Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНЫХ И ДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ»
Специальность: 05.13.10
Год: 2011
Отрасль науки: Технические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Обобщенная методология описания, управления, исследования и моделирования СПО, построенная на триадной системной концепции в форме множества взаимосвязанных триад, образующих единое целое и представленных в виде иерархической или замкнутой цепной (триадной) структуры.
  2. Системные и когнитивные модели анализа качества свойств и характеристик образовательных процессов. Системная модель процесса обучения в форме триад знаний.
  3. Информационная система поддержки деятельности аспиранта при подготовке научных кадров, включающая психофизические, структурные и функциональные модели, программное обеспечение информационной системы поддержки деятельности аспиранта, а также модель оценки качества диссертационных работ.
  4. Технология анализа деятельности малых научных групп на основе линейных когнитивных моделей. Когнитивная модель структуры личности и модель взаимодействия двух личностей на трех уровнях при выполнении проекта.
  5. Технология анализа процессов самоорганизации в малых научных группах на основе нелинейных когнитивных моделей и выявление роли человека в процессе самоорганизации.
  6. Результаты анализа эффективности предложенной методологии и моделей при решении прикладных задач.
Список опубликованных работ
В центральных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1.Проблемы подготовки научно-педагогических кадров / И. Б. Герасимова // Социологические исследования (Социс). Научный и общественно-политический журнал РАН. М.: Наука, 1997. № 8. С. 104–106.

2.Модель накопления потенциала в образовательных системах / М. Б. Гузаиров, И. Б. Герасимова // Вестник УГАТУ. 2006. Т. 7, № 2(15). С.115–119.

3.Поддержка принятия решений по управлению качеством образовательного процесса с использованием нейронных сетей / М. Б. Гузаиров, Л. Р.Черняховская, И. Б. Герасимова, К. Р. Нугаева // Нейрокомпьютеры. Разработка. Применение. Нейрокомпьютеры в управлении динамическими системами. Вып. 10. М.: Радиотехника, 2007. С. 62–65.

4.Системный подход к анализу сложных систем и процессов на основе триад / М. Б. Гузаиров, Б. Г. Ильясов, И. Б. Герасимова // Проблемы управления. М., 2007. №5, C. 32–38.

5.Анализ процессов реализации потенциала в малых научных группах на основе когнитивных карт и динамических моделей / И. Б. Герасимова // Информационные технологии. Теоретический и прикладной научно-практический журнал. М., 2007. №4. С. 66–72.

6.Системный подход к анализу качества преподавания на основе экспертных оценок / М. Б. Гузаиров, И. Б. Герасимова, Л. Р. Уразбахнина // Вестник УГАТУ. 2009. Т. 12, № 1(30). С. 91–96. (личный вклад – 2 ж. с.).

7.Оценка качества диссертационных работ на основе экспертных оценок / М. Б. Гузаиров, И. Б. Герасимова, Л. Р. Уразбахнина // Вестник УГАТУ. 2010. Т. 13, № 2 (35). С. 96–101.

8.Системный анализ процессов передачи и усвоения знаний на основе когнитивного моделирования/ И. Б. Герасимова // Информационные технологии. Теоретический и прикладной научно-практический журнал. М., 2010. №9. С. 70-75.

9. Когнитивная модель структуры личности как участника работы над научным проектом. / И. Б. Герасимова // Вестник УГАТУ. 2010. Т. 14, № 2 (37). С. 228–231.

10. Когнитивная модель общения двух личностей / И. Б. Герасимова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Информатика. Телекоммуникации. Управление СПб.: С.-Петербургск. гос. политехн. ун-т, 2010. № 5 (1/08). C. 214–220.

В Свидетельстве об официальной регистрации программ для ЭВМ:

11. Герасимова И. Б. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2002611371 / Б. Г. Ильясов, А. Н. Алексеева, Р. М. Курбанов, И. Б. Герасимова // Зарегистрировано в реестре программ для ЭВМ г. Москва, 9 августа, 2002г.

В монографии:

13. Герасимова И. Б. Интеллектуальный подход к разработке системы психолого-педагогической поддержки обучаемого / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, Л. Р. Черняховская, И. Б. Герасимова, С. В. Шорохова // Препринт монографии. Уфа: УНЦ РАН, 2001. 56 с. (личный вклад – 50 с.).

В учебном пособии с грифом УМО:

14. Герасимова И. Б. Cистемы управления качеством: учеб. пособие / Б. Г. Ильясов, В. В. Мартынов, Л. Р. Черняховская, И. Э. Веденяпин, И. Б. Герасимова // Уфимск. Гос. Авиац. Техн. Ун-т. Уфа: УГАТУ. 2008. 225 с. (личный вклад – 16 с.).

15. Герасимова И. Б. Интеллектуальные системы управления с использованием нечетких когнитивных карт. Гл. 5 // В учеб. пособии В. И. Васильев, Б. Г. Ильясов «Интеллектуальные системы управления. Теория и практика». М.: Радиотехника, 2009. 392 с.

В других публикациях:

16. Герасимова И. Б. Имитационная модель продуктивной деятельности аспиранта / Р. Т. Насибуллин, И. Б. Герасимова // Вопросы управления в информационных и кибернетических системах: Межвузовский научный сборник. Уфа, УГАТУ, 1997. С. 158–163.

17. Герасимова И. Б. Процедура системообразования как процесс достижения цели в производственных системах / П. П. Грумпос, С. Т. Кусимов, Б. Г. Ильясов, Л. А. Исмагилова, Р. Г. Валеева, И. Б. Герасимова // Производство, моделирование, менеджмент и управление: Симпозиум IFAC.- Патрас, Греция, 2000. С. 472–477

18. Герасимова И. Б. Системные и информационные модели формирования знаний / Б. Г. Ильясов, Л. Р. Черняховская, М. М. Низамутдинов, И. Б. Герасимова // Компьютерные науки и информационные технологии. I том. Тр. Междунар. науч. конф. Уфа-Янгантау, 2000. С. 243–246.

19. Герасимова И. Б. Информатизация процесса подготовки научных кадров / И. Б. Герасимова, А. Н. Алексеева // Компьютерные науки и информационные технологии. III том. Междунар. науч. конф. Янгантау. Уфа, 2000. С. 20–22.

20. Герасимова И. Б. Системный подход к разрешению противоречий в процессе обучения в аспирантуре / А. Н. Алексеева, И. Б. Герасимова // Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах. Межвузовский научный сборник. Уфа, 2000. УГАТУ. С. 165–172.

21. Герасимова И. Б. Об информационной модели для системы психологической поддержки в программе дистанционного образования / И. Б. Герасимова, С. В.Шорохова // Принятие решений в условиях неопределенности: Межвузовский научный сборник. Уфа, УГАТУ, 2001, С. 45–51.

22. Герасимова И. Б. Научно-образовательный и научно-технический потенциал как важнейший фактор развития региона / С. Т. Кусимов, Б. Г. Ильясов, И. Б. Герасимова, Н. В. Хасанова // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: Труды III Международная конференции / Под ред.: акад. В. П. Мясникова, акад. Н. А. Кузнецова, проф. В. А. Виттиха. Самара: Самарский научный центр РАН, 2001.С. 368-373

23. Герасимова И. Б. Применение методов и средств искусственного интеллекта в дистанционном обучении. / Б. Г.Ильясов, Л. Р. Черняховская, Т. Т. Халиков, И. Б. Герасимова // Компьютерные науки и информационные технологии. III том. Международной научной конференции. Янгантау, 2001. С. 126–128.

24. Герасимова И. Б. Получение знаний для ЭС ПППО в системе дистанционного образования / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, И. Б. Герасимова, С. В. Шорохова // Компьютерные науки и информационные технологии. Тр. междунар.науч.конф. Янгантау.Уфа: УГАТУ. 2001, Т. 3 С. 121–125.

25. Герасимова И. Б. Модели и знания компьютерной системы психолого-педагогической поддержки обучаемого в дистанционном образовании / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, Х. Швеппе, И. Б. Герасимова, С. В. Шорохова // Компьютерные науки и информационные технологии. Тр. междунар.науч.конф. Патра, Греция, 2002. C. 29–32.

26. Герасимова И. Б. Концепция построения экспертной системы поддержки аспиранта / И. Б. Герасимова, А. Н. Алексеева // Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах. Уфа: УГАТУ, 2002. С .193–196.

27. Герасимова И. Б. Модель разрешения проблемной ситуации в процессе обучения в аспирантуре / И. Б. Герасимова, А. Н. Алексеева // Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах. Уфа, УГАТУ, 2002. С. 199–204.

28. Формализация контроля знаний при дистанционной технологии обучения / И. Б. Герасимова, С. В. Шорохова // Принятие решений в условиях неопределенности. Межвуз.науч. сб Уфа, УГАТУ, 2002. С. 67–72.

29. Герасимова И. Б. Концепция построения экспертной системы поддержки аспиранта / И. Б. Герасимова, А. Н. Алексеева // Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах. Межвуз. науч. сб. Уфа: УГАТУ, 2002. С. 193–199.

30. Герасимова И. Б. Оценка потенциала научных и научно-образовательных организаций. / Р. А. Бадамшин, Б. Г. Ильясов, И. Б. Герасимова, Н.В. Хасанова // Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах. Межвуз. научн. сб. Уфа, УГАТУ, 2002. С. 152–160.

31. Герасимова И. Б. Модель разрешения проблемных ситуаций в процессе обучения в аспирантуре / Б. Г.Ильясов, И. Б. Герасимова, А. Н. Алексеева, Р. М. Курбанов // Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах. Межвуз. науч. сб. Уфа: УГАТУ, 2002. С. 205–207.

32. Герасимова И. Б. Анализ эффективности решения научной проблемы в малых научных группах на основе динамических когнитивных карт / Р. А. Бадамшин, Б. Г. Ильясов, И. Б. Герасимова, Н. В Хасанова.// Проблемы управления и моделирования в сложных системах: Труды V Междунар. конф. / Под ред.: акад. В. П. Мясникова, акад. Н. А. Кузнецова, проф. В. А. Виттиха. Самара: Самарский научный центр РАН, 2003. С. 182-189.

33. Герасимова И. Б. Роль научно-образовательного и научно-технического потенциалов в социально-экономическом развитии региона. / Р. А. Бадамшин, Б. Г. Ильясов, И. Б. Герасимова, Н. В. Хасанова // Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах. Межвуз. науч. сб. Уфа, 2003. С. 197–212.

34. Герасимова И. Б. Синергетический подход к исследованию

организационных систем / М. Б. Гузаиров, Р. А. Бадамшин, Б. Г.Ильясов, И. Б. Герасимова, Н. В. Хасанова // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: Труды VI Междунар. конф. / Под ред.: акад. В. П. Мясникова, акад. Н. А. Кузнецова, проф. В. А. Виттиха. Самара: Самарский научный центр РАН, 2004. С. 107–112.

35. Герасимова И. Б. Нелинейные модели управления процессом реализации научных проектов / Р. А. Бадамшин, Б. Г. Ильясов, И. Б. Герасимова, Н. В.Хасанова // Мехатроника, автоматизация, управление: Труды I Всеросс. научно-технич. конф. с междунар. участием. М.: Новые технологии, 2004. С. 212–216.

36. Герасимова И. Б. Роль научно-образовательного и инновационного потенциала в развитии экономики региона / И. Б. Герасимова, Н. В. Хасанова // Управление экономикой: методы, модели, технологии: IV Всеросс. науч.-метод. конф. с междунар. участием: Материалы конф. Уфа: УГАТУ, 2004. Ч. 1. С. 133–140.

37. Герасимова И. Б. Об оценке научно-технического потенциала научных структур / М. Б. Гузаиров, Р. А. Бадамшин, И. Б. Герасимова, Н. В. Хасанова // Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах: Межвузовск. науч. сб. Уфа: УГАТУ, 2005. С. 151–152.

38. Герасимова И. Б. Накопление человеческого потенциала в образовательной системе региона / М. Б. Гузаиров, Р. А. Бадамшин, Б. Г. Ильясов, И. Б. Герасимова, Н. В. Хасанова // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: Тр. VII Межд. науч. конф. / Под ред.: акад. В. П. Мясникова, акад. Н. А. Кузнецова, проф. В. А. Виттиха. Самара: СНЦ РАН, 2005. С.149–154.

39. Герасимова И. Б. Анализ и управление научно-образовательным и научно-техническим потенциалами региона / М. Б. Гузаиров, Н. Б. Пучнин, Р. А. Бадамшин, И. Б. Герасимова, Н. В. Хасанова // Мехатроника, автоматизация, управление: Тр. Второй Всероссийск. науч.-техн. конф. Уфа: УГАТУ, 2005. C. 91–96.

40. Герасимова И. Б. Информационная система (ИС) оценки потенциала для реализации научного проекта / М. Б. Гузаиров, И. Б. Герасимова, Н. В. Хасанова // Компьютерные науки и информационные технологии:7-й Международный семинар. Уфа: УГАТУ, 2005. Т. 1. С. 152–154.

41. Герасимова И. Б. Представление знаний в информационной системе поддержки обучаемых / И. Б. Герасимова, М. В. Суханова, Н. Н. Мухачева // Компьютерные науки и информационные технологии: 7-й Междунар. семинар. Уфа: УГАТУ, 2005. Т. 3. С. 107–112.

42. Герасимова И. Б. Структурирование знаний для представления в информационной системе для поддержки обучаемых / М. Б Гузаиров., Н. И. Юсупова, И. Б. Герасимова, М. В. Суханова, Н. Н. Мухачева // Технологии и организация обучения: Науч. издание. Уфа: УГАТУ, 2006. C. 68–75.

43. Герасимова И. Б. Уровень качества решения научных проблем в диссертпционных работах / И. Б. Герасимова // От мечты к реальности: науч.тех. творчество создателей авиационно и ракетно-космич.техники.-Материалы всерос. научн.-практ. конф. Уфа: УГАТУ, 2006. С. 78–80.

44. Герасимова И. Б. Информационная поддержка процесса подготовки научных кадров / М. Б. Гузаиров, И. Б. Герасимова // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: Тр. VIII Междунар. науч. конф. / Под ред.: акад. В. П. Мясникова, акад. Н. А. Кузнецова, проф. В. А. Виттиха. Самара: СНЦ РАН, 2006. С. 486–490.

45. Герасимова И. Б. Методология разработки объектно-ориентированной базы знаний для повышения качества образования / М. Б. Гузаиров, Л. Р. Черняховская, И. Б. Герасимова К. Р. Нугаева / Компьютерные науки и информационные технологии CSIT’2006: материалы междунар. конф., университет Карлсруэ, Германия, 2006, С. 226–229.

46. Герасимова И. Б. Подготовка научных кадров: проблемы и пути их решения / М. Б. Гузаиров, Р. А. Бадамшин, И. Б. Герасимова // Сохранение и развитие науч. потенциала Приволж. фед. округа: опыт высш. учеб. завед. Сб. статей. Вып. 4. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2007. С. 120–134.

47. Герасимова И. Б. Информационная система поддержки деятельности аспиранта / И. Б. Герасимова / Вычислительная техн. и новые инфор. технол. Межвуз. науч. сб. Вып. 6, Уфа, УГАТУ, 2007. С. 17–22.

48. Герасимова И. Б. Анализ сложных систем на основе триад / Гузаиров М. Б., Ильясов Б. Г., И. Б. Герасимова // Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования: Сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: изд-во АТиСО, 2007. 184 с.

49. Герасимова И. Б. Анализ качества образовательного процесса на основе знаний / И. Б. Герасимова // Управление качеством образования в современной России: сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2007. C. 21–24.

50. Герасимова И. Б. Анализ качества процесса обучения на основе информационных технологий / Л. Р. Черняховская, И. Б. Герасимова, К. Р. Нугаева // Компьютерные науки и информационные технологии: 7-й Международный семинар Уфа: УГАТУ, 2007. – Т.3, С.78-83.

51. Герасимова И. Б. Особенности процесса накопления потенциала общества и оптимизация его распределения / И. Б. Герасимова, Л. Р. Уразбахтина, Н.В Хасанова. // Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сб. статей XIX Междунар. науч.-техн. конф. – Пенза, 2007. С. 66–69.

52. Герасимова И. Б. Анализ и управление качеством образовательных процессов на основе знаний / М. Б. Гузаиров, Л. Р.Черняховская, И. Б. Герасимова, К. Р. Нугаева // Труды IX Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах», Самара, Россия, 2007. С. 321–327.

53. Герасимова И. Б. Системный подход к инновационной деятельности в области образования и науки / М. Б. Гузаиров, Р. А. Бадамшин, И. Б. Герасимова // Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений Сб. статей. Вып. 5. Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. С. 135-144.

54. Герасимова И. Б. Психологическая поддержка деятельности аспиранта / И. Б. Герасимова // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: Труды Х Межд. конф. (Самара, 23025 июня 2008г.)/Под ред. Акад. Е.А. Федосова, акад. Н.А. Кузнецова, проф. В. А. Виттиха. Самара: Самарск. науч. центр РАН, 2008. С. 243–250.

55. Герасимова И. Б. Анализ особенностей социальных систем как объектов познания / М. Б. Гузаиров, Л. Р. Черняховская, И. Б. Герасимова // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: Тр. Х Междунар. конф. / Под ред. Акад. Е. А. Федосова, акад. Н. А. Кузнецова, проф. В. А. Виттиха. Самара: Самарск. науч. центр РАН, 2008. С. 374–380.

56. Герасимова И. Б. Системный подход к оценке качества деятельности преподавателя / И. Б. Герасимова, Н. В. Хасанова, Л. Р. Уразбахтина // Управление качеством образования в современной России: Тр. III Всеросс. науч.-практ. конф. Пенза, 2008. С. 24–26.

57. Герасимова И. Б. Анализ качества подготовки специалистов / И. Б. Герасимова, Л. Р. Уразбахтина // IV Международная научно-практическая конференция «Проблемы качества образования в современном обществе» (МК-73-48), Пенза, 2008. C. 26–29.

58. Герасимова И. Б. Анализ эффективности функционирования научно-образовательных систем в нештатных ситуациях на основе когнитивных карт / Л. Р. Черняховская, И. Б. Герасимова // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: Тр. ХI Междунар. конф. / Под ред. акад. Е. А. Федосова, акад. Н. А. Кузнецова, проф. В. А. Виттиха. Самара: Самарск. науч. центр РАН, 2009. С. 230–238.

59. Герасимова И. Б. Когнитивный анализ синергетических свойств малых научных групп как социальных объектов / М. Б. Гузаиров, И. Б. Герасимова // Интеллектуальные системы управления. Коллективная монография под ред. Академика РАН Васильева С.Н. М.: Машиностроение, 2010. С.376-381.

60. Герасимова И. Б. Формирование информационной среды для взаимодействия вуза и производства в процессе подготовки инженерных кадров. / Герасимова И. Б., Никулина Н. О., Лагодич О. Д. Управление экономикой: методы, модели, технологии – десятая международная конференция с элементами научной школы для молодежи: материалы конференции. В 2-х томах. Том I. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2010. С. 229-233.