- Установлена взаимосвязь процессов теплового, гидродинамического и механического нагружения прецизионных сопряжений с конструктивными и эксплуатационными факторами, определяющая ресурс распылителя топлива;
- Разработан метод оценки ресурса прецизионных сопряжений, учитывающий режим работы дизеля, параметры шероховатости, связь критического числа циклов нагружения с коэффициентом аккумуляции энергии микродеформирования, действительным и предельным напряженным состоянием контактного слоя. Предложена модель зависимости ресурса от толщины и интенсивности изнашивания контактного слоя, частоты вращения коленчатого вала и хода иглы распылителя;
- Учтено влияние температуры на геометрические параметры элементов и давление топлива в гидравлическом тракте распылителя топлива при уточненной оценке контактных параметров, напряженного состояния поверхностного слоя и ресурса прецизионных сопряжений;
- Предложена зависимость, устанавливающая связь массы продуктов износа и скорости изнашивания с характером и продолжительностью приработки прецизионных сопряжений распылителя на основе распределения Вейбулла;
- Развиты методы (спектрального анализа, фрактального подхода и ортогональных преобразований) математического моделирования микрорельефа шероховатости для создания конечно-элементных моделей поверхности контактного слоя прецизионных сопряжений распылителя.
1.Лазарев, В.Е. Параметры и характеристики распылителя, используемые при оценке причин снижения работоспособности топливной форсунки дизеля [Текст] / В.Е.Лазарев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение».– 2003.– Вып.3.– № 1(17).– С.33–36.
2.Лазарев, Е.А. Проблемы совершенствования рабочего цикла при повыше-нии технического уровня дизелей промышленных тракторов [Текст] / Е.А.Лазарев, А.Н.Лаврик, Г.П.Мицын, В.Е.Лазарев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение».– 2003.– Вып.3.– № 1(17).– С.13–19.
3.Franek, F. Моделирование структуры шероховатых поверхностей для ко-нечно-элементного анализа контактных сопряжений [Текст] / F.Franek, А.Pauschitz, G.Vorlaufer, R.Jisa, В.Е.Лазарев и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение».– 2004.– Вып. 5.– № 5 (34).– С. 42–49.
4.Арав, Б.Л. Показатели рабочего цикла и тепловой нагруженности дизеля воздушного охлаждения с объёмно – плёночным смесеобразованием при форси-ровании [Текст] / Б.Л.Арав, В.Е.Лазарев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машино-строение».– 2004.– Вып. 5.– № 5 (34).– С. 33–37.
5.Лазарев, В.Е. Математическая модель шероховатой поверхности кон-тактного трибосопряжения [Текст] / В.Е.Лазарев, А.Н.Лаврик, М.И.Грамм, F.Franek, А.Pauschitz, R.Jisa, G.Vorlaufer // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машино-строение».– 2006.– Вып. 8.– № 11(66).– С. 54–59.
6.Лазарев, В.Е. Метод оценки интенсивности изнашивания и ресурса пре-цизионного сопряжения распылителя топлива в дизеле [Текст] / В.Е.Лазарев, А.А.Малоземов, В.Н.Бондарь // Двигателестроение.– 2007.– № 3.– С. 26–29.
7.Лазарев, В.Е. Влияние температуры на радиальную силу в направляю-щем прецизионном сопряжении распылителя [Текст] / В.Е.Лазарев // Ползунов-ский вестник.– 2007.– № 4.– С. 230–233.
8.Лазарев, Е.А. Особенности микрорельефа шероховатости поверхности иг-лы распылителя топлива в дизеле [Текст] / Е.А.Лазарев, В.Е.Лазарев, М.И.Грамм, // Транспорт Урала.– 2008.– № 1(16).– С. 79–81.
9.Лазарев, В.Е. Расчетно-экспериментальная оценка изношенности игл распылителя топлива в дизеле [Текст] / В.Е.Лазарев, В.Н.Бондарь, А.А. Малозе-мов // Двигателестроение. – 2008. – № 1. – С. 17–19.
10.Лазарев, В.Е. Тепловой баланс направляющего прецизионного сопряже¬
ния распылителя топлива [Текст] / В.Е.Лазарев // Двигателестроение. – 2008. –
№ 2. – С. 34–38.
Патенты
11.Пат. № 2105186 РФ, МПК7 6 F 02 V 53/04. Распылитель топливоподаю-
щей форсунки дизеля [Текст] / В.Е.Лазарев, А.Н.Лаврик, Е.А.Лазарев,
Г.П.Мицын, В.И.Кавьяров // Открытия. Изобретения.– 1998.– Бюл. № 5.
Материалы международных, всероссийских и региональных конференций
12.Лазарев, В.Е. Распылитель топливоподающей форсунки с тепловой за-щитой для дизеля, использующего альтернативные топлива [Текст] / В.Е.Лазарев, А.Н.Лаврик, В.Н.Бондарь и др. // Матер. междунар. науч.-техн. конф. «Двигатель-97».– М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997.– С. 97–98.
13.Лазарев, В.Е. Снижение температуры распылителя топливоподающей форсунки дизеля образованием воздушных полостей под заградительным экра-ном [Текст] / В.Е.Лазарев, А.Н.Лаврик // Матер. междунар. науч.-техн. конф. «Технические ВУЗы – Республике».– Минск: БГПА, 1997.– С. 52–53.
14.Лазарев, В.Е. Тепловая защита распылителей топливоподающих форсу-нок транспортных дизелей при использовании альтернативных топлив [Текст] / В.Е.Лазарев, А.Н.Лаврик, Г.П.Мицын // Матер. конференции-выставки по под-программе 205 «Транспорт» НТП Минобразования России 11-13 февраля 2002. Москва-Звенигород.– М.: МАИ, 2001.– С. 268–270.
15.Лазарев, В.Е. Сравнительный анализ температуры распылителей различ-ной конструкции в топливной форсунке тракторного дизеля с наддувом [Текст] / В.Е.Лазарев // Актуальные проблемы теории и практики современного двигате-лестроения: тр. междунар. науч.-практ. конф.– Челябинск:ЮУрГУ, 2003.– С. 101–104.
16.Лазарев, Е.А. Влияние состава смеси и качества процесса сгорания топли¬ва на рабочий цикл в условиях форсирования дизеля наддувом [Текст] / Е.А.Лазарев, В.Е.Лазарев // Актуальные проблемы теории и практики совре-менного двигателестроения: тр. междунар. науч.-практ. конф.– Челябинск: ЮУрГУ, 2003.– С. 104–108.
17.Лазарев, В.Е. Эффективность частичного экранирования распылителя топливной форсунки тракторного дизеля [Текст] / В.Е.Лазарев // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей: сб. науч. тр. междунар. науч.-техн. конф. – Пушкин: СПбГАУ, 2003.– С. 330–333.
18.Franek, F. Сomplex Micromodel Analysis of Wearing Contact Interfaces / F.Franek, А.Pauschitz, V.E.Lazarev, R.Jisa, G.Vorlaufer // World Tribology Con¬gress III, September 12-16, 2005.– Washington Hilton & Towers, Washington, DC, USA. WTC 2005-63540.
19.Lazarev, V.E. Тhermal simulation of rough tribocontacts / V.E.Lazarev, E.A.Lazarev, R.Jisa, G.Vorlaufer // Tribosysteme in der Fahrzeugtechnik: Vortrags-unterlagen. Symposium 2005 der ŐTG Graz. 10. November 2005.– S. 273–280.
20.Лазарев, Е.А. Изменение параметров процесса сгорания при различном опережении воспламенения топлива для повышения достоверности математиче-ского моделирования рабочего цикла дизеля [Текст] / Е.А.Лазарев, В.Е.Лазарев // Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения: тр. междунар. науч.-техн. конф. – Челябинск: ЮУрГУ, 2006.– С. 141–146.
21.Лазарев, Е.А. Определение параметров процесса сгорания топлива по ре-зультатам анализа индикаторной диаграммы давления газов в цилиндре дизеля [Текст] / Е.А.Лазарев, В.Е.Лазарев // Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения: тр. междунар. науч.-техн. конф.– Челябинск: ЮУрГУ, 2006.– С. 146–150.
22.Лазарев, В.Е. Анализ температурного состояния комплексного трибосоп-ряжения [Текст] / В.Е.Лазарев, А.Н.Лаврик, М.И.Грамм, F.Franek, А.Pauschitz, R.Jisa, G.Vorlaufer // Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения: тр. междунар. науч.-техн. конф.– Челябинск: ЮУрГУ, 2006.– С. 151–157.
23.Лазарев, В.Е. Определение толщины нагруженного поверхностного слоя при подвижном трибоконтакте твердых тел [Текст] / В.Е.Лазарев // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей: сб. науч. тр. междунар. науч.–техн. конф.– Пушкин: СПбГАУ, 2006.– С. 420–425.
24.Лазарев, В.Е. Оценка трибологических параметров направляющего пре-цизионного сопряжения в распылителе топливной форсунки дизеля [Текст] / В.Е.Лазарев, Е.А.Лазарев // Современные транспорт и транспортные средства: проблемы, решения, перспективы: матер. междунар. науч.-техн. конф.– Минск: БНТУ, 2007.– С. 93–100.
25.Лазарев, Е.А. Определение доли изношенного материала в процессе при-работки контактных сопряжений [Текст] / Е.А.Лазарев, В.Е.Лазарев // Улучше-ние эксплуатационных показателей автомобилей, тракторов и двигателей: сб. науч. тр. междунар. науч.–техн. конф.– Пушкин: СПбГАУ, 2007.– С. 321–326.
Региональные издания
26.Лазарев, В.Е. Тепловое и напряженно-деформированное состояние рас-пылителя топливоподающей форсунки дизеля [Текст] / В.Е.Лазарев // Техниче-ская эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей: сб. науч. тр. – Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1995.– С. 104–106.
27.Лазарев, В.Е. Эффективность некоторых способов снижения тепловой нагруженности распылителя топливоподающей форсунки дизеля [Текст] / В.Е.Лазарев, А.Н.Лаврик // Автомобильная техника: сб. науч. тр. Вып. 6. – Челя-бинск: Изд-во ЧВВАИУ, 1996. – С. 44–51.
28.Лаврик, А.Н. Экспериментальное исследование тепловой нагруженности поршня и распылителя форсунки газодизельной модификации двигателя Д –160 [Текст] / А.Н.Лаврик, Е.А.Лазарев, А.А.Малоземов, В.Е.Лазарев // Вестник ЧГАУ.– 1997.– Т. 22.– С. 27–31.
29.Лаврик, А.Н. Улучшение теплового состояния распылителя топливопо-дающей форсунки дизеля использованием заградительного экранирования [Текст] / А.Н.Лаврик, В.Е.Лазарев, И.Я.Редько // Вестник Академии транспорта. Уральское межрегион. отд.– Курган, 1998.– С. 67–72.
30.Лазарев, В.Е. Оценка граничных условий теплообмена экранированного распылителя форсунки дизеля [Текст] / В.Е.Лазарев // Автомобильная техника: сб. науч. тр. Вып. 7.– Челябинск: Изд-во ЧВВАИУ, 1998.– С. 48–53.
31.Лазарев, В.Е. Результаты экспериментального определения температуры экранированных распылителей топливоподающей форсунки дизеля / В.Е.Лазарев, Ю.Н.Тихонов, А.Н.Лаврик // Автомобильная техника: сб. науч. тр. – Вып. 7. – Челябинск: Изд-во ЧВВАИУ, 1998. – С. 43–47.
32.Лаврик, А.Н. Основные способы тепловой защиты распылителя топливо-подающей форсунки дизеля [Текст] / А.Н.Лаврик, В.Е.Лазарев // Вестник Ака¬демии транспорта. Уральское межрегион. отд.– Курган, 1999.– № 2. – С. 89–94.
33.Лазарев, В.Е. Тепловая защита удлиненного распылителя топливопо-дающей форсунки дизеля [Текст] / В.Е.Лазарев, А.Н.Лаврик, Г.П.Мицын и др. // Вестник Академии транспорта. Уральское межрегион. отд.– Курган, 1999.– № 2.– С. 94–96.
34.Лазарев, Е.А. Температуры поршня и головки цилиндра дизеля при изме-нении скорости сгорания топлива [Текст] / Е.А.Лазарев, В.Е.Лазарев // Повы-шение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин: науч-ный вестник. Вып.9.– Челябинск: Изд-во ЧВАИ, 2000.– С. 50–55.
35.Лаврик, А.Н. Анализ факторов, влияющих на закоксовывание сопловых отверстий распылителей топливных форсунок дизелей [Текст] / А.Н.Лаврик, А.С.Теребов, В.Е.Лазарев // Повышение эффективности силовых установок ко-лесных и гусеничных машин: научный вестник. Вып.12.– Челябинск: Изд-во ЧВАИ, 2001.– С. 31–37.
36.Гитис, М.С. Температуры поршня и распылителя при изменении пассив-ного объема пространства сжатия и доли объемного смесеобразования в камере сгорания дизеля [Текст] / М.С.Гитис, В.Е.Лазарев // Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин: научный вестник. Вып.12.– Челябинск: Изд-во ЧВАИ, 2001.– С. 45–55.
37.Лаврик, А.Н. Очистка топливных форсунок от смолисто-коксовых отло-жений при техническом обслуживании и ремонте [Текст] / А.Н.Лаврик, А.С.Теребов, В.Е.Лазарев, В.Е.Григорьев // Проблемы проектирования, строи-тельства и эксплуатации автомобильных дорог: сб. науч. тр. УФ МАДИ (ГТУ).– М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2001.– С. 135–138.
38.Лазарев, В.Е. Вредные выбросы с отработавшими газами при изменении скорости сгорания топлива в дизеле [Текст] / В.Е.Лазарев, А.Н.Лаврик, Е.А.Лазарев // Вестник Академии транспорта. Уральское межрегион. отд.– Кур-ган, 2001.– № 3-4.– С. 126–131.
39.Лазарев, В.Е. Показатели механической нагруженности, топливной эко-номичности и эффективности рабочего цикла дизеля при изменении скорости сгорания топлива [Текст] / В.Е.Лазарев, Е.А.Лазарев // Вестник Академии транс-порта. Уральское межрегион. отд. – Курган, 2001.– № 3–4.– С. 169–172.
40.Лазарев, В.Е. Особенности температурного и деформированного со-стояния поршня при конвертировании дизеля в газодизель [Текст] / В.Е.Лазарев, А.Н.Лаврик, Е.А.Лазарев // Вестник Академии транспорта. Уральское межреги-он. отд.– Курган, 2001.– № 3-4.– С. 173–175.
41.Лазарев, В.Е. Особенности работы прецизионного трибосопряжения в распылителе топливной форсунки дизеля [Текст] / В.Е.Лазарев // Конструирование и эксплуатация наземных транспортных машин: сб. тр. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.– С. 60–61.
42.Лаврик, А.Н. Влияние коксования топлива в сопловых отверстиях распы-лителя топливоподающей форсунки на параметры процесса сгорания и показа-тели рабочего цикла дизеля [Текст] / А.Н.Лаврик, А.С.Теребов, В.Е.Лазарев // Конструирование и эксплуатация наземных транспортных машин: сб. тр.– Челя-бинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.– С. 67–70.
43.Лазарев, В.Е. Рабочий цикл дизеля с наддувом при нарушениях в работе распылителя топливной форсунки [Текст] / В.Е.Лазарев // Энергетические уста-новки и термодинамика: межвузовский сб. науч. тр. – Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 2002. – С. 29–34.
44.Лазарев, В.Е. Особенности гидродинамики системы «игла–топливо» ци-линдрического прецизионного трибосопряжения распылителя топливной фор-сунки дизеля [Текст] / В.Е.Лазарев // Вестник БНТУ.– 2004.– № 3.– С. 21–25.
45.Лазарев, В.Е. Определение граничных условий теплообмена для конечно – элементного анализа контактного трибосопряжения [Текст] / В.Е.Лазарев, А.Н.Лаврик, М.И.Грамм // Повышение эффективности силовых установок ко-лесных и гусеничных машин: научный вестник. Вып. 17.– Челябинск: Изд-во ЧВАИКУ, 2004.– С. 49–58.
46.Кухаренок, Г.М. Управление процессом сгорания в дизеле распределен-ным впрыскиванием топлива [Текст] / Г.М.Кухаренок, Б.Л.Арав, В.Е.Лазарев и др. // Вестник БГСХА.– 2005.– № 4.– С. 95–99.