, задач, мер антинаркотической деятельности в субъекте РФ; формирование региональной антинаркотической системы, ядром которой должна быть исполнительная власть субъекта РФ, объединяющая имеющиеся возможности и ресурсы для проведения правовой антинаркотической политики на подведомственной территории; разработка идеологии противодействия незаконному потреблению наркотиков, отвечающей правовой защите социальных ценностей; создание модели управления антинаркотической деятельностью на уровне субъекта РФ и на местном уровне; усиление правового регулирования противодействия наркотикам и их незаконному обороту, включая обновление и совершенствование нормативных правовых актов субъекта РФ в части реализации антинаркотической политики на его территории; развертывание широкой антинаркотической информационно-разъяснительной работы среди населения городов и районов с учетом различных социально-возрастных категорий; построение тесного взаимодействия региональной и местной власти и институтов гражданского общества в антинаркотической деятельности; выработка активных форм противодействия наркотикам с учетом культурно-национальных особенностей, исторических и народных традиций региона; контроль за наркоситуацией во всех территориальных образованиях субъекта РФ; сотрудничество по обмену опытом и развитию антинаркотической деятельности.
- Автор диссертации отстаивает приоритетный общегосударственный характер профилактики наркомании, усиление ее правового регулирования путем принятия специального Федерального закона «О профилактике распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации». Обоснованность данной меры заключается в опережающем правовом регулировании профилактики наркомании в ряде субъектов РФ и в необходимости создания единой правовой основы профилактики наркомании в Российском государстве. Диссертант считает, что укреплению превентивных мер борьбы с наркотиками способствуют повышение правового статуса семьи, усиление прокурорского надзора за исполнением законов, связанных с антинаркотической политикой, а также неотвратимости наказания за правонарушения в сфере оборота наркотиков.
- Диссертант полагает, что постоянная деятельность государства в сфере борьбы с наркотиками должна быть усилена включением в нее социальных регуляторов для сокращения числа наркоманов и количества наркопреступлений. Отмечая необходимость большого объема антинаркотической работы разнопланового характера, автор диссертации выделяет параметры оценки качества антинаркотической политики: превентивность, опережающий характер, скоординированность действий государственных структур. Государственная антинаркотическая политика определяется диссертантом как комплекс целей, задач, мер, методов, направленных, с одной стороны, на противодействие незаконному обороту наркотиков, а с другой - на восстановление и развитие человеческого потенциала России.
- С позиций государственной правовой политики в сфере социальной безопасности в работе обосновано формирование объективно необходимого современного механизма участия гражданского общества в противодействии распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков. В данном контексте автором диссертации разработаны и предложены модели совместной работы и сотрудничества органов государства и институтов гражданского общества по реализации антинаркотической политики, в частности, в правотворческой и координационной деятельности, информационном взаимодействии при проведении антинаркотической пропаганды, в осуществлении общественных полезных инициатив, обеспечении общественной безопасности, активизации социального партнерства в области профилактики наркомании, в культурно-воспитательной деятельности. Диссертант считает, что влияние институтов гражданского общества на законодательную и правоприменительную деятельность органов власти отвечает цели упрочения демократических основ Российского государства, его правовой и социальной природы.
- Диссертантом выявлены перспективные направления государственной правовой политики в сфере социальной безопасности для преодоления наркомании в российском обществе. В работе обоснованы приоритеты инновационной политики в социально-экономической сфере; эффективной антиалкогольной политики; объективной информационной политики; правового сдерживания противоправного поведения; культурной политики с усилением правового воспитания граждан. Автор диссертации аргументирует вывод о том, что решение задач правовой политики государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками тесно связано с дальнейшим формированием и совершенствованием правовой системы российского общества.
1.Фролова Н.А., Зазулин Г.В. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт. – М.: Орбита-М, 2003. – 272 с. – 17,0 п.л./9,0 п.л.
Рец.: Бутылин В., Гладких Р. Независимый научно-правовой журнал «Право и жизнь». – 2004. – № 1(65). – С. 340–344; Рец.: Серегин Н.С. Против распространения наркомании // Государство и право. – 2004. – № 8. – С. 120–121.
2.Фролова Н., Халлберг Т., Зазулин Г. Практика антинаркотической дея-тельности городов и направления ее совершенствования. Научно-прак¬тическое издание. Вып. 1. – М.: Орбита-М, 2005. – 160 с. – 10,0 п.л./ 6,0 п.л.
Рец.: Кулиев М.-П.Р. Союз науки и общества – мощный ресурс про-тиводействия наркоагрессии // Ученые записки Российского государ-ственного социального университета. – 2006. – № 1(49). – С. 131–132.
3.Фролова Н.А. Проблемы исследования социальной безопасности современной России: теоретико-правовые аспекты: Научный доклад. – М.: Орбита-М, 2006. – 56 с. – 3,5 п.л.
4.Фролова Н.А. Идеология социальной безопасности и правовая политика государства: теоретический и исторический аспект. Моногра-фия. – М.: Изд-во ООО «АВА-БЕСТ», 2007. – 144 с. – 9,0 п.л.
Рец.: Ширяев Ю.Е. К вопросу о социальной безопасности и правовой политике ее обеспечения // Юридический мир. – 2007. – № 10(130). – С. 23–24.
5.Фролова Н.А. Правовая политика российского государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками: вопросы теории и практики: Монография. – М.: Изд-во ООО «Леминс», 2008. – 472 с. – 29,5 п.л.
Рец.: Понкин И.В. Наркомания как фактор разрушения общества // Безопасность Евразии. – 2008. – № 2 (32). – С. 451–452.
6.N.Frolova, T. Hallberg. Anti-drug Activities in the cities. Modern Practice and Ways to Its Improvement. Scientific & Practical Edition. Vol. 1. Moscow-Stockholm, Orbita-M publishers, 2006. – 144 p. – 9.0 Рl./5.5 Рl.
II. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования научных результатов диссертационных исследований
7.Фролова Н.А. Социальная безопасность российской семьи: социально-правовой аспект // Социальная политика и социология. – 2006. – № 3(31). – С. 181–189. – 0,5 п.л.
8.Фролова Н.А. Вопросы совершенствования правового обеспечения экономической безопасности в условиях наркотизации российского общества // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2006. – № 6. – С. 187–196. – 1,1 п.л.
9.Фролова Н.А. Безопасность российской семьи в современных условиях // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. – 2006. – № 4(16). – С. 213–218. – 0,6 п.л.
10.Фролова Н.А. О потенциале отечественной истории политиче-ской и правовой мысли // Государственная служба. – 2006. – № 5(43). – С. 85–87. – 0.25 п.л.
11.Фролова Н.А. Социальная безопасность – ключевой фактор обеспечения качественной жизни граждан России // Вестник Московского университета МВД России. – 2007. – № 1. – С. 59–61. – 0,3 п.л.
12.Фролова Н.А. Подходы мыслителей древних цивилизаций к познанию идеи социальной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. – 2007. – № 3. – С. 147–150. – 0,4 п.л.
13.Фролова Н.А. Преемственность и новизна осмысления социаль-ной безопасности в историческом наследии развития средневековых государств // Вестник Московского университета МВД России. – 2007. – № 5. – С. 189–192. – 0,5 п.л.
14.Фролова Н.А. Эволюция идеи социальной безопасности в понимании правоведов и политиков Нового времени // Вестник Московского университета МВД России. – 2007. – № 8. – С. 119–123. – 0,7 п.л.
15.Фролова Н.А. Отражение идеи социальной безопасности в политико-правовой мысли Новейшего времени // Вестник Московского университета МВД России. – 2008. – № 1. – С. 50–52. – 0,4 п.л.
III. Статьи в научных периодических изданиях и сборниках научных трудов
16.Фролова Н.А. К современным подходам изучения социально-пра¬вовых проблем России – через творческие идеи Питирима Сорокина // Материалы научно-практической конференции «Теоретическое наследие П.А. Сорокина и актуальные проблемы научных исследований». – М., 2002. – С. 44–52. – 0,4 п.л.
17.Фролова Н.А. Вопросы безопасности в теоретических работах и государственной деятельности Николая Мордвинова // Правовые вопросы российской государственности: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Г.В. Мальцева, В.А. Зайцева; Отв. ред. Н.А. Фролова. – М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2002. – С. 96–107. – 0,8 п.л.
18.Фролова Н.А. Сохранение культурно-правовых ценностей – путь к консолидации общества // Россия в системе глобальных социальных координат (II Международный социальный конгресс 25 ноября 2002 года). – М.: Изд-во МГСУ, 2003. – Т. 2. – С. 392–394. – 0,15 п.л.
19.Фролова Н.А. Публичный интерес в ранней и средневековой русской правовой мысли // Право и гражданское общество в современной России: Сборник научных статей / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С. 152–168. – 1,0 п.л.
20.Фролова Н.А. Совершенствование теоретико-правовой подготовки государственных служащих – на повестку дня // Вечернее обучение: востребованность десятилетия (1992–2002 гг.) / Под ред. Бакушева В.В., Демидова Ф.Д. – М.: ООО «Стикс-ЕМТК, 2003. – С. 63–67. – 0,2 п.л.
21.Фролова Н.А. Реальная угроза духовной безопасности российского общества // Муниципальный мир. – 2003. – № 4. – С. 32–34. – 0,25 п.л.
22.Фролова Н.А. Совершенствование антинаркотической политики в Российской Федерации: к анализу вопроса // Вестник аналитики. – 2004. – № 1(15). – С. 189–211. – 1,1 п.л.
23.Фролова Н.А. Наркотизация общества – внутренняя угроза социальной безопасности // Научный Альманах Высоких Гуманитарных Технологий (НАВИГУТ), 2004. – № 3(19). – С. 164–172. – 0,6 п.л.
24.Фролова Н.А. Социальное творчество несовместимо с наркотиками: взгляд на проблему // Повышение качества жизни населения – важнейшая проблема Российской Федерации: Сборник научных статей ко II Международному форуму «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества». Ч. I. – М.: Муниципальный мир, 2004. – С. 142–156. – 0,9 п.л.
25.Фролова Н.А. История правовых учений // Энциклопедия госу-дарственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц / Том II. Ж-Л. Отв. ред. И.Н. Барциц. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – С. 148–149. – 0,15 п.л.
26.Фролова Н.А. Роль семьи в профилактике наркомании // Судьба семьи – судьба отечества (материалы Международного конгресса «Российская семья», посвященного 10-летию Международного года семьи в России). – М.: Изд-во РГСУ, 2005. – С. 168–172. – 0,4 п.л.
27.Фролова Н.А. Стратегия борьбы с современной наркоситуацией на уровне субъекта Российской Федерации // Стратегия государственного реагирования на наркоситуацию в условиях субъекта Российской Федерации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / УФСКН по РБ. – Уфа: Информреклама, 2005. – С. 186–191. – 0,5 п.л.
28.Фролова Н.А. Обоснование идеи безопасности в концепции Михаила Сперанского // Актуальные проблемы государства и права: Сборник научных трудов. – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. – С. 275–283. – 0,5 п.л.
29.Фролова Н.А. Кто защитит здоровую часть общества? (материалы Круглого стола «Экстремизм и дискриминация: взгляд за пределами штампов») // Национальные интересы. – 2005. – № 5. – С. 27–28. – 0,15 п.л.
30.Фролова Н.А. Об актуализации антинаркотического воспитания в профилактике наркомании // Семья и образование. Материалы II Международного конгресса «Российская семья». – М.: Изд-во РГСУ, 2006. – С. 119–124. – 0,25 п.л.
31.Фролова Н.А. Социальная безопасность как правовая ценность // Актуальные проблемы теории и истории государства и права на современном этапе: Материалы международной научно-практической конференции 17 апреля 2006 г. Часть I. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – С. 57–62. – 0,4 п.л.
32.Фролова Н.А. Формирование культуры жизни – основа преодоления социального зла (К анализу опыта антинаркотической деятельности в Республике Башкортостан) // Башкортостан: Год профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Хроника. События. Стратегия / УФСКН по РБ. – Уфа: Информреклама, 2006. – С. 150–157. – 0,5 п.л.
33.Фролова Н.А. Усиление правовых и организационных мер по противодействию наркотизации российского общества // Общество против наркотиков / Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Казань; «Медицина», 2006. – С. 253–256. – 0,25 п.л.
34.Фролова Н.А. Повышение культуры российского общества как направление оптимизации качественной жизни // Повышение качества жизни населения – важнейшая проблема Российской Федерации: Сборник научных докладов и статей по материалам III Международного форума «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества». Ч. 2. – М.: Муниципальный мир, 2006. – С. 289–301. – 0,5 п.л.
35.Фролова Н.А. Реальное укрепление социально-правового статуса семьи – приоритетный ресурс развития России // Семья и здоровье. Материалы III Международного конгресса «Российская семья». – М.: Изд-во РГСУ, 2006. – С. 213–215. – 0,15 п.л.
36.Фролова Н.А. Актуальные вопросы противодействия наркоситуации в российском обществе // Итоговые материалы Всероссийской конференции «Профилактика наркомании и борьба с незаконным оборотом наркотиков» и научно-практического семинара «Современные технологии профилактики наркомании и наркопреступности». – М.: Изд-во РГСУ, 2007. – С. 241–246. – 0,3 п.л.
37.Фролова Н.А. Методология государственно-политического противодействия наркоагрессии // Координация взаимодействия органов государственной власти и учреждений системы образования по профилактике наркомании в общеобразовательной и студенческой среде / УФСКН по РБ. – Уфа: Информреклама, 2007. – С. 164–173. – 0,6 п.л.
38.Фролова Н.А. Инновации и опыт в профилактике наркотизма: диалектика взаимодействия // Инновационные технологии профилактики наркотизма. Опыт реализации муниципальных антинаркотических программ / УФСКН по РБ. – Уфа: Информреклама, 2007. – С. 112–115. – 0,5 п.л.
39.Фролова Н.А. Совершенствование российского антинаркотического законодательства в условиях современных преобразований // Развитие законодательства на современном этапе: доклады и сообщения, VIII Междунар. науч. конф. Москва, 17 апреля 2008 г. – М.: РГГУ, 2008. – С. 141–149. – 0,5 п.л.
40.Фролова Н.А. Право и борьба с наркоманией // Национальные интересы. – 2008. – № 2 (55). – С. 49–53. – 0,5 п.л.
41.Фролова Н.А. Актуальные вопросы совершенствования механизма защиты российского общества от наркотиков // Комплексное воздействие на наркоситуацию в административно-территориальном образовании. Программно-целевые методы, алгоритмы решения проблем профилактики наркотизма: стандарты и региональный опыт / УФСКН по РБ. – Уфа.: Информреклама, 2008. – С. 52–58. – 0,4 п.л.
42.Фролова Н.А. Актуализация антинаркотической деятельности в укреплении региональной безопасности // Наркобезопасность и наркопораженность на муниципальном уровне: обмен практическим опытом российских городов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2008. – С. 133–136. – 0,25 п.л.