- В связи с тем, что современные социокультурные процессы создают новые возможности, виды и формы общения для представителей разных культур, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалоговое взаимодействие, толерантное отношение к культуре партнеров по коммуникации, то все это порождает потребность введения в научный оборот термина «межкультурная компетентность», понимаемого автором как социокультурное качество личности, необходимое для ее адаптации к инокультурным условиям, для успешного и эффективного межкультурного общения, совместной деятельности и сотрудничества с носителями иных культур.
- Межкультурная компетентность в качестве важнейшей индивидуальной и групповой характеристики формируется из двух источников, имеющих глобальный и глокальный масштабы: а) интенсивного распространения и углубления тотального явления мультикультурализма и б) ускоренного становления и развития межкультурной коммуникации. Первый источник можно назвать идеологическим - он формирует содержательный ряд межкультурной компетентности. Второй источник можно назвать технологическим - он формирует инструментальный ряд межкультурной компетентности.
- Синергийный поток идеологии мультикультурализма и технологии межкультурной коммуникации образует стихийные (хаотические) основания для формирования у людского сообщества межкультурной компетентности, однако целенаправить (упорядочить) этот процесс, обладающий свойством флуктуации, возможно лишь приданием ему аттрактивных свойств. Решающей идеолого-технологической предпосылкой для превращения хаоса бессознательного в порядок сознательного на уровнях индивида, этнокультурной группы, этнической общности, мирового сообщества является согласованная на общечеловеческих концептах бытия глобальная и глокальная государственная культурная политика, формируемая на основе равенства коммуникативных возможностей всех акторов межкультурного общения, а также медийной их образованности и компьютерной грамотности.
- Существует устойчивая взаимосвязь и взаимозависимость между состоянием межкультурной компетентности и общей структурой качеств ее субъектов, поскольку, с одной стороны, повышение межкультурной компетентности способствует усилению интереса каждого субъекта к культуре партнеров и к своей собственной культуре, а, с другой - познание обеих культур способствует формированию и развитию ее межкультурной компетентности в условиях глобализации культуры. В этих условиях межкультурная компетентность выполняет задачу не только обмена информацией в процессе взаимодействия людей, являющихся носителями отличающихся друг от друга ценностей и типов поведения, но она также детерминирует и формирует межкультурную толерантность партнеров по коммуникации, адаптируя тем самым представителей разных этнических и национальных культур друг к другу и к мультикультурности единого глобализированного мира.
- Межкультурная компетентность представляет собой одну их форм воспроизводства, сохранения, развития и трансляции культуры каждого этноса в сознании и поведении его отдельных представителей, а также в едином фонде общечеловеческих ценностей мировой культуры. Она представляет собой особое социокультурное явление, которое способствует взаимопроникновению культур и открытости их друг другу, что выступает важнейшим условием взаимодействия представителей разных культур в глобализированном мультикультурном пространстве мирового сообщества.
- Межкультурная компетентность является духовно-практическим продуктом морально и материально стимулируемой системы воспитания и самовоспитания граждан, поставленного на идеолого-технологический поток обществом, государством, международными организациями и учреждениями. Ключевую роль здесь играет информационно-вещательная сфера (массмедиа) как структура и институт системы социального (духовного) воспроизводства, отдающая проблемно-тематический примат фактам, событиям, явлениям культурной жизни, прибегающая к их социально-эстетическим трактовкам на основе общечеловеческих ценностей, избегающая диспропорций «своего» и «чужого» социокультурного материала, сдерживающая негативное влияние на сознание и поведение людей широко тиражируемой массовой культуры.
- Объективной основой для формирования и существования межкультурной компетентности являются этнокультурные различия и сходства народов, которые определяются ландшафтом и климатом, условиями их проживания в разных странах, различным положением в структуре общества, типом религии, образом жизни и другими причинами. Среди существующих культурных различий особое место занимают менталитет и языковые формы самосознания каждой культуры, которые в совокупности формируют специфическую этнокультурную картину мира, выражающуюся в различном видении и оценке каждой культурой одних и тех же явлений (в том числе - другой культуры).
- Практика формирования межкультурной компетентности в той или иной степени связана с преодолением этнокультурных стереотипов и предрассудков, которые являются социокультурными барьерами межкультурного диалога, существенно ограничивающими эффективность межкультурной коммуникации. Поэтому эффективность межкультурного диалога достигается, в частности, за счет преодоления соответствующих стереотипов и предрассудков путем заимствования и использования одной культурой артефактов другой. В результате межкультурная компетентность становится тем свойством личности или сообщества, которое позволяет партнерам по межкультурной коммуникации осуществлять совместную деятельность, создавать общие культурные ценности, формировать единое социокультурное пространство, в котором могут взаимодействовать представители различных культур и этносов.
1.Садохин А.П. Межкультурная компетентность как социокультурный феномен: Монография. – Калуга, Изд-во «Эйдос», 2008. – 268 с. (16,7 п.л.).
2.Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Научное издание. – М.: Высшая школа, 2005. – 310 с. (19 а. л.)
3.Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 271 с. (17 а. л.)
4.Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. – 288 с. (18 а. л.)
5.Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с. (18 а. л.) (авторский вклад 6 а. л.)
6.Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 365 с. (20 а. л.) (авторский вклад 10 а. л.)
7.Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 624 с. (39 а. л.)
8.Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 687 с. (40 а. л.) (авторский вклад 20 а. л.)
Публикации в научных журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов исследования в области культурологии
9.Садохин А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации: (Опыт системного анализа) // Общественные науки и современность. – 2008 № 3. – С. – 156-166.
10.Садохин А.П. Компетентность или компетенция в межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. – №3. – С.39 – 56.
11.Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. – Т. Х. – 2007. – № 1. – С.125 – 139.
12.Садохин А.П. Компетентность и компетентностный подход в диалоге культур // Журнал социологии и социальной антропологии. – Т. ХI. – 2008. – № 2. – С. 80 – 92.
13.Садохин А. «Свой – чужой» в межкультурной коммуникации // Вопросы культурологии. – М., 2007. – № 3. – С.15 – 19.
14.Садохин А.П. Метод тренинга в формировании межкультурной компетентности // Обсерватория культуры: Журнал – обозрение, 2007. – № 3. – С.90 – 95.
15.Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации // Обсерватория культуры: Журнал – обозрение, 2008. – № 2. – С.26 – 32.
16.Садохин А. П. Диалог культур: общение или коммуникация? // Государственная служба. Научно-политический журнал. – 2008. – № 4 (54). – С.150-154.
Научные статьи, материалы, тезисы
17.Садохин А.П. Толерантное сознание: сущность и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 – С. 20 – 31.
18.Садохин А.П. Межкультурное понимание как основа толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 – С.163 – 181.
19.Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Межкультурное взаимодействие и культурная толерантность // Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-С. 244-250.
20.Садохин А.П. Теории этнокультурного взаимодействия // Садохин А.П. Этнология: Учебник.- М., Гардарики, 2004.- С. 245-249.
21.Садохин А.П. Глобализация в международных отношениях // Садохин А.П. Политология. Конспект лекций: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006. – С. 194 – 197.
22.Садохин А.П. Культурная идентичность и межкультурная коммуникация // Искусство в контексте цивилизационной идентичности. – М.: Государственный институт искусствознания, 2006. – С. 260 – 270.
23. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып. XI. – М., 2007. – С. 86 – 98.
24.Садохин А.П. Толерантность и компетентность в межкультурной коммуникации // Архетип. – М., 2007. – № 1. – С.51 – 59.
25.Садохин А.П. Многообразие культур и межкультурная коммуникация // Университетские чтения. Сб. статей ИППК МГУ / Редкол.: Воронкова Л.П., Бажуков В.И. – М.:МАКС Пресс, 2007. – Вып. 13. – С. 36 – 48.
26.Садохин А.П. Образовательный практикум в межкультурной коммуникации // Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал № 3 (27). – 2007. – С. 157 – 177.
27.Садохин А.П. Тренинг как метод обучения межкультурной компетентности / Медиакультура новой России. Материалы международной научной конференции (Екатеринбург, 8-10 июня 2007 г.). Том II / Под ред. Н.Б. Кирилловой и др. – Екатеринбург – Москва: Академический проект, 2007. – С. 385 – 398.
28.Садохин А.П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы международной конференции. Москва, РАГС, 13–16 сентября 2007 г. / Под общ. ред. В.К. Егорова.– М.: Изд–во РАГС, 2008. – С. 251–255.
29.Садохин А.П. Современный музей: межкультурные коммуникации и коммуникативные разрывы // Культура и культурная политика: Материалы научно- методического семинара. Выпуск 5. Музей в социокультурных реалиях / Под общ. ред. О.Н. Астафьевой, В.К. Егорова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. (0,5 п.л.)
30.Садохин А.П. Основные стратегии аккультурации в формировании межкультурной компетентности // Культура и культурная политика. Становление отечественной культурологии: культурология в событиях и лицах. Памяти профессора И.Н. Лисаковского / Под общ. ред. О.Н. Астафьевой, В.К. Егорова. – М.: МАКС-Пресс, 2008.