- Мировоззренческий компонент рассматривается в качестве интегративной и структурообразующей базы исследования религиозных процессов. Он включает в себя антропо-философский подход, моделирующий предметный ряд собственно классической антропологии в ее социокультурном и временно-пространственном измерениях. Данные положения, выводимые из морфологического анализа определения философской антропологии, приводят к пониманию мировоззренческого комплекса в качестве методологического базиса при исследовании религиозно-обусловленных факторов культуры в ее историко-логической, временно-пространственной данности. Религиозное пространство в его философско-антропологическом измерении, детерминированное потребностями, интересами, аксиологическим, семантическим, семиотическим факторами, целями и ориентирами, отражается в знаково-символической плоскости артефактов религиозной культуры. В связи с данными положениями констатируется: а) безусловная роль антропо-культурологического аспекта, его предельных религиозно-аксиологических ориентиров, б) смысло-определяющая роль артефактов религиозной культуры в субъективной идентификации культурно-цивилизационного пространства. Пространственные дефиниции имплицитно увязываются с аксиосемантическим рядом артефактов религиозной культуры. Взаимодействие в социокультурном пространстве различных по своей мировоззренческой направленности конфессиональных институтов рассматривается с позиций определяющих единство этого пространства ценностных приоритетов. В результате, культур-антропологический аспект категории «пространство» рассматривается не только с позиций философской феноменологии религии, но и в социополитическом аспекте.
- Комплексно-методологический подход в исследовании историко-логических детерминант возникновения и функционирования региональной религиозной культуры, влияния ее на автохтонный культурный блок выявляет социофункциональную специфику религиозной культуры в ее конфессиональном окрасе. Конфессиональная специфика обусловливает векторность аксиологической направленности мировоззренческих блоков; определяет традиционные доминанта культур-цивилизационного и социополитического комплексов цивилизационного трансграничья.
- Временно-пространственная детерминированность религиозной культуры, семиотический ряд которой воплощает и символически фиксирует концептуальный уровень религиозной антропологии в социокультурном пространстве, определяет национальное, цивилизационное своеобразие мировосприятия, мироощущения и мировоззрения. В рамках концепции, рассматривающей пространство как функцию экзистенциональной идеи (обеспечивающей социокультурное и социополитическое единство общества), предполагается культуро-цивилизационный подход в анализе социокультурных и социополитических характеристик социально-исторической, религиозно детерминированной системы конфессиональных и мировоззренческих приоритетов, транслируемых в рамках конфессиональной миссиологии. Культуро-цивилизационный подход, выявляя мировоззренческий базис, общерелигиозный, конфессионально-миссиологический и социополитический аспекты исследования динамики религиозных процессов, вместе с тем определяет и соотношение общероссийского и регионального (в данном случае центрально-азиатского) пространств религиозной культуры.
- Инновационно-трансформацонные процессы в пространстве религиозной культуры региона характеризуется тем, что в нормативно-правовой проекции, исторические формы стратификации конфессиональных институтов переосмысляются в контексте общих глобализационных тенденций. Это свидетельствует о тотальной переоценке религиозно-аксиологического фактора социальной жизни, отраженной в тенденции «антропологизации» большинства форм общественного сознания, в том числе, и нормативно-правового осмысления этих тенденций. В реалиях постпротестантского Запада середины и конца XX в. инноватика экзотерической диффузии на уровне религиозного сознания в его обыденную страту, определена современным геополитическим положением Тибетской государственности, предопределившим активизацию миссии тантрического буддизма в ее сотериологическо-эсхатологическом пласте. С учетом теократической специфики инновационная экзотерика тантрического буддизма становится средством, интегрирующим адептов в мировоззренческий дискурс буддийской цивилизации и в культуро-цивилизационное соотношение Запад - Восток в контексте межцивилизационого трансграничья Восток Православный - Восток конфуцианско-буддийский.
- Теократические интенции римо-католической миссии послужили одной из причин ужесточения вероисповедной политики Китая в отношении иностранных религиозных организаций. Данное обстоятельство делает «китайский» вектор трансазиатской миссии католицизма одним из самых проблемных. Китайский принцип выведения отношения между КНР и Ватиканом в социополитическую плоскость ставит фактически вне закона катакомбную католическую церковь Китая и любое вмешательство «по религиозному признаку» во внутренние дела Китая со стороны теократических институтов. Методологические концепты деятельности католической миссии в Монголии предполагают усиление социальной роли католических институтов, а вместе с ней и латентной включенности российско-монгольских структур римо-католицизма в противостояние Ватикан - Пекин. В свою очередь, экономическая экспансия Китая в регионе ставит вопрос о необходимости выработки региональными структурами Русской Православной Церкви и государства единой стратегии и тактики миссии в отношении китайской диаспоры в условиях межцивилизационного трансграничья.
- К одним из основных причин изменения спектрального состава пространства религиозной культуры Центрально-Азиатского региона относятся политические процессы в российском социокультурном пространстве. Деидеологизация законодательной базы и смена идеологической платформы привели к нормативно-правовому закреплению принципа демократического плюрализма в сфере вероисповедной политики. Последнее, с учетом культуро-цивилизационной дихотомии Запад - Восток, обусловливает социополитический аспект проблематики. Антропо-культурологическая и мировоззренческая составляющие конфессиональной стратификации определяют традиционно-конфессиональные мировоззренческо-миссиологические комплексы православия (включая старообрядчество), ламаизма (в его популярной форме вероучения) и шаманизма в качестве методологического фона при выявлении новаций в спектре российского и регионального пространства религиозной культуры. С учетом инновационного процесса дезинтеграции мировоззренческих ориентиров в социокультурном континууме к собственно инновациям в религиозном пространстве Байкальского региона относятся трансформационные процессы, связанные с миссией постпротестантских, римо-католических и тибето-теократических религиозно-обусловленных комплексов, выявляемых в ходе спектрального анализа, а также с процессами конфесионализации региональных форм шаманизма.
- Произведенный со структурно-функциональных позиций спектральный анализ миссиологических доминант религиозного пространства Забайкалья и Монголии позволяет констатировать, что философско-мировоззренческий аспект понятия «миссия», рассмотренный с социополитических позиций, определяет дефиницию «миссионерское поле» в качестве основной динамической характеристики трансформационных процессов. Рассмотренные с позиций цивилизационного подхода Запад - Восток конфессиональные инновации в своей совокупности позволяют делать вывод о едином миссионерском поле Центрально-Азиатского региона (Байкальская Сибирь, Монголия, Китай). Секуляризационные и инновационные процессы приводят к дезинтеграции культурной идентичности и, вместе с ней, традиционной системы ценностей.
- Либерально-демократические ценности Западного мира, воспринимаемые на Востоке в результате инновационных процессов в религиозном пространстве, оказывают разрушительное действие на традиционные общества. Пространственно-интенциальные характеристики религиозной культуры выявляются в миссионерской деятельности, направленной на переход географических, политических, религиозных и общественных границ в целях распространения иных для данного культур-религиозного пространства духовных ценностей, определяют миссию Запада как экзистенциально-территориальную экспансию в социокультурное пространство стран Центрально-Азиатского региона.
1.Арзуманов И. А. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (XX-XXI вв.): комплексно-методологические аспекты исследования / И. А. Арзуманов. – Иркутск: Иркут. ун.-т, 2006. 12, 3 п. л.
2.Арзуманов И. А. Методологические концепты вероисповедной политики России в Восточной Сибири XVIII-XXI вв.: философско-правовой аспект исследования. – Улан-Удэ; Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. 16, 3 п. л.
3.Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX–XXI вв.) : монография / И. А. Арзуманов. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. – 319 с., 18,6 п.л.
Статьи, опубликованные в реферируемых журналах, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов докторских (кандидатских) диссертаций:
4.Арзуманов И. А. Философско-мировоззренческий аспект исследования религиозного пространства / Вестник Белгородского университета потребительской кооперации вып. № 3 (12), 2005. С. 203-208. 0,5 п. л.
5. Арзуманов И. А. Философско-антропологический аспект исследования религиозного пространства / Вестник Белгородского университета потребительской кооперации вып. № 3 (12), 2005. С. 208-212. 0, 25 п. л.
6. Арзуманов И. А. Философско-культурологический аспект исследования религиозного пространства / Вестник Белгородского университета потребительской кооперации вып. № 5 (14), 2005. С. 269-280. 0, 6 п. л.
7.Арзуманов И. А. Конфессиональные детерминанты социального и политического аспектов исследования религиозных процессов / Вестник Белгородского университета потребительской кооперации вып. № 5 (14), 2005. С. 280 287. 0,45 п. л.
8.Арзуманов И. А. Межцивилизационный дуализм Запад-Восток в контексте тантралогии. / Вестник Иркутского Технического Университета № 3 (27) 2006. С. 120 – 126. 0,45 п.л.
9. Арзуманов И. А. Конфессиональный аспект толерантности: теоретико-правовой аспект. / Вестник Иркутского государственного технического университета. № 1 (29) 2007 г. С. 21-26. 0,46 п. л.
10.Арзуманов И. А. Нормативно-правовая стратификация религиозного пространства: понятийно-семантический аспект цивилизационного подхода / Вестник Иркутского Государственного Технического Университета. № 2 (30) С.189-195. 0.5 п.л.
Статьи и тезисы докладов по теме диссертации, опубликованные в других изданиях:
11.Арзуманов И. А. Методологические аспекты моделирования религиозного пространства Забайкалья. / Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI в. Международный научный симпозиум г. Улан-Удэ 28-30 сентября 2005 г. // Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI в. международный научный симпозиум г. Улан-Удэ 28-30 сентября 2005 г. (Текст). В 2-х т. Т.2: материалы V международного научного симпозиума 28-30 сентября 2005 г. г. Улан-Удэ – оз. Байкал: Байкальские встречи V / ФГОУ ВПО Вост.-Сиб, гос. акад. культуры и искусств; науч. ред. Р. И. Пшеничникова. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ. С. 157-163. 0,35 п. л.
12. Арзуманов И. А. Религиозный фактор формирования социополитического пространства Байкальской Сибири. / Научно-практическая конференция «Правовые и экономические проблемы формирования новых субъектов РФ» г. Иркутск 28 февраля 2006 г. // Правовые и экономические проблемы формирования новых субъектов РФ. Материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2006. С. 3-12. 0,6 п. л.
13. Арзуманов И. А. Цивилизационная доминанта социополитического аспекта исследования религиозного пространства Центральной Азии: к методологии вопроса. / VI Всероссийская научно-практическая конференция «Кулагинские чтения» (материалы конференции). – Чита: ЧитГУ, . 2006. Ч. I. С. 273-277. - 0, 25 п.л.
14. Арзуманов И. А. Тибетский буддизм – историко-логический экскурс региональной специфики. / Миссионерское обозрение № 12 (122) 2005, декабрь. С. 27-31. 0, 25 п. л.
15. Арзуманов И. А. Социополитические детерминанты становления автокефалии ламаистской церкви России. / Миссионерское обозрение № 1 (123) 2006, январь. С. 26-31. 0, 26 п. л.
16. Арзуманов И. А. Анализ социополитических последствий трансформации ламаистской церкви России. / Миссионерское обозрение № 2 (124) 2006, февраль.. С. 28-31. 0, 25 п. л.
17. Арзуманов И. А. Глобализационные вызовы и цивилизационные ответы в социокультурном пространстве Монголии – этноконфессиональная проекция. / Сибирский юридический вестник. №. 3 (28) (июль-сентябрь) 2006 г. С. 3-11.(0,5 п.л.)
18.Арзуманов И. А. Социополитические детерминанты становления автокефалии ламаистской церкви России / Миссионерское обозрение № 3 (125) 2006, март. С. 23-31. 0, 6 п. л.
19.Арзуманов И. А. Анализ социополитических последствий трансформации ламаистской церкви России - Миссионерское обозрение № 8 (142) Белгород, 2007, август С. 26-29. 0, 25 п. л.
20.Арзуманов И. А. Анализ социополитических последствий трансформации ламаистской церкви России - Миссионерское обозрение № 9 (143) Белгород, 2007, сентябрь, С. 23-30. 0, 45 п. л.
21.Арзуманов И. А. Теоретико-правовые аспекты функционирования старообрядческих институтов Забайкалья в контексте государственно-идеологических императивов. / V Международной конференции Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Мат-лы V Межд. науч.-практ. конф. (31 мая - 1 июня 2007 г., г. Улан-Удэ. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. С. 46-57. 0, 5 п.л.
22.Арзуманов И. А. Миссиологические доминанты религиозного пространства Монголии XX-XXI вв. в контексте теоретико-правовых инноваций. / Восточное общество: интеграционные и дезинтеграционные факторы в геополитическом пространстве АТР: материалы международной научно-практической конференция (г. Улан-УДЭ, 27 июня – 1 июля 2007 г.). – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007. С. 28-30. 0, 4. п.л.
23.Арзуманов И. А. Вероисповедная политика: философско-правовой аспект идеологической стратификации. / Трансформация политических режимов в Российской Федерации и странах Центральной и Северо-Восточной Азии: Международная научно-практическая конференция (Иркутск, 29-30 мая 2007г.): материалы. – Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2007. С. 191-206. 1 п.л.
24.Арзуманов И. А. Нормативно-правовые аспекты идеологических детерминант вероисповедной политики России XX-XXI в. / Межконфессиональные отношения на рубеже тысячелетий: материалы междунар. науч.-практ. конференции. 14-15 июня 2007 г. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007. С. 14-21. 0,5 п.л.
25. Арзуманов И. А. Методологические концепты вероисповедной политики России в контексте Центрально-Азиатской проблематики. / Гражданское общество: история и современность: сб. статей в 2 ч. / Забайк. Гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2007. – Ч. 2. С. 167-170. 0, 4 п.л.
26.Арзуманов И. А. Вероисповедная политика как фактор структуризации социокультурного пространства Восточной Сибири / Религия в российском пространстве: исторический, политический и социокультурный аспекты / Материалы Первой Всероссийской заочной конференции преподавателей религиоведения вузов, колледжей и школ (7-10 октября 2007 г.) / Под ред. проф. Ю.Ф. Абрамова. – Иркутск: Изд-во Оттиск, 2008. С. 9-15. 0,5 п.л.
27.Арзуманов И. А. Вероисповедная политика России в Восточной Сибири – в контексте принципа государственного этатизма. / Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII – начала XX века: Сборник материалов региональной научной конференции. Новосибирск, 2007.С. 136-143. 0.5 п.л.
28.Арзуманов И. А. Религиозное пространство Байкальского региона как стабилизирующий фактор индустриального развития Сибири / Индустриальное Развитие Сибири в контексте модернизационных процессов: Материалы науч. конф., посвящ. 85-летию профессора Е.Е. Тамаханова // Отв. Ред. С.В. Калмыков. Ч. II – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2008. С. 89-98. 0, 5 п.л.
29.Арзуманов И. А. Трансформация религиозного пространства центрально-азиатского региона (XX-XXI вв.): геополитический аспект исследования. / Религия и гражданское общество: цивилизационные вызовы и возможные ответы: Материалы VI международного семинара 1-3 ноября 2006 г., г. Ялта / Под ред. Т. А. Сенюшкиной – Симферополь: Таврия, 2007. С. 15-18. Украина. 0. 25 п.л.
30.Арзуманов И. А. Нормативно-правовые аспекты конфессионализации шаманизма в Байкальском Регине XX-XXI вв. / Этничность и власть . Материалы VI международного семинара 14-16 мая 2007 г. , г. Ялта, Алупка // Под ред. Т.А. Сенюшкиной – Симферополь : Таврия, 2008. С. 5-9. 0,5 п.л.
31.Арзуманов И. А. Этноконфессиональная проекция социокультурного пространства Монголии в XX-XXI веке / Миссионерское обозрение № 7 (141) 2007, июль. С. 26-29. 0, 4 п. л.
32.Арзуманов И. А. Социокультурные аспекты миссии православия: к вопросу о роли старообрядчества в освоении Забайкалья и Дальнего Востока (XVIII-начало XIX вв.) / Иркутский историко-экономический ежегодник, 2008. Иркутск, Издательство БГУЭП. С. 354-357. 0, 5 п.л.
33.Socio-integration imperatives of Russia´s religious policy in XX-XXI centuries: philosophical and legal aspects. / Law Research Institute Chungbuk National University (2007) 145 P. - pp.83-97.
34.Арзуманов И. А. Социокультурная динамика конфессионализации шаманизма в Забайкалье XX-XXI вв. (по материалам фондов Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова) / Музейные ценности в современном обществе. // Материалы Международной научной конференции, посвященной 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея Омск, 14-17 мая 2008 г. 407 с. – С. 103-106.
35.Арзуманов И. А. Ценностно-культурологические аспект вероисповедной политики России в трансазиатском контексте: к вопросу о конфессиональной толерантности / Проблемы государственного строительства России и Китая : Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 24-25 июня 2008 г.) : Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. - 296 c. – C. 273-284.
36.Арзуманов И. А. Базисно-методологические принципы вероисповедной политики России в Восточной Сибири (XVIII нач. XX вв.) в контексте культурно-цивилизационного подхода. / Сибирь в изменяющемся мире. История и современность : материалы всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной памяти профессора В.И. Дулова. – В 2-х кн.: Кн. 1. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. – 275 с. – С. 27-32.