Научная тема: «ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»
Специальность: 23.00.02
Год: 2008
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Демографические отношения - это совокупность связей между людьми, которые возникают при воспроизводстве населения посредством деторождения, эмиграции и иммиграции. Демографические отношения являются частью системы общественных отношений, обусловлены содержанием экономических, политических, правовых и культурных связей, характеризующих общественную и государственную системы. К их основным группам относятся материнство и отцовство, семейно-брачные и миграционные отношения, имеющие институционально-правовое закрепление в законодательстве. Участниками демографических отношений выступают человек, органы государственной власти и общественного самоуправления, общественные, международные и межправительственные организации. Субъектом демографических отношений являются личность, общество и государство, объектом - уровень рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграция. Складывающиеся в обществе демографические отношения являются основой демографического процесса, который представляет собой деятельность субъектов демографических отношений, основанную на приоритетах экономического развития, концептуализируемую государственной социальной политикой, осуществляемую на основе реализации принципа законности, направленную на формирование соответствующей демографической структуры общества. Институциональная противоречивость российского демографического процесса заключается в коллизии отношений между общественной легитимацией демографических отношений и их легальными формами выражения, закрепленными законодательством.
  2. Демографическая безопасность как явление политико-правовой действительности является видом национальной безопасности России, которая как система обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства основана на общей стратегии (концепции), целью которой являются безопасность человека, основанная на реализации его потребностей и интересов, ликвидации угроз и рисков, направленных против них; безопасность социума как главное условие реализации потребностей и интересов и основной способ (технология) предотвращения угроз и рисков им; наличие благоприятной окружающей среды и ее сохранение как естественное условие существования человека. Институционально-правовое обеспечение реализации указанной цели выражает закономерность политико-правовой взаимосвязи национальной и демографической безопасности. Поэтому демографическую безопасность следует рассматривать как политико-правовую категорию, отражающую институциональную взаимосвязь между государственным демографическим интересом и системой получивших юридическую легитимацию общественных отношений, политическими и правовыми институтами, обеспечивающими предотвращение и ликвидацию угроз и рисков в сфере сохранения планируемого государственной политикой демографического баланса в обществе.
  3. o 3. Демографическая политика есть целенаправленная деятельность органов государственной власти и иных институциональных субъектов, направленная на политико-правовое регулирование воспроизводства населения. Цель демографической политики заключается в воздействии на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденции в области динамики его численности и структуры, темпов рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Государственная демографическая правовая политика есть законотворческая, правоприменительная и правозащитная деятельность, направленная на регулирование демографических процессов в соответствии с национальными интересами. Перспективой демографической правовой политики, как правило, является формирование соответствующего институционально-правового порядка, способствующего достижению государством желаемого результата, связанного с рождаемостью, смертностью, продолжительностью жизни, миграционным сальдо.
  4. Низкий уровень эффективности государственной демографической политики России объясняется отсутствием системности в оценке демографической ситуации, определении задач по преодолению демографического кризиса, уровнем институционально-правового обеспечения национальных интересов в демографической сфере. Системность демографической политике должно придать политико-правовое обеспечение институциональной взаимосвязи национальной и демографической безопасности. Поскольку безопасность как социальное явление предполагает отсутствие угроз для репродукции человека, разработка эффективной демографической политики, касающейся источников формирования населения страны, должна быть важнейшей частью программ по обеспечению национальной безопасности. Анализ демографических угроз и разработка программы по их устранению являются одной из первостепенных задач государственной политики в сфере национальной безопасности. В контексте сложившейся демографической ситуации деятельность органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан, направленная на преодоление демографического кризиса, должна иметь институционально-правовую основу, базирующуюся на политической установке о том, что россиянин рассматривается как основная ценность государственной политики и объект национальной безопасности. Институционально-правовое развитие и укрепление семьи как приоритетная задача государственной демографической политики должны основываться на моральной реабилитации семьи и воспитании духовности в браке.
  5. Демографический суверенитет является одной из форм выражения суверенитета личности, общества и государства и, имея конституционные основания, легализуется законодательством, обеспечивая права и свободы человека и гражданина в демографической сфере. Демографический суверенитет должен, прежде всего, рассматриваться в качестве политико-правовой категории, отражающей связь между существующими институциональными политическими и правовыми условиями воспроизводства населения и жизненно важными национальными интересами в данной сфере, обусловленными тенденциями социально-экономической и культурной жизни страны. Реализация демографического суверенитета осуществляется в форме институционально-правового регулирования рождаемости, смертности, уровня продолжительности жизни и миграции, имеющего целью достижение желаемого демографического баланса в обществе. Защита демографического суверенитета требует институционального обеспечения, включающего разработку государственной демографической политики, институционально-правовое поле и систему организаций, интегрированных в качестве субъекта демографической политики. Центральную роль в данной институциональной структуре занимает субъект демографической политики, без функционирования которого реализация демографического суверенитета не может быть эффективной. Главным недостатком в сфере обеспечения демографического суверенитета России является институционально-правовая неопределенность субъекта российской демографической политики по причине отсутствия министерства или ведомства, которые были бы ответственны за ее проведение. Органы государственной власти, деятельность которых сопряжена с вопросами, имеющими отношение к демографии, решают проблемы, не имеющие прямой связи с ней. Институционализация демографического суверенитета России требует создания органа, в задачи которого входили бы координация и организация государственной антикризисной политики в сфере демографических интересов.
  6. В контексте складывающейся в России демографической ситуации, роли миграционной составляющей, оказывающей существенное структурное влияние на формирование народонаселения, во-первых, необходимо формирование правовой концепции миграционной политики с учетом не только экономической целесообразности иммиграции, но и ее влияния на трансформацию демографической структуры общества, его этнического состава, регулирования эмиграции с целью недопущения оттока высококвалифицированных кадров из страны; во-вторых, создание органа исполнительной власти в качестве субъекта демографической политики, ответственного за разработку направлений государственной демографической и миграционной политики; совершенствование профильного законодательства; подготовку необходимых проектов нормативных правовых актов и иных документов; непосредственную реализацию, координацию и контроль деятельности государственных органов по реализации государственной демографической и миграционной политики; вопросы защиты семьи, молодежи и пожилых людей.
  7. Демографическая модернизация является проявлением общих модернизационных тенденций в России и мире, то есть трансформация сферы рождаемости, смертности, уровня продолжительности жизни и приоритетов миграционной политики, ведущая к новой динамике воспроизводства населения, обусловленной иным отношением к семье и браку. Основой демографической модернизации является изменение отношения населения к вопросам жизни, продолжения рода, любви, смерти, изменение ценностей, моральных норм, мировосприятия, распространяющееся на матримониальное, прокреативное, сексуальное, семейное, жизнеохранительное, миграционное поведение, формирующее новый тип личности и общества. Политико-правовой идеологией демографической модернизации выступает теория демографического перехода (демографической революции), основанная на моделировании проявляемой на стадии экономической и политической модернизации закономерности перехода от высокой смертности и высокой рождаемости в воспроизводстве населения к низкой смертности и низкой рождаемости, состоящей в трансформации прежних социальных механизмов, управляющих воспроизводством человеческих поколений. Политико-правовой формой демографической модернизации выступает правотворческая деятельность, институционализирующая нормативно-правовые механизмы воспроизводства населения. История демографической модернизации в России восходит к началу прошлого века и связана с правовой институционализацией эмансипированных форм отношений между полами, породившей тенденцию дефамилизации, разделения институтов семьи и брака, закрепленную декретами советской власти. Демографическая модернизация как явление политико-правового порядка предполагает формирование институционально-правового поля, обеспечивающего воспроизводство населения в необходимых для страны формах и объемах. Матримониальная эмансипация, являющаяся ее необходимым следствием, получающая в России политико-правовую легитимацию на протяжении ста лет, привела к снижению рождаемости, являющейся следствием трансформаций не только институционально-правовой, но и ментальной сферы, где брак, семья, дети перестают быть основополагающими ценностями человеческой жизни.
  8. Основной причиной демографического кризиса России являются институционально-правовые трансформации, обусловленные постсоветской демографической модернизацией, следствием которых явилась дискредитация института семьи, материнства (отцовства), снижение общественной солидарности и аномия, вызвавшие устойчивую тенденцию дефамилизации в обществе. Большое значение в развитии российского демографического кризиса имеет идеологический подход к демографической сфере, опирающийся на концептуальный политико-правовой контекст демографической модернизации, теории демографического перехода. Выход из демографического кризиса России возможен в рамках такой политико-правовой модели демографической трансформации, которая основана не на универсальной демографической доктрине, а на ситуативном подходе в его анализе, эксплицирующем необходимые институциональные условия для воспроизводства поколений, в числе которых правовые условия имеют первостепенное значение.
  9. Семья и брак есть социальные институты, регламентирующие отношения полов, а также взаимные обязанности и права, существенные для функционирования семейной группы. Во всей совокупности норм, входящих в институты семьи и брака, выделяются юридические нормы (обязанности и права в браке, брачный возраст, имущественные отношения в браке, основания для признания брака недействительным, расторжение брака), традиционно-ментальные нормы (мораль, обычаи и традиции). В целом, они являются системой значимых институциональных факторов, влияющих на демографические процессы. В соответствии с этим, во-первых, семья и брак должны играть ведущую институциональную роль в демографической политике и, во-вторых, в контексте демографической политики свою демографическую функцию они выполняют лишь при условии институционального отождествления с контекстом правовой политики семьи и брака, поскольку лишь в данном случае государство получает достаточные правовые возможности для регулирования семейных отношений как фактора демографического развития.
  10. Острота проблемы институционально-правового обеспечения укрепления семьи вызвана не только кризисным состоянием общества, захватившим и семью, но и потребностями совершенствования семейной правовой политики. Семейный кодекс Российской Федерации не обеспечивает решения всей совокупности задач правового регулирования семейных отношений. Важной теоретико-методологической причиной этого является нерешенность проблем, связанных с формированием отрасли семейного права: не определены субъект и объект (предмет) семейного права, не выявлено его отношение к гражданскому, частному и публичному праву, не сформулированы методы семейного права.
  11. Институционально-правовое регулирование демографических процессов в России представляет собой обусловленную нормативным политическим и правовым контекстом деятельность субъектов демографической политики, направленную на моделирование и проектирование демографической ситуации; она определяется общеправовыми принципами, выражающими приоритеты государственной социальной политики, государственными обязательствами по реализации и соблюдению прав и свобод человека; конституционным закреплением прав граждан на жизнь, здоровье, медицинскую помощь, материнство (отцовство), передвижение, выбор места пребывания и жительства, уровнем развития правосознания общества, а также задачами, определенными концептуальными установками государственной демографической политики.
  12. Национальные стратегии институционально-правового обеспечения демографической безопасности определяются слабой концептуальной разработанностью цели и задач государственной демографической политики, правовой неурегулированностью определенной совокупности общественных отношений в демографической сфере; они связаны с разработкой эффективной концепции демографической политики на основе учета ее институциональной взаимосвязи с системой защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, отраженных государственной концепцией национальной безопасности; законодательства, регулирующего демографические отношения. Необходимым шагом в решении этих задач являются разработка и принятие федерального закона «О демографической безопасности Российской Федерации», предметом правового регулирования которого должен стать демографический суверенитет России. Решая задачу развития законодательства, регулирующего демографические отношения и защиты российских демографических интересов, данный нормативно-правовой акт должен дать определение демографической политике и демографической безопасности Российской Федерации, юридически структурировать субъект демографической политики и демографической безопасности, установить правовые рамки демографических отношений, сформулировать совокупность прав и обязанностей их участников. Необходимым компонентом закона должно быть определение сил и средств предотвращения угроз и рисков в демографической сфере, включающих финансирование соответствующих демографических программ, формирование органов государственной власти и общественного самоуправления, ответственных за проведение демографической политики.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Тиводар С.И. Институциональная структура семейных правоот-ношений: Монография. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2004. – 9,75 п.л.

2.Тиводар С.И. Политико-правовое конструирование демографиче-ской безопасности: Монография. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2007. – 10,25 п.л.

3.Тиводар С.И. Политико-правовые формы институционализации демографического суверенитета: Монографии. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2008. – 10,4 п.л.

Статьи, опубликованные в изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России:

4.Тиводар С.И. Национальная и демографическая безопасность России: институционально-правовые взаимосвязи // Философия права. 2007. № 1. – 0,5 п.л.

5.Тиводар С.И. Институт семьи в системе демографической без-опасности России: политико-правовая концептуализация // Философия права. 2007. № 2. – 0,6 п.л.

6.Тиводар С.И. Политико-правовое регулирование демографиче-ских процессов в контексте иммиграции в Россию // Философия права. 2007. № 3. – 0,4 п.л.

7.Тиводар С.И. Национальная идентичность в институциональном контексте демографической правовой политики // Философия права. 2007. № 4. – 0,4 п.л.

8.Тиводар С.И. Семья в институционально-правовой структуре де-мографической политики России // Философия права. 2007. № 5. – 0,5 п.л.

9.Тиводар С.И. Юридическая легитимация демографического суве-ренитета России // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 5. – 0,4 п.л.

10.Тиводар С.И. Институционально-правовые формы демографи-ческой модернизации России // Философия права. 2008. № 1. – 0,3 п.л.

11.Тиводар С.И. Миграционный аспект государственной демогра-фической правовой политики // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 1. – 0,4 п.л.

12.Тиводар С.И. Политико-правовое конструирование демографи-ческой безопасности России: к институциональному подходу // Филосо-фия права. 2008. № 2. – 0,5 п.л.

13.Тиводар С.И. Концептуально-методологический аспект поли-тико-правового обеспечения демографической безопасности // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 2. – 0,5 п.л.

Статьи и другие публикации:

14. Тиводар С.И. Онтологическое основание «действительного» и «недействительного» брака в семейном праве // Гуманитарные и социаль-но-экономические науки. 2000. № 2. – 0,4 п.л.

15. Тиводар С.И. Философско-правовые аспекты семейного права // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2000. № 3. – 0,5 п.л.

16. Тиводар С.И. Онтология семейного права // Научная мысль Кав-каза. Приложение. 2000. № 3. – 0,2 п.л.

17. Тиводар С.И. Категория безопасности: социальная, политическая и правовая интерпретации. Краснодар, 2003. – 1,2 п.л.

18. Тиводар С.И. Демографический процесс в системе политико-правовых отношений. Краснодар, 2003. – 1,2 п.л.

19. Тиводар С.И. Международный опыт законодательного обеспече-ния процессов формирования народонаселения. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. – 1,3 п.л.

20. Тиводар С.И. Национальная и демографическая безопасность в институционально-правовом контексте. Краснодар, 2004. – 1,3 п.л.

21. Тиводар С.И. Национальные интересы России в демографиче-ской сфере: политико-правовые институты реализации. Краснодар, 2004. – 1, 3 п.л.

22. Тиводар С.И. Репродуктивная динамика народонаселения: про-блемы институционально-правового обеспечения национальных интере-сов в сфере демографической безопасности. Ростов н/Д: РЮИ МВД Рос-сии, 2004. – 1,3 п.л.

23. Тиводар С.И. Политико-правовые технологии управления демо-графическими процессами. Сочи, 2005. – 1,2 п.л.

24. Тиводар С.И. Теория демографического перехода и российский демографический кризис: юридико-конфликтологический анализ. Сочи, 2005. – 1,2 п.л.

25. Тиводар С.И. Конспирологическая демографическая концепция в российском политико-правовом дискурсе. Сочи, 2006. – 1,2 п.л.

26. Тиводар С.И. Институциональный подход и проблема политико-правового измерения демографической безопасности. Сочи, 2006. – 1,3 п.л.

27. Тиводар С.И. Политическая и правовая легитимация интересов в демографической сфере: международный опыт. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2007. – 1,2 п.л.

28. Тиводар С.И. Российская демографическая политика в системе политико-правовых средств обеспечения национальной безопасности. Ро-стов н/Д: РЮИ МВД России, 2007. – 1,2 п.л.

29. Тиводар С.И. Институционально-правовое регулирование демо-графических процессов. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2007. – 1,2 п.л.

30. Тиводар С.И. Миграция в контексте политико-правового обеспе-чения демографической безопасности России. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2008. – 1,3 п.л.

31. Тиводар С.И. Семья как институциональный субъект легализа-ции демографического суверенитета. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2008. – 1,4 п.л.

32. Тиводар С.И. Национальные стратегии юридической защиты де-мографической безопасности. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2008. –

1,4 п.л.