- Основы организации и осуществления административно-юрисдикционной деятельности в УИС, которые сводятся к становлению, формированию и развитию научной базы, а также организационно-правовому обеспечению рассматриваемой деятельности в исследуемой сфере общественных отношений. В целях обучения и повышения квалификации персонала УИС, на защиту выносится новое (юрисдикционно-прикладное) направление именно в административной деятельности должностных лиц учреждений и органов УИС. Таким образом, разработка теоретических, организационных, правовых, прикладных основ, направленных на совершенствование исследуемой деятельности, выработка механизмов, обеспечивающих ее реализацию, и составляют сущность изложенной концепции.
- Организационно-правовые категории, которые позволили определить сферу административно-юрисдикционной деятельности УИС в структуре административного процесса и системе государственного управления. Эти категории выстроены в следующей последовательности: 1) государственное управление; 2) процесс управления; 3) управленческий процесс и юридический процесс; 4) административный процесс; 5) административно-процессуальная деятельность; 6) административная юрисдикция; 7) административно-юрисдикционная деятельность; 8) административные производства и процедуры.
- Соискателем отстаивается точка зрения, согласно которой в России необходимы внесудебные органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях. Автор полагает, что создание в России административных судов или трибуналов связано с многочисленными финансово-экономическими затратами. Приемлемым и реальным на данном этапе является использование положительного опыта специализации судей с сохранением административно-правовых споров в юрисдикции общих судов. Реализация выдвинутой идеи может быть осуществлена практически без каких-либо существенных материально-финансовых затрат.
- Характерные признаки, которые выделяют рассматриваемую деятельность среди других, придают ей качественное своеобразие и определенность. Более того, они устанавливают сущность административной юрисдикции в анализируемой сфере общественных отношений. Интеграция указанных признаков позволила автору сформулировать соответствующее определение административно-юрисдикционной деятельности в УИС, под которой следует понимать закрепленную в нормах административного и административно-процессуального права государственно-властную, управленческую, правоприменительную, правоохранительную деятельность учреждений и органов УИС по разрешению административно-правовых конфликтов деликтного содержания и споров согласительного характера.
- Единая система отчетности по административно-юрисдикционной практике в учреждениях и органах УИС России (АЮП) ИУ, в которой изложены показатели эффективности внутренней организации административной юрисдикции, а также организационно-методические рекомендации для надлежащего составления отчетности по данной практике.
- Административно-юрисдикционные производства, составляющие основу рассматриваемой деятельности в УИС. Применительно к анализируемой сфере автор выносит на защиту деликтную и согласительную доктрину анализируемых производств. В основу положены такие критерии, как: а) организационно-правовой характер индивидуально-конкретных дел; б) субъект применения. К деликтной концепции относится содержание следующих видов административно-юрисдикционных производств: а) по делам об административных правонарушениях; б) по дисциплинарным проступкам; в) по административно-правовым жалобам; г) материальное производство; д) производство о лишении осужденного специального, почетного звания и государственных наград. В отношении последнего производства автор исследовал только те аспекты, которые не урегулированы нормами уголовно-исполнительного права. Производство по делам об административных правонарушениях рассматривается как новый вид правоохранительной деятельности в УИС. Такое утверждение вызвано тем, что начальники учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, до июля 2002 г. юридически не имели права рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить постановления по таким материалам. За них это делали административные комиссии, созданные при городах и районах. С принятием КоАП РФ указанные лица получили право на административную юрисдикцию в данной сфере общественных отношений. В целях реализации положения, предусмотренного ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, соискателем разработан и внедрен проект нормативного акта, устанавливающего перечень должностных лиц Минюста России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а также применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. К согласительной теории соискатель причисляет только одно производство - согласительное. Оно обосновывается в структуре рассматриваемой деятельности. Автор полагает, что согласительное производство имеет право на существование в рамках административной юрисдикции УИС, так как последняя предполагает наличие спора (конфликта). Кроме спора, юрисдикция предусматривает применение мер ответственности. Однако в работе она рассматривается как возможность, а не как обязательность реализации таковой. Иными словами, не всегда меры ответственности применяются при разрешении юрисдикционного спора (конфликта). В настоящее время нормы КоАП РФ не устанавливают возможность применения согласительно-примирительной процедуры для разрешения возникшего спора. Вместе с тем даже в УК РФ имеется статья, которая освобождает от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Следовательно, в КоАП РФ также необходимо закрепить статью, позволяющую без мер принуждения разрешить административно-юрисдикционный спор. Редакция такой нормы подготовлена соискателем и выглядит следующим образом: «Добровольное согласительное урегулирование спора. Физическое или юридическое лицо, впервые совершившее малозначительное административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред». Автором подготовлен проект положения об административных инспекциях по обеспечению соблюдения законности в сфере служебной деятельности сотрудниками, состоящими на должности правоохранительной службы, и урегулированию конфликтов интересов при осуществлении правоохранительной службы. Данный проект был разработан в целях совершенствования согласительного производства, направленного на урегулирование конфликтов (без применения мер принуждения) в служебной деятельности УИС. В рамках производства о лишении осужденного (сотрудника УИС) специального, почетного звания и государственных наград исследованы только те аспекты, которые не урегулированы нормами уголовно-исполнительного права. По данному производству автор предлагает закрепить в проекте федерального закона «О правоохранительной службе» четкую процедуру лишения специального, почетного звания и государственных наград. Она может выглядеть следующим образом: «Процедура о лишении осужденного сотрудника специального, почетного звания и государственных наград. После вступления приговора суда о лишении осужденного сотрудника специального, почетного звания и государственных наград в законную силу должностное лицо, присвоившее осужденному звание или вручившее государственную награду, обязано в письменной форме вынести соответствующий акт, сделать запись в соответствующие документы о лишении осужденного этих званий и наград, а также проинформировать орган социальной защиты для исключения осужденного сотрудника, лишенного специального, почетного звания и государственных наград, из списка (реестра) лиц, пользующихся соответствующими льготами».
- Организационно-правовая характеристика мер административного при-нуждения. Применительно к УИС автор выделил следующие меры: а) административного предупреждения; б) административного пресечения; в) административно-процессуального обеспечения; г) административной ответственности. Перечисленные меры исследованы с учетом специфики УИС, что не осуществлялось ранее. Автором разработаны предложения по совершенствованию настоящих мер с учетом задач, возложенных на учреждения и органы УИС.
- Проект федерального закона «О материальной ответственности сотрудников, состоящих на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях Российской Федерации». До сих пор отсутствуют организационно-правовые процедуры привлечения сотрудников УИС к материальной ответственности. Следовательно, этот проект закона необходим для урегулирования материального производства, проводимого в рамках административно-юрисдикционной деятельности в УИС.
- Проект федерального закона «О перечне предметов, изъятых из гражданского оборота». Следует пояснить, что ч. 1 ст. 23.4 КоАП РФ разрешает учреждениям и органам УИС рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренное ст. 19.12 КоАП РФ, но только в «части административных правонарушений, предметами которых являются предметы, изъятые из оборота». Гражданское законодательство не фиксирует подобный перечень предметов, а отсылает к федеральному закону. Однако до сих пор такой закон отсутствует.
- Проект дисциплинарного устава (кодекса) сотрудников, состоящих на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях Российской Федерации. Этот нормативный акт необходим для осуществления дисциплинарного производства, проводимого в рамках административно-юрисдикционной деятельности в УИС. На защиту также выносится систематизация дисциплинарного производства. Указанное производство диссертантом подразделяется на ряд стадий: возбуждение данного производства; дисциплинарная проверка; рассмотрение дисциплинарного дела; пересмотр решения по жалобе; исполнение решения по делу. Автор предлагает закрепить в ст. 2.5 КоАП РФ правило, согласно которому дисциплинарные взыскания не налагаются, если применено административное наказание.
- Проект административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Данный организационно-правовой документ направлен на реализацию положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Указанный проект нацелен на совершенствование форм и методов работы с предложениями, заявлениями, жалобами граждан в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний.
- Введение конкретной правовой нормы, устанавливающей административную ответственность осужденных. Она может выглядеть следующим образом: «Административная ответственность осужденных граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Осужденные граждане (лица без гражданства) за совершение административных правонарушений вне пределов исправительных учреждений, следственных изоляторов, несут административную ответственность на общих основаниях». Разрабатывая указанную норму, автор сознательно ограничил область (сферу) ее применения. Эта норма подлежит реализации только за пределами исправительного учреждения, следственного изолятора, например, в отношении осужденного, осуществляющего передвижение без конвоя, или осужденного, находящегося в отпуске, совершившего административное правонарушение. Следовательно, именно эта категория осужденных подлежит привлечению к административной ответственности. Изложенная идея является вполне обоснованной и выполнимой.
- Содержание механизма реализации административно-юрисдикционной деятельности в УИС, включая практическую реализацию административно-юрисдикционных норм. Применительно к УИС эти нормы ранее не исследовались. Кроме того, на защиту выносится классификационная характеристика основных частей механизма реализации административно-юрисдикционной деятельности в УИС. Помимо традиционных элементов данного устройства, автор, учитывая управленческую направленность работы, выделяет новый организационно-вспомогательный компонент механизма реализации, а именно правоохранительную деятельность государственных органов власти и их должностных лиц (суда, прокуратуры самих учреждений и органов УИС), а также адвокатуры. В работе впервые показано, что правоохранительная деятельность указанных государственных органов и адвокатуры рассматривается в качестве элемента механизма реализации административно-юрисдикционного процесса в УИС. К дополнительным компонентам этого устройства автор отнес и части (функции) управленческой деятельности: сбор и обработку информации, прогнозирование, принятие решения, организацию, контроль и надзор, оценку результатов.
- Автором предлагается введение новой дисциплины «Административно-процессуальное право» во всех вузах ФСИН России.
1. Поникаров В.А. Административно-юрисдикционные производства в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации: Монография. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – 15,4 п. л.
2. Поникаров В.А. Основы административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе (организационно-правовые аспекты): Монография. – М.: ВивидАрт, 2007. – 15 п. л.
3. Поникаров В.А. Реализация административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (организационно-правовой анализ теории и практики): Монография. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2008. – 12,38 п. л.
II. Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобразования и науки России
4. Поникаров В.А. Зарубежная доктрина осуществления административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе иностранных государств // Рос. судья. – 2005. – № 4. – 0,1 п. л.
5. Поникаров В.А. Виды органов и учреждений УИС, уполномоченных возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях // Человек: преступление и наказание. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2005. – № 3. – 0,4 п. л.
6. Килясханов И.Ш., Поникаров В.А. Административно-юрисдикционная деятельность в теории права и управления // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2005. – № 3. – 0,3 (автор. участие – 0,25 п. л.).
7. Поникаров В.А. Перспективы развития согласительного производства как вида административно-юрисдикционного процесса в УИС России // Человек: преступление и наказание. – Рязань: Академия ФСИН России, 2005. – № 4. – 0,6 п. л.
8. Поникаров В.А. Основные признаки административно-юрисдикцион-ной деятельности в уголовно-исполнительной системе России // Современное право. – 2006. – № 1. – 0,5 п. л.
9. Поникаров В.А. Перспективы развития дисциплинарного производства, осуществляемого в рамках административно-юрисдикционной деятельности уголовно-исполнительной системы России // Человек: преступление и наказание. – Рязань: Академия ФСИН России, 2006. – № 1. – 0,5 п. л.
10. Поникаров В.А. Место административно-юрисдикционной деятельности (процесса) в системе государственного управления // Рос. судья. – 2006. – № 4. – 0,5 п. л.
11. Поникаров В.А. Административно-юрисдикционные процедуры обжалования в организации правоохранительной деятельности ФСИН России // Рос. следователь. – 2006. – № 4. – 0,5 п. л.
12. Поникаров В.А. Зарубежная доктрина правовой организации административно-юрисдикционной деятельности в системе органов исполнения уголовных наказаний // Рос. судья. – 2006. – № 6. – 0,2 п. л.
13. Панин Ю.И., Поникаров В.А. Об административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе России // Человек: преступление и наказание. – Рязань: Академия ФСИН России, 2006. – № 2–3. – 1,1 п. л. (автор. участие – 0,8 п. л.).
14. Поникаров В.А. Виды правовых отношений в административно-юрисдикционной деятельности уголовно-исполнительной системы России // Человек: преступление и наказание. – Рязань: Академия ФСИН России, 2006. –№ 4. – 0,4 п. л.
15. Поникаров В.А. Теоретические вопросы административно-юрисдик-ционной деятельности // Рос. судья. – 2006. – № 7. – 0,2 п. л.
16. Поникаров В.А. Особенности административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе (УИС) России // Гос-во и право. – 2006. – № 12. – 1,2 п. л.
17. Поникаров В.А. Актуальные вопросы управления администра-тивно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. – Рязань: Академия ФСИН России, 2007. – № 1. – 0,4 п. л.
18. Поникаров В.А., Смирнов Д.А. Адвокатская практика в административно-юрисдикционной деятельности правоохранительных органов России // Рос. судья. – 2007. – № 2. – 0,4 п.л. (автор. участие – 0,3 п.л.).
19. Поникаров В.А., Якушкин С.В. Организационно-правовые и научные аспекты дисциплинарной ответственности, применяемой кадровыми аппаратами ФСИН России в рамках административно-юрисдикционной деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. – Рязань: Академия ФСИН России, 2007. – № 3. – 0,3 п. л. (автор. участие – 0,2 п. л.).
20. Поникаров В.А. Административно-юрисдикционные дела в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – № 5. – 0,3 п. л.
21. Поникаров В.А. Деятельность судебных органов как элемент механизма реализации административно-юрисдикционного процесса в уго-ловно-исполнительной системе Минюста России // Рос. судья. – 2007. – № 8. – 0,2 п. л.
22. Поникаров В.А. Практика реализации гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства основ административ-но-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. – Рязань: Академия ФСИН России, 2008. – № 1. – 0,2 п. л.
23. Поникаров В.А. Классификация управленческих решений в административно-юрисдикционной деятельности УИС // Человек: преступление и наказание. – Рязань: Академия ФСИН России, 2008. – № 2. – 0,2 п. л.
24. Поникаров В.А. Сбор и обработка информации как функция управления в организации административно-юрисдикционной деятельности УИС // Человек: пре-ступление и наказание. – Рязань: Академия ФСИН России, 2008. – № 3. – 0,2 п. л.
III. Работы, опубликованные в материалах международных, всероссийских и межвузовских конференций и семинаров
25. Поникаров В.А. Компетенция должностных лиц УИС Минюста России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях // Актуальные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы России: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Рязань: Академия ФСИН России, 2005. – 0,3. п. л.
26. Поникаров В.А. Нормативно-правовые источники, регламентирующие административно-юрисдикционную деятельность органов власти зарубежных европейских государств // Административное и административно-процессуальное право: актуальные проблемы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. И.Ш. Килясханова. – М.: Моск. ун-т МВД России, 2006. – 0,3 п. л.
27. Поникаров В.А. Международно-правовые процедуры обращения с заключенными в административно-юрисдикционной сфере деятельности уголовно-исполнительной системы зарубежных стран // 50 лет Минималь-ным стандартным правилам обращения с заключенными: опыт, проблемы, перспективы реализации: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – Ч. 2. – 0,3 п. л.
28. Поникаров В.А. Административно-процессуальное законодательство: перспективы его развития и осуществления в управленческой деятельности УИС // Уголовный закон: состояние и проблемы применения: Материалы межвуз. науч.-практ. семин., посвященного 10-летию принятия Уголовного кодекса Российской Федерации. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – 0,4 п. л.
29. Поникаров В.А. Исполнение административных наказаний должностными лицами УИС Российской Федерации // От исправительно-трудового права к уголовно-исполнительной отрасли: Материалы междунар. науч.-практ. семин. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – 0,2 п. л.
30. Поникаров В.А. Некоторые вопросы административно-юрисдикцион-ного процесса в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Уголовно-исполнительный процесс: проблемы теории и практики: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. – 0,2 п. л.
31. Поникаров В.А. Перспективы рассмотрения административно-юрисдикционных дел в суде // Человек: преступление и наказание: Сб. материалов межвуз. науч.-теорет. конф. докторантов, адъюнктов, соискателей, курсантов, слушателей и студентов. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. – 0,2 п. л.
32. Поникаров В.А. Обеспечение прав человека в административно-юрисдикционной деятельности УИС Российской Федерации // Взаимодействие правоохранительных органов и органов государственной власти субъектов РФ по противодействию преступности и соблюдению прав человека: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. С.Х. Шамсунова. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2007. – 0,4 п. л.
33. Поникаров В.А. Совершенствование реализации сотрудниками ФСИН России административно-процессуальных мер // Новые Европейские пенитенциарные правила: совершенствование санкций и мер: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Рязань: Академия ФСИН России, 2007. – 0,2 п. л.
34. Поникаров В.А. Применение сотрудниками ФСИН России положений административной юрисдикции в учреждениях и органах УИС // Современное уголовно-исполнительное законодательство: проблемы теории и практики: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. – 0,2 п. л.
35. Поникаров В.А. Административное исполнительно-процессуальное законодательство: перспективы развития и осуществления в управленческой деятельности УИС // 10 лет Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. – 0,4 п. л.
36. Поникаров В.А. Организация исполнения административно-юрисдик-ционной деятельности в УИС // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний: Материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Рязань, 27 марта 2008 г. – Рязань: Академия ФСИН России, 2008. – 0,2 п. л.
37. Поникаров В.А. Дисциплинарная ответственность, применяемая кадровыми аппаратами УИС в рамках административно-юрисдикционной деятельности ФСИН России // Проблемы правового регулирования и организации кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы: Сб. материалов междунар. науч.-практ. семин. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2008. – 0,4 п. л.
IV. Статьи и материалы, опубликованные в иных рецензируемых из-даниях
38. Поникаров В.А. Деятельность адвокатуры как гарантия законности в производстве по делам об административных правонарушениях // Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. ин-та права и экономики Минюста России. – Рязань, 1999. –№ 4. – 0,4 п. л.
39. Поникаров В.А. Некоторые вопросы административной деятельности в УИС // Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. ин-та права и экономики Минюста России. – Рязань, 2000. – № 1. – 0,2 п. л.
40. Поникаров В.А. Реализация процессуально-правовых гарантий граждан как субъектов административного права // Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. ин-та права и экономики Минюста России. – Рязань, 2000. –№ 2. – 0,4 п. л.
41. Поникаров В.А. Административно-процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности // Человек: преступление и наказание: Вестн. Академии права и управления Минюста России. – Рязань, 2001. – № 3. – 0,2 п. л.
42. Поникаров В.А. Правовые гарантии законности в сфере административной деятельности правоохранительных органов Минюста России: Учеб. пособие. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. – 3,25 п. л.
43. Поникаров В.А. К вопросу о юридических гарантиях, обеспечивающих защиту и безопасность сотрудников УИС Минюста России в их внешней административно-служебной деятельности // Человек: преступление и наказание: Вестн. Академии права и управления Минюста России. – Рязань, 2003. – № 1. – 0,2 п. л.
44. Поникаров В.А. Юридическая деятельность как форма реализации правовых гарантий законности в административной деятельности правоохранительных органов Минюста России // Человек: преступление и наказание: Вестн. Академии права и управления Минюста России. – Рязань, 2004. – № 1. – 0,2 п. л.
45. Поникаров В.А. Юрисдикция в административной деятельности правоохранительных органов Минюста России // Человек: преступление и наказание: Сб. материалов науч.-теорет. конф. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. – 0,2 п. л.
46. Поникаров В.А. Административная ответственность в деятельности сотрудников органов УИС Минюста России // Актуальные проблемы уголовного права в новом тысячелетии: Материалы межвуз. науч.-практ. семин., посвященного 100-летию со дня рождения профессора М.Д. Шаргородского. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. – 0,2 п. л.
47. Поникаров В.А. Административная юрисдикция УИС России, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Правовые и медико-социальные аспекты борьбы с наркотизмом: Материалы науч.-практ. конф. – Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. – 0,3 п. л.
48. Поникаров В.А. Правовая организация административно-юрисдик-ционной деятельности в системе органов исполнения уголовных наказаний иностранных государств // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2005. – № 4. – 0,4 п. л.
49. Поникаров В.А. Понятие и сущность административно-юрисдикционной деятельности в УИС // Человек: преступление и наказание. – Рязань: Академия ФСИН России, 2005. – № 2. – 0,3 п. л.
50. Поникаров В.А. Совершенствование норм административного права, устанавливающих пределы (границы) рассмотрения дел об административных правонарушениях должностными лицами УИС России // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы Ч. 2. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 0,2 п. л.
51. Поникаров В.А. Характеристика материальных и процессуальных гарантий в административно-юрисдикционной деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Вестн. Воронеж. колледжа ФСИН России: Сб. науч. тр. – Вып. 4. – Воронеж: Науч. книга, 2006. – 0,4 п. л.
52. Поникаров В.А. Вопросы административной юрисдикции в уголов-но-исполнительной системе России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2006. – № 8. – 0,3 п. л.
53. Поникаров В.А. Взаимосвязь государственного управления с административно-юрисдикционной деятельностью // Вопросы экономики, права и образования: Сб. науч. ст. / Под ред. И.А. Тихоновой. – Рязань: Ряз. ф-л Моск. ин-та экономики, менеджмента и права, 2006. – Ч. 1. – 0,5 п. л.
54. Поникаров В.А. Основополагающие свойства административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе России // Вопросы экономики, права и образования: Сб. науч. ст. / Под ред. И.А. Тихоновой. – Рязань: Ряз. ф-л Моск. ин-та экономики, менеджмента и права, 2006. – Ч. 1. – 1,2 п. л.
55. Поникаров В.А., Панин Ю.И. Нормы-принципы и нормативные предписания как элементы механизма реализации административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Актуальные вопросы современного российского законодательства и организации деятельности уголовно-исполнительной системы: Сб. науч. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – 0,6 п. л. (автор. участие – 0,3 п. л.).
56. Поникаров В.А. Классификация актов реализации в механизме осу-ществления административной деятельности уголовно-исполнительной системе России // Актуальные вопросы современного российского законодательства и организации деятельности уголовно-исполнительной системы: Сб. науч. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – 0,5 п. л.
57. Поникаров В.А. Понятие и содержание административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе России // Общество, государство, УИС: теория и практика управления: Сб. науч. тр. факультета управления. Ч. 1: Об-щие проблемы теории и практики управления в УИС. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – 0,9 п. л.
58. Поникаров В.А. Нормы-гарантии в административно-юрисдикцион-ной деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2006. – № 2. – 0,6 п. л.
59. Поникаров В.А. Деятельность адвоката как элемент безопасности в административно-юрисдикционном процессе // Взаимодействие органов внутренних дел и общественных организаций в реализации положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Материалы науч.-практ. конф. – М.: Моск. ун-т МВД России, 2007. – 0,4 п. л.
60. Поникаров В.А. Государственные органы как элементы механизма реализации административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе Минюста России // Актуальные вопросы экономики, права и образования: Сб. науч. ст.: В 2 ч. / Под ред. И.А. Тихоновой. – Рязань: Ряз. ф-л Моск. ин-та экономики, менеджмента и права, 2007. – Ч. 1. – 0,3 п. л.
61. Поникаров В.А. Реализация гражданами и сотрудниками УИС административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Актуальные вопросы экономики, права и образования: Сб. науч. ст.: В 2 ч. / Под ред. И.А. Тихоновой. – Рязань: Ряз. ф-л Моск. ин-та экономики, менеджмента и права, 2007. – Ч. 1. – 0,5 п. л.
62. Поникаров В.А. Правовые основы страхования и его осуществление в рамках позитивного производства административно-юрисдикционной деятельности УИС России // Актуальные вопросы страхования на современном этапе развития Российской Федерации: Сб. науч. тр. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, – 2007. – 0,4 п. л.
63. Поникаров В.А. Процедуры привлечения сотрудников УИС к административной, дисциплинарной и материальной ответственности // Сб. науч. тр. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. – 0,4 п. л.
64. Поникаров В.А. Виды и характеристика актов реализации в механизме осуществления административной деятельности в УИС России // Современное право. – 2007. – № 1. – 0,2 п. л.
65. Поникаров В.А. Реализация производства по делам об административных правонарушениях в деятельности ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2007. – № 1. – 0,4 п. л.
66. Поникаров В.А., Панин Ю.И. Административно-деликтный процесс в тюрьмах иностранных государств // Актуальные вопросы современного российского законодательства и организации деятельности уголовно-исполнительной системы: Сб. науч. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. – 0,4 п. л. (автор. участие – 0,2 п. л.).
67. Поникаров В.А. Анализ практики использования гражданами основ административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Актуальные вопросы современного российского законодательства и организации деятельности уголовно-исполнительной системы: Сб. науч. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. – 0,4 п. л.
68. Поникаров В.А. Организационно-правовая характеристика административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2007. – № 2. – 0,4 п. л.
69. Поникаров В.А. Участие защитника (адвоката) в административно-юрисдикционном производстве // Административная реформа и наука административного права: Сб. науч. трудов, посвященных 80-летию со дня рождения Ю.М. Козлова. – М.: МГЮА, 2007. – 0,3 п. л.
70. Поникаров В.А. Процессуальные нормы как элемент механизма реализации административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе России // Вестн. юрид. факультета Коломен. ин-та (филиала) ГОУ ВПО МГОУ. Вып. 2: Науч.-практ. журн. – Коломна, 2007. – 0,6 п. л.
71. Поникаров В.А. Некоторые положения проекта закона «О материальной ответственности сотрудников, состоящих на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях» на обсуждение // Проблемы уголовной ответственности и наказания: Сб. науч. тр. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. – 0,4 п. л.
72. Поникаров В.А. Прикладные вопросы управления администра-тивно-юрисдикционной деятельностью в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Административное и муниципальное право. – 2008. – № 1. – 0,2 п. л.
73. Поникаров В.А. Административно-юрисдикционная взаимосвязь местного самоуправления и учреждений и органов УИС // Проблемы совершенствования российского законодательства и правоприменительной деятельности: Материалы регион. науч.-практ. семин. / Под общ. ред. Д.А. Гришина. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2008. – 0,2 п. л.
74. Поникаров В.А. Проблемы административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Административное и муниципальное право. – 2008. – № 5. – 0,4 п. л.
75. Поникаров В.А. Механизм реализации административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе России // Актуальные вопросы экономики, права и образования: Сб. науч. ст. / Под ред. И.А. Тихоновой. – Рязань: Ф-л Моск. ин-та экономики, менеджмента и права, 2008. – 0,2 п. л.
76. Поникаров В.А. Анализ практики реализации сотрудниками ФСИН России мер обеспечения, проводимых в рамках административно-юрисдикционной деятельности УИС // Вестн. юрид. факультета Коломен. ин-та (филиала) ГОУ ВПО МГОУ. Вып. 3: Науч.-практ. журн. – Коломна, 2008. – 0,4 п. л.
77. Поникаров В.А. Практическое осуществление гражданами административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2008. – № 3. – 0,2 п. л.
78. Поникаров В.А. Совершенствование норм права в администра-тивно-юрисдикционной деятельности УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2008. – № 5. – 0,2 п. л.
79. Поникаров В.А. Организация административной юрисдикции в пенитенциарных учреждениях зарубежных государств // Административное и муниципальное право. – 2008. – № 10. – 0,4 п. л.