Научная тема: «ПРАВО НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)»
Специальность: 12.00.02
Год: 2009
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В работе обосновывается вывод о необходимости выделения права некоммерческих организаций как комплексного межотраслевого института российского права, имеющего ярко выраженную конституционно-правовую основу. Нормы Конституции Российской Федерации, иных актов конституционного законодательства определяют исходные цели, задачи, принципы деятельности некоммерческих организаций, базовые понятия права некоммерческих организаций, устанавливают основные права, обязанности граждан, реализуемые посредством некоммерческих организаций, порождают формы взаимодействия граждан с органами публичной власти, служат критерием оценки соответствия отраслевых норм о некоммерческих организациях Конституции Российской Федерации. В свою очередь законодательство о некоммерческих организациях является структурным элементом в комплексной структуре российского законодательства. При этом законодательство о некоммерческих организациях следует рассматривать как форму выражения права некоммерческих организаций.
  2. В работе показано, что главными правовыми средствами выделения права некоммерческих организаций в качестве комплексного межотраслевого института являются конституционное право граждан на объединение и юридическая конструкция некоммерческой организации, включающая, в частности, определения некоммерческой организации и отдельных видов некоммерческих организаций. Значимы для выделения права некоммерческих организаций также цели, принципы деятельности некоммерческих организаций. Все перечисленные средства направлены на формализацию конституционно-правового статуса некоммерческих организаций, а в конечном итоге - их правового статуса в целом.
  3. 3По мнению автора конституционные и иные нормы, составляющие право некоммерческих организаций, определяют: 1) порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как организационно-правовой среды осуществления конституционного права граждан на объединение; иных их прав и свобод; 2) правовое положение некоммерческих организаций в разных областях жизни, включая политические, публично-властные отношения; 3) правовое положение внутренних для некоммерческих организаций субъектов (учредители, участники, члены, должностные лица); 4) формирование и использование имущества некоммерческих организаций; 5) основы управления некоммерческими организациями; 6) формы взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с некоммерческими организациями, включая государственный контроль за деятельностью последних; 7) другие отношения с участием некоммерческих организаций.
  4. В структуре права некоммерческих организаций автором выделены следующие блоки: 1) «общая часть» права некоммерческих организаций (нормы, закрепляющие цели, принципы, права, обязанности всех видов некоммерческих организаций, общее определение некоммерческой организации и определения их отдельных видов); 2) нормы, закрепляющие целевую направленность, права, обязанности, иные элементы статуса отдельных видов некоммерческих организаций; 3) нормы о создании, государственной регистрации (легализации) некоммерческих организаций, в том числе об их реорганизации, ликвидации; 4) нормы, определяющие порядок управления некоммерческими организациями; 5) нормы, регулирующие взаимодействие некоммерческих организаций и органов государственной власти, органов местного самоуправления по различным направлениям (экономическая поддержка, социальное партнерство, контроль уполномоченных органов, меры ответственности за нарушение некоммерческими организациями законодательства, др.).
  5. В работе показано значение таких критериев классификации некоммерческих организаций, как источники закрепления их правового положения; особенности статуса их участников; особенности их учредительных документов; их организационно-правовая форма, территория деятельности, основной вид и цели их деятельности, экономические предпосылки объединения; источники их финансирования, др. Автором проведена классификация некоммерческих организаций с использованием указанных критериев.
  6. В работе обосновывается позиция, согласно которой конституционное право на объединение обладает свойством универсальности. Такая универсальность заключается в том, что указанное право выступает основой создания самых разных гражданских объединений, в том числе в известном смысле, - и коммерческих объединений. Поэтому некоммерческие организации являются одной из форм реализации конституционного права на объединение. Данная форма может быть использована как непосредственно для реализации права на объединение, так и для осуществления иных конституционных прав и свобод индивидов, их объединений.
  7. В работе показано, что набор внутренних элементов правового статуса некоммерческих организаций и их конституционно-правового статуса принципиально одинаков. Он включает в себя: принципы образования и деятельности некоммерческих организаций; права и законные интересы некоммерческих организаций и их учредителей, членов, участников; обязанности и ответственность некоммерческих организаций, их внутренних субъектов; гарантии соблюдения прав и свободной деятельности некоммерческих организаций.
  8. Анализ законодательства о некоммерческих организациях показывает, что некоммерческие организации создаются и действуют на основе принципов законности, самостоятельности, самоуправления, корпоративности, равноправия членов, участников некоммерческой организации, гласности и др. Принципы деятельности некоммерческих организаций отражают (должны отражать) объективные закономерности развития общества, государства. В диссертации помимо вышеуказанных выделены и иные принципы. Среди них следование некоммерческих организаций, их внутренних субъектов общественным интересам; солидарность; профессионализм; демократия управления; недопущение конфликта интересов; самоконтроль; ответственная деятельность; общественный контроль за деятельностью некоммерческих организаций. Выше перечисленные принципы раскрыты в диссертации.
  9. Базовый для некоммерческих организаций федеральный закон «О некоммерческих организациях» развернуто не закрепляет конкретные права и обязанности некоммерческих организаций. Эту задачу решают специальные законы об отдельных видах некоммерческих организаций, не во всем между собой согласованные. Преодоление названной рассогласованности требует закрепления в федеральном законе «О некоммерческих организациях» развернутой системы базовых прав и обязанностей некоммерческих организаций всех видов, концептуальный подход к закреплению которых раскрыт в диссертации.
  10. Конституционализм предполагает не только провозглашение необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина, но и нормативное закрепление их гарантий. В диссертации выделен набор подобных гарантий (учредительные, экономические, юридической защиты некоммерческих организаций, др.).
  11. Приостановление деятельности общественных объединений органами прокуратуры, органами, уполномоченными в сфере регистрации некоммерческих организаций, без участия суда, как представляется, выходит за рамки конституционно допустимого ограничения прав названных объединений. В диссертации доказывается, что приостановление деятельности общественных объединений, даже создающих угрозу безопасности государства, правам и свободам граждан, должно предусматривать участие суда как гарантии от преследования, прежде всего по политическим мотивам. В диссертации предложено также унифицировать правовое регулирование процедуры применения мер ответственности в отношении всех видов некоммерческих организаций, не делая особых исключений в пользу отдельного вида общественного объединения - политической партии.
  12. На взгляд автора, спорно утверждение о том, что на некоторые виды некоммерческих организаций в России не распространяется конституционно-правовая ответственность. Полагаем, что названные выше меры ответственности, применяемые в отношении некоммерческих организаций, независимо от субъектов, их применяющих и актов, закрепляющих эти меры ответственности, являются мерами конституционно-правовой ответственности, поскольку они непосредственно направлены на общий объект - конституционное право граждан на объединение и являются формой ограничения указанного права.
  13. В диссертации обосновывается необходимость принятия на федеральном уровне специального акта, комплексно регулирующего вопросы взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций. В настоящее время нормы, затрагивающие взаимодействие органов власти и некоммерческих организаций, содержатся в ряде федеральных законов, регулирующих отдельные сферы общественной жизни, деятельность отдельных видов некоммерческих организаций. В законодательстве отсутствует стройная система форм, принципов, механизмов взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций, а также прав и обязанностей обеих сторон. В законодательстве чаще всего речь идет о государственной поддержке некоммерческих организаций, а не о комплексном взаимодействии государственного и некоммерческого сектора. Поддержка государства, конечно же, нужна и необходима некоммерческим организациям, но взаимодействие не может сводиться к односторонней помощи, в чем-то и институты гражданского общества могут поддерживать государственные органы и учреждения. Подобная их деятельность должна стимулироваться законодателем.
  14. В диссертации на основе анализа порядка взаимодействия уполномоченных государственных органов в сфере государственной регистрации и некоммерческих организаций выделены основные правовые режимы такого взаимодействия. Также показано, что данный порядок включает в обобщенном виде три стадии: 1) дорегистрационную стадию (на ней происходит формирование воли учредителей, определяются людской субстрат, организационно-правовая форма некоммерческой организации); 2) стадию государственной регистрации некоммерческой организации; 3) послерегистрацнонную стадию (организационные отношения по созданию нового субъекта права после его регистрации). Указанные стадии предметно проанализированы в работе.
Список опубликованных работ
Монографии, учебники и учебные пособия:

1.Кожевников О. А. Право некоммерческих организаций и его реализация в Российской Федерации. Монография. Екатеринбург, 2007. 206 с. (13 п.л). ISBN 978-5-89516-183-7.

2.Кожевников О. А. (в соавт. И.В. Захаров, А.Т. Карасев, А.Н. Кокотов, А.Н. Романов, В.И. Русинов, В.Ю. Русинова, В.Ш. Шайхатдинов). Муниципальное право России. Рекомендован учебно-методическим советом по юридическому образованию в качестве учебного пособия для студентов юридических специальностей. М., Высшая школа, 2008. 504 с. (26,46 п.л. /1,4 п.л.) ISBN 978-5-9692-0248-1.

3.Кожевников О. А. Право некоммерческих организаций (конституционно-правовое исследование). Монография. Екатеринбург., 2008. 224 с. (12,75 п.л.) ISBN 978-5-89516-204-0.

4.Кожевников О. А. Право некоммерческих организаций. Учебное пособие. Екатеринбург, 2008., 96 с. (5.58 п.л.) ISBN 978-5-7845-0229-2

Научные статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованные ВАК РФ для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук:

5.Кожевников О.А. Некоторые особенности правового регулирования процедуры создания и государственной регистрации некоммерческих организаций // Российская юстиция. 2006. № 9 (0,3. п.л.).

6.Кожевников О.А. Некоторые аспекты правового регулирования деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации. // Право и образование. 2006. № 7. (0,6 п.л.).

7.Кожевников О.А. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций нормативно-правовыми актами субъектов РФ и пути их преодоления // Право и политика. 2007. № 4 (0,5 п.л.).

8.Кожевников О.А. Конституционное право на объединение нуждается в многосмысловом законодательном закреплении // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3 (0,5 п.л.).

9.Кожевников О.А. Некоторые нормы Федерального закона «Об автономных учреждениях» как пример дефектного законотворчества // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 4.(0,4 п.л.).

10.Кожевников О.А. Проблемные вопросы законодательства о некоммерческих организациях (на примере Федерального закона «Об автономных учреждениях») // Право и образование. 2007. № 4. (0,4 п.л.).

11.Кожевников О.А. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» // Российский юридический журнал. 2007. № 2. (0,4 п.л.).

12.Кожевников О.А. Проблемы несовершенства правового регулирования контроля и надзора в сфере образования // Право и образование. 2007. № 10. (0,6 п.л.).

13.Кожевников О.А. Правовые основы участия некоммерческих организаций в деятельности пенитенциарных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний РФ (на примере Свердловской области) // Человек: преступление и наказание. 2007. № 2. (0,6 п.л.).

14.Кожевников О.А. Конституционное право на объединение нуждается в расширении и законодательном закреплении в соответствии с правовыми позициями Конституционного суда // Право и образование. 2007. № 7. (0,5 п.л.).

15.Кожевников О.А. Право некоммерческих организаций как развивающийся комплексный институт российского права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 7 (0,6 п.л.).

16.Кожевников О.А. Экономическая поддержка органами государственной власти и местного самоуправления некоммерческих организаций // Российская юстиция, 2007. № 7. (0,5 п.л.).

17.Кожевников О.А. Дефектное» правотворчество государственных органов – первый шаг к нарушению конституционных прав граждан // Право и политика. 2007. № 12. (0,6 п.л.).

18.Кожевников О.А. Дефектное правотворчество // Российский юридический журнал. 2008. № 1 (0, 6. п.л).

19.Кожевников О.А. Некоторые вопросы правового регулирования юридических лиц публичного права (на примере муниципальной избирательной комиссии Екатеринбурга) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 1 (0,4 п.л.).

20.Кожевников О.А. Право на объединение с позиции Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Право и политика. 2008. № 1 (0,5 п.л.).

21.Кожевников О.А. Анализ законодательного закрепления прав и обязанностей общественных объединений в Российской Федерации // Право и образование. 2008. № 1 (0,5 п.л.).

Иные научные публикации по теме:

22.Кожевников О.А. Деятельность общественных объединений в Свердловской области / Правовой Екатеринбург. 2000. (0,3 п.л.).

23.Кожевников О.А. Роль юстиции в становлении правового государства // Уральский региональный бюллетень Министерства юстиции РФ. 2001. (0,2 п.л.).

24.Кожевников О.А. О порядке создания и деятельности общественных объединений и религиозных организаций // Уральский региональный бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. (0,5 п.л.).

25.Кожевников О.А. Федеральный закон «О политических партиях» - правовая основа для развития в России полноценной партийной системы // Уральский региональный бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. (0,5 п.л.).

26.Кожевников О.А. Порядок приостановления и ликвидации общественных объединений по Федеральному закону «Об общественных объединениях». Материалы семинара территориальных органов Министерства юстиции РФ Уральского федерального округа // Уральский региональный бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. (0,5 п.л.).

27.Кожевников О.А. Конституционно-правовые аспекты деятельности благотворительных общественных объединений в РФ // Благотворительность и милосердие в российской провинции. Вып. 2. 2002. (0,5 п.л.).

28.Кожевников О.А. Право на судебную защиту в конституционном судопроизводстве // Проблемы права. 2004. № 3. (0,3 п.л.).

29.Кожевников О.А. Некоторые международно-правовые и конституционно-правовые аспекты обеспечения прав граждан на судебную защиту // Мир юстиции. 2004. № 7 (0,3 п.л.).

30.Кожевников О.А. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности политических партий в РФ // Российский юридический журнал. 2005. № 1. (0, 4 п.л.).

31.Кожевников О.А. Проблемы законодательного регулирования организационных форм межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5. (0.7 п.л.).

32.Кожевников О.А. Конституционное право граждан на объединение и его реализация в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов // Политика и общество. 2005. № 5. (0,8 п.л.).

33.Кожевников О.А. Судебная защита права граждан на объединение как показатель уровня развития гражданского общества в РФ // Юрист 2006. № 5. (0,5 п.л.).

34.Кожевников О.А. Законодательное регулирование межмуниципального сотрудничества // Модернизация социально-экономического развития муниципальных образований: коллективная монография / Под ред. академика РАН А.И. Татаркина. М. ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. (0,6 п.л.).

35.Кожевников О.А. Конституционное право граждан на объединение в конституциях стран СНГ: (сравнительно-правовой анализ) // Политика и общество. 2007. № 5. (0,5 п.л.).

36.Кожевников О.А. Правовая регламентация форм юридической защиты конституционных прав граждан как важная форма взаимодействия государства и личности // Сбор. ст. / Сост. И. Д. Тургель. Екатеринбург УрАГС, 2007. (0.4 п.л.).

37.Кожевников О.А. Ликвидация некоммерческих организаций в РФ: проблемы правового регулирования // Цивилист. 2008. № 1. (0,5 п.л.).