Научная тема: «КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ США XIX ВЕКА)»
Специальность: 24.00.01
Год: 2008
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научное осмысление социокультурного развития США реализовалось в русле трех культурных моделей, которые можно обозначить как европоцентризм, американоцентризм и мультикультурализм. Диссертант предлагает новую парадигму, основанную на признании факта, что в северной Америке в XVII - XIX вв. сформировался самостоятельная этническая группа - американцы США. Связывая культурогенез с процессами этнизации, освободившись от присущих европоцентризму, американоцентризму и мультикультурализму внеисторизма, учитывая стадиальность национальной культурной динамики, автор анализирует многие управляющие ею социально-экономические, политические факторы, объясняет изначально присущую Америке культурную фрагментарность.
  2. Американская цивилизация формировалась на этапе перехода от «религиозного» к «цивилизованному» типу культуры. Данным обстоятельством автор определяет сущностные черты американской нации - этос, основополагающие - «психоментальные» особенности (определенный склад ума, предсказуемые реакции на те или иные явления и события, жизненные приоритеты). Переходный характер культурно-исторического типа предопределил доминирующие тенденции культурной динамики; социально-экономические особенности хозяйственного уклада, формы и методы американского капитализма, а так же векторы развития государственно-политических институтов (демократическая форма правления, характерные для политики США агрессивность, экспансионизм и т.д.).
  3. Утверждается существенность черт, характерных для «религиозного» и «цивилизованного» типов культуры, особая значимость дискурса. Его разнообразные формы (от наставлений и проповедей XVII - начала XVIII вв. до политических памфлетов и риторики периода Революции и Войны за Независимость, рассказов, повестей и романов эпохи романтизма и исторических сочинений Дж. Бэнкрофта, Ф. Паркмена и многих др. начала и середины XIX в.) были очень значимы не только для культурной динамики США  XVII - XIX вв., но и для окончательной этнокультурной самоидентификации американцев в первой половине XIX столетия.  
  4. Автор устанавливает, что длительное (по сравнению с западной Европой) господство романтической художественной системы в искусстве США объясняется особенно интенсивными в тот период времени этнокультурными процессами и стремлением американской нации к культурной самоидентификации.
  5. Культурная фрагментарность США объясняется региональным характером исторического развития американского государства. Каждый из формировавшихся на «границе» регионов созидал собственное культурное пространство, обладавшее своим оригинальным «культурным стилем». Разнообразные литературные формы (фольклорные, газетно-журнальные, книжные) и жанры (легенды, предания, юмор, воспоминания и путевые заметки, рассказы «местного колорита», лирические стихотворения и т.д.), генерируясь в регионах, обогащали и развивали общенациональную словесность, становились важным средством региональной самоидентификации.
  6. Дальний Запад США автор рассматривает как наиболее репрезентативный из североамериканских регионов и наиболее наглядный с позиций этнокультурной динамики. Здесь в 1840-е - 1880-е гг. сформировался относительно самостоятельный субэтнос, который не был антагонистичен к североамериканскому - «материнскому» по отношению к нему - этносу. Своеобразным «генератором» этнокультурных и социально-экономических процессов в регионе стала калифорнийская «золотая лихорадка» 1849-го года, коренным образом преобразившая регион. Она трансформировала его этнодемографическую структуру: во-первых, изменился не только количественный, но и качественный состав населения - от мононационального испано-мексиканского к гетерогенному многонациональному; во-вторых, сменились социальные (от иерархированной кастовой феодально-латифундистской структуры к «прямой» демократии), экономические (от патриархально-натурального типа хозяйства к индустриальному капиталистическому) и культурные векторы локального развития (от сохраняющего выразительные черты «религиозного» типа сельской культуры к «цивилизованной» городской культуре).
  7. Уникальные по своим темпам и радикальности социокультурные и социально-экономические процессы, происходившие в регионе в 1840-е - 1880-е гг., привели к изменению культурной парадигмы, способствовали формированию оригинального регионального «культурного стиля», для которого были характерны своеобычные ритуалы и традиции, собственные ценности и своя атмосфера. Большое значение в их становлении и развитии играли интенсивные процессы аккультурации, транскультурации и культурной диффузии. Регион в течение довольно длительного времени был труднодоступен, это способствовало «консервации» местного «культурного кода» и развитию многих уникальных культурных черт и символатов: а) стихийно сложившиеся формы прямого народного правления; б) виджилантизм; в) «суды Линча»; г) отношение к смерти; д) соседство духа соревновательности и готовность всегда прийти на помощь; е) пренебрежение к сословности и т.д.
  8. Культура Дальнего Запада была «городской культурой». Особое место принадлежало г. Сан-Франциско - региональной экономической и культурной метрополии. Во-первых, в Сан-Франциско были сосредоточены основные художественно-креативные силы, здесь издавались книги, большинство газет и журналов, кипела литературная, театральная, художественная жизнь, работали университеты и библиотеки. Во-вторых, большое значение в процессах региональной этнокультурной самоидентификации принадлежало разнообразным формам регионального дискурса. Особое место среди них занимает региональная литературная традиция. Ее развитие шло по направлению от становления литературы «местного колорита» к литературе региональной. В этом заключается глубокий этнокультурный смысл - отражение этапов формирования регионального сообщества: от разрозненных консорций к региональному субэтносу.
  9. Региональная литературная традиция демонстрирует тенденцию к своеобразной «культурной сецессии» (дихотомия «мы и они»), которая представляется важным средством региональной субэтнической самоидентификации. Феномен реализуется в мифологизации регионального социокультурного контента, в характерном для местных писателей (Ф. Брета Гарта и др.) стремлении отделить недавнее «героическое» - воспринимаемое как «сакральное» - прошлое от «профанного» настоящего. Основной «инструмент» мифологизации видится в формировании собственного «пантеона» региональных литературных «сакральных» героев; главным художественным средством при этом выступают малые эпические формы - рассказ и лирическое стихотворение. Процессы региональной этнокультурной самоидентификации не были ограничены сферой художественной литературы, но реализовывались и в развитии документальной прозы, регионального научно-исторического дискурса.
Список опубликованных работ
1.Танасейчук А.Б. Философская основа политических воззрений Э. Бирса / А.Б. Танасейчук // Вестник Ленинградского ун-та. – 1985. – Вып . 1. – С. 93 – 95.

2.Танасейчук А.Б. Образование и культура: материалы круглого стола // Интеграция образования [Саранск]. – 2006. – № 2 (43). – С.181-182.

3.Танасейчук А.Б. Региональный фактор в становлении и развитии североамериканской цивилизации / А.Б. Танасейчук // Регионология [Саранск]. – 2007. – № 4. – С. 295 – 304.

4.Танасейчук А.Б. Об истоках регионализма в США / А.Б. Танасейчук // Регионология [Саранск]. – 2008. – № 2. – С. 322 – 324.

5.Танасейчук А.Б. VII Конгресс этнографов и антропологов России (Региональная проблематика) (в соавторстве) / Л.И. Никонова, А.Б. Танасейчук // Регионология [Саранск]. – 2008. – № 2. – С. 368 – 371.

6.Танасейчук А.Б. О культурных моделях североамериканской цивилизации и путях ее дальнейшего исследования / А.Б. Танасейчук // Обсерватория культуры. – 2008. – № 3. – С. 120-125.

7.Танасейчук А.Б. «Фабрика истории» Г.Х. Бэнкрофта и процессы региональной социокультурной самоидентификации / А.Б. Танасейчук // Регионология [Саранск]. – 2008. – № 3. – С. 303 – 310.

8.Танасейчук А.Б. «Вы были тем человеком, который поощрял мою страсть к чтению…» (Об Айне Кулбрит) / А.Б. Танасейчук // Библиотековедение. – 2008. – № 5. – С. 86-90.

Монографии:

9.Танасейчук А.Б. Американский регионализм и формирование культурного пространства Дальнего Запада США / А.Б. Танасейчук; науч. ред. проф. Н.И.Воронина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – 264 с.

10. Танасейчук А.Б. Очертания уникального: формирование культурного пространства Соединенных Штатов Америки и проблема североамериканского этноса / А.Б. Танасейчук; науч. ред. проф. Н.И. Воронина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 144 с.

11. Танасейчук А.Б. Амброз Бирс. Ранние годы: творчество 1860 – 1880 гг. в контексте региональных и национальных литературных традиций / А.Б.Танасейчук. – Саранск: Тип. «Красн. Октябрь», 2006. – 168 с.

12. Танасейчук А.Б. Амброз Бирс: от полудня до заката. Творчество второй половины 1880-х – 1900-х гг. в контексте региональных и национальных литературных традиций/ А.Б. Танасейчук. – Саранск [б.и.], 2006. – 216 с.

Прочие публикации:

13.Танасейчук А.Б. Творчество Э. Бирса и жанровая эволюция новеллы в США / А.Б. Танасейчук // III-я Всесоюзная научная конференция ученых-филологов. – Ленинград; Тбилиси: Мецниереба, 1983. – С. 177 – 178.

14.Танасейчук А.Б. Раннее творчество Э. Бирса и калифорнийский «литературный фронтир» / А.Б. Танасейчук // Мордов. ун – т, 1984. – 14 с. – Деп. в ИНИОН АН СССР. 29.05. 84. № 16924.

15.Танасейчук А.Б. Критические эссе о Бирсе / А.Б. Танасейчук // Общественные науки за рубежом. РЖ ИНИОН АН СССР. – Сер. 7: Литературоведение. – 1984, № 6. – С. 103 – 105.

16.Танасейчук А.Б. От демократии к монархизму. К вопросу о политических взглядах Э.Бирса / А.Б. Танасейчук // Литература и журналистика США: Аннотированный указатель / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 87 – 89.

17.Танасейчук А.Б. Тема Гражданской войны Севера и Юга в творчестве Э.Бирса / А.Б. Танасейчук // Всесоюзн. науч. конф. «Октябрь и литература США». – М. .: Изд-во МГУ, 1987. – С.33 – 34.

18.Танасейчук А.Б. Ранние юмористические рассказы Э. Бирса (К вопросу о традиции и новаторстве) / А.Б. Танасейчук // Эксперимент и традиция в американской литературе и журналистике: Всесоюзн. науч. конф. филологов-американстов. – М. .: Изд-во МГУ, 1990. – С. 51 – 52.

19.Танасейчук А.Б. «Клуб Богемы» Сан-Франциско и становление литературы Дальнего Запада США / А.Б. Танасейчук // Филологические заметки: Межвуз. сб. науч. работ. – Саранск: МГПИ, 1993. – Вып. 2. – С. 16 – 18.

20.Танасейчук А.Б. Единственная повесть А. Бирса / А.Б. Танасейчук // Странник [Саранск] – 1995, № 1. – С. 109 – 110.

21.Танасейчук А.Б. Литература Дальнего Запада США второй половины XIX века / А.Б. Танасейчук. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. – 8 с.

22.О «страшном» рассказе. // Странник [Саранск]. – 1999, № 4. – С. 155 – 156.

23.Танасейчук А.Б. Литературный герой и прототип: Рэсс Бриссенден в романе Джека Лондона «Мартин Иден» и Джордж Стерлинг // Вестник Мордовского ун-та. – 2000, № 3-4. – С. 81 – 84.

24.Танасейчук А.Б. Дальний Запад в литературе и литература Дальнего Запада США: о параметрах и границах явлений / А.Б. Танасейчук // Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. трудов. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. – 2002. – С. 83 – 85.

25.Танасейчук А.Б. Амброз Бирс (1842 – 1913?) / Бирс А. Психологическое кораблекрушение: Повесть и рассказы. Материалы к творческой биографии писателя: пер. с англ., статьи и коммент. А.Б. Танасейчука [учебное издание] / А.Б. Танасейчук. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. – С. 5 – 8.

26.Танасейчук А.Б. Восприятие творчества Амброза Бирса в России / А.Б.Танасейчук // Вестник Мордовского ун-та. – 2003, № 3-4. – С. 88 – 94.

27.Танасейчук А.Б. Литература Дальнего Запада США: между мифом и реальностью / А.Б. Танасейчук // Литература: миф и реальность. – Казань: Изд-во КГУ, 2004. – С. 130 – 132.

28.Танасейчук А.Б. Амброз Бирс и его восприятие в России // Бирс А. Случай на мосту через Совиный ручей: Рассказы, повесть. Материалы к творческой биографии писателя: пер. с англ., статьи и коммент. А.Б. Танасейчука [учебное издание] / А.Б. Танасейчук – Саранск: «Референт», 2004. – С. 129 – 136.

29.Танасейчук А.Б. О «страшном» рассказе в англо-американской литературной традиции / А.Б. Танасейчук // Несчастный случай: коммент. антология «страшного» рассказа: пер. с англ., статьи и коммент. А.Б. Танасейчука [учебное издание]. – Саранск, 2004. – С.6-14.

30.Танасейчук А.Б. Амброз Гвинетт Бирс (1842-1913?) / А.Б. Танасейчук // Несчастный случай: коммент. антология [учебное издание]. – Саранск, 2004. – С. 20-22.

31.Танасейчук А.Б. Уильям Генри Родз: романтик среди золотоискателей / А.Б. Танасейчук // Гуманитарные науки: В поиске нового / Межвуз. Сб. научных трудов – Вып. III. – Саранск, РНИИЦ, 2004 – С. 277 – 283.

32.Танасейчук А.Б. Амброз Бирс: «Один из пропавших без вести» // А.Бирс “Словарь Сатаны” и другие произведения: пер. с англ., статьи и коммент. А.Б. Танасейчука [учебное издание] / А.Б. Танасейчук. – Саранск, 2005. – С. 3-8.

33.Танасейчук А.Б. О параметрах и границах понятия «литература Дальнего Запада США» / А.Б. Танасейчук // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы IV-ой Международной конференции. В 2-х тт. Т. 2. – М.: «Таганка», 2005. – С. 190-192.

34.Танасейчук А.Б. «Неоконченный диалог»: к проблеме творческого взаимодействия Э. Маркэма и А. Бирса / А.Б. Танасейчук // М.М. Бахтин в современном гуманитарном мире: Материалы V Саранских международных чтений 16-17 ноября 2005 года. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. – С. 121-125.

35.Танасейчук А.Б. О переводах произведений А. Бирса на русский язык / А.Б. Танасейчук // Русско-зарубежные литературные связи: Межвуз. сб. науч. трудов. – Нижний Новгород: НГПУ, 2006. – Вып. II. – С. 348-350.

36.Танасейчук А.Б. Культурно-историческое развитие североамериканских колоний: регионально-этнографический аспект / А.Б. Танасейчук // VII конгресс этнографов и антропологов России: доклады и выступления. Саранск: НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – С.315.

37.Танасейчук А.Б. Особенности эволюции культурных моделей: восприятия североамериканской цивилизации / А.Б. Танасейчук // Феникс – 2007: Ежегодник кафедры культурологии. – Саранск, 2007. – С. 68 – 73.

38.Танасейчук А.Б. Истоки и своеобразие культурно-исторического типа американской цивилизации / А.Б. Танасейчук // Феникс – 2008: Ежегодник кафедры культурологии. – Саранск, 2008. – С. 99 - 102.