- Согласно требований государственных образовательных стандартов и других материалов, студенты - будущие инженеры должны овладеть целеполаганием, моделированием и организацией системы обучения и воспитания как субъекты профессионально-управленческой деятельности, уметь анализировать полученный результат по степени достижения поставленных целей в названных системах и экстраполировать этот опыт в область трудовой деятельности. Однако традиционное обучение в техническом вузе слабо обеспечивает формирование требуемых способностей, поэтому необходимо реорганизовать учебную работу в вузе так, чтобы создать условия для их развития. Начертательная геометрия содержит в себе, а поэтому предоставляет, большие возможности для развития не только инженерно-графического образования будущих инженеров, но и для становления их субъектами саморазвития интеллектуального, профессионального потенциала и духовной культуры. Для реализации обозначенных целей были определены теоретико-методологические основы инновационного развития образовательной системы технического вуза, моделирование и функционирование которой позволяют обеспечить развитие будущих инженеров как субъектов становления их интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала при изучении предметных областей учебных дисциплин.
- С использованием системного подхода в качестве концептуально-методологической основы, определившей инновации, заключающиеся в смене парадигмы к современному высшему образованию, разработаны идеальная и реальная модели системы обучения в техническом вузе для повышения развития студентов - будущих инженеров как субъектов становления своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала средствами начертательной геометрии. Для чего были:- определены оперативные цели: образовательные, мировоззренческие, профессионально-управленческие;- разработаны механизмы, позволяющие студентам овладевать опытом выбора целей и опытом согласования деятельности с целями на основе адекватных целям технологий при изучении начертательной геометрии; параметры и критерии оценки развития субъектности студентов;- созданы механизмы для понимания своей субъектности будущими инженерами, состоящей в реализации опережающего моделирования познания и поведения как систем, которые находятся в разрушительной или созидательной позиции по отношению к саморазвитию и в состоянии синхронного или рассогласованного взаимодействия с окружающим миром систем.
- Апробация разработанной модели системы обучения, направленной на развитие будущих инженеров средствами начертательной геометрии, свидетельствует об эффективности предложенной модели. Показано, что реализация данной модели:- формирует опыт саморазвития будущих инженеров в системе вузовского обучения;- позволяет приобрести важнйшую способность человека - быть субъектом интеллектуального, духовного и профессионального саморазвития при изучении предметных областей знаний и как субъектов саморазвития инженерно-графического образования;- обеспечить положительную мотивацию студентов к саморазвитию себя, как субъектов, и созданию и развитию систем социокультурного пространства и пространства трудовой жизнедеятельности.
- Создано и экспериментально апробировано электронное учебное пособие по инженерно-графическим дисциплинам, включающее теорию и практику, для организации самостоятельной работы студентов, обусловливающей саморазвитие профессионального становления будущих инженеров (на примере начертательной геометрии).
1. Литвинова, Н.Б. Возможности формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза средствами инженерной гра-фики: монография [Текст] /Н.Б.Литвинова - М.: УПК «Фёдоровец» для детей с проблемами в развитии,2009.- 92 с. (5,4 п.л.)
2. Литвинова, Н.Б. Тесты как основа мобильного анализа сохраняемой модели содержания образования при изучении графических дисциплин (на примере изучения начертательной геометрии и инженерной графики в техническом вузе): монография [Текст] / Б.А.Карев, Н.Б.Литвинова - М.: УПК «Фёдоровец» для детей с проблемами в развитии,2009- 100 с. (5,9 п.л. ) Авторский вклад - 60%.
3. Литвинова, Н.Б. Развитие профессиональных умений будущих инженеров связи при изучении инженерной графики. [Текст] / Н.Б.Литвинова, Т.В. Хрусталева. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009.- 98 с. (5,8 п.л.) Авторский вклад - 60%.
Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ
4.Литвинова, Н.Б.Управление образовательными системами ву-за.[Текст] / Н.Б.Литвинова//Профессиональное образование. Столица. –М.,2010.-№ 7.-С. 42-43 (0,15 п.л.).
5. Литвинова, Н.Б. Влияние инженерно-графических дисциплин на интеллектуальное развитие личности. [Текст]/ Н.Б.Литвинова//Стандарты и мониторинг в образовании. –М.,2009.-№ 6(68).-С.51-53(0,2 п.л.).
6. Литвинова, Н.Б.Активизация познавательной деятельности студентов при изучении инженерной графики. [Текст] / Н.Б.Литвинова//Стандарты и мониторинг в образовании. –М.,2010.-№1(70).- С. 52-54(0, 2 п.л.).
7. Литвинова, Н.Б. Возможности моделирования образователь-ных систем в вузе при изучении инженерно-графических дисци-плин.[Текст] / Н.Б.Литвинова, О.Г.Клименко//Наука и школа–М.,2010.-№ 1.-С.11 – 14 (0,2 п.л.).- Авторский вклад – 60 %.
8.Литвинова, Н.Б. Обучение студентов технического вуза по теме «Электрические схемы» [Текст]/ Н.Б.Литвинова//Стандарты и монито-ринг в образовании. –М.,2010.-№ 2(71).-С. 45--48 (0,25 п.л.).
9.Литвинова, Н.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении начертательной геометрии [Текст] / Н.Б.Литвинова//Стандарты и мониторинг в образовании. –М.,2010.-№ 4(73).-С.55-56 (0,15 п.л.).
10. Литвинова, Н.Б. Многообразие форм передачи информации в обучении начертательной геометрии и инженерной графике [Текст] / Н.Б.Литвинова//Стандарты и мониторинг в образовании. –М.,2010.-№3 (72).-С. 51–53(0,2 п.л.).
11. Литвинова, Н.Б. Функции визуальной информации в подго-товке будущего инженера [Текст]/ Н.Б.Литвинова//Стандарты и монито-ринг в образовании. –М.,2010.-№ 5 (74).-С. 59-61(0,2 п.л.).
12. Литвинова, Н.Б. Использование информационных технологий при обучении начертательной геометрии. [Текст] / Н.Б.Литвинова//Профессиональное образование. Столица. –М.,2010.-№ 12.-С. 55-56 (0,15 п.л.).
13. Литвинова, Н.Б. Моделирование системы воспитания будущих специалистов в студенческой среде технического вуза [Текст] / Н.Б.Литвинова// Вестник МГОУ – 2010. - № 4.- С.30-32(0,2 п.л).
Учебные и методические пособия
14. Литвинова, Н.Б. Начертательная геометрия: [Электронный ресурс]: учебное пособие. - 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – Систем. требо-вания: ПК PII и выше; 3 Мб ОЗУ; Windows Professional и выше.
15. Литвинова, Н.Б. Выполнение электрических схем, блок-схем алгоритмов с использованием приложения WINDOWS – VISIO: учебное пособие. [Текст] / Б.А.Карев, Н.Б. Литвинова - Хабаровск: ДВГУПС, 2009.- 79 с. (4,7 п.л.). Авторский вклад - 60%.
16. Литвинова, Н.Б. Преобразование комплексного чертежа: учебное пособие. [Текст] / Н.Б.Литвинова, С.Ю. Ситникова. - Хабаровск: ДВГУПС, 2009.- 61 с.(3,9 п.л.). Авторский вклад - 60%.
Научные статьи
17. Литвинова, Н.Б.Организация рейтинговой системы оценки качества знаний при изучении начертательной геометрии. [Текст] / Н.Б.Литвинова// 4 Международная конференция «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие». Пенза, август 2006 г.- Пенза: РИО ПГСХА, 2006 – С. 19-22. (0,2 п.л.).
18. Литвинова, Н.Б. Организация самостоятельной работы студентов при изучении инженерной графики. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Современные технологии в Российской системе образования: сб. статей IV Всероссийской научно-практ. конференции, Пенза, май 2006 г. – Пенза: РИО ПГСХА, 2006 – С. 109-112. (0,2 п.л.).
19. Литвинова, Н.Б. Педагогическое моделирование при изучении начертательной геометрии и инженерной графике в техническом вузе. [Текст] / Н.Б.Литвинова//Ученые записки: сб. научных статей: Выпуск 4 - Калининград: МУМ, 2007.- С.64-66 (0,2 п.л.)
20. Литвинова, Н.Б.Тесты как средство для анализа результатов обу-чения начертательной геометрии инженерной графике в вузе. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. вып. 27/под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2007 С.67-70(0,24 п.л.).
21. Литвинова, Н.Б.Тесты как технологическая документация для анализа системы обучения. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. вып. 27/под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2007 - С.71 - 74 (0,24 п.л.).
22. Литвинова, Н.Б.Организация компьютерного тестирования по ин-женерной графике. [Текст] / Н.Б.Литвинова/ Проблемы педагогического об-разования: сб. научн. ст. вып. 28/под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2007 С.86-89 (0,24 п.л.).
23.Литвинова,Н.Б.Современные подходы к использованию средств информационных технологий при обучении инженерной графике. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. вып. 28/под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2007 С.90-93(0,24 п.л.).
24.Литвинова,Н.Б.Дистанционное обучение как форма получения об-разования [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. вып. 29/под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2008 С.77-80 (0,24 п.л.).
25. Литвинова, Н.Б.Современные проблемы совершенствования гра-фической подготовки в технических вузах. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. вып. 29/под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2008 - С.48-51 (0,24 п.л.).
26.Литвинова,Н.Б.Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза средствами инженерной графики. // Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография. //Под общей редакцией д.пед.н. Е.В.Коротаевой , к.э.н. С.С.Черновой - Новосибирск: ЦРНС-Изд-во «СИБПРИНТ», 2008 – С.197-215.(1.11 п.л.).
27.Литвинова, Н.Б. Возможности интеллектуального развития лично-сти и ее познавательного опыта при обучении инженерной графике в вузе. [Текст]/Н.Б.Литвинова// Российское образование в ХХI веке: проблемы и перспективы :сб. статей IV Всероссийской научно-практической конферен-ции.- Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2008 – С.71-73 (0,2 п.л.)..
28.Литвинова, Н.Б. Актуальные проблемы преподавания инженерной графики в техническом вузе в соответствии с требованиями компьютерных технологий.- [Текст] / Н.Б.Литвинова//Проблемы педагогического образова-ния: сб. научн. ст. Вып. 31/Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2008 – С.94 - 97 (0,3 п.л.).
29.Литвинова, Н.Б. Восприятие и понимание информации в процессе обучения. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. Вып. 31/Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2008 –С.102 - 105 (0,24 п.л.).
30. Литвинова, Н.Б. Приемы моделирования обучения графическим дисциплинам при подготовке будущих инженеров. [Текст] / Н.Б.Литвинова// PR в России: Образование, тенденции, международный опыт: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (12-13 ноября 2008 г.)- Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2008 - С.89-92 (0,24 п.л.)
31.Литвинова, Н.Б.Профессиональная подготовка будущих инженеров в вузе как педагогическая проблема. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. научн. тр. - Вып.25.-Калининград:Изд-во Российского гос.ун-та им. Иммануила Канта,2009.-С. 109-111 (0,2 п.л.).
32.Литвинова, Н.Б. Графические дисциплины в высшем профессио-нальном образовании. [Текст]/Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогики высшей школы в области графических дисциплин: всероссийская научн.- практич. конф., Хабаровск, май-июнь 2009г. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009.-С.116-117.(0,15 п.л.)
33. Литвинова, Н.Б. Активизация познавательной деятельности сту-дентов в процессе обучения графическим дисциплинам в техническом вузе и современные информационные технологии.-[Текст]/ Н.Б.Литвинова// Инновационные технологии в профессиональном образовании: материалы 6-ой Всероссийской научно-практической конференции/ Под.ред д.пед.н., проф. А.М.Балбеко, д.пед.н., проф. И.И.Легостаева – М.: РИЦ МАГМУ, 2010 - С. 21-24 (0,24 п.л.).
34. Литвинова, Н.Б. Использование компьютерных технологий при изучении инженерной графики. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педаго-гического образования: сб. научн. ст. Вып. 32/Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2009 –С.78 - 81 (0,3 п.л.).
35. Литвинова, Н.Б. Гуманизация графической подготовки будущих инженеров. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образова-ния: сб. научн. ст. Вып. 32/Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2009 – С.82 -85 (0,3 п.л.).
36. Литвинова, Н.Б. Использование инновационных подходов при разработке новых информационных технологий обучения. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. Вып. 33/Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2009 – С.95 - 98 (0,24 п.л.).
37.Литвинова,Н.Б. Применение средств наглядности в учебном про-цессе. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. Вып. 33/Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2009 – С.99 - 102 (0,24 п.л.).
38. Литвинова, Н.Б. Организация обучения начертательной геометрии с использованием сочетания традиционных методов обучения и компьютерных технологий. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. Вып. 34/Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2009 – С.58-60 (0,2 п.л.).
39. Литвинова, Н.Б. Разработка модели обучения начертательной гео-метрии и инженерной графике в техническом вузе. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. Вып. 34/Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2009. –С.65- 67 (0,2 п.л.).
40. Литвинова, Н.Б. Моделирование обучения графическим дисци-плинам при подготовке будущих инженеров. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Про-блемы педагогического образования: сб. научн. ст. Вып. 35/Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2009. – С. 65-67 (0,2 п.л.).
41. Литвинова, Н.Б. Моделирование обучения и воспитания в техническом вузе. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. Вып. 35/Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2009 – С.76-78 (0,2 п.л.).
42. Литвинова, Н.Б. Технологии реализации модели обучения при изучении графических дисциплин в вузе. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы 2-й межд. науч.- практич. конф./отв. ред. Ю.А.Гончарова.-Воронеж,2009.- С. 65 - 68(0,24 п.л.).
43. Литвинова, Н.Б. Организация занятий по начертательной геометрии с использованием сочетания традиционных методов обучения и компьютерных технологий. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Новые информационные технологии в образовании: Материалы региональной научно- практической конференции (05 июня 2009 г.) – Калининград: МЭСИ, 2009 – С.92-95 (0,24 п.л.).
44. Литвинова, Н.Б. Новые информационные технологии в педагогическом подходе к техническому образованию. [Текст] /Н.Б.Литвинова// Психолого-педагогические проблемы университетского образования: материалы межд. научн. - практич. конф. – Челябинск: ООО МАТРИЦА, 2010.- С. 59-61 (0,2 п.л.).
45. Литвинова, Н.Б. Использование мультимедийного учебника при обучении студентов инженерной и компьютерной графике. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. вып. 36/под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2010 С.104--107 (0,2 п.л.) .
46. Литвинова, Н.Б. От традиционного учебно-методического коплекса дисциплины к информационному. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Филологические науки: современность и перспективы :II Международные Бишевские чтения - г.Стерлитамак, изд. СГПА, 2010. с.65-68 (0,2 п.л.).
47. Литвинова, Н.Б. Роль новых информационных технологий в гра-фическом образовании. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. вып. 37/под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2010 С.80-83 (0,2 п.л.).
48. Литвинова, Н.Б.Использование современных информационных технологий при изучении инженерной графики. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. вып. 37/под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой.-М.:МПГУ-МОСПИ,2010 С.84-87 (0,24 п.л.).
49. Литвинова, Н.Б.Развитие профессиональной компетентности студентов средствами инженерной графики. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. научн. тр. - Вып.25.-Калининград:Изд-во Российского гос.ун-та им. Иммануила Канта,2009.-С. 105-108. (0,25 п.л.).
50.Литвинова,Н.Б.Компьютеризация подготовки студентов техниче-ских вузов при изучении графических дисциплин. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. научн. тр. - Вып.26.-Калининград:Изд-во Российского гос.ун-та им. Иммануила Канта,2010.-С. 51-54.(0,24 п.л.).
51. Литвинова, Н.Б.Электронная лекция как элемент компьютеризации обучения графическим дисциплинам. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. научн. тр. - Вып.26.-Калининград:Изд-во Российского гос.ун-та им. Иммануила Канта,2010.-С. 55 – 58.(0,24 п.л.).
52.Литвинова, Н.Б.Формирования графической культуры будущих инженеров. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Актуальные проблемы профессиональ-но-педагогического образования: межвуз. сб. научн. тр. - Вып.27.-Калининград:Изд-во Российского гос.ун-та им. Иммануила Канта,2010.-С. 44 – 47. (0,3 п.л.).
53. Литвинова, Н.Б.Развитие пространственного мышления студентов при изучении графических дисциплин. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. научн. тр. - Вып.27.-Калининград:Изд-во Российского гос.ун-та им. Иммануила Канта,2010.-С. 48 – 51. (0,24 п.л.).
54.Литвинова, Н.Б. Методологические аспекты в обеспечении инновационного развития образовательной системы технического вуза. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Материалы 57 научно-практической конференции кафедры ДПИ ДВГГУ, 2010 г. – Хабаровск: ДВ гос. гуманит. ун-т, 2010 – С.21-24 (0,24 п.л.).
55. Литвинова, Н.Б. Инновационные подходы к теории моделирования системы обучения для становления субъектной позиции будущих инженеров при их профессиональной подготовке. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Материалы 57 научно-практической конференции кафедры ДПИ ДВГГУ, 2010 г. – Хабаровск: ДВ гос. гуманит. ун-т, 2010 –С.25-28 (0,24 п.л.).
56.Литвинова, Н.Б. Новые информационные технологии и дистанци-онное обучение [Текст] /Н.Б.Литвинова // Проблемы педагогики высшей школы в области графических дисциплин: всероссийская научн.- практич. конф. посвящ. году учителя, Хабаровск, июль 2010г. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010.-С.110-112.(0,15 п.л.).
57. Литвинова, Н.Б., Организация самостоятельной работы по инже-нерной графике с использованием компьютерных технологий. [Текст] /Н.Б.Литвинова, М.Г.Резниченко// Сб. научн. трудов, посв.10-летию кафедры социальных систем и права. ./отв. ред.М.Г.Резниченко -Самара: изд. ПГСГА , 2010-С. 104-107. (0,2п.л.).
58.Литвинова, Н.Б. Формирование профессионально значимых ка-честв при изучении инженерной графики. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии :факультет начального образования.- Самара: изд. ПГСГА, 2010. -С.110-112 (0,2 п.л.).
59. Литвинова, Н.Б.Современные проблемы совершенствования гра-фической подготовки в технических вузах. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Инновационные подходы к формированию методологической культуры педагога в системе 2-х уровневого образования: м-лы научно-практ. конф./отв. ред.М.Г.Резниченко - Самара: изд. ПГСГА, 2010.- С.98- 101(0,2 п.л.).
60. Литвинова, Н.Б.Индивидуализация обучения начертательной гео-метрии студентов технических вузов как психолого-педагогическая пробле-ма.[Текст]/ Н.Б.Литвинова// Инновационные технологии в профессиональ-ном образовании: материалы 6-ой Всероссийской научно-практической кон-ференции/ Под.ред д.пед.н., проф. А.М.Балбеко, д.пед.н., проф. И.И.Легостаева – М.: РИЦ МАГМУ, 2010 - С. 24-28 (0,3 п.л.).
61. Литвинова, Н.Б.Компьютерные технологии как образовательное средство при изучения начертательной геометрии./ Н.Б.Литвинова// Моло-дежь и наука: реальность и будущее: Материалы III Международной научно-практической конференции/Редкол.: В.А.Кузьмищев, О.А.Мазур, Т.Н.Рябченко, А.А.Шатохин: в 6 томах. – Невинномысск: НИЭУП, 2010., Т.1. – С.273-274. – (0,2 п.л.).
62. Литвинова, Н.Б.Инженерная графика: традиции и перспективы / Н.Б.Литвинова// Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы III Международной научно-практической конференции/Редкол.: В.А.Кузьмищев, О.А.Мазур, Т.Н.Рябченко, А.А.Шатохин: в 6 томах. – Невинномысск: НИЭУП, 2010., Т.1. – С.272-273. – (0,2 п.л.).
63. Литвинова, Н.Б.Информационные технологии в инженерной гра-фике. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Теория и практика графических изображений: Межвузовский сб. научных трудов, выпуск III–Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2010.-С.149-151. (0,2 п.л.).
64.Литвинова,Н.Б.Применение инновационных подходов в процессе обучения инженерной и компьютерной графике. [Текст] / Н.Б.Литвинова// Теория и практика графических изображений: материалы Межвузовский сб. научных трудов –Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2010.-С.16-19 (0,2п.л.).
65.Литвинова, Н.Б. Цели и технологии управления саморазвитием духовно-нравственного потенциала инженеров при изучении начертательной геометрии [Текст] /Н.Б.Литвинова// Проблемы педагогики высшей школы в области графических дисциплин: всероссийская научн.- практич. конф. посвящ. году учителя, Хабаровск, июль 2010г. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010.-С.96-98.(0,15 п.л.)