Научная тема: «САЛОН КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2008
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Русская салонная культура XIX века как объект культурного наследования - это феномен, имеющий актуальную культурную ценность. При этом культурное наследование можно представить как процесс распредмечивания тех культурных смыслов (на уровне отдельной личности и общества в целом), которые хранятся в предметном бытии салонной культуры и которые раскрываются, интерпретируются, критически осмысливаются применительно к имеющейся наличной культуре. Это процесс внедрения элементов салонной культуры в общественную практику, в систему социальных и межличностных отношений сегодняшнего дня. Поскольку объекты культурного наследования (в данном случае русская салонная культура) связаны не только с миром вещей, отнесенных к культурным ценностям, но и способами деятельности, символами, духовными смыслами и пр., постольку наследуются и качества самого человека как носителя этой культуры.
  2. Салонная культура - это форма организации культурной жизни, имеющая свои специфические особенности, основные цели которой - камерное общение, приобщение к искусству. В этой связи салонная культура предстает как культура, характеризующаяся такими признаками, как специфика места проведения - гостиная частного дома влиятельного лица; особая роль хозяина (хозяйки) салона в организации его деятельности, декоре гостиной, подборе гостей; соответствующие правила поведения, общения, речи и специфические занятия, главные из которых - общение на темы, связанные, в первую очередь, с искусством, занятие искусствами, камерность.
  3. Русский дворянский салон представлял собой сложную форму культурно-художественной жизни дворянской России первой половины XIX века, в которой соединяются серьезные, глубокие интересы с развлечением, личное - с общественным, занятия искусствами - с обсуждением вопросов философии и политики. Русская салонная культура продолжает развитие европейских традиций и вместе с тем несет в себе отражение ее национальных особенностей.
  4. Как объект современных процессов культурного наследования в русской салонной культуре XIX века есть целый ряд позитивных моментов, которые имеют и сегодня большую ценность, а именно: салонная культура удовлетворяла потребности людей в интеллектуальном, культурном общении, давала знания в области искусства, формировала их эстетические вкус и идеалы, играла огромную роль в выработке мировоззренческих ориентиров, влияла на развитие тех или иных видов искусства и пр. Она подготавливала слушательскую аудиторию к восприятию высокого искусства, служила воспитанию определенных манер и моделей поведения, давала возможность обмена мнениями профессионалам и непрофессиональной аудитории, что служило их взаимному обогащению. Все эти цели салонной культуры созвучны и целям современной культуры.
  5. Среди наиболее привлекательных черт салона - камерность. Салон как камерная форма общения имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами организации культурно-просветительской деятельности. Он  полифункционален. В нем может быть создана психологически комфортная атмосфера, способствующая раскрытию творческих способностей личности. Возрождение салонов представляет широкие возможности для формирования духовной элиты общества, подготовленной слушательской аудитории. В настоящее время возникла необходимость пересмотра отношения к салонной культуре.
  6. Рассмотрение салонной культуры в качестве объекта культурного наследования требует и выявления ее негативных сторон, от которых следует отказаться. В этой связи можно назвать такие стороны салонной культуры, которые кажутся старомодными, не отвечают реалиям современности (например, чрезмерная манерность, жеманство, в чем-то излишний консерватизм, ролевая дифференциация гостей салона, которая могла надолго заклеймить человека как «провинциала», «шута» и пр., т.е. вела к его унизительной оценке и пр.). Сохраняя базисные черты салонной культуры, возможно модификационное изменение самого салона: например, место его проведения, включение дополнительных функций деятельности и пр.
  7. Салонную культуру в известной степени можно рассматривать как противостоящую массовой культуре, с ее ориентацией на «усредненного» человека, представленного как массового потребителя, которому хочется только развлечений. В этом плане салонная культура сближается с элитарной, ориентированной на небольшую группу людей, обладающих особой, художественной восприимчивостью и развитым эстетическим вкусом. Использование элементов салонной культуры, особенно в работе с молодежью, представляет широкие возможности для возрождения духовной элиты общества, способствует формированию подготовленной слушательской аудитории.
  8. Опыт высших учебных заведений XIX века показал возможность и необходимость использовать элементы салонной культуры в студенческой среде. Это внеклассные занятия, проходящие в форме камерного общения, основная цель которых - приобщение учащихся к искусству. Это могли быть и литературные, музыкальные вечера, где литературные и музыкальные произведения исполняли сами учащиеся, и спектакли домашнего театра и пр. Через салонную культуру обучающиеся были вовлечены в процесс культурного наследования; они, с одной стороны, усваивали нормы и идеалы высокой культуры,  с другой - выступали в роли ее творцов.
  9. Одна из форм возрождения салона в современной культуре - учебный салон, т.е. салон, который проводится в рамках определенной учебной программы, в учебные часы. Исследование показало эффективность такой формы организации учебного процесса в техническом вузе, поскольку позволяет решать целый комплекс задач, связанных с процессами воспитания и образования студентов.
  10. Салоны новой исторической генерации выполняют ряд дополнительных функций, не свойственных салону в традиционном понимании. В связи с этим можно говорить о салоне как о дополнительной форме обучения. Создание литературно-музыкальных салонов при учебных заведениях способствует интенсификации культурно-просветительской работы, - развитию исполнительского мастерства, удовлетворению коммуникативных потребностей и более полному раскрытию творческого потенциала учащихся.
Список опубликованных работ
1.Палий Е.Н. История становления художественно-эстетического образования в технических вузах России. – М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004.- 5,5 п.л.

2.Палий Е.Н. Традиции салонной культуры в технических вузах России. Век XIX и век XXI.- М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005.- 13,1 п.л.

3.Палий Е.Н. Салон как феномен культуры. Традиции и современность.- М.: Изд-во «Нефть и газ», 2008.- 20 п.л.

4.Палий Е.Н. Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке//Нефть, газ и бизнес.- 1995.- №3. - 0,3 п.л.

5.Палий Е.Н. Салон З. Волконской//Клуб.- 1996. №2. - 0,2 п.л.

6.Палий Е.Н. Литературно-музыкальный салон первой половины XIX века: Учебное пособие.- М.: ГАНГ им. И.М. Губкина, 1996.- 1,2 п.л.

7.Палий Е.Н. Музыкальный салон графа М.Ю. Виельгорского (1788-1856 гг.)// Сб. науч. тр.: Культура-искусство-образование, МГОПУ им. М.А. Шолохова, 1996.- 0,2 п.л.

8.Палий Е.Н. Салон как феномен отечественной культуры первой трети XIX века// Педагогика.- 1997.- № 6. -0,6 п.л.

9.Палий Е.Н. Салон Е.П. Ростопчиной в контексте московской культуры первой половины XIX века// Сб. науч. тр.: Культура-искусство-образование, МГОПУ им. М.А. Шолохова, 1997.- 0,2 п.л.

10.Палий Е.Н. Учебно-методическое пособие для курса по выбору «Литературная и музыкальная жизнь России XIX в.»- М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 1998.-1,25 п.л.

11.Палий Е.Н. Театр французской революции: Учебно-методическое пособие для курса по выбору «Литературная и музыкальная жизнь России XIX в.»- М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 1999.- 2,0 п.л.

12.Палий Е.Н. Русский салон – феномен культуры России XIX в.: Учебное пособие для курса по выбору «Литературная и музыкальная жизнь России XIX в.». - М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2000.-4,0 п.л.

13.Палий Е.Н. Литературно-музыкальный салон как новая форма учебно-воспитательной работы в техническом вузе// Сб. науч. тр.: Культура-искусство-образование, МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000.- 0,15 п.л.

14.Палий Е.Н. Очерки по истории Малого театра XIX в.: Учебное пособие для курса по выбору «Литературная и музыкальная жизнь России XIX в.» . – М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2001.- 2,0 п.л.

15.Палий Е.Н. Новая форма эстетического воспитания студентов технического вуза – учебный литературно-музыкальный салон// Матер. Всеросс. научн.-практич. конф., посв. 50-летию г. Альметьевска, «Проблемы формирования гуманитарной среды в техническом вузе».- Альметьевск: АНИ, 2002. -0,2 п.л.

16.Палий Е.Н. Новая форма художественно-эстетического воспитания студентов технического вуза// Матер. Всеросс. научн.-практич. конф., посв. 50-летию г. Альметьевска, «Проблемы формирования гуманитарной среды в техническом вузе».- Альметьевск: АНИ, 2002.- 0,1 п.л.

17.Палий Е.Н. Учебный литературно-музыкальный салон как новая форма эстетического воспитания студентов// Всеросс. науч.-практич. конф. «Гуманитаризация образовательной и внеучебной среды высшей школы как средство воспитания толерантного сознания молодого специалиста». – М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004. -0,1 п.л.

18.Палий Е.Н. Художественно-эстетическое воспитание студентов технического вуза// Нефтяное хозяйство.- 2004.- №4.- 0,5 п.л.

19.Палий Е.Н Художественная педагогика в техническом университете – М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004. - 1,7 п.л.

20.Палий Е.Н. Искусство Индии с древнейших времен до конца XVIII в. – М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004.- 6,5 п.л.

21.Палий Е.Н. Художественная педагогика в техническом университете (на примере РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина). – М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004.- 0,6 п.л.

22.Палий Е.Н. Литературно-музыкальные салоны Санкт-Петербурга и Москвы XVIII-XIX вв.// Теория и практика доп. образования.- 2006.- №5. -2,5 п.л.

23.Палий Е.Н. Из истории русской «салонной» культуры; петербургские салоны// МГОПУ им. М.А. Шолохова. Межвуз. сб. науч. тр., 2006.- 1,4 п.л.

24.Палий Е.Н. Салон графини Евдокии Петровны Ростопчиной // МГОПУ им. М.А. Шолохова. Межвуз. сб. науч. тр., 2006.- 0,5 п.л.

25.Палий Е.Н. Салон княгини Зинаиды Александровны Волконской// МГОПУ им. М.А. Шолохова. Межвуз. сб. науч. тр., 2006.- 0,5 п.л.

26.Палий Е.Н. Литературные вечера – одна из форм просветительской деятельности разночинцев в России XIX в.// МГОПУ им. М.А. Шолохова, Межвуз. сб. науч. тр., 2006.- 0,8 п.л.

27.Палий Е.Н. Салон графини Евдокии Петровны Ростопчиной и салон княгини Зинаиды Александровны Волконской// ГАСК, Материалы двух науч.-практич. межвузов. конф.2006. - 0,5 п.л.

28.Палий Е.Н. Литературно-музыкальные салоны Санкт-Петербурга и Москвы XVIII-XIX вв.// Теория и практика доп. образования.- 2007.- №1. -2,5 п.л.

29.Палий Е.Н. Из опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию студентов РГУ нефти и газа // Система кураторства в РГУ нефти и газа. -2007.-№5.- 2,5 п.л.

30.Палий Е.Н. Салон как историко-культурный феномен России XVIII-XIX вв.// ИСМО РАО.- 2007.- №3.- 2,5 п.л.

31.Палий Е.Н. Влияние салонной культуры на воспитание молодежи XVIII- XIX в.// ИСМО РАО.- 2007.-№8. -2,7 п.л.

32.Палий Е.Н. Из истории частных библиотек хозяев дворянских салонов: вторая половина XVIII-XIX вв.// Библиотековедение.- 2007.- №2.- 0,6 п.л.

33.Палий Е.Н. Литературно-музыкальные салоны как элемент российской культуры XIX в.// Социально-гуманитарные знания.- 2007.- №2. -0,6 п.л.

34. Палий Е.Н. Салонная культура России в конце XIX-начале ХХ вв.// Вестник МГОУ (в печати).

35. Палий Е.Н. Русская салонная культура XIX века// Вестник МГОУ (в печати).