- Коррупция как явление в системе государственной службы включает в себя разнообразные противоправные деяния, состоящие в принятии государственным служащим лично или через посредников имущественных благ, осуществление государственным служащим должностных злоупотреблений с использованием своего статуса, а также подкуп государственного служащего физическими или юридическими лицами.
- В целях ратификации Конвенции Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» диссертант обосновывает необходимость последовательной реализации гражданско-правового механизма взыскания незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных в результате коррупции услуг с виновного государственного служащего, а также признания сделок недействительными и аннулирования нормативных актов, принятых в результате коррупционных правонарушений. В диссертации обосновывается необходимость исключения из ст. 575 ГК РФ предписания, допускающего дарение государственным служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей.
- В диссертации обосновывается необходимость внедрения в систему государственной службы этических стандартов служебного поведения государственных служащих, закрепленных законом. Такое положение будет соответствовать международным и европейским стандартам предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы.
- Находясь на государственной службе, служащий подпадает под систему административных запретов и ограничений, связанных с ее режимом. В этой связи для компенсации ограничений правоспособности государственного служащего необходим комплекс административно-правовых средств, которые компенсировали бы государственному служащему систему запретов, обусловленных режимом государственной службы. В настоящее время назрела необходимость усовершенствования механизма работы по совместительству в системе государственной службы. Сделав данный механизм либеральным и прозрачным, по нашему мнению, удастся предупредить многие коррупционные проявления в системе государственной службы. Необходимо определить перечень должностей, замещение которых позволяет реализовывать право государственного служащего с разрешения непосредственного руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не влечет возникновения конфликта интересов.
- Исследование явления коррупции в системе государственной службы как нашей страны, так и ряда зарубежных государств позволило прийти к выводу о том, что без постоянного предупреждения и пресечения коррупция имеет свойство разрастаться. Исходя из этого, государству необходим комплекс административно-правовых средств, направленных на предупреждение и пресечение коррупции, а также необходима антикоррупционная политика. Для ее становления необходимо закрепление в Конституции отдельной функции государства - функции предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления. Закрепление в Конституции соответствующего положения заложит основу формирования антикоррупционных норм во всех законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих общественные отношения в сфере публичного управления.
- Для снижения уровня необоснованного административного усмотрения в вопросе применения административного принуждения необходимо установить правовой механизм, который не будет давать государственному служащему возможности выбора между применением мер предупреждения и мер административного наказания в случае выявления соответствующим государственным служащим административного правонарушения. По нашему мнению, во всех случаях выявления административного правонарушения к физическим или юридическим лицам должны применяться административные наказания, а не меры организационно-предупредительного характера.
- В качестве одного из приоритетных направлений реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации целесообразно определить механизм выявления коррупционных угроз в механизме реализации социально-экономических программ. Для этого необходимо создать институт предварительной экспертизы социально-экономических программ, проектов нормативных правовых актов, а также законодательно закрепить институт антикоррупционного мониторинга.
- Нестабильность административно-правового положения государственного служащего любого вида государственной службы является одной из причин коррупции. В связи с этим необходимо исключить или как минимум упорядочить практику выведения государственных служащих за штат, а затем их увольнения или понижения в должности при проведении организационно-штатных мероприятий. Находящиеся за штатом или в распоряжении органа государственные служащие имеют реальные возможности совершать коррупционные правонарушения, поскольку их правовой статус детально не определен, а формально они еще относятся к соответствующему органу государственной власти.
- В диссертации поддерживается позиция о необходимости распространения запретов, связанных с государственной службой, на работников органов государственной власти, которые не имеют статуса государственного служащего. Отсутствие соответствующего режима создает реальную возможность для коррупционного поведения с их стороны. В связи с этим было бы вполне оправданно распространить некоторые запреты, связанные с режимом государственной службы, на работников, которые не имеют статуса государственного служащего.
- Автором предлагаются меры по совершенствованию организации государственной службы и административных производств, регламентирующих порядок прохождения государственной службы. В частности, выдвигаются предложения по совершенствованию дисциплинарного производства как средства предупреждения и пресечения коррупции. Для его совершенствования необходимо нормативно определить момент возбуждения дела о дисциплинарном проступке; задачи дисциплинарного производства; обстоятельства, исключающие производство по делу о дисциплинарном проступке; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и др. Целесообразно определить статус участников данного производства, обстоятельства, подлежащие выяснению по делу о дисциплинарном проступке, порядок реализации мер обеспечения производства по делу о дисциплинарном проступке, нормативно закрепить порядок обжалования мер обеспечения производства по делу о дисциплинарном проступке и дисциплинарных взысканий, порядок исполнения принятого решения, а также детальнее определить административно-процессуальный механизм досрочного снятия дисциплинарного взыскания при наличии соответствующих оснований.
- В целях совершенствования административно-процессуального порядка прохождения государственной службы необходимо оптимизировать процедуры, связанные с ее прохождением: аттестацию, конкурсное замещение должностей, сдачу квалификационного экзамена, прохождение испытательного срока, отстранение от занимаемой должности, предоставление сведений о доходах и имуществе и др.
- Для эффективного предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации недостаточно использовать только соответствующие административно-правовые средства и государственные правоохранительные институты. Зарубежный и исторический опыт позволяет сделать вывод о том, что рассчитывать на успех в деле предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы достаточно сложно без участия в мероприятиях по предупреждению и пресечению коррупции институтов гражданского общества. В связи с этим необходимо нормативно закрепить формы взаимодействия органов, призванных осуществлять предупреждение и пресечение коррупции, с институтами гражданского общества, сформировать административно-правовой режим защиты лиц, оказывающих помощь в мероприятиях по предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной службы, а также стимулировать их деятельность посредством выплаты единовременного денежного вознаграждения.
- В работе обосновывается положение о необходимости сведения к минимуму необоснованных взаимоотношений государственных служащих и хозяйствующих субъектов в процессе осуществления контрольно-надзорных, а также разнообразных разрешительных мероприятий. Необходимо исключить дублирование функций различных органов исполнительной власти, исключить практику регулирования отношений в системе правоохранительной службы предписаниями закона о государственной гражданской службе.
- Перспективы совершенствования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации, по нашему мнению, должны состоять в оптимизации зарубежного опыта борьбы с коррупцией, а также ратификации международно-правовых документов, направленных на предупреждение и пресечение коррупции. Практическая польза изучение зарубежного опыта борьбы с коррупцией может состоять во внедрении в российское законодательство об административных правонарушениях мер ответственности за сообщение заведомо ложной информации о коррупции, данную статью целесообразно было бы поместить в главу 17 КоАП РФ. Кроме того, в законодательстве о государственной службе целесообразно предусмотреть специальные меры дисциплинарной ответственности за непринятие мер в сфере предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.
- В законе о государственной гражданской службе и законодательных актах, регламентирующих военную и правоохранительную службу, целесообразно закрепить положение о том, что государственному служащему запрещено заключать гражданско-правовые сделки не под своим именем (псевдонимом), а также с использованием подставных лиц. Такие сделки в соответствии с законом должны признаваться судом недействительными, а служащий привлекаться к дисциплинарной ответственности. Данные предписания будут соответствовать международным стандартам предупреждения и пресечения коррупции.
- В целях создания административно-правового механизма, не позволяющего государственному служащему осуществлять трудовую деятельность в коммерческой организации по истечении двух лет с момента увольнения со службы, необходимо предусмотреть меры гражданско-правовой ответственности. Эти меры могут состоять в виде пожизненного лишения льгот, которые предоставлены гражданину в связи со статусом государственного служащего. Кроме того, вполне возможно предусмотреть исключение из общего трудового стажа государственной службы. Количество времени, которое может быть вычтено из стажа государственной службы, должно носить дифференцированный характер. Названные санкции должны применяться судом.
- Особенности военной службы и службы в правоохранительных органах обусловливают необходимость формирования специальных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции, которые могут состоять в создании специализированных структур по предупреждению и пресечению коррупции в данных видах государственной службы. Процедуры согласования кандидатур при назначении на вышестоящие должности с органами собственной безопасности в системе правоохранительной службы должны проходить гласно, информация о согласовании должна быть официально доведена до всеобщего ознакомления.
1.1. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы Российской Федерации (административно-правовой аспект): Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 11,5 п.л.
1.2. Куракин А.В. Правовые средства предупреждения и пресечения кор-рупции в системе государственной службы Российской Федерации (теоретико-административные аспекты): Монография. – М.: Щит-М, 2004. – 19,2 п.л.
Рецензии на монографию: д.ю.н., проф. В. П. Малахов (Следователь. – 2004. – № 6.); д.ю.н., проф. А.С. Прудников (Современное право. – 2004. – № 7); д.ю.н., проф. Р.А. Каламкарян (Государство и право. – 2005. – № 4).
1.3. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: Монография. – М.: МосУ МВД России, 2005. – 13 п.л.
1.4. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств: Монография. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. – 6,1 п.л.
1.5. Куракин А.В. Ограничения для государственных служащих как способ предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы: Учеб. пособ. – М.: Щит-М, 2002. – 3 п.л.
1.6. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы (в соавторстве): Учеб. пособ. – М.: Щит-М, 2004. – 11 / 13,3 п.л.
1.7. Куракин А.В. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих; Институт государственной службы Российской Федерации // Административное право России: Курс лекций. – М.: МосУ МВД России, 2003. – 0,9 п.л.
1.8. Куракин А.В. Процедуры, обусловленные прохождением государственной службы Российской Федерации // Административно-процессуальное право: Курс лекций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 0,9 п.л.
1.9. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы в органах внутренних дел // Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: Курс лекций. – М.: Щит-М, 2005. – 0,5 п.л.
2. Статьи и тезисы докладов, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, в которых должны быть изложены основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук в соответствии с требованиями ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
2.10. Куракин А.В. Законодательство об органах исполнительной власти и государственной службе Российской Федерации должно носить антикоррупционный характер // Современное право. – 2001. – № 11. – 0,3 п.л.
2.11. Куракин А.В. Административно-правовые аспекты пресечения кор-рупции в сфере исполнительной власти // Право и политика. – 2001. – № 12. – 0,4 п.л.
2.12. Куракин А.В. Коррупция: понятие, характеристика и формы проявления в сфере государственного управления // Современное право. – 2002. – № 3. – 0,5 п.л.
2.13. Куракин А.В. Совершенствование законодательства об органах исполнительной власти и о государственной службе – необходимое условие предупреждения и пресечения коррупции в Российской Федерации: Тезисы / Материалы научно-практической конференции на тему: «Роль гражданского и смежных с ним отраслей права в предупреждении коррупционной и организованной преступности» // Государство и право. – 2002. – № 4. – 0,25 п.л.
2.14. Куракин А.В. Право государственного служащего на получение подарков // Современное право. – 2002. – № 5. – 0,3 п.л.
2.15. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция // Российский следователь. – 2002. – № 6. – 0,9 п.л.
2.16. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в зарубежных государствах (на примере США, Канады, ФРГ, Франции, Испании, Португалии, Чехии) // Право и политика. – 2002. – № 6. – 0,6 п.л.
2.17. Куракин А. В. Реформирование государственной службы России должно иметь антикоррупционную направленность // Российская юстиция. – 2002. – № 7. – 0,4 п.л.
2.18. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы (история и современность) // Государство и право. – 2002. – № 9. – 1 п.л.
2.19. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в органах внутренних дел России // Современное право. – 2002. – № 9. – 0,3 п.л.
2.20. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы России // Закон и право. – 2002. – № 9-10. – 1 п.л.
2.21. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в Российской Федерации: Тезисы / Материалы научной конференции на тему: «Состояние и перспективы развития науки административного права» (шестые «Лазаревские чтения») // Государство и право. – 2002. – № 11. – 0,2 п.л.
2.22. Куракин А.В. Этические принципы служебного поведения государ-ственных служащих как способ предупреждения коррупции // Современное право. – 2003. – № 2. – 0,4 п.л.
2.23. Куракин А.В. Понятие и формы проявления коррупции в системе государственно-служебных отношений Российской Федерации (опыт теоретического анализа) // Право и политика. – 2003. – № 2. – 1,1 п.л.
2.24. Куракин А.В. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: общая характеристика // Российская юстиция.– 2003. – № 3. – 0,25 п.л.
2.25. Куракин А.В. История предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской империи // История государства и права. – 2003. – № 3. – 0,7 п.л.
2.26. Куракин А.В. Государственной службе Российской Федерации – но-вую систему и правовое регулирование (в соавторстве) // Современное право. – 2003. – № 3. – 0,2 / 0,4 п.л.
2.27. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы России // Современное право. – 2003. – № 4. – 0,9 п.л.
2.28. Куракин А.В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // Журнал российского права. – 2003. – № 7. – 0,7 п.л.
2.29. Куракин А.В. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Государство и право. – 2003. – № 8. – 1 п.л.
2.30. Куракин А.В. Государственным служащим необходим Кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы – антикоррупционную направленность // Закон и право. – 2003. – № 8. – 0,4 п.л.
2.31. Куракин А.В. Ограничения, связанные с государственной службой, как способ предупреждения и пресечения коррупции и защиты прав и законных интересов граждан: Тезисы / Материалы научной конференции на тему: «Административно-правовой статус человека и гражданина» (седьмые «Лазаревские чтения») // Государство и право. – 2003. – № 11. – 0,25 п.л.
2.32. Куракин А.В. Деятельность международных организаций по преду-преждению и пресечению коррупции // Современное право. – 2004. – № 2. – 0,3 п.л.
2.33. Куракин А.В. Библиография по проблеме предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы // Право и политика. – 2004. – № 4. – 1 п.л.
2.34. Куракин А.В. Совет при Президенте России по борьбе с коррупцией: структура, задачи и функции // Современное право. – 2004. – № 7. – 0,3 п.л.
2.35. Куракин А.В. Процедуры, обусловленные прохождением государ-ственной гражданской службы Российской Федерации (в соавторстве) // Право и политика. – 2004. – № 8. – 0,7 / 1,2 п.л.
2.36. Куракин А.В. Аттестация государственных служащих: понятие и сущность (в соавторстве) // Право и государство: теория и практика. – 2005. – № 3. – 0,2 / 0,3.
2.37. Куракин А.В. Международные, европейские и национальные аспекты борьбы с коррупцией в системе государственной службы Российской Федерации (в соавторстве) // Право и политика. – 2005. – № 8. – 0,4 / 0,9 п.л.
2.38. Куракин А.В. Проблемы реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе Вооруженных сил Российской Федерации // Современное право. – 2007. – № 6. – 0,5 п.л.
2.39. Куракин А.В. Международно-правовые и европейские стандарты административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Государство и право. – 2007. – № 10. – 1 п.л.
2.40. Куракин А.В. Административно-правовое регулирование совмести-тельства в органах внутренних дел и проблемы противодействия коррупции // Российская юстиция. – 2007. – № 11. – 0,25 п.л.
2.41. Куракин А.В. Этапы становления и развития учения об администра-тивно-правовых средствах предупреждения и пресечения коррупции в си-стеме государственной службы // Право и политика. – 2007. – № 11. – 0,4 п.л.
2.42. Куракин А.В. Теоретические и практические проблемы реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы в органах внутренних дел (милиции) Российской Федерации // Право и политика. – 2007. – № 12. – 0,7 п.л.
2.43. Куракин А.В. Концепция исследования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государствен-ной службы // Современное право. – 2008. – № 2. – 0,3 п.л.
2.44. Куракин А.В. Административные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. – 2008. – № 4. – 0,4 п.л.
2.45. Куракин А.В. Административно-правовые средства противодействия коррупции в правоохранительной деятельности Органов внутренних дел // Государство и право. – 2008. – № 5. – 1 п.л.
2.46. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе правоохранительной службы Российской Федерации // Право и политика. – 2008. – № 6. – 1,3 п.л.
3. Статьи, опубликованные в иных научных рецензируемых изданиях:
3.47. Куракин А.В. К вопросу о совершенствовании административно-правовых мер предупреждения и пресечения коррупции в сфере государ-ственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2002. – № 1. – 0,3.
3.48. Куракин А.В. Контроль как способ предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2002. – № 4. – 0,5 п.л.
3.49. Куракин А.В. Проблемы административно-правовой борьбы с коррупцией // Административное право: теория и практика. – М.: Институт законодательств и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и ГУ ВШЭ, 2002. – 0,3 п.л.
3.50. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы США и Канады // Предупреждение коррупции в полиции (милиции). – М.: Московская академия МВД России, 2002. – 0,5 п.л.
3.51. Куракин А.В. Совершенствование законодательства об органах исполнительной власти и о государственной службе – необходимое условие предупреждения и пресечения коррупции в Российской Федерации // Предупреждение организованной и коррупционной преступности средствами различных отраслей права. – М.: ИГП РАН, 2002. – 0,25 п.л.
3.52. Куракин А.В. Административно-этические проблемы получения по-дарков государственными служащими // Материалы международного семинара по проблемам полицейской этики. – М.: МосУ МВД России, 2003. – 0,3 п.л.
3.53. Куракин А. В. К вопросу о реализации ограничений, связанных с государственной службой, как способ предупреждения и пресечения коррупции в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. – М.: МосУ МВД России, 2003. – 0,2 п.л.
3.54. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в таможен-ных органах Российской Федерации // Следователь. – 2005. – № 1. – 0,2 п.л.
3.55. Куракин А.В. Проблемы административно-правового предупре-ждения и пресечения коррупции в системе военной службы Российской Федерации // Правовые вопросы национальной безопасности. – 2006. – № 3. – 0,4 п.л.
3.56. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Гражданин и право. – 2007. – № 8. – 0,6 п.л.
3.57. Куракин А.В. Административные запреты и ограничения как средство противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. – 2008. – № 1. – 0,7 п.л.
3.58. Куракин А.В. Современные формы проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Гражданин и право. – 2008. – № 2. – 0,5 п.л.
3.59. Куракин А.В. Административные запреты как средство противодей-ствия коррупции в системе военной и правоохранительной службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. – 2008. – № 3. – 0,5 п.л.
3.60. Куракин А.В. Административно-правовые аспекты аттестации госу-дарственных служащих в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Правовые вопросы национальной безопасности. – 2008. – № 3-4. – 0,5 п.л.
3.61. Куракин А.В. Административно-правовые аспекты юридической от-ветственности в механизме противодействия коррупции в системе государ-ственной службы Российской Федерации // Административное и муници-пальное право. – 2008. – № 5. – 0,6 п.л.
3.62. Куракин А.В. Актуальные проблемы административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государствен-ной службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. – 2008. – № 8. – 0,5 п.л.