- Отечественное здравоохранение, характеризуемое в настоящее время противоречиями между социальными ориентирами существующей организации отрасли и финансовыми ориентирами ее содержания государством, между бюджетными механизмами распределения средств финансирования отрасли и товарными механизмами их освоения, между административными задачами органов управления здравоохранением и хозяйственными задачами субъектов медицинской деятельности, нуждается в эффективной социально-ориентированной модернизации.
- Социальный результат является следствием деятельности товаропроизводителей в социальной сфере. В отличие от них товаропроизводители в производственных отраслях народного хозяйства, как и граждане, через налоги создают средства финансирования здравоохранения, аккумулируемые в государственной казне. Но эти средства не порождают социальный результат иначе, чем лишь в порядке оплаты товара (медицинских услуг) через распределение государством собранных налогов между субъектами медицинской деятельности и другими товаропроизводителями в социальной сфере.
- Результаты анализа состояния проблем отечественного здравоохранения свидетельствуют о том, что бюджетные учреждения здравоохранения не являются товаропроизводителями, поскольку в круговороте средств государственной казны не происходит товарообмена, а действительные потребители медицинских услуг - граждане, выведены за пределы бюджетных отношений государства с учреждениями здравоохранения, и его финансирование осуществляется не в пользу граждан, а в пользу бюджетных учреждений здравоохранения, что определяет необходимость реформирования экономических основ здравоохранения.
- Изучение общественного мнения по вопросам функционирования системы здравоохранения показывает, что граждан страшит утрата бесплатной медицинской помощи, а не товарная организация здравоохранения. Здравоохранение на современном этапе нуждается в такой организации, чтобы размещенные между товаропроизводителями средства финансирования приводили к социальному результату через стимулирование экономического оборота в отрасли, а деятельность товаропроизводителей имела экономическую свободу, не препятствующую наступлению социального результата. Ориентиры государства на имущественную принадлежность субъектов медицинской деятельности (учреждений здравоохранения), а не на пользование выгодами товарообмена, не на приоритеты товаропроизводителей обусловливает необходимость пересмотра механизмов организации и финансирования здравоохранения в аспекте перехода к товарным отношениям.
- Разработанный инновационный подход к реформе здравоохранения состоит в позиционировании интересов участников товарных отношений в отрасли, в том, чтобы платежные отношения между государством и субъектами медицинской деятельности основывались на интересах граждан, которым надлежит быть носителями средств оплаты медицинских услуг и иных социальных предоставлений в этих отношениях.
- Приоритетными направлениями модернизации здравоохранения является бесприватизационная партикуляризация учреждений здравоохранения, в результате чего они приобретают формы частных организаций, а их имущество, оставаясь в государственной (муниципальной) собственности, становится передаваемым в аренду субъектам медицинской деятельности объектом здравоохранения, сеть которых по всей стране воссоздает системность отрасли.
- Согласно разработанной концепции государство нуждается в экономичности аккумулирования средств финансирования здравоохранения, что достигается ликвидацией многочисленных (федеральных и территориальных) государственных внебюджетных фондов как субъектов и сосредоточением соответствующих фондов как объектов, а также бюджетных ассигнований из государственной казны в ведении федерального органа управления здравоохранением и социальным развитием и позволяет консолидировать и централизовать средства финансирования социальной сферы. Последующее фондирование этих средств по направлениям деятельности должно осуществляться в зависимости от предмета договоров, на основании которых они осваиваются, что упорядочивает финансовые потоки и делает прозрачным их расходование. Обособление потоков финансирования в пользу государства и в пользу общества достигается размещением средств финансирования органов управления здравоохранением в казначействе, а средств финансирования практического здравоохранения - в банке медико-социального развития, который может быть создан специально для этих целей на условиях полного или частичного участия государства.
- Государство нуждается в экономичности расходования средств финансирования здравоохранения в части оплаты из казны медицинских услуг в пользу граждан, что достигается созданием механизмов влияния на себестоимость их производства товаропроизводителями. Снижение арендной платы за пользование объектами здравоохранения, налоговые льготы и иные компенсации субъектам медицинской деятельности позволяют экономическими мерами препятствовать росту цен на медицинские услуги.
2. Тихомиров А.В. Рынок медицинских услуг и публичное управление: два пути развития //Закон и право. – 2001. - № 9. - С.22-29.
3. Тихомиров А.В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. - М.: Статут, 2001. – 256 с.
4. Тихомиров А.В. Разнородность учреждений и единообразие правового режима их деятельности. В кн.: Регистрация прав на недвижимость: Сборник. /Отв. ред. А.Р.Кирсанов. – Выпуск № 7. – М.: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, 2002. - С.164-174.
5. Тихомиров А.В. Значение договора при оказании медицинских услуг //Российская юстиция. – 2002. - № 8. - С.16-17.
6. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Учреждения здравоохранения как элемент системы здравоохранения //Главврач. – 2002. - № 9. - С.4-7.
7. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Разграничение общих и частных отношений органов управления здравоохранением с учреждениями здравоохранения //Главврач. – 2002. - № 11. - С.18-23.
8. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Юридические основы хозяйственного управления имуществом учреждений здравоохранения //Главврач. – 2002. - № 12. - С.13-21.
9. Тихомиров А.В. Здравоохранение: правовые аспекты. В кн.: Научн. труды респ. научно-практической конференции «Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения». – М.: 2002. - С.97-102.
10. Тихомиров А.В. Режим имущества государственных и муниципальных учреждений. Научно-практическое пособие. Общая часть. - М.: РИГР, ЦНИИОИЗ, 2002. – 84 с.
11. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Режим имущества государственных и муниципальных учреждений. Научно-практическое пособие. Специальная часть. Правовые аспекты управления имуществом учреждений здравоохранения. - М.: ЦНИИОИЗ, 2002. – 64 с.
12. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Организационное положение учреждения здравоохранения в системе здравоохранения //Главврач. – 2003. - № 4. - С.17-28.
13. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Учреждения: pro et contra //Главный врач: хозяйство и право. – 2003. - № 1. - С.24-41.
14. Тихомиров А.В. Учреждение как хозяйствующий субъект: отношения с собственником //Российская юстиция. – 2003. - № 4. - С.17-18
15. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Перспективы существования учреждений в здравоохранении //Менеджер здравоохранения. – 2004. - № 1. - С.4-7.
16. Стародубов В.И., Лозовский А.В., Тихомиров А.В. Финансирование учреждений здравоохранения: дифференциация, реструктуризация, оптимизация управления //Главный врач: хозяйство и право. – 2004. - № 2. - С.28-33.
17. Стародубов В.И., Сидоров А.А., Родин О.В., Тихомиров А.В. Опыт приватизации государственного и муниципального имущества: значение для здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2004. - № 3. - С.28-40.
18. Стародубов В.И., Сидоров А.А., Родин О.В., Тихомиров А.В. Перспективы организационно-правового полиморфизма в здравоохранении //Главный врач: хозяйство и право. – 2004. - № 4. - С.40-43.
19. Тихомиров А.В. Проблемы развития здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2004. - № 5. - С.2-6.
20. Тихомиров А.В. Способы повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения, финансируемой за счет средств казны //Главный врач: хозяйство и право. – 2004. - № 6. - С.38-41.
21. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Пути совершенствования правового регулирования управления учреждениями здравоохранения в имущественных отношениях //Главный врач: хозяйство и право. – 2005. - № 1. - С.26-33.
22. Тихомиров А.В. Отечественная организация здравоохранения: реформа идеологии //Главный врач: хозяйство и право. – 2005. - № 2. - С.2-8.
23. Тихомиров А.В. Предпринимательство в здравоохранении //Главный врач: хозяйство и право. – 2005. - № 2. - С.44-49.
24. Стародубов В.И., Сидоров А.А., Родин О.В., Тихомиров А.В. Пути повышения и показатели готовности учреждений здравоохранения к приватизации //Главный врач: хозяйство и право. – 2005. - № 3. - С.38-44.
25. Родин О.В., Тихомиров А.В. Консолидированный бюджет: распоряжение деньгами или власть денег? //Главный врач: хозяйство и право. – 2005. - № 4. - С.41-43.
26. Тихомиров А.В. Здравоохранение: публичный платежный институт или деятельность медицинских организаций? //Главный врач: хозяйство и право. – 2005. - № 5. - С.2.
27. Стародубов В.И., Иванников Н.Ю., Тихомиров А.В. Социальная сфера и сфера обслуживания: проблемы управления //Главный врач: хозяйство и право. – 2005. - № 6. - С.7-15.
28. Госович О.М., Иванов А.В., Родин О.В., Смирнов С.А., Тихомиров А.В. Пути адаптации учреждений здравоохранения к новым реалиям //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 1. - С.13-19.
29. Стародубов В.И., Иванников Н.Ю., Иванов А.В., Тихомиров А.В. Управление медицинскими организациями в поисковых Интернет-запросах //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 1. - С.39-50.
30. Тихомиров А.В. Здравоохранение сегодня //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 2. - С.2-3.
31. Стародубов В.И., Габуева Л.А., Тихомиров А.В. Экономико-юридическая типология хозяйствующих субъектов в здравоохранении //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 2. - С.4-9.
32. Стародубов В.И., Иванов А.В., Иванников Н.Ю., Тихомиров А.В. Совершенствование содержания управления медицинской организацией //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 2. - С.10-18.
33. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Организационно-юридические проблемы экономики здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 3. - С.2-6.
34. Габуева Л.А., Иванов А.В., Тихомиров А.В. Современная структура экономики здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 3. – С.14-20.
35. Тихомиров А.В. Прогнозная модель развития процессов в здравоохранении //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 4. - С.2.
36. Тихомиров А.В. Правовые аспекты государственного надзора в здравоохранении //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 4. - С.3-12.
37. Тихомиров А.В. Отправные начала идеологии реформирования здравоохранения //Здравоохранение Российской Федерации. – 2006. - № 4. – С.37-42.
38. Тихомиров А.В. Экономика, право и управление в здравоохранении //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 5. – С.2-3.
39. Тихомиров А.В. Фондирование государственных средств финансирования практического здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 5. – С.11-17.
40. Тихомиров А.В. Переход к персонализованному фондодержанию средств государственного финансирования здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 5. – С.18-23.
41. Тихомиров А.В. Современное состояние идеологии здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 6. – С.2-4.
42. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Позиционирование органов размещения средств финансирования здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 6. – С.5-9.
43. Тихомиров А.В. Диверсификация способов государственного финансирования здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2006. - № 6. – С.17-22.
44. Тихомиров А.В. Вопросы правового оформления реформы экономической организации здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2007. - № 1. – С.2-11.
45. Тихомиров А.В. Функциональная матрица экономической организации здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2007. - № 1. – С.40-47.
46. Тихомиров А.В. Здравоохранение: национальные приоритетные проекты или реформа? //Главный врач: хозяйство и право. – 2007. - № 2. – С.2.
47. Тихомиров А.В. Структурная матрица организации экономики здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2007. - № 2. – С.12-19.
48. Тихомиров А.В. Условия инвестиционной продуктивности здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2007. - № 2. – С.20-27.
49. Солодкий В.А., Тихомиров А.В. Концепция индустриальной трансформации здравоохранения. //Главный врач: хозяйство и право. – 2007. - № 3. – С.2-11.
50. Стародубов В.И., Иванов А.В., Тихомиров А.В. Анализ Интернет-обращений граждан по вопросам здравоохранения в рамках национальных приоритетных проектов //Главный врач: хозяйство и право. – 2007. - № 3. – С.40-48.
51. Тихомиров А.В. Теоретическое обоснование программы исследования индикаторов необходимости реформирования здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2007. - № 5. – С.2-8.
52. Тихомиров А.В. Теоретическое обоснование программы концептуального моделирования реформы здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2007. - № 6. – С.2-5.
53. Тихомиров А.В. Пореформенная модель индустриальной трансформации здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2007. - № 6. – С.6-14.
54. Тихомиров А.В. Социально-ориентированная рыночная реформа здравоохранения. – М.: ЮрИнфоЗдрав, 2007. – 234 с.
55. Тихомиров А.В. Необходимость индустриальной трансформации здравоохранения В сб.: Материалы к Общественным слушаниям на тему «Концепция развития здравоохранения на десять лет». – М.: Комиссия общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения, 13 декабря 2007 г. – С.127-129.
56. Тихомиров А.В. Ретроспектива проблем отечественного здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2008. - № 1. – С.44-47.
57. Тихомиров А.В. Альтернатива приватизации в здравоохранении //Вестник новых медицинских технологий. – 2008. - № 1. – С.185-186.
58. Тихомиров А.В. Пациент-ориентированное здравоохранение //Вестник новых медицинских технологий. – 2008. - № 1. – С.186-187.
59. Тихомиров А.В. Экономичность здравоохранения //Вестник новых медицинских технологий. – 2008. - № 1. – С.187-188.
60. Тихомиров А.В. Рынок в здравоохранении //Вестник новых медицинских технологий. – 2008. - № 1. – С.188-189.
61. Тихомиров А.В. Ожидания общества от нового состава Госдумы: здравоохранение и государство //Главный врач: хозяйство и право. – 2008. - № 2. – С.7.
62. Тихомиров А.В. Перспектива здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2008. - № 2. – С.8-13.
63. Тихомиров А.В. Объекты медицинской деятельности: проблемы отношения государства //Главный врач: хозяйство и право. – 2008. - № 2. – С.23-28.
64. Тихомиров А.В. Интересы в здравоохранении //Вестник новых медицинских технологий. – 2008. - № 3. – С.145-146.
65. Тихомиров А.В. Инвестиционная привлекательность здравоохранения //Вестник новых медицинских технологий. – 2008. - № 3. – С.146-147.
66. Тихомиров А.В. Системообразование здравоохранения на инновационной основе //Вестник новых медицинских технологий. – 2008. - № 3. – С.147-148.
67. Тихомиров А.В. Ожидания общества от нового состава Госдумы: здравоохранение и общество //Главный врач: хозяйство и право. – 2008. - № 3. – С.2.
68. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Направления развития здравоохранения //Главный врач: хозяйство и право. – 2008. - № 3. – С.4-9.
69. Тихомиров А.В. Частная и коммерческая медицина //Главный врач: хозяйство и право. – 2008. - № 3.– С.33-38.
70. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Предпосылки формирования технических регламентов в здравоохранении //Главный врач: хозяйство и право. – 2008. - № 4.– С.30-36.