Научная тема:
«МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»
Специальность:
12.00.11; 12.00.09
Год:
2008
Отрасль науки:
Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
-
учитывая, что Конституция страны была принята (1995 г.) задолго до вступления Азербайджанской Республики в Совет Европы (2001 г.), в ней функции органов прокуратуры отражены без учета Рекомендации Комитета Министров Реc (2000) 19 «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» и Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1604 (2003) 1 «О роли прокуратуры в демократическом обществе, основанном на верховенстве закона». Поэтому в ходе конституционной реформы целесообразно пересмотреть содержание ст. 133 Конституции страны с тем, чтобы в ней: а) указать сферу деятельности прокуратуры - уголовное судопроизводство; б) дополнить перечень задач прокуратуры надзором за соблюдением прав человека в уголовном судопроизводстве и надзором за исполнением решений судов по уголовным делам.
- В ходе конституционной реформы необходимо пересмотреть место органов прокуратуры в системе ветвей власти, так как прокуратура ни организационно, ни процессуально не подчинена органам судебной власти, функционирует автономно от нее, имеет иную, чем судебные органы, правовую природу и функционально-целевое предназначение. Учитывая это, в диссертации обосновывается вывод о целесообразности признания на конституционном уровне органов прокуратуры страны составной частью исполнительной ветви власти.
- В соответствии с рекомендациями СЕ одним из направлений деятельности прокуратуры является контроль за исполнением решений судов. Среди стран СНГ только в Азербайджане прокуратура не осуществляет в полном объеме надзор за деятельностью пенитенциарных учреждений. Поэтому обосновывается вывод о необходимости восстановления в полном объеме прокурорского надзора за: - законностью нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание и иные меры принудительного характера, назначаемые судом; - соблюдением установленных законодательством страны и международно-правовыми актами прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядком их содержания и социально-бытовыми условиями; - законностью исполнения наказания, не связанного с изоляцией от общества; - законностью и обоснованностью освобождения осужденных от отбывания наказания по отбытии срока, условно-досрочно, по болезни, на основании актов амнистии и помилования.
- Осуществление прокурором функции процессуального руководства предварительным расследованием по уголовному делу, которая УПК и Законом АР «О прокуратуре» ныне возложена на органы прокуратуры, вступает в противоречие с Конституцией страны, существенно ограничивает процессуальные полномочия следователя, является вмешательством в полномочия начальника следственного подразделения. Помимо этого, осуществление прокурором одновременно функций и процессуального руководства предварительным расследованием, и надзора за ним нарушает принцип сдержек и противовесов в уголовном преследовании, где прокурор должен выступать прежде всего как гарант законности и защиты конституционных прав и свобод потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Учитывая это, автор полагает, что в ходе реформы УПК и Закона АР «О прокуратуре» необходимо освободить органы прокуратуры от выполнения функций процессуального руководства предварительным расследованием.
- С целью адаптации деятельности органов прокуратуры страны к рекомендациям СЕ необходимо усилить надзорные функции прокуратуры района (города) и приравненных к ней прокуратур, сделать эти структурные подразделения органов прокуратуры страны ведущим звеном в обеспечении законности в уголовном судопроизводстве, пересмотреть функции и полномочия этих прокуратур как на стадии досудебного, так и судебного разбирательства по уголовному делу. В частности, в диссертации обоснован вывод о необходимости снятия ограничения относительно должностных лиц указанного звена прокуратуры, имеющих право на поддержание в суде государственного обвинения. Автор полагает, что полномочия по выполнению названных функций должны возлагаться также на этих прокуроров, их заместителей и помощников. В этой связи он предлагает внести соответствующие изменения в УПК и Закон АР «О прокуратуре», а также в соответствующие приказы Генерального прокурора с тем, чтобы обеспечить порядок, при котором один и тот же прокурор (его заместитель или помощник) будет осуществлять надзор за ходом уголовного преследования, начиная с возбуждения уголовного дела и до поддержания государственного обвинения.
- Необходимо существенно расширить дискреционное право прокурора в уголовном судопроизводстве, позволяющее ему решать вопрос о целесообразности начала уголовного преследования, а также в отдельных случаях идти на разумный компромисс с обвиняемым в обмен на его конструктивное сотрудничество с органами уголовного преследования.
- Учитывая принципиальную значимость стадии возбуждения уголовного дела в вопросах обеспечения конституционной законности в уголовном судопроизводстве, соблюдения прав и свобод человека, необходимо процессуальные полномочия по возбуждению уголовного дела и отказу в возбуждении уголовного дела сделать в Азербайджане исключительным правом прокурора.
- В ходе реформы уголовно-процессуального законодательства страны необходимо пересмотреть порядок, при котором потерпевший выступает в уголовном судопроизводстве в качестве пассивного участника процесса. Учитывая, что это противоречит конституционным правам потерпевшего и рекомендациям СЕ, в диссертации обосновывается вывод о необходимости дополнения ст. 314.2. УПК АР положением, согласно которому отказ государственного обвинителя от дальнейшего поддержания в суде обвинения не будет основанием для прекращения уголовного преследования, если против этого возражает потерпевший. В этом случае, согласно предлагаемому варианту, суд продолжает разбирательство и разрешает дело в обычном порядке, но без участия государственного обвинителя, а обвинение поддерживается потерпевшим лично или через своего представителя.
- В соответствии с существующими правилами в Генеральной прокуратуре и в аппаратах других вышестоящих прокуратур прокуроры управлений (отделов) принимают те или иные процессуальные решения по конкретному уголовному делу не от своего имени, а за подписью руководителя органов прокуратуры или его заместителя, в силу чего их последующее обжалование следователем становится достаточно проблематичным. Поэтому в диссертации обосновывается вывод о необходимости наделения начальника и прокурора этих управлений (отделов) полномочиями прокурора, осуществляющего процессуальное руководство предварительным расследованием, что устранит разрыв между фактическими отношениями и их процессуальным оформлением, а также повысит ответственность лица, непосредственно принимающего решение.
- В настоящее время органы прокуратуры страны осуществляют предварительное следствие по делам о более чем ста видах преступлений. Не оспаривая важности расследования отдельных категорий уголовных дел непосредственно органами прокуратуры, вместе с тем в диссертации обосновывается вывод о необходимости существенного ограничения перечня преступлений, предварительное расследование по которым осуществляется органами прокуратуры. Такое сокращение можно было бы осуществить за счет исключения из подследственности прокуратуры уголовных дел о преступлениях, отнесенных УК АР к категории деяний, не представляющих большой общественной опасности, и значительного числа деяний, отнесенных к категории менее тяжких преступлений. Сокращение уголовных дел, подследственных прокуратуре, позволит высвободить большое количество работников органов прокуратуры и использовать их для выполнения надзорных функций органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве.
- В соответствии с Конституцией и Законом «О прокуратуре» прокуратура не является органом борьбы с преступностью (не вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность). Поэтому целесообразно вопросы борьбы с коррупцией отнести к компетенции органа, создаваемого в соответствии с Конвенцией ООН «Против коррупции». В связи с этим Управление по борьбе с коррупцией, входящего в состав структуры Генеральной прокуратуры, необходимо реорганизовать в Управление по расследованию уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности.
- Принимая во внимание, что в соответствии с рекомендациями СЕ осуществление функций по надзору за исполнением законов несовместимо с деятельностью прокуратуры как органа уголовного преследования, в диссертации обосновывается предложение наделить Министерство юстиции полномочиями по контролю (надзору) за исполнением законов и правом обращения в суд с иском о признании нормативных актов исполнительной ветви власти противоречащим Конституции и иным законам.
- Реформирование органов прокуратуры в свете рекомендаций СЕ, адаптация правовых основ их деятельности к международно-правовым стандартам, укрепление конституционной законности в уголовном судопроизводстве, обеспечение надлежащего соблюдения прав и свобод участников уголовного процесса и т.д. предполагают не только совершенствование Конституции, УПК, Закона АР «О прокуратуре», иных нормативных актов и приказов Генерального прокурора страны. Наряду с этим крайне важно обеспечить прокуроров и следователей необходимым научно-методическим инструментарием и справочно-консультативным материалом, систематически проводить с ними тренинги по актуальным проблемам материального и процессуального права, не реже одного раза в пять лет повышать их квалификацию. Для решения данной проблемы целесообразно в Азербайджане наряду с Академией юстиции, в которой предполагается осуществлять переподготовку работников юстиции, прокуроров (за исключением государственных обвинителей) и следователей, создать при Судебно-правовом совете Школу по обучению судей и государственных обвинителей, на которую возложить как вопросы переподготовки судей и государственных обвинителей, так и начальной (базовой) подготовки кандидатов на эти должности;
- Учитывая многочисленные сложности, возникающие у следователей и прокуроров в ходе уголовного преследования по вопросам применения норм материального и процессуального права, целесообразно создать в составе Управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры Азербайджанской Республики научно-консультативную службу, специалисты которой на основе запросов прокуроров и следователей будут давать им советы рекомендательного характера по правильному применению тех или иных норм различных отраслей законодательства, консультировать их по конкретным правовым вопросам. Перечисленные выше предложения и рекомендации в своей совокупности могут служить доктринальной моделью концепции реформирования органов прокуратуры Азербайджанской Республики в свете рекомендаций СЕ и стать фундаментом для адаптации правовых основ их деятельности к европейской модели организации и деятельности прокуратуры. Полученные результаты могут также служить основой для дальнейших научных исследований проблем реформирования правовых основ организации и деятельности органов прокуратуры страны.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия:
1. Джафаров А.М. Прокуратура Азербайджана: до и после реформ. Монография. – Баку, 2003. 12, 6 п.л.
2. Джафаров А.М. Примерный перечень вопросов для аттестации сотрудников органов прокуратуры Азербайджанской Республики. Учебное пособие. – Баку, 2003. 15,5. п.л.
3. Совет Европы о роли прокуратуры в демократическом обществе. Учебное пособие. – Баку, 2006. 11 п.л.
4. Динамические методы анализа преступности. Монография. – Баку, 2007. 13,5 п.л.
5. Джафаров А.М. Проблемы реформирования органов прокуратуры Азербайджанской Республики. Монография. – Баку, 2007. 25,5 п.л.