- Авторский подход к пониманию «конституционного и законодательного обеспечения прав ветеранов и участников боевых действий в странах СНГ» как общенаучной и правовой категории, в котором обосновывается соотношение между общим (родовым) понятием «конституционно-правовое обеспечение прав человека и гражданина» и частным (прикладным) понятием «конституционно-правовое обеспечение прав ветеранов и участников боевых действий в странах СНГ». Уточнены понятия: а) «ветеран боевых действий» как участник завершившегося вооружённого столкновения противоборствующих сторон в войне или военном конфликте и достигший выслуги лет военной службы; б) «участник боевых действий» как гражданин, принимавший (принимающий) непосредственное участие в вооружённом столкновении противоборствующих сторон в войне или военном конфликте в составе вооружённых сил или других вооружённых формирований конкретного государства.
- Межгосударственная политика стран СНГ в отношении ветеранов и участников боевых действий отражает целенаправленную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных ветеранских объединений и граждан, которая направлена на конституционное и законодательное обеспечение прав каждого ветерана и участника боевых действий, а также интересов общества, государства-участника и всего Содружества.
- Вывод о приемлемости опыта конституционного и законодательного регулирования правового положения ветеранов и участников боевых действий некоторых зарубежных стран, в целях его совершенствования и применения в странах СНГ. В частности, нормы, непосредственно регулирующие их права, содержит Конституция Австрии (в части устранения причиненного войной ущерба и попечения участников войны и их близких, ухода за могилами павших); ст. 74 Конституции ФРГ (в части распространения конкурирующей законодательной компетенции на обеспечение инвалидов войны, родственников погибших и попечение о бывших военнопленных).
- Результаты историко-правового и законодательного регулирования прав ветеранов и участников боевых действий в США и приемлемость американского опыта для совершенствования законодательства стран СНГ: наличие адаптивной системы пенсионного обеспечения и реабилитации; обеспечение высокого материального уровня жизнедеятельности. Неприемлемость маргинализации части американских ветеранов и участников боевых действий во Вьетнаме, в зоне Персидского залива и др. Главную особенность американской модели составляет высокая степень децентрализации политики в сфере обеспечения прав ветеранов и участников боевых действий: одни государственные программы разрабатываются и реализуются федеральным правительством, другие - органами местного самоуправления (властями штатов), третьи - совместно.
- Понятие «правовой статус ветеранов и участников боевых действий» как система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, законных интересов лиц, принимавших (принимающих) участие в решении боевых задач в качестве субъектов права. Правовой статус военнослужащих - участников боевых действий служит юридической основой и средством повышения их социальной активности в случае привлечения к решению боевых (специальных, служебно-боевых) задач в современных вооруженных конфликтах (контртеррористических и миротворческих операциях).
- Вывод о том, что в странах СНГ сохраняются достаточные правовые и организационные основы для продолжения разработки и реализации Межгосударственных комплексных программ реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов и жертв терроризма посредством долевого финансирования. В основе вывода лежит успешность реализации Межгосударственной комплексной программы реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов и жертв терроризма в 2001-2005 гг.
- Положение о полномочиях органов внутренних дел стран СНГ в области определения конституционного и законодательного обеспечения правового статуса ветеранов и участников боевых действий, включая: организацию и исполнение отраслевыми субъектами органов внутренних дел стран СНГ контрольных функций по вопросам конституционного и законодательного обеспечения прав ветеранов и участников боевых действий; организацию ведомственных статистических учетов; повышение престижа службы и укрепления доверия населения стран СНГ к ветеранам и участникам боевых действий из состава органов внутренних дел; организацию взаимодействия органов внутренних дел стран СНГ с иными правоохранительными органами и органами исполнительной власти по вопросам конституционного и законодательного обеспечения прав ветеранов и участников боевых действий; организацию и проведение научных исследований в области совершенствования конституционного и законодательного обеспечения прав ветеранов и участников боевых действий в составе органов внутренних дел стран СНГ.
- Положение о том, что акцент в государственных программах должен быть сделан на единой методологии для разработки региональных программ (так как все ветераны и участники боевых действий в странах СНГ обладают равными правами и свободами), включая: перенос усилий в инвестиционной политике центра на регионы; кредитно-финансовое обеспечение центром региональных программ; включение в регионах в состав органов руководства программой представителей администрации, общественных, коммерческих и иных организаций и учреждений; эффективное использование региональных бюджетов и местных источников финансирования и инвестирования; широкое внедрение пилотных и иных опытно-экспериментальных проектов для предварительной апробации государственных и региональных программ.
- Вывод о том, что взаимодействие органов государственной власти и общественных ветеранских объединений в странах СНГ, с одной стороны, обеспечивает действующее законодательство, сохраняя за общественными ветеранскими объединениями право вынесения решений насущных проблем на государственный уровень. С другой стороны, органы государственной власти, а также предприятия, учреждения и организации независимо от форм их собственности и условий хозяйствования в пределах своей компетенции вправе оказывать общественным ветеранским объединениям для осуществления их программно-уставных задач финансовую поддержку за счет бюджетных и внебюджетных средств, а также предоставлять здания и помещения, оборудование и иные материальные средства (на безвозмездной или льготной основе).
- Вывод о том, что основная правовая коллизия в конституционных законодательствах стран СНГ в области прав ветеранов и участников боевых действий заключается, с одной стороны, в том, что ст. 47 Конституции Беларуси и ст. 34 Конституции Туркменистана непосредственно устанавливают права для исследуемой категории лиц, с другой стороны, в девяти других конституционных законодательствах стран СНГ такие права лишь декларированы в системе прав человека и гражданина. Для разрешения этой правовой коллизии целесообразна разработка межгосударственного законодательного акта, который гарантировал бы равные права ветеранов и участников боевых действий во всех странах СНГ. Норма, предлагаемая автором в межгосударственный законодательный акт, изложена в следующей редакции: «I.Государства-участники Содружества Независимых Государств проявляют особую заботу о ветеранах и участниках боевых действий, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов. II. Ветераны и участники боевых действий в государствах-участниках Содружества Независимых Государств имеют равные права и свободы. В случае утраты здоровья при защите государственных или общественных интересов им гарантируются дополнительные льготы и поддержка из общественных средств».
- Обоснованные направления совершенствования конституционного и законодательного обеспечения прав ветеранов и участников боевых действий в странах СНГ на среднесрочный (2011 - 2013 гг.) и долгосрочный (до 2020 г.) периоды: -создание межгосударственной информационной системы и банка данных по вопросам медико-социального обслуживания ветеранов и участников боевых действий в странах СНГ; -создание системы динамичного медицинского наблюдения за ветеранами и участниками боевых действий и их осмотров на основе введения единого паспорта здоровья (автоматизированного досье); - внедрение системы межгосударственного медицинского страхования ветеранов и участников боевых действий, обеспечивающей возможность получения квалифицированной медицинской помощи в любом из государств-участников СНГ;- создание оздоровительно-реабилитационных центров в экологически благополучных экономико-географических регионах стран СНГ и их совместная эксплуатация;- организация Международного научно-исследовательского центра по проблемам реабилитации ветеранов и участников боевых действий;-организация в г. Москве Международной школы подготовки и переподготовки специалистов реабилитационного профиля и служб социально-психологического сервиса, в том числе социальных работников с квалификацией «специалист-реабилитолог»; - дальнейшее развитие материальной базы инвалидного спорта;-развитие центров протезно-ортопедической помощи и протезирования инвалидов из числа ветеранов и участников боевых действий с целью производства современных протезов и инвалидных колясок;-укрепление места и роли Комитета по делам воинов- интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников Содружества.
- Основные положения разработанной и частично апробированной Концепции совершенствования конституционного и законодательного обеспечения прав ветеранов и участников боевых действий в государствах-участниках СНГ, которые включают: общие положения; оценку современной ситуации в области конституционного и законодательного обеспечения прав ветеранов и участников боевых действий в государствах-участниках СНГ; определение цели, приоритетных направлений, принципов и основных задач конституционного и законодательного обеспечения прав ветеранов и участников боевых действий в государствах-участниках СНГ (в области законодательства, в социально-экономической области и области информатизации); правовой механизм реализации межгосударственной политики в отношении ветеранов и участников боевых действий в государствах-участниках СНГ; основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции в государствах-участниках СНГ. Идея о том, что в итоге реализации Концепции должна быть создана эффективно функционирующая на межгосударственном, государственном и региональном уровне система конституционного и законодательного обеспечения прав ветеранов и участников боевых действий в государствах-участниках СНГ, отвечающая интересам личности, общества и государства.
1.Алимов С.Ю. Реализация конституционных основ системы социальной защиты участников боевых действий стран СНГ: Монография. Российско-Таджикский (славянский) университет, Душанбе, 2004. – 141 с. / 8,8 п.л.
2.Алимов С.Ю. Правовые основы социальной защиты и реабилитации участников боевых действий стран СНГ: Монография. Российско-Таджикский (славянский) университет, Душанбе, 2005. – 207 c. / 13,0 п.л.
3.Алимов С.Ю. Конституционное и законодательное регулирование прав и свобод ветеранов и участников боевых действий стран в Содружестве Независимых Государств: Монография. Душанбе: «ДОНИШ». – 2008. – 430 c. / 26,9 п.л.
4.Алимов С.Ю. Конституционно-правовая защита ветеранов и участников боевых действий в странах СНГ: Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 199 с. / 12,4 п.л.
II.Статьи, опубликованные в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
5.Алимов С.Ю. Критерии отнесения граждан к категории участников и ветеранов боевых действий // Известия Академия наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и право. – 2005. №4. С.105 – 113 / 0,5 п.л.
6.Алимов С.Ю. Совершенствование правовой базы социальной защиты и реабилитации участников боевых действий стран СНГ // Политика и общество. 2005. №7-8. С.18 – 21 / 0,3 п.л.
7.Алимов С.Ю. Реализация норм международного права в области социальной защиты ветеранов государств-участников Содружества // Политика и общество. 2006. №5. С.49 – 56 / 0,5 п.л.
8.Алимов С.Ю. Проблемы правоприменительной практики в области социальной защиты ветеранов государств – участников Содружества // Известия Академия наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и право. 2006. №3-4. С.141 – 149 / 0,6 п.л.
9.Алимов С.Ю. Правовые гарантии реализации субъективных прав и юридических обязанностей военнослужащих-участников боевых действий Российской Федерации // Известия Академия наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и право. 2007. №4. С.168 – 173 / 0,4 п.л.
10.Алимов С.Ю. Конституционно-правовые основы социальной политики стран СНГ в сфере защиты ветеранов боевых действий // Вестник Таджикского Государственного Национального Университета. Серия гуманитарных наук. 2008. №1 (41). С.112 – 120 / 0,5 п.л.
11.Алимов С.Ю. Разработка и реализация Межгосударственных программ социально-правовой защиты ветеранов боевых действий стран СНГ // Известия Академия наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и право. 2008. №2. С.218 – 225 / 0,6 п.л.
12.Алимов С.Ю. Историко-правовой анализ государственного регулирования статуса ветеранов боевых действий в государствах-участниках СНГ // Вестник Таджикского Национального Университета. Серия гуманитарных наук. 2008. №3 (46). С.64 – 69 / 0,4 п.л.
13. Алимов С.Ю. Конституционные законодательства зарубежных стран о правовом положении ветеранов и участников боевых действий // Известия Академия Наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и право. 2008. № 3. С.172 – 180 / 0,7 п.л.
14.Алимов С.Ю. Взаимосвязь деятельности органов государственного управления и общественных ветеранских объединений в государствах участниках СНГ // Вестник Таджикского Национального Университета. Серия гуманитарных наук. 2009. № 2 (50). С.69 – 75 / 0,4 п.л.
15.Алимов С.Ю. Состояние конституционного и законодательного регулирования прав и свобод ветеранов и участников боевых действий в СНГ // Вестник Таджикского Национального Университета. Серия гуманитарных наук. 2010. № 1 (57). С.89 – 92 / 0,4 п.л.
16.Алимов С.Ю. Особенности законодательного регулирования прав участников боевых действий из стран СНГ в операциях под эгидой ООН // Известия Академия Наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и право. 2010. № 1. С.209 – 212 / 0,3 п.л.
17. Алимов С.Ю. Международно-правовое регулирование статуса ветеранов и участников боевых действий // Вестник Таджикского Национального Университета. Серия гуманитарных наук. 2010. № 2 (58).С.61– 67 / 0,6 п.л.
18. Алимов С.Ю. Правовые основы реализации государственной политики по вопросам ветеранов боевых действий в США // Известия АН Республики Таджикистан. Серия: Философия и право. 2010. № 2. С.140 – 144 / 0,5 п.л.
19.Алимов С.Ю. Состояние и тенденции развития социально-правовой поддержки ветеранов войн – участников локальных конфликтов в государствах – участниках СНГ // Вестник университета. Российско-Таджикский (славянский) университет. 2010. №2 (28). С.18 – 22 / 0,3 п.л.
III.Статьи, опубликованные в других изданиях:
20.Алимов С.Ю. Международно-правовой аспект защиты жертв террористических актов // Зинахои хирад (Ступени мудрости). 2004. №1. С.5 – 9 / 0,3 п.л.
21.Алимов С.Ю. Перспектива совершенствования системы реабилитации в Вооружённых Силах РФ // Зинахои хирад (Ступени мудрости). 2004. №1. С.10 – 13 / 0,2 п.л.
22.Алимов С.Ю. Медико – социальная реабилитация ветеранов Великой Отечественной войны // Зинахои хирад (Ступени мудрости). 2004. №1. С.14 – 20 / 0,4 п.л.
23.Алимов С.Ю. Развитие законодательства в сфере социальной защиты и реабилитации лиц, пострадавших при исполнении воинского долга // Вестник университета. Российско-Таджикский ( славянский) университет. 2004. №1. С.56 – 59 / 0,2 п.л.
24.Алимов С.Ю. Последствия введения в действие главы 25 Налогового кодекса РФ // Вестник университета. Российско-Таджикский (славянский) университет. 2004. №1 (7). С.59 – 63 / 0,2 п.л.
25.Алимов С.Ю. Системная целостность научного подхода к практической работе по реабилитации инвалидов боевых действий // Вестник университета. Российско-Таджикский (славянский) университет. 2004. №1 (7). С.64 – 66 / 0,1 п.л.
26.Алимов С.Ю. Правовые основы развития международных связей по реабилитации жертв вооружённых конфликтов и террористических актов // Вестник университета. Российско-Таджикский (славянский) университет. 2004. №1(7). С.66 – 69 / 0,2 п.л.
27.Алимов С.Ю. Международное законодательство о правовом положении участников боевых действий и миротворческих операций // Вестник университета. Российско-Таджикский (славянский) университет. 2004. №2 (8). С.5 – 13 / 0,5 п.л.
28.Алимов С.Ю. Правовые аспекты государственного регулирования социальной защиты участников боевых действий стран СНГ // Вестник университета. Российско-Таджикский (славянский) университет. 2005. №2 (10). С.5 – 10 / 0,4 п.л.
29.Алимов С.Ю. Основные положения международного гуманитарного права // Вестник университета. Российско-Таджикский (славянский) университет. 2005. №3(11). С.57 – 79 / 0,8 п.л.
30.Алимов С.Ю. Взаимодействие ветеранских организаций стран СНГ «Боевое братство». Торгово-промышленная палата Республики Таджикистан // Амал (Деловой мир). 2006. С.37 / 0,1 п.л.
31.Алимов С.Ю. Конституционные права граждан на информацию и проблемы их реализации // Вестник университета. Российско-Таджикский (славянский) университет. 2007. №2 (16). С.26 – 29 / 0,2 п.л.
32.Алимов С.Ю. Современные аспекты правопонимания: сравнительно-правовой анализ международного и национального права // Вестник университета. Российско-Таджикский (славянский) университет. 2007. №2 (16). С.22 – 25 / 0,2 п.л.
33. Алимов С.Ю. Социально-правовые основы улучшения качества жизни ветеранов боевых действий стран СНГ // «Государство и право» юридического факультета Таджикского Государственного Национального Университета. 2008. №1. С.99 – 109 / 0,7 п.л.
34. Алимов С.Ю. Теоретико-правовые аспекты мировоззрения и правопонимания в принятии и применении общепризнанных принципов в международном и национальном праве // Вестник университета. Российско-Таджикский (славянский) университет. 2008.№2.С.7–18/0,8 п.л.
35. Алимов С.Ю. Обеспечение конституционных прав граждан при рассмотрении дорожно-транспортных правонарушений // Вестник университета. Российско-Таджикского (славянского) Университета. 2008. №2 (20). С.19 – 27 / 0,5 п.л.
36. Алимов С.Ю. Конституционно-правовое регулирование прав и свобод ветеранов и участников боевых действий в государствах – участниках СНГ // Вестник университета (Республика Таджикистан) 2008. №4 (22). С.23 – 27 / 0,3 п.л.
37. Алимов С.Ю. Безопасность военнослужащих в вооруженных конфликтах // Материалы круглого стола. Российско-Таджикский (славянский) университет. 2009. С.16 – 29 / 0,8 п.л.
38. Алимов С.Ю. Социальные гарантии прав и свобод человека и гражданина// Вестник университета (Республика Таджикистан) 2009. № 2 (24). С.14 – 20 / 0,4 п.л.
39. Алимов С.Ю. Особенности взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права // Вестник университета (Республика Таджикистан) 2009. № 2 (24). С.21 – 28 / 0,5 п.л.
IV.Материалы научных конференций:
40.Алимов С.Ю. Правовые аспекты разработки и реализации международных реабилитационных программ: Материалы конференции «Европейский Союз глазами учёных Таджикистана». Российско-Таджикский (славянский) университет, Душанбе, 2004. С.61 – 62 / 0,1 п.л.
41.Алимов С.Ю. Развитие социально-правовой защиты и реабилитации участников боевых действий стран СНГ: Материалы конференции «Европейский Союз глазами учёных Таджикистана». Российско-Таджикский (славянский) университет, Душанбе, 2004. С.49 – 60 / 0,8 п.л.
42.Алимов С.Ю. Соотношение законов, касающихся прав ветеранов Республики Таджикистан и Российской Федерации: Сборник материалов республиканской конференции. Российско-Таджикский (славянский) университет, Душанбе, 2006. С.19 – 32 / 0,8 п.л.
43.Алимов С.Ю. Социально-экономическое и правовое положение граждан, уволенных с военной службы, ветеранов войн и членов их семей в Российской Федерации: Материалы международной научной конференции. Европейский информационный центр, Душанбе, 2007. С.260 – 271 / 0,7 п.л.
44.Алимов С.Ю. Стратегическая политика Евросоюза в Центральной Азии:
Материалы международной научной конференции «Сотрудничество государств Среднего Востока и Евросоюза: комплексное взаимодействие и перспектива». Российско-Таджикский (славянский) университет, Душанбе, 2010. С.256 – 263 / 0,5 п.л.
45.Алимов С.Ю. Конституционные законодательства зарубежных стран о правовом положении ветеранов и участников боевых действий // Конституционно-правовые основы формирования судейского сообщества в Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Всероссийского заочного финансово-экономического института. Москва. 2010. С.85 – 96 / 0,5 п.л.