- Власть является истоком события человеческой жизни и совместности людей друг с другом. Власть и событие не совпадают. Событие понимается как то, что возникает в результате действия власти. Власть не есть событие, но себя в нем обнаруживает. Концептуализация силового, властного понимания бытия и сущего вырастает в традиции динамического (от досократиков) и событийного понимания бытия (от философии жизни, экзистенциализма). Связь власти и события показана в понятиях силы, возвращения, различия, диалектики различия и повторения на материале философии Ф. Ницше, М. Хайдеггера, Ф. Юнгера, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра, а антропологическое измерение власти рассмотрено через обращение к философии М. Хайдеггера, А. Кожева, А. Бадью,
Ж. Рансьера. - Обнаружение экзистенциального смысла власти позволяет говорить о власти не как о посторонней силе и насилии, но как о значимой и фундированной в жизни человека. Субъект событийного свершения как субъект власти - это человек решительный (М. Хайдеггер), признанный (Г. Гегель, А. Кожев,
Ю. Хабермас), верный и упорствующий (А. Бадью), это субъект действующий. Власть в диссертации определяется как способ (на)(у)правления силой, энергией, способность свершения. Власть - способ организации силы, с помощью которой конкретное сущее стремится утвердить себя в бытии. У так понимаемой власти есть интенция (она устремлена), у нее есть то, на что она направлена, ресурс и основание в виде силы, она реализует себя в логике возвращения и выражает себя через различие и повторение. Власть не только институт, она укоренена в экзистенции, сингулярна и всякий раз требует своего утверждения заново. Она разворачивается в повседневности и в онтологически существенных ситуациях, таких как поступок, любовь, совесть, труд, богатство и пр. - В диссертации утверждается, что в понятии признания (Х. Арендт, Г. Гегель, М. Вебер, А. Кожев, Ю. Хабермас, А. Хоннет), символической власти (П. Бурдье, Ж. Бодрийяр, С. Жижек), соблазна (Ж. Бодрийяр, Ж.-П. Сартр, Р. Салецл) обнаруживается новый ресурс в концептуализации господства в ХХ веке. Господство вышло за пределы экономической и политической сферы, становясь сложнее, превращеннее, оно скрывается в порядке повседневного и культурного сущего, происходит укрепление мягких форм господства, внедряющихся в пространство медиа. В диссертации обоснована необходимость расширения поля анализа власти через введение понятия «ситуации», «ситуации власти» как «ситуации человека», что позволяет рассматривать власть не как асимметричное отношение господства, но как «центр инициатив» и раскрывает ее созидательный, производительный характер.
- В исследовании показано, что власть как владение и распоряжение вещами включает в себя способность обозрения, опыт присвоения и управления вещами. Власть по модели владения описывается на материале анализа богатства и собственности. Богатство в диссертации трактуется как особый тип экзистирования, который связан с полнотой владения, включающего в себя опыт избыточности человеческого бытия (щедрость, дар, нищета, потеря), риска и осмотрительности (привлечен концепт «бытия на авось» К.С. Пигрова) и т.д. В работе развивается идея избыточности бытия как истока свершений (Ф. Ницше, Ф. Юнгер). В исследовании выделены и описаны три экзистенциальные стратегии власти над вещами: созидательная (трудовая), стяжательская, авантюрная. Власть в созидательной стратегии имеет инструментальный характер, в стяжательской стратегии открывает себя как произвол, а в авантюрной выражается в способности человека управлять(ся) стихийной силой случайности.
- В диссертации любовь рассмотрена как феномен власти, на этом материале разработано понятие власти по модели призывания/признания другого. Власть в любви объявляет о себе в способе управления и предъявления силы, избытка бытия, его событийного становления. Ситуация любви описана с точки зрения силы (выделены два силовых канала любви: нежность и страсть), опасности (разработаны два типа этоса в зоне любовной опасности: «преодоление опасности», «обживание опасности»), фундаментальных угроз любви, диалектики и правил любовной борьбы. Социальное измерение любви проанализировано через понятие соблазна (стратегия желания и стратегия влечения), феноменов безоговорочной любви, любви с первого взгляда, опыта любовной зависимости. Власть призывания/признания имеет характер принудительной силы как в экзистенциальном, там и в социальном смысле.
- В исследовании власть совести представлена как специфическая власть над собой. В событии совести открывается силовой и властный характер осуществления человеческого бытия. Совесть конструируется через силу экзистенции в событии ее возвращения к истоку. Совесть - феномен власти, принципом ее осуществления выступает возвращение или событие обращения на себя «зова» бытия (в виде воли, запрета и пр.) или закона (Л. Альтюссер). В социально ориентированных концептах (Ф. Ницше, З. Фрейд, М. Фуко, гендерная критика) совесть - репрессивное возвращение человека к закону, норме; в экзистенциально-антропологических (И. Кант, М.М. Бахтин, М. Хайдеггер) совесть - власть, сила, обращающая человека к самому себе. Онтологические аспекты власти совести эксплицированы через выделение в ее целостной структуре возвращения, силы, вызова и ответа.
- С опорой на феноменологические и антропологические концепции священного (М. Вебер, Р. Отто, П. Бергер, М. Элиаде), энергийную антропологию (В.В. Бибихин, С.С. Хоружий), философию Ж. Батая разработано понятие власти по модели служения. Власть служения описана со стороны ее событийности, избыточности, синергии, опыта причастия, а также проинтерпретирован феномен «зависимости» от священного. На материале исихазма показано, что власть священного является практикой управления множественными энергиями твари, практикой направления силы экзистенции к власти трансцендентного. Выделен алгоритм установления власти священного в судьбе человека (этап послушания, преображения, осмысленный опыт служения). Порядок и власть священного рассматриваются как практики управления собой. Человек здесь не против власти, но на ее стороне.
- На платформе анализа техники, проведенного М. Хайдеггером, Э. Юнгером, Ф. Юнгером, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом, в диссертации обоснован тезис о том, что природа технической избыточности выражает избыточность экзистенции, осмысление последней задает путь к пониманию экзистенциального смысла власти техники. На материале анализа техники разработано понятие власти по модели произведения. В исследовании выделены два смысла техники: с одной стороны, техника - это орудие, средство для присвоения энергии и силы природы человеком, с другой стороны, это технэ, искусство, способ действия. В работе показан процесс миграции господства из сферы политического в область технического (культура технократизма, тенденция внедрения технической рациональности в сферу идеологии, технизация повседневности современного человека).
- В диссертации справедливость рассматривается как феномен власти, который имеет не только институциональное, но и экзистенциальное измерение. Справедливость реализует свой смысл только в ситуации совместности людей друг с другом. Ситуация справедливости описана со стороны оснований для своей организации, принципов справедливости (как распределения), конституирования субъекта справедливости (обладающего свободой, вменяемостью, способностью расслышать голос должного бытия), силы внедрения всеобщего в пространство свободы (концепт «я как каждый» П. Рикера). В работе описаны формы отпадения от справедливости: несправедливость выражает себя в непризнании, оскорблении, нарушении обязательства и разнообразных стратегиях уклонения от справедливости. Показано, что человек не только создает справедливость, но и находится во власти ее принципов.
1. Соловьева С.В. На стороне власти: очерки об экзистенциальном смыс-ле власти. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. 247 с.
Рецензии на монографию:
Борисов С.В. «На стороне» и «по ту сторону» власти. Рецензия на книгу: Соловьева С.В. На стороне власти: очерки об экзистенциальном смысле власти. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009 // Философия и культура. 2010. № 6 (30). С. 110–113.
Костомаров А.С. Человек перед вызовом власти, или как возможно неполитическое прочтение власти // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2010. № 3 (77). С. 244–246.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:
2. Соловьева С.В. Любовь как феномен власти // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 38–50.
3. Соловьева С.В. Событие как поступок // Вестник Самарского государ-ственного университета. Гуманитарная серия. 2005. № 4 (38). С. 13–19.
4. Соловьева С.В. Власть совести: потрясение и побег // Соловьева С.В. Социум и власть. 2007. № 3 (15). С. 46–52.
5. Соловьева С.В. Богатство и собственность как опыт власти над вещами // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2009. № 1 (67). С. 3–9.
6. Соловьева С.В. Некоторые наброски об экзистенциальном смысле власти // Личность. Культура. Общество. М., 2009. Вып. 4. С. 446–452.
7. Соловьева С.В. Экзистенциальные стратегии власти над вещами: труд, стяжательство, авантюра // Вестник Российского государственного универси-тета им. Иммануила Канта. Сер.: Гуманитарные науки. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. Вып. 6. С. 73–82.
8. Соловьева С.В. Власть и человек: экзистенциальный смысл власти // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2010. № 7 (81). С. 132–136.
9. Соловьева С.В. Сила и власть техники: избыток или нехватка? // Изве-стия Саратовского государственного университета. Серия «Философия. Пси-хология. Педагогика». 2010. Т. 10. Вып. 4. С. 41–46.
10. Соловьева С.В. Власть справедливости в бытии человека // Философия социальных коммуникаций. Волгоград, 2010. № 4 (13). С. 79–85.
Статьи, опубликованные в других научных изданиях, тезисы конференций и семинаров:
11. Соловьева С.В. Ситуация и событие // Ничто и порядок. Самарские семинары по французской философии: коллективная монография / под ред. В.А. Конева, В.Л. Лехциера. Самара: Изд-во «Универс групп», 2004. С. 263–283.
12. Соловьева С.В. Тело как событие // Ничто и порядок. Самарские се-минары по французской философии: коллективная монография / под ред. В.А. Конева, В.Л. Лехциера. Самара: Изд-во «Универс групп», 2004. С. 202–221.
13. Соловьева С.В. Университет как место власти // Идея университета и топос мысли: материалы конференции, посвященной 25-летию кафедры философии гуманитарных факультетов СамГУ/ под ред. В.А. Конева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. С. 140–153.
14. Соловьева С.В. Проблема историчности вещей: музей, антиквариат (некоторые соображения на тему «Системы вещей» Ж. Бодрийяра) // Вестник Самарского муниципального института управления. 2005. № 3. С. 116–123.
15. Соловьева С.В. Сила и любовь // Любовь и творчество как универса-лия бытия: материалы ХIV Всероссийской научно-практической конференции «Человек в культуре России» / отв. ред. В.В. Винокуров. Ульяновск: Изд-во «УИПК ПРО», 2006. С. 6–7.
16. Соловьева С.В. Производство и соблазн в культуре власти // Личность в культуре: статьи и материалы VI Международной научно-практической конференции «Самарский край в контексте мировой культуры». Секция «Философия» (10 июня 2006). Самара, 2006. С. 54–62.
17. Соловьева С.В. Власть и событие // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2007. № 1. С. 42–53.
18. Соловьева С.В. Опыт онтологии и герменевтики события // Вестник РГНФ. 2007. № 4 (49). С. 96–104 (соавтор Конев В.А.).
19. Соловьева С.В. Сознание как событие: силовое измерение // Конев В.А. Критика опыта сознания: самарские семинары по трактату М.К. Мамар-дашвили и А.М. Пятигорского «Символ и сознание»: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. С. 36–48.
20. Соловьева С.В. Власть любви // Наука. Философия. Общество: материалы V Российского философского конгресса. Т. 2. Новосибирск: Изд-во «Параллель», 2009. С. 216.
21. Соловьева С.В. Культурные и экзистенциальные основания власти техники // Третий Российский культурологический конгресс с международ-ным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: тезисы докладов / отв. ред. Д.Л. Спивак. СПб.: Изд-во «ЭЙДОС», 2010. С. 510–511.