- Правовая помощь по уголовным делам зарождалась и приобретала значимость как важный компонент межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью. Первоначально она сводилась к выдаче лиц, совершивших преступления, а отдельные виды правовой помощи реализовались только на основе доброй воли или принципа взаимности. Однако уже в XIX -- начале XX в. процесс криминализация общества потребовал перехода к межгосударственному договорному сотрудничеству в этой сфере. Заключенные СССР в 50-е гг. XX столетия договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ознаменовали начало формирования международно-правового института правовой помощи по уголовным делам.
- Правовая помощь по уголовным делам - это предмет многопланового, нормативно разнообразного международно-правового регулирования. В наши дни ощущается особая потребность в преодолении традиционного понимания института правовой помощи как совокупности исключительно либо преимущественно положений двусторонних и региональных договоров (конвенций) о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам или о правовой помощи по уголовным делам, а также о выдаче и передаче осужденных. Сегодня правовая помощь регламентируется разнохарактерными по предмету регулирования договорами с неоднозначным содержанием и различным официальным статусом - межгосударственными, межправительственными, межведомственного характера. Это и те договоры (конвенции, соглашения, уставы, протоколы и т. п.), в которых основные нормативные предписания в соответствии с главным предметом регламентации сопровождаются, дополняются правилами о взаимной правовой помощи. Эти вспомогательные правила имеют субсидиарный характер, однако обогащают в привязке к этому главному предмету понимание и применение правовой помощи.
- Особо значимыми в этом контексте представляются универсальные, охватывающие большинство государств международные конвенции (конвенции Организации Объединенных Наций) о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, о предотвращении и пресечении наиболее опасных деяний, вызывающих озабоченность международного сообщества. К ним примыкают имеющие аналогичную ориентацию региональные конвенции, прежде всего акты, принятые в рамках Совета Европы. Такие международные конвенции (конвенции ООН) определяют понятия и составы преступных деяний, эффективные меры уголовной ответственности, содержат иные материальные нормы и вместе с тем включают статьи о процессуальных аспектах сотрудничества государств, о взаимной правовой помощи, о выдаче, о совместных расследованиях, о взаимодействии в целях конфискации доходов от преступлений, имущества и т. д. Благодаря такому комплексному восприятию основных традиционных и современных, имеющих субсидиарное назначение норм становится доступным для анализа весь спектр регламентации правовой помощи по уголовным делам.
- Применительно к правовой помощи по уголовным делам ощутима ценность таких разновидностей международных договоров, как межправительственные договоры и договоры межведомственного характера, которые являются преимущественно двусторонними, а в отдельных случаях - локальными, региональными. Будучи основаны на договорах с межгосударственным статусом (мы имеем в виду иерархию, закрепленную в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации»), межправительственные и межведомственные соглашения по вопросам борьбы с преступностью и противодействия отдельным преступным проявлениям конкретизируют нормы более общего содержания, способствуют оперативному решению назревших проблем. Такие соглашения обогащают законодательную регламентацию предписаниями, адресованными компетентным правоохранительным органам, ответственным за определенные сферы сотрудничества, за реализацию норм о правовой помощи.
- В диссертации с учетом суждений О.И. Тиунова вводятся в оборот во всем их многообразии и подвергаются структурному анализу международные договоры межведомственного характера. В ней анализируются соглашения, традиционно заключаемые федеральными органами исполнительной власти (Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и др.), а также межведомственные соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, предусмотренные в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и Положении о Следственном комитете при прокуратуре РФ. Расширительное толкование договоров межведомственного характера подкрепляется анализом Положения о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в котором закреплено полномочие по заключению международных договоров межведомственного характера в установленной сфере деятельности. Детальное изучение в отмеченном понимании международных договоров (соглашений) межведомственного характера позволило проникнуть в закрытые ведомственными традициями профессиональные компоненты оказания правовой помощи по уголовным делам.
- К числу источников, регламентирующих отдельные вопросы, связанные с оказанием правовой помощи по уголовным делам, следует относить учредительные акты международных организаций и их органов, в компетенцию которых входит координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с международной преступностью. Резолюции, принимаемые Советом Безопасности ООН по пресечению преступлений против мира и безопасности человечества, международного терроризма, являются, по мнению диссертанта источниками международного права и обязывают государства оказывать друг другу всестороннюю юридическую помощь. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, относящиеся к «мягкому праву», включающие типовые договоры о правовой помощи, о выдаче лиц, о передаче уголовного судопроизводства, не рассматриваются в качестве источников международного права. Тем не менее государства воплощают эти стандарты в своих договорах и практике, а также во внутреннем законодательстве. Эти документы с полным основанием можно рассматривать как вспомогательные предписания, дополняющие основные источники, регламентирующие правовую помощь по уголовным делам. Уставы Интерпола и Европола следует считать источниками международного уголовного и уголовно-процессуального права. Нормы этих документов также носят субсидиарный характер по отношению к основным источникам, регламентирующим правовую помощь по уголовным делам. Этот вывод относим и к актам, принятым в рамках Содружества Независимых Государств, в том числе к Положению о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.
- Международные судебные органы, предназначенные для отправления правосудия за международные преступления, руководствуются в своей деятельности уставами (статутами), содержащими нормы международного права и, что особо важно, нормы, регламентирующие взаимную правовую помощь. Эти нормы целесообразно рассматривать в системе комплекса источников, регламентирующих правовую помощь по уголовным делам. Сказанное касается Уставов Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, Уставов Трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде, в которых отмечается, что юрисдикция международного трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов государств. Соотношение международной и национальной юрисдикции мы рассматриваем с точки зрения взаимодействия и оказания правовой помощи. Предусмотренная уставами параллельная юрисдикция есть не что иное, как расширительное толкование принципа неотвратимости наказания (или международным судом, или национальным) за международные преступления, а также «указание» для эффективного сотрудничества судебных учреждений. Обширный объем правовой помощи, предусмотренный Статутом Международного уголовного суда (МУС) свидетельствует о ее значимости и необходимости при осуществлении уголовного правосудия. Позиция диссертанта заключается в том, что нормы, регламентирующие взаимную правовую помощь в Римском статуте, относятся к тому кругу источников, которые наряду с решением основной задачи выполняют функцию регуляторов правовой помощи.
- Существование международного уголовного права как самостоятельной (специфической) отрасли широко признается в науке международного права. В систему норм, кодифицирующих международное уголовное право, принято включать как материальные, так и процессуальные правила, регламентирующие взаимную правовую помощь по уголовным делам. В связи с этим в плане диссертационного исследования важно определить место правовой помощи по уголовным делам в международном уголовном праве. Учитывая разнообразие источников, нормы которых составляют международное уголовное право, отметим, что нормы, регламентирующие правовую помощь, представляют собой юридический инструментарий международного сотрудничества и входят в правовую систему государств. Более того, наличие данных норм и их содержание убедительно подтверждают одну из ведущих ролей правовой помощи как института международного уголовного права.
- Международное уголовно-процессуальное право, находящееся в стадии становления, содержит нормы, среди которых доминирующая роль отводится нормам, регламентирующим правовую помощь по уголовным делам. Они представляют собой самостоятельный международно-правовой институт в общей системе норм, кодифицирующей международное уголовно-процессуальное право.
- С учетом того обстоятельства, что правовая помощь по уголовным делам рассматривается как межотраслевой компонент, представленный нормами уголовного права, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права, административного права, правоприменительная практика нередко основной акцент делает на отраслевые нормативные предписания без учета требований международных договоров. Коллизии норм национального законодательства и норм международного права по вопросам правовой помощи отрицательно сказываются на ее реализации. В диссертации предлагается комплексная трактовка, обеспечивающая совмещение в этой сфере международно-правового и внутригосударственного подходов.
1.Правовая помощь по уголовным делам как межотраслевой нормативный комплекс: Монография – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2008 – 404с. (23,48 п.л.)
2.Глава: Международное право в деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти. §5. Генеральная прокуратура Российской Федерации: Международное право: Учебник для вузов/Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2006 – 710с. (0,7 п.л.).
3.Выдача как институт взаимной правовой помощи: научно-практическое пособие. Екатеринбург. Банк культурной информации. 2007 – 120с. (6,04 п.л.).
4.Правовая помощь по уголовным делам: Международное право: Учебник для вузов/Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма (в печати) (07 п.л.)
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
5.К вопросу о понятии правовой помощи по уголовным делам//Российский юридический журнал. 2007 № 4 с. 80-88 (0,6 п.л.)
6.Правовая защита как элемент международных договоров//Современное право. 2007. № 8 С. 104-110 (0,5 п.л.)
7.Применение норм международного права в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации// Российский юридический журнал. 2008 № 2 С. 94-99 (0,4 п.л.).
8.Международное сотрудничество и правовая помощь// Законность.2008. № 3. с. 34-38 (0,4 п.л.)
9.Учредительные акты международных судов, регулирующие правовую помощь по уголовным делам// Российское правосудие. 2008. № 4. с. 46-53 (0,5 п.л.)
10.Правовая помощь как комплекс норм в международном уголовном праве//Современное право 2008. № 5. с. 88-95
11.Правовая помощь в международном уголовно-процессуальном праве// Московский журнал международного права. 2008 № 2 с. 158-171 (08 п.л.).
12.Правовая помощь по уголовным делам – соотношение международно-правовых и внутригосударственных аспектов //Правоведение. 2008. № 3. (0,7 п.л.).
13.Виды правовой помощи по уголовным делам: вопросы теории/ Журнал российского права 2008 №7. с. 40-48 (0,7 п.л.)
Публикации в иных изданиях
14.Нормы Совета Европы и правопорядок в Российской Федерации. В книге Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию со дня принятия ООН Всеобщей декларации прав человека. Сборник. – Уфа: РИЦ Баш ГУ, 1999. – 356 (0,7 п.л.).
15.К вопросу о понятии и формах проявления международного терроризма// Российский юридический журнал. 2000. № 2 (0,5 п.л.)
16.Европейский Суд по правам человека: индивидуальные жалобы. (в соавт.) Екатеринбург, 2002 – 63с. (1 п.л.)
17.Европейские конвенции: борьба с преступностью и правовая помощь по уголовным делам (в соавт.) Екатеринбург, 2002 с. 127 (5 п.л.).
18.Шанхайская организация сотрудничества: правовые вопросы сотрудничества в сфере безопасности: обзорные материалы. (в соавт). Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия» Екатеринбург 2007 – 14с. (0,8 п.л.).
19.Международное сотрудничество в борьбе с наркопреступностью: Сборник документов. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия» 2007. – 208с. (в соавт). (10,3 п.л.)
20.Межправительственные соглашения как регуляторы правовой помощи по уголовным делам: Международно-правовые чтения. Вып. 6/Отв. ред. П.Н. Бирюков – Воронеж: Изд. Воронежского гос. университета. 2008 – 195с. (0,7 п.л.)
21.Международно-правовая ориентация как практически значимый компонент подготовки кадров для Следственного комитета при прокуратуре РФ//Подготовка кадров для органов прокуратуры в условиях образования Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации: Материалы научно-практической конференции (Екатеринбург, 22 марта 2008г.)/ Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ» 2008. – 112с. (0,3 п.л.).