Научная тема: «НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В РОССИИ: МЕХАНИЗМ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ»
Специальность: 08.00.10
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Налоговое администрирование как новый институт налоговой системы по своему содержанию представляет собой комплекс особых организационно-правовых отношений, процедурно обеспечивающих реализацию  взаимоотношений государства и экономических агентов по поводу исчисления и уплаты налогов в рамках сложившейся системы налоговых отношений между государством (муниципальными образованиями), представленными специально уполномоченными органами-администраторами, и обязанными лицами (налогоплательщиками, налоговыми агентами, банками, регистраторами сделок (гражданского состояния, имущественных и иных прав) и др.).
  2. Механизм налогового администрирования как структурированный  комплекс легитимных правил управленческих действий специализированных административных структур по исполнению налогового законодательства включает: принципы (гармонизация масштабности экономического содержания, с одной стороны, и ограниченности институционального обеспечения процедур исполнения налоговых обязательств, концентрация, открытость, оперативность); предметно-ориентированные модули (организационный, контрольный, функциональный и правовой); инструменты (камеральный контроль, выездная налоговая проверка, налоговое расследование, встречная проверка и др.), методы (налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование, налоговый контроль), институты государственного контроля за поступлениями установленных объемов налоговых платежей в бюджеты всех уровней.  Объективными предпосылками повышения эффективности механизма налогового администрирования как необходимого института реализации основных направлений налоговой политики государства выступают:- достижение целостности и согласованности устанавливаемых государством институционально-правовых норм и правил взимания налогов («налоговой техники»), - расширение массовой институциональной практики неформальной мотивации к уплате налогов,- ужесточение внешнего принуждения к исполнению формальных норм через упорядочение налоговых норм и правил, их уточнение и конкретизацию в законодательстве,- развитие налоговых отношений в направлении придания им не только обязательственного, но и рефлексивного статуса.
  3. Предлагаемая концепция модернизации механизма налогового администрирования включает принципиально новый функциональный подход к его построению, исходя из общегосударственных целей управления налоговыми отношениями, предоставленных налоговым органам полномочий, а также инфраструктурного обеспечения условий, определяющих результативность фискальной деятельности. В качестве целеполагающего результата его модернизации идентифицирована потенциальная способность налоговой службы по обеспечению исполнения плательщиками налоговых обязательств и увеличению поступления налогов и сборов в бюджетную систему в установленные сроки и в определенных объемах.
  4. Важнейшим положительным эффектом модернизации механизма налогового администрирования, обеспечивающей повышение его эффективности, выступает снижение риска макроэкономической нестабильности и повышение собираемости налогов, что особенно значимо в условиях выхода из кризиса, существенно снизившего налоговые доходы государства. В качестве направлений посткризисной модернизации налогового администрирования, способствующей достижению целевой направленности контрольных мероприятий на пресечение и предотвращение нарушений налогового законодательства, выступают: - использование аналитических приемов отбора объектов для проведения налогового контроля; - мониторинг крупнейших налогоплательщиков;  прогнозирование тенденций изменения налоговой базы на основе оценки взаимной зависимости показателя начисленных налогов от финансового положения основных отраслей экономики:- формирование гиперфункциональной контрольной среды.
  5. Центральным направлением посткризисной модернизации инструментарной составляющей механизма налогового администрирования является разработка методики подготовки мероприятий налогового контроля, включающей новые технологии контрольного воздействия на основе аналитического отслеживания многообразных функциональных связей и зависимостей субъектов налогообложения. При этом тестирование искажений распределительного процесса, отражаемых амплитудой отклонения уровня поступивших налоговых доходов от ожидаемых, обеспечивается формированием гиперфункциональной контрольной среды, которая призвана компенсировать провалы монофункциональности за счет обобщения дифференцированных информационных потоков в досье налогоплательщика.
  6. Организацию камерального контроля как основного инструмента налогового администрирования целесообразно ориентировать не только на оценку соблюдения обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и на выявление рисков возможных нарушений, о которых сигнализируют отклонения налоговых обязательств конкретного налогоплательщика от среднестатистических показателей, несоответствие уровня уплачиваемых налогов масштабу и характеру деятельности экономического субъекта, нарушения методики и правил формирования финансовой и налоговой отчетности. Оценка отклонений и противоречий в деятельности налогоплательщика, анализ объективности причин их возникновения обеспечивают трансформацию формально-проверочного характера камерального контроля в реально эффективный инструмент предотвращения оппортунистического поведения экономических агентов в сфере налогообложения. Качественно проведенная каме­ральная проверка должна трансформироваться в начальную стадию налогового расследования, которое основано на сочетании контрольно-проверочного, аналитического и процессуального инструментария
  7. Модернизация системы управления рисками налогового контроля предполагает использование системного метода последовательной идентификации, комплексного анализа вероятности возникновения рисковых ситуаций и оценки влияния рискообразующих факторов с целью минимизации их негативного воздействия на уровень налоговых поступлений в бюджетную систему страны. В качестве основных факторов, детерминирующих возникновение и развитие рисковых ситуаций, выступают: низкое качество институционализированных норм и, как следствие, - недостаточная обоснованность ожидаемых прогнозов их действенности и, особенно, институциональной практики их реализации, несбалансированность мер налогового регулирования и стимулирования, внутренние противоречия нормативно-правовых актов, нестабильность применения налоговых норм и правил органами-администраторами; противоречивость правоприменительной практики; массовое неисполнение налогоплательщиками действующего законодательства как форма их оппортунистического поведения по отношению к государству.
  8. В условиях преодоления последствий кризисного сжатия составляющих налоговой базы, не зависящей от уровня цен на углеводороды, особую значимость приобретает дифференциация налогового администрирования по отношению к разным категориям налогоплательщиков, приоритетным инструментом которой выступает гармонизация отношений с добросовестными плательщиками, создание для них максимально комфортных условий для исполнения налоговых обязательств. В этой связи целесообразно расширение сферы действия института банковских гарантий как обеспечительной меры по предотвращению риска неуплаты налогов, в том числе при переносах срока платежа, установление четких критериев уровня угрозы банкротства и закрепление формальной роли налоговых органов как кредиторов в процедурах финансового оздоровления.
  9. Исходной основой посткризисной модернизации механизма налогового администрирования выступает реструктуризация стратегических приоритетов при конструировании системы налоговых отношений, в качестве которых выделены: согласование стратегических целей всех субъектов социально-экономической деятельности: государства, бизнеса, общества; обеспечение таких условий функционирования налогоплательщиков, при которых уплата налогов в полном объеме становится повсеместной институциональной нормой. Наиболее перспективным направлением согласования публичных и частных интересов является институционализация налогового консультирования, востребованность которого определяется потенциалом разрешения конфликта интересов в правовом поле и заинтересованностью субъектов налоговых отношений в стабильном развитии.
  10. В качестве барьеров модернизации механизма налогового администрирования на основе оптимизации интересов и партнерства субъектов налоговых отношений выступают: слабая аинтересованность основной массы бизнес-сообщества в развитии контрактных отношений с государством и муниципальными образованиями, обусловленная ожиданием получения значительно больших финансовых выгод в результате неформальных договоренностей; низкая мотивация налоговых органов к обновлению принципов и методов налогового администрирования; неготовность участников налоговых отношений к принятию и добросовестному исполнению публичных обязательств; отсутствие необходимой институциональной инфраструктуры и упорядоченных параметров взаимодействия участников налоговых отношений. Необходимыми составляющими институционального обеспечения идеологии «налогового партнерства» являются: нормативное закрепление принципа сотрудничества в налоговых отношениях, базирующегося на статье 1 Конституции Российской Федерации, путем внесения соответствующего положения в  Налоговый кодекс; разработка и внедрение регламентов и организационной процедуры предварительных соглашений об изменениях налогообложения бизнеса между налоговыми органами и налогоплательщиками; установление в налоговом законодательстве возможности заключения мировых соглашений между налоговыми органами и налогоплательщиками при разрешении налоговых споров; институционализация в Налоговом кодексе особого статуса профессиональных налоговых консультантов по урегулированию налоговых конфликтов, их прав и обязанностей по подготовке и реализации налоговых соглашений.
  11. Однонаправленность и сопряженность целевых функций налоговых администраторов и налоговых консультантов по обеспечению уплаты адекватной суммы налога в установленное время и в институционально определенном месте (без двойного налогообложения), эффективное разрешение налогово-правовых противоречий, общие задачи (объективная оценка возможностей налоговых ошибок, доверительный и открытый диалог, предсказуемость разрешения сложных вопросов), общие проблемы (наличие зоны налоговых рисков, агрессивное налоговое планирование, либеральная интерпретация законов) детерминируют необходимость объединения их совместных усилий по предупреждению правонарушений в налоговой сфере как в отношении преодоления негативных тенденций развития экономики (объективный фактор), так и в части создания условий для формирования у населения стратегии поведения добросовестного налогоплательщика (субъективный фактор).
Список опубликованных работ
Монографии

1. Артеменко Д.А., Артеменко Г.А., Белокрылова О.С., Поролло Е.В., Хашева З.М. Налоговое администрирование и налоговый контроль: теория и практика. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2006. - 195 с. (12,2 / 5,0 п.л.).

2. Артеменко Д.А., Поролло Е.В., Хашева З.М. Налоговое администрирование: теория, механизм, региональная практика. Краснодар: Южный институт ме-неджмента, 2006. - 191 с. (7,1 / 2,4 п.л.).

3. Артеменко Д.А. Механизм налогового администрирования: теория, методология, направления трансформации. Ростов н/Д: Изд-во Содействие-21 век, 2010. – 256 с. (15,0 / 15,0 п.л.).

Статьи в рецензируемых научных изданиях,

рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Артеменко Д.А., Поролло Е.В., Хашева З.М. Организация контрольно-аналитической деятельности налоговых органов Российской Федерации в условиях налоговой и административной реформы // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. – № 12 (69). С.21-29 (0,6 / 0,3 п.л.).

2. Артеменко Д.А., Поролло Е.В., Хашева З.М. Контрольная деятельность налоговых органов в условиях налоговой и административной реформ в России // Научная мысль Кавказа. – 2006. Спецвыпуск. – Ростов-н/Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2006. С.15-22 (0,7/0,5 п.л.).

3. Артеменко Д.А. Теоретико-методологический анализ сущности и организационных основ налогового администрирования // TERRA ECONOMICUS («Пространство экономики»). – 2009. - № 2 (2). С.08-15 (0,8 п.л.).

4. Артеменко Д.А. Структурно-функциональная организация и механизм налогового администрирования // TERRA ECONOMICUS («Пространство экономики»). – 2009. - № 3 (2). С.14-21 (0,8 п.л.).

5. Артеменко Д.А. Развитие институциональной инфраструктуры налогового администрирования // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. - № 3. С.19-26 (0,8 п.л.).

6. Артеменко Д.А. Развитие функционально-методических технологий налогового администрирования, ориентированных на результат // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. - № 2. С.34-41 (0,6 п.л.).

7. Артеменко Д.А., Агузарова Л.А. Содержание и сущностная специфика налогового администрирования // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2010. - № 2. С. 14-20 (0,5/0.4 п.л.).

8. Артеменко Д.А. Теоретические аспекты развития методического обеспечения налогового контроля // Финансовые исследования. – 2010. - № 3. С.29-36 (0,4 п.л.).

9. Артеменко Д.А. Институциональные возможности позитивной трансформации налогового администрирования // Финансы и кредит. – 2010. - № 47. С.44-56 (1,0 п.л.).

10. Артеменко Д.А. Методологические аспекты институционального оформления отношений в сфере налогового аудита и консалтинга // Учет и статистика. - 2010. - № 3. С.39-46 (0,5 п.л.).

11. Артеменко Д.А. Налоговое администрирование и консультирование налогоплательщиков в механизме предупреждения оппортунистического поведения // Экономические науки. - 2010. – № 3. С.19-25 (0,5 п.л.).

12. Артеменко Д.А. Развитие методического обеспечения взимания налогов // TERRA ECONOMICUS («Пространство экономики»). – 2010. - № 2. С.38-45 (0,5 п.л.).

13. Артеменко Д.А. Совершенствование методики налоговых расследований по выявлению рисков уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость // TERRA ECONOMICUS («Пространство экономики»). – 2010. - № 3. С.47-55 (0,8 п.л.).

14. Артеменко Д.А. Финансовый аспект институционализации налогового ад-министрирования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2010. – № 11. С.33-41. (0,5 п.л.).

Статьи в других изданиях

1. Артеменко Д.А., Поролло Е.В., Хашева З.М. Мониторинг и администрирование крупнейших налогоплательщиков // Социально-экономический ежегодник-2006. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2006. С. 43-48 (0,5 / 0,3 п.л.).

2. Артеменко Д.А. Проблемы институционализации независимой медиации взаимодействия бизнеса и государства в процедурах налогового администрирования // Вопросы регулирования экономики. – 2010. - № 2. С. 58-66 (1,0 п.л.).

3. Артеменко Д.А. Совершенствование правового обеспечения налогового администрирования // Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: к эффективной и нравственной экономике. Материалы международной научной конференции. Ч. 1. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2009. С. 25-34 (0,6 п.л.).

4. Артеменко Д.А. Методические аспекты внедрения в налоговое администрирование системы управления рисками // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона: Сборник научных трудов. Вып. 23. / Под ред. А.А. Ермоленко. - Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2010. С. 34-41 (0,4 п.л.).

5. Артеменко Д.А. Методические аспекты внедрения в налоговое администрирование системы управления рисками // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона: Сборник научных трудов. Выпуск 23. / Под ред. д.э.н., проф. А.А. Ермоленко. Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2010. С. 95-103 (0,5 п.л.).

6. Артеменко Д.А., Поролло Е.В. Важнейшие изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2009 года // Вестник Юг. Экономика. Инфраструктура. Инвестиции. АПК. – 2009. - № 6 (34). С. 77-79 (0,5/ 0,4 п.л.).

7. Артеменко Д.А. Модернизация механизма налогового администрирования (финансовый аспект). // Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста. Материалы международной кон-ференции, Сочи, 2010. С. 74-78 (0,6 п.л.).

8. Артеменко Д.А. Развитие теории налогов в трудах российских исследователей // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона: Сборник научных трудов. Вып. 22. / Под ред. А.А. Ермоленко. - Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2010. – С.95-99 (0,4 п.л.).

9. Артеменко Д.А. Финансовый аспект институционализации налогового администрирования // Сборник научных трудов. - Краснодар: ЮИМ, 2010. - С.33-38 (0,5 п.л.)

10. Артеменко Д.А. Этапы модернизации налогового администрирования в России (финансовый аспект) // Социально-экономический ежегодник. – Крас-нодар: Изд-во ЮИМ, 2010. - С.112-117 (0,5 п.л.).

11. Артеменко Д.А. Развитие системы качественных критериев финансирова-ния налоговых органов // Сборник научных трудов. Краснодар: ЮИМ, 2010. - С.37-45 (0,5 п.л.).

12. Артеменко Д.А. Эволюция теории налогов в рамках классической и неоклассической теорий финансов // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона: Сборник научных трудов. Вып. 23. / Под ред. А.А. Ермоленко. - Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2010. - С.122-131 (0,6 п.л.).

13. Артеменко Д.А., Хашева З.М. Институт налогового администрирования: особенности функционирования в условиях посткризисного развития // Экономико-правовые проблемы бизнеса в контексте инновационного развития. Коллективная монография. – Краснодар: ЮИМ, 2008. - С.13-25 (0,9/0,4 п.л.).