Научная тема: «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Психолого-педагогический анализ содержания понятий «качество профессиональной подготовки в военно-технических вузах» и «качество образования» позволил установить принципиальную разницу между ними. В понятии «качество профессиональной подготовки» делается больший акцент на адекватность результатов целям образовательной деятельности, подчёркивая при этом значимость личностного компонента результатов и процессуального аспекта образования. Сущность системы качества профессиональной подготовки в военно-технических вузах как педагогической системы заключается в соотношении деятельности субъектов образования с педагогическим результатом. Поэтому системообразующим фактором системы качества профессиональной подготовки является цель, обусловленная требованиями потребителей услуг военно-технического образования, - готовность выпускников военно-технических вузов к профессиональной деятельности. В ходе исследования разработана системная модель качества профессиональной подготовки выпускников военно-технических вузов, представляющая собой не только систему взаимодействия между всеми подсистемами качества подготовки, но и принципиально инновационную ориентацию каждой из подсистем на модель готовности выпускника как на целевую установку своей деятельности. Критерии оценки результативности такой ориентации по каждой из подсистем разрабатывались представителями всех структур подсистем, координировались системой управления и самоуправления их сотрудников.
  2. На основе системного анализа достижений психологов и педагогов (К.К.Платонов, В.А.Сластенин и др.) готовность выпускников военно-технического вуза к профессиональной деятельности исследована как система профессиональных способностей, сформированных на уровне, обеспечивающем достижение требуемых результатов в профессиональной деятельности. Границы такой системы определяются внутрисистемными связями между специфическими свойствами личности, выявленными из четырёх подструктур динамической функциональной структуры личности (по К.К.Платонову) под воздействием системообразующего фактора - цели готовности, которую задаёт профессиональная деятельность военного специалиста инженерно-технического профиля. Модель готовности выпускников военно-технического вуза к профессиональной деятельности разработана на основе методик В.А.Сластенина посредством интеграции профессиограмм военного, производителя работ, инженера и управленца. Модель включает интеллектуально-функциональную, эмоционально-волевую, морально-нравственную, коммуникативную и мотивационную сферы; обладает гибкостью, ситуативностью, динамичностью и диагностируемостью; может быть оценена методом обобщения независимых характеристик как в результате, так и в процессе образования. Формирование такой готовности предопределяет изменения во всём укладе повседневной деятельности курсантов, которые должны быть направлены на рост требуемых профессионально важных способностей обучающихся на основе максимального развития их профессионального самосознания и потенциальных творческих возможностей. Процесс формирования готовности имеет междисциплинарный характер и требует разработки единого подхода на всех уровнях управления в вузе.
  3. Качество профессиональной подготовки в военно-технических вузах не только система, но и сложный системный объект управления. Управление качеством профессиональной подготовки способно обеспечить достижение целей системы качества профессиональной подготовки за счёт адекватного регулирования многообразных связей между её элементами. Ориентация цели управления качеством подготовки на создание условий для формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности предопределяет соответствующее изменение его задач, содержания, форм и методов реализации. Поэтому концепция управления качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах на основе модели готовности выпускников военно-технического вузов к профессиональной деятельности: обосновывает решение научно-педагогической проблемы управления качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах, интегрирующее две доминанты государственной образовательной политики: курс на создание государственной системы оценки качества образования и приоритет в развитии личности; основана на идее личностного подхода в профессиональной подготовке и направлена на создание необходимых условий превращения образования в процесс развития личности, а конкретные институализированные формы его организации и функционирования - в условия и средства, которые обеспечивают это развитие; способствует реализации системного подхода в управлении, установлению системных связей между технологической, педагогической и другими подсистемами системы качества профессиональной подготовки, является основой разработки и внедрения технологий преобразования системы качества подготовки выпускников в военно-технических вузах за счёт внутривузовского потенциала, обеспечивает органичное внедрение инноваций, направленных на достижение наиболее полной готовности выпускников к профессиональной деятельности; создаёт условия решения теоретических и практических проблем управления качеством профессиональной подготовки на этапе внедрения ФГОС ВПО третьего поколения, перехода от технократической к личностно ориентированной парадигме образования, модернизации системы профессионального образования в государстве и реконструкции военных образовательных учреждений в рамках создания нового облика ВС РФ. Теоретическое обоснование управления качеством подготовки в военно-техническом вузе позволило разработать системную модель управления, удовлетворяющую государственным требованиям по внедрению новой версии международных стандартов системы качества серии ИСО 9000:2004, активизирующую педагогический потенциал военной системы самоуправления вуза за счёт инновационных связей между субъектами образовательного процесса и их взаимодействия в совместной работе на результат - формирование готовности выпускника к профессиональной деятельности. Инновационное развитие системного управления качеством в военно-техническом вузе реализуется через организацию и самоорганизацию педагогического и управленческого персонала с делегированием полномочий на создание вариативных моделей обучения, переосмысление управленческих стратегий, широкое освоение новых технологий.
  4. Создание нормативно-методической базы для оценки качества профессиональной подготовки является важнейшей задачей вуза. Методика оценки готовности выпускников к профессиональной деятельности, основанная на дифференцированном оценивании результатов качества их профессиональной подготовки, способна: динамично и аргументированно учитывать объективно необходимые показатели готовности выпускника к профессиональной деятельности; наиболее обоснованно и наглядно их оценивать; усиливать мотивацию обучаемых и к ближайшей, и к отдалённой цели; эффективно использовать весь уклад повседневного труда курсантов с целью повышения их готовности к дальнейшей профессиональной деятельности; максимально дополнить характеристики качества подготовки специалиста и интегрировать критерии его внешней и внутренней оценки; гибко корректировать составляющие оценки в зависимости от изменений во внешней и внутренней среде и др. Принципиальные преимущества разработанной методики в том, что она: позволяет обучаемому (и побуждает его) самосовершенствоваться, не останавливаясь на определённом эталоне; переносит акцент с полученных в учебной деятельности профессионально важных знаний, умений и навыков на способности курсантов к их реализации; интегрирует внутривузовские традиции оценки и потребности «заказчика» в оценивании качества профессиональной подготовки.
Список опубликованных работ
Булат Р.Е. Обеспечение психологической готовности работников строительно-монтажных организаций к профессиональной деятельности / Р.Е. Булат. – СПб: Стройиздат. – 2004. – 120 с. – ISBN 5-87897-119-4.

Булат Р.Е. Управление персоналом в строительстве. Формирование готовности работников строительных организаций к профессиональной деятельности / Р.Е. Булат. – СПб.: Стройиздат, 2006. – 208 с. – ISBN 5-87897-128-3.

Булат Р.Е.Теория и практика формирования готовности работников строительных организаций к профессиональной деятельности / Р.Е. Булат, М.А. Мосин. – СПб.: Стройиздат, 2008. – 232 с./200 с. авт. – ISBN 5-87897-068-7.

Булат Р.Е. Унификация управления качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах / Р.Е. Булат. – СПб.: ВИТУ, 2008. – 244 с. – ISBN 5-94287-075-6.

Булат Р.Е. Правовые нормы и психологическое сопровождение управления персоналом в строительстве / Р.Е. Булат. – СПб.: Бизнес Пресса, 2010. – 198 с. – ISBN 978-5-91584-023-8

Статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК – 14, в том числе в открытых изданиях – 9:

Булат Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах / Р.Е. Булат // Вестник университета: теор. и науч.-метод. журн. – М., 2008. № 2 (8). – С. 82–89 (8 с.).

Булат Р.Е. Содержательный ресурс совершенствования профессиональной подготовки в военно-технических вузах / Р.Е. Булат // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов-на-Дону, 2009. – № 3. – С. 122–129 (8 с.).

Булат Р.Е. Организационный аспект управления качеством военно-профессионального образования / Р.Е. Булат // Казанский педагогический журнал: науч. психол.-пед. журн. Методология, теория, практика. – Казань, 2009. – № 3. – С. 3–10 (8 с.).

Булат Р.Е. Особенности внедрения систем управления качеством профессио-нальной подготовки в военно-технических вузах / Р.Е. Булат // Вестник университета: теор. и науч.-метод. журн. – М., 2009. – № 7. – С. 91–97 (7 с.).

Булат Р.Е. Педагогическая технология внутрифирменного профессионального развития специалистов строительного профиля / Р.Е. Булат // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: науч. журн. – СПб., 2009. – № 105. – С. 9–13 (5 с.).

Булат Р.Е. Психолого-педагогические особенности управления военно-техническим образованием / Р.Е. Булат // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования: науч.-пед. изд. – СПб., 2009. – № 2 (19). – С. 35–40 (6 с.).

Булат Р.Е. Внутрифирменная программа профессионального роста специалистов стройиндустрии / Р.Е. Булат, М.А. Мосин, Е.И. Чиркова // Казанский педагогический журнал: науч. психол.-пед. журн. Методология, теория, практика. – Казань, 2009. – № 7–8. – С. 49–57 (8 с./3 с. авт.).

Булат Р.Е. Компетентностный подход в оценке личностного компонента готовности выпускников военно-технических вузов к профессиональной деятельности / Р.Е. Булат // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов-на-Дону, 2009. – № 4. – С. 139–145 (7 с.).

Булат Р.Е. Унификация управления качеством высшего военно-технического образования / Р.Е. Булат // Вестник Санкт-Петербургского университета (серия 12: психология, социология, педагогика). – СПб., 2010. – Вып. 2. – С. 286–291 (6 с.) .

Научные статьи – 35, в том числе:

Булат Р.Е. Психологическая составляющая готовности выпускников ВИТУ к дальнейшему воинскому труду / Р.Е. Булат // VII сборник трудов адъюнктов и докторантов ВИТУ. – СПб.: ВИТУ, 2002. – С. 9–19 (11 с.).

Булат Р.Е. Применение стрессовых факторов в управлении деятельностью обучаемых / Р.Е. Булат // VIII сборник трудов адъюнктов и докторантов ВИТУ. – СПб.: ВИТУ, 2003. – С. 136–141 (6 с.).

Булат Р.Е. Поиск новых педагогических подходов в подготовке курсантов технических вузов к выполнению боевых задач / Р.Е. Булат, А.В. Головачёв // Армейский сборник. – М., 2003. – № 3. – С. 60–64 с. (4 с./2 с. авт.).

Булат Р.Е. Документационное обеспечение деятельности коллектива университета в системе управления качеством образования / Р.Е. Булат // Инженерное образование. – М., 2007. – № 4. – С. 136–139 (4 с.).

Булат Р.Е. Система управления качеством профессиональной подготовки / Р.Е. Булат // Сборник научных статей сотрудников университета ВИТУ. – СПб.: ВИТУ, 2008. – С. 70–78 (9 с.).

Булат Р.Е. Формирование психологической готовности выпускников военно-технических вузов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях / Р.Е. Булат // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журнал. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. -– № 4. – С. 143–153 (11 с.).

Булат Р.Е. Совершенствование качества профессиональной подготовки в вузе / Р.Е. Булат // Совершенствование организации образовательного процесса ВИТУ: сб. мет. разработок и научных статей. – СПб.: ВИТУ, 2009. – С. 9–18 (9 с.).

Булат Р.Е. Проблемы внедрения инноваций в военно-техническом образовании / Р.Е. Булат // Инженерное образование. – М., 2009. – № 5. – С. 120–126 (7 с.)

Булат Р.Е. Инновации в управлении качеством военно-технического образования / Р.Е. Булат // Вестник ТИСБИ: науч.-информ. журн. – Казань, 2010. – № 1. – С. 84–87 (4 с.).

Доклады на научных конференциях – 25, в том числе:

Булат Р.Е. Совершенствование качества военно-профессиональной подготовки курсантов технических вузов МО РФ // Современные технологии обучения «СТО-2001»: VI Международная конференция / Р.Е. Булат, А.В. Головачёв – СПб.: ЛЭТИ, 2001. – С. 67–68 (2 с./1 с. авт.).

Булат Р.Е. Усиление управленческого компонента подготовки курсантов технического университета в рамках системы качества образования / Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности: труды Международного симпозиума. – Томск: ТПУ, 2005. – С. 280–283 (4 с.).

Булат Р.Е. Качество подготовки специалистов в системе военно-технического образования как предмет психолого-педагогического исследования / Акту-альные проблемы социальной синергетики: межвуз. науч.-практ. конф. – СПб.: СПбАА. 2006. – С. 33–39 (7 с.).

Булат Р.Е. Педагогические резервы управления качеством высшего профессионального образования / Особенности подготовки специалистов для территориально-промышленных комплексов России: Международная научная конф. / Р.Е. Булат, Ю.Г. Маслов. – СПб.: ГТУ РП, 2006. – Ч. 2. – С. 34–35 (2 с./1 с. авт.).

Булат Р.Е. Унификация компонентов системы управления качеством военно-технического образования // Современное образование: содержание, технологии, качество: XIII Международная конференция / Р.Е. Булат, М.А. Мосин – СПб.: СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», 2007. – С. 230–232 (3 с./2 с. авт.).

Булат Р.Е. Систематизация составляющих качества профессиональной подготовки // XII Царскосельские чтения: Становление Российской государственности на современном этапе: междунар. науч. конф., 22–23 апр. 2008 г. / под ред. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. – С. 146–150 (5 с.).

Булат Р.Е. Унификация оценки качества профессиональной подготовки в военно-технических вузах // Высшее образование XXI века: всерос. науч.-практ. конф. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. – С. 128–133 (6 с.).

Булат Р.Е. Готовность к профессиональной деятельности – системообразующий фактор, цель и результат управления качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах // Социальное партнёрство как фактор развития сетевого взаимодействия учреждений образования: материалы науч.-практ. конф. – Тюмень: ТюмГНГУ. 2010. – С. 98–106 (9 с.).

Учебно-методические работы – 11, в том числе:

Булат Р.Е. Формирование готовности курсантов к выполнению боевых задач / Р.Е. Булат, А.В. Головачёв – СПб.: ВИТУ, 2003. – 50 с./25 с. авт.

Булат Р.Е. Документационное обеспечение управления подразделениями: методическое пособие / Булат Р.Е., Шабалин С.П. – СПб.: ВИТУ, 2007. - 132 с. / 70 с. авт.

Булат Р.Е. Руководство по учебной и методической работе / Р.Е. Булат, С.Н. Кирюхин, В.М. Курмышов, В.В. Кабыш и др. – СПб.: ВИТУ, 2008. – 71 с. /10 с. авт.

Булат Р.Е. Педагогические ресурсы качества военно-технического образования: методическое пособие. – СПб., 2008. – 76 с. ISBN 5-94287-073-х