- Научное осмысление социокультурного развития США реализовалось в русле трех культурных моделей, которые можно обозначить как европоцентризм, американоцентризм и мультикультурализм. Диссертант предлагает новую парадигму, основанную на признании факта, что в северной Америке в XVII - XIX вв. сформировался самостоятельная этническая группа - американцы США. Связывая культурогенез с процессами этнизации, освободившись от присущих европоцентризму, американоцентризму и мультикультурализму внеисторизма, учитывая стадиальность национальной культурной динамики, автор анализирует многие управляющие ею социально-экономические, политические факторы, объясняет изначально присущую Америке культурную фрагментарность.
- Американская цивилизация формировалась на этапе перехода от «религиозного» к «цивилизованному» типу культуры. Данным обстоятельством автор определяет сущностные черты американской нации - этос, основополагающие - «психоментальные» особенности (определенный склад ума, предсказуемые реакции на те или иные явления и события, жизненные приоритеты). Переходный характер культурно-исторического типа предопределил доминирующие тенденции культурной динамики; социально-экономические особенности хозяйственного уклада, формы и методы американского капитализма, а так же векторы развития государственно-политических институтов (демократическая форма правления, характерные для политики США агрессивность, экспансионизм и т.д.).
- Утверждается существенность черт, характерных для «религиозного» и «цивилизованного» типов культуры, особая значимость дискурса. Его разнообразные формы (от наставлений и проповедей XVII - начала XVIII вв. до политических памфлетов и риторики периода Революции и Войны за Независимость, рассказов, повестей и романов эпохи романтизма и исторических сочинений Дж. Бэнкрофта, Ф. Паркмена и многих др. начала и середины XIX в.) были очень значимы не только для культурной динамики США XVII - XIX вв., но и для окончательной этнокультурной самоидентификации американцев в первой половине XIX столетия.
- Автор устанавливает, что длительное (по сравнению с западной Европой) господство романтической художественной системы в искусстве США объясняется особенно интенсивными в тот период времени этнокультурными процессами и стремлением американской нации к культурной самоидентификации.
- Культурная фрагментарность США объясняется региональным характером исторического развития американского государства. Каждый из формировавшихся на «границе» регионов созидал собственное культурное пространство, обладавшее своим оригинальным «культурным стилем». Разнообразные литературные формы (фольклорные, газетно-журнальные, книжные) и жанры (легенды, предания, юмор, воспоминания и путевые заметки, рассказы «местного колорита», лирические стихотворения и т.д.), генерируясь в регионах, обогащали и развивали общенациональную словесность, становились важным средством региональной самоидентификации.
- Дальний Запад США автор рассматривает как наиболее репрезентативный из североамериканских регионов и наиболее наглядный с позиций этнокультурной динамики. Здесь в 1840-е - 1880-е гг. сформировался относительно самостоятельный субэтнос, который не был антагонистичен к североамериканскому - «материнскому» по отношению к нему - этносу. Своеобразным «генератором» этнокультурных и социально-экономических процессов в регионе стала калифорнийская «золотая лихорадка» 1849-го года, коренным образом преобразившая регион. Она трансформировала его этнодемографическую структуру: во-первых, изменился не только количественный, но и качественный состав населения - от мононационального испано-мексиканского к гетерогенному многонациональному; во-вторых, сменились социальные (от иерархированной кастовой феодально-латифундистской структуры к «прямой» демократии), экономические (от патриархально-натурального типа хозяйства к индустриальному капиталистическому) и культурные векторы локального развития (от сохраняющего выразительные черты «религиозного» типа сельской культуры к «цивилизованной» городской культуре).
- Уникальные по своим темпам и радикальности социокультурные и социально-экономические процессы, происходившие в регионе в 1840-е - 1880-е гг., привели к изменению культурной парадигмы, способствовали формированию оригинального регионального «культурного стиля», для которого были характерны своеобычные ритуалы и традиции, собственные ценности и своя атмосфера. Большое значение в их становлении и развитии играли интенсивные процессы аккультурации, транскультурации и культурной диффузии. Регион в течение довольно длительного времени был труднодоступен, это способствовало «консервации» местного «культурного кода» и развитию многих уникальных культурных черт и символатов: а) стихийно сложившиеся формы прямого народного правления; б) виджилантизм; в) «суды Линча»; г) отношение к смерти; д) соседство духа соревновательности и готовность всегда прийти на помощь; е) пренебрежение к сословности и т.д.
- Культура Дальнего Запада была «городской культурой». Особое место принадлежало г. Сан-Франциско - региональной экономической и культурной метрополии. Во-первых, в Сан-Франциско были сосредоточены основные художественно-креативные силы, здесь издавались книги, большинство газет и журналов, кипела литературная, театральная, художественная жизнь, работали университеты и библиотеки. Во-вторых, большое значение в процессах региональной этнокультурной самоидентификации принадлежало разнообразным формам регионального дискурса. Особое место среди них занимает региональная литературная традиция. Ее развитие шло по направлению от становления литературы «местного колорита» к литературе региональной. В этом заключается глубокий этнокультурный смысл - отражение этапов формирования регионального сообщества: от разрозненных консорций к региональному субэтносу.
- Региональная литературная традиция демонстрирует тенденцию к своеобразной «культурной сецессии» (дихотомия «мы и они»), которая представляется важным средством региональной субэтнической самоидентификации. Феномен реализуется в мифологизации регионального социокультурного контента, в характерном для местных писателей (Ф. Брета Гарта и др.) стремлении отделить недавнее «героическое» - воспринимаемое как «сакральное» - прошлое от «профанного» настоящего. Основной «инструмент» мифологизации видится в формировании собственного «пантеона» региональных литературных «сакральных» героев; главным художественным средством при этом выступают малые эпические формы - рассказ и лирическое стихотворение. Процессы региональной этнокультурной самоидентификации не были ограничены сферой художественной литературы, но реализовывались и в развитии документальной прозы, регионального научно-исторического дискурса.
2.Танасейчук А.Б. Образование и культура: материалы круглого стола // Интеграция образования [Саранск]. – 2006. – № 2 (43). – С.181-182.
3.Танасейчук А.Б. Региональный фактор в становлении и развитии североамериканской цивилизации / А.Б. Танасейчук // Регионология [Саранск]. – 2007. – № 4. – С. 295 – 304.
4.Танасейчук А.Б. Об истоках регионализма в США / А.Б. Танасейчук // Регионология [Саранск]. – 2008. – № 2. – С. 322 – 324.
5.Танасейчук А.Б. VII Конгресс этнографов и антропологов России (Региональная проблематика) (в соавторстве) / Л.И. Никонова, А.Б. Танасейчук // Регионология [Саранск]. – 2008. – № 2. – С. 368 – 371.
6.Танасейчук А.Б. О культурных моделях североамериканской цивилизации и путях ее дальнейшего исследования / А.Б. Танасейчук // Обсерватория культуры. – 2008. – № 3. – С. 120-125.
7.Танасейчук А.Б. «Фабрика истории» Г.Х. Бэнкрофта и процессы региональной социокультурной самоидентификации / А.Б. Танасейчук // Регионология [Саранск]. – 2008. – № 3. – С. 303 – 310.
8.Танасейчук А.Б. «Вы были тем человеком, который поощрял мою страсть к чтению…» (Об Айне Кулбрит) / А.Б. Танасейчук // Библиотековедение. – 2008. – № 5. – С. 86-90.
Монографии:
9.Танасейчук А.Б. Американский регионализм и формирование культурного пространства Дальнего Запада США / А.Б. Танасейчук; науч. ред. проф. Н.И.Воронина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – 264 с.
10. Танасейчук А.Б. Очертания уникального: формирование культурного пространства Соединенных Штатов Америки и проблема североамериканского этноса / А.Б. Танасейчук; науч. ред. проф. Н.И. Воронина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 144 с.
11. Танасейчук А.Б. Амброз Бирс. Ранние годы: творчество 1860 – 1880 гг. в контексте региональных и национальных литературных традиций / А.Б.Танасейчук. – Саранск: Тип. «Красн. Октябрь», 2006. – 168 с.
12. Танасейчук А.Б. Амброз Бирс: от полудня до заката. Творчество второй половины 1880-х – 1900-х гг. в контексте региональных и национальных литературных традиций/ А.Б. Танасейчук. – Саранск [б.и.], 2006. – 216 с.
Прочие публикации:
13.Танасейчук А.Б. Творчество Э. Бирса и жанровая эволюция новеллы в США / А.Б. Танасейчук // III-я Всесоюзная научная конференция ученых-филологов. – Ленинград; Тбилиси: Мецниереба, 1983. – С. 177 – 178.
14.Танасейчук А.Б. Раннее творчество Э. Бирса и калифорнийский «литературный фронтир» / А.Б. Танасейчук // Мордов. ун – т, 1984. – 14 с. – Деп. в ИНИОН АН СССР. 29.05. 84. № 16924.
15.Танасейчук А.Б. Критические эссе о Бирсе / А.Б. Танасейчук // Общественные науки за рубежом. РЖ ИНИОН АН СССР. – Сер. 7: Литературоведение. – 1984, № 6. – С. 103 – 105.
16.Танасейчук А.Б. От демократии к монархизму. К вопросу о политических взглядах Э.Бирса / А.Б. Танасейчук // Литература и журналистика США: Аннотированный указатель / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 87 – 89.
17.Танасейчук А.Б. Тема Гражданской войны Севера и Юга в творчестве Э.Бирса / А.Б. Танасейчук // Всесоюзн. науч. конф. «Октябрь и литература США». – М. .: Изд-во МГУ, 1987. – С.33 – 34.
18.Танасейчук А.Б. Ранние юмористические рассказы Э. Бирса (К вопросу о традиции и новаторстве) / А.Б. Танасейчук // Эксперимент и традиция в американской литературе и журналистике: Всесоюзн. науч. конф. филологов-американстов. – М. .: Изд-во МГУ, 1990. – С. 51 – 52.
19.Танасейчук А.Б. «Клуб Богемы» Сан-Франциско и становление литературы Дальнего Запада США / А.Б. Танасейчук // Филологические заметки: Межвуз. сб. науч. работ. – Саранск: МГПИ, 1993. – Вып. 2. – С. 16 – 18.
20.Танасейчук А.Б. Единственная повесть А. Бирса / А.Б. Танасейчук // Странник [Саранск] – 1995, № 1. – С. 109 – 110.
21.Танасейчук А.Б. Литература Дальнего Запада США второй половины XIX века / А.Б. Танасейчук. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. – 8 с.
22.О «страшном» рассказе. // Странник [Саранск]. – 1999, № 4. – С. 155 – 156.
23.Танасейчук А.Б. Литературный герой и прототип: Рэсс Бриссенден в романе Джека Лондона «Мартин Иден» и Джордж Стерлинг // Вестник Мордовского ун-та. – 2000, № 3-4. – С. 81 – 84.
24.Танасейчук А.Б. Дальний Запад в литературе и литература Дальнего Запада США: о параметрах и границах явлений / А.Б. Танасейчук // Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. трудов. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. – 2002. – С. 83 – 85.
25.Танасейчук А.Б. Амброз Бирс (1842 – 1913?) / Бирс А. Психологическое кораблекрушение: Повесть и рассказы. Материалы к творческой биографии писателя: пер. с англ., статьи и коммент. А.Б. Танасейчука [учебное издание] / А.Б. Танасейчук. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. – С. 5 – 8.
26.Танасейчук А.Б. Восприятие творчества Амброза Бирса в России / А.Б.Танасейчук // Вестник Мордовского ун-та. – 2003, № 3-4. – С. 88 – 94.
27.Танасейчук А.Б. Литература Дальнего Запада США: между мифом и реальностью / А.Б. Танасейчук // Литература: миф и реальность. – Казань: Изд-во КГУ, 2004. – С. 130 – 132.
28.Танасейчук А.Б. Амброз Бирс и его восприятие в России // Бирс А. Случай на мосту через Совиный ручей: Рассказы, повесть. Материалы к творческой биографии писателя: пер. с англ., статьи и коммент. А.Б. Танасейчука [учебное издание] / А.Б. Танасейчук – Саранск: «Референт», 2004. – С. 129 – 136.
29.Танасейчук А.Б. О «страшном» рассказе в англо-американской литературной традиции / А.Б. Танасейчук // Несчастный случай: коммент. антология «страшного» рассказа: пер. с англ., статьи и коммент. А.Б. Танасейчука [учебное издание]. – Саранск, 2004. – С.6-14.
30.Танасейчук А.Б. Амброз Гвинетт Бирс (1842-1913?) / А.Б. Танасейчук // Несчастный случай: коммент. антология [учебное издание]. – Саранск, 2004. – С. 20-22.
31.Танасейчук А.Б. Уильям Генри Родз: романтик среди золотоискателей / А.Б. Танасейчук // Гуманитарные науки: В поиске нового / Межвуз. Сб. научных трудов – Вып. III. – Саранск, РНИИЦ, 2004 – С. 277 – 283.
32.Танасейчук А.Б. Амброз Бирс: «Один из пропавших без вести» // А.Бирс “Словарь Сатаны” и другие произведения: пер. с англ., статьи и коммент. А.Б. Танасейчука [учебное издание] / А.Б. Танасейчук. – Саранск, 2005. – С. 3-8.
33.Танасейчук А.Б. О параметрах и границах понятия «литература Дальнего Запада США» / А.Б. Танасейчук // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы IV-ой Международной конференции. В 2-х тт. Т. 2. – М.: «Таганка», 2005. – С. 190-192.
34.Танасейчук А.Б. «Неоконченный диалог»: к проблеме творческого взаимодействия Э. Маркэма и А. Бирса / А.Б. Танасейчук // М.М. Бахтин в современном гуманитарном мире: Материалы V Саранских международных чтений 16-17 ноября 2005 года. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. – С. 121-125.
35.Танасейчук А.Б. О переводах произведений А. Бирса на русский язык / А.Б. Танасейчук // Русско-зарубежные литературные связи: Межвуз. сб. науч. трудов. – Нижний Новгород: НГПУ, 2006. – Вып. II. – С. 348-350.
36.Танасейчук А.Б. Культурно-историческое развитие североамериканских колоний: регионально-этнографический аспект / А.Б. Танасейчук // VII конгресс этнографов и антропологов России: доклады и выступления. Саранск: НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – С.315.
37.Танасейчук А.Б. Особенности эволюции культурных моделей: восприятия североамериканской цивилизации / А.Б. Танасейчук // Феникс – 2007: Ежегодник кафедры культурологии. – Саранск, 2007. – С. 68 – 73.
38.Танасейчук А.Б. Истоки и своеобразие культурно-исторического типа американской цивилизации / А.Б. Танасейчук // Феникс – 2008: Ежегодник кафедры культурологии. – Саранск, 2008. – С. 99 - 102.