Научная тема: «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 23.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Согласно теории дуализма местное самоуправление несет в себе и государственное, и общественное начала, являясь, с одной стороны, своеобразным продолжением, низовым уровнем государственного управления, с другой - легитимным выразителем интересов местных сообществ. В своих онтологических предпосылках местное самоуправление обнаруживает возможность различных вариантов развития и функционирования. При этом самостоятельность или отсутствие таковой представляются пределами, до которых может дойти институт местного самоуправления в своем развитии или деградации, не создавая при этом опасности распада всей системы. За пределами местной автономии или, напротив, ее полного отсутствия, наступает скачкообразный рост рисков управленческих решений и непредсказуемости их результатов, утрата управляемости социальными, экономическими, политическими процессами. Внутри этих пределов существует возможность развивать потенциал местного самоуправления, сохраняя стабильность системы публичного управления в целом.
  2. Развитие местного самоуправления имеет разные направления: институционализация, де-институционализация, ре-институционализация. Институционализация местного самоуправления представляет собой актуализацию, реализацию и легитимацию сущностных характеристик и функций местного самоуправления в пространстве публично-властных отношений и системе публичного управления. Де-институционализация представляет собой противоположный процесс, в результате которого существующие формальные и неформальные нормы и практики взаимодействия становятся более спорными, неопределенными и прерывистыми (дискретными). Ре-институционализация как промежуточный процесс подразумевает трансформацию сущностных характеристик института под влиянием различных нормативных и организационных принципов и характеризуется одновременными институциональными изменениями разной направленности. На конкретном отрезке времени могут сосуществовать различные тенденции в виде отдельных, не связанных или слабо связанных между собой норм и практик. Ре-институционализация ведет к нарастанию противоречий и неопределенности институционального статуса местного самоуправления, разрыву общесистемных и внутрисистемных взаимодействий.
  3. Институциональное развитие местного самоуправления в каждой стране имеет историческую обусловленность и преемственность, свою специфику и зависит от динамики отношений между центральной, региональной и местной властью, основа которых формируется на этапе образования и становления национального государства. Этим обусловливаются не только страновые и региональные модели местного самоуправления, но также общие закономерности его генезиса и эволюции. Российское государство с самого начала развивалось как государство, где строгая централизация сочеталась с самодеятельностью местных сообществ, и где местное самоуправление не противоречило центру, а представляло собой обязанность, способ осуществления государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации во многом наследует данной модели, хотя и вынуждено приспосабливаться к новым реалиям, учитывать и адаптировать зарубежный опыт.
  4. Общесистемные взаимодействия определяют внешнюю институциональную среду местного самоуправления. Институциональная среда местного самоуправления включает конституционный статус, систему гарантии прав, административно-территориальную организацию, систему распределения обязательств и полномочий, институты обеспечения участия муниципалитетов в принятии решений на общенациональном и региональном уровне, институты муниципальной ответственности перед государством, систему государственного контроля и межбюджетных отношений. Динамика внешней институциональной среды представлена тенденциями централизации или децентрализации отношений между уровнями власти и управления. Доминирование одной из них не играет существенной роли в институциональном развитии местного самоуправления и в большей степени является реакцией системы публичного управления на социальные, экономические, политические и технологические изменения более общего характера. При этом децентрализация способствует росту потенциала и расширению институциональных рамок местного самоуправления. В нашей стране смена процессов централизации и децентрализации всегда сопровождалась радикальными социально-политическими преобразованиями с последующей стабилизацией.
  5. Основными факторами институционализации местного самоуправления в Российской Федерации стали острая политическая борьба и отсутствие согласованных стратегий (конвенций) относительно целей, задач и перспектив развития государства и общества. Радикальная общественно-политическая трансформация обусловила диффузию различных моделей, взглядов и концептов, в конечном счете - неопределенность институционального развития местного самоуправления, нарастание общесистемных и внутренних противоречий, неоднократные попытки реформировать институт местного самоуправления и политическую систему в целом. Радикальные социально-политические преобразования характеризуются нормативно-правовой и функционально-управленческой неопределенностью, создают потребность в новых субъектах управления и активизации социально-политических коммуникаций. При этом роль местного самоуправления заключается не только в поддержании стабильности на местах, но обеспечении взаимной адаптации прежних и новых практик, вовлечении человеческого и социального капитала в преобразовательные процессы. В период стабилизации значение местного самоуправления меняется. Институциональное ослабление сопровождается формализацией процесса согласования интересов между локальными, региональными и общенациональными акторами. Основным механизмом регулирования межуровневых отношений становится централизованное перераспределение ресурсов и полномочий.
  6. Институциональное развитие местного самоуправления в Российской Федерации является составной частью общенационального и региональных политических процессов, основные моменты которых определяют содержание отдельных этапов: слом советской системы и организации власти и управления на местах; формирование новых органов местного самоуправления; реформа местного самоуправления в условиях централизации властных полномочий и усиления административной регламентации управления.
  7. Влияние национально-государственного строительства на институционализацию местного самоуправления заключается в возможности формирования принципиально новых отношений между центральной, региональной и местной властью. Особое значение данный феномен имел в национальных республиках, получивших в начале 1990-х гг. статус субъектов Российской Федерации, где процесс становления и развития местного самоуправления был особенно сложным и противоречивым.
  8. Институционализацию местного самоуправления в Российской Федерации можно определить как адаптационную модель, которая предполагает вариативность институционального развития в рамках существующей системы публичного управления. В связи с этим представляется актуальным выделение специфической области теоретического и практического знания об основных задачах, перспективах и способах совершенствования местного самоуправления.
Список опубликованных работ
Монографии и главы в монографиях

1.Становление и развитие местного самоуправления в республиках Поволжья в 90-х гг. ХХ в. - М.: Социально-политическая мысль, 2008. – 220 с.

2.Социальная политика и межсекторное взаимодействие в регионах и муниципальных образованиях России. Общий сравнительный обзор // Социальная политика в контексте межсекторного взаимодействия / Ин-т социологии РАН; отв. ред. А. С. Автономов, И. Н. Гаврилова. - М.: Изд-во Главного архивного управления г. Москвы, 2009. - С.237-291.

3.Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы институционального развития. - М.: Институт социологии РАН, 2011. – 290 с.

Статьи в изданиях, из перечня ВАК

4.Реформа советской системы управления на местах в 90-х годах ХХ века (на примере республик Поволжья) // История государства и права. - 2002. - № 4. - С. 33-38.

5.Региональная социальная политика в аспекте социального взаимодействия // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. «История и политические науки». - 2008. - № 4. - С. 166-172.

6.Коммуникативные аспекты реформы местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. «История и политические науки». - 2009. - № 1. - С.174-180.

7.Социальная политика в регионах Российской Федерации в контексте межсекторного взаимодействия // Политическая экспертиза (ПОЛИТЭКС). - 2009. - № 1. - С. 143-160.

8.Децентрализация государственного управления: теоретические модели и страновая специфика // Политика и общество. - 2010. - № 3. - С.43.-51.

9.Социальные проблемы в контексте реформ управления: европейский опыт // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. «Юриспруденция». - 2010. - № 3. - С. 26-32.

10.Центр, регионы и местное самоуправление: трансформация отношений // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. «История и политические науки». - 2010. - № 4. - С. 158-162.

11.Развитие общественно-политических представлений о государстве и местном самоуправлении в дореволюционной России // История государства и права. - 2010. - № 22. - С.34-37.

12.Институциональное развитие местного самоуправления в условиях постсоветской общественно-политической трансформации // Политика и общество. - 2010. - № 7. - С. 52-60.

13.Центральное управление и самоуправление национальных территорий в России: исторический опыт и современные проблемы // Политическая наука - 2011. - № 1. – 1,0 а. л.

14.Основные подходы и перспективы в зарубежных исследованиях местного самоуправления // Политические исследования (ПОЛИС). - 2011. - № 1. – 0,8 а. л.

Другие публикации по теме диссертационного исследования

15.Социально-экономические условия реформирования местного самоуправления в Республике Марий Эл // Государственная власть и местное самоуправление. - 2002. - № 3. - С. 17-24.

16.Органы общественного самоуправления в малом городе (на примере г. Волжска Республики Марий Эл) // Местное самоуправление в контексте социального партнерства. - М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2004. - С. 154-171.

17.Особенности реформы местного самоуправления в республиках Волго-Вятского региона // Проблемы политологии. - Вып. 4. - М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2004. – С. 134-149.

18.Деятельность органов местного самоуправления в условиях рыночной реформы в РФ // Проблемы политологии. - Вып. 5. - М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2004. - С. 63-81.

19.Некоторые аспекты развития социального партнерства в регионах Российской Федерации // Проблемы политической социологии. - 2006. - Вып. 4. - С. 49-64.

20.Социальные смыслы в диалоговых процессах современного общества // Диалог культур в контексте современного общества. Материалы «круглого стола». Ч. I. - М.: МГУКИ, 2006. - С. 22-31.

21.Некоторые аспекты развития местного самоуправления в условиях регионализации Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 5. - С. 28-31.

22.Муниципальное управление: ориентация на результат // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 12. - С.11-15.

23.Система государственного и муниципального управления Российской Федерации. Программа курса и методические указания для студентов. - М.: МГУКИ, 2007. – 28 с.

24.Региональные аспекты социальной политики Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - № 1. - С. 16-20.

25.Социальные представления и реальность российского местного самоуправления // SCHOLA – 2008: Сб. науч. ст. филос. фак-та МГУ / Под ред. Е.Н. Мощелкова. - М.: Социально-политическая мысль, 2008. - С. 246-252.

26.Реформа местного самоуправления в контексте социально-экономических преобразований 1990-х гг. (на примере республик Поволжья) // Experimentum–2009: Сб. науч. ст. филос. фак-та МГУ / Под ред. Е.Н. Мощелкова. - М.: Воробьев А. В., 2008. - С. 137-145.

27.Опыт и возможности социального партнерства в местном сообществе // Актуальные проблемы современной науки. Мат-лы межд. научн.-практ. конф. (X Невские чтения). - СПб.: Изд-во Невск. Ин-та языка и культуры, 2008. - С. 88-91.

28.Местное сообщество: возможности социального взаимодействия // Реформа местного самоуправления: исторический опыт и современность: сб. материалов всерос. заоч. конф. (март 2008 г.). - Магнитогорск, 2008. - С. 141-146.

29.Потенциал межсекторного взаимодействия в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации // Проблемы государственной политики регионального развития России. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4 апреля 2008 г.). - М.: Научный эксперт, 2008. - С. 532-544.

30.Социальные ресурсы регионального развития // Россия: общество, власть, государство (Вторые казанские социологические чтения): материалы Всерос. науч. конф.; Казань, 22-23 мая 2008 г.: в 4 т. Т. 2. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - С. 92-97.

31.Региональное развитие России в геополитическом контексте // Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания. - Вып. 2. / Под ред. И. И. Абылгазиева, И. В. Ильина. - М.: МАКС Пресс, 2009. - С. 320-332.

32.Социальная политика в условиях децентрализации управления 90-х гг. ХХ в. // Управление в XXI веке: материалы III международной научно-практической конференции. 15 апреля 2009 г., г. Киров / под ред. В. Т. Юнгблюда, Е. А. Юшиной. - Киров: Изд-во ВятГУУ, 2009. - С. 225-228.

33.Роль межсекторного взаимодействия в повышении эффективности региональной социальной политики // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 4. Часть II / Редкол.: Пивоваров Ю. С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - С. 242-428.

34.Местное самоуправление в отношениях центра и регионов: европейские и российские трансформации // V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменения: стратегии, институты, акторы». Тезисы докладов. Доклады. - М.: РАПН, 2009. - С. 421-422.

35.Институты гражданского общества как субъекты социальной политики в регионе // Проблемы социально-политической теории и практики в современном мире. Материалы международной науч.-практ. конф. 5-6 декабря 2008 г. - Чебоксары: Новое время, 2009. - С. 68-77.

36.Реформа государственного управления: «политическая мозаика» vs «властная вертикаль» // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Международная конференция. Екатеринбург, 26-27 ноября 2009 г. Сб. ст. Ч. 1 / Сост. И. Д. Тургель. - Екатеринбург: УрАГС, 2009. - С. 211-214.

37.Проблемы социальной политики в контексте административно-государственных реформ: европейский и российский опыт // Эффективность государственного управления в современных российских условиях: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 17 марта 2009 года; под общ. ред. И. Н. Барцица. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - С. 234-247.

38.Взаимодействие власти и общества в процессе социального реформирования: российский и европейский опыт // Актуальные проблемы современной науки. Мат-лы межд. научн.-практ. конф. (XII Невские чтения). - СПб.: Изд-во Невск. Ин-та языка и культуры, 2010. - C. 176-182.

39.Взаимодействие власти и общества в решении социальных проблем: Региональный аспект // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Труды VI всеросс. научн.-практ. конф. 27-28 мая 2010 г. Ч. 2. Сб. науч. тр. / Ред.: Ю. С. Пивоваров (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - С.271-274.

40.Современные концепции и реформы публичного управления: зарубежный опыт // Современные тенденции в исследовании и преподавании новой и новейшей истории зарубежных стран. Мат-лы всеросс. научн.-практ. конф., 24 ноября 2010 г. - Рязань: Изд-во РГУ, 2010. - С. 61-64.