- Здоровьесозидающая функция образования является новой функцией образования, содержательная сущность которой выражается в общей ориентации на формирование у субъектов образовательного процесса опыта здоровьесозидающей деятельности и мотивации к активному поиску оптимальных стратегий, направленных на актуализацию своего здоровьесозидающего потенциала и организацию собственного здорового образа жизни.
- Векторно-контекстуальная модель здоровьесозидающего потенциала личности учащихся, которая фиксирует представление об особенностях актуализации их ресурсных возможностей в направлении трех базовых компонентов-векторов: метакогнитивные способности, аффективная атрибуция и валеологическая установка, динамические характеристики здоровьесозидающего потенциала в различные периоды онтогенеза и учитывает контекст, в котором формируется здоровьесозидающая личностная позиция.
- Концептуальная модель здоровьесозидающей функции образования, отражающая общий замысел моделируемой системы здоровьесозидающего образования, основные принципы ее построения и функционирования, включает следующие определяющие компоненты:- целевой компонент, раскрывающий общую цель здоровьесозидающей функции образования - реализация всех компонентов обучения, воспитания и развития в их единстве, который обусловливает здоровьесозидающую деятельность субъектов образовательного процесса, целенаправленно обеспечивающую достижение планируемого уровня здоровья педагогов и учащихся и формирование у них здоровьесозидающей личностной позиции;- теоретико-методологический компонент, определяющий методологические подходы и теоретические основания построения системы реализации здоровьесозидающей функции образования, который представлен: философско-педагогической концепцией человека как носителя здоровья, с позиций которой рефлексируются социальные и педагогические проблемы здоровья; принципами здоровьесозидающего образования, позволяющими трансформировать теоретические представления в образовательные конструкты, ведущим из которых является единое здоровьесозидающее образовательное пространство; дидактический компонент, представляющий дидактическую систему здоровьетворящего образования, целостно и целесообразно объединяющую применяемые в образовании дидактические средства, методы, формы, технологии обучения, позволяющие получить отвечающий образовательным целям результат. Данный компонент также имеет многоуровневую структуру, которая включает: аксиологический уровень: осознание ценности индивидуального здоровья, освоение этнопсихологического эталона здоровья и этических норм здорового образа жизни; экзистенциально-мотивационный уровень: формирование личностного смысла оздоровительной деятельности в контексте жизненного самоопределения, осознание системы актуальных базовых валеологических потребностей, формирование мотивации здоровьесозидающей деятельности в контексте личной жизненной философии и стратегии жизни, концепция индивидуальной самоэффективности; когнитивно-ориентировочный уровень: знания о закономерностях сохранения, развития и приращения здоровья, социальная компетентность в плане формирования здорового образа жизни, ориентировка в региональной социокультурной среде; рефлексивно-оценочный уровень: владение поведенческими моделями здоровьесозидающей деятельности, технологиями оздоровительной деятельности и индивидуальный опыт здоровьесозидающей деятельности; - результативный компонент, отражающий положение, что результатом реализации здоровьесозидающей функции образования должен стать человек у которого сформированы культура здоровья, готовность к здоровьесозидающей деятельности и здоровьесозидающая личностная позиция.
- Теоретико-методологические основания, выбранные в качестве научного фундамента реализации здоровьесозидающей функции образования в современной школе, позволяют рассматривать этот процесс как содержательно и функционально новую систему образования - систему здоровьесозидающего образования. Здоровьесозидающее образование основано на субъект-субъектном характере отношений в диаде «учитель-ученик» и направлено на присвоение участниками целостного педагогического процесса форм здоровьесозидающего мышления и поведения, формирование знаний о здоровье и перевод их на уровень индивидуальной системы ценностей, обеспечивающих актуализацию ресурсов личности в ходе построения индивидуальных программ оздоровления, способствующих приращению уровня здоровья посредством развития здоровьесозидающего потенциала личности в различные периоды онтогенеза. Эти же основания обусловливают и принципы ее построения с позиций комплексного, системного подхода к рассмотрению здоровья как социального и педагогического феномена, которые сгруппированы в три блока: -общепедагогические принципы: принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности; принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования; -системно-инструментальные принципы, обеспечивающие целостность здоровьесозидающего образования как системы образования: принцип системности; принцип иерархичности; принцип динамизма; принцип актуализации функций; принцип эффективности;-содержательно-функциональные принципы, обусловленные содержательной и функциональной спецификой здоровьесозидающей направленности в образовании: принцип холистического подхода к здоровью; принцип аксиологической направленности; принцип акцентуализации деятельностного здоровьесозидания; принцип единства образования и самодиагностики здоровья; принцип резонансного подхода к организации здоровьесозидающей образовательной деятельности; принципы здоровьесозидающего мышления, определяющие конструктивно-позитивное отношение человека к миру, обеспечение здоровьесозидающей личностной позиции (принцип самодеятельности; принцип последовательности; принцип взаимозависимости; принцип автономности; принцип взаимообусловленности; принцип постепенности и систематичности); принципы здоровьесозидающего поведения, дающие возможность человеку чувствовать себя комфортно в реальности, живя в гармонии и согласии с разными людьми и миром в целом (принцип взаимообозрения; принцип одобрения; принцип согласия; принцип позитивной речевой установки; принцип личностного обращения; принцип взаиморазвития; принцип безусловной любви).
- Технологии здоровьесозидающего образования, для которых индивидуальный подход и личностно ориентированная форма обучения являются приоритетными стратегиями сохранения здоровья в единстве всех его компонентов. Здоровьесозидающая педагогическая технология - это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно обеспечивающего сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях.
- Комплексно-целевая программа «Здоровье человека», обеспечивающая формирование у учащихся индивидуальной стратегии здорового образа жизни, здоровьесозидающей личностной позиции и культуры здоровья.
- Культура здоровья - это система жизненных ценностей, опирающихся на знания о сущности здоровья (включая пути и методы его формирования, сохранения и укрепления) и регулирующих поведение людей в процессе жизнедеятельности. Структура культуры здоровья включает в себя следующие компоненты и соответствующие им показатели:- когнитивный (показатели: понимание сущности культуры здоровья; углубление знаний о духовно-нравственном, социальном, личностном, физическом компонентах здоровья; осознание здоровья и культуры как общечеловеческих ценностей);- эмоционально-ценностный (показатели: эмоциональная уравновешенность; преодоление трудностей и деструктивных психических состояний на положительном эмоциональном фоне; эмоционально-ценностное восприятие мира);- конативно-волевой (показатели: поисковая активность; стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию; волевая регуляция поведения, преодоление трудностей в достижении поставленных целей; управление собственным здоровьем через механизм самопознания);- мотивационный (показатели: осознанное проектирование здоровьесберегающих стратегий; стремление к самоактуализации через здоровьетворение, признание здорового образа жизни основной потребностью).
- Интегративным критерием, определяющим сформированность готовности к здоровьесозидающей деятельности у учащихся, является здоровьесозидающая позиция личности. Это комплексная характеристика личности, которая включает в качестве элементов: понимание смысла здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью своему и других людей, стремление к здоровью, усвоение и применение правил здорового образа жизни. Здоровьесозидающая позиция учащихся характеризуется устойчивостью признаков, регулярностью и интенсивностью проявления на следующих уровнях: творческом (IV), репродуктивно-творческом (III), репродуктивном (II), адаптивном (I).
- Разработанная и обоснованная педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования обеспечивает формирование у субъектов педагогического процесса (учащихся и учителей) готовности к здоровьесозидающей деятельности, которая выражается в следующих компонентах: когнитивном, ценностно-потребностном, эмоционально-волевом, деятельностно-практическом.
1.Маджуга, А.Г. Теория и практика формирования валеоконативных личностных стратегий в контексте здоровьетворящего образования в современной школе: монография / А.Г. Маджуга. – Шымкент: Изд-во ЮКГУ им. М. Ауезова, 2005. – 383 с. – 22,6 п.л.
2.Маджуга, А.Г. Здоровьетворящее образование / А.Г. Маджуга. – Уфа: РИО РУМНЦ, 2008. – 389 с. – 22,8 п.л.
3.Маджуга, А.Г. Концептуальное обоснование проблемы организации процесса здоровьетворящего образования в современной школе / А.Г. Маджуга // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная монография; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – Кн. 19. – С. 376–392. – 1 п.л.
4.Маджуга, А.Г. Принципы здоровьетворящего образования и их классификация / А.Г. Маджуга // Педагогика: семья-школа-общество: монография; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – Кн. 15. – С. 51–76. – 1,5 п.л.
Публикации в изданиях, входящих в перечень научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ
5.Madzhuga A.G. Воdу lаnguаgе // Тhе Теасhеr. – July/аugust. – 1999. – Р. 24. – National Union of Teachers. United Kingdom. – 0,1 п.л.
6.Маджуга, А.Г. Формирование валеологической культуры личности в контексте совместно-диалогической здравотворческой деятельности субъектов образовательного процесса / А.Г. Маджуга // Валеология. – 2003. – № 1. – Ростов н/Д: РГУ. – С. 58–61. – 0,3 п.л.
7.Маджуга, А.Г. Проблемы и перспективы становления и развития валеологии в Республике Казахстан / А.Г. Маджуга // Валеология. – 2003. – № 1. – Ростов н/Д: РГУ. – С. 62–64. – 0,2 п.л.
8.Маджуга, А.Г. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащихся / А.Г. Маджуга // Alma mater. – 2003. – № 11. – Москва: РУДН. – С. 48–50. – 0,2 п.л.
9.Маджуга, А.Г. Диалог – суть технологий обучения / А.Г. Маджуга // Высшее образование в России. – 2004. – № 3. – С. 116–118. – 0,2 п.л.
10.Маджуга, А.Г. Здоровьесберегающие образовательные технологии и формирование валеологической культуры личности / А.Г. Маджуга // Alma mater. – 2005. – № 2. – М.: Изд-во РУДН. – С. 59–60. – 0,1 п.л.
11.Маджуга, А.Г. Концептуальное обоснование проблемы организации процесса здоровьетворящего образования в инновационных условиях / А.Г. Маджуга // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 4(35). – С. 56–59. – 0,3 п.л.
12.Маджуга, А.Г. Концептуальные основы проектирования системы здоровьетворящего образования в современных социокультурных условиях / А.Г. Маджуга // Культура физическая и здоровье. – 2008. – № 1(15). – С. 59–63. – 0,4 п.л.
13.Маджуга, А.Г. Принципы формирования здоровьесберегающих стратегий поведения личности на основе валеоакмеологического подхода / А.Г. Маджуга, Р.М. Салимова, Е.В. Титова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3(38). – С. 9–12. – 0,3 п.л. (авт. – 0,25 п.л.).
14.Маджуга, А.Г. Модель развития здоровья личности учащейся молодежи в ракурсе концептуальных положений валеоакмеологии / А.Г. Маджуга, Л.Б. Сабитова // Культура физическая и здоровье. – 2008. – № 1(15). – С. 30–34. – 0,4 п.л. (авт. – 0,3 п.л.).
15.Маджуга, А.Г. Научные основы эколого-валеологического образования студентов в ракурсе здравоцентристской педагогической парадигмы / А.Г. Маджуга // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2009. – № 5. – С. 84–89. – 0,5 п.л.
16.Маджуга, А.Г. Здоровьетворящее образование как базовый концепт в структуре профессионально-прикладной подготовки будущего учителя / А.Г. Маджуга // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 8. – С. 86–90. – 0,4 п.л.
17.Маджуга, А.Г. Валеоакмеологический подход к формированию здоровьесберегающих стратегий поведения личности / А.Г. Маджуга, Л.Б. Сабитова, О.В. Антонова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 3. – С. 50-54. – 0,4 п.л. (авт. – 0,3 п.л.).
18.Маджуга, А.Г. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов на основе инновационного программно-целевого управления / А.Г. Маджуга, Р.М. Салимова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – С. 67–81. – 1,5 п.л. (авт. – 1,2 п.л.).
19.Маджуга, А.Г. Психолого-педагогические основы проектирования системы здоровьетворящего образования в вузе / А.Г. Маджуга, О.Н. Брунько, С.Р. Хакутдинова // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 11. – С. 92–97. – 0,4 п.л. (авт. – 0,3 п.л.).
20.Маджуга, А.Г. Валеоакмеологические аспекты формирования моти-вации к здоровому образу жизни у субъектов образовательного процесса в вузе / А.Г. Маджуга, Р.М. Салимова, Е.В. Титова // Известия Самарского научного центра РАН. – Т. 12, 3(2). – 2010. – С. 402–407. – 0,4 п.л. (авт. – 0,3 п.л.).
Учебные пособия, методические разработки
21.Маджуга, А.Г. Использование семантико-перцептивных конструкций в контексте естественнонаучного образования: учеб. пособие / А.Г. Маджуга. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 250 с. – 14,8 п.л.
22.Маджуга, А.Г. Нравственное воспитание будущих учителей в контексте инновационной деятельности общеобразовательной и высшей профессиональной школы: учеб. пособие / А.Г. Маджуга. – Шымкент: Изд-во ЮКГУ им. М.О. Ауезова, 2001. – 136 с. – 8 п.л.
23.Маджуга, А.Г. Теория и практика интерактивного обучения: учеб. пособие по креативному самоменеджменту / А.Г. Маджуга. – Шымкент: Изд-во ЮКГУ им. М.О. Ауезова, 2004. – 160 с. – 9,4 п.л.
24.Маджуга, А.Г. Использование традиционных и активных форм и методов обучения в педагогическом процессе: учеб. пособие / А.Г. Маджуга. – Шымкент: Изд-во ЮКГУ им. М.О. Ауезова, 2004. – 64 с. – 4 п.л.
25.Маджуга, А.Г. Технология проведения традиционных и инновационных форм организации урока в процессе учебной деятельности: учеб. пособие / А.Г. Маджуга. – Шымкент: Изд-во ЮКГУ им. М.О. Ауезова, 2004. – 186 с. – 10,9 п.л.
26.Маджуга, А.Г. Психолого-педагогические основы использования кейсовой технологии в образовательном процессе вуза: учеб. пособие / А.Г. Маджуга. – Шымкент: Изд-во ЮКГУ им. М.О. Ауезова, 2006. – 180 с. – 10,6 п.л.
27.Маджуга, А.Г. Программа по дисциплине «Основы валеологии» / А.Г. Маджуга. – Шымкент: Изд-во ШО МКТУ им. Х.А. Яссави, 2000. – 45 с. – 2, 6 п.л.
Научные статьи, материалы конференций
28.Маджуга, А.Г. Использование интерактивных методов обучения в контексте валеологического образования в высшей профессиональной школе / А.Г. Маджуга // Актуальные вопросы валеологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (22–23 мая 2000 г.). – Воронеж: Изд-во ВГТА, 2000. – С. 13–16. – 0,3 п.л.
29.Маджуга, А.Г. Психолого-педагогическое проектирование здоро-вьесберегающей образовательной среды в рамках теории здравотворчества / А.Г. Маджуга // Проблемы науки, образования и устойчивого социально-экономического развития общества в начале ХХI века: труды Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию ЮКГУ им. М.О. Ауезова 2003 г. – Т. IХ. – С. 144–145. – 0,1 п.л.
30.Маджуга, А.Г. Инновационные подходы в проектировании системы валеологического образования учащихся / А.Г. Маджуга // Национальная модель образования: методология и современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: труды Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию академии. – Алматы: Изд-во Казахской нацио-нальной акад. искусств им. Т. Жургенова, 2003. – С. 92–106. – 1 п.л.
31.Маджуга, А.Г. Использование здоровьесберегающих технологий в эколого-валеологическом образовании и воспитании учащихся / А.Г. Маджуга // Здоровье и образование в ХХI веке: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. – М.: РУДН, 2004. – С. 230–232. – 0,1 п.л.
32.Маджуга, А.Г. Проектирование и этапы организации здоровьетворящего образования в современной школе / А.Г. Маджуга // Ауезовские чтения – 4: труды Междунар. науч.-прак. конф. и третьей научной конференции вузов Южного региона. – Шымкент: ЮКГУ им. М.О. Ауезова, 2004. – С. 84–87. – 0,3 п.л.
33.Маджуга, А.Г. Здравотворческая деятельность как одна из главных психолого-педагогических детерминант в формировании культуры здоровья школьников / А.Г. Маджуга // Проблемы общественного развития, науки и образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, посвящ. Дню независимости Республики Казахстан. – Шымкент, 2004. – С. 88–90. – 0,2 п.л.
34.Маджуга, А.Г. Здоровьетворящее образование в современной школе как базовый концепт психологической безопасности личности и общества / А.Г. Маджуга // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: материалы первого Междунар. форума. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; межд. Институт образовательных технологий; университет «Париж-8», 2006. – С. 20–23. – 0,3 п.л.
35.Маджуга, А.Г. Проектирование системы здоровьетворящего образования на основе адаптивного и экзистенциального подходов / А.Г. Маджуга // Здоровье и образование в 21 веке: труды 8 Междунар. конгресса. – М.: РУДН, 2007. – С. 396–399. – 0,3 п.л.
36.Madzhuga, A.G. Psychological-pedagogical principles of carring out health-preserving method of approach to educational as indispensable condition of forming pupils health culture // International Journal of Experimental Education. – 2008. – № 3. – P. 101–105. – 0,3 п.л.
37.Маджуга, А.Г. Психолого-педагогические условия создания культу-роформирующей здравосозидательной образовательной среды / А.Г. Маджуга // Актуальные вопросы педагогики: психология преподавания, агрессивное поведение учащихся, суицид: труды науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Хургада (Египет), 2008. – С. 25–27. – 0,2 п.л.
38.Маджуга, А.Г. К вопросу о проектировании векторной модели здравотворчества на основе валеологического подхода / А.Г. Маджуга // Здоровье-сберегающие образовательные технологии: труды Всерос. междисциплинарной науч.-практ. конф. – М.: Социально-гуманитарная академия, 2007. – С. 54–57. – 0,3 п.л.
39.Маджуга, А.Г. Концептуальные подходы к формированию валеоконативных стратегий личности на основе здравоцентрической образовательной парадигмы / А.Г. Маджуга // Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: труды Всерос. юбилейной науч.-практ. конф. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 413–414. – 0,1 п.л.
40.Маджуга, А.Г. Основные этапы формирования и развития индивидуальной валеологической культуры личности / А.Г. Маджуга // Физическая культура и спорт: анализ социальных процессов: труды Междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008. – С. 25–28. – 0,3 п.л.
41.Маджуга, А.Г. Валеоакмеологический подход к целостному здоровью личности / А.Г. Маджуга // Практическая психология образования: труды 5 Национального конгресса психологов России. – М.: Ин-т психологии РАН и Ин-т психологии РАО, 2008. – С. 50–53. – 0,3 п.л.
42.Маджуга, А.Г. Этнофункциональный подход к формированию культуры здоровья личности / А.Г. Маджуга // Психическое и психологическое здоровье личности: труды Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул: БГПУ, 2008. – С. 65–70. – 0,4 п.л.
43.Маджуга А.Г. Инновационные подходы к классификации здоровье-творящих образовательных технологий / А.Г. Маджуга // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве 21 века: труды Междунар. науч.-практ. конф. – Кисловодск: Сев.-Кавказский гос. ун-т, 2008. – С. 32–34. – 0,2 п.л.
44.Маджуга, А.Г. Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе здоровьетворящего образования в современной школе / А.Г. Маджуга // Современные проблемы психологии развития и образования человека: материалы Всерос. с междунар. участием конф. – СПб.: Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2009. – С. 385–390. – 0,4 п.л.
45. Маджуга А.Г. Психологическая векторная модель здоровьетворящего потенциала личности / А.Г. Маджуга, М.Л. Мельникова, Ю.Е. Иванова // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. (22-23 апреля 2010, г. Санкт-Петербург). – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – С. 132–135. – 0,3 п.л. (авт. – 0,2 п.л.).
46.Маджуга А.Г. Педагогическая концептуализация валеологической функции образования / А.Г. Маджуга // Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие» (26 сентября – 2 октября 2010 г., г. Сочи): сборник материалов. – М.: Центр практической психологии образования, 2010. – С. 54–58. – 0,4 п.л.
47.Маджуга А.Г. Концептуальная модель реализации валеологической функции образования / А.Г. Маджуга // Здоровье и образование в XXI веке: Научные и прикладные аспекты концепции здоровья и здорового образа жизни: материалы XI Международного конгресса. – М.: РУДН, 2010. – С. 242–244. – 0,2 п.л.