-
Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения включает в себя: обоснование данного феномена как многокомпонентного и многоуровневого личностного образования; механизмы и функции, которые отражают его сущностные признаки; совокупность критериев, показателей, уровней и этапов развития; различные зависимости в типологии индивидуальной структурной организации; условия и факторы, обеспечивающие развитие; анализ затруднений, психологических защит и барьеров, блокирующих данный процесс; экспериментальную программу развития в условиях модернизации российского образования.
-
Структура творческого Я руководителя образовательного учреждения представляет собой функциональное единство деятельностного, когнитивного, мотивационного и эмоционального компонентов, качественные характеристики которых определяют показатели: творческого воображения, способности к преобразованиям, креативности, ответственности, контактности, интеллекта, самоактуализации, способности к риску, компетентности, независимости, самоконтроля, синергии, спонтанности, познавательной потребности, тревожности, эмоциональной устойчивости, рефлексии, экспрессивности, гибкости поведения и чувствительности, находящихся в тесном взаимодействии между собой и с другими личностными свойствами. Сущностные признаки творческого Я как интегрального личностного образования раскрываются через следующие аспекты: - категориальный (отражает сущность понятий: «творчество», «творческий процесс», «творческий продукт», «творческая активность», «когнитивный ресурс», «креативность» и «творческий потенциал» в межпредметном толковании); - содержательно-функциональный (реализация адаптивной, преобразующей, познавательной, эмоциональной, коммуникативной, конативной и интегрирующей функций); - структурный (взаимосвязанные структурные компоненты: деятельностный, когнитивный, мотивационный и эмоциональный); типологический (уровни развития творческого Я: удовлетворительный средний, высокий; типы структурной организации: сбалансированный тип, несбалансированный тип с выраженными показателями по двум структурным компонентам; несбалансированный тип с проблемными зонами развития в одном из структурных компонентов); аксиологический (выбор смысложизненных и карьерных ориентаций определяет четкость личных ценностей руководителя). Психологические механизмы (целеполагание, рефлексия, творческая позиция, диалоговое взаимодействие, открытость ко всему новому, идентификация, поисковая активность, самопринятие, мотивационная вовлеченность, вдохновение, антиципация, взаимодействие уровней сознания и бессознательного, логического и интуитивного) детерминируют процесс развития творческого Я руководителей образовательных учреждений. Функции творческого Я реализуются через его структурные компоненты.
-
Совокупность критериев и показателей отражает уровни развития творческого Я, которые имеют различную степень интегрированности между компонентами в зависимости от профессионального опыта. Руководители с профессиональным опытом более десяти лет достигают высокого уровня развития творческого Я, используя ресурсы деятельностного и когнитивного компонентов; среднего уровня - деятельностного и мотивационного компонентов; удовлетворительного уровня - когнитивного и эмоционального компонентов. Руководители с профессиональным опытом менее пяти лет достигают высокого уровня развития творческого Я, используя ресурсы деятельностного и мотивационного компонентов; среднего уровня - деятельностного и эмоционального компонентов; удовлетворительного уровня - мотивационного и эмоционального компонентов.
-
Возрастные и гендерные различия на разных этапах развития творческого Я руководителя проявляются неравномерно. Каждый возрастной период характеризуется специфическими особенностями, которые подчеркивают сензитивность в развитии показателей на определенном возрастном этапе. У мужчин в развитии творческого Я преобладают когнитивные показатели, у женщин - эмоциональные.
-
Типология творческого Я определяется соотношением системообразующих компонентов. Зависимости между творческой активностью, творческим потенциалом и показателями компонентов в различных типах структурной организации творческого Я образуют индивидуальное «корреляционное пространство», определяющее базовую симптоматику, и отличаются степенью выраженности межкомпонентных связей.
-
Имеются значимые различия в смысложизненных и карьерных ориентациях в зависимости от типа структурной организации творческого Я руководителя. Анализ факторных нагрузок выявил во всех типах структурной организации творческого Я руководителей общий фактор, отражающий карьерную ориентацию - служение. Основными ценностями данной ориентации являются свободный, сознательный и ответственный выбор поведения на основе ценностно-смыслового самоопределения, а главной ценностью является человек. Установлены взаимосвязи и взаимозависимости между показателями творческого Я руководителя и стилем саморегуляции, которые определяют стратегии решения профессиональных проблем и поведение в профессиональной среде. Использование стратегий решения профессиональных проблем в зависимости от типа структурной организации творческого Я обусловлено субъективным отношением руководителя к профессиональной деятельности.
-
Разрешение личностных (определяются личностными особенностями), профессиональных (обусловлены ролью руководителя в управлении коллективом) и социальных (детерминируются социально-культурной средой) противоречий, снятие психологических защит, внешних барьеров (субъективная оценка результатов профессиональной деятельности, приверженность традициям, неудовлетворенность статусом, отсутствие перспектив для дальнейшего карьерного роста) и внутренних барьеров (склонность к конформизму, тревожность, неадекватная самооценка, отсутствие гибкости поведения и установка на стереотипы в принятии профессиональных решений) обеспечивают развитие творческого Я руководителя.
-
Влияние условий: психологических (свободный выбор творческого самовыражения, самодисциплина, преобладание эмпатии в межличностных отношениях, признание ценности творческого Я, нравственная чуткость к подчиненным и доверие к себе); педагогических (гуманизация образовательного процесса, разнообразный набор образовательных услуг, творческая атмосфера в коллективе, овладение профессиональной культурой); дидактических (освоение технологий саморазвития и принципов творческой самореализации); акмеологических (самосовершенствование, достижение профессионального мастерства и творчества), и факторов: объективных (требования к должностным обязанностям руководителя, определяющие диапазон профессионально важных качеств); субъективных (психодинамические особенности) в их интегральной совокупности, способствует более успешному развитию творческого Я руководителей образовательных учреждений.
-
Реализация программ обучения руководителей образовательных учреждений с учетом типологии структурной организации творческого Я в рамках дополнительного профессионального образования и разработка регионального кластера национального проекта «Образование» на основе результатов эмпирического исследования являются результативными.
2.Селюч М.Г. Творчество как акмеологическая проблема. – Благовещенск: Изд- во БГПУ, 2006. – 147 с.
3.Селюч М.Г. Развитие творческого Я в профессиональной деятельности руководителя системы образования. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – 348 с.
4.Селюч М.Г. Творчество как предмет исследования: теории, идеи, концепции. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 210 с.
5.Селюч М.Г. Концепция творческого Я руководителя системы образования. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 294 с.
6.Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – 357 с.
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных
ВАК
7.Селюч М.Г. Управление региональной системой образования в Амурской области // Акмеология. – 2003. – №1. – С. 38-43.
8.Селюч М.Г. Смысл жизни в контексте творческого развития руководителя системы образования // Вестник Государственного университета управления. – Серия: Социология и управление персоналом. – 2007. – №5(31). – С. 126-131.
9.Селюч М.Г. Самореализация личности в творчестве // Вестник Государственного университета управления.– Серия: Социология и управление персоналом. – 2007. – № 6 (32). – С. 197-201.
10.Селюч М.Г. Психологические условия, побуждающие личность к творчеству // Вестник Государственного университета управления. – Серия: Социология и управление персоналом. – 2007. – №7 (33). – С. 158-162.
11.Селюч М.Г. Тревога как источник развития творчества // Вестник Государственного университета управления. – Серия: Социология и управление персоналом. – 2 007. – № 8 (34). – С. 194-199.
12.Селюч М.Г. Методологические подходы к исследованию творческого Я в профессиональной деятельности руководителя системы образования // Вестник Государственного университета управления. – Серия: Социология и управление персоналом. – 2007. – № 9 (35). – С. 113-118.
13.Селюч М.Г. Современные теоретико-методологические подходы к изучению творческого Я личности // Мир психологии. – 2007. – №3. – С. 152- 164.
14.Селюч М.Г. Сравнительный анализ затруднений развития творческого Я // Вестник Государственного университета управления. – Серия: Социология и управление персоналом. – 2007. – № 11 (37). – С . 89-93.
15.Селюч М.Г. Научно-практические положения системной концепции творческого Я руководителя образовательного учреждения // Вестник Государственного университета управления. – Серия: Социология и управление персоналом. – 2008. – № 3 (41). – С. 117-122.
Научные статьи, тезисы докладов на научных конференциях
16.Селюч М.Г. Проблемы психологии в системе образования // Современные подходы к сохранению и развитию системы образования Амурской области: Материалы областной научно-практической конференции. – Благовещенск: ИППК, 1999. – С.35-37.
17.Селюч М.Г. Становление «Я-концепции» учащегося лицея // Общие подходы в подготовке специалистов: проблемы и пути их решения в условиях интеграции высшего военного и гражданского образования вузов Дальнего Востока: Материалы второго межвузовского научно-методического семинара учреждений высшего профессионального образования Дальневосточного региона. Часть 1. – Благовещенск: ВТКУ, 1999. – С. 108-115.
18.Селюч М.Г. Развитие личности в условиях лицейского образования // Роль образовательных учреждений в подготовке будущих студентов: Материалы межвузовской научно-методической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 1999. – С. 75-77.
19.Селюч М.Г. Основные принципы управления региональной системой образования Амурской области // Восток России: проблемы и опыт преобразований: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Хабаровск: ДВГУ, 2000. – С. 111-114.
20.Селюч М.Г. Развивающая образовательная среда – условие продуктивной реализации творческой личности учащегося // Психолого-педагогические основы организации развивающего обучения по реализации требований государственных образовательных стандартов: Материалы научно- практической конференции. – Благовещенск: ИППК, 2000. – С. 154-156.
21.Селюч М.Г. Приоритеты развития системы образования в Амурской области и проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса // Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве: Материалы научно-методической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2000. – С. 19-21.
22.Селюч М. Г. Основа воспитания - развитие свободной, ответственной и духовной личности // Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры: Материалы областной научно-методической конференции. – Благовещенск: ИППК, 2000. – С. 198-200.
23.Селюч М.Г. Психологические особенности развития профессионального творчества руководителя системы образования // Психология индивидуальности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2000. – С. 171-175.
24.Селюч М.Г. Реализация творческого Я в познавательной деятельности учащихся лицея // Новое в педагогических и психологических науках – сборник научных трудов. Часть 1. – М.: Московская гуманитарно-социальная академия, 2001. – С. 78-79.
25.Селюч М.Г. Психологические основы творческого становления руководителей образовательных учреждений // Реализация программы развития образования: проблемы, поиски, решения: Материалы научно-практической конференции. – Благовещенск: ИППК, 2001. – С. 180-183.
26.Селюч М.Г. Некоторые подходы к изучению творчества в отечественной и зарубежной психологии // Тезисы докладов 51 научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. – С. 127-140.
27.Селюч М.Г. Психологическое здоровье школьников как необходимое условие и системный результат образования // Психологическое здоровье учащихся: проблемы и пути их решения: Материалы международной научно-практической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2002. – С. 33-38.
28.Селюч М.Г. Акмеологичная сущность гуманитарных технологий // Современные технологии образования и воспитания в высшей школе: Материалы международной научно – практической конференции. Часть вторая. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2002. – С. 100-103.
29.Селюч М.Г. Проблема изучения креативности в современной науке // Материалы научно- практической конференции преподавателей и студентов. Часть 1. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – С. 78-86. 30.Селюч М.Г. Практическая психология в условиях модернизации образования // Вестник образования. Выпуск 1. – Благовещенск: Изд-во БГПУ,
2003.– С. 94-103.
31.Селюч М.Г. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования // Модернизация системы образования Амурской области: Материалы научно-практической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ,
2004.– С. 3-9.
32.Селюч М.Г. Аутопсихологическая компетентность руководителя системы образования // Модернизация системы образования Амурской области: Материалы научно-практической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. –С. 227-232.
33.Селюч М.Г. Психолого-акмеологические факторы профессиональной деформации в деятельности руководителя образовательного учреждения // Профессиональная деформация специалистов педагогических профессий: Материалы международной научно-практической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – С. 207-211.
34.Селюч М.Г. Проблема изучения творчества в современной науке // Сборник научных статей и материалов ХХУ Международной научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия / Под общей ред. А.Г. Козловой, Т. В. Лодкиной – СПб: Yerba Magistri, 2004. – С. 402-406.
35.Селюч М.Г. Самореализация личности в творчестве // Личность в системе профессиональной подготовки: Материалы международной научно-практической конференции. – Благовещенск: Приамурье, 2004. – С.93-98.
36.Селюч М.Г. Акмеологические основы развития профессионального творчества руководителя образовательного учреждения // Современные тенденции развития теории и практики социальной педагогики: Материалы региональной научно-методической конференции. – Благовещенск: АмГУ, 2006. – С. 77 -81.
37.Селюч М.Г. Субъектно-акмеологический подход к исследованию профессиональной деятельности руководителя // Мониторинг качества профессионального образования: Материалы региональной научно-методической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 43-50
38.Селюч М.Г. Психолого-акмеологические резервы профессионального становления руководителя образовательного учреждения // Компетентностный подход – основа модернизации российского образования: Материалы региональной научно-методической конференции – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 50-56.
39.Селюч М.Г. Сущность реализации творческого потенциала руководителя образовательного учреждения // Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. – Благовещенск: Приамурье, 2006. – С. 243-247.
40.Селюч М.Г. Смысложизненные ориентации как показатель внутренних ресурсов руководителя // Гуманная педагогика: без сердца не поймем?: Материалы региональных педагогических чтений. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. – С. 77-83.
41.Селюч М.Г. Творчество как предмет акмеологического исследования // Совершенствование профессиональной подготовки будущего специалиста в период модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы международной научно-методической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. – С. 318-326.
42.Селюч М.Г. Смысловое содержание творческого Я в профессиональной деятельности руководителя системы образования // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Материалы XII симпозиума. Доступно: www.smysl-simp12.narod.ru
Учебные пособия
43.Селюч М.Г. Теоретическая модель творческого Я в познавательной деятельности учащихся // Психология Я-концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. Часть первая.– М.: Московская гуманитарно- социальная академия, 2002. – С. 144-155.
44.Селюч М.Г. Сущностная характеристика творческого Я // Психология Я-концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. Часть первая. – М.: Московская гуманитарно-социальная академия, 2002. – С. 82-97.
45.Селюч М.Г. Групповые методы развития творческого потенциала личности. – Благовещенск: Приамурье, 2003. – 43 с.
46.Селюч М.Г. Психологические особенности одаренного ребенка. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – 92 с.
47.Селюч М.Г. Рабочая книга по психологии творчества. – Благовещенск: Изд- во БГПУ, 2005. – 121 с.
48.Селюч М.Г. Системная детерминация развития творческого Я. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. – 71 с.
49.Селюч М.Г. Методики исследования развития творческого Я руководителя системы образования. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. – 162 с.
50.Селюч М.Г. Сущностная характеристика творческого Я руководителя системы образования. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. – 59 с.
51.Селюч М.Г. Динамика развития творческого Я. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. – 52 с.
52.Селюч М.Г. Системный анализ развития творческого Я руководителя образовательного учреждения. – Благовещенск: Приамурье, 2008. – 149с.