- На концептуальном уровне определяется соотношение понятий «государство» и «государственность». Государственность - это более широкая категория, которая даже в самом узком значении не может рассматриваться как синоним государства. Это система взаимосвязанных и взаимозависимых государственно-политических, социально-правовых, экономических, нравственно-этических, этнокультурных и иных (так или иначе связанных с государством и реализацией его функций) компонентов, с помощью которых государственная власть осуществляет регулятивно-организующее, стабилизирующее, интегрирующее и активизирующее воздействие на общественные отношения, а граждане оказывают сдерживающее, направляющее, нормотворческое, организационное, а также ограничивающее влияние на государство и государственную власть.
- Элементный состав государственности включает в себя: а) компоненты, которые в процессе её функционирования поддерживают равновесие, сбалансированность всей системы, обеспечивая сохранность, эффективность, укрепление; б) компоненты, которые зародились и действуют, развиваются внутри системы государственности, но в процессе её функционирования нарушают нормальное протекание этого процесса, равновесие системы, мешают развитию, сдерживают его, ослабляют систему; имеются в виду явления не единичные, не случайные, а постоянные, достаточно массовые, ставшие устойчивыми процессами (тенденциями), «разъедающие» государственность изнутри. Решающая роль в структуре государственности принадлежит государственно-политической системе и правовой, которые, будучи объединены в рамках общества и взаимодействуя (но не сливаясь) друг с другом, образуют основу, ядро любой государственности.
- Правовая система не может охватить собой всё, что есть юридического в обществе, всю юридическую среду, сферу. Есть целый ряд юридически значимых феноменов (состояний, отношений, взаимодействий, субъектов, видов деятельности), остающихся объективно вне рамок правовой системы. Данная категория не настолько широка, чтобы отразить всю правовую действительность. Она не может и не должна по своей сути включать в себя всех субъектов и все явления, которые имеют место в правовой жизни, складывающейся и протекающей в обществе. Существует потребность в обновлённой теории, и эта проблема может быть решена с помощью категории «правовая жизнь». Правовая жизнь является качественным показателем действенности права и правовой системы, государственности, выступает оценочным критерием работоспособности правовой системы, а через неё - всей системы государственности. Разумеется, не вся правовая жизнь общества является элементом государственности, а только её упорядоченная, государственно организованная часть - правовая система. Данная категория тем не менее должна войти в понятийный аппарат теории и практики государственности, поскольку без неё научное знание в этой важнейшей области не будет полным и адекватно отражающим существующую действительность.
- Оптимальное определение государства должно учитывать личностный фактор. В государственной воле, выражаемой через право, проявляется, прежде всего, воля властвующих, которые, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, вынуждены считаться с волей и интересами подвластных. Именно к такому выводу приводит мировой опыт. Отсюда следует, что активная, настойчивая деятельность граждан, направленная на государство, заставляющая государственную власть действовать в интересах общества, не только возможна и желательна, но и необходима. Без учёта данного обстоятельства точное понимание сущности государства невозможно. Поэтому в определение государства следует включить позицию о том, что государство - это организация политической власти, которая (помимо всего прочего) обеспечивает условия для граждан участвовать в формировании и осуществлении властных велений и действий.
- Сформировавшееся ещё в 70-е годы прошлого столетия и сохраняющее своё значение понимание функций государства всё же нуждается в определённой корректировке. Поскольку меняются наши представления о современной государственности, сущности государства, его социальном назначении и служебной роли, это не может не проявиться и в изменении содержания понятия функций государства, и в описании его характерных черт. Необходимо уточнение акцентов в определении государственных функций. Помимо сказанного, этого требует также реконструкция идеологической основы, на которой базировалась теория функций социалистического государства, а также потребность в переходе к новой, общецивилизационной парадигме устойчивого в своей эффективности развития отечественной государственности. Функции государства - это обязательные, определяющие направления внутренней и внешней деятельности, которую государство непременно должно осуществлять, обусловленные его сущностью и социальным назначением, а также необходимостью осуществления действий, направленных на преимущественную реализацию как общесоциальных, так и конкретных классовых, иных групповых, национальных, религиозных и других интересов на данном этапе либо на всём протяжении развития общества. Всё то, что не входит в круг обязательной деятельности государства (задачи, проблемы, требующие решения, и т.п.), не является его функцией. Иначе говоря, функция государства - это нечто принадлежащее именно ему, то, от чего в процессе управления обществом государство не вправе отказаться, не исполнить, не осуществить, та работа, без которой данное государство на данном историческом этапе либо на всём протяжении своего развития обойтись не может. Функции государства - это то, что кроме него никто в обществе исполнять либо не должен, либо не способен, либо ему этого делать нельзя, запрещено, недопустимо ни при каких условиях, а также те дела (часть дел), в которых государственное участие предусмотрено законом, договором, вытекает из его социального назначения либо обусловлено потребностями жизни общества. При этом для нормального, сбалансированного социума, для эффективной государственности неприемлемо спонтанное, неупорядоченное присвоение государством тех или иных функций (своеволие государства). Контроль в этой сфере - одна из важнейших и ценнейших функций гражданского общества. Сильное эффективное государство строго функционально, то есть вся его деятельность - это практическая реализация своих функций (только своих, государственных, а не иных).
- Под эффективностью государственности следует понимать особую качественную характеристику процесса государственно-правового опосредования (главным образом - специально юридического) социальных отношений, которая включает в себя три основных компонента: 1) результативность, то есть степень достижения соответствующих целей; 2) степень социальной ценности (полезности) полученных результатов; 3) степень морального (нравственного) совершенства применяемых в процессе функционирования государственности средств. Условия эффективности - это обстоятельства, которые, с одной стороны, способствуют максимальной реализации ценности государственности, позволяющей полнее удовлетворять интересы граждан, а с другой, выступают как сопутствующие факторы для действия компонентов государственности по достижению этой ценности, по её использованию. К важнейшим условиям повышения эффективности современной российской государственности можно отнести: 1) легитимность компонентов государственности; нелегитимная государственная власть, например, потенциально опасна для общества, только легитимная государственная власть может быть в подлинном смысле эффективной; 2) наличие в качестве центрального компонента отечественной государственности сильного государства; 3) функционирование дееспособного гражданского общества, центральным элементом (субъектом) которого выступает активная, автономная личность; государственность эффективна тогда, когда происходит взаимовлияние государства и общества друг на друга; 4) действие в обществе эффективной избирательной системы; 5) соответствие применяемых государственно-правовых средств, то есть формы (в частности, правовых стимулов и правовых ограничений), интересам, мотивам и установкам, то есть содержанию; 6) совершенство законодательства и правоприменительной деятельности; 7) достаточно высокий уровень правосознания, правовой культуры общества и отдельных граждан; 8) состояние законности; 9) создание конкретной, чёткой, понятной и доступной каждому гражданину системы государственно-правовых стимулов и ограничений; индивидуальный и дифференцированный подходы к их реализации и др.
- Объективной потребностью для современной России, необходимым условием роста эффективности отечественной государственности является сильное государство: 1) государство, которое чётко занимает своё место в системе общественных отношений, соблюдает минимальные границы и максимальные пределы своего вмешательства в социальные процессы, применяет все присущие ему методы управления (регулирования); 2) дееспособное государство, никогда не оставляющее стихийным силам те сферы жизнедеятельности общества, которые без государственного регулирования существовать не в состоянии; 3) государство, способное создать рациональную, внутренне согласованную систему правовых норм (право), которые бы стимулировали инициативу, активность и самоуправление граждан, повышали их роль в управлении государством, устанавливали общественный контроль над деятельностью органов государственной власти; 4) социальное государство, то есть демократическое правовое государство, которое берёт на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищённости, признающее социально ориентированную политику важнейшим направлением своей практической деятельности и эффективно реализующее закреплённые в конституции основные направления этой политики, благоприятствующее труду. Мерой силы государства является степень его доступности для свободного гражданского волеизъявления, открытости, восприимчивости для конструктивной правовой активности граждан, институтов гражданского общества.
- Усиление государства может осуществляться: 1) только в рамках демократического режима (это главное условие сохранения им своей социальной ценности); 2) только вместе с усилением и «осовремениванием» человека как личности, гражданина. России необходима такая система государственной власти, которая, не поступаясь принципами демократизма, продолжая строить, совершенствовать, развивать демократический политический режим, повышала в то же время степень способности эффективно контролировать ситуацию в стране, была бы в состоянии вести борьбу с террористической и иными опасностями, стимулировать хозяйственную и общественную инициативу граждан, укрепляя тем самым отечественную государственность.
- Сильное демократическое государство немыслимо без активно функционирующего гражданского общества. Усиление государства - это процесс, обязательно сопряжённый с построением такого общества. Гражданское общество - это сфера свободной, автономной, а также стимулированной правом активности граждан и созданных ими организаций, которые имеют реальную возможность и способность выступать в качестве самостоятельных субъектов, преследующих позитивные цели; это сфера, ограждённая законами от прямого, необоснованного вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан и организаций со стороны органов государственной власти.
- Одним из ключевых компонентов государственности, от качества которого во многом зависит её эффективность, является правосудие. Система правосудия - это часть государственности, правовой жизни, где наиболее близко соприкасаются, даже сливаются гражданское общество и государство. Правосудие в процессе продолжающегося реформирования, оставаясь государственным институтом, должно сближаться с гражданским обществом, врастать в него, постепенно переставая быть слугой государства (на деле - чиновничьего сословия) и становясь на службу обществу в целом, воспринимая государство и личность, гражданское общество как равновеликие социальные силы, субъекты социального взаимодействия. Эффективное правосудие в равной степени выступает и как институт государства (публичный интерес), и как элемент гражданского общества (частный интерес).
- В философском смысле автономная личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою активную позицию в пространстве культуры и времени истории. В правовом аспекте активным следует считать гражданина, ответственно относящегося к своим правам и обязанностям, не допускающего действий, нарушающих права и свободы других лиц, имеющего чёткую установку на защиту, отстаивание своих прав, свобод и законных интересов, воспринимающего такое поведение в качестве безусловного морального правила, своего правового долга.
- Эффективная государственность - это система, в которой: 1) государство в состоянии, устанавливая нормы права, считать себя связанным ими, подчиняться праву всегда и во всём, то есть самоограничиваться во имя общего блага; 2) действует принцип взаимной ответственности государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина; 3) в качестве партнёра сильного государства функционирует дееспособное гражданское общество, главным субъектом которого выступает активная, автономная личность, а деятельность государства нацелена на формирование и расширение слоя таких граждан; 4) государство в состоянии не только обеспечить признание, соблюдение и защиту прав человека, но и создать, поддерживать и совершенствовать порядок, при котором неуклонно исполняются обязанности. Ценность этого порядка повышается при наличии механизмов государственного поощрения (стимулирования) добросовестного, инициативного исполнения гражданами юридических обязанностей. Именно качественное исполнение обязанностей является важным фактором повышения эффективности современной российской государственности.
- Правовая активность личности - одна из важнейших составных частей (видов) социальной активности, интенсивная деятельность индивида в сфере политики и права, одна из форм юридического бытия личности, специфическая форма жизнедеятельности, которая неизбежно включает и теневой, негативный сектор. Правовая активность (во всех возможных проявлениях) - это способ правового бытия личности, характеристика качественного состояния (критерий) правовой жизни. Позитивная правовая активность - это сознательная деятельность субъектов, необходимый элемент социально-правового развития, деятельное участие человека в юридической жизни, характеризующееся его стремлением оптимизировать свои усилия и добиться высоких конечных юридически значимых результатов.
- Высшей формой позитивной правовой активности граждан выступает инициативная деятельность - творческий, самостоятельный, на основе свободного волеизъявления осуществляемый процесс осмысления, создания и реализации каких-либо общественно значимых, полезных предложений, проектов, концепций, технических новшеств (изобретений) и т.п. Инициатива как часть правовой жизни состоит в том, что субъекты имеют возможность своими целенаправленными творческими, правомерными действиями вызывать к жизни права и обязанности, изменять или прекращать их, влиять на процессуальные правила их реализации. Подлинное народовластие предполагает активное функционирование, наряду с системой представительной демократии, также институтов демократии непосредственной в самых различных формах и на разных уровнях. Наиболее эффективным средством выявления воли народа, формирования правотворческой политики и повышения тем самым эффективности государственности является референдум. Российская государственность не может быть достаточно эффективной без реальных, действующих форм участия граждан в управлении государством и обществом. В российских условиях роль референдумов нельзя недооценивать. И если по поводу целесообразности общероссийских референдумов можно спорить, то отрицать ценность этих процедур на уровне субъектов Федерации, а особенно муниципальных образований, вряд ли целесообразно.
- Важными формами формирования и реализации позитивно-правовой (прежде всего - правотворческой) активности, инициативы в современной России должны стать всенародные обсуждения, общественные слушания, научные и общественные экспертизы, иные формы непосредственного участия граждан, их объединений и организаций в правотворческом процессе. Ценность этих процедур и в том, что они создают благоприятные условия для успешного правоприменения. Именно поэтому мы и можем рассматривать правотворчество как один из важнейших факторов повышения эффективности отечественной государственности.
- Негативная правовая активность - это осознанная, умышленная деятельность, форма юридического бытия индивидов и их групп, которые действуют, не считаясь с общеобязательными правилами поведения, и стремятся достичь любой ценой целей, противоречащих общественным и государственным задачам. Уровень негативной правовой активности (в сравнении с уровнем активности позитивной) - это показатель качественного состояния правовой жизни, эффективности проводимой государством правовой политики.
- Действенным условием повышения эффективности российской государственности может стать дебюрократизация выборов. Для этого необходимо: 1) исключить исполнительные органы из процесса формирования состава избирательных комиссий. Закрепление в избирательном законодательстве нормы, согласно которой весь состав избирательных комиссий назначали представительные органы, конечно, не устранило бы совсем, но затруднило бы попадание в состав комиссий беспринципных людей; 2) установить порядок, при котором все лица, выдвинутые в состав избирательных комиссий партиями, имеющими фракции или установленное число депутатов в Государственной Думе или региональных законодательных собраниях, обязательно были бы назначены; 3) обеспечить будущим членам избирательных комиссий возможность получать соответствующую подготовку в рамках организованной государством системы обучения; 4) создать эффективную систему политико-правового воспитания всех участников избирательного процесса; 5) законодательно закрепить действенные меры юридической ответственности за нарушения в ходе выборов со стороны их организаторов и других субъектов.
- Агитация против выборов правомерна. Она не только возможна, но в определённых ситуациях и необходима как ненасильственный метод гражданского протеста, реализации гражданами, народом права на сопротивление. Сильное государство не должно опасаться возможных действий народа против власти, которой он не доволен. Возможность таких действий - условие подлинно свободного гражданского волеизъявления, предоставления в ходе выборов полной свободы выражения мнения избирателям. А от органов государственной власти в связи с этим требуется только одно: исполнять свои обязанности так, чтобы на возможную агитацию против участия в выборах откликнулось как можно меньше граждан. Думается, что при этом условии проводимые в стране выборы станут действительно свободными и демократичными.
- В качестве одного из важнейших факторов становления в Российской Федерации эффективной государственности выступает формирование и укрепление многопартийной системы. Необходимо неуклонно двигаться в сторону создания подлинной многопартийности. Это - непременное условие утверждения в России эффективной демократической государственности.
1. Затонский В.А. Сильное государство и активная личность: теоретико-правовой аспект / Под ред. А.В. Малько. – Саратов: Изд-во Саратов¬ского ун-та, 2005. – 268 с. (16,75 п. л.);
2. Затонский В.А. Эффективная государственность / Под ред. А.В. Маль-ко. – М.: Юристъ, 2006. – 286 с. (18,0 п. л.);
3. Затонский В.А. Правовая активность граждан как форма проявления правовой жизни // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методо-логиче¬ский аспект / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная ака¬демия права», 2005. – 528 с. – Глава 13. С. 367–393 (2,0 п. л.);
4. Затонский В.А. Антикоррупционная политика как фактор повышения эффективности российской государственности // Антикоррупционная полити-ка в современной России / Под ред. А.В. Малько. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. – 240 с. – Глава 9. С. 205–221 (1,2 п. л.);
5. Затонский В.А. Правовая политика как способ усиления российской государственности // Правовая политика России: теория и практика / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2007. – 752 с. – В.А. Затонский: С. 187–218 (2,1 п. л.);
6. Затонский В.А. Региональная правовая политика и эффективность государственности: личностный фактор // Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / Под ред. А.В. Малько. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – 363 с. – Глава 1. С. 15–30 (1,2 п. л.);
7. Затонский В.А. Социально-экономическое и политико-правовое развитие современной цивилизации: Учебное пособие для абитуриентов, поступающих на гуманитарные специальности высших учебных заведений. – Балашов: Изд-во Балашовского гос. пед. ин-та, 1997. – 108 с. (6,75 п. л.).
СТАТЬИ В ВЕДУЩИХ РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ И ИЗДАНИЯХ
8. Затонский В.А. Сильное государство в его взаимодействии с лично-стью как категория и социальная ценность // Вестник Самарской государственной экономической академии. Специальный выпуск: Актуальные проблемы правоведения. 2003. № 1–2. С. 36–45 (1,2 п. л.);
9. Затонский В.А. Дебюрократизация выборов и активность электората: проблемы и возможные пути их решения // Власть. 2003. № 4. С. 42–43 (0,2 п. л.);
10. Затонский В.А. К вопросу о ценности государства и осуществляемого им правового регулирования: личностные и социальные аспекты // Вестник Самарской государственной экономической академии. Специальный выпуск: Актуаль¬ные проблемы правоведения. 2004. № 1. С. 69–74 (1,2 п. л.);
11. Затонский В.А. Реабилитация права и формирование гражданского об¬щества как взаимосвязанные цели правовой политики в России // Филосо-фия права. 2004. № 2. С. 30–39 (1,25 п. л.);
12. Затонский В.А. Правовая политика в сфере экономики и проблема уси¬ления российской государственности // Вестник Самарской государствен-ной экономической академии. 2004. № 3. С. 235–245 (0,9 п. л.);
13. Затонский В.А. Правовое общество как основной целеполагающий идеал правовой политики Российского государства // Право и образование. 2005. № 3. С. 145–163 (1,3 п. л.);
14. Затонский В.А. Многопартийная система как фактор оптимизации из-бирательного процесса и становления эффективной государственности // Юрист-Правовед. 2006. № 1. С. 11–18 (1,0 п. л.);
15. Затонский В.А. Категория «государственность»: сущность и научная ценность // Философия права. 2006. № 1. С. 8–16 (1,0 п. л.);
16. Затонский В.А. Государственность как категория и социальная реа-лия: понятие и структура // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 2. С. 51–61 (1,2 п. л.);
17. Затонский В.А., Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: опыт тео-ре¬тического осмысления // Право¬ведение. 2006. № 4. С. 4–17 (1,35 п. л.; лич-ный вклад – 0,7 п. л.);
18. Затонский В.А. Социальная государственность: понятийно-правовое осмысление // Современное право. 2006. № 4. С. 15–22 (1,0 п. л.);
19. Затонский В.А. Правовая инициатива – мощный фактор прогресса. Право на инициативу и его обеспечение // Конституционное и муниципаль¬ное право. 2006. № 5 (0,5 п. л.);
20. Малько А.В., Затонский В.А. Правовая политика в сфере местного са-мо¬управления как средство усиления российской государственности // За¬кон. 2006. № 11. С. 89–95 (0,6 п. л.; личный вклад – 0,3 п. л.);
21. Малько А.В., Затонский В.А. Правовая система – ключевой компонент государственности, качественная основа правовой жизни общества // Российский юридический журнал. 2007. № 2. С.14–23 (1,0 п. л.; личный вклад – 0,5 п. л.);
22. Затонский В.А. О демократии участия, правовой инициативе и их роли в повышении эффективности отечественной государственности // «Чёрные дыры» в Российском Законодательстве. 2007. № 3. С. 69–75 (1,05 п. л.);
23. Затонский В.А. Правовой менталитет, правосознание и правовая ак-тив¬ность граждан в контексте повышения эффективности российской госу-дарственности // Право и политика. 2007. № 6. С. 122–129 (1,1 п. л.);
24. Затонский В.А. Агрессия как правовое явление // Право и государ-ство: теория и практика. 2007. № 6. С. 8–16 (1,0 п. л.);
25. Затонский В.А. Государство и личность в системе государственности (К вопросу о содержании базовых категорий теории государства и права) // Государство и право. 2007. № 10. С. 5–12 (1,0 п. л.);
26. Затонский В.А. Гражданское общество и государство: противостояние или партнёрство? // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С. 10–13 (0,6 п. л.).
ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНЫХ, ВСЕРОССИЙСКИХ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ КОНГРЕССОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ, СЕМИНАРОВ, КРУГЛЫХ СТОЛОВ
27. Затонский В.А. Наследие К.Д. Ушинского и политико-правовое вос-пи¬тание молодёжи в современных условиях // Материалы межвуз. науч-практ. конф., 19–20 мая 1994 г. – Балашов: Изд-во БГПИ, 1994. – С. 22–23 (0,2 п. л.);
28. Затонский В.А. О сущности демократической государственности // Ма¬териалы науч-теор. конф. преподавателей Балашов¬ского представительства НИиЕВ. – М.: Изд-во Национального Института им. Екатерины Великой, 2001. – С. 18–21 (0,3 п. л.);
29. Затонский В.А. Вопросы дебюрократизации выборов и активность элек¬тората в современной России // Электоральные процессы и формирова-ние политической власти в современной России: региональная практика (Ма-териалы всерос. науч. конф., 23–25 дек. 2002 года). – Са¬ратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. – С. 207–214 (0,6 п. л.);
30. Затонский В.А. Правовая политика в сфере взаимодействия государ-ства и личности // Правовая политика: от концепции к реальности (Материалы всерос. «круглого стола», состоявшегося 3 июня 2004 г. в Саратовском филиале Института государства и права РАН) / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. –М.: Юрист, 2004. С. 73–75 (0,2 п. л.);
31. Затонский В.А. Психологические элементы политико-правовой актив-ности личности // Психология политической власти: Науч. доклады. – Сара-тов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. – С. 233–242 (0,65 п. л.);
32. Затонский В.А. Государство, право, активная личность: взаимодейст-вие как фактор усиления российской государственности // Модернизация права: зарубежный и отечественный опыт: Сб. науч. ст. (на основе материалов межрег. науч. конф., состоявшейся 30 сент. 2004 г. в Пензенском гос. ун-те) / Отв. ред. А.В. Малько и А.Ю. Саломатин. – Пенза: Информ-изд. центр ПГУ, 2004. – С. 139–145 (0,5 п. л.);
33. Затонский В.А. Реабилитация права как важнейшая задача правовой по¬литики: Выступление на научно-методологическом семинаре в Саратов-ском филиале Института государства и права РАН // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 4. С. 180–181 (0,2 п. л.);
34. Затонский В.А. Основные тенденции эволюции права в его соотноше-нии с другими регуляторами общественных отношений // Материалы меж-дунар. науч. конф. «Татищевские чтения: актуальные про¬блемы науки и практики», 21–24 апр. 2004 г. В 2 ч. – Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. – Ч. 1: Правоотношения и юридическая ответственность. С. 180–185 (0,4 п. л.);
35. Затонский В.А. Сильное эффективное государство как цель современ-ного этапа модернизации // Модернизация государства: зарубежный и отече-ственный опыт: Сб. науч. ст. (по итогам межрег. науч. конф., состоявшейся 3 июня 2005 г. в Пензенском гос. ун-те) / Отв. ред. А.В. Малько и А.Ю. Саломатин. – Пенза: Информ-изд. центр ПГУ, 2005. – С. 101–107 (0,4 п. л.);
36. Затонский В.А. Активная жизненная позиция как целеполагающий ре-сурс философско-правовой подготовки специалиста // Преподавание фило-софии в вузе: проблемы, цели, тенденции: Сб. ст. всерос. науч-метод. конфе-ренции / Под ред. А.М. Арзамасцева. – Магнито¬горск: Изд-во Магнитогорского гос. техн. ун-та, 2005. – С. 237–243 (0,4 п. л.);
37. Затонский В.А. Сильное государство и активная личность как потреб-ность времени: Доклад на науч-методол. семинаре в Саратовском филиале Института государства и права РАН // Правовая политика и право¬вая жизнь. 2005. № 3. С. 180–185 (0,5 п. л.);
38. Затонский В.А. Социальное государство и социально ориентиро¬ван-ная правовая политика как компоненты сильной государственности // Право-вая политика: Сб. науч. тр. (по итогам всерос. науч. конф., состоявшейся в Ростовском юрид. ин-те МВД России 27–28 апр. 2005 г.). Ч. 1: Теоретико-методо¬логиче¬ские и доктринальные принципы исследования правовой политики / Отв. ред. П.П. Баранов и А.В. Малько. – Ростов-на-Дону–Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин¬-та, 2005. – С. 47–49 (0,2 п. л.);
39. Затонский В.А. Законные интересы и правовая активность граждан: взаимообусловленность и социальная ценность // Философия и будущее ци-вилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24–28 мая 2005 г.): В 5 т. – М., 2005. – Т. 5. С. 104–105 (0,2 п. л.);
40. Затонский В.А. Государство и право как эпицентр государственности, важнейший фактор её эффективности // Реформирование права: зарубежный и российский опыт (Материалы межрег. «круглого стола» по тео¬ретическим аспектам модернизации права и сравнительному правоведению). – Пенза: Информ-изд. центр ПГУ, 2005. – С. 155–163 (0,7 п. л.);
41. Затонский В.А. Социальное государство и социально-правовая поли-тика: вопросы теории и практики // Социальная работа и социальная поли-тика: состояние и перспективы: Сб. науч. тр. (Материалы рег. науч-практ. конф. в Балашовском филиале Саратовского гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского). – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – С. 32–36 (0,3 п. л.);
42. Затонский В.А. Борьба за справедливость как естественная субъектив-ная обязанность, важнейший элемент воспитательного механизма действия права // Право как ценность и средство государственного управления обще-ством: Сб. науч. тр. Вып. 2: Материалы межвуз. науч-практ. конф., проходившей в Волгоградской академии МВД России 28–29 апр. 2005 г. / Редкол.: Анисимов П.В., А.Г. Фастов, В.А. Рудковский, А.В. Кантемиров. – Волгоград: ВА МВД России. 2005. – С. 123–128 (0,4 п. л.);
43. Затонский В.А. Современная государственность: теоретико-правовые основания и методология исследования // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Вып. 1: Сб. (на основе материалов «круглого стола», проведённого под эгидой Ассоциации юридических вузов России 20–21 мая 2005 г. в Ростове-на-Дону на базе Института управления, бизнеса и права) / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юрист, 2006. – С. 224–242 (1,1 п. л.);
44. Малько А.В., Затонский В.А. Административная реформа как средство усиления российской государственности // Право как ценность и средство государственного управления обществом: Сб. науч. тр. Вып. 3: Материалы межвуз. науч-практ. конф., проходившей в Волгоградской академии МВД России 15 июня 2006 г. / Редкол.: П.В. Анисимов (отв. ред.), А.Г. Фастов (отв. секретарь), В.А. Рудковский, А.В. Кантемиров. – Волгоград: ВА МВД России, 2006. – С. 30–38 (0,75 п. л.; личный вклад – 0,4 п. л.);
45. Затонский В.А. Действенная антикоррупционная политика и проблема становления в России эффективной государственности: Выступление на семинаре «Концепция антикоррупционной политики: необходимость формирования» в Саратовском филиале Института государства и права РАН // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 4. С. 191–192 (0,2 п. л.);
46. Затонский В.А. Государство, право и развитие инициативы граждан в контексте активизации правовой жизни российского общества // Актуальные проблемы российской правовой жизни: Материалы «круглого стола», состоявшегося 16 марта 2006 года в Самарском филиале Московского гор. пед. ун-та / Под ред. А.В. Малько. – Самара: Изд-во МГПУ, 2006. – С. 29–36 (0,55 п. л.);
47. Затонский В.А. Правовая модернизация в России и эффективная госу-дарственность: теоретико-методологические ориентиры // Проблемы правовой модернизации в России: Сб. науч. материалов с метод. рекомендациями для использования в учеб. процессе (по итогам науч. конф., состоявшейся в сент. 2006 в Саратовском филиале ИГП РАН) / Отв. ред. А.В. Малько и А.Ю. Саломатин. – Пенза: Информ-изд. центр ПГУ, 2006. – С. 70–78 (0,6 п. л.);
48. Затонский В.А. Региональная правовая политика и становление эффективной государственности: личностный аспект // Региональное нормотворчество: Аналит. бюллетень. Вып. 2 (Материалы всерос. «круглого стола» «Правовая политика субъектов Российской Федерации: концепция и проблемы совершенствования», Смоленск, 22 сент. 2005 г.) / Под ред. В.М. Манохина, А.В. Малько, Н.Т. Разгельдеева (Администрация Смоленской области, Смоленская областная Дума, Смоленский филиал Саратовской государственной академии права). – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. – С. 86–94 (0,5 п. л.);
49. Затонский В.А. Об эвристическом потенциале категории «правовая жизнь»: Выступление на науч-методол. семинаре «Новый подход к идее ´´правовой жизни´´» в Саратовском филиале ИГП РАН // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 4. С. 211–212 (0, 25 п. л.);
50. Затонский В.А. Государство, право и экономика (К вопросу о правовом регулировании региональных экономических отношений) // Перспективы социально-экономического развития регионов России: Материалы рег. науч-практ. конф. (Саратовский гос. соц-эконом. ун-т. Балашовский филиал, 17–19 апр. 2007 г.). – Балашов: Изд-во «Николаев», 2007. – С. 272–277 (0,35 п. л.);
51. Затонский В.А. Совершенствование правотворчества как один из важ¬нейших компонентов правовой модернизации в России (в контексте повы-ше¬ния эффективности отечественной государственности): Выступление на межрег. конф. «Проблемы правовой модернизации в России» (Саратов, филиал ИГП РАН, Пензенский госуниверситет) // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 1. С. 206–207 (0,2 п. л.);
52. Затонский В.А. Актуальные вопросы совершенствования публичной власти в России: Выступление на науч-методол. семинаре «Реформа публич-ной власти в современной России» (Саратов, филиал ИГП РАН, 2006 г.), // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 2. С. 168–170 (0,25 п. л.);
53. Затонский В.А. Концепции самоорганизации как методологическое средство формирования модели эффективного государства: Выступление на методол. семинаре «Синергетика как перспективный методологический ре-сурс правоведения» (Саратов, филиал ИГП РАН, СГУ, 2007 г.) // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 3. С. 211–212 (0,2 п. л.);
54. Затонский В.А. Современная российская государственность: критерии эффективности // Инновационные методы и подходы в экономике, управлении, образовании: Материалы межвуз. науч-практ. конф. (Саратовский гос. соц-эконом. ун-т. Балашовский филиал, 15–17 апреля 2008 г.). – Балашов: Изд-во «Николаев», 2008. – С. 39–44 (0,4 п. л.);
55. Затонский В.А. Правоохранительная политика как сфера совместной деятельности государства и граждан // Проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной политики: Сб. ст. по материалам всерос. науч-практ. конф. / Под ред. А.В. Малько и В.А. Терёхина. – Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2008. – С. 120–130 (0,6 п. л.).
ИНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
56. Затонский В.А. Рабочие в управлении государством // Блокнот агита-тора и политинформатора. Махачкала, 1985. № 10. С. 24–26 (0,25 п. л.);
57. Затонский В.А. Демократизация – главная предпосылка раскрытия творческого потенциала человека. – Махачкала: Редакционно-издательский отдел (РИО) Госкомиздата Республики Дагестан, 1989. – 24 с. (1,5 п. л.);
58. Затонский В.А. Демократизация общества и реформа его политической системы. – Махачкала: РИО Госкомиздата Республики Даге-стан, 1990. – 24 с. (1,5 п. л.);
59. Затонский В.А. Партии в обновляющемся обществе. – Махачкала: РИО Госкомиздата Республики Дагестан, 1990. – 28 с. (1,75 п. л.);
60. Затонский В.А. Гуманное, демократическое общество: сущность и пу-ти реализации. – Махачкала: РИО Госкомиздата Республики Дагестан, 1990. – 30 с. (1,9 п. л.);
61. Затонский В.А. Необходимость и цели правовой реформы в СССР. – Махачкала: РИО Госкомиздата Республики Дагестан, 1990. – 20 с. (1,25 п. л.);
62. Затонский В.А. Актуальные проблемы политического и правового развития общества. – Махачкала: РИО Госкомиздата Республики Дагестан, 1991. –32 с. (2,0 п. л.);
63. Затонский В.А. К вопросу о глобальных конфликтах // ВЕСЫ: Альманах гуманитарных кафедр Балашов¬ского гос. пед. ин-та / Сост. А.Г. Догалаков. 1996. № 1. С. 12–15 (0,3 п. л.);
64. Затонский В.А. Социальный конфликт: В 2 ч. // Российский ис-торический журнал. Балашов, 1996. № 2. Ч. 1. С. 28–32 (0,4 п. л.);
65. Затонский В.А. Социальный конфликт: В 2 ч. // Российский историче-ский журнал. Балашов, 1996. № 4. Ч. 2. С. 30–32 (0,25 п. л.);
66. Затонский В.А. Гуманизм как необходимое условие становления гар-мо¬ничной личности (Политико-правовой аспект) // Проблемы становления гармоничной личности: Сб. науч. ст. – Балашов: Изд-во БГПИ, 2000. – С. 30–39 (0,7 п. л.);
67. Затонский В.А. Социальное государство как предпосылка свободного развития человека // Цивилизация на пороге тысячелетия: Сб. науч. ст. Вып. 2. Т. 1. – Балашов: Изд-во БГПИ, 2001. – С. 33–37 (0,5 п. л.);
68. Затонский В.А. Агрессия: психологические корни и правовые основы // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 4. С. 164–178 (1,3 п. л.);
69. Затонский В.А. Политико-правовая активность: теоретический аспект // Проблемы политологии и политической истории: Межвуз. сб. науч. тр. Вы-п. 11. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. – С. 24–37 (0,9 п. л.);
70. Затонский В.А. Деятельность и активность. Природа и ценность соци-альной активности // Юридическая мысль. СПб., 2003. № 2. С. 37–47 (1,3 п. л.);
71. Затонский В.А. Правовая активность как качественное состояние право¬вой жизни // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 3. С. 6–14 (1,0 п. л.);
72. Затонский В.А. Государство, политика, право, выборы: актуальные во¬просы теории и практики демократии участия // Право и политика. 2003. № 5. С. 31–41 (2,0 п. л.);
73. Затонский В.А. Многопартийность и демократия участия: принципи-альные основы понимания и развития // Проблемы политологии и политиче-ской истории: Межвуз.сб.науч.тр. Вып. 13. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. – С. 48–57 (0,7 п. л.);
74. Затонский В.А. Государство и личность: нравственно-правовые ос-новы взаимодействия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Вып. 42. Тольятти, 2004. С. 178–196 (1,2 п. л.);
75. Затонский В.А. Сильное государство и активная личность: актуаль-ные проблемы взаимодействия // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2004. № 1. С. 70–88 (1,2 п. л.);
76. Затонский В.А. Безопасность личности, общества и государства как важнейшая цель правовой политики в Российской Федерации // Правовая по-литика и правовая жизнь. 2005. № 1. С. 187–194 (1,0 п. л.);
77. Затонский В.А. Правовая активность как способ правовой жизни и объ¬ект правовой политики: позитив и негатив // Правовая политика и право-вая жизнь. 2005. № 2. С. 30–42 (1,2 п. л.);
78. Затонский В.А. Тоталитаризм, демократия и концепция сильного го-су¬дарства: проблемы совместимости и соотношения // Юридические за¬писки. Вып. 18: Современный этап развития Российского государства: на пути к «сильному» или правовому государству? – Воронеж: Изд-во Воронеж¬ского гос. ун-та, 2005. – С. 127–140 (0,8 п. л.);
79. Затонский В.А. Правосознание как важнейший фактор повышения дее¬способности гражданского общества и усиления государственности // Но-вая правовая мысль. Волгоград, 2005. № 2. С. 9–14 (1,0 п. л.);
80. Затонский В.А. Обязанности как необходимое условие оптимального взаимодействия государства, права и личности // Актуальные проблемы по-литики и права: Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 8. – Пенза: Информ-изд. центр ПГУ, 2005. – С. 142–157 (1,0 п. л.);
81. Затонский В.А. Правовая инициатива как фактор укрепления россий-ской государственности // Труды членов Российского философского обще-ства. Вып. 10. М.: РФО, 2005. С. 169–190 (1,5 п. л.);
82. Затонский В.А., Петров М.П. Сильное государство: ключевые вопро-сы теории и модернизационной политики // Ленинградский юридический журнал. 2005. № 3. С. 192–206 (1,0 п. л.; личный вклад – 0,5 п. л.);
83. Затонский В.А. Функции государства: общетеоретический аспект // Право и политика. 2005. № 9. (1,5 п. л.);
84. Малько А.В., Затонский В.А. «Правовая жизнь» и «правовая система»: соотношение понятий // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 2. С. 6–20 (1,1 п. л.; личный вклад – 0,5 п. л.);
85. Затонский В.А. Государство как субъект политической жизни обще-ства: вопросы эффективности // Политика и общество. 2006. № 3. С. 13–26 (1,2 п. л.);
86. Затонский В.А. Предвыборная агитация и свободное волеизъявление граждан – основа эффективности российского избирательного процесса (политико-правовой аспект) // Избирательное право. Иркутск, 2006. № 1. С. 10–17 (0,85 п. л.);
87. Затонский В.А. Государство как гарант стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики (теоретико-правовой аспект) // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Сб. науч. ст., посв. 60-летию проф. В.М. Пучнина / Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Институт права. – Тамбов: Интеграция, 2006. – С. 88–95 (0,55 п. л.);
88. Затонский В.А. Государство и право в сфере экономики: главные ито-ги прошедшего этапа и современные приоритеты // Право и государство: теория и практика. 2006. № 10. С. 142–147 (0,65 п. л.);
89. Затонский В.А., Петров М.П. Концепция сильного государства в кон-тексте модернизации власти в России // Право и государство: теория и практика. 2006. № 12. С. 31–43 (1,2 п.л.; личный вклад – 0,6 п. л.);
90. Затонский В.А. Социализация и индивидуализация как способы активного бытия личности в её взаимодействии с обществом // Труды членов Российского философского общества. Вып. 13.М.:РФО, 2007.С.108–128 (1,35 п. л.);
91. Затонский В.А., Петров М.П. К вопросу о сущности правового государства // Новая правовая мысль. Волгоград, 2007. № 2. С. 9–12 (0,7 п. л.; личный вклад – 0,4 п. л.);
92. Затонский В.А. Гражданское общество и государство: противостояние или партнёрство? // Человек и закон. 2007. № 11. С. 94–103 (0,6 п. л.);
93. Затонский В.А. Политико-правовое участие как фактор формирования эффективной государственности: вопросы теории и избирательной практики // Ленинградский юридический журнал. 2007. № 3. С. 53–70 (1,2 п. л.);
94. Затонский В.А., Петров М.П. Административная реформа как способ повышения качества правовой жизни // Политическая и правовая жизнь изме-няющейся России: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Г.Н. Комковой и А.В. Малько. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. – Вып. 1. С. 192–210. (1,2 п. л.; личный вклад – 0,6 п. л.);
95. Затонский В.А. О некоторых институтах непосредственной демокра-тии в контексте повышения эффективности муниципальной правовой политики и укрепления российской государственности // Человек и общество: проблемы прошлого и настоящего: Межвуз. сб. науч. ст. и тез. Вып. 3 (Саратовский гос. соц-эконом. ун-т. Балашовский филиал). – Балашов: Изд-во «Николаев», 2008. – С. 133–142 (0,6 п. л.);
96. Малько А.В., Затонский В.А. Ответственность публичной власти как способ повышения эффективности российской государственности // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та (ТГУ). Спец. выпуск «Правоведение». 2008. № 1. С. 32–39 (0,9 п. л.; личный вклад – 0,5 п. л.).