Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ»
Специальность: 23.00.04
Год: 2006
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. После второй мировой войны государства-участники объединительных процессов, охвативших в конце 40-х годов страны Западной Европы, осознали, что цель создания социально-экономически процветающего и безопасного сообщества не может быть реализована без объединения усилий для сотрудничества в сфере образования. Осуществление такого сотрудничества становится неотъемлемой частью кооперации государств, объединенных в рамках различных организаций для достижения целей экономической интеграции, социального единства и политической безопасности. Выбор направлений и механизмов организации образовательного сотрудничества определяется приоритетами организации. В рамках ЕЭС цель формирования общего рынка, в том числе, общего рынка труда, обеспечения профессиональной мобильности, определяет необходимость создания системы взаимного признания профессиональных квалификаций, является движущей силой развития сотрудничества в сфере профессионального образования и разработки соответствующей нормативной и методологической базы. В Совете Европы для обеспечения цели достижения большего единства между участниками, реализации идеалов и принципов, основанных на общем наследии; достижения лучшего взаимопонимания между народами Европы, формируется нормативная и методологическая база академической мобильности, взаимного признания периодов обучения и академических квалификаций. Между этими направлениями развития нет противоречий, они развиваются, взаимно обогащая, воспринимая методы и инструменты друг друга. Кроме того, будучи основаны на общих ценностях, эти направления могут сближаться, пересекаться и даже объединяться для реализации общих задач. Так, в рамках Болонского процесса объединили усилия страны-члены ЕС и Совета Европы. Реализация объединением государств целей экономической интеграции сопровождается более высокой динамикой процессов сближения образовательных систем стран-членов.
  2. Динамика развития сотрудничества в сфере образования в ЕЭС тесно связана с динамикой интеграционных процессов в экономической и политической сферах и конгруэнтна четырем этапам модификации взаимосвязи между экономической интеграцией и социальным развитием, выделяемым в истории ЕЭС. В текущем периоде следует выделить два этапа:· принятие Лиссабонской стратегии и среднесрочный период ее реализации, разработка и принятие Программы «Образование и подготовка 2010» (2000- 2005);· завершение первого цикла Программы «Образование и подготовка 2010» и углубление сотрудничества в сфере образования, совершенствование механизмов открытого метода координации, формирование критериев и индикаторов мониторинга реализации программы, признание образования sine qua non достижения целей Лиссабонской стратегии (2005 - 2010).
  3. На всех этапах развития для данной сферы сотрудничества неизменным остается принцип субсидиарности. Как инструмент интеграционной политики, на практике подход, предусматривающий создание общей законодательной рамки на основе согласия относительно приоритетов, целей, и принципов, и оставляющей пространство для выработки деталей и воплощения на национальном уровне, является наиболее эффективным для сотрудничества в сфере образования. Одновременно, несмотря на сохраняющийся межгосударственный характер кооперации, происходит поступательное расширение и углубление сферы сотрудничества, а также усиление наднационального измерения и роли европейских институтов. В значительной степени движущим механизмом этих процессов является Европейская комиссия.
  4. В ткани нормативной основы сотрудничества сочетаются как инструменты «мягкого» права, например, рекомендации, заключения, резолюции; так и «жесткого» права, например, директивы, регулирующие взаимное признание профессиональных квалификаций. Положения о социальной политике Договора об учреждении Европейского экономического сообщества не включали образовательную политику в перечень основных направлений деятельности, но заложили возможность осуществления общей политики в сфере профессиональной подготовки, которая и была реализована. Сотрудничество в сфере образования развивалось на основе директив и решений Совета с учетом различного рода рекомендаций, заключений, резолюций Совета по образованию и документов Комиссии. Инструменты «мягкого» права включают также программы поддержки и развития мобильности; меры, направленные на развитие лингвистического разнообразия; программы, направленные на обмен инновационными технологиями и повышение качества образования, их внутренние регламенты и процедуры, механизмы реализации и инструменты координации. Развитие сотрудничества представляет собой процесс, в котором наблюдается поступательное уплотнение нормативной и инструментальной основы; совершенствование и усложнение институциональной архитектуры; нарастание качества и увеличение ресурсов.
  5. Программы ЕС в сфере образования являются важнейшим политическим ресурсом оказания влияния на процессы интеграции, их характер и восприятие в обществе. Образование играет важную роль в формировании идентичности, и контроль над образованием имеет особое значение для легитимности европейских институтов. Для выполнения роли локомотива процесса развития, расширения и углубления сотрудничества в сфере образования, институты ЕС не обязательно нуждаются в формальной передаче компетенций. ЕК накопила огромный опыт использования финансовых, политических и информационных ресурсов для формирования и развития транснациональных сетей, продвигающих интеграционные процессы, инициируя, продвигая, поддерживая проекты и программы, обеспечивая публичность их результатов, а также усиление наднационального измерения и роли европейских институтов. Программы поддержки мобильности студентов, преподавателей, граждан, проходящих подготовку, учителей и преподавателей направлены на реализацию права свободы передвижения граждан как одной из фундаментальных свобод, защищаемых Договором об учреждении ЕС. Программы развития мобильности требуют скоординированной политики стран-членов ЕС и действий на уровне Сообщества по преодолению языковых и культурных барьеров, а также барьеров, связанных с взаимным признанием степеней и профессиональных квалификаций. Программы ЕС обеспечивают реализацию цели усиления европейского измерения в образовании. Программы также являются важным инструментом интеграции присоединяющихся стран и инструментом повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства образования.
  6. Углубление сотрудничества в сфере образования сопровождается введением новых рабочих процедур взаимодействия в Совете, основная цель которых - обеспечить большую последовательность, эффективность, усилить политическое воздействие сотрудничества в сфере образования и подготовки на другие сферы интеграции; усилить синергию между кооперацией в сфере образования и другими смежными сферами.
  7. Важными факторами успеха сотрудничества являются: Наличие наднационального института (ЕК), в компетенцию которого входит осуществление поддерживающих, координирующих и дополняющих политику государств-членов действий; эффективная распределенная институциональная архитектура, включающая органы многоуровневой координации, структуры, обеспечивающие информационные потоки и методическую поддержку, мониторинг, надежную статистическую базу; достаточный опыт сотрудничества, обеспечивающий высокий уровень доверия участников; адекватные ресурсы, выделяемые для осуществления программ сотрудничества, как на национальном, так и наднациональном уровнях.
  8. В сфере образования сформировались некоторые элементы метода сотрудничества, впоследствии получившего название открытого метода координации (ОМК). Инструменты Программ Сообщества вводят в практику и закрепляют такие механизмы координации как совместное установление целей, определение индикаторов реализации, мониторинг и сопоставление результатов реализации. Основные инструменты ОМК: систематическое распространение знания и опыта; убеждение на основе практики и диалога с коллегами; производство нового знания, включая формирование общего дискурса, сопоставимой статистики, общих индикаторов; повторение и стратегическое использование политических связок - действуют и институционализированы в сфере образовательного сотрудничества ЕС. Аналогичным образом эти механизмы работают и в рамках Болонского процесса. Динамика развития образовательного сотрудничества, особенно в последнее десятилетие, показывает, что процесс взаимного обучения и влияния через обучение на уровне Сообщества, действительно, происходит. Наблюдается сближение сообщества на уровне дискурса, сформирован общий язык коммуникации, выработано общее понимание основных механизмов и инструментов. Можно говорить, что достигнуто когнитивное сближение относительно фундаментальных принципов и ценностей, что нашло отражение в Программе по реализации целей развития в сфере образования и профессиональной подготовке в Европе. Эмпирические данные позволяют дополнить три направления обучения, выделяемые в рамках открытого метода координации - взаимное обучение на уровне Сообщества (на высшем уровне); обучение, направленное с уровня ЕС на национальный и местный уровни (обучение сверху вниз); обучение, направленное с уровня институтов, социальных партнеров, местных органов власти и регионов, наверх на уровень Сообщества (обучение снизу вверх) горизонтальным направлением обучения на нижнем уровне. Программы Сообщества, направленные на поддержку и развитие образовательного сотрудничества, стимулировали процессы взаимного обучения институтов образования и их ассоциаций и объединений в ЕС. Успех открытого метода координации в сфере образования определяют три фактора. В рамках горизонтальной координации в академической среде на третьем уровне ОМК не является политизированным процессом. Его участники, в отличие от политических деятелей, в силу своей природы более склонны к поиску истины. Интенсивность процесса обучения между уровнями в сфере образования, особенно в сфере профессионального и высшего образования, связана с особым характером данной сферы сотрудничества.
  9. Характер взаимодействия между процессами, осуществляющимися в сфере образовательного сотрудничества в ЕС, и процессом формирования общего пространства высшего образования в Европе меняется, трансформируясь от параллельного движения к обеспечению комплиментарности и последовательности инициатив по мере усиления понимания общности целей и необходимости синергии инициатив. Инструменты формирования общего пространства высшего образования в Европе - система перезачета кредитов, трехуровневая система степеней, введение в практику документов, обеспечивающих сопоставимость и признание дипломов и квалификаций, компетентностный подход, продвижение европейского измерения - восприняты из практики сотрудничества ЕС. Цели - обеспечение мобильности, качества и конкурентоспособности - являются общими. Механизм координации и мониторинга в Болонском процессе опирается на принципы и механизмы открытого метода координации, распространенного в данной сфере за пределы ЕС, что дает возможность гибкого согласования и корректировки подходов с учетом национального своеобразия систем высшего образования в странах-участницах Болонского процесса. Противоречие между тем влиянием, которое оказали процессы, развивавшиеся в сфере образовательного сотрудничества в ЕС на формирование Болонского процесса, включая методы кооперации и инструменты достижения целей, и несколько отстраненным отношением к нему со стороны стран-членов ЕС, не соответствующие традиции, практике и принципу координации с международными организациями (ОЭСР, Совет Европы, ЮНЕСКО), последовательно реализуемым ЕС, объясняется тем, что, с одной стороны, Болонский процесс воспринимался странами-членами и институтами ЕС как часть собственной, более широкой, повестки дня в сфере образования. С другой стороны, процесс был позиционирован как не ограниченный рамками ЕС. Неопределенность его идентичности, масштаба, состава участников, характера влияния и перегруженность собственными программами и задачами, объясняют отсутствие Болонского процесса в повестке дня министров образования ЕС в течение первых лет его развития.
  10. С достаточно высокой степенью достоверности можно прогнозировать усиление влияния образовательной политики в определении направления интеграционных процессов в ЕС. При сохранении межгосударственного характера сотрудничества сохранится тенденция к расширению сфер и углублению кооперации, усилению роли европейских институтов. Предложение по Интегрированной программе в рамках бюджетной перспективы 2007-2013 года позволяет прогнозировать увеличение финансирования, дальнейшее развитие инструментов открытого метода координации и институциональной архитектуры сотрудничества. Кроме того, со значительной степенью уверенности можно предсказать усиление координации с процессом формирования общеевропейского пространства высшего образования.
  11. Успешное и эффективное участие России в формировании общего пространства высшего образования в Европе, реализация целей создания общего пространства образования России и ЕС, обеспечение конкурентоспособности российской системы высшего образования в Европе потребует времени и системных усилий по созданию благоприятной среды на основе учета национального, культурного и социально-экономического своеобразия, поскольку только нормы, конгруэнтные ожиданиям и практике контекста их применения, воспринимаются как легитимные и стимулирующие исполнение. Необходимо внедрение всего спектра инструментов сотрудничества, в том числе инструментов мониторинга, национальных программ поддержки мобильности, укрепление сети национальных информационных и координационных структур, их интеграция в европейскую сеть для обеспечения информационной и методической поддержки межуниверситетского сотрудничества и академической мобильности, а также адекватного представления о российской системе высшего образования в Европе. Все это в свою очередь предполагает выделение адекватной задачам ресурсной поддержки. Сотрудничество России и ЕС в сфере образования должно содействовать достижению цели формирования открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС; одновременно необходимым условием успеха сотрудничества в сфере образования является его тесная связь с процессами формирования общего экономического пространства.
Список опубликованных работ
1. Ларионова М.В., Шадриков В.Д., Железов Б.В., Горбунова Е.М. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. М.: М-во образования и науки РФ, Государственный университет – Высшая школа экономики, 2004. (15,7 печ. листа) Личный вклад автора – 10 п.л;

2. Ларионова М.В. Управление интеграционными процессами. Взаимодействие межгосударственных и наднациональных институтов в Европейском Союзе. Московский гуманитарный университет, 2003. (15,7 печ. листа).

3.Ларионова М.В. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации. М.: Логос, 2006 (12 печ. листов).

4.Интеграционные процессы в образовании: Европейский опыт. Статья вторая // Высшее образование сегодня. № 3, 2006. (0,7 печ. листа)

5.Интеграционные процессы в образовании: европейский опыт. Статья первая // Высшее образование сегодня. № 2, 2006. (0,7 печ. листа)

6.Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы, Вопросы образования, № 4, 2004. (0,4 печ. листа)

7.Выполнение решений «Группы восьми» в сфере образования: роль международных организаций. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. ИМОМС ГУ-ВШЭ, Издательский дом ГУ-ВШЭ. № 6, 2006. (0,5 печ. листа)

8. «Образование и профессиональная подготовка 2010»: уроки и достижения первого цикла программы. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. ИМОМС ГУ-ВШЭ, Издательский дом ГУ-ВШЭ. № 5, 2006. (1 печ. лист)

9. В новое тысячелетие: новый уровень сотрудничества – Программа «Образование и профессиональная подготовка 2010». // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. ИМОМС ГУ-ВШЭ, Издательский дом ГУ-ВШЭ. № 5, 2006. (1 печ. лист)

10. Эволюция проблематики образования в контексте приоритетов и обязательств «Группы восьми» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. ИМОМС ГУ-ВШЭ, Издательский дом ГУ-ВШЭ. № 3, 2006. (0,7 печ. листа) (в соавторстве)

11.Формирование нормативно-правовой основы сотрудничества в сфере образования в Европе: начало 1990-х – 2000-е гг. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. ИМОМС ГУ-ВШЭ, Издательский дом ГУ-ВШЭ. № 3, 2006. (1 печ. лист)

12.Анализ приоритетов президентства Австрии в ЕС: экономический, социальный и политический аспекты (научный руководитель авторского коллектива) // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. ИМОМС ГУ-ВШЭ, Издательский дом ГУ-ВШЭ. № 2, 2006. (0,5 печ. листа)

13.Формирование нормативно-правовой основы сотрудничества в сфере образования в Европе: 60-е – 80-е годы // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. ИМОМС ГУ-ВШЭ, Издательский дом ГУ-ВШЭ. № 2, 2006. (1 печ. лист)

14. Анализ результатов Президентства Великобритании в ЕС. Бюджет ЕС на 2007-2013 гг. (научный руководитель авторского коллектива) // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. ИМОМС ГУ-ВШЭ, Издательский дом ГУ-ВШЭ. № 1, 2006. (0,5 печ. листа)

15. Обзор международных проектов по сближению национальных квалификационных систем // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. ИМОМС ГУ-ВШЭ, Издательский дом ГУ-ВШЭ. № 1, 2006. (0,5 печ. листа)

16. Развитие интеграционных процессов в образовании: более полувека сотрудничества в Европе. Тезисы доклада Международной научно- практической конференции «Россия и интернационализация высшего образования». – М.: Экономический ф-т МГУ; ТЕИС, 2005. (0,2 печ. листа)

17.Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР. Издательский дом ГУ-ВШЭ. Москва 2005 (0,8 печ. листа) (редакция, в соавторстве)

18.Обзор систем высшего образования стран ОЭСР (редакция, в соавторстве) М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. (6,3 печ. листа)

19. An Introduction to the “Reader on the History and Theory of the European Integration”. Compiled by M. Larionova. Jean Monnet project. European Module. State university-Higher School of Economics. 2005. (Хрестоматия по истории и теории европейской интеграции, автор – составитель русской версии и вводной статьи, общий объем хрестоматии – 25 печ. листов, объем вводной статьи – 0,3 печ. листа)