- Церковное право Российской империи должно быть рассматриваемо как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Изучение церковного права требует комплексного исследования этих вопросов.
- Формирование и развитие церковного права тесно связано с развитием философии права. Значительное влияние на повышение интереса к церковному праву в XIX веке оказала историческая школа права. В конце XIX века социологическое направление в юриспруденции поставило новые задачи - изучение Церкви наряду с другими социальными явлениями - государством и правом, что нашло свое отражение в изучении взаимодействия и взаимовлияния церковного права с другими отраслями российского права.
- Современная юридическая наука позволяет определить церковное право Российской империи как отрасль права, представляющую собой совокупность правовых норм, определяющих статус церквей, а также права и обязанности духовного сословия, подданных (граждан) в зависимости от отношения к ним. В связи с тем, что в юридической науке XIX - начала XX вв. система права, в основном, понималась как совокупность публичного и частного права, но при этом шло формирование и отраслевого деления, дореволюционные юристы определяли церковное право как "особую правовую систему". Однако церковное право дореволюционной России имело свой объект регулирования - все сферы жизни, прямо или косвенно связанные с интересами церкви. Предметом церковного права были общественные отношения, возникающие в процессе осуществления прав церковной организации и верующих. К методам церковного права можно отнести как императивный, так и диспозитивный, при преобладании первого. Таким образом, применение к церковному праву дореволюционной России современных признаков отраслей права позволяют назвать его отраслью права.
- Наука церковного права развивалась в крупных центрах Российской империи, где существовали университеты, духовные академии или другие учебные заведения, специализировавшиеся на юриспруденции или богословии. Основными центрами развития науки церковного права в России в XIX-начале ХХ вв. были университеты (Московский, Юрьевский, Казанский, Харьковский, Санкт-Петербургский, Киевский, Томский и Варшавский), духовные академии, а также еще несколько учебных заведений, в которых преподавалось церковное право (Демидовский юридический лицей в Ярославле, Военно-юридическая академия и Училище правоведения в Санкт-Петербурге). Выделить научные школы церковного права по географическому принципу не представляется возможным в связи с тем, что в центре юридического или богословского образования чаще всего было только одно место по кафедре церковного права, профессора не имели возможность готовить свою смену.
- Вплоть до 1917 г. система церковного права не была определена ни в законодательном, ни в научном смысле в связи с переплетением государственного и церковного законодательства. Вследствие отсутствия в Российской империи систематизированного законодательного источника можно говорить только о системах церковного права, обсуждавшихся в научной аудитории. Таким образом, в XIX - начале XX вв. происходило становление системы церковного права. Большинство специалистов показывали, что церковное право имеет двойственную природу: в объективном смысле - это система норм, определяющих взаимоотношения церкви с другими общественными институтами, а в субъективном - это совокупность прав и обязанностей верующих с учетом их положения в церкви. Эта двойственность нашла свое отражение в системах церковного права, разработанных российскими учеными. Как правило, они выделяли внешнее право Церкви - отношение Русской Православной Церкви к государству, к инославным и иноверным исповеданиям, внутреннее право Церкви - церковное управление, законодательство, учение, богослужение, церковный суд и дисциплина.
- История науки церковного права конца XVIII - начала XX вв. может быть разделена на четыре периода. Первый - конец XVIII в. - 50-е гг. XIX века - богословский, когда церковное право развивалось в системе богословских наук. В этот период труды по церковному праву создавались исключительно духовными лицами. Основным направлением изучения являлись источники церковного права, попытки определения системы церковного права, его задач и методов. Второй период - 60-90-е гг. XIX в., когда церковное право начинает активно изучаться юристами. Основными изучаемыми вопросами становятся: место церковного права в системе юридических наук, соотношение светского и церковного законодательства в России, западноевропейская наука церковного права и ее влияние на российское законодательство и науку. Третий период - с начала ХХ века приблизительно до 1909-1911 гг. - время наибольшего внимания к вопросам церковного права со стороны общественности и серьезных изменений в законодательстве, когда главными вопросами было положение церквей в России, зависимость правового статуса подданных Империи от их вероисповедания, гражданский брак и развод, возрождение прихода и т.д. Четвертый период - 10-е гг. ХХ века - вплоть до Февральской революции 1917 г., когда церковное право потеряло свою актуальность, во-первых, в связи с разочарованием в законодательной деятельности III Государственной Думы, а во-вторых, с началом в 1914 г. Первой мировой войны, которая переключила внимание и ученых, и общественности на чисто военные нужды. Изучалось церковное право других стран.
- В XVIII веке в России окончательно утвердилась система тесного взаимодействия государства и церкви, основанная на византийской теории "симфонии властей", поэтому взаимодействие позитивного и канонического (церковного) права было значительным. Церковь имела судебную, исполнительную и отчасти законодательную функции. Государство взяло на себя часть традиционно церковных функций: общественное призрение, просвещение и т.д. Государственное право в XVIII - начале XX вв. оказало значительное влияние на церковные нормы. Это выразилось в отмене части древних канонов, в приведении в соответствие церковных правил нормам Свода законов Российской империи, в государственной защите церкви от преступлений. Церковное право стало частью позитивного права. Вероисповедный ценз играл важную роль при определении правового статуса личности в Российской империи.
- Развитие науки церковного права в конце XVIII - начале XX вв. выявило внутренние противоречия в церковном праве. Положение церкви как государственного учреждения не соответствовало новым юридическим принципам, выразившимся в лозунге "Свободная церковь в свободном государстве". Развитие церковного права как науки расшатывало существующую "симфонию властей", т.к. выявляло ее внутренние противоречия.
- В последнее десятилетие существования Российской империи Предсоборным присутствием и Государственной Думой предпринимались попытки превратить церковное право в самостоятельную систему, но взаимосвязь Церкви и государства сделали это невозможным. Это привело бы к изменению основных принципов государственного права.
- Дореволюционный опыт свидетельствует, что существование в государстве двух параллельных правовых систем отрицательно сказывается на состоянии правового порядка в стране в целом.
1.Дорская А.А. Свобода совести в России: судьба законопроектов начала ХХ века. Монография. СПб., 2001. 9 п.л.
2.Дорская А.А. Государственное и церковное право Российской империи: проблемы взаимодействия и взаимовлияния. Монография. СПб., 2004. 14,25 п.л.
3. Дорская А.А. Влияние церковно-правовых норм на развитие отраслей российского права. СПб., 2007. 9,8 п.л.
Статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК:
4. Дорская А.А. История науки церковного права Российской империи конца XVIII- начала XX вв. // Вестник молодых ученых. Серия "История". 2004. № 3. С.12-21 (0,6 п.л.).
5. Дорская А.А. Церковное и уголовное право Российской империи: проблемы взаимодействия и взаимовлияния // История государства и права. 2005. № 3. С.55-58 (0,25 п.л.).
6. Дорская А.А. Церковное право в системе юридического образования России конца XVIII – начала XX вв. // Правоведение. 2005. № 3. С.213-227 (0,9 п.л.).
7. Дорская А.А. Правовой плюрализм в Российской империи: отношение государства к обычаям «инородцев» / Обычное право сегодня. Круглый стол // Этнографическое обозрение. 2005 № 5. С. 32-35 (0,25 п.л.).
8. Дорская А.А. Взаимодействие уголовного и процессуального права Российской империи с церковным правом // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. № 5 (11). С.255-269 (1 п.л.).
9. Дорская А.А. Место церковного права в системе права Российской империи // Правоведение. 2006. № 4. С.237-247 (0,7 п.л.).
10.Дорская А.А. Гражданский развод в Российской империи: историко-правовой аспект // История государства и права. 2007. № 6. С.6-8 (0,2 п.л.).
11.Дорская А.А. Церковные каноны как источник правового регулирования имущественных отношений Церкви в Российской империи // История государства и права. 2007. № 9. C.21-22 (0,2 п.л.).
12.Дорская А.А. Попытки реформирования церковных судов в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. // История государства и права. 2007. № 19. С.22-23 (0,2 п.л.).
13.Дорская А.А. Гражданский брак в Российской империи: историко-правовой аспект // История государства и права. 2008. № 6. С.21-22 (0,2 п.л.).
Другие публикации
14.Дорская А.А. Российское законодательство XIX - начала ХХ ВВ. о положении иноверцев // Россия в девятнадцатом веке. Политика, экономика, культура. Сборник научных статей. Часть 1. СПб., Третья Россия,1994. С.63-70 (0,5 п.л.).
15. Дорская А.А. Религиозная жизнь Петербурга середины XIX в. глазами англиканского духовенства // Проблемы интенсивного обучения неродным языкам. Материалы международной конференции. СПб., Образование,1994. С.138-139 (0,1 п.л.).
16. Дорская А.А. Законодательство Временного правительства о свободе совести в России в 1917 г. // Революция 1917 г. в России. Сборник научных статей. СПб., Третья Россия, 1995. С.146-152 (0,4 п.л.).
17.Дорская А.А. Вопрос о свободе совести в деятельности Государственной думы (I-IV созывов) // История парламентаризма в России (к 90-летию 1 Государственной Думы). Сборник научных статей. Часть 1. СПб., Минерва, 1996. С.51-54 (0,25 п.л.).
18.Дорская А.А. Планы семинарских занятий по истории отечественного государства и права // С.П.Александрова, А.А.Дорская, И.Ф.Ракитская. Практикум для студентов I курса отделения «юриспруденция». СПб, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1997. С. 17-36 (1,25 п.л.).
19.Дорская А.А. Деятельность комитета министров по подготовке указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» // Герценовские чтения 1997 г. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1998. С.23-25 (0,3 п.л.).
20.Дорская А.А. Особое вневедомственное совещание для согласования действующих узаконений по делам веры с указом 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» под председательством графа А.П. Игнатьева // Герценовские чтения 1998. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1998. С.100-102 (0,3 п.л.).
21.Дорская А.А. Вопрос о соединении англиканской и православной церквей в XVIII - пер. пол. XIX вв. // Феодальная Россия. Новые исследования. Вып. II. Сборник научных статей / под редакцией М.Б. Свердлова. СПб., Третья Россия, 1998. С.70-75 (0,4 п.л.).
22.Дорская А.А. История государственных учреждений России до 1917 г. Учебное пособие. СПб., издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. 112 с. (7 п.л.).
23.Дорская А.А. Российское законотворчество о свободе совести в 1905-1917 гг. // Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX-XX века. Сборник научных статей памяти В.С. Дякина и Ю.Б. Соловьева. СПб., Алетея, 1999. С.354-363 (0,7 п.л.).
24.Дорская А.А. С.Ю. Витте и вероисповедный вопрос // С.Ю.Витте выдающийся государственный деятель. Тезисы докладов и сообщений научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения С.Ю.Витте. СПб., 1999. С.49-53 (0,25 п.л.).
25.Дорская А.А. Вопрос о свободе совести в программах политических партий в годы первой русской революции // Герценовские чтения 1999 г. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1999. С.154-156 (0,2 п.л.).
26.Дорская А.А. Разработка указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и реакция на него российского общества // Православие в истории России. Материалы научной конференции «Православие в истории России. Прошлое и современность». СПб., 1999. С.131-148 (1,2 п.л.).
27.Дорская А.А. Вопрос о свободе совести в науке и общественной жизни России в начале ХХ в. // Герценовские чтения 2000. Актуальные проблемы политологии и социологии. СПб., 2000. С.17-21 (0,2 п.л.).
28.Дорская А.А. Наука церковного права в России в XIX - начале XX вв. // Герценовские чтения 2000. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2000. С.107-109 (0,2 п.л.).
29.Дорская А.А. Вероисповедные законопроекты правительства П.А. Столыпина // Проблемы социально-экономической и политической модернизации в России. Сборник научных статей. СПб., Центр исторических и гуманитарных исследований "Клио", 2001. С.52-64 (0,75 п.л.).
30.Дорская А.А. Министерские законопроекты о свободе вероисповеданий (1905-1906 гг.) // Герценовские чтения 2001. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2001. С.132-134 (0,32 п.л.).
31.Дорская А.А. Законодательное закрепление свободы совести Временным правительством // Герценовские чтения 2001. Актуальные проблемы политологии, права и социологии. Ч.1. СПб., издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2001. С. 170-174 (0,4 п.л.).
32.Дорская А.А. Правовой статус подданного Российской империи в начале ХХ века: вероисповедный аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Научный журнал. СПб., 2002. № 2. С.213-224 (0,75 п.л.).
33.Дорская А.А. Источники церковного права Российской империи // Герценовские чтения 2002. Актуальные проблемы социальных наук. СПб,, 2002. С. 156-158 (0,32 п.л.).
34.Дорская А.А. Политико-правовые идеи в кальвинизме и пуританизме // Измерение социальной напряженности: теория, методология и методика исследования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-27 сентября 2002 г. СПб., 2002. С.53-57 (0,25 п.л.).
35.Дорская А.А., Бахарева А.Н. История отечественного государства и права. Программа учебной дисциплины // Гражданско-правовое образование в педагогическом ВУЗе. СПб., 2003. С.69-88 (0,2 п.л.).
36.Дорская А.А. Проблема взаимодействия государственного и церковного права в дореволюционной России // Герценовские чтения 2003. Актуальные проблемы юриспруденции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-12 апреля 2003 г. СПб., 2003. С.32-36 (0,25 п.л.).
37.Дорская А.А. Развитие науки церковного права в Российской империи в XIX - начале XX вв. // Стратегии взаимодействия философии, культурологии и общественных коммуникаций. Материалы Всероссийской конференции, посвященной 10-летнему юбилею факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена 28-29 ноября 2003 г. СПБ., 2003. С.230-236 (0,32 п.л.).
38.Дорская А.А. "Церковь" и "церковное право": юридическое содержание понятий в XIX - начале XX вв. // Герценовские чтения 2003. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2003. С.256-260 (0,25 п.л.).
39.Дорская А.А. Проблема реализации свободы совести в образовательных учреждениях (анализ проекта кодекса Российской Федерации об образовании) // Образование и право: статус участников образовательных отношений. СПб., 2003. С.206-211 (0,3 п.л.).
40.Дорская А.А. Церковное право в системе отечественной историко-правовой науки // Герценовские чтения 2004. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2004. С.310-313 (0,25 п.л.).
41.Дорская А.А. Основные этапы развития науки церковного права в России в XIX - начале XX вв. // Герценовские чтения 2004. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2004. С.300-310 (0,63 п.л.).
42.Дорская А.А. Взаимосвязь церковного права Российской империи XIX - начала XX вв. с другими науками (к вопросу о предмете дореволюционного церковного права) // Герценовские чтения 2004. Актуальные проблемы юриспруденции. СПб., 2005. С.26-32 (0,4 п.л.).
43.Дорская А.А. Международное право и религия // Международное и зарубежное право. Сборник учебных программ. СПб., 2004. С.72-77 (0,3 п.л.).
44.Дорская А.А. Церковное судоустройство и судопроизводство в дореволюционной России // Научные труды РАЮН. Выпуск 5. В 3-х тт. М., 2005. Т.1. С.64-66 (0,2 п.л.).
45.Дорская А.А. Церковное право и права человека в России (теоретический и историко-правовой аспекты) // Права человека в современном обществе. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 27 января 2005 г. СПб., 2005. С.57-61 (0,3 п.л.).
46. Дорская А.А. Характеристика основных источников православного церковного права // Герценовские чтения 2005. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2005. С.321-329 (0,5 п.л.).
47. Дорская А.А. К вопросу о правовом статусе высшей церковной власти в Российской империи // Герценовские чтения 2005. Актуальные проблемы юриспруденции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2006. С.20-29 (0,6 п.л.).
48.Дорская А.А. Государственный и церковный элементы в семейном праве Российской империи // Герценовские чтения 2005. Актуальные проблемы юриспруденции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2006. С.106-117 (0,75 п.л.).
49.Дорская А.А. Изучение вероисповедного вопроса в Российской империи в конце XIX - начале XX вв.: научно-педагогическая деятельность Михаила Егоровича Красножена // Отечественная история и историческая мысль в России XIX-XX веков. Сборник статей, посвященных 75-летию А.Н. Цамутали. СПб., 2006. С.296-304 (0,55 п.л.).
50.Дорская А.А. Проблемы соотношения государственного и церковного регулирования условий вступления в брак в Российской империи // Проблемы права в современной России. Сборник статей городского межвузовского научно-практического семинара. СПб., 2006. С. 53-60 (0,5 п.л.).
51.Дорская А.А. Правовое взаимодействие в дореволюционной России (на примере светского и церковного права) // Правовые состояния и взаимодействия: историко-теоретический, отраслевой и межотраслевой анализ. Материалы VII международной научно-теоретической конференции. (СПб., 1-2 декабря 2006 г.). СПб., 2006. С.373-380 (0,5 п.л.).
52.Дорская А.А. Развитие науки церковного права в Санкт-Петербурге в XIX – начале XX вв. // Проблемы права в современной России. Сборник статей Международной межвузовской научно-практической конференции 31 мая-1 июня 2006. СПб., 2006. С. 103-111 (0,55 п.л.).
53. Дорская А.А. Проблема влияния церковных правил на источники отраслей права // Истоки и источники права. Очерки / под ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб., 2006. С.675-704 (1,9 п.л.).
54.Дорская А.А. К вопросу об изучении системы права Российской империи // Актуальные проблемы юридической науки. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. СПб., 2006. С.5-8 (0,25 п.л.).
55.Дорская А.А. Европейская интеграция и проблема свободы совести // Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты / под ред. С.А. Гончарова, А.А. Дорской. CПб., Астерион, 2007. С.92-98 (0,4 п.л.).
56.Дорская А.А. Правовой статус и правосубъектность физических лиц в Российской империи в зависимости от их принадлежности к религиозным союзам // Правовой статус и правосубъектность лица: теория, история, компаративистика. Материалы VIII Международной научно-теоретической конференции (Санкт-Петербург, 14-15 декабря 2007 г.)/ под ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб., 2007. Ч.2. С.299-305 (0,4 п.л.).
57.Дорская А.А. Влияние Первой русской революции на церковно-правовую литературу // Власть и общество в России во время
русско-японской войны и революции 1905-1907 гг.: Материалы
научно-теоретической конференции 29-30 сентября 2005 года. СПб, Олеариус Пресс, 2007. С.146-154 (0,5 п.л.).
58.Дорская А.А. Соотношение международного права и религии в трудах юристов-международников второй половины XIX – начала XX вв. // Актуальные проблемы юридической науки. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. СПб., 2007. С.11-18 (0,5 п.л.).
59.Дорская А.А. Правовые и религиозные принципы: противоречия и взаимодействие // Принципы права. Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции 30 ноября 2006 г./ под ред. Д.И. Луковской. СПб., 2007. С.232-240 (0,6 п.л.).
60.Дорская А.А. Образ государства и проблема светскости в современном российском правосознании // Образ государства в современном правосознании. Восьмые Спиридоновские чтения / под ред. И.Л. Честнова. СПб., 2008. С.93-101 (0,6 п.л.).
61.Дорская А.А. Влияние церковных норм на развитие современных международно-правовых стандартов о свободе совести // XVI Международные Рождественские образовательные чтения «Православные ценности и современное образование». Конференция «Влияние религиозного фактора на жизнь современного общества» 30 января 2008 г. Материалы выступлений. М., Издательство РГСУ, 2008. С.46-54 (0,5 п.л.).
62.Семашко А.Г., Дорская А.А. Каноническое право. Учебно-методические материалы по направлению подготовки «520200 - теология». М., Издательство РГСУ, 2008. 18 с. (1,2 п.л.)
63.Дорская А.А. Правовые основы образования человека в поликультурном обществе // Образование человека в поликультурном обществе. Междисциплинарное исследование / под ред. Л.Н. Бережновой. СПб., Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С.367-377 (0,7 п.л.).