- Сложность феномена гражданственности требует исследования на трех уровнях: историческом (раскрытие смыслового содержания концептов гражданственности в истории философии); собственно научно-познавательном (анализ сущностных и ценностных смыслов феномена гражданственности, морфологический анализ конституирующих его объектов) и теоретико-прикладном (изучение актуальных социокультурных проблем и возможностей их решения).
- Гражданственность - это понятие, данное в уникальном культурном опыте самоизменения человека и межчеловеческих отношений, образующемся под воздействием системы значимых символов. Символы-средства - гражданские добродетели - не только аккумулируют социокультурный опыт жизнедеятельности определенной человеческой общности, но и осуществляют процесс символического взаимодействия между членами. Символ-гражданская добродетель - универсальное средство культуры, которое в чувственно-воспринимаемой форме кодирует основополагающие для гражданского сознания образы, идеалы и духовные ценности, выполняя в культуре познавательную, адаптивно-регулятивную, идентификационно-интегративную, информационно-коммуникативную функции и функцию социализации.
- Отнесение категории гражданственности к природе феномена обоснованно. Любой феномен имеет свой дериват - ту реальность, которая соответствует содержанию феномена. Феномен не может существовать без деривата, без того, выражением чего он является. Применительно к гражданственности, дериватами выступают те блага, что содержатся в гражданских добродетелях, общезначимых ценностях, ценностных отношениях (благочестие, добротолюбие, умеренность, общественное благо как счастье каждого гражданина, взаимопомощь, забота, солидарность, понимание, согласие, дружба, свобода, толерантность, участие в государственном управлении, правосознание и др.); они являются ценностями гражданского общества, его «человеческим капиталом».
- Дериваты первичны, фундаментальны. Феномены вторичны, имеют производный характер.
- Рассмотрение феномена гражданственности как исторической формы социальности, возникшей на стадии индустриального развития социальной системы, будучи лишенным векторного и уровневого измерения человеческого развития, в условиях современной российской реальности гносеологически не оправдано: искажает истинную природу, минимизирует сущностные и ценностные смыслы феномена гражданственности - его объединяющие ресурсы. Процесс развития гражданственности при таком подходе представляется ограниченным и обедненным.
- В человековедческих науках укоренилось одностороннее представление о гражданственности - в политическом измерении. Это важный аспект, но его реализация - это этап продолжения процесса, начальное звено которого должен составлять этический аспект. Адекватное представление является порождением культурных факторов, характеризуется генетической концентрацией специфических субъективных свойств и общественных ценностей. Гражданственность в этическом контексте представляет уникальные, порождаемые культурной системой отношения между гражданами на горизонтальном уровне. Гражданственность - совокупность этических принципов, образующих основание гражданского общества; необходимость исполнения этих принципов, вытекает из внутренней сущности феномена гражданственности - единения человеческого общества как цели и условия его бытия, и обозначает тем самым закон, порядок, структуру. Так возникает категория должного.
- Гражданственность - это культурный код специфических, символически опосредованных, системообразующих межчеловеческих отношений, содержащий в себе множество форм и типов, контекстуально наделенных конкретным значением.
- Реализуется гражданственность в свободоспособности личности, ощущающей себя субъектом человеческого бытия, руководствующимся в своей созидательной деятельности гражданскими добродетелями - символами-средствами, благодаря чему гражданин выступает в своей преобразующей деятельности как полномочный представитель гражданского общества, ответственный за гармоничность отношений, за степень «очеловеченности» общества и государства, к которым он принадлежит. Позитивная «Я-концепция» составляет основание личностного развития гражданина, обеспечивает ее целостность и устойчивость.
- Для преодоления деструктивных явлений как экспансивного, так и внутреннего характера, необходимо самоосвобождение от балласта субъективных качеств, доминирующих в характере российского гражданина, проявляющихся в поведении, действиях, отношениях, мышлении.
- Комплексная междисциплинарная концепция развития гражданственности морфологически построена на трансляции ценностей гражданского общества и развитии субъективных свойств гражданина, при которых действия, отношения его определяются как проекции субъективно опытного значения, связанные со смыслом и культурными формами. Многоуровневый и бивалентный характер непрерывного культурно-антропологического образования авторской модели объясняется тем, что культурная традиция формирует «программы» восприятия и постижения принципов гражданственности.
2.Культурно-антропологические основы развития гражданственности: Монография. Псков: ПОИПКРО, 2007. 86 с.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
3.Личностные истоки развития гражданственности // Вестник МГУКИ. 2007. № 6. С. 45–50.
4.Гражданственность как функция культурно детерминированного самоопределения // Вестник МГУКИ. 2008. № 1. С. 43–47.
5.Ценностные ориентации как часть культуры гражданского развития // Вестник МГУКИ. 2008. № 2. С. 41–46.
6.Непрерывное культурное образование как фактор развития гражданственности (авторская модель) // Этносоциум и межнациональная культура. 2007. № 5. С. 141–146.
7.Менталитет как объект рефлексии культуры в процессе становления и развития гражданственности // Вопросы культурологии. 2007. № 8. С. 13–17.
8.Культура гражданского становления личности как социально-педагогическое явление // Наука и школа. 2006. № 1. С. 17–21.
9.Воспитание гражданственности в условиях обновленной России // Педагогика. 2003. № 9. С. 45–50.
10.Проектирование и моделирование деятельности социального педагога образовательного учреждения // Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 23–27.
11.Организация аттестации социальных педагогов // Вестник психосоциальной и реабилитационной работы. 1999. № 2 С. 3–14.
12.Толерантность как мировоззренческая проекция гражданственности // Россия и Восток: Проблемы толерантности в диалоге цивилизаций: Материалы IV международной конференции. 3–6 мая 2007. Астрахань: АГУ. С. 47–51.
13.Непрерывное гражданское образование как ценностно-целевая стратегическая ориентация обновления системы воспитания // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы международной научно-практической конференции. ГосНИИ семьи и воспитания. Ч. 1. М., 2003. С. 64–69.
14.Методологическая культура профессиональной педагогической коммуникации // Новые подходы к пониманию сущности развивающего обучения: Материалы Северо-Западной региональной научно-практической конференции. Псков, 2001. С. 270–274.
15.Ценностные ориентации как часть культуры // Воспитание в системе формирования ценностных ориентаций молодежи: Материалы межвузовского круглого стола. М.: МГУКИ., 2008. С. 36–40.
16.О воспитании в новом социуме // Ученые записки Института непрерывного образования Новгородского государственного университета. 2003. Вып. 5. Кн. 1. С. 13–17.
17.Воспитание гражданственности как персоналистический аспект культуры социальной жизни // Материалы IХ конференции молодых ученых. ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования. М., 2003. С. 57–63.
18.Социально-педагогическое образование в системе профессиональной подготовки учителя начальной школы // Сб. статей Новгородского государственного университета. Великий Новгород. 2001. Вып. 2. С. 11–14.
19.Сущностные смыслы социально-педагогической деятельности // Ментор. 1994. № 3. С. 8–14.
20.Гражданская миссия социального педагога // Ментор. 1994. № 6. С. 18–23.
21.Планирование работы социального педагога образовательного учреждения // Методика работы социального педагога. М.: Школьная Пресса, 2003. С. 82–87.
22.Гражданственность как явление культуры // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств – Электрон. журн. – М.: МГУКИ, 2004. – № гос. регистрации 0420600016. Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Kapustina.pdf.
23.Фактор сформированности ценностных ориентаций в гражданском становлении личности // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств – Электрон. журн. – М.: МГУКИ, 2004. № 0420600016. http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Kapustina.pdf